Научная статья на тему 'Анализ параметров, влияющих на выбор компонентов смеси при компаундировании на НПЗ'

Анализ параметров, влияющих на выбор компонентов смеси при компаундировании на НПЗ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефть / компаундирование / несовместимость / переработка / oil / blending / incompatibility / oil refinery

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Давлетбаев Аскар Ильдарович, Соснин Дмитрий Алексеевич, Колчин Александр Владимирович, Ташбулатов Радмир Расулевич

В статье рассмотрена проблема определения оптимального соотношения компонентов смеси при компаундировании по критерию несовместимости. Актуальность темы заключается в возрастании случаев смешения нефти из-за изменения цен, характеристик нефти, спроса на нефтепродукты и других факторов. Целью статьи является нахождение оптимального соотношения выборки российских нефтей в смеси, при котором обеспечивается их совместимость. Полученные результаты позволяют найти ориентировочное соотношение компонентов смеси, смешение которых теоретически возможно согласно схеме нормальных (технологических) грузопотоков нефти, а также определить потерю объема при таком смешении. Сделан вывод о сходимости рассмотренных методик и практическом использовании результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Давлетбаев Аскар Ильдарович, Соснин Дмитрий Алексеевич, Колчин Александр Владимирович, Ташбулатов Радмир Расулевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PARAMETERS AFFECTING THE CHOICE OF BLENDING COMPONENTS FOR COMPOUNDING AT THE REFINERY

The study represents the problem of determining the optimal ratio of the components in a mixture when compounding, considering the criteria of incompatibility. The relevance of the topic lies in the increasing cases of oil mixing due to changes in prices, oil characteristics, demand for petroleum products and other factors. The research aims to find the optimal ratio of various Russian oils in a mixture, ensuring their compatibility. The obtained results allow us to evaluate the approximate proportion of the components in the mixture, which elements can be theoretically blended according to the "Scheme of normal (technological) oil cargo flows", as well as to determine the "volume loss" during such mixing. The results entail the convergence of the considered methods and the practical use of the study.

Текст научной работы на тему «Анализ параметров, влияющих на выбор компонентов смеси при компаундировании на НПЗ»

УДК 622.692.2

https://doi.org/10.24411/2310-8266-2022-4-31-35

Анализ параметров, влияющих на выбор компонентов смеси при компаундировании на НПЗ

Давлетбаев А.И., Соснин Д.А., Колчин А.В., Ташбулатов Р.Р.

Уфимский государственный нефтяной технический университет, 450062, г. Уфа, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6164-2777, E-mail: askar6894@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0304-8435, E-mail: dimasosnin98@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6581-0045, E-mail: kolchin-alexander@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5406-2352, E-mail: tashbulatovradmir@gmail.com

Резюме: В статье рассмотрена проблема определения оптимального соотношения компонентов смеси при компаундировании по критерию несовместимости. Актуальность темы заключается в возрастании случаев смешения нефти из-за изменения цен, характеристик нефти, спроса на нефтепродукты и других факторов. Целью статьи является нахождение оптимального соотношения выборки российских нефтей в смеси, при котором обеспечивается их совместимость. Полученные результаты позволяют найти ориентировочное соотношение компонентов смеси, смешение которых теоретически возможно согласно схеме нормальных (технологических) грузопотоков нефти, а также определить потерю объема при таком смешении. Сделан вывод о сходимости рассмотренных методик и практическом использовании результатов исследования. Ключевые слова: нефть, компаундирование, несовместимость, переработка.

Для цитирования: Давлетбаев А.И., Соснин Д.А., Колчин А.В., Ташбулатов Р.Р. Анализ параметров, влияющих на выбор компонентов смеси при компаундировании на НПЗ // НефтеГазоХимия. 2022. № 4. С. 31-35. D0I:10.24412/2310-8266-2022-4-31-35

Благодарность: Работа выполнена в рамках программы научно-исследовательских работ стипендиата президента Российской Федерации с регистрационным номером СП-5254.2022.1.

ANALYSIS OF PARAMETERS AFFECTING THE CHOICE OF BLENDING COMPONENTS FOR COMPOUNDING AT THE REFINERY

Davletbaev Askar I. , Sosnin Dmitriy A., Kolchin Alexander V., Tashbulatov Radmir R.

Ufa State Petroleum Technological University, 450062, Ufa, Russia

askar6894@gmail.com dimasosnin98@mail.ru kolchin-alexander@mail.ru tashbulatovradmir@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6164-2777, E-mail: ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0304-8435, E-mail: ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6581-0045, E-mail: ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5406-2352, E-mail:

Abstract: The study represents the problem of determining the optimal ratio of the components in a mixture when compounding, considering the criteria of incompatibility. The relevance of the topic lies in the increasing cases of oil mixing due to changes in prices, oil characteristics, demand for petroleum products and other factors. The research aims to find the optimal ratio of various Russian oils in a mixture, ensuring their compatibility. The obtained results allow us to evaluate the approximate proportion of the components in the mixture, which elements can be theoretically blended according to the "Scheme of normal (technological) oil cargo flows", as well as to determine the "volume loss" during such mixing. The results entail the convergence of the considered methods and the practical use of the study. Keywords: oil, blending, incompatibility, oil refinery.

For citation: Davletbaev A.I., Sosnin D.A., Kolchin A.V., Tashbulatov R.R. ANALYSIS OF PARAMETERS AFFECTING THE CHOICE OF BLENDING COMPONENTS FOR COMPOUNDING AT THE REFINERY. Oil & Gas Chemistry. 2022, no. 4, pp. 31-35. DOI:10.24412/2310-8266-2022-4-31-35

Acknowledgments: The work was carried out within the framework of the Presidential Research Scholarship Programme of the Russian Federation with registration number SP-5254.2022.1.

Введение

Компаундирование нефтей различного класса качества активно применяется в зарубежных странах. Практика смешения нефтей различного состава нашла особенно активное применение на зарубежных НПЗ. Это обусловлено тем, что в большинстве зарубежных стран нет крупных монополий по магистральному транспорту нефти. Часто магистральные трубопроводы принадлежат множеству частных компаний, и говорить об общей системе трубопроводов, в которой возможно было бы организовать грамотное смешение различных по качеству потоков нефти, невозможно [1]. Поэтому при необходимости смешивание нефтей разного сорта происходит на специальных предприятиях или непосредственно на НПЗ.

Снижение цен на нефть из-за падения рынка, начавшегося в 2014 году, побудило НПЗ закупать более дешевые сорта нефти и смешивать их между собой для получения смеси, похожей по своим свойствам на уже перерабатываемое сырье [2].

Также существует ряд других причин смесеобразования на НПЗ:

- исчерпание локальных месторождений нефти;

- изменение спроса на нефтепродукты на рынке;

- необходимость допереработки сырья, не прошедшего требования;

- постоянно меняющаяся мировая политическая обстановка;

- стремление НПЗ сэкономить на закупке нефти, расходы на которую составляют 80-90% операционных затрат [2].

Таким образом, смесеобразование на НПЗ происходит постоянно, а с учетом постоянных ценовых колебаний на рынке и меняющейся политической обстановки, в будущем эта тенденция сохранится.

Но несмотря на экономическую выгоду, полученные смеси по своим свойствам отличаются от первоначального сырья. Поэтому неправильный подбор компонентов смеси может привести к

-о1

(ИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ

негативным последствиям на НПЗ, которые сведут на нет экономическую выгоду. Примеры таких последствий:

- повышение коррозии оборудования;

- повышение шламообразования;

- увеличение стоимости перекачки;

- повышение выбросов Ш2;

- повышение стоимости переработки нефти;

- повышение отказов оборудования;

- ухудшение качества нефтепродуктов после переработки [3].

Все это побуждает НПЗ комплексно подходить к подбору компонентов смеси и отслеживать ряд параметров нефти, которые представлены в табл. 1.

НПЗ многих зарубежных стран все чаще смешивают нефти различных сортов для экономии, для этого они строят новые терминалы и улучшают существующее оборудование [4]. Также компаундирование становится все более актуальным в связи с развитием технологий нефтедобычи и выходом на мировой рынок все большего количества «нетрадиционных» нефтей, основные регионы добычи которых располагаются в Канаде, Венесуэле, США [5]. Рассмотрим параметры нефтей, влияющих на выбор компонентов смеси более подробно.

Влияние плотности нефти

Для нефти, обладающих большой плотностью, часто характерно низкое качество, следовательно, они могут создать большие проблемы при переработке, чем нефти с более низкой плотностью. Также тяжелые нефти требуют более тщательной переработки, для того чтобы добиться требуемого объема и качества нефтепродуктов. Множество проблем при переработке тяжелых нефтей связано с большим содержанием асфальтенов и различных примесей.

Смешивание тяжелых и легких нефтей на выходе установки первичной перегонки нефти помогает получить ряд продуктов, подходящих под установки НПЗ. Из таких смесей обычно получают большие объемы лигроина и газойля, но низкие объемы средних дистиллятов.

Наконец плотность нефти напрямую влияет на процесс сепарации нефти и воды, этот процесс становится более сложным при близости плотностей нефти и воды [2].

Влияние кислотности нефти

Нефти, обладающие большой кислотностью, имеют более низкую цену по сравнению с низкокислотными нефтя-ми. Это обусловлено тем, что их переработка сопряжена с трудностями, а также более низким качеством нефтепродуктов на выходе. Кислотность характеризуется общим кислотным числом (TAN). Оно показывает количество ги-дроксида калия (KOH) в миллиграммах, необходимое для нейтрализации кислотности 1 г нефти. В целом НПЗ предпочитают перерабатывать нефти с TAN<0,5. Дизель, керосин, авиационное топливо, получаемые при переработке нефти с большой кислотностью, могут не удовлетворять требованиям нормативных документов.

Многие установки обессоливания неспособны работать с сильнокислотными нефтями, и поэтому требуют замены или модернизации.

Большинство трудностей, связанных с сильнокислотными нефтями, обусловлено наличием нафтеновой коррози-онно-активной кислоты. Коррозия, вызванная нафтеновой кислотой, проявляется в виде изолированных глубоких ямок на поверхности, контактирующей с высокоскоростными потоками [2].

Влияние выбросов CO2

Выбросы CO2 связаны с затраченной энергией для переработки нефти на НПЗ. Количество выбросов зависит от качества перерабатываемой нефти. Законодательство, регламентирующее выбросы CO2, накладывает ограничения, которые должны учитываться НПЗ при выборе компонентов смеси для компаундирования.

Нефти с повышенной плотностью и содержанием серы требуют увеличения количества энергии при переработке, а также больших емкостей перерабатывающих установок. Соответственно, чем выше плотность нефти и содержание серы, тем больше выбросы CO2. Большинство тяжелых нефтей содержат большее количество металлических примесей и азота, требующих дальнейшей переработки, что также увеличивает затраты энергии. Поэтому при выборе более тяжелых нефтей для переработки необходимо учитывать возрастающее количество выбросов CO2, иначе сэкономленные на нефти деньги уйдут на утилизацию выбросов [3].

Влияние содержания парафина в нефти

Парафинистые нефти распространены на многих месторождениях, объемы их добычи увеличиваются (рост добычи североамериканских, канадских, венесуэльских нефтей). Парафины, содержащиеся в нефти, вызывают шламообразование в резервуарах и трубопроводах. Это может привести к снижению пропускной способности и даже остановке перекачки, что негативно сказывается на всех процессах переработки НПЗ и прибыльности переработки. Смешение парафинистых и асфальтосодержащих нефтей опасно нестабильностью асфальтенов и формированием осадков, образующих стойкую эмульсию в установке обессоливания и шламы в установках переработки [2].

Таблица 1

Основные свойства нефти при подборе компонентов смеси

Критерий Значение критерия

Плотность Индикатор выхода фракций и потенциальных проблем при переработке

Содержание парафина Вызывает отложения АСПО в резервуарах, трубах, теплообменниках

Кислотность (TAN) Вызывает коррозию оборудования, ухудшает качество нефтепродуктов

Выбросы CO2 Загрязняют окружающую среду (штрафы за превышение предельно допустимых концентраций)

Примеси Вызывают коррозию оборудования, требуют дополнительной переработки, вызывают шламообразование

Количество асфальтенов Уменьшение выхода легких фракций, вызывает шламообразование

Совместимость Несовместимость приводит к обильному шламообразованию

Влияние примесей в нефти

При выборе компонентов смеси для компаундирования необходимо обращать внимание как на органические, так и на неорганические примеси. Примеси в нефти вызывают коррозию оборудования, оказывают негативное влияние на процесс переработки, приводят к повышенному шламообразованию. Также примеси требуют дальнейшей переработки или утилизации. Одна из примесей в нефти, требующая повышенного внимания, - сера. В нефти она наблюдается в составе меркаптанов, оксидов, тиофена, сероводорода, а также в элементарном виде. Содержание серы в нефти определяет ее коррозионную активность и токсичность (Н^). Также законодательство постоянно регулирует уровень серы в различных видах топлива. Дополнительная переработка нефти, снижающая уровень содержания серы, ведет к увеличению выбросов С02, поэтому содержание серы - это фактор, оказывающий большое влияние на выбор компонентов смеси для компаундирования [2].

Влияние количества асфальтенов в нефти

Смешение тяжелых, асфальтосодержащих нефтей с легкими может привести к нестабильности асфальтенов, которая выражается в образовании шламовых отложений. Проблемы, часто возникающие при таком смешении нефтей:

- образование стабильных эмульсий в установке обессо-ливания, снижающее эффективность очистки;

- образование шламовых отложений в резервуарах, снижающее полезную емкость;

- образование шламовых отложений в установках переработки, снижающее производительность.

Для асфальтенов характерны самый большой молекулярный вес, полярность и ароматичность среди всех фракций сырой нефти, а также они имеют различный элементарный состав для каждого сорта нефти. Каждый из элементов по-своему воздействует на процесс переработки. Необходимо тщательно анализировать асфальтены, содержащиеся в нефти, при компаундировании, ведь нефти могут оказаться несовместимыми [3].

Влияние несовместимости нефтей

Совместимость или смешиваемость нефтей очень важный фактор, который необходимо учитывать при выборе компонентов смеси на НПЗ. Смешение несовместимых нефтей приводит к образованию тяжелых осадков, провоцирующих обильное шламообразование и проблемы при переработке, из-за нестабильных асфальтенов. Эти проблемы мгновенно сводят на нет прибыльность компаундирования разносортных нефтей. Обильное шламоо-бразование значительно снижает эффективность теплообменников, что ведет к большой загрузке печей нагрева и, как следствие, к повышенному потреблению топлива, затратам на него, увеличению выбросов С02. Печи нагрева - самые большие производители выбросов С02 на НПЗ (на них приходится около 34% общих выбросов С02). Шламообразование также увеличивает стоимость обслуживания систем переработки и интенсивность отказов оборудования. В самом худшем случае тяжелые осадки при смешении несовместимых нефтей снижают пропускную способность оборудования, что ведет к значительным финансовым потерям [2, 6].

Таким образом, оценка несовместимости компонентов смеси при выборе нефтей для компаундирования на НПЗ позволяет избежать значительных финансовых потерь.

Проблемой в данном случае является определение оптимального соотношения компонентов смеси при компаундировании. Поэтому в нынешних условиях частого смешения грузопотоков нефти оценка несовместимости нефтей занимает важное место.

Методология

Целью исследования является нахождение оптимального соотношения российских нефтей в смеси, при котором обеспечивается их совместимость. Объектом исследования выступает несовместимость нефтей при смешении. Задачи исследования состоят из: обзора существующих методик оценки несовместимости компонентов смеси при смешении, применяемых за рубежом; выборки российских нефтей и построения графиков несовместимости по различным методикам; определения возможных потерь объема нефти при смешении; сравнения полученных результатов и вычисления отклонений в результатах используемых методик. Допущения, принятые в ходе выполнения исследования: реологические параметры компонентов смеси постоянны во времени, формирование смеси и изменение ее параметров происходит мгновенно, компонентный состав смеси определяется по правилу аддитивности.

Прогнозная оценка несовместимости смеси может производиться по различным методикам. Рассмотрим подробнее некоторые из них на примере смешения самотлорской нефти с нефтями Ромашкинского, Арланского и Туймазин-ского месторождений, так как согласно [7], смешение этих нефтей возможно в системе грузопотоков. Свойства нефтей примем согласно [8].

В качестве упрощенного критерия несовместимости может приниматься величина отношения концентраций асфальтенов (АС) к концентрации смол (С) в нефти. Предельным значением, при превышении которого возможны проблемы при смешении, является АС/С = 0,35 [9].

Другим критерием, применяемым для первичной оценки несовместимости, является индекс загрязнения (Fouling Index) FI. Он представляет собой отношение концентрации ароматических углеводородов (А) к концентрации асфаль-тенов (АС). Согласно общим рекомендациям, потенциально несовместимой смесью является такой вариант состава, при котором FI < 16 [9].

Значения критериев для смеси определяют из предположения об аддитивности компонентов. Зависимость результирующих величин критериев от концентрации са-мотлорской нефти для бинарных смесей исходных нефтей приведена на рис. 1 и 2.

На практике часто применяемым критерием оценки несовместимости является индекс нестабильности коллоидов смеси IC [9]. Его величина определяется по известным концентрациям асфальтенов (АС), ароматических углеводородов (А), смол (С) и насыщенных углеводородов (Н):

JAC+H).

' (C + A)

Индекс нестабильности смеси рассчитывается по принципу аддитивности свойств компонентов нефтей:

1 к

1Ссм = n -Z IC. n '=1

Считается, что смесь является потенциально несовместимой в том случае, если 1Ссм > 0,9. В дальнейшем все сравнения результатов будем производить относительно

к

-о1

(ИМИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ

этого критерия в силу его частого применения на практике [2]. Определим зону допустимых концентраций самот-лорской нефти в смеси из условия обеспечения совместимости (рис. 3).

Дополнительной оценкой качества смеси являются возможные потери объема при смешении нефтей. Потери объема проявляются при смешении компонентов, свойства которых значительно различаются. В таком случае возникает усадка (сжатие) результирующего объема. Подобная ситуация может возникнуть при смешении тяжелых нефтей с легкими.

В основе расчетной методики лежит анализ различия плотностей исходных компонентов:

Э = 2,69 • 104 • С • (100 - С)а819 • | ----—

' dL dH

где Э - фактор потери в процентах от идеального результирующего объема; С - концентрация легкой нефти в смеси в объемных процентах; dL, dH -плотности легкой и тяжелой нефтей соответственно, кг/м3.

Результаты

В результате расчетов установлены ориентировочные допустимые содержания самотлорской нефти в смеси с другими нефтями по индексу 1Ссм: с туймазинской - 21%, арланской - 30%, ромашкинской - 51%. Согласно результату расчета по индексу FI, самотлор-ская нефть является несовместимой в любых соотношениях с вышеперечисленными нефтями. Обратную ситуацию наблюдаем при расчете несовместимости по критерию АС/С, согласно нему самотлорская нефть совместима в любых соотношениях с вышеперечисленными нефтями, кроме смешения в соотношении 1:9 с ромашкин-ской нефтью.

Максимальная усадка объема при смешении наблюдается в случае смешения самотлорской и ромашкинской нефтей и составляет 0,0108% от идеального суммарного объема компонентов. На основе проведенных расчетов составлена сводная таблица для рассмотренных вариантов смесей при предельных значениях концентраций самотлорской нефти (табл. 2).

Также рассчитаны относительные отклонения по различным критериям от их предельных значений, они приведены в табл. 3.

Согласно табл. 3, наибольшее отклонение от результатов, полученных по индексу 1Ссм наблюдается у индекса FI (52,21% для смеси самотлор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение отношения АС/С бинарных смесей

0,4

0,35

и

■Ч

о 0,3

3

° 0,25

0,2

0,15

туй арл мазинская анская лашкинская

2,28

10 20 30 40 50 60 70

Содержание самотлорской нефти, %

Определение индекса FI бинарных смесей

13 12 11

- 10

ЕС

0 п ^ 9 ф Ч

1 8 7 6 5

40 50 60 70

Содержание смотлорской нефти, %

Определение индекса нестабильности коллоидов 1Сс

туймазинская арланская ромашкинская

80

90

туймазинская арланская _ ромашкинская

90

1,3

1,2 "

1,1

30 40 50 60 70

Содержание самотлорской нефти в смеси, %

0,9

0,8

0,7 Б

0,6 дн

0,5

Таблица 2

Результаты расчетов

Смесь Самотлорская -туймазинская Самотлорская -арланская Самотлорская -ромашкинская

Отношение АС/С 0,2695 0,2865 0,2608

Индекс FI 8,433 7,647 10,245

Индекс 1Ссм 0,9 0,9 0,9

Усадка объема, % 5,27514 10-6 2925,152 10-6 10764,193 10-6

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Таблица 3

Результаты анализа несовместимости смесей

Смесь Самотлорская -туймазинская Самотлорская -арланская Самотлорская -ромашкинская

Совместимость по отношению АС/С + (23,01 %) + (18,14 %) + (25,49 %)

Совместимость по индексу FI - (47,29 %) - (52,21 %) - (35,97 %)

Совместимость по индексу 1Ссм + (0 %) + (0 %) + (0 %)

ская - арланская), наименьшее отклонение у результатов по отношениию АС/С (18,14% для смеси самотлорская -арланская).

Выводы

В ходе выполнения исследования рассмотрены критерии оценки несовместимости нефтей; построены графи-

ки несовместимости для российских нефтей, смешение которых возможно в системе грузопотоков; определены возможные потери объема при смешении; рассчитаны отклонения результатов методик определения несовместимости. Найдены оптимальные соотношения российских нефтей в смеси, при котором обеспечивается их совместимость по индексу несовместимости, нашедшему наибольшее распространение на практике.

Полученные результаты позволяют говорить о том, что расчетные методики определения несовместимости неф-тей являются первичной оценкой несовместимости, поэтому для более точного результата требуются экспериментальные смешения нефтей в лабораторных условиях. Результаты могут быть использованы на пунктах смешения для первичного определения соотношения компонентов в смеси.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воробьев С.Ю., Надточей И.В., Алихашкин С.А. Компаундирование нефти: российская и мировая практикаURL: http://irttek.ru/research/ kompaundirovanie-nefti-rossiyskaya-i-mirovaya-praktika-.html (дата обращения: 27.09.2021)

2. Thomas Garrett, Ahly Rattanakhambay, Neal Robbins, Matthew Wunder and Thomas Yeung. The challenges of crude blending p.1. URL: www. digitalrefining.com/article/1001216 (accessed 14 October 2022).

3. Thomas Garrett, Ahly Rattanakhambay, Neal Robbins, Matthew Wunder and Thomas Yeung. The challenges of crude blending p.2. URL: www. digitalrefining.com/article/1001276 (accessed 14 October 2022).

4. Whitepaper on Crude Blending . URL: https://www.honeywellprocess. com/library/marketing/whitepapers/Crude%20Blending%20Whitepaper.pdf (accessed 14 October 2022).

5. Scott Sayles, D Mark Routt. Unconventional crude oil selection and compatibility. [URL: https://www.digitalrefining.com/article/1000067/ (accessed14 0ctober2022).

6. Gregory Shahnovsky, Tal Cohen, Ronny Mcmurray. Advanced solutions for efficient crude. URL: https://ru.scribd.com/document/379380279/PTQ-Efficient-Crude-Blending (accessed 14 October 2022).

7. Приказ Минэнерго России от 13 февраля 2019 г. №103 «Об утверждении схемы нормальных (технологических) грузопотоков нефти».

8. Нефти СССР: справ: в 4 т. Т. 1. Нефти северных районов Европейской части СССР и Урала. М.: Химия, 1971. 225 с.

9. Евдокимов И.Н. Нефтегазовые нанотехнологии для разработки и эксплуатации месторождений. Ч. 4. Проблемы несовместимости нефтей при их смешении: учеб. пособие. М.: РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2008. 93 с.

REFERENCES

1. Vorob'yev S.YU., Nadtochey I.V., Alikhashkin S.A. Kompaundirovaniye nefti: rossiyskaya imirovaya praktika (Oil compounding: Russian and world practice) Available at: http://irttek.ru/research/kompaundirovanie-nefti-rossiyskaya-i-mirovaya-praktika-.html (accessed 27 September 2021).

2. Garrett T., Rattanakhambay A., Robbins N., Wunder M., Yeung T. The challenges of crude blending p.1 Available at: www.digitalrefining.com/ article/1001216 (accessed 14 October 2022).

3. Garrett T., Rattanakhambay A., Robbins N., Wunder M., Yeung T. The challenges of crude blending p.2 Available at: www.digitalrefining.com/ article/1001276 (accessed 14 October 2022).

4. Whitepaper on crude blending Available at: https://www.honeywellprocess. com/library/marketing/whitepapers/Crude%20Blending%20Whitepaper.pdf (accessed 14 October 2022).

5. Sayles S., Routt D. M. Unconventional crude oil selection and compatibility Available at: https://www.digitalrefining.com/article/1000067/ (accessed 14 October 2022).

6. Shahnovsky G., Cohen T., Mcmurray R. Advanced solutions for efficient crude

Available at: https://ru.scribd.com/document/379380279/PTQ-Efficient-Crude-Blending (accessed 14 October 2022).

7. Prikaz Minenergo Rossii ot 13 fevralya 2019 g. №103 «Ob utverzhdenii skhemy normal'nykh (tekhnologicheskikh) gruzopotokov nefti» [Order of the Ministry of Energy of Russia dated February 13, 2019 No. 103 "On approval of the scheme of normal (technological) oil cargo flows"].

8. Nefti SSSR. Spravochnik. V41. T.1. Nefti severnykh rayonov Yevropeyskoy chasti SSSR i Urala [Oil of the USSR. Directory. In 4 vols. Vol. 1. Oils of the northern regions of the European part of the USSR and the Urals]. Moscow, Khimiya Publ., 1971. 225 p.

9. Yevdokimov I.N. Komplekt uchebnykh posobiy po programme magisterskoy podgotovki «Neftegazovyye nanotekhnologii dlya razrabotki i ekspluatatsii mestorozhdeniy». CH. 4. PROBLEMY NESOVMESTIMOSTINEFTEYPRIIKH SMESHENII [A set of teaching aids for the master's program "Oil and gas nanotechnologies for the development and operation of deposits." Part 4. PROBLEMS OF INCOMPATIBILITY OF OILS IN THEIR MIXING]. Moscow, RGU nefti i gaza im. I.M. Gubkina Publ., 2008. 93 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Давлетбаев Аскар Ильдарович, магистрант кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет. Соснин Дмитрий Алексеевич, магистрант кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет. Колчин Александр Владимирович, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Ташбулатов Радмир Расулевич, к.т.н., доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Askar I. Davletbaev, Undergraduate of the Department of Transport and Storage of

Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

Dmitriy A. Sosnin, Undergraduate of the Department of Transport and Storage of Oil

and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

Alexander V. Kolchin, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of Transport

and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

Radmir R. Tashbulatov, Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof. of the Department of

Transport and Storage of Oil and Gas, Ufa State Petroleum Technological University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.