Научная статья на тему 'Анализ перспективных технологий картографирования местности с применением беспилотных воздушных судов'

Анализ перспективных технологий картографирования местности с применением беспилотных воздушных судов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
309
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО / КАРТОГРАФИЯ / PILOTLESS AIRCRAFT / CARTOGRAPHY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Макаренко Д.В., Паршина С.Л., Князева И.О.

Применение БВС в картографии и аэрофотосъёмке значительно снизило затраты на привлечение пилотируемой авиации для этих нужд, именно поэтому данный вид исследования земельных участков достаточно актуален. В данной статье рассматриваются предпосылки и проблематика применения беспилотных летательных аппаратов в картографировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Макаренко Д.В., Паршина С.Л., Князева И.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PERSPECTIVE TECHNOLOGIES OF TERRAIN MAPPING USING PILOTLESS AIRCRAFTS

Application of BVS in cartography and aerial photography considerably lowered costs of involvement of the piloted aircraft for these needs for this reason this type of a research of the land plots is rather urgent. In this article premises and a perspective of use of unmanned aerial vehicles in mapping are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ перспективных технологий картографирования местности с применением беспилотных воздушных судов»

Секция «Инновационная экономика и управление»

УДК 338.47

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАРТОГРАФИРОВАНИЯ МЕСТНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

Д. В. Макаренко*, С. Л. Паршина, И. О. Князева Научный руководитель - Г. А. Карачёва

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: *dar_makarenko@mail.ru

Применение БВС в картографии и аэрофотосъёмке значительно снизило затраты на привлечение пилотируемой авиации для этих нужд, именно поэтому данный вид исследования земельных участков достаточно актуален. В данной статье рассматриваются предпосылки и проблематика применения беспилотных летательных аппаратов в картографировании.

Ключевые слова: беспилотное воздушное судно, картография.

ANALYSIS OF PERSPECTIVE TECHNOLOGIES OF TERRAIN MAPPING USING

PILOTLESS AIRCRAFTS

D. V. Makarenko *, S. L. Parshina, I. O. Knyazeva Scientific supervisor - G A. Karacheva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarskiy Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: *dar_makarenko@mail.ru

Application of BVS in cartography and aerial photography considerably lowered costs of involvement of the piloted aircraft for these needs for this reason this type of a research of the land plots is rather urgent. In this article premises and a perspective of use of unmanned aerial vehicles in mapping are considered.

Keywords: pilotless aircraft, cartography.

Беспилотные воздушные судна (БВС) все больше набирают популярность. Изначально БВС или, как раньше принято было называть, дроны широко использовались для решения военных задач (проведения разведки) и службами метеопрогноза. Мониторинг ледовой обстановки, экологический мониторинг, геофизическая и другие виды разведки, картографирование, поддержка поисково-спасательных операций, охрана границ - эти задачи могут решаться беспилотными воздушными суднами круглосуточно практически в любых погодных условиях и без риска для жизни человека.

В настоящее время при проведении инженерно-геодезических изысканий обычно используется труд инженера-геодезиста. Его задача известна, результат — создание топографического плана заданного масштаба и точности. Но так же известны и сложности, которые встают на пути получения качественных данных за приемлемое время. Такими сложностями могут быть как труднодоступность (а иногда и полная недоступность какой-то части) объекта изысканий, почти линейная зависимость времени на выполнение изысканий от объёма работ (площади), особенности рельефа, наличие водных препятствий, и многие другие.

Предпосылками применения БВС в качестве нового фотограмметрического инструмента являются недостатки двух традиционных способов получения данных ДЗЗ с помощью космических спутников (космическая съемка) и воздушных пилотируемых аппаратов (аэрофотосъемка).

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

Основная задача, стоящая перед БВС в ДЗЗ, - это получение пространственных данных об объекте или о местности. Результаты, полученные при проведении работ с применением БВС, превосходят все ожидания. Эффективность работы налицо: скорость получения информации, оперативность и своевременность, качество изображений.

Одна из технологий, позволяющих частично решить некоторые из описанных выше проблем топографии, — аэрофотосъёмка, которая на сегодняшний момент активно развивается благодаря появлению лёгких недорогих летательных аппаратов (и что немаловажно, — беспилотных), позволяет обойти многие описанные сложности и выдать предварительный результат уже чуть ли не на следующий день, а окончательный — через какое-то время, которое будет на несколько порядков меньше времени, которое было бы потрачено на выполнение геодезических изысканий «обычным» способом.

Эта технология на самом деле давно и хорошо изучена, её использование началось практически сразу, как только появились первые летательные аппараты. Заключается она в съёмке участка местности с воздуха, а детали её заключаются лишь в применении различных методов, технологий и программных средств. Одним из наглядных примеров такой технологии является беспилотное летательное судно самолетного типа отечественного производства «Геоскан 201».

Данный комплекс, создан для съемки обширных территорий и линейно-протяженных объектов. Обладает максимальной дальностью полета и рабочей высотой. Комплекс оснащен оборудованием, в виде ИК-фотоаппарата для мультиспектральной съемки на базе SonyAlpha A5000 (NIR), с помощью которого можно осуществлять съемку с высокой четкостью, что позволяет создавать карты с максимальным масштабом.

Однако следует отметить, что применение БВС в картографии может сдерживать то, что нет четко установленной нормативной базы для беспилотных воздушных судов. Здесь можно выделить следующие факторы, которые могут этому препятствовать:

1. На сегодняшний день развитие рынка гражданских БВС, в том числе, для нужд аэрофотосъемки, тормозится отсутствием нормативно-правовой базы для интеграции БВС в единое воздушное пространство. Эта проблема не решена полностью ни в одной стране мира.

2. Повышенная аварийность БВС. В настоящее время БВС не снабжены системой распознавания препятствий и ухода от столкновений, кроме того, многие модели оснащены не вполне совершенными автопилотами (для удешевления стоимости и уменьшения веса бортового оборудования).

3. Не урегулированы до конца вопросы сертификации, страхования, регистрации.

В заключение нужно отметить, что технологии по применению беспилотных воздушных судов не стоят на месте, они постоянно развиваются, том числе и технологии, созданные на отечественном рынке. Беспилотные воздушные комплексы помогут предприятиям значительно сократить не только затраты на исследование местности, но и значительно упростить работу сотрудников-геодезистов, а так же возможно, повысить квалификацию персонала.

Библиографические ссылки

1. Применение БВС в аэрофотосъемке [Электронный ресурс]. URL: http://geo-liga.ru/topography-bpla/ (дата обращения 06.04.2017).

2. Официальный сайт компании «Геоскан» [Электронный ресурс]. URL: https://www.geoscan.aero/ru/application/transport/ (дата обращения 06.04.2017).

3. О. Н. Зинченко Беспилотные летательные аппараты: применение в целях аэрофотосъемки для картографирования / Электронный журнал «Ракурс» [Электронный ресурс]. URL http://www.racurs.ru/?page=681 (дата обращения 06.04.2017).

© Макаренко Д. В., Паршина С. Л., Князева И. О., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.