Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ'

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Медицинское образование / методы преподавания / сравнительный анализ / интегрированный подход к обучению / обучение на основе лекций

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Маъмура Улмасовна Дехканова

В этой статье рассматриваются текущие и новые методы обучения в медицинском образовании, изучается их популярность и эффективность в обучении студентов. Также проводится сравнительный анализ методов, в частности, традиционного подхода к обучению, основанного на лекциях, а также более современных подходов, чтобы показать их влияние на результаты обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Маъмура Улмасовна Дехканова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology,

Pedagogy: a Problem and Solutions

Toshkent tibbiyot akademiyasi Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

muammo va yechimlar

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Маъмура Улмасовна Дехканова

Ташкентская Медицинская Академия , кафедра "Педагогики и психологии". Доцент У. И. Ташбаева, К. Т. Якубов Магистры 1 курса.

АННОТАЦИЯ:

В этой статье рассматриваются текущие и новые методы обучения в медицинском образовании, изучается их популярность и эффективность в обучении студентов. Также проводится сравнительный анализ методов, в частности, традиционного подхода к обучению, основанного на лекциях, а также более современных подходов, чтобы показать их влияние на результаты обучения.

Ключевые слова: Медицинское образование, методы преподавания, сравнительный анализ, интегрированный подход к обучению, обучение на основе лекций,

Медицинское образование постоянно меняется под влиянием целого ряда факторов, таких как изменившиеся ожидания общества, меняющиеся обязанности врачей, развивающаяся среда здравоохранения и быстро меняющаяся медицинская наука. Эволюция несет с собой разнообразные педагогические структуры и методы, основная цель которых - помочь учащимся получить, сохранить и использовать знания, развить способность критиковать, обобщать и анализировать проблемы, развивая при этом модели и перспективы. Стремление идти в ногу с развитием медицинских наук и добиваться максимальных результатов обучения в сочетании с достижениями в области технологий привело к внедрению различных методов обучения с уникальными характеристиками.

Когда перед преподавателем стоит задача обучить группу студентов определенной области, перед ним стоит выбор среди широкого спектра доступных методов обучения. Но, на выбор конкретного метода могут влиять различные переменные. Среди них тип преподаваемого материала и то, как его можно адаптировать к каждой методике, уровень предварительных знаний

126

April 26, 2024

учащихся, временные ограничения, налагаемые учебными планами (которые часто требуют работы с большим объемом материала за ограниченное время), количество учащихся в классе, физическое расположение аудитории, наличие материальных ресурсов и т.д. Все эти элементы необходимо учитывать, чтобы последовательно выбрать конкретный метод обучения из широкого списка возможных.

Среди всех факторов, которые влияют на выбор конкретной методики преподавания, наиболее важным и значимым являются предпочтения студентов и их оценка различных методов [1,2]. На самом деле, эти предпочтения оказывают значительное влияние на их мотивацию и предрасположенность к обучению, что может повлиять на качество самого обучения [3].

В медицинском образовании лекции традиционно являются фундаментальной основой, на которой базируется большая часть теоретической подготовки студентов [4,5,6]. Некоторые исследования показывают, что этот метод высоко ценится студентами, только начинающими свое обучение в медицине, но на более поздних этапах учебного процесса их предрасположенность к данному методу значительно снижается [4]. Кроме того, было обнаружено, что сочетание лекций с практическим решением кейсов значительно улучшает успеваемость студентов [5]. Более того, когда речь заходит об изучении нового материала (а не о просмотре или углублении в уже известный материал), лекция является одним из наиболее ценных методов обучения среди студентов [6].

Однако, по-видимому, уже несколько лет имеются явные признаки того, что многие учащиеся предпочитают просматривать уроки в предварительно записанных форматах [7]. Вынужденный переход к полностью онлайн-образованию в результате кризиса COVID-19 [8], по-видимому, означал ускорение перехода к образовательным моделям, более близким к предложениям в формате "онлайн аудиторий", в рамках которых учащиеся изучают теорию с помощью видеороликов и других онлайн ресурсов за пределами класса, и посвящают очные занятия решению задач, требующих предварительного изучения. Тем не менее, после отмены вынужденных изменений в сторону онлайн-образования, во многих ВУЗах возобновились методы преподавания, существовавшие до пандемии [9], то есть полноценные очные занятия. Возвращение к преобладающему использованию лекций в качестве метода обучения в медицинском образовании подразумевает, что другие возможные методы обучения, которые могут представлять большой

127

April 26, 2024

интерес и дополнять обучение, проводимое на лекциях, изучаются недостаточно, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.

Например, недавний систематический обзор [10] показывает, что проблемное обучение высоко ценится студентами-медиками, поскольку оно положительно влияет как на знания, так и на профессиональные навыки. Другой мета-анализ [11] также показал, что обучение на основе кейсов было связано с повышенным интересом и мотивацией студентов-медиков по сравнению с другими методами обучения (особенно по сравнению с лекциями и учебными пособиями). Кроме того, в ходе этого же мета-анализа было обнаружено, что обучение на основе кейсов связано с лучшей успеваемостью учащихся по сравнению с другими методами обучения, что повышает интерес к этому методу. Наконец, обзор, проведенный Карраном и др. [12] приходят к выводу, что методы обучения, основанные на методах расширенной реальности, также дают многообещающие результаты в конкретных областях медицинского образования, таких как хирургическое и анатомическое образование.

Важно также отметить, что в некоторых обзорах литературы делается вывод о том, что лекции являются одним из предпочтительных методов обучения для преподавателей и студентов, когда речь заходит о преподавании конкретного материала, такого как доказательная медицина [13].

В исследовании, проведенном в Университете Валенсии, был составлен опросник, в котором преподаватели и студенты отвечали на вопросы о методах преподавания в их университете и их личных оценках, касательно того или иного метода. Полученные данные показывают, что лекции являются преобладающим методом медицинского образования в анализируемом контексте [14]. Этот результат согласуется с выводами многочисленных национальных и международных исследований, которые подтверждают, что лекции были (и продолжают оставаться) основным методом на уроках медицинского образования [4,5,6]. С другой стороны, результаты опроса показывают, что лекции - это единственный метод, который студенты оценивают ниже, чем степень его использования в аудитории. Однако, если лекции используются в сочетании с другими методами преподавания или для преподавания определенного вида информации, это метод положительно оценивается преподавателями и студентами [13]. Более того, когда был проведен анализ предпочтений студентов в сравнении лекций с другими методами обучения, результаты показали, что студенты предпочитают

128

April 26, 2024

обучение на основе кейсов [11] или проблемное обучение [10]. Основные критические замечания по поводу лекций в медицинском образовании основаны на том факте, что студенты играют пассивную роль, при которой глубокое понимание содержания не обязательно вознаграждаются, а, скорее, в некоторых случаях "поощряется" только запоминание содержания. Конечно, такое запоминание необходимо в университетском образовании, но оно не может стать основным способом обучения, поскольку может нанести ущерб глубокому пониманию материала.

Участники выразили особый интерес к методам, которые применяются реже в медицинском обучение (ролевые игры, онлайн-обучение теории и др.). В связи с этим научная литература показывает, что эти методы дают многообещающие результаты [15,16,17]. Другим интересным результатом стало то, что совместное обучение и оценка со стороны коллег были двумя методами, которые студенты ценили меньше всего. Только эти два метода предполагали некоторую форму сотрудничества между студентами, что свидетельствует о том, что студенты-медики отдают предпочтение индивидуальной работе, а не групповой. Групповая работа предъявляет дополнительные требования по сравнению с индивидуальной работой, включая затраты времени на планирование действий, которые должны выполняться согласованно, распределение ролей и задач между членами группы, а также обязательство работать согласованно и соблюдать сроки, установленные группой. Этот результат имеет значение для медицинского образования, поскольку некоторые навыки, которыми должны овладеть медицинские работники, тесно связаны со знанием того, как координировать свои действия с другими специалистами [18]. По этой причине, учитывая предпочтение студентов индивидуальной работе, необходимо уделять время обучению межпрофессиональному сотрудничеству, поскольку это важная компетенция в медицинском образовании.

Таким образом, можно прийти к выводу, что, бесспорно, будущим врачам необходимо иметь глубокую теоретическую подготовку, основанную на личном обучении и посещении лекций. Результаты этого исследования, по-видимому, подтверждают, что этот теоретический аспект медицинского образования достаточно гарантирован. Тем не менее, профессиональные компетенции врачей выходят далеко за рамки этих теоретических представлений. В этом смысле, если мы действительно стремимся к созданию устойчивых систем здравоохранения, нам необходимо внести существенные

129

April 26, 2024

изменения в медицинское образование. Основы устойчивой системы здравоохранения должны основываться на таких элементах, как медленная медицина и других подобных стратегиях, направленных на предотвращение эмоционального выгорания среди медицинских работников и оказание медицинской помощи в достойных условиях. Существует также необходимость в обучении будущих врачей стратегиям общения между врачом и пациентом, навыкам сопереживания и сострадания. По этой причине, необходимо дополнить лекции альтернативными методиками развития профессиональных компетенций, связанных с комплексным уходом за пациентами, с использованием целостных подходов, которые учитывают не только жалобы конкретного пациента, но и интерпретируют его предысторию и историю болезни в целом. Это позволит принимать эффективные ответные меры, которые приведут к созданию действительно устойчивых систем здравоохранения. Таким образом, мы предполагаем, что такие методы обучения, как геймификация [40] или онлайн аудитория [41], должны постепенно выходить на передний план в медицинском образовании и становиться все более важным дополнением к лекции.

REFERENCES:

1. Eckleberry-Hunt, J.; Lick, D.; Hunt, R. Is medical education ready for generation Z? J. Grad. Med. Educ. 2018, 10, 378-381. [Google Scholar! rCrossRefl rPubMedl [Green Version!

2. Krueger, P.M.; Neutens, J.; Bienstock, J.; Cox, S.; Erickson, S.; Goepfert, A.; Metheny, W. To the point: Reviews in medical education teaching techniques. Am. J. Obstet. Gynecol. 2004, 191, 408-411. [Google Scholar! [CrossRef [PubMedl

3. Hew, K.F.; Lo, C.K. Flipped classroom improves student learning in health professions education: A meta-analysis. BMC Med. Educ. 2018, 18, 38. [Google Scholar] [CrossRef] [Green Version]

4. Zinski, A.; Blackwell, K.T.P.W.; Belue, F.M.; Brooks, W.S. Is lecture dead? A preliminary study of medical students' evaluation of teaching methods in the preclinical curriculum. Int. J. Med. Educ. 2017, 8, 326-333. [Google Scholar! [CrossRef! [Green Version!

5. Sundbom, M.; Hellstrom, P.; Graf, W. A new hybrid concept, combining lectures and case-seminars, resulted in superior ratings from both undergraduate medical students and teachers. Adv. Med. Educ. Pract. 2021, 12, 597-605. [Google Scholar! [CrossRef!

130

April 26, 2024

6. Wynter, L.; Burgess, A.; Kalman, E.; Heron, J.E.; Bleasel, J. Medical students: What educational resources are they using? BMC Med. Educ. 2019, 19, 36. [Google Scholar! rCrossRefl rPubMedl [Green Version!

7. Cardall, S.; Krupat, E.; Ulrich, M. Live lecture versus video-recorded lecture: Are students voting with their feet? Acad. Med. 2008, 83, 1174-1178. [Google Scholar! [CrossRefl [Green Version!

8. Dhawan, S. Online learning: A panacea in the time of COVID-19 crisis. J. Educ. Technol. Syst. 2020, 49, 5-22. [Google Scholar! [CrossRefl

9. Kulikowski, K.; Przytula, S.; Sulkowski, L. E-learning? Never again! On the unintended consequences of COVID-19 forced e-learning on academic teacher motivational job characteristics. High. Educ. Q. 2022, 76, 174-189. [Google Scholar! [CrossRef

10. TruMs, J.C.; Blay, C.; Sarri, E.; Pujol, J. Effectiveness of problem-based learning methodology in undergraduate medical education: A scoping review. BMC Med. Educ. 2022, 22, 104. [Google Scholar! [CrossRef! [PubMed!

11. Maia, D.; Andrade, R.; Afonso, J.; Costa, P.; Valente, C.; Espregueira-Mendes, J. Academic Performance and Perceptions of Undergraduate Medical Students in Case-Based Learning Compared to Other Teaching Strategies: A Systematic Review with Meta-Analysis. Educ. Sci. 2023, 13, 238. [Google Scholar! [CrossRef

12. Curran, V.R.; Xu, X.; Aydin, M.Y.; Meruvia-Pastor, O. Use of Extended Reality in Medical Education: An Integrative Review. Med. Sci. Educ. 2022, 33, 275-286. [Google Scholar! [CrossRef!

13. Chandran, V.P.; Balakrishnan, A.; Rashid, M.; Khan, S.; Devi, E.S.; Kulyadi, G.P.; Nair, S.; Thunga, G. Teaching learning strategies of evidence based medicine: A meta-synthesis of learners and instructors perspective. Clin. Epidemiol. Glob. Health 2023, 21, 101280. [Google Scholar! [CrossRef

14. Fernández-Rodríguez, C.A.; Arenas-Fenollar, M.C.; Lacruz-Pérez, I.; Tárraga-Mínguez, R. Teaching Methods in Medical Education: An Analysis of the Assessments and Preferences of Students. Sustainability 2023, 15, 9044. https://doi.org/10.3390/su15119044

15. Chen, F.; Lui, A.M.; Martinelli, S.M. A systematic review of the effectiveness of flipped classrooms in medical education. Med. Educ. 2017, 51, 585-597. [Google Scholar! [CrossRefl

16. Gentry, S.V.; Gauthier, A.; L'Estrade, B.; Wortley, D.; Lilienthal, A.; Tudor, L.; Dauwels-Okutsu, S.; Nikolaou, C.K.; Zary, N.; Campbell, J.; et al. Serious Gaming and Gamification Education in Health Professions: Systematic Review. J. Med.

131

April 26, 2024

Internet Res. 2019, 21, e12994. [Google Scholar! rCrossRefl rPubMed! [Green Version]

17. Gorbanev, I.; Agudelo-Londoño, S.; González, R.A.; Cortes, A.; Pomares, A.; Delgadillo, V.; Yepes, F.J.; Muñoz, O. A systematic review of serious games in medical education: Quality of evidence and pedagogical strategy. Med. Educ. Online 2018, 23, 1438718. [Google Scholar! [CrossRef! [PubMedl [Green Version!

18. Schot, E.; Tummers, L.; Noordegraaf, M. Working on working together. A systematic review on how healthcare professionals contribute to interprofessional collaboration. J. Interprof. Care 2020, 34, 332-342. [Google Scholar! [CrossRef [Green Version!

132

April 26, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.