Научная статья на тему 'Анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии архитектуры'

Анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии архитектуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
830
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ АРХИТЕКТУРЫ / КОЛОРИСТИКА / АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ / ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ / ПИСЬМЕННЫЙ ДОКУМЕНТ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МЕТОД / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Грибер Юлия Александровна

Автор исходит из того, что анализ корреляции социальной структуры и проявляющейся в архитектурной колористике семантики требует специфических методов. В статье показано значение метода анализа письменных и иконографических документов для характеристики эпистемологической традиции и выявления горизонтального и вертикального членения цветового языка архитектуры конкретного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии архитектуры»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 1 (184). Философия. Социология. Культурология. Вып. 16. С. 146-148.

Ю. А. Грибер

анализ письменных и иконографических документов как метод изучения колористики в социологии

архитектуры

Исследование выполнено при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации (грант № МК-4027.2007.6)

Автор исходит из того, что анализ корреляции социальной структуры и проявляющейся в архитектурной колористике семантики требует специфических методов. В статье показано значение метода анализа письменных и иконографических документов для характеристики эпистемологической традиции и выявления горизонтального и вертикального членения цветового языка архитектуры конкретного региона.

Ключевые слова: социология архитектуры, колористика, анализ документов, иконографический документ, письменный документ, количественный метод, контент-анализ.

Рассматривая архитектуру как средство отражения социальных процессов, социология делает своим объектом сооружения и постройки в их реализованном виде1. Облик зданий подвергается анализу как носитель информации о культуре, истории, укладе и скрытой мифологии общества. Язык архитектуры своеобразен и очень абстрактен. Архитектурный образ строится на предельно-широком обобщении, и его самая главная ценность заключается в выражении особого качества, которое Г. Вельфлин назвал «Lebensgefuehl, или чувство жизни, эпохи», а Николас Певзнер - «Zeitgeist, или дух времени».

Главные выразительные средства архитектуры воспринимаются в основном зрительно. Это симметрия, ритм, объем, фактура. Большую роль в создании художественного образа в архитектуре играет цвет, который, с одной стороны, призван обогащать здания и ансамбли в пластическом отношении (позволяет уточнить масштабы, пропорции, подчеркнуть ритмические пассажи, организовать единство частей), с другой стороны, может обретать знаковый характер, скрывать глубокие и сильнодействующие на человека символы. Как правило, цвет наделяется символическим смыслом, адекватным общему слою понятий и смыслов конкретной культуры, и выражает культурное содержание и характер эпохи. По утверждениям историков, архитектурные системы чутко реагируют на смену тенденций в системах мышления и мировосприятия. При этом цвет лучше других категорий формального анализа отражает меняющиеся

социально-экономические потребности, эстетические пристрастия и вкусы, смену тенденций в системах мышления и мировосприятия. По мнению А. Ефимова, новая полихромия каждый раз информирует о происшедших изменениях и «канонизируется в соответствии с существующим мировоззрением»2.

Цветовой язык архитектуры имеет горизонтальное и вертикальное членение (по аналогии с естественным языком). Под горизонтальным членением понимается выделение своего рода диалектов цветового языка по территориальному принципу. Для речевого диалекта размер географического ареала может быть весьма мал, так как для его существования достаточно даже небольшого числа людей. Произведения же искусства создает не каждый человек, так что для поддержания соответствующего диалекта нужна гораздо большая область с гораздо большим числом жителей. Под вертикальным членением цветового языка понимаются его специфические особенности у членов отдельных социальных групп, или субкультур3. Материалом для исследования горизонтального членения цветового языка архитектуры становятся жилые и промышленные здания различных эпох, вертикального членения - городские усадьбы и объекты ландшафтной архитектуры города.

Принцип археологии знания, выдвинутый М. Фуко4, позволяет описывать цветовые образы архитектуры конкретного региона в разные исторические эпохи. При этом эпистема (от греч. episteme - знание) понимается как достигнутый к данному времени уровень

культурного знания, как специфический образ мышления, определяющий нормы деятельности человека, понимание им феноменов окружающего мира и восприятие действительности. Существующую связь между геополитическими процессами и специфическими процессами в развитии архитектурной колористики нельзя представить в виде формулы. Вместе с тем можно выделить доминантные идеи, которые в значительной мере определили сложный образ архитектурной панорамы конкретного времени.

Вследствие того, что «культурно обусловленные линии и формы» архитектуры5 воздействуют на зрителя на довербальном уровне и являются предсознательным, «сложным» средством коммуникации, анализ корреляции социальной структуры и проявляющейся в архитектурной колористике семантики требует специфических методов. Для характеристики эпистемологической традиции в цветовом решении архитектурных построек конкретного региона большой массив источников должен изучаться социологическими методами анализа документов с использованием как традиционных приемов интуитивного анализа содержания, так и формализованных математизированных процедур контент-анализа с количественным описанием социальных явлений.

Специфика материала объясняет выбор различных исследовательских стратегий. Для изучения цветового облика города в различные эпохи больше подходит исторический метод. Этот метод, который О. Конт назвал «историческим сравнением различных последовательных состояний человечества»6, в социологии искусства ориентирован прежде всего на выявление, моделирование и изучение генетических связей социальных и художественных явлений. Суть метода состоит в накоплении исторического знания о событиях, процессах, движущих силах и причинах, фактуально точном воссоздании определенных исторических реалий и сопоставлении различных ступеней развития одного или разных сосуществующих явлений. При этом хроматические характеристики гражданской и культовой архитектуры восстанавливаются в ходе анализа письменных документов - краеведческих исследований, периодических изданий, архивных материалов (паспортов зданий различных эпох, документальных свидетельств об окраске, описаний архитектурных

сооружений, сохранившихся архитектурных проектов), архивных фотодокументов.

Комбинация документов различного типа позволяет включить в выборку не только сохранившиеся, но и разрушенные постройки, воссоздать достоверный колористический облик города и выделить в едином цветовом пространстве последовательные наслоения.

Несмотря на закрепленность цвета за определенным стилем, он обладает довольно широким спектром свободы выбора, который дает возможность продолжения в официальной архитектуре эпистемологических традиций местной культуры. Однако этнокультурные особенности архитектуры наиболее ярко реализуются в оформлении народного жилища. При выборе цвета для современных усадебных строений их владельцы (люди разного пола, возраста, социального положения, с разным здоровьем и темпераментом) не скованы никакими стилевыми нормами. Как правило, они не обращаются к профессионалам для разработки проектов. Поэтому архитектура городских усадеб не попадает под влияние официальных стилей и модных течений. Трудность исследования вертикального членения в том, что, с одной стороны, такие постройки возводятся из недолговечных материалов, поэтому хуже других сохраняются, с другой - изменение их колористики не отражается в официальных документах. Поэтому изучение спектральной структуры и доминирующих цветов городских усадеб требует использовать биографический метод в комбинации с контент-анализом цветных фотографий разных лет.

Н. Дензин определяет биографический метод как «...переживания и определения одного лица, одной группы или одной организации в той форме, в которой это лицо, группа или организация интерпретируют эти переживания. К материалам жизненной истории относятся любые записи или документы, включая “истории случая” социальных организаций, которые проливают свет на субъективное поведение индивидов и групп»7. Основными источниками биографических данных становятся личные документы (истории жизни, письменные автобиографии, дневники, письма, семейные архивы, фотографии, родословные досье и т. п.) и частные архивные материалы, дополненные официальными правительственными документами, данными социальной статистики, архивами архитектурно-

строительных организаций и административных органов, органов юриспруденции, а также устные жизненно-исторические свидетельства, результаты опросов, данные наблюдений. Для реконструкции колористики города на различных этапах его развития могут привлекаться также литературные источники, живописные и графические произведения, открытки с видами города.

Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека или социальной группы и на субъективном, личностном подходе к описанию социальных явлений. Специфика биографического метода позволяет использовать его в тех случаях, когда объект еще не достаточно изучен и не представлен в социологических понятиях и теориях.

Биографический материал собирается в ходе вполне традиционного выборочного обследования, квотного или нацеленного на определенную социальную группу. Так как в биографическом исследовании речь не о частоте случаев, а только о типологии различных вариантов в замеренных случаях, формировании обозримого репертуара воз-можностей8, целесообразно комбинировать его с контент-анализом фотоматериалов, в ходе которого квантифицируются сведения о колористике зданий. В бланке фиксируется количество цветов, использованных в отделке (многоцветное или полицветное оформление), основной цвет дома и оформление его элементов, где традиционно на Руси главным образом сосредоточивалась наружная раскраска жилых построек - на нижних поверхностях свесов и кровель, на верхних частях стен, углублениях наличников окон и столбов крылец, т. е. частях зданий, защищенных от действия снега и до-ждя9. Количественный анализ цветовых характеристик позволяет сравнивать полученные данные с иными, также квантифицированными текстами, сопоставляя колористику отдельных географических и временных интервалов.

В целом, использование в социологическом исследовании архитектурной колористики документов как источника информации

о социокультурных явлениях дает исследователю возможность получить важные сведения для их описания, проследить цветовую эволюцию. Большую роль в исследовании цвето-

вых объектов социологии архитектуры приобретает иконографическая документация: кино-, видео-, фотодокументы и произведения изобразительного искусства (иконы, картины, гравюры). Анализ иконографических документов может использоваться как способ проверки данных, полученных в ходе анализа письменных источников. В ряде случаев иконографические документы становятся основным или даже единственным источником, содержащим информацию о первоначальном колористическом решении архитектурного сооружения. Теоретическая интерпретация и сравнительный анализ письменных и иконографических документальных источников позволяют обнаружить и сформулировать закономерности социальных событий, а их количественный анализ - измерить параметры и построить модели.

Примечание

1 См.: Делитц, Х. Архитектура в социалном измерении // Социол. исслед. 2008. № 10. С. 116.

2 Ефимов, А. В. Формирование цветовой среды города // Архитектура СССР. 1978. № 9. С. 5

3 См.: Грибер, Ю. А. Эпистема цвета в смоленской архитектуре и живописи : монография. Смоленск : Маджента, 2008. С. 7.

4 См.: Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб. : А-саd, 1994. 408 с.

5 См.: Делитц, Х. Архитектура в социалном измерении. С. 118.

6 Конт, О. Дух позитивной философии : (Слово о положительном мышлении). Ростов н/Д : Феникс, 2003. С. 84.

7 Denzin, N. The Research Act. A Theoretical Introduction to Sociological Methods. 3-rd ed. Englewood Cliff : Prentice Hall, 1989. P/ 183.

8 См.: Фукс-Хайнритц, В. Биографический метод // Биографический метод в социологии : история, методология, практика / ред. колле -гия: В. В. Семенова, Е. Ю. Мещеркина. М. : ИСРАН, 1993. С. 11-41.

9 См.: Ефимов, А. В. Колористика города. М. : Стройиздат, 1990. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.