Научная статья на тему 'Анализ перспективных направлений модернизации продуктового ряда банка'

Анализ перспективных направлений модернизации продуктового ряда банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРОДУКТОВЫЙ РЯД БАНКА / BANKING SERVICES / MODERNIZATION / GROCERY NUMBER OF BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов Давид Суренович

В статье рассмотрена динамика макроэкономических показателей деятельности российских банков за 2008 2012 гг., проанализированы тенденции развития отдельных сегментов рынка банковских услуг. Для модернизации продуктового ряда банка представляет интерес состояние банковского сектора и перспективы развития отдельных направлений банковской деятельности. На основе проведенного анализа автор выявил ряд проблем, связанных с повышением эффективности деятельности банков. Доказывается необходимость активного внедрения в банковскую практику инновационных продуктов, услуг и технологий. Особое внимание в статье уделяется исследованию банковских продуктов с целью совершенствования ассортимента российских банков и существенного расширения рыночных возможностей банков, а также разработке перспективных направлений модернизации продуктового ряда банка с целью повышения эффективности деятельности банка и предотвращения кризисных явлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE OUTLOOK FOR BANKING PRODUCT RANGE MODERNIZATION

The article studies the dynamics of macroeconomic indicators for Russian banks in 2008 2012, analyses the development trends of certain segments of banking services. The situation in the banking industry as well as the outlook for the development of some branches of banking activity present special interest as it is crucial to product range modernization, therefore, the author analyses different expert groups' forecasts. On the basis of the carried out analysis, the author identifies a range of issues connected with enhancement of banking efficiency. Active introduction of innovative products, services and technologies is vital for efficiency enhancement. Special attention is devoted to banking products analysis in order to advance product range of Russian banks and to extend their market potential. The article emphasizes the importance of product range modernization so as to improve the efficiency of banks and to prevent crisis.

Текст научной работы на тему «Анализ перспективных направлений модернизации продуктового ряда банка»

УДК 336.71

dsosipov@rambler.ru

Давид Суренович Осипов,

аспирант кафедры ««Банки и банковский менеджмент», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОДУКТОВОГО РЯДА БАНКА

В статье рассмотрена динамика макроэкономических показателей деятельности российских банков за 2008 -2012 гг., проанализированы тенденции развития отдельных сегментов рынка банковских услуг. Для модернизации продуктового ряда банка представляет интерес состояние банковского сектора и перспективы развития отдельных направлений банковской деятельности. На основе проведенного анализа автор выявил ряд проблем, связанных с повышением эффективности деятельности банков. Доказывается необходимость активного внедрения в банковскую практику инновационных продуктов, услуг и технологий. Особое внимание в статье уделяется исследованию банковских продуктов с целью совершенствования ассортимента российских банков и существенного расширения рыночных возможностей банков, а также разработке перспективных направлений модернизации продуктового ряда банка с целью повышения эффективности деятельности банка и предотвращения кризисных явлений.

Ключевые слова: банковские услуги, модернизация, продуктовый ряд банка.

D.S. Osipov

ANALYSIS OF THE OUTLOOK FOR BANKING PRODUCT RANGE MODERNIZATION

The article studies the dynamics of macroeconomic indicators for Russian banks in 2008 - 2012, analyses the development trends of certain segments of banking services. The situation in the banking industry as well as the outlook for the development of some branches of banking activity present special interest as it is crucial to product range modernization, therefore, the author analyses different expert groups' forecasts. On the basis of the carried out analysis, the author identifies a range of issues connected with enhancement of banking efficiency. Active introduction of innovative products, services and technologies is vital for efficiency enhancement. Special attention is devoted to banking products analysis in order to advance product range of Russian banks and to extend their market potential. The article emphasizes the importance of product range modernization so as to improve the efficiency of banks and to prevent crisis.

Keywords: banking services, modernization, grocery number of bank.

2008

2009

2010

2011

2012

Анализируя условия формирования продуктового ряда современного банка и возможности его модернизации в ближайшей перспективе, мы будем ориентироваться на прогнозы развития банковского сектора России (рисунок).

Из рисунка видно, что собственный капитал российских банков имеет устойчивый рост, а все основные макроэкономические показатели деятельности банков имеют тенденцию к стагнации. Подобная динамика показателей доказывает, что деятельность банков становится все более рискованной: рост собственного капитала банков не соответствует росту объемов кредитования и привлечения вкладов населения; ухудшается соотношение между собственным капиталом и потенциалом его роста. Следовательно, можно сделать вывод: потенциал роста собственного капитала банками на сегодняшний день недоиспользуется.

Кредитные организации в 2011 г. довольно интенсивно задействовали внутренние источники, в том числе за счет предложения зачастую весьма высоких процентных ставок

□ Норматив достаточности капитала, %

■ Отношение собственного капитала к ВВП

□ Отношение собственного капитала к активам, %

□ Отношение собственного капитала ко вкладам, %

Динамика макроэкономических показателей деятельности российских банков за 2008 - 2012 гг.

по депозитам. В целом средства на счетах клиентов выросли за 2011 г. на 23,7%, а за 2010 г. - на 23,1%. Доля этого источника в пассивах коммерческих банков на 01.01.2012 г. составила 62,7%. Объем депозитов физических лиц за тот же период увеличился на 20,9%, а в 2010 г. - на 31,2%, при этом доля данного источника фондирования в совокупных пассивах коммерческих банков России незначительно уменьшилась - до 28,5%. Потенциал такого источника фондирования, как вклады физических лиц, возрос для всех коммерческих банков, за исключением банков, контролируемых государством. Объем средств, привлеченных от организаций, вырос на 25,8% за тот же период и составил 13 995,7 млрд руб., доля данного источника в совокупных пассивах банковского сектора увеличилась до 33,6%. В 2011 г. отмечалась в целом позитивная динамика развития активных операций банков, и это происходило на фоне стабильной ситуации в российской экономике: за год активы коммерческих банков выросли на 23,1%, тогда как за

2010 г. - на 14,9%. За счет наращивания банками как корпоративных, так и розничных кредитных портфелей произошло увеличение совокупных активов банковского сектора. Суммарный объем кредитов, выданных предприятиям, организациям и физическим лицам в

2011 г., увеличился на 28,2%, а доля кредитного портфеля в активах банковского сектора выросла до 55,9%. В кредитном портфеле коммерческих банков основной удельный вес приходится на кредиты, предоставленные предприятиям и организациям: по сравнению с 2010 г. они увеличились на 14,0%, а их доля в совокупных активах составила 42,6%.

Тенденция роста к спросу организаций и предприятий на долгосрочные кредиты сохранилась: в то же время доля кредитов со сроком погашения свыше 1 года незначительно уменьшилась в структуре кредитов, предоставленных предприятиям и организациям, с 67,4% до 67,1%, зато доля кредитов на срок свыше 3 лет возросла с 38,5% до 39,7%. Наибольший удельный вес в отраслевом разрезе по-прежнему приходится на кредиты, которые выдаются предприятиям оптовой торговли (20,9%), а также на кредиты предприятиям транспорта и связи (прирост составил 80,5%), предприятиям, занимающимся производством и распределением электроэнергии, газа и воды (39,4%). Потенциал рынка недвижимости в отчетный период значительно вырос: объемы выданных кредитов по операциям с недвижимым имуществом и арендой увеличились на 38,7%.

Кредитование физических лиц в настоящий момент является одним из конкурентоспособных сегментов рынка банковских услуг: в 2011 г. он довольно активно развивался, суммарный объем таких кредитов вырос на 35,9%. Население свои предпочтения по-прежнему отдает рублевым кредитам - удельный вес в общем объеме составил 94,2%. В активах банковского сектора доля кредитов физическим лицам за 2011 г. увеличилась до 13,3%. В кредитовании физических лиц в 2011 г. преобладали банки, которые контролируются государством, - доля их ощутимо увеличилась за счет сокращения доли иностранных банков.

Повышение качества рынка за счет диверсификации структуры доходов и активов приведет к дальнейшему росту рынка. Частным банкам следует активно развивать

высокодоходные сегменты: кредиты наличными, кредитные карты, микрокредиты малому бизнесу, темпы роста которых будут превышать 30%. Инструменты торгового финансирования и развитие дистанционного банковского обслуживания позволят диверсифицировать структуру доходов. Перспективные сегменты для небольших банков - private-banking, комплексное обслуживание малого и среднего бизнеса и ипотека с рефинансированием.

Если крупные частные банки смогут сосредоточиться на высокодоходных сегментах (кредиты наличными, кредитные карты, «кредитные фабрики» для малого и среднего бизнеса), диверсифицировать структуру доходов, а также сделать упор на инструменты торгового финансирования и развитие дистанционного банковского обслуживания, что позволит повысить долю комиссий до уровня в 40 - 45%, то останутся активными участниками банковского рынка. Средние и малые банки, для того чтобы защитить свои позиции, должны развивать ипотеку, комплексное обслуживание малого и среднего бизнеса, синдицированное кредитование и private-banking.

Поддержку существующим сегментам рынка обеспечит принятие целого ряда законов: о потребительском и синдицированном кредитовании, о безотзывных вкладах, о секьюритизации, - но при активной поддержке государства откроются и новые возможности в сфере финансирования и кредитования долгосрочных проектов, таких как кредитование стартапов, образовательная ипотека. Реализация данных мероприятий, по различным оценкам, к 2015 г. добавит порядка 15 п.п. к соотношению «активы/ВВП». В 2012 - 2013 гг. ожидается увеличение темпов роста активов и кредитного портфеля на 20% и 25% соответственно. В результате доля активов в валовом внутреннем продукте к началу 2014 г. превысит 90%. Потребительское кредитование будет расти в год на 30 - 35% и превысит результаты кредитования крупного среднего и малого бизнеса в полтора раза. В структуре потребительского кредитования опережающими темпами будут расти следующие сегменты: беззалоговые кредиты наличными и на банковские карты - 45 - 50%, POS-кредиты - порядка 35%. Торговое финансирование будет заметно опережать динамику активов.

Между тем для модернизации продуктового ряда банка представляет интерес не только потенциал роста активов, но и совокупное состояние банковского сектора и перспективы развития отдельных направлений банковской деятельности. Так, по прогнозам различных групп экспертов темпы развития финансового рынка будут довольно впечатляющими: отношение активов финансовых институтов к ВВП к 2015 г. достигнет уровня 260 - 270%, а к 2020 г. - уровня 350% ВВП. В случае сохранения подавляющего превосходства банков их активы к 2020 г. составят 260% ВВП, а российские компании перейдут к преимущественно кредитной модели финансирования инвестиций в основной капитал (доля кредитов вырастет до 40% инвестиций). При существенном снижении роли банков в финансовом секторе активы банков к ВВП к 2020 г. вырастут до 210 - 220%, а доля в финансировании инвестиций составит около 25%; используя другие инструменты фи-

нансового рынка, компании будут привлекать еще примерно 25 - 35%.

В зависимости от экономического цикла драйверы роста корпоративного портфеля будут меняться: российские банки в период подъема будут диверсифицировать портфель за счет малого и среднего бизнеса (предприятия этой сферы в настоящий момент остро нуждаются в кредитных ресурсах), доля такого портфеля в банковских активах - около 15 - 18%. При этом остро встает проблема обеспечения: отсутствие обеспечения будет решаться за счет привлечения гарантий государственных и негосударственных специализированных фондов. При активной поддержке государством малого предпринимательства и активной позиции банков в части кредитования данный сегмент способен демонстрировать достаточно высокие темпы роста на протяжении ближайших лет. Снижение процентной маржи по кредитным операциям может привести к тому, что диверсификация активов будет происходить за счет инвестиционной составляющей деятельности - на балансе крупного банка доля ценных бумаг будет занимать 15 - 20%.

Не следует исключать влияние современных технологий, прежде всего сети Интернет, на привлечение ресурсов коммерческими банками. Активными участниками рынка электронных денег являются граждане достаточно молодого возраста (18 - 35 лет), в большинстве своем совершающие покупки через Интернет, но не обладающие достаточными средствами и желанием открыть банковский вклад. Однако этот недостаток носит временный характер, так как уровень компьютерной грамотности, а также благосостояния населения постоянно растет, соответственно, все большая категория населения становится потенциальной целевой аудиторией для услуги «интернет-депозит».

На наш взгляд, для совершенствования ассортимента российских банков и существенного расширения рыночных возможностей банков возможно внедрение следующих продуктов:

1) смешанных кредитно-депозитных продуктов;

2) смешанных банковских и страховых продуктов (сочетание накопительных вкладов и накопительного страхования жизни);

3) расширенной линейки пенсионных продуктов, ориентированных на лиц, создающих альтернативное пенсионное обеспечение;

4) продуктов, ориентированных на накопление первоначального взноса по ипотеке;

5) бланковых депозитных карт (карты с фиксированным номиналом без обозначения держателя);

6) смешанных кредитно-депозитных (контокоррентных) карт;

7) виртуальных депозитов, которые ориентированы на формирование клиентами виртуальных счетов, электронных денег в виртуальных платежных системах ^еЬтапу, Яндекс-деньги, Qiwy-кошелек и т.п.);

8) инвестиционных инструментов*.

* В частности, интересен опыт банка ВТБ 24, в своем инвестиционном департаменте предложившего инструмент вложения средств, в котором доходность была привязана к мировым ценам на шоколад. См.: и^: http://www.banki.ru/news/ !ета^=584530.

В части банковского обслуживания необходимо расширять функционал дистанционных каналов обслуживания, включая не только стандартизированные варианты вкладов, но и инвестиционные продукты. Важно обеспечить возможно большее использование виртуальных карт и виртуальных платежных систем, которые позволяли бы банку активно аккумулировать средства, депонируемые в виртуальных платежных системах, что позволит не только существенно расширить клиентскую базу, но и минимизировать процентные риски, так как стоимость виртуальных ресурсов устанавливается держателем платежной системы самостоятельно.

Инновации в сфере оптимизации бизнес-процессов и менеджмента банка, на наш взгляд, вполне укладываются в концепцию внедрения ССП. А в части маркетинговых инноваций следует обратить внимание на использование маркетинга рекомендаций и возможностей формирования потребительских ожиданий. Кроме того, в целях развития коммуникации с клиентами следует активнее использовать возможности Интернета, а именно социальных сетей. Сегодня несколько российских банков имеют свои блоги и их сотрудники принимают активное участие в жизни интернет-сообществ от имени банка. Данное явление, на наш взгляд, будет развиваться, что требует взвешенного подхода к имиджу банка, его бренду и организации труда персонала.

Проблема инноваций в банковской системе России заключается не в придумывании совершенно новых, нигде в мире не применявшихся операций, а в освоении и адаптации к местным условиям уже хорошо известных в практике зарубежных банков услуг. По некоторым данным, мировая банковская практика насчитывает около 300 банковских услуг и операций, из них российские банки используют не более 70. Процесс внедрения банковских инноваций в области привлечения ресурсов является неотъемлемой составляющей общебанковской ресурсной политики. Каждый банк самостоятельно должен принять решение о том, какие инновации и в какой степени важны для него. Многие банки предлагают новые услуги только потому, что так поступают их конкуренты, а еще из-за престижа, связанного с ростом и обслуживанием большого числа счетов клиентов.

Существует прямая зависимость между количеством предлагаемых банком услуг и его размером. Главное, что делает новый банк по мере роста, - это расширяет свой сервисный ассортимент, реально добиваясь некоторых преимуществ: во-первых, экономии за счет увеличения размеров банка и, во-вторых, более эффективного использования банковских ресурсов. Данные преимущества могут позволить банку, внедряющему новшества, повысить эффективность своей ресурсной политики и, как следствие, доходность последующего вложения средств.

1. Банковский менеджмент: учебник / под ред. О.И. Лавру-шина. М.: КНОРУС, 2011.

2. Инновационный менеджмент / под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 2010.

3. Комаров Е. Инновационный менеджмент: внедрение нововведений // Управление персоналом. 2010. № 1.

4. Санто Б. Императив инноваций // Инновации. 2011. № 2.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.