Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРИОДА В ИСТОРИЯХ ОЙБЕКА («ОТЕЦ ФОНАРЧИ», «КОРОЛЬ ДУШИ РЕБЕНКА»)'

АНАЛИЗ ПЕРИОДА В ИСТОРИЯХ ОЙБЕКА («ОТЕЦ ФОНАРЧИ», «КОРОЛЬ ДУШИ РЕБЕНКА») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАССКАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фозилова Мохигуль Фарходовна

В статье подробно анализируется период в рассказах Ойбека «Фонарчи ота», «Боланин ко'нгли подшо».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРИОДА В ИСТОРИЯХ ОЙБЕКА («ОТЕЦ ФОНАРЧИ», «КОРОЛЬ ДУШИ РЕБЕНКА»)»

9. Nizomova Shodiyevna Shohista. Symbolic interpretations of water and fire in modern poetry// Middle European Scientific Bulletin 11.1 (2021).

10. Nizomova S.S. MODERN POETRY// ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ, 2020. Pp. 89-90.

11. Nizomova Shoxista Shodiyevna. Images in Modern Uzbek Poetry// Psychology and Education Journal 58.1 (2021): 754-758.

12. Рахмонова ГШ. ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ // Academic research in educational sciences, 2021. Т. 2. № 3.

13. Shavkatovna R.G. Formation of Spiritual and Moral Attitudes of the Student's Personality // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 10. № 1.

14. Turdieva M.J., Olimov K.T. Game Technologies As An Innovative Type Of Student-Centered Education // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2021. Т. 3. № 02. С. 183-187.

15. Олимов К., Турдиева М. Maktabgacha ta'lim va tarbiya jarayonini amalga oshirishda innovatsion yondashuv va "ilk qadam" davlat o'quv dasturi // Общество и инновации, 2021. Т. 2. № 2/S. С. 419-423.

16. Mirzaeva S.D. Art-pedagogical technology in the development of the fine activity of elder preschool children // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 11. № 1.

17. Makhmudovna Nigmatova Mavjuda. The role of artpedagogy in the growth of new generation// Middle European Scientific Bulletin 11.1 (2021).

18. Мирзаева Дилфуза Шавкатовна. Внедрение мультимедийных технологий в дошкольное образованиие // Научный журнал 6 (40) (2019).

19. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy, 2019. № 12 (51).

20. Тураева Г.Х. Проблемы машинного перевода при переводе на узбекский язык // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2020. 10 (79). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10816/ (дата обращения: 25.06.2021).

АНАЛИЗ ПЕРИОДА В ИСТОРИЯХ ОЙБЕКА («ОТЕЦ ФОНАРЧИ», «КОРОЛЬ ДУШИ РЕБЕНКА») Фозилова М.Ф.

Фозилова Мохигуль Фарходовна - независимый исследователь, Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы им. Алишера

Навои,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье подробно анализируется период в рассказах Ойбека «Фонарчи ота», «Боланин ко'нгли подшо».

Ключевые слова: рассказ, художественная интерпретация, человечность, любовь.

Известный узбекский писатель Муса Ташмухаммад оглу Ойбек родился 10 января 1905 года в Ташкенте в семье Бозчи. Учился сначала в школе, затем в педагогическом техникуме. С 1925 по 1930 год Ойбек учился на факультете социальных наук Среднеазиатского государственного медицинского университета (ныне Национальный университет Узбекистана), где преподавал. Первый сборник стихов Ойбека вышел в 1926 году под названием «Эмоции». После этого поэт начал писать эпические стихи, которые являются основным жанром поэзии.

Одно из таких произведений - «Фанорчи Ота», написанное в 1930-х годах. События, описанные в рассказе Ойбека «Фанорчи ота», по сути, являются одним из самых частых событий, свидетелями которых становятся дети твоего возраста. В конце концов, сколько раз окна вашего соседа разбивались, когда вы играли в футбол на улице? или вспомните об интересном приключении в соседнем районе, в окружении сада с хлопковыми стенами, когда плоды тонули. В начале 20 века дома и улицы не освещались электрическим светом, но в домах использовались лампы и фонари. На улицах были вывешены фонари, горящие керосином, а не электричеством. Были прикреплены специальные агенты для замены масла в фонарях и стеклах глаз.

Основные события истории Ойбека вращаются вокруг одного такого фаната. Нет мира из-за детей, живущих в этом районе. Батальон «Касым», в частности, каждый день изобретает вредителя. Он побуждает своих товарищей разбивать глаза, и таким образом старый Фанорчи побуждает своего отца дотронуться до него. А отец Фанорчи не устает носить «новые очки». Детям не понравились мягкость и молчание старика. Для них хорошо, что история вот-вот продолжится, то есть им «снится», что старик «будет прятаться, чтобы поймать или даже поймать одного из нас». Но отец Фанорчи, как он сознается, никогда не «стиснул зубы» о них.

Сердце отца Фанорчи полно сострадания, доброты, словом, человеческих чувств. Это одна из причин, почему он так долго терпел столько глупых детских поступков. К счастью, эти чувства все еще присутствуют в сердцах детей, которые гордятся своими усилиями и даже смеются над ними, выводя их на улицы честности и сострадания. Теперь появятся храбрые дети, такие как Ахмад, которые смогут вырезать слова хромого калека Касима, не только Фанор, но и Фанорчи, который сможет защитить своего отца и сказать: «Кто бы ни сломал его, мы дадим это моему отцу ".

Если вы попытаетесь проанализировать эту историю Ойбека внимательно и неутешительно, как мы показали выше, вы найдете в ней еще много смыслов. Эта самостоятельная творческая деятельность поможет вам в будущем разобраться в великих произведениях Ойбека - его рассказах и романах, полностью понять их суть. Ведь Ойбек - трудолюбивый писатель, пополнивший сокровищницу нашей литературы своими многочисленными прекрасными произведениями.

То, что творческое наследие автора насчитывает 20 томов, наглядное тому подтверждение. На протяжении всей своей карьеры Ойбек не устает заниматься проблемами детства. Помимо «Фанорчи ота», на основе детских воспоминаний родились его рассказы «Гульнор опа», «мюзикха», «Тиллатопар», «Спой умид». Если роман «Навои», написанный в 1944 году, описывает жизнь великого мыслителя, полную противоречий, то повесть «Детство Алишера» рассказывает всю историю юности будущего поэта.

Из небольшого отрывка из повести «Король ребенка» мы внезапно чувствуем, будто вернулись в дни детства писателя. Мы можем увидеть шумные улочки древнего Ташкента начала ХХ века. Из того факта, что головорезы вывели свою работу на улицу, мы знаем, что их двор был не очень большим. Также темной зимой скучающие старые ремесленники в узком дворике хотят насладиться весенним солнцем. Ведь никому не нравится солнечное тепло, которого хватит, чтобы приготовить носовой платок. Ойбек настолько хорошо знает характер детей, что в образе писателя они воплощены очень естественно. Мой последний комплимент: «О, милый ...» положил конец всему терпению Моисея. Его любимое занятие, игра с шайбой, внезапно исчезает: «Поливаю грязью, бегу к дому Мирахмада ... »

Если вы найдете рассказ «Детство» и прочтете его полностью, станет ясно, что эта книга, полная очень интересных историй, расширит ваше представление о детстве и юности Ойбека. Ойбек был не только талантливым поэтом и известным писателем, но и большим ученым, публицистом и переводчиком. Он искусно перевел на русский язык поэтический роман Пушкина «Евгений Онегин», «Маскарад» Лермонтова, армянский народный эпос «Сосунли Давид» и десятки других произведений. В 1943

82

году он был избран действительным членом Академии наук Узбекистана и получил звание «Народный писатель Узбекистана». Ойбек скончался 1 июля 1968 года в возрасте 63 лет от тяжелой болезни. Писатель оставил коренным народам великое литературное и научное наследие, которое и в будущем будет способствовать духовному росту наших поколений. По инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в 2010 году в Национальном парке имени Алишера Навои, одном из красивейших мест Ташкента, был установлен величественный памятник Ойбеку. Это пример огромного уважения и уважения к творческому наследию и памяти известного писателя.

Список литературы

1. Nizomova Shoxista Shodiyevna. Images in Modern Uzbek Poetry// Psychology and Education Journal 58.1 (2021): 754-758.

2. Nizomova S.S. (2020, August). SHARIA'S DESCRIPTION OF THE CEREMONIAL ATTITUDE TO WATER. In Archive of Conferences (Vol. 4. № 4. Pp. 65-67).

3. Nizomova S.S. (2020, August). THE SCOPE OF THE TOPICS OF THE SHARIA OF THE INDEPENDENCE PERIOD. In Archive of Conferences (Vol. 4 № 4. Pp. 68-69).

4. Хамроева Н.Н., Низомова Ш.Ш. Важные стороны уроков чтения в повышении культуры книгочтения // Проблемы педагогики, 2020. № 1 (46).

5. Низомова Ш.Ш, Нурмуродова С.Э. ТЕХНИКА РЕЧИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ УЧИТЕЛЯ // Проблемы педагогики, 2020. № 1 (46).

6. Низомова Ш.Ш. СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Проблемы педагогики, 2020. № 6 (51).

7. Низомова Ш.Ш. Роль современных информационных технологий и электронных средств в обучении, образовании и развитии личности// Вестник магистратуры, 2020. № 68.

8. Sharipova M.B. and Nizomova Sh.Sh. THE ARTISTIC IMAGE OF THE IMAGE OF" WATER" IN THE POEM// УЧЕНЫЙ XXI ВЕКА 11 (2018): 75.

9. Nizomova Shodiyevna Shohista. Symbolic interpretations of water and fire in modern poetry// Middle European Scientific Bulletin 11.1 (2021).

10. Nizomova S.S. MODERN POETRY// ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ, 2020. Pp. 89-90.

11. Nizomova Shoxista Shodiyevna. Images in Modern Uzbek Poetry// Psychology and Education Journal 58.1 (2021): 754-758.

12. Рахмонова Г.Ш. ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ // Academic research in educational sciences, 2021. Т. 2. № 3.

13. Shavkatovna R.G. Formation of Spiritual and Moral Attitudes of the Student's Personality // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 10. № 1.

14. Turdieva M.J., Olimov K.T. Game Technologies As An Innovative Type Of Student-Centered Education // The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2021. Т. 3. № 02. С. 183-187.

15. Олимов К., Турдиева М. Maktabgacha ta'lim va tarbiya jarayonini amalga oshirishda innovatsion yondashuv va "ilk qadam" davlat o'quv dasturi // Общество и инновации, 2021. Т. 2. № 2/S. С. 419-423.

16. Mirzaeva S.D. Art-pedagogical technology in the development of the fine activity of elder preschool children // Middle European Scientific Bulletin, 2021. Т. 11. № 1.

17. Makhmudovna Nigmatova Mavjuda. The role of artpedagogy in the growth of new generation// Middle European Scientific Bulletin 11.1 (2021).

18. Мирзаева Дилфуза Шавкатовна. Внедрение мультимедийных технологий в дошкольное образованиие // Научный журнал 6 (40) (2019).

83

19. Атаева Г.И., Тураева Г.Х. Перевод как средство взаимосвязи мировой культуры // Academy, 2019. № 12 (51).

20. Тураева Г.Х. Проблемы машинного перевода при переводе на узбекский язык // Universum: технические науки: электрон. научн. журн., 2020. 10 (79). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/10816/ (дата обращения: 25.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.