Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
'

АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-аптека / дистанционная реализация лекарственных препаратов / анализ сайта / посещаемость / производительность / пользовательский опыт / пользовательский интерфейс. / online-pharmacy / distance sale of medicines / site analysis / visiting / performance / user’s experience / user’s interface.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — А. И. Васильев, А. А. Романюк

В настоящее время в Республике Беларусь остается актуальным вопрос создания конкурентоспособных интернет-аптек, что будет способствовать повышению доступности лекарственной помощи, оказываемой населению. Целью настоящего исследования явился анализ первого опыта работы интернет-аптек. В качестве объектов исследования использовали сайты функционирующих интернет-аптек РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», Могилевского РУП «Фармация» и РУП «Минская фармация». В ходе исследования изучали динамику посещаемости сайтов интернет-аптек, их технические характеристики и поведение пользователей. Помимо этого, оценивали дизайн пользовательского опыта (UX) и интерфейса (UI), а также коммерческие факторы. Для исследования использовали сервисы SimilarWeb, Page Speed Insights и Google Mobile-Friendly Test. В результате исследования установили, что интерес жителей Республики Беларусь к интернет-аптекам увеличивается. Для улучшения их работы необходимо повышение производительности на мобильных устройствах. Важными факторами для успешной работы интернет-аптек являются: присутствие изображений товаров, удобный интерфейс для совершения покупок, возможность получить консультацию в режиме онлайн, наличие фильтрации при поиске, а также широкий ассортимент с большим количеством подгрупп товаров. Для большего привлечения покупателей можно использовать программы лояльности и акции. Возможность написания посетителями отзывов об интернет-аптеке и ее службе доставки поможет оценить организации качество предоставляемых ею услуг. Приведенные рекомендации могут повысить эффективность работы интернет-аптек и доступность оказания лекарственной помощи в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FIRST EXPERIENCE OF ONLINE PHARMACIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS

At present the issue of establishing competitive online pharmacies which will help increase availability of medical care provided to the population, remains relevant in the Republic of Belarus. The purpose of this study was to analyze the first experience of online pharmacies. The sites of functioning online pharmacies RUE "BELPHARMATSIYA", Mogilev RUE "Pharmacy" and RUE "Minsk Pharmacy" were used as research objects. Dynamics of visiting online pharmacy sites, their technical characteristics and online users’ behavior were examined in the study. In addition, user’s experience (UX) and interface (UI) design as well as commercial factors were assessed. The services used for the study were SimilarWeb, Page Speed Insights and Google Mobile-Friendly Test. As a result of the study, it was found that the interest of people in the Republic of Belarus in online pharmacies is increasing. To improve their performance it is necessary to increase power on mobile devices. Important factors for successful performance of online pharmacies are: presence of product images, convenient interface for making purchases, ability to get advice online, presence of filtration when searching and also wide assortment with a large number of subgroups of products. To attract more customers they can use loyalty programs and promotions. Ability for visitors to share opinions about an online pharmacy and its delivery service will help the organization evaluate the quality of the services it provides. The recommendations given can improve efficiency of online pharmacies and accessibility of medical care provision in the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ »

ОРГАНИЗАЦИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ДЕЛА

УДК 614.2:004 DOI: https://doi.org/10.52540/2074-9457.2023.4.16

А. И. Васильев, А. А. Романюк

АНАЛИЗ ПЕРВОГО ОПЫТА РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-АПТЕК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет,

г. Витебск, Республика Беларусь

В настоящее время в Республике Беларусь остается актуальным вопрос создания конкурентоспособных интернет-аптек, что будет способствовать повышению доступности лекарственной помощи, оказываемой населению. Целью настоящего исследования явился анализ первого опыта работы интернет-аптек.

В качестве объектов исследования использовали сайты функционирующих интернет-аптек РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», Могилевского РУП «Фармация» и РУП «Минская фармация». В ходе исследования изучали динамику посещаемости сайтов интернет-аптек, их технические характеристики и поведение пользователей. Помимо этого, оценивали дизайн пользовательского опыта (UX) и интерфейса (UI), а также коммерческие факторы. Для исследования использовали сервисы SimilarWeb, Page Speed Insights и Google Mobile-Friendly Test.

В результате исследования установили, что интерес жителей Республики Беларусь к интернет-аптекам увеличивается. Для улучшения их работы необходимо повышение производительности на мобильных устройствах. Важными факторами для успешной работы интернет-аптек являются: присутствие изображений товаров, удобный интерфейс для совершения покупок, возможность получить консультацию в режиме онлайн, наличие фильтрации при поиске, а также широкий ассортимент с большим количеством подгрупп товаров. Для большего привлечения покупателей можно использовать программы лояльности и акции. Возможность написания посетителями отзывов об интернет-аптеке и ее службе доставки поможет оценить организации качество предоставляемых ею услуг.

Приведенные рекомендации могут повысить эффективность работы интернет-аптек и доступность оказания лекарственной помощи в Республике Беларусь.

Ключевые слова: интернет-аптека, дистанционная реализация лекарственных препаратов, анализ сайта, посещаемость, производительность, пользовательский опыт, пользовательский интерфейс.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время с целью увеличения доступности лекарственной помощи в соответствии с Законом № 213-З «О лицензировании» в Республике Беларусь начата работа по внедрению розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом [1].

Вопрос внедрения дистанционной реализации лекарственных препаратов является весьма актуальным для жителей сельских населенных пунктов, пациентов с ограниченными возможностями, а также

в условиях неблагополучной санитарно-эпидемиологической ситуации [2, 3].

Порядок работы интернет-аптек определен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь № 69 от 3 мая 2023 года. В нем установлены основные требования, которым должна соответствовать интернет-аптека [4].

По состоянию на 01.10.2023 в соответствии со сформированным ГУ «Госфарм-надзор» перечнем юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию лекарственных препаратов дистанционным способом, функционируют интернет-ап-

теки РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», Могилев-ского РУП «Фармация» и РУП «Минская фармация». Сайт интернет-аптеки Витебского РУП «Фармация» находится на стадии завершения разработки и тестирования [5-9].

В современном цифровом пространстве наблюдается тенденция к стандартизации сайтов интернет-магазинов, информационных порталов и сервисов. Для повышения конкурентоспособности интернет-аптек необходимо обратить внимание на создание дизайна UX и UI, который будет вызывать у посетителей интерес [10]. В сочетании с высокой производительностью сайта и широким ассортиментом, UX и UI могут стать ключевыми элементами в привлечении и удержании посетителей интернет-аптек.

Ранее нами были проанализированы перспективы дистанционной реализации лекарственных средств методом SWOT-анализа. Определено, что в работе интернет-аптек имеются слабые стороны и различные угрозы. Например, интернет-аптеки могут сталкиваться с низким доверием покупателей, высокой конкуренцией, сложностью логистики и доставки. Таким образом, организация должна оценивать все факторы, которые могут повлиять на ее успешность, а также искать пути для повышения эффективности работы [11].

Поэтому целью настоящего исследования явился анализ первого опыта работы сайтов интернет-аптек в Республике Беларусь.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом настоящего исследования явились сайты интернет-аптек РУП «БЕЛ-ФАРМАЦИЯ», Могилевского РУП «Фармация», РУП «Минская фармация», с помощью которых осуществляется розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом [6-8]. Динамику посещаемости сайтов интернет-аптек и анализ поведения пользователей на них проводили с помощью сервиса Similar-Web. Технические характеристики сайтов оценивали с использованием сервиса Page Speed Insights, а мобильную оптимизацию -Google Mobile-Friendly Test [12-14].

В работе применяли методы анализа вторичных данных, коммерческих факторов, web-контекста и UX/UI-анализа.

Анализ UX и UI для интернет-аптеки -это процесс создания покупательского опыта и интерфейса, который удовлетворяет потребности пользователей, делая взаимодействие с интернет-аптекой интуитивно понятным и эффективным [15].

Также в работе использованы материалы конференции Yandex Pharma Day [16].

Сравнительный анализ сайтов интернет-аптек проведен по следующим параметрам: навигация, наличие мобильной оптимизации, поиск необходимого товара, фильтрация по поиску, информация о товаре, процесс совершения покупки, консультирование посетителей, совместимость с различными браузерами (кроссбраузер-ность), наличие изображений товаров, а также стиль и брендинг сайтов.

Также анализировали коммерческие факторы, под которыми подразумевались широта и глубина ассортимента, условия доставки, наличие программ лояльности и отзывов. Были сравнены интернет-аптеки РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и Могилевского РУП «Фармация».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования с помощью сервиса SimilarWeb нами была проанализирована динамика посещаемости сайтов интернет-аптек с июня 2023 года по сентябрь 2023 года и определено поведение пользователей на них.

Результаты анализа посещаемости сайтов интернет-аптек представлены на рисунке 1.

Из рисунка 1 видно, что максимальная посещаемость сайта интернет-аптеки РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» наблюдалась в июне, что, вероятно, связано с ее широким освещением в средствах массовой информации. В июле посещаемость стала падать, однако в настоящее время наблюдается ее рост. Посещаемость интернет-аптеки РУП «Минская фармация» стабильная. Посещаемость сайта Могилевского РУП «Фармация» в настоящее время также растет.

На втором этапе исследования проведен сравнительный анализ поведения пользователей на сайтах изучаемых интернет-аптек с помощью сервиса SimilarWeb, результаты представлены в таблице 1.

Установлено, что наибольшая продолжительность посещения составляет 3 минуты 25 секунд на сайте интернет-аптеки,

Рисунок 1. - Посещаемость сайтов интернет-аптек по месяцам Таблица 1. - Поведение пользователей на сайтах интернет-аптек

Интернет-аптека Средняя продолжительность посещения Среднее число просмотренных страниц за одно посещение Процент посетителей, покинувших сайт после просмотра одной страницы

РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» 3 мин. 25 сек. 5,20 39,48%

Могилевское РУП «Фармация» 1 мин. 33 сек. 1,10 90,42%

РУП «Минская фармация» 1 мин. 24 сек. 2,98 46,37%

принадлежащей РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ». Это означает, что пользователи проводят достаточно времени на сайте, чтобы изучить его содержимое и взаимодействовать с ним. Среднее время посещения остальных интернет-аптек является небольшим. Возможно, данного времени достаточно для ознакомления с сайтом, однако для совершения покупки его недостаточно. Остальные показатели также подтверждают то, что интернет-аптека РУП «БЕЛ-ФАРМАЦИЯ» вызывает больший интерес у пользователей.

Далее с помощью сервиса Page Speed

Insights был проведен анализ технических характеристик сайтов интернет-аптек. Результаты представлены в таблице 2.

Определено, что все сайты имеют схожие проблемы, такие как невысокая производительность (37-68 баллов) и средняя скорость загрузки (4,2-8,4 секунды) на мобильных устройствах. Поэтому все сайты нуждаются в повышении производительности на мобильных устройствах, потому что часто покупатели совершают покупки таким способом.

Также в ходе анализа технических характеристик сайтов установлено, что по-

Таблица 2. - Технические характеристики сайтов интернет-аптек

Интернет-аптека Производительность на персональных компьютерах*, баллов Производительность на мобильных устройствах*, баллов Индекс скорости загрузки на персональных компьютерах, сек. Индекс скорости загрузки на мобильных устройствах, сек.

РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» 85 37 1,7 6,3

Могилевское РУП «Фармация» 85 59 1,9 8,4

РУП «Минская фармация» 89 68 0,9 4,2

Примечание: *максимальное возможное число баллов - 100.

18

вышению производительности сайтов могут способствовать использование современных форматов изображений, настройка эффективного кодирования изображений, улучшение контрастности цветов.

В настоящее время на сайтах всех изучаемых интернет-аптек используются изображения в формате JPG. Если использовать современные форматы изображений, такие как WebP и AVIF, то производительность сайтов повысится на всех устройствах. Это особенно важно для пользователей с ограниченным интернет-соединением или использующих мобильные устройства. Эффективное кодирование изображений заключается в настройке оптимальных размера, качества, цветовой палитры и соотношения сторон изображе-

ния. Провести оптимизацию изображений можно вручную или с помощью специальных алгоритмов путем сжатия или без потерь качества. Достаточный контраст между цветами фона и переднего плана обеспечивает лучшую видимость и читаемость текста. Данный фактор особенно важен, так как значительную часть (48%) целевой аудитории интернет-аптек составляют люди старше 45 лет, которые могут иметь нарушения зрения [16].

На следующем этапе исследования был проведен сравнительный анализ сайтов интернет-аптек по таким параметрам, как дизайн их и Ш.

Результаты сравнительного анализа сайтов интернет-аптек по их и Ш представлены в таблице 3.

РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ Могилевское РУП «Фармация» РУП «Минская фармация»

Адрес интернет-аптеки https://pharmamall.by/ https://apteka.mogpharm. Ьу/ https://minfarm.by/

Навигация по сайту удобная система навигации удобная система навигации навигация затруднена, так как сайт является не только интернет-аптекой, но и главной страницей организации

Мобильная оптимизация присутствует присутствует присутствует

Поиск товара по торговому наименованию и международному непатентованному наименованию (МНН). Наличие транслитерации по торговому наименованию и МНН. При поиске предлагаются подсказки по торговому наименованию

Фильтрация при поиске по цене, производителю и МНН по стране, производителю, цене и порядку реализации отсутствует

Информация о товаре наименование (торговое и МНН), розничная цена, дозировка, фасовка, порядок реализации, активное вещество, лекарственная форма, описание основных показаний к применению, а также дополнительная информация. Есть возможность скачать инструкцию по медицинскому применению наименование (торговое и «активное вещество»), розничная цена, дозировка, фасовка, условия реализации, активное вещество, лекарственная форма, описание основных показаний к применению, а также дополнительная информация. Есть возможность скачать инструкцию по медицинскому применению наименование (торговое и МНН), розничная цена, дозировка, фасовка, производитель

Процесс покупки удобный интерфейс оформления заказа интерфейс оформления самовывоза работает некорректно неудобный интерфейс оформления заказа, т.к. нет возможности оформить заказ из меню поиска, при оформлении заказа возможен только самовывоз

Таблица 3. - Результаты проведения UX/UI-анализа сайтов интернет-аптек

Продолжение таблицы 3.

Консультирование посетителей единый номер 169 единый номер 169 единый номер 169

Кроссбрау-зерность совместим с Google Chrome, Microsoft Edge, Mozilla Firefox, Opera, Яндекс Браузером совместим с Google Chrome, Microsoft Edge, Mozilla Firefox, Opera, Яндекс Браузером совместим с Google Chrome, Microsoft Edge, Mozilla Firefox, Opera, Яндекс Браузером

Наличие изображений товаров высокое качество изображений, видны все необходимые элементы на некоторых позициях отсутствуют изображения полностью отсутствуют изображения

Стиль и брен-динг соответствуют назначению сайта соответствуют назначению сайта не полностью соответствуют назначению сайта

Таким образом, установлено, что сайт интернет-аптеки РУП «БЕЛФАР-МАЦИЯ» в наибольшей степени соответствует требованиям их и Ш дизайна. Сайт интернет-аптеки Могилевского РУП «Фармация» имеет проблемы с интерфейсом оформления заказа, что может негативно повлиять на объем продаж организации, а также не имеет некоторых изображений товаров, что также может влиять на продажи. При этом сайт способен выполнять свои функции и является удобным для пользователей. Сайт интернет-аптеки РУП «Минская фармация» является не только интернет-аптекой, но и сайтом организации, что может ввести пользователей в заблуждение. Вероятно, для повышения конкурентоспособности данной организации необходимо создание

Таким образом, при сравнении ассортимента интернет-аптек РУП «БЕЛФАРМА-ЦИЯ» и Могилевского РУП «Фармация» установлено, что, несмотря на одинаковое количество представленных групп лекарственных препаратов, ассортимент РУП

отдельного сайта для интернет-аптеки.

Также на сайтах всех изучаемых аптек указано, что консультирование осуществляется по телефону. Поскольку не для всех покупателей это удобно, на наш взгляд, целесообразно внедрить онлайн-консультирование, что может способствовать повышению эффективности и доступности оказания лекарственной помощи.

На следующем этапе исследования проведен анализ коммерческих факторов сайтов интернет-аптек РУП «БЕЛФАРМА-ЦИЯ» и Могилевского РУП «Фармация». Поскольку в настоящее время сайт интернет-аптеки РУП «Минская фармация» не имеет каталога товаров, ее коммерческие факторы определить не удалось. Результаты анализа коммерческих факторов сайтов интернет-аптек представлены в таблице 4.

«БЕЛФАРМАЦИЯ» содержит большое количество подгрупп, что делает поиск более удобным для посетителей. Условия доставки в обеих интернет-аптеках являются идентичными. В интернет-аптеке РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» имеются акции и про-

Таблица 4. - Результаты анализа коммерческих факторов сайтов интернет-аптек

РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» Могилевское РУП «Фармация»

Широта ассортимента лекарственных препаратов 18 групп и 57 подгрупп 18 групп, подгруппы не выделены

Глубина ассортимента лекарственных препаратов 2807 наименований товаров 3397 наименований товаров

Условия доставки доставка осуществляется по г. Минску в будние дни при условии наличия товара на складе. Стоимость доставки - 8 рублей, для заказов стоимостью свыше 50 рублей - бесплатно доставка осуществляется по г. Могилеву в будние дни при условии наличия товара на складе. Стоимость доставки - 8 рублей, для заказов стоимостью свыше 50 рублей - бесплатно

Наличие программ лояльности и акций присутствуют отсутствуют

Наличие отзывов о лекарственных препаратах присутствуют отсутствуют

граммы лояльности, что повышает ее привлекательность для пользователей [4, 7].

Установлено, что на сайте интернет-аптеки РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» есть возможность оставлять отзывы на лекарственные препараты. Отзывы посетителей могут существенно повлиять на репутацию бренда и продажи товаров или услуг. Они могут быть положительными и отрицательными и обычно отражают уровень удовлетворенности клиентов товаром или услугой. На наш взгляд, практика написания отзывов на лекарственные препараты пользователями интернет-аптеки может быть не совсем этичной и уместной, поскольку может вводить в заблуждение и способствовать недобросовестной конкуренции. Вероятно, данный раздел целесообразно заменить на отзывы о работе интернет-аптеки и курьерской службы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате анализа посещаемости сайтов интернет-аптек Могилевского РУП «Фармация», РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» и РУП «Минская фармация» установлено, что интерес покупателей к ним в настоящее время возрастает.

Сравнительный анализ поведения пользователей на сайтах интернет-аптек показал, что интернет-аптека РУП «БЕЛ-ФАРМАЦИЯ» вызывает больший интерес по сравнению с другими исследуемыми интернет-аптеками. Также установлено, что сайты интернет-аптек имеют невысокую производительность и среднюю скорость загрузки на мобильных устройствах, что создает препятствия для совершения покупок с помощью мобильных устройств.

Определено, что на конкурентоспособность интернет-аптек влияют наличие на их сайтах изображений товаров, удобный интерфейс для совершения покупок, возможность получить консультацию в режиме онлайн, наличие фильтрации при поиске товара. Установлено, что сайт интернет-аптеки РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» в наибольшей степени соответствует требованиям дизайна пользовательского опыта и интерфейса.

Результаты анализа коммерческих факторов сайтов интернет-аптек показали, что их привлекательность для покупателей могут повышать широкий ассортимент с большим количеством подгрупп

товаров, наличие программ лояльности и акций. Возможность написания покупателями отзывов об интернет-аптеке и ее службе доставки поможет организации оценить качество предоставляемых услуг. Совершенствование сайтов интернет-аптек будет способствовать оптимизации их работы и повышению доступности оказания лекарственной помощи в Республике Беларусь.

SUMMARY

A. I. Vasiliev, A. A. Romanyuk ANALYSIS OF THE FIRST EXPERIENCE OF ONLINE PHARMACIES IN THE REPUBLIC OF BELARUS At present the issue of establishing competitive online pharmacies which will help increase availability of medical care provided to the population, remains relevant in the Republic of Belarus. The purpose of this study was to analyze the first experience of online pharmacies.

The sites of functioning online pharmacies RUE "BELPHARMATSIYA", Mogilev RUE "Pharmacy" and RUE "Minsk Pharmacy" were used as research objects. Dynamics of visiting online pharmacy sites, their technical characteristics and online users' behavior were examined in the study. In addition, user's experience (UX) and interface (UI) design as well as commercial factors were assessed. The services used for the study were SimilarWeb, Page Speed Insights and Google Mobile-Friendly Test.

As a result of the study, it was found that the interest of people in the Republic of Belarus in online pharmacies is increasing. To improve their performance it is necessary to increase power on mobile devices. Important factors for successful performance of online pharmacies are: presence of product images, convenient interface for making purchases, ability to get advice online, presence of filtration when searching and also wide assortment with a large number of subgroups of products. To attract more customers they can use loyalty programs and promotions. Ability for visitors to share opinions about an online pharmacy and its delivery service will help the organization evaluate the quality of the services it provides.

The recommendations given can improve efficiency of online pharmacies and accessibility of medical care provision in the Republic of Belarus.

Keywords: online-pharmacy, distance sale of medicines, site analysis, visiting, performance, user's experience, user's interface.

ЛИТЕРАТУРА

1. О лицензировании [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 окт. 2022 г., № 213-3 // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы: о-во с ограниченной ответственностью. - Минск, 2022.

2. Романюк, А. А. О лекарственном обеспечении населения сельской местности Витебской области: мнение фармацевтических работников и посетителей аптек / А. А. Рома-нюк, Г. А. Хуткина // Вестн. фармации. - 2018. -№ 1. - С. 31-38.

3. Розничная реализация лекарственных препаратов дистанционным способом: зарубежный опыт и перспективы внедрения в Республике Беларусь / Е. А. Орлова [и др.] // Вестн. фармации. - 2023. - № 1. - С. 5-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. О розничной реализации лекарственных препаратов дистанционным способом [Электронный ресурс] : постановление М-ва здравоохранения Респ. Беларусь, 3 мая 2023 г., № 69 // Бизнес-Инфо / Проф. правовые системы: о-во с ограниченной ответственностью. -Минск, 2023.

5. Перечень юридических лиц, осуществляющих розничную реализацию лекарственных препаратов дистанционным способом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gospharmnadzor.by/informatsionnye-ba-zy-dannykh/perechenyuridicheskikh-lits-osu-shchestvlyayushchikh-roznichnuyu-realizatsi-yu-lekarstvennykh-prepara/. - Дата доступа: 01.10.2023.

6. Могилевское РУП «Фармация» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://apteka.mogpharm.by/. - Дата доступа: 01.10.2023.

7. Витебское РУП «Фармация» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vtapt. by/. - Дата доступа: 01.10.2023.

8. РУП «Минская Фармация» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfarm. by/. - Дата доступа: 01.10.2023.

9. РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pharmamall. by/. - Дата доступа: 01.10.2023.

10. Уолтер, А. Эмоциональный веб-дизайн / Аарон Уолтер ; пер. с англ. П. Миронова. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 144 с.: илл.

11. Васильев, А. И. Определение перспектив дистанционной реализации лекарственных средств методом SWOT-анализа [Электронный ресурс] / А. И. Васильев, А. А. Рома-нюк // Студенческая медицинская наука XXI

века: материалы XXIII Междунар. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых, Витебск, 26-27 окт. 2023 г. / под ред. А. Н. Чуканова. -Витебск: Витебский гос. мед. ун-т, 2023. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

12. SimilarWeb [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.similarweb.com/ ru/. - Дата доступа: 15.09.2023.

13. Page speed insight [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pagespeed.web. dev/. - Дата доступа: 15.09.2023.

14. Google Mobile-Friendly Test [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://search. google.com/test/mobile-friendly. - Дата доступа: 15.09.2023.

15. Сегодин, А. Что такое UX/UI дизайн на самом деле? [Электронный ресурс] / А. Сегодин. - Режим доступа: https://habr.com/ru/ articles/321312/. - Дата доступа: 15.09.2023.

16. Yandex Pharma Day [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex. ru/project/events/pharma23. - Дата доступа: 15.09.2023.

REFERENCES

1. About Licensing [Elektronnyi resurs] : Za-kon Resp Belarus', 14 okt 2022 g, № 213-Z. V: Professional'nye pravovye sistemy, оbshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu. Biznes-Info. Minsk, RB; 2022. (In Russ.)

2. Romaniuk AA, Khutkina GA. On the provision of drugs to the population of rural areas of the Vitebsk region: the opinion of pharmaceutical workers and visitors to pharmacies. Vestn farmat-sii. 2018;(1):31-8. (In Russ.)

3. Orlova EA, Rodionov VS, Khutkina GA, Romaniuk AA. Retail sale of medicines remotely: foreign experience and prospects for implementation in the Republic of Belarus. Vestn farmatsii. 2023;(1):5-17. doi: 10.52540/20749457.2023.1.5. (In Russ.)

4. On retail sales of medicines remotely [Elektronnyi resurs] : postanovlenie M-va zdra-vookhraneniia Resp Belarus', 3 maia 2023 g, № 69. V: Professional'nye pravovye sistemy, оbshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu. Biznes-Info. Minsk, RB; 2023. (In Russ.)

5. List of legal entities engaged in retail sales of medicinal products remotely [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://gospharmnadzor. by/informatsionnye-bazy-dannykh/perecheny-uridicheskikh-lits-osushchestvlyayushchikh-ro-znichnuyu-realizatsiyu-lekarstvennykh-prepara/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)

6. Mogilev RUE "Pharmacy" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://apteka.mog-pharm.by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)

7. Vitebsk RUE "Pharmacy" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://vtapt.by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)

8. RUE "Minsk Pharmacy" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://minfarm.by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)

9. RUE "BELPHARMATSIYA" [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://pharmamall. by/. Data dostupa: 01.10.2023. (In Russ.)

10. Uolter A. Emotional web design. Mironov P, perevodchik. Moskva, RF: Mann, Iva-nov i Ferber; 2012. 144 s. ill. (In Russ.)

11. Vasil'ev AI, Romaniuk AA. Determining the prospects for remote sales of medicines using SWOT analysis [Elektronnyi resurs]. V: Chukanov AN, redactor. Studencheskaia medit-sinskaia nauka XXI veka [CD-ROM]. Materialy XXIII Mezhdunar nauch-prakt konf studentov i molodykh uchenykh; 2023 Okt 26-27; Vitebsk. Vitebsk, RB: Vitebskii gos med un-t; 2023. (In Russ.)

12. SimilarWeb [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://www.similarweb.com/ru/. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)

13. Page speed insight [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://pagespeed.web.dev/.

Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)

14. Google Mobile-Friendly Test [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://search. google.com/test/mobile-friendly. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)

15. Segodin A. What is UX/UI design really? [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https:// habr.com/ru/articles/321312/. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)

16. Yandex Pharma Day [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: https://yandex.ru/project/events/ pharma23. Data dostupa: 15.09.2023. (In Russ.)

Адрес для корреспонденции:

210009, Республика Беларусь, г. Витебск, пр. Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кафедра организации и экономики фармации, тел. раб.: 8 (0212) 60-14-08, е-mail: annarkdy@gmail.com, Романюк А. А.

Поступила 30.10.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.