УДК 338.484(470.62+477.75+47size=2>9/224)
СИМОНЯН Г.А.
АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ КИТАЯ
Ключевые слова: туризм, перспективы роста, инструменты диверсификации хозяйственной деятельности, экономический, культурный и экологический подход, устойчивое развитие экономики КНР, пятилетний план.
В статье рассматриваются особенности использования различных подходов к развитию рынка туристско-рекреационных услуг. На основе системного метода исследования, осуществлен анализ развития туристской отрасли КНР на современном этапе. Показано, что с началом проведения политики экономических реформ индустрия туризма Китая пережила четыре этапа - запуск, рост, расширение и всестороннее развитие. Все это способствовало тому, что Китай стал превращаться в мировую туристическую державу. В последние годы в рамках проектов оздоровительного туризма Китай приступил к созданию и развитию так называемой базы здорового туризма. К этой работе привлечены Национальная комиссия по здравоохранению и планированию семьи, Национальная комиссия по развитию и реформ, Министерство финансов, Национальным бюро по туризму и Национальное бюро традиционной китайской медицины.
SIMONYAN, G.A.
ANALYSIS OF THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY OF THE CHINA
Keywords: tourism, growth prospects, economic diversification tools, economic, cultural and environmental approach, sustainable development of the PRC economy; five year plan.
The article discusses the features of the use of various approaches to the development of the market of tourist and recreational services. Based on the systematic method of research, an analysis of the development of the PRC tourism industry at the present stage has been carried out. It is shown that with the start of the economic reform policy, China's tourism industry has experienced four stages - launch, growth, expansion and all-round development. All this contributed to the fact that China began to turn into a world tourist state. In recent years, in the framework of health tourism projects, China has begun the creation and development of the so-called base of healthy tourism. The National Health and Family Planning Commission, the National Development and Reform Commission, the Ministry of Finance, the National Bureau of Tourism and the National Bureau of Traditional Chinese Medicine are involved in this work.
Роль туризма в экономическом развитии различных стран и регионов неуклонно растет, способствуя развитию экономического, политического и культурного сотрудничества, снижению уровня безработицы и т.д. Являясь важной статьей экспорта услуг, туризм создает необходимые предпосылки для вовлечения отсталых регионов и государств в систему международного разделения труда. Именно туризм является наиболее перспективным инструментом диверсификации хозяйственной деятельности, способным оказать максимальное содействие по выводу депрессивных территорий на необходимый вектор развития.
Гаагская декларация по туризму, принятая в 1989 году, давая определение туризма, отмечает: «туризм включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений» [3, с. 22]. В современной научной литературе туризм рассматривается как сложная система социально-экономического характера, требующая анализа политико-экономических, социальных, экологических и иных факторов, взаимодействующих друг с другом. Как показывает опыт изучения научной литературы, анализ развития туризма большинство отечественных и зарубежных специалистов осуществляют при помощи системного метода исследования, который основывается на трех основных подходах: экономическом, экологическом и культурном.
1. Экономический подход основан на анализе закономерностей спроса и предложения в туризме, особенностей работы предприятий туристской отрасли, оценке вклада туристской отрасли в основные показатели экономического развития страны и т.д.;
2. Экологический подход стал актуален с развитием массового туризма, повлекшего за собой чрезмерное воздействие на экологию рекреационных зон, способное привести к серьезному ухудшению состояния природных комплексов, памятников и т.д.
3. Культурный подход позволяет изучать туризм с позиций его воздействия на уклад жизни принимающих туристов регионов, оказания влияния на менталитет местного населения и его культуру в целом.
Туризм, с учетом изложенного, следует рассматривать в контексте взаимодействия трех систем: природа, общество, экономика. Это можно охарактеризовать следующим образом. Имеющие свои мотивы и потребности, туристы образуют спрос на услуги туристско-рекреационной сферы, и далее спрос на услуги взаимодействует с предложениями, которые формируют туристско-рекреационные предприятия. Сам же процесс потребления этого вида услуг включает экономический, культурный и экологический аспекты. Процесс организации и потребления туристских услуг, как правило, регулируется государством.
С началом проведения политики экономических реформ индустрия туризма Китая пережила четыре этапа - запуск, рост, расширение и всестороннее развитие. Все это способствовало тому, что Китай стал превращаться в мировую туристическую державу.
В соответствии с планами Х11-й Пятилетки индустрия туризма полностью интегрировалась в национальную стратегическую систему; а в Планах ХШ-й Пятилетки она уже значится стратегической отраслью национальной экономики. Среди основополагающих документов, которые ориентированы на ускоренное качественное развития туризма КНР можно отметить следующие - Решение Государственного совета КНР «Об ускорении развития туризма» (2015), Национальная программа «Развитие досуга туристов» (2013-2020 годы), Решение Госсовета «О содействии реформе развития туризма» (2014), Инструкция Секретариата Госсовета КНР «Несколько мнений о дальнейшем содействии инвестициям и потреблению туризма» (2015), нормативные документы Министерства транспорта КНР «О содействии развитию транспортной и туристической инфраструктуры» и пр.
Благодаря всестороннему вниманию к отрасли, в настоящее время Китай стал крупнейшим в мире рынком внутреннего туризма, а также потребителем международных туристских услуг, заняв четвертую строчку среди стран-лидеров по этим показателям. Дальнейшему росту показателей туризма Китая способствуют туристические ресурсы страны, по наличию которых страна является самой богатой в мире. Доходы от туризма в бюджете за последние годы стали расти рекордными темпами. Так, в 2017 году доходы от внутреннего туризма возросли за год на 15,9% и составили 4,57 трлн. юаней (по курсу 1 юань равен 9,8 рубля данный показатель, ориентировочно, равен 45 трлн. рублям). А вот рост доходов от въездного туризма составил в тот же период 2,9%, дойдя до 123,4 млрд. долларов. Отставание роста въездного туризма связано с нестабильностью именно зарубежных рынков. Согласно статистическим данным Китая общий доход от туризма в 2017 г. составил 540 трлн. юаней, увеличившись на 15,1% по сравнению с тем же показателем 2016 года. Таким образом, как показывает практика изучения туристской отрасли Китая, темпы роста доходов от туризма в стране в последние десять лет стабильно обгоняют непосредственно темпы роста ВВП страны, составившие в 2017 году 6,9%.
6
4.69
2.95
2.25 2.59 п п
1
2011% 2012% 2013% 2014% 2015% 2016% 2017%
■ йШбШЛ: ШтЪ
Рис. 1. Доходы КНР от туризма в 2011-2017 гг. (трлн. юаней). / Источник: бюро туризма Китая
Численность китайских туристов распределилась в 2017 году следующим образом: внутренний туризм 501 млн. человек, въездной туризм - 139,48 млн. чел, выехало из страны за тот же период 135,5 млн. человек (см. таблицу 1).
Таблица 1. Статистика въездного туризма 2010-2017 гг. (10 тыс. чел.)
2010^ 2011^ 2012^ 2013^ 2014^ 2015^ 2016^ 2017^
Итого прибывших 13376.22 13542.35 13240.53 12907.78 12849.83 13382 13844 13948
Иностранцы 2612.69 2711.2 2719.16 2629.03 2636.08 2598.5 2815 2917
С оотечественники из Гонконга 7932.19 7935.77 7871.3 7688.46 7613.17 7944.8 8106 7980
С оотечественники Макао 2317.29 2369.08 2116.06 2074.03 2063.99 2288.8 2350 2465
Тайваньские соотечественники 514.06 526.3 534.02 516.25 536.59 549.9 573 587
Источник: бюро туризма Китая
Следует отметить, что в Китайской Народной республике особое внимание уделяется развитию общепризнанных в мире видов туризма, таких как оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, политический, религиозный, этнический, рекреационный, спортивный и другие. Мотивами совершения путешествий китайскими гражданами, как правило, являются отдых, культура и образование, изучение истории, религии, этнических корней, деловые поездки и пр. Но, все же рекреация является основным движущим мотивом туристов. В условиях повышенного внимания со стороны государства особое значение в КНР придается таким функциям туризма, как воспитательная, познавательная, спортивно-оздоровительная, экономическая, экологическая и пр.
В последние годы в рамках проектов оздоровительного туризма Китай приступил к созданию и развитию так называемой базы здорового туризма. К этой работе привлечены Национальная комиссия по здравоохранению и планированию семьи, Национальная комиссия по развитию и реформ, Министерство финансов, Национальным бюро по туризму и Национальное бюро традиционной китайской медицины. В список пилотных регионов были включены провинции Циньхуандао, Гуаньси, Санья, Хайнань и другие. Согласно Постановлению Госсовета КНР «О содействии развитию здорового туризма" к 2020 году в Китае будет создана группа специализированных баз здорового туризма и сформирована группа фирменных брендов здорового туризма, а к 2030 году будет создана более совершенная система медицинского туризма, которая будет нацелена на прием внутренних и иностранных туристов.
Внимание руководства КНР обращено и непосредственно на всю туристическую индустрию, о чем свидетельствуют реформы системы управления туризмом. Так, согласно проекту Госсовета КНР в 2018 году прежнее Управление по делам туризма было реорганизовано и введено в состав Министерства культуры, которое в настоящее время называется Министерством культуры и туризма КНР. Это решение обусловлено процессами слияния культуры и туризма, что способствует обновлению туристических продуктов и, в конечном итоге, играет решающую роль в создании современной туристической отрасли. Реформа системы управления туризмом является необходимой, так как рост инвестиций в отрасль увеличивается, показывая неуклонный рост. Так, в 2017 году рост прямых инвестиций в туризм составил более 1,5 триллиона юаней (примерно 15 трлн. рублей), что на 16% больше, чем в 2016 году. Из них частный капитал составляет 60% всех инвестиций. Руководством страны поставлена задача ускоренного развитие туристской отрасли страны. В этих целях объем инвестиций в отрасль уже в ближайшие годы намечено довести до рекордных размеров - 10 трлн. юаней (100 трлн. рублей), что сопоставимо с несколькими годовыми бюджетами РФ [4, с. 62].
Согласно намеченным планам уже в ближайшие годы в КНР будут созданы новые мировые туристические бренды, которые, судя по всему, составят конкуренцию имеющимся зарубежным брендам. В качестве тенденции современной туристической отрасли Китая отмечается взаимодействие культурно-туристической отрасли и сферы финансов. Инвестиции крупного капитала в туристическую отрасль стали все более активными, а тенденция межотраслевого инвестирования стала более очевидной. Обозначившийся «инвестиционный перегрев» некоторых туристско-привлекательных регионов Китая выдвигает на первый план равномерное распределение финансовых потоков, направляемых в туризм. В строительство городов, всецело учитывающих интересы туристической отрасли (со строительством гостиниц, тематических парков и пр.), стали вкладываться гигантские ресурсодобывающие кампании страны, а также крупнейшие риэлтерские фирмы КНР. Практически все основные китайские интернеткампании, такие как Alibaba, Tensent, Baidu, JD.com, Meituan, Xiaomi прямо или косвенно участвуют в развитии рынка туристических услуг страны, выводя такие услуги на качественно новые рубежи, создавая основу для формирования современного турпродукта. Постоянное совершенствование и развитие национальной туриндустрии КНР положительно повлияло на рост внутреннего туристического потока. А благодаря развитию Интернета, позволившего обслуживать туристов до и непосредственно во время самих поездок, гражданам стало возможным уверенно совершать поездки самостоятельно. Потенциал китайских Интернет кампаний огромен, о чем свидетельствуют темпы роста электронной коммерции в КНР (см. таблицу 2), способной поднять и китайскую туриндустрию на самый высокий уровень.
Таблица №2. Объемы прироста электронной коммерции КНР
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
трлн. юаней
4,6
6,1
,1
10,4
16,4
21,8
26,1
рост по отношению к предыдущему году
23,90
33,80
33,20
28,20
57,60
33
19,80
Источник: Китай. - 2018. - №7(153). июль. - С.50.
В то же время туристы стали более избирательны и требовательны к услугам, инфраструктуре, экологической обстановке и пр. На этом фоне, как показывает статистика туристских прибытий, среди путешественников все большим спросом стали пользоваться дорогие, но более качественные туристические услуги. Именно поэтому в последние годы обозначился резкий рост строительства современных объектов и сопутствующей туризму инфраструктуры. Следует отметить, что одной из визитных карточек китайской туриндустрии является наличие современных аттракционов, рассчитанных как на детей, так и на взрослых.
Таблица 4. Количество туристов, воспользовавшихся отелями КНР в 2014-2017 гг. (10 000 человек).
2010^ 2011^ 2012^ 2013^ 2014^ 2015^ 2016^ 2017^
Иностранцы 5566.45 5758.07 5772.49 5568.59 5562.2 5688.6 5927 6074
С оотечественники из Гонконга 2127.64 2194.1 2194.87 2080.71 2081.27 2028.6 2165 2248
С оотечественники из Макао 2609.45 2691.59 2671 2607.59 2587.45 2709 2772 2775
Тайванские соотечественники 392.89 427.94 431.57 422.97 420.75 466.6 481 522
С оотечественники из Макао 436.47 444.44 475.04 457.32 472.74 484.4 509 529
Источник: бюро туризма Китая.
Среди факторов, благоприятно влияющих на развитие туризма в КНР, в первую очередь, безусловно, следует обозначить устойчивое развитие национальной экономики страны, постоянный и стабильный рост доходов на душу населения, что в свою очередь влияет на структуру потребления услуг. Так, в 2016 году среднедушевой доход населения на национальном уровне составил 23 821 юаней, что на 8,4% больше, чем в 2015 г. В последние годы среди китайского населения туризм становится самым популярным видом организации своего досуга.
В числе неблагоприятных факторов, влияющих на развитие туризма в КНР, китайские эксперты отмечают нестабильную международную политическую и экономическую обстановку, которые самым прямым образом влияют на въездной туризм страны. В качестве внутрикитайских негативных факторов, влияющих на туристский спрос, эксперты называют сезонность отрасли, стихийные бедствия, массовые заболевания (пневмония, птичий грипп, грипп А и т.п.).
Уровень цен на услуги туристско-рекреационного сектора экономики является ценовым фактором, непосредственно влияющим на спрос. Спрос на туристско-рекреационные услуги, как правило, эластичен, так как такого рода услуги не являются товарами первой необходимости. В связи с этим, при прочих равных условиях, повышение цен на туристско-рекреационные услуги, как правило, ведет к падению спроса. В настоящее время в Китае, как уже было отмечено выше, отмечается тенденция спроса на дорогие комфортные места размещения, что связано с повышением благосостояния китайских граждан. Вместе с этим, продолжает существовать и развиваться спрос на средства размещения эконом-класса. В связи со спросом такого рода в последние годы в Китае начала развиваться сеть гостиниц эконом-класса. Среди них лидирующие строчки занимают Jinjiang Inn, Home Inn и др. Действуя в ограниченном ценовом сегменте, данные сети испытывают серьезное давление со стороны потребителей услуг, заинтересованных в низких ценах при сохранении надлежащего качества услуг. Несмотря на имеющиеся трудности, отели эконом-класса продолжают существовать, находя резервы для своего развития в создании соответствующих гостиничных сетей.
Одной из основных проблем при формировании полной себестоимости туров является дороговизна средств доставки туристов до мест потребления услуг. Данной проблеме в Китае уделяется особое внимание. За последние годы в стране построено значительное количество дорог для автомобильного и железнодорожного сообщения, функционирует значительное количество авиамаршрутов, задействован водный транспорт. Сформировавшаяся удобная транспортная инфраструктура, естественно, качественно повлияла на саму туристическую деятельность, сделав ее удобной для потребления, сократив время и улучшив комфорт поездок.
Нет сомнения, что туристская отрасль Китая продолжит свое поступательное развитие. Для этого имеются все предпосылки. В первую очередь в основу этих предпосылок ложится неуклонный рост благосостояния китайских граждан, что, как показывают результаты исследований, не замедлило сказаться на росте внутреннего рынка туристических услуг. То же самое можно сказать и о расширяющемся рынке выездного туризма. Важным сигналом к ускорению темпов роста китайской туристической индустрии является тот факт, что уже в скором будущем необлагаемый верхний порог индивидуального дохода граждан КНР повысится с 3500 до 5000 юаней в месяц. Это означает, что дополнительно полученные гражданами доходы пополнят семейные бюджеты и могут быть направлены на развитие личности, в том числе и на путешествия. В качестве дополнительной меры, направленной на всестороннее гармоничное развитие личности, руководство КНР намерено уже в ближайшее время расширить и перечень налоговых вычетов. Так, впервые налоговый вычет из расходов граждан будет осуществляться для средств, направляемых на образование детей, лечение тяжелых заболеваний и т.д. Следует отметить, что ослабление налогового бремени в КНР было начато в 2011 году. В настоящее время осуществляется
второй этап данной экономической реформы. Все это, безусловно, в конечном итоге окажет положительное воздействие на развивающейся туристской отрасли.
Следует также отметить, что дальнейший рост китайской туриндустрии обеспечат такие факторы, как дополнительное вовлечение в хозяйственный оборот большого количества природных и культурных ресурсов, длинная береговая полоса и высококачественные пляжи, горы и горные источники.
Люди от группового туризма начнут переходить к индивидуальным, семейным турам. Несомненно, туризм в Китае значительно помолодеет. В то же самое время, туриндустрия рассматривает возможность расширить спектр своих услуг для взрослого поколения путешественников, предоставив им симбиоз туризма и лечения, вплоть до проведения плановых медицинских операций по месту последующего отдыха и реабилитации. Станет тенденцией семейный отдых, сочетаемый с семейными каникулами. Говоря о перспективах детских каникул, проводимых на курорте, следует отметить, что каникулы с экскурсиями все больше стали уступать место оздоровительным и развлекательным каникулам и тематическому туризму, сочетающими в себе различные увлечения, занятия спортом и т.д. По всей видимости, эта тенденция будет продолжена.
Касаясь финансовой стороны непосредственно туристических кампаний, следует отметить, что в будущем нематериальные активы китайских туристических брендов значительно превысят стоимость материальных активов. Уже сегодня руководством страны поставлена задача создания в туризме китайских брендовых кампаний, способных предоставлять туристические услуги по самому высокому мировому уровню.
Конкуренция в туристической отрасли Китая будет более интенсивной. Возрастающий с ростом доходов населения рынок спроса на туристические услуги будет требовать расширения китайских курортов. Вступление в ВТО делает туристический рынок КНР более открытым для международных инвестиций.
Касаясь сотрудничества Китая с Россией в туристско-рекреационной сфере, следует отметить, что оно больше будет осуществляться на межрегиональном уровне. Старт развитию межрегиональных отношений уже дан, многие делегации регионального уровня в 2018 г. посетили китайские регионы с целью налаживания соответствующих связей. Так, делегация Краснодарского края, сформированная представителями администрации, научной интеллигенции, студенчества и бизнес структур, в октябре 2018 года посетила китайскую провинцию Хэбей, где достигла договоренностей о расширении контактов в области сельского хозяйства и туризма.
Литература и источники
1. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // Всемирная торговая организация: документы и комментарии" / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 2001.
2. Глобальный этический кодекс туризма. Принят резолюцией генеральной ассамблеи ВТО на 13 сессии, г. Сантьяго (Чили), 27 сентября - 1 октября 1999 года // www.world-tourism.org/ruso/pdf/GA13_resolutions.pdf
3. Межпарламентская конференция по туризму Гаагская декларация по туризму от 14 апреля 1989 г.
4. Китай. Ежемесячный журнал. - 2018. - №7(153). июль. - С.80.
5. http://www.chyxx.com/industry/201804/634265.html
6. https://zhidao.baidu.com/question/455961713.html
References and Sources
1. General'noe soglashenie po torgovle uslugami (GATS) (Marrakesh, 15 aprelya 1994 g.) // Vsemirnaya torgovaya organizaciya: dokumenty i kommentarii" / Pod red. S.A. Smirnova. - M., 2001.
2. Global'nyj ehticheskij kodeks turizma. Prinyat rezolyuciej general'noj assamblei VTO na 13 sessii, g. Sant'yago (CHili), 27 sentyabrya - 1 oktyabrya 1999 goda // www.world-tourism.org/ruso/pdf/GA13_resolutions.pdf
3. Mezhparlamentskaya konferenciya po turizmu Gaagskaya deklaraciya po turizmu ot 14 aprelya 1989 g.
4. Kitaj. Ezhemesyachnyj zhurnal. - 2018. - №7(153). iyul'. - S.80.
5. http://www.chyxx.com/industry/201804/634265.html
6. https://zhidao.baidu.com/question/455961713.html
СИМОНЯН ГАРНИК АЙКАРАМОВИЧ - доктор экономических наук, вице-президент НИИ истории, экономики и права, профессор кафедры экономики и управления Сочинского государственного университета. SIMONYAN, GARNIK A. - Doctor of Economics, Vice-President History, Economics and Law Research Institute (HELRI), Professor of Department "Economics and management" of Sochi state University (s.garn@mail.ru).
УДК 331.1
ГОГИБЕРИДЗЕ Л.Г., КУРБАНОВ Р.Э. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: НОРМАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ
Ключевые слова: этнократические кланы; архаизация социальных отношений; нормативный прогноз; инерционный, бессистемный и предпочтительный сценарии развития Северного Кавказа.
В статье дается нормативный прогноз социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, описываются условия успешной реализации соответствующей государственной программы. Рассмотрены три сценария (инерционный, бессистемный и предпочтительный), позволяющие объединить различные методы анализа и интерпретации данных прогнозирования социально-экономических и правовых процессов. Делается вывод об эффективности предпочтительного сценария, обеспечивающего стабильность и безопасность на Юге России. Показано, что государственная программа «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года может стать отправной точкой развития региона. Однако предстоит серьезный труд, чтобы конструктивные идеи программы преобразовать в готовый продукт. В этой связи предложены рекомендации, обеспечивающие оптимальные параметры развития.
GOGIBERIDZE, L.G., KURBANOV, R.E.
SOCIO-ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF THE NORTH CAUCASUS DEVELOPMENT:
NORMATIVE FORECAST
Key words: ethnocratic clans; archaization of social relations; normative forecast; inertial, unsystematic and preferred scenarios of the North Caucasus development.
The article provides a normative forecast of socio-economic development of the North Caucasus Federal district, describes the conditions for the successful implementation of the relevant state program. Three scenarios (inertial, unsystematic and preferable) are considered, which allow to combine various methods of analysis and interpretation of data for forecasting socio-economic and legal processes. The conclusion is made about the effectiveness of the preferred scenario that ensures stability and security in the South of Russia. It is shown that the state program "Development of the North Caucasus Federal District" for the period up to 2025 can be the starting point for the development of the region. However, there is a serious work to transform the constructive ideas of the program into a finished product. In this regard, recommendations are proposed that ensure optimal development parameters.
Доминирующим типом социально-экономических отношений во многих республиках Северного Кавказа остается клановость. Этот рудимент принял в отдельных регионах Юга России устойчивую, долговременную и гипертрофированную форму. Родовая организация социального устройства закреплена на социально-политическом, экономическом и идеологическом уровнях. Если идеологический уровень связей обеспечивается этноконфессиональными традициями и культурно-типологическими особенностями, то социально-политический и экономический уровни реализуются за счет сращивания имущественных интересов правящих кланов с представителями федеральных органов на местах. При этом родовые элиты остаются вне институционализированного контроля. Более того, правоохранительные и надзорные органы регионального и муниципального уровней нередко сами попадают под влияние патронажных групп. Результатами распространения и укрепления такой формы общественного устройства стали: архаизация социальных отношений, демодернизация экономики, узурпация власти на муниципальном и региональном уровнях неэффективными менеджерами, попавшими во власть путем подкупа или покровительства со стороны родовых элит. При этом, как правило, внешне соблюдаются все правила бюрократического приличия: участие в конкурсе, проверка компетентности, утверждение в должности и пр. Но зачастую за бюрократическими процедурами скрывается заведомо известный результат. Эту схему изобрели, конечно, не в республиках Северного Кавказа и не сейчас. «Еще в начале XVIII века в Англии был учрежден пост политического секретаря казначейства, вскоре переименованного в the Patronage secretary (секретарь-покровитель), который устраивал выдвижение протеже на правительственные должности с помощью подкупа» [1].
Все это неизбежно ведет к эрозии российской государственности на Северном Кавказе. Ярким доказательством тому являются два классических признака.
Во-первых, государство оказалось не способным в ряде республик Северного Кавказа осуществлять свою налоговую политику. По некоторым оценкам, в таких регионах до 70 % от всего оборота денежной массы вращается в «темной» и «серой» зонах и является недосягаемой для контроля со стороны федеральных фискальных органов. При этом разрыв между официальной экономикой, собираемыми налогами и реальными доходами населения огромен, и он имеет четко выраженную тенденцию к увеличению. Это явление имеет давние, еще советские, корни. Даже в доперестроечном экономическом пространстве Юг России отличался масштабными по советским меркам размерами теневой экономики и коррумпированными местными властями. После распада Советского Союза, вне сомнения, клановый принцип социальной организации на Северном Кавказе значительно укрепился. Кавказские патронажные группы, с одной стороны, и представители федеральных органов власти и силовых структур - с другой, теперь связаны не только сравнительно мелким теневым промыслом, как это было в советскую эпоху, но и несопоставимо более крупным нелегальным бизнесом. При этом надо учитывать, что имеющиеся на данный момент открытые статистические данные по проблеме теневой экономики Северного Кавказа носят разрозненный, фрагментарный характер, а приводимая в них статистика разнится и построена не на точном учете, а на косвенных оценках. Однако, одним из критериев выявления масштабов теневого сектора может служить, например, «значительный рост производства электроэнергии и ее потребления в тех или иных отраслях на фоне снижения или стагнации показателей роста продукции. Или рост количества занятых в какой-либо региональной отрасли производства на фоне официального «падения» самого производства и т.п.» [2].
Во-вторых, федеральный центр на территории некоторых республик Юга России постепенно утрачивает монополию на применение силы и судебных санкций. Это проявляется в создании мини-армий, находящихся в подчинении лидеров правящих кланов (кадыровцы, арашуковцы и т.п.), в деятельности разросшихся частных охранных структур, в участившихся на Кавказе случаях самосуда (линчевания), в террористической активности (которая далеко не всегда имеет международные корни).
Доминирование сетевых патронажных групп и кланов продуцирует конфликты и на религиозной почве. Географическая и конфессиональная близость народов Северного Кавказа к арабо-исламским центрам и сложившаяся на Юге России система клановых отношений выталкивает безработную молодежь, не попавшую в элитные клановые структуры, в объятия различных неоваххабитских организаций, нелегально обосновавшихся в местах компактного проживания мусульман. «Судя по развернутой в социальных сетях миссионерской деятельности, широкому использованию методов индивидуальной избирательной пропаганды в молодежной среде, запрещенные на территории РФ структуры, облачившись в современные экипировки и обновив свои названия (ДАИШ, Джабхат Фатих аш-Шам, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, Ат Такфир валь-Хиджра), продолжают довольно активно действовать в подполье» [3].
В качестве одной из причин весьма сложной социально-экономической, правовой и религиозной ситуации, сложившейся на Северном Кавказе, многие политологи и политтехнологи называют отсутствие научно обоснованной и последовательно реализуемой государственной национальной политики. При этом следует заметить, что на самом деле определенная политика Москвы в южных регионах прослеживалась. Она сводилась к поддержке влиятельных, формально лояльных Центру кланов. Однако, практика показывает, что привычная опора на кавказские патронажные группы уже не способна удержать ситуацию под контролем и не решает важнейших кавказских проблем, напротив: превращает целые регионы Юга России в территорию экономической стагнации и активного распространения религиозно-политического экстремизма. Устаревший политический курс Москвы в настоящее время подрывает доверие к федеральной власти жителей Северного