Научная статья на тему 'Анализ перспектив комплексного развития территории старого аэропорта в г. Ростове-на-Дону'

Анализ перспектив комплексного развития территории старого аэропорта в г. Ростове-на-Дону Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
283
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / РЕНОВАЦИЯ / ТЕРРИТОРИЯ / РАЗВИТИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / TRANSFORMATION / RENOVATION / TERRITORY / DEVELOPMENT / PROJECT IMPLEMENTATION / ECONOMIC FEASIBILITY / ENVIRONMENTAL SITUATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шеина С. Г., Чубарова К. В., Сотникова Е. К.

Рассматривается вопрос реновации и переспективы комплексного развития территории старого аэропорта в г. Ростове-на-Дону, возможность размещения на его территории объектов с различными функциональными назначениями, определение направление направления нового использования территории. Формируются предпосылки для создания нового крупного многофункционального Восточного планировочного района города с образованием в нем общественно-деловой, торговой, жилой, рекреационной, иновационной зон для полноценной жизнедеятельности населения. Проводятся экологические наблюдения и анализ данных для прогноза перспектив развития и улучшения уровня комфорта проживания людей на данной территории. Рассматриваются способы очищения атмосферного воздуха и мероприятия по улучшению состояния городской среды. Подведение итогов по разработке эффективного использования, целесообразности и рентабельности реновации территорий старого аэропорта г. Ростова-на-Дону.The issue of renovation and prospects for the integrated development of the territory of the old airport in the city of Rostov-on-Don, the possibility of locating objects with various functional purposes, determining the direction of the new use of the territory are considered. Prerequisites are being formed for the creation of a large new multifunctional Eastern planning district of the city with the formation of a social, business, commercial, residential, recreational, and innovative zones for the full activity of the population. Environmental observations and data analysis are carried out to forecast development prospects and improve the level of comfort for people living in this area. Ways of purifying the atmospheric air and measures to improve the state of the urban environment are considered. Summarizing of the development of effective use, expediency and profitability of renovation of the territories of the old airport of Rostov-on-Don.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шеина С. Г., Чубарова К. В., Сотникова Е. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив комплексного развития территории старого аэропорта в г. Ростове-на-Дону»

II Инженерный вестник Дона, №3 (2020) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2020/63 79

Анализ перспектив комплексного развития территории старого аэропорта в г. Ростове-на-Дону

С.Г. Шеина, К.В. Чубарова, Е.К.Сотникова

Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Россия Аннотация: Вопрос реновации производственных территорий является важной темой для многих больших городов РФ. Эстетическими, экономическими, историческими и экологическими аспектами объясняются целесообразность и эффективность реновации территории.

Так, в данной работе рассматривается вопрос реновации старого аэропорта в г. Ростове-на-Дону, возможность размещение на его территории объектов с различными функциональными назначениями.

Ключевые слова: преобразование, реновация, территория, устойчивое развитие, реализация проекта, экономическая целесообразность, экологическая ситуация.

Реновация территорий специального назначения является современным вопросом для большинства городов Российской Федерации. Необходимость и эффективность проведения реновации территории объясняются экономическими, историческими, социальными и экологическими аспектами.

После завершения строительства южного хаба - нового международного аэропорта «Платов» появилась необходимость поиска решений по дальнейшему развитию территории старого аэропорта города Ростова-на-Дону. Одним из возможных путей реновации данной территории является создание нового Восточного планировочного района, включающего в себя различные по функциональному назначению зоны и объекты [1].

Территория комплексного развития расположена в Первомайском районе и ограничена магистральной улицей, территорией Александровского лесопитомника, участками индивидуальной жилой застройки, а также границей города Аксая (рис.1).

Рис. 1 - Границы территории комплексного развития старого аэропорта г.

Ростова-на-Дону

Пути и подходы к процессу реновации промышленных территорий и территорий специального назначения активно изучаются и развиваются в современном градостроительстве. За последние годы в связи с активным ростом городов, широкомасштабной урбанизацией, развитием технологических процессов и производств, многие промышленные предприятия, ранее располагавшиеся на территории города, в том числе его центра, морально устарели и не соответствуют градостроительной значимости и потенциалу территории, на которой они располагаются. Часть таких предприятий ликвидируется, часть переносится за границу города, однако вопрос о дальнейшем использованием и редевелопменте бывших территорий этих предприятий остается крайне актуальным [2-4].

Инвестиционная и правовая сторона данного вопроса также усложняет процесс принятия решений в связи с частым наличием нескольких собственников у подобных территорий, интересы которых могут разниться и противоречить друг другу. Это приводит к необходимости принятия такой

II Инженерный вестник Дона, №3 (2020) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2020/63 79

стратегии развития территории, которая позволила бы удовлетворить интересы всех собственников и инвесторов.

На данный момент существует ряд различных направлений развития и реорганизаций бывших производств и территорий специального назначения. Ниже перечислены некоторые подходы к реновации таких территорий (рис.2), выбор из которых зависит от множества факторов [5-6].

Преобразование в общественно-деловую и торговую зону

•полная или частичная реорганизации неэффективных территорий и включенных в неё объектов капитального строительства •привлекательность для инвесторов и девелоперов за счет удобного местоположения территории и блазости крупных транспортных узлов

Преобразование в жилую застройку

•создание дополнительного жилого кластера вблизи центра города •развитие транспортной и инженерной инфраструктуры •снижение нагрузки на природный каркас всего города

Преобразование в зону зеленых насаждений

•создание здоровой и полноценной среды обитания •положительный пример использования реорганизованных территорий, направленный на оздоровление городской среды

Преобразование в промышленную, либо научно-инновационную зону

•создание благоприятного инвестиционного и культурного климата развития города

Рис.2. - Подходы к реорганизации производственных территорий Достаточно большая площадь рассматриваемой территории старого аэропорта Ростова-на-Дону - 350 га, дает возможность подойти к процессу реновации комплексно и реализовать несколько возможных перспектив развития.

Таким образом, определение нового функционального назначения и использования территории требует комплексного градостроительного обоснования с учетом приоритетности экологических аспектов урбанизации, что является неотъемлемой частью процесса устойчивого развития, и требует согласованных действий городской администрации, федеральных служб, инвесторов и финансовых структур.

м

По результатам экологических наблюдений, проведенных в лаборатории под руководством доктора биологических наук Валерия Владимировича Приваленко, была произведена оценка уровня экологической комфортности проживания г. Ростова-на-Дону по 5 параметрам (рис.3) [7].

Рис.3. - Параметры оценки уровня экологической комфортности проживания (по В.В. Приваленко) По результатам проведенной оценки комфортности проживания В.В. Приваленко была построена карта экологической комфортности г. Ростова-на-Дону (рис.4).

Рис.4. - Фрагмент карты экологической комфортности г. Ростова-на-Дону

Основное загрязнение окружающей среды, в особенности воздушного бассейна, на территории старого аэропорта происходит из-за его расположения вблизи от основных транспортных магистралей, таких как пр. Шолохова. Благодаря постоянным ветровым потокам в городе, экологическая ситуация еще не достигла критического значения.

Комплексная оценка территории старого аэропорта была проведена по 7 основным факторам и ряду подфакторов оценки земель населенных пунктов (табл. №1).

Таблица №1.

Факторы оценки земель населенных пунктов 1. Доступность общественно-делового административного центра

II Инженерный вестник Дона, №3 (2020) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2020/63 79

2. Уровень инженерного обустройства

3. Уровень развития населения

сферы культурно-бытового обслуживания

II Инженерный вестник Дона, №3 (2020) Н| ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n3y2020/63 79

4. Состояние окружающей среды

5. Инженерно-геологические условия, влияющие на строительство

6. Ландшафтно-рекреационные условия

7. Наличие памятников истории и культуры.

На территории старого аэропорта расположен лишь один памятник -стелла «Город воинской славы»

Анализ факторов оценки земель населенных пунктов показал, что территория старого аэропорта расположена во второй зоне доступности общественно-делового административного центра, коэффициент значимости уровня инженерного обустройства равен 0,4 - 0,46, что соответствует максимальному показателю. Состояние окружающей среды на данной территории варьируется в зависимости от удаленности от автомагистрали по пр. Шолохова. Места, расположенные в непосредственной близости к проспекту, соответствуют территории с неблагоприятной экологической ситуацией. Территория, удаленная от автомагистрали, имеет показатель состояния окружающей среды, как опасный и малоопасный. Территория

реновации преимущественно расположена на лессовых просадочных грунтах I типа с глубиной залегания грунтовых вод на уровне 2 - 4 метра. Анализ карты ландшафтно-рекреационного условия показал, что земельный участок на половину расположен в зоне зленых насаждений.

Территория старого аэропорта является зоной подтопления, т.к. годовой уровень подъема грунтовых вод может составлять до 60 см/год, также является опасной зоной шумового загрязнения, т.к. уровень шума достигает 65-81 дБ при нормируемом по СП. 2.2.4/2.1.8.562-96 максимальном значении 70 дБ для территорий, непосредственно прилегающих к жилым домам, школам, детским дошкольным учреждениям.

При выявлении высокого уровня загрязнения на территории специального назначения в ходе реновации следует принимать меры по улучшению экологической ситуации и повышению качества среды. Так, например, одним из способов снижения степени загрязнения атмосферного воздуха, а также шумового загрязнения является внедрение в проекты реорганизации территорий комплекса градоэкологических мероприятий, в том числе увеличения площадей зеленых зон в наиболее загрязненных районах. Помимо нормализации и восстановления благоприятной для жителей экологической обстановки, зеленые зоны при наличии качественно выполненного благоустройства, играют также и роль зон рекреации на данной территории [8-9].

Данная территория имеет хорошую транспортную доступность, достаточную территориальную близость к административно-деловому центру города, что позволяет сохранять логистическую связь территории между районами города. Инженерно-геологические условия территории позволяют предусмотреть строительство комфортного для средней и малой этажности жилья. На территории старого аэропорта расположена роща, которая при комплексном развитии территории может стать рекреационной

зоной, т.к. большая часть территории старого аэропорта располагается в опасной зоне по состоянию окружающей среды, то необходимо предусмотреть мероприятия по очищению атмосферного воздуха на данной территории, одним из которых является создание зон зеленых насаждений.

Реновация территории старого аэропорта с созданием функциональных зон различного назначения может служить предпосылкой для развития на ее базе нового городского ядра с точками притяжения для населения и позволило бы создать дополнительные условия для постепенного перехода от моноцентрической к полицентрической планировочной организации Ростова-на-Дону [10].

Проведенная комплексная оценка территории старого аэропорта показала, что наиболее эффективный способ ее использования - это рассмотрение наличия следующих зон (рис.5):

Зоны производственных и научно-исследовательских комплексов

Зона Н

многофункционального Зона рекреационного коммерческого назначения

использования

Рис.5. - Функциональное зонирование территории реновации старого

аэропорта города Ростова-на-Дону Таким образом, исходя из проведенного анализа, большая площадь территории старого аэропорта не занятая застройкой дает, с одной стороны, свободу в формировании функционального назначения территории,

Зона общественно-деловой застройки

Зона жилой застройки

планировочной структуры, а с другой позволяет компактно и рационально ее организовать.

Реновация территории старого аэропорта позволит создать более качественную городскую среду, развить социальную инфраструктуру и удобные общественные пространства. При реновации территорий специального назначения в городе Ростове-на-Дону целесообразно использовать все виды полной рефункционализации.

Литература

1. Золотых М. А. Реновация промышленных зон в современных условиях города. // StudArcticforum. Электронный научный студенческий журнал. 2017. Выпуск 2 (6). URL: saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=1183

2. Kasarda, John D. Aerotropolis. Wiley-Blackwell Encyclopedia of Urban and RegionalStudies. John Wiley & Sons Press, 2017 / URL: aerotropolisbusinessconcepts.aero/wpcontent/uploads/2016/08/1b_Aerotropolis_en cyclopedia_article_20170812.pdf

3. Kasarda, John D. About the Aerotropolis / URL: aerotropolis.com/airportCities/about-the-aerotropolis

4. Kelly Dungey. The evolution of Airport Business Models. (Presentation). - Queensland University of Technology, 2007 / URL: airportmetropolis.qut.edu.au/news/documents/AirportBusinessModels.pdf

5. Попов А.В. Архитектурно-пространственное преобразование территорий промышленных предприятий в городской застройке. // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. №1. C. 25-28.

6. Бабуров, В.А. Развитие территорий в зоне влияния аэропортов // Наука, образование и экспериментальное проектирование: Тезисы докладов. М.: МАРХИ, 2014. С. 65-67.

7. Приваленко В.В., Безуглова О.С. Экологические проблемы антропогенных ландшафтов Ростовской области. Т. 1. Экология города Ростова-на-Дону. СКНЦ ВШ, Ростов-на-Дону, 2003. 290 с.

8. Шеина С.Г., Федоровская А.А., Юдина К.В. ««Умный город»: концепция устойчивого развития застроенных территорий с позиции экологической комфортности» // БСТ - Бюллетень строительной техники . 2018. №10 (1010). С. 20-23.

9. Вагин В.С., Шеина С.Г., Чубарова К.В. Принципы и факторы устойчивого развития городских территорий // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. №3 (28). С. 9-19. URL: naukovedenie.ru/PDF/91EVN315.pdf

10. Вагин В.С., Шеина С.Г., Чубарова К.В. Проблемы пространственной организации городов с ярко-выраженным историческим центром (на примере г. Ростова-на-Дону) // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. №3 (28). С. 92-100. URL: naukovedenie.ru/PDF/116TVN315.pdf

References

1. Zolotyh M. A. StudArcticforum. 2017. № 2 (6). URL: saf.petrsu.ru/journal/article.php?id=1183

2. Kasarda, John D. Wiley-Blackwell Encyclopedia of Urban and RegionalStudies. John Wiley & Sons Press, 2017. URL: aerotropolisbusinessconcepts.aero/wpcontent/uploads/2016/08/1b_Aerotropolis_en cyclopedia_article_20170812.pdf

3. Kasarda, John D. About the Aerotropolis. URL: aerotropolis.com/airportCities/about-the-aerotropolis

4. Kelly Dungey. The evolution of Airport Business Models. (Presentation). - Queensland University of Technology, 2007. URL: airportmetropolis.qut.edu.au/news/documents/AirportBusinessModels.pdf

5. Popov A.V. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN. 2013. №1. pp. 25-28.

6. Baburov, V.A. Nauka, obrazovanie i e'ksperimental'noe proektirovanie. Tezisy' dokladov [Science, education and experimental design: Abstracts]. M. MARHI, 2014. pp. 65-67

7. Privalenko V.V., Bezuglova O.S. E'kologicheskie problemy' antropogennyx landshaftov Rostovskoj oblasti. T. 1. E'kologiya goroda Rostova-na-Donu [Ecological problems of anthropogenic landscapes of the Rostov region. Vol. 1. Ecology of the city of Rostov-on-Don]. SKNCz VSh, Rostov-na-Donu, 2003. 290 p.

8. Sheina S.G., Fedorovskaya A.A., Yudina K.V. BST-Byulleten stroitel'noj texniki. 2018. №10 (1010). pp. 20-23.

9. Vagin V.S., Sheina S.G., Chubarova K.V. Naukovedenie. 2015. Tom 7. №3 (28). pp. 9-19. URL: naukovedenie.ru/PDF/91EVN315.pdf

10. Vagin V.S., Sheina S.G., Chubarova K.V. Naukovedenie. 2015. Tom 7. №3 (28). pp. 92-100. URL: naukovedenie.ru/PDF/116TVN315.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.