Научная статья на тему 'Анализ перспектив внедрения дистанционных технологий в современный образовательный процесс'

Анализ перспектив внедрения дистанционных технологий в современный образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова М.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив внедрения дистанционных технологий в современный образовательный процесс»

щих чертах») и 53 % (среди тех, кто «практически не знаком» с данной системой). В заключение отметим, что большинство молодых пользователей информационной системы «Рейтинг студентов» голосуют в поддержку электронного формата БРС: среди 648 студентов, которые имели опыт работы с этим элементом ЭИОС, было дано 65 %% положительных ответов (23 %% отрицательных, остальные — неопределенные).

Противоречивые мнения относительно балльно-рейтинговой системы со стороны вузовских воспитанников вполне ожидаемы. Отношение к данной системе носит дискуссионный характер в образовательной среде страны. Например, в работе М. В. Пономарева, профессора Московского педагогического государственного университета, довольно подробно и доступно представлены основные тезисы, касающиеся возможных вариантов восприятия БРС, и «оппонирование» их [5]. Однако в связи с интеграционными процессами, происходящими в отечественной и мировой образовательных системах, вопрос о том, стоит ли внедрять данную систему, уже не рассматривается. Узловой должна стать задача поиска наиболее эффективного адаптационного механизма, и обратная связь от основных потребителей акцентирует внимание на необходимости своевременного и полного информационного обеспечения объекта управления, контроля за этим процессом и принятия мер по его регулированию.

1. Завозкин С. Ю. Балльно-рейтинговая система оценки деятельности студентов / С. Ю. Завозкин, А. М. Гудов // Новые информационные технологии в образовании: материалы VIII Международной научно-практической конференции, 10-13 марта 2015 г, Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т [и др.]. — Екатеринбург, 2015. — С. 323-328. — URL: http://elar. rsvpu.ru/handle/123456789/3538 (дата обращения: 24.12.2017).

2. Информационно-коммуникационно-технологическое обеспечение КемГУ / Кемеровский государственный университет [Офиц. сайт]. — URL: http:// www.kemsu.ru/pages/inform_i_mb (дата обращения: 24.12.2017).

3. Информатизация КемГУ / Кемеровский государственный университет [Офиц. сайт]. — URL: http://www.kemsu.ru/pages/inform_index (дата обращения: 24.12.2017).

4. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки деятельности обучающихся КемГУ / Кемеровский государственный университет [Офиц. сайт]. — URL: http://www.kemsu.ru/Content/userfiles/files/ official_docs/internal_docs/student_rating.pdf (дата обращения: 10.12.2017).

5. Пономарев М. В. 10 мифов о балльно-рейтин-говой системе университет [Офиц. сайт]. — URL: http://mpgu.su/obrazovanie/baMno-reytingovaya-sistema/10-mifov/ (дата обращения: 24.12.2017).

6. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 375 с.

7. Электронная информационно-образовательная среда КемГУ / Кемеровский государственный университет [Офиц. сайт]. — URL: http://iais.kemsu.ru/ index.htm (дата обращения: 24.12.2017).

анализ перспектив внедрения дистанционных технологий

в современный образовательный процесс

М. М. Попова, преподаватель Кемеровского горнотехнического техникума, г. Кемерово, Кемеровская область

Одними из отличительных особенностей современного общества являются всеобщая информатизация и интеграция дистанционных способов передачи информации, что в свою очередь применяется в образовательной деятельности в качестве практики дистанционного обучения (ДО).

В своей работе «Педагогические технологии дистанционного обучения» [1, с. 2] Е. С. Полат характеризует ДО как новую форму обучения, наряду с очной формой, заочной, экстернатом. Современный подход к дистанционному образованию базируется на информационных тех-

нологиях и подразумевает триаду: преподаватель — учебник (информационно-методическое обеспечение) — обучающиеся.

В роли преподавателя в ДО может выступать как живой человек, так и специализированная программа, аудио-, видеозапись. Перспектив-

ным направлением в данной области считается применение различного рода систем, основанных на искусственном интеллекте (ИИ).

ДО напрямую связано с информационными технологиями. Так, развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к появлению открытого образования, которое предполагает применение ДОТ (дистанционных образовательных технологий).

Открытое образование не предъявляет академических требований к поступающим. Предполагается, что обучение проходит онлайн. Такая форма обучения призвана расширить доступ к образовательному процессу. Термин «открытый» отражает стремление к устранению всевозможных барьеров, таких как географические, временные и прочие, способных препятствовать процессу обучения. Обучающийся заинтересован в подобном способе получения знаний и стремится проявить себя в исследовательской деятельности.

ДО в рамках ИКТ представляет собой совокупность образовательных технологий, реализуемых преимущественно путем ИКТ, причем взаимодействие обучающихся и педагога осуществляется дистанционно. Соответственно, ИКТ формируют концепцию открытого образования, в том числе и ДО.

В основе ДО лежат как общенаучные принципы, так и специфичные:

• осознанность перспективы (оценка преимуществ обучения с применением ДО как для преподавателя, так и для обучающегося);

• разносторонность методического консультирования (информация, касающаяся изучаемого материала, может быть предоставлена как преподавателем, так и самой обучающей системой);

• динамичность (возможность дополнения, правок, доработки существующей программы ДО);

• паритетность (равноценные отношения преподавателя и обучающихся) [2, с. 97].

Цель создания и применения ДО — обеспечение обучающихся возможностью доступа и освоения образовательных программ без привязки к учебным корпусам.

Для оценки перспектив развития рассмотрим основные ДОТ. По мнению В. А. Трайнева, ими являются следующие технологии:

• кейсовые;

• сетевые;

• информационно-спутниковые [3, с. 60].

Кейсовая технология основана на учебно-методических материалах, которые имеют четкую структурированность и скомпонованы в определенные тематические группы. Материал предназначен обучающимся для самостоятельного изучения. Методическое обеспечение содержит пособия, методические указания, опросники, выполненные на бумажных или электронных носителях, аудио- и видеоматериалы. При возникновении вопросов предусмотрены консультации с компетентными тьюторами (педагогами-консультантами) на территории удаленных учебных центров.

Сетевая, или интернет-технология, подразумевает применение онлайн-технологий, позволяющих обеспечить доступ обучающихся к образовательным информационным ресурсам. Они способствуют реализации и управлению процессом обучения независимо от места нахождения субъектов обучения. Для очной формы обучения с применением сетевых технологий материально-техническое обеспечение включает находящееся в собственности или арендованное помещение с оснащенными рабочими местами, подготовленными для дистанционного обучения. Рабочее место преподавателя подразумевает полное управление процессом обучения, в том числе групповой и индивидуальный контроль. Подход на основе интернет-технологии наиболее перспективный в концепции ИКТ.

Информационно-спутниковая (телекоммуникационная) технология базируется на применении космических и спутниковых средств обмена и передачи информации. В большей степени она применяется в виде телевизионных лекций и трансляций.

Предоставление информации в ДО осуществляется в виде текстовых (традиционных) или мультимедийных материалов (электронные учебные пособия). В данном случае эффективность обучения будет определяться формой предоставления обучающих материалов, к ним можно отнести:

• печатные и раздаточные методические материалы, брошюры;

• электронные учебные материалы;

• аудо- и видеоматериалы, в том числе радиоматериалы и телевизионные;

• обучающие и игровые материалы и пр.

В заключение можно сказать, что наиболее перспективным сегодня выступает открытое обучение с применением сетевых технологий. Преимущества и недостатки инетренет-техноло-гий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Преимущества и недостатки сетевых технологий ДО

Преимущество Недостаток

Доступность Необходимость в дополнительном оборудовании, денежные затраты

Наглядность Необходимость дополнительного обучения тьюторов

Удобство Сложность разработки

Использование различных способов запоминания информации Необходимость переработки имеющейся методической базы под новую концепцию

Легкий контроль обучения Самостоятельность обучающегося

Одними из наиболее серьезных недостатков данной технологии, да и подхода ИКТ в целом, можно считать низкую компетентность преподавательского состава и необходимость психологического перехода от «образования, которое навязывают обучающимся», до «образования, которое обучающийся получает самостоятельно». Несмотря на это, многие европейские страны постепенно переходят на систему ДО и получают положительные результаты.

1. Полат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2006.

2. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М. Б. Лебедева, С. В. Агапонов, М. А. Го-рюнова и др.; Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с.

3. Трайнев В. А. Дистанционное обучение и его развитие (Обобщение методологии и практики использования) / В. А. Трайнев, В. Ф. Гуркин, О. В. Трайнев; под общ. ред. В. А. Трайнева. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010. — 294 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.