Научная статья на тему 'Анализ перспектив развития ракетно-космического комплекса Российской Федерации'

Анализ перспектив развития ракетно-космического комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева О.О., Смородинова Н.И.

Рассматриваются основные положения Стратегии развития космической деятельности России до 2030 г. и на дальнейшую перспективу, Федеральные целевые программы и проекты, а также проводится анализ эффективности их реализации на данный момент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеева О.О., Смородинова Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALASYS OF ROCKET AND SPACE SEGMENT DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIAN FEDERATION

An outline of the «Development strategy of space activities in Russia up to 2030 and beyond», and federal programs and projects as well as the analysis of the effectiveness of their implementation at the moment is proposed.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив развития ракетно-космического комплекса Российской Федерации»

Решетневскце чтения

В случае выявления дефицита на следующем этапе определяется возможность его покрытия посредством объемов стимулирования, предоставляемых государством на безвозвратной основе. Если инвестиционных ресурсов, предоставленных посредством таких форм стимулирования недостаточно, то у предприятия возникает необходимость наращивания собственного капитала за счет привлеченных источников.

Далее определяется оптимальный объем заемного капитала. В первую очередь рассматриваются формы государственного стимулирования, предоставляемые на возвратной основе, которыми можно обеспечить недостающие средства. Если объемов инвестирования, предоставляемых путем таких форм достаточно, то стимулирование осуществляется посредством их использования. В ином случае предприятие сталкивается с задачей поиска дополнительных заемных источников иными способами.

Определение оптимального соотношения объемов стимулирования инновационной деятельности предприятий РКП, предоставляемых на возвратной и безвозвратной основе на каждой стадии инновационного процесса, позволяет учитывать специфику инноваци-

онной деятельности, достичь максимальной эффективности реализации инновационных проектов и использования бюджетных средств.

Библиографические ссылки

1. Саакян А. М., Ерыгин Ю. В. Роль государственного стимулирования в развитии инновационной деятельности промышленных предприятий // Актуальные вопросы экономических наук : сб. материалов ХХ Меж-дунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ж. А. Минга-левой, С. С. Чернова. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2011.

2. Саакян А. М., Ерыгин Ю. В. Формы стимулирования инновационной деятельности предприятий ракетно-космической промышленности // Вестник СибГАУ / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. Вып. 3.

3. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.vpk.ru.

4. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.sci-innov.ru.

A. M. Saakyan

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

DETERMINATION OF VOLUMES OF THE STATE STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE SPACE ROCKET INDUSTRY ENTERPRISES AT VARIOUS STAGES OF INNOVATIVE PROCESS

Need of the state stimulation of innovative activity of the space-rocket industry enterprises is proved. The technique of definition of an optimum ratio of stimulation volumes of the innovative activity, provided on returnable and irrevocable basis at various stages of innovative process, is developed.

© CaaraH A. M., 2012

УДК 629.78

О. О. Сергеева, Н. И. Смородинова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассматриваются основные положения Стратегии развития космической деятельности России до 2030 г. и на дальнейшую перспективу, Федеральные целевые программы и проекты, а также проводится анализ эффективности их реализации на данный момент.

На современном этапе развития сложившуюся ситуацию в области ракетно-космической техники с большой долей вероятности можно характеризовать как предкризисную. С каждым днем все явственнее выделяется проблема отставания страны от мирового уровня в данной области. Прошлые успехи оставили после себя устаревшие в моральном и физическом плане производственные фонды.

Глядя на сложившуюся ситуацию, можно говорить о том, что проблема состоит в недостаточном финансировании комплекса и, как следствие, выражается не только в устаревшей технической базе, но также и в оттоке квалифицированных кадров, росте зависимости от иностранных поставок и общем застое производства.

В данном случае положительной стороной являет -ся тот факт, что органы власти действительно замети-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

ли назревшую проблему и в связи с этим целью государственной политики в ракетно-космической сфере предусматривается формирование экономически устойчивой, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической промышленности, обеспечение гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве. Цель технологического развития ракетно-космической промышленности заключается в достижении технологического лидерства на избранных сегментах рынка, что на данный момент является одним из национальных приоритетов научно-технологического развития России [1].

Реализуемая в настоящее время политика по развитию отрасли проводится в соответствии с утвержденной Стратегией развития ракетно-космической промышленности (далее - Стратегия) на период до 2015 года по Федеральным целевым программам и проектам.

Согласно Стратегии, реализация поставленных целей будет проходить в три основных этапа: 2015 г. -восстановление возможностей, 2020 г. - наращивание возможностей, 2030 г. - прорыв.

Первый этап характеризуется выполнением действующих планов в области космической деятельности.

Второй этап ставит цель закрепления России в группе ведущих космических держав по всем направлениям космической деятельности.

На третьем этапе предусматривается начало реализации масштабных проектов по использованию ближнего космоса, исследованию и освоению дальнего космоса [2].

Еще раз заметим, что для реализации поставленных целей необходимы инвестиции. Что касается фактического финансирования, только по Федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система» (ФЦП «ГЛОНАСС») за 2011 г. из бюджета было выделено 19,3 млрд руб. и в проекте закона о бюджете на 2013 г. по ФЦП «ГЛОНАСС» планируется выделить 20,6 млрд руб., в 2014 - 22,2 млрд руб., в 2015 - 23,7 млрд руб. Это значительно меньше того,

что просил Роскосмос и что написано в паспорте ФЦП. Например, на уровне 2015 г. расхождение с планом ФЦП составляет 26,6 млрд руб., и это значит, что Роскосмос получит в 2 раза меньше денег, чем было обещано паспортом программы. Аналогичные ситуации обстоят и с иными программами. Для примера рассмотрим Федеральную космическую программу: в обсуждаемом сейчас проекте федерального бюджета на 2013 г. на мероприятия запланировано 114,7 млрд руб., что на 18,9 млрд руб. меньше, чем в паспорте программы [3]. Такое урезание несомненно скажется на результатах деятельности и сдвинет сроки запланированных мероприятий. Если правительство и в дальнейшем будет придерживаться подобного расхождения между обещанными и фактическими цифрами, то можно будет судить о снижении качества реализации Стратегии в целом.

Если говорить о самой Стратегии и Федеральных целевых программах и проектах, то следует отметить, что придерживаясь заявленных планов и цифр, ракетно-космический комплекс России действительно сможет подняться на качественно новый уровень и составить конкуренцию сильнейшим в данной отрасли странам. Но для этого необходима оптимизация программ и инвестируемых в отрасль средств. Государству следует предоставить ресурсы на исправление ситуации с эффективностью производства и технологическим перевооружением. В противном случае, поставленные цели так и останутся на бумаге, а комплекс в целом если и изменит свое положение, то далеко не на тот ожидаемый качественно высокий уровень.

Библиографические ссылки

1. Концепция долгосрочного прогноза научно-технического развития Российской Федерации на период до 2025 года.

2. Стратегия развития космической деятельности России до 2030 года и на дальнейшую перспективу.

3. Космический бюджет попал под сокращение : ст. [Электронный ресурс]. URL: http://www.izvestia.ru.

O. O. Sergeeva, N. I. Smorodinova Siberian State Aerospace Univercity named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THE ANALASYS OF ROCKET AND SPACE SEGMENT DEVELOPMENT PROSPECTS IN RUSSIAN FEDERATION

An outline of the «Development strategy of space activities in Russia up to 2030 and beyond», and federal programs and projects as well as the analysis of the effectiveness of their implementation at the moment is proposed.

© Сергеева О. О., Смородинова Н. И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.