Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «ПОКОЛЕНИЯ Z»'

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «ПОКОЛЕНИЯ Z» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / поколение Z / компетенции / студенты / проект / принципы / развитие личности / социальные методы в управлении / project-based activity / Z-generation / competencies / students / project / principles / personal development / social methods in management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ржохин А. А.

В статье проведен начальный анализ целесообразности внедрения проектной деятельности в обучающий процесс современных студентов. Исследованы цели, задачи, проблемы и принципы применения проектного подхода в системе обучения. Собрана информация о положительных и негативных эффектах такого решения. Дана оценке целесообразности внедрения обучения проектному менеджменту в систему современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ржохин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospect Analysis of Using Project Management for Training Z-Generation Students

The author of the article provides an initial analysis of the feasibility of introducing project-based activities into the learning process of modern students. The goals, objectives, problems, and principles of applying the project-based approach in the educational system are studied. Information has been collected on the positive and negative effects of such a decision. The feasibility of introducing project management training into the modern educational system is assessed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «ПОКОЛЕНИЯ Z»»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

УДК 005.7 А. А. Ржохин

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «ПОКОЛЕНИЯ Z»

Ржохин А. А. - преподаватель Высшей школы социальных и политических наук Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, e-mail: 021755@pnu.edu.ru

В статье проведен начальный анализ целесообразности внедрения проектной деятельности в обучающий процесс современных студентов. Исследованы цели, задачи, проблемы и принципы применения проектного подхода в системе обучения. Собрана информация о положительных и негативных эффектах такого решения. Дана оценке целесообразности внедрения обучения проектному менеджменту в систему современного образования.

Ключевые слова: проектная деятельность, поколение Z, компетенции, студенты, проект, принципы, развитие личности, социальные методы в управлении

Введение

В настоящее время проектная деятельность является неотъемлемой частью общественной жизни, которую используют как юридические, так и физические лица для организации своей работы. С ростом популярности этого подхода возникла потребность в разработке методов, инструментов и правил управления проектами. В результате была создана отдельная наука - проектный менеджмент.

Цель этой науки заключается в планировании, организации и успешной реализации проектов с достижением поставленных целей в заданные временные и бюджетные рамки. Она также может предложить систему действий для эффективного использования и распределения ресурсов.

Теоретические основы

Одной из важных задач современной образовательной системы является не только передача теоретических знаний, но и интеграция этих знаний в прак-

© Ржохин А. А., 2023

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

тическое применение. Студенты должны быть вовлечены в решение социально-экономических, технических и культурных задач общества еще на стадии формирования своих профессиональных навыков.

Высшее учебное заведение должно выступать в роли акселератора или наставника, который обучает студентов и готовит их к самостоятельной деятельности в обществе. Оно должно предоставлять готовых специалистов с актуальными знаниями, умениями и компетенциями, соответствующими потребностям рынка труда.

Современная проектная деятельность в образовательных учреждениях в основном направлена на разработку и реализацию коллективных сетевых проектов, включая совместные проекты студентов из разных учебных заведений. Результаты этих проектов должны быть значимыми для всех участников, независимо от их характера - это может быть информационный ресурс, технический проект, веб-сайт и т. д. Для успешной реализации таких проектов необходимо использование информационных технологий для автоматизации процессов и обеспечения коммуникации.

Особенности студенческих проектов, реализуемых в высших учебных заведениях, включают:

• участие преподавателя не только в роли наставника, но и как участника процесса, направляющего работу в рамках доступных ресурсов и требований;

• расширение социально-коммуникативных возможностей участников группы, развитие навыков критической оценки и работы с возражениями;

• самостоятельное управление временем, возможность выполнения задач вне учебного времени и досрочное завершение проекта;

• индивидуальный вклад каждого участника в результат проекта, учитывая его индивидуальные возможности;

• командный результат работы, где положительный итог возможен только при участии всех членов группы и наличии внутренней коммуникации и координации.

В настоящее время проектный подход в образовании используется все чаще - от формы обучения до оценки качества образования.

Также существует научное мнение о влиянии года рождения на социальное поведение человека, которое следует учитывать при выборе методов коммуникации. Метод коммуникации должен соответствовать особенностям социальной группы. "Теория поколений" Уильяма Штрауса и Нила Хау предполагает наличие поведенческих закономерностей среди людей, рожденных в определенные периоды времени, что позволяет выделить специфические особенности и пристрастия социальной группы и применить их к ее участникам. С развитием научно-технического прогресса и информационной среды каждое новое поколение нуждается в изменении подходов к обучению и мероприятиям. Основные циклы представлены в таблице.

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «ПОКОЛЕНИЯ Z»

ВЕСТНИК ТСГУ. 2023. № 4 (71)

Годы цикла Название поколения Альтернативные варианты

1944-1963 Беби-бумеры Бумеры

1964-1984 Поколение Х 13 поколение, летящие, поколение MTV, бустеры

1985-2002 Поколение Y Миллениум Поколение сети, поколение next, миллениалы

2003-2023 Поколение Z Хоумлендер Поколение национальной безопасности.

В настоящее время университету необходимо уделить внимание особенностям поколения Ъ при разработке проектной деятельности, так как они составляют большую часть студентов. Давайте определим ключевые положительные особенности поколения Ъ:

1. Информационная подвижность: они способны ориентироваться в большом объеме информации и быстро принимать решения в критических ситуациях.

2. Креативность: они развиваются под влиянием социальных сетей и обладают способностью к творческому мышлению.

3. Прагматизм: они стремятся реализоваться профессионально через создание стартапов.

4. Желание быстрого результата: они ставят конкретные задачи и стремятся достичь быстрых результатов.

5. Аутизация или индивидуализация: они могут сосредоточиться на фокус-задачах, но это также может привести к отрыву от окружающего мира и десоциализации.

Следует отметить, что помимо положительных аспектов, аутизация также имеет отрицательный эффект, разрывая связи с окружающим миром и вызывая десоциализацию. Есть и другие отрицательные особенности поколения Ъ:

1. Слабые навыки планирования: они не имеют достаточного опыта в составлении расписания и планировании своего времени.

2. Слабая жизненная позиция: они могут проявлять зависимость от родительской опеки и находиться в зоне комфорта.

3. Инфантильность: они могут быть незрелыми, так как современное общество и экономические условия позволяют родителям поддерживать их даже после окончания университета.

Исходя из этого, необходимо использовать активные методы обучения, основанные на партнерском подходе и учитывающие поведенческие особенности студентов. Можно использовать стремление поколения Ъ к похвале при разработке программы проектного обучения, создавая конкурентную среду между проектными командами. Важно также установить понятные правила взаимодействия внутри группы, определить четкие цели и обеспечить полезность получаемых знаний. Контакты с внешней средой, представителями бизнеса или власти, могут быть полезны для экспертной и консультационной поддержки.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

Основные задачи проектного метода обучения заключаются в развитии критического мышления и навыков информационного поиска, развитии практических умений и установлении связи между учебой и будущей профессией. Путем вовлечения студентов в реальные задачи и кейсы, где им необходимо найти и применить практические решения, происходит практическое освоение знаний и переход от теории к практике.

Типовые проблемы можно обобщить следующим образом: проблемы постановки целей и задач, выбора оптимальных способов и инструментов для реализации проекта, аргументации и критической оценки выбранных решений, моделирования и анализа последствий выбора, самоорганизации и тайм-менеджмента, оценки соответствия потребности, продукта и решения, рефлексии и объективной оценки деятельности рабочей группы, анализа эффективности выбранного решения.

Данный метод основывается на следующих принципах:

- Проблемность: участники занимаются решением практических проблем.

- Контекстность: проектная работа связана с профилем обучения и профессиональными требованиями.

- Коммуникативность: для выполнения задания необходимо установление диалогических связей.

- Интегративность: соединение эффективных элементов систем и правил обучения.

Проектное обучение формирует проектный стиль мышления, направленный на развитие творческого потенциала обучающегося. Результатом проектного обучения является комплексный учебный проект, который может иметь различные классификации. Однако, использование проектного подхода постоянно не всегда возможно и иногда может быть вредным для текущей деятельности. Чтобы использовать проектный метод, задача должна соответствовать определенным требованиям:

- Наличие проблемы, которую можно решить через исследовательский поиск и интегрированные знания.

- Значимость предполагаемого продукта проекта с практической, теоретической, познавательной или научной точки зрения.

- Независимость и автономность рабочей проектной группы при решении задачи.

- Постановка целей и задач по SMART принципу.

- План реализации проекта с указанием результатов и необходимых знаний, и компетенций на каждом этапе.

В научно-учебной деятельности широко используются исследовательские методы, которые включают следующие этапы:

1. Определение проблемы, целей и задач.

2. Формирование гипотез о решении, выбор методов исследования, практическая апробация гипотез.

3. Оформление и анализ результатов практической деятельности.

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ «ПОКОЛЕНИЯ Z»

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

4. Подведение итогов работы, формирование вывода, корректировка плана действий при необходимости.

При внедрении проектной деятельности в образование необходимо определить предметы, разделы и области, подходящие для проектной работы. На основе этого составляются практические темы, кейсы и задания, соответствующие требованиям специальности и запросам индустриальных партнеров. Студентам предоставляется возможность выбора темы проекта и разнообразие по сложности. Анализ практического опыта показывает, что проблемы возникают на всех этапах реализации проекта и могут быть обобщены следующим образом:

- Проблемы постановки целей и задач.

- Проблемы выбора оптимальных способов и инструментов для реализации проекта.

- Проблемы аргументации и критической оценки выбранных решений, коммуникации для поиска общего решения.

- Моделирование и анализ последствий выбора, сравнение результатов.

- Проблемы самоорганизации, управления временем и работы группы.

- Оценка соответствия потребностей заказчика и решения.

- Проблемы рефлексии и объективной оценки деятельности группы, затраченных ресурсов и результатов, анализ эффективности выбранного решения.

Заключение

Активное участие студентов в проектной работе позволяет им выходить за рамки академического обучения и развивать конструктивное критическое мышление. Они получают мотивацию к самообразованию и становятся ответственными за результаты своей деятельности, что увеличивает их вовлеченность в процесс. При внедрении проектного подхода в учебный процесс роль педагога меняется: он становится консультантом, администратором или помощником, поддерживая студентов на каждом этапе работы над проектом и создавая творческую среду для их личностного развития. Проектное обучение должно направляться на развитие навыков управления временем, самостоятельности, активной жизненной позиции и коммуникации. План учебного занятия должен основываться на тесном взаимодействии, поддержке и наставничестве со стороны преподавателя, а также использовать электронные средства коммуникации и положительную логику поощрения. Важно придавать равное значение процессу реализации проекта и полученным результатам. По-слепроектная рефлексия и критическая оценка проекта позволяют выявить "критические точки" и улучшить проектные компетенции и навыки. Проектный подход в педагогике стремится достичь трех основных результатов: стимулировать саморазвитие и самоорганизацию студентов, развивать их личностные качества для успешного социального позиционирования; получать ре-

ВЕСТНИК ТОГУ. 2023. № 4 (71)

зультаты их деятельности в виде проекта, который является измеримым показателем освоения теоретических знаний и практической применимости информации, переданной преподавателем.

Библиографические ссылки

1. Ануфриев А.Ф., Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности : практикум / под ред. проф. А.Ф. Ануфриева. М. : Ось-89, 2008. 304 с.

2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы : учеб.-метод. пособие. М. : Высшая школа, 1980. 368 с.

3. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика : учеб. пособие. Екатеринбург : Деловая книга, 1996. 342 с.

4. Бондарчук Т.В. Ориентация учащихся на познание как ценность : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1997. 19 с.

5. Веденеева Т.Е., Войнова М.И. Проектная технология как один из факторов построения системы личностно ориентированного образования в школе // Дидакт. 2000. № 1. С. 32-39.

6. Гаспарский В. Праксиологический анализ проектно-конструкторских разработок. М. : Мир, 1978. 172 с.

7. Диксон Д. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений. М. : Мир, 1969. 440 с.

8. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. № 2. С. 14-21.

9. Коробова А.Э. Педагогические идеи Джона Дьюи и их интерпретация в отечественной педагогической теории и практике 20-30-х годов : дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2000. 145 с.

10. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 116-120.

Title: Prospect Analysis of Using Project Management for Training Z-Genera-tion Students

Authors' affiliation:

Rzhokhin A. A. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The author of the article provides an initial analysis of the feasibility of introducing project-based activities into the learning process of modern students. The goals, objectives, problems, and principles of applying the project-based approach in the educational system are studied. Information has been collected on the positive and negative effects of such a decision. The feasibility of introducing project management training into the modern educational system is assessed.

Keywords: project-based activity, Z-generation, competencies, students, project, principles, personal development, social methods in management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.