Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА УДАЧНИНСКОГО ГОКА АК «АЛРОСА»'

АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА УДАЧНИНСКОГО ГОКА АК «АЛРОСА» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРНОТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / АВТОБАЗА / АВТОКОЛОННА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ / ВОДИТЕЛИ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимова М. А.

В статье дана оценка условий труда водителей технологического транспорта на примере автобазы ПАО АК «АЛРОСА», расположенной в Республике Саха (Якутия). Рассмотрены эффективные управленческие решения по снижению профессиональных рисков на основе совершенствования системы охраны труда транспортных предприятий горнодобывающих комплексов. Охарактеризована горнотранспортная система Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА», продемонстрированы единицы технологического транспорта, приведена структура управления. Изучены условия труда водителей по результатам их специальной оценки за 2021 год. Определены вредные производственные факторы и причины снижения уровня их воздействия. А также мероприятия, позволяющие предприятию сохранять допустимые условия труда для рабочих мест с наличием вредных производственных факторов. Приведены управленческие решения ПАО АК«АЛРОСА», обеспечивающие безопасные условия труда водителей, которые достигаются в том числе и за счет больших ежегодных финансовых вложений в приобретение средств индивидуальной защиты, проведением периодических аудитов в системе охраны труда, промышленной безопасности и трехуровневого контроля, внедрением инновационных технологий. Изучены передовые методы создания компанией ПАО АК «АЛРОСА» нормативных условий труда с минимальным риском для здоровья сотрудников. Описаны стратегические управленческие решения, повышающие уровень промышленной безопасности и охраны труда во всех подразделениях данного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максимова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ASSESSMENT AND IMPROVEMENT OF WORKING CONDITIONS FOR DRIVERS OF TECHNOLOGICAL VEHICLES ON THE EXAMPLE OF THE MINING AND TRANSPORT COMPLEX OF THE UDACHNY MPP OF AK ALROSA

Working conditions of drivers of technological transport on the example of the depot of Alrosa AK were assessed, effective management solutions aimed to reduce their professional risks based on improving the labor protection system of transport enterprises of mining complexes were developed. The mining transport system of the Udachninsky MPP of Alrosa was characterized, the units of technological transport of the carpool were described; the structure of management of the carpool of technological transport was analyzed. The working conditions of drivers of the mining and transport system were studied based on the results of a special assessment of working conditions for 2021. The harmful production factors and the reasons for reducing their exposure levels were evaluated. Measures that allow the company to maintain acceptable working conditions for workplaces with the presence of harmful production factors were developed. The management decisions of Alrosa ensuring safe working conditions for drivers were presented. They can be implemented through large annual financial investments in personal protective equipment, periodic audits in the occupational health and industrial safety system and three-level control, and innovative technologies. The advanced methods of creating normative working conditions with minimal health risks were studied. The strategic management decisions that improve the industrial safety and labor protection in all divisions of this enterprise were described.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА НА ПРИМЕРЕ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА УДАЧНИНСКОГО ГОКА АК «АЛРОСА»»

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Научная статья УДК 331.45

DOI: https://doi.org/10.21285/2500-1582-2023-2-168-182 EDN: QGSRDQ

Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей

технологического транспорта на примере горнотранспортного комплекса Удачнинского ГОКа АК «Алроса»

М.А. Максимова

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

г. Иркутск, Россия

marinamaximova@outlook.com

Аннотация. В статье дана оценка условий труда водителей технологического транспорта на примере автобазы ПАО АК «АЛРОСА», расположенной в Республике Саха (Якутия). Рассмотрены эффективные управленческие решения по снижению профессиональных рисков на основе совершенствования системы охраны труда транспортных предприятий горнодобывающих комплексов. Охарактеризована горнотранспортная система Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА», продемонстрированы единицы технологического транспорта, приведена структура управления. Изучены условия труда водителей по результатам их специальной оценки за 2021 год. Определены вредные производственные факторы и причины снижения уровня их воздействия. А также мероприятия, позволяющие предприятию сохранять допустимые условия труда для рабочих мест с наличием вредных производственных факторов. Приведены управленческие решения ПАО АК «АЛРОСА», обеспечивающие безопасные условия труда водителей, которые достигаются в том числе и за счет больших ежегодных финансовых вложений в приобретение средств индивидуальной защиты, проведением периодических аудитов в системе охраны труда, промышленной безопасности и трехуровневого контроля, внедрением инновационных технологий. Изучены передовые методы создания компанией ПАО АК «АЛРОСА» нормативных условий труда с минимальным риском для здоровья сотрудников. Описаны стратегические управленческие решения, повышающие уровень промышленной безопасности и охраны труда во всех подразделениях данного предприятия.

Ключевые слова: горнотранспортный комплекс, автобаза, автоколонна, технологический транспорт, грузоподъемность, водители, условия труда, профессиональный риск

Для цитирования: Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей технологического транспорта на примере горнотранспортного комплекса Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА» // XXI век. Тех-носферная безопасность. 2023. Т. 8. № 2. С. 168-182. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2023-2-168-182.

HUMAN LIFE SAFETY

Original article

Analysis of the assessment and improvement of working conditions for drivers of technological vehicles on the example of the mining and transport complex of the Udachny MPP of AK Alros8

Marina A. Maksimova

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

marinamaximova@outlook.com

Abstract. Working conditions of drivers of technological transport on the example of the depot of Alrosa AK were assessed, effective management solutions aimed to reduce their professional risks based on improving the labor protection system of transport enterprises of mining complexes were developed. The mining transport system of the Udachninsky MPP of Alrosa was characterized, the units of technological transport of the carpool were described; the structure of management of the carpool of technological transport was analyzed. The working conditions of drivers of the mining and transport system were studied based on the results of a special assessment of working conditions for 2021. The harmful production factors and the reasons for reducing their exposure levels were evaluated. Measures that allow the company to

© Максимова М.А., 2023

168

https://tb.istu.edu/jour/index

Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей ... Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions ...

maintain acceptable working conditions for workplaces with the presence of harmful production factors were developed. The management decisions of Alrosa ensuring safe working conditions for drivers were presented. They can be implemented through large annual financial investments in personal protective equipment, periodic audits in the occupational health and industrial safety system and three-level control, and innovative technologies. The advanced methods of creating normative working conditions with minimal health risks were studied. The strategic management decisions that improve the industrial safety and labor protection in all divisions of this enterprise were described.

Keywords: mining transport complex, motor depot; convoy, technological transport; load capacity, drivers, working conditions, professional risk

For citation: Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions for drivers of technological vehicles on the example of the mining and transport complex of the Udachny GOK of AK Alros. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2023;8(2):168-182. (In Russ.). https://doi. org/10.21285/2500-1582-2023-2-168-182.

ВВЕДЕНИЕ

Транспортные перевозки занимают важное место в производственной цепочке выполняемых работ в структуре практически любого предприятия. При этом, несмотря на прогресс, труд водителей все еще подвергается воздействию ряда неблагоприятных факторов, оказывающих негативное влияние на их работоспособность и здоровье. В большей мере это касается нервно-эмоционального состояния, повышенных уровней шума и вибрации, метеорологических: температуры воздуха, рабочих поверхностей, влажности, скорости воздушных потоков, а также загазованности и запыленности [1]. Наличие таких воздействий может стать причиной возникновения ряда профессиональных заболеваний. Среди них - шей-но-плечевая и пояснично-крестцовая ради-кулопатия, мышечно-тонические синдромы, вибрационная болезнь, тугоухость, патологии опорно-двигательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, ожирение, артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца1, что может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

На сегодня оценка риска нарушения здоровья работников от воздействия факторов производственной среды является обязательным условием управления предпри-ятием2. Поэтому повышенные требования предъявляются как к профессионализму ра-

ботодателей, так и самих водителей, а также к надежности и безопасности труда. Детальный анализ условий их труда позволяет прогнозировать вредные факторы воздействия и определять эффективные и экономически оправданные управленческие решения [2].

Цель данной работы - изучить оценку условий труда водителей технологического транспорта на примере автобазы ПАО АК «АЛРОСА» и рассмотреть эффективные управленческие решения по снижению их профессиональных рисков на основе совершенствования системы охраны труда транспортных предприятий горнодобывающих комплексов.

ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объекты исследования - технологический транспорт автоколонн № 2, 3, 5 Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА», водители.

Предмет исследования - вредные и опасные производственные факторы, профессиональные риски и условия труда водителей рассматриваемого объекта. АК «АЛРОСА» - крупнейшая алмазодобывающая компания, являющаяся мировым лидером по объемам добычи и запасов алмазов. Основными направлениями деятельности являются геологоразведка, добыча и продажа алмазов, производство бриллиантов. Добывающие активы расположены в Республике Саха (Якутия) и Архангельской области.

1 МР 2.2.0085-14. Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alrosa.ru(20.03.2023).

2 Приказ от 29 октября 2021 года N 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». [Электронный ресурс]. URL: http://www.alrosa.ru(20.03.2023).

https://tb.istu.edu/jour/index

169 169

ÜICC

XXI ВЕК. ТЕИНОСФЕРНАЯЯЕСОПАСНОФТЬ ISSN 2500-1582 (print)

202T;8(2):168-182 их; CENPURY. TCCENd PHE RETAFETY ISSN 2500-1574 (online)

На всех карьерах принята транспортная системаразработкисв ывозом вскрышных пород во внешхие исвачы [3]. Кимберлх-тсеыо иарьерд: Яыутии (хиС;Ы) пр^^^сехе^е^^ф^"] ыобот и ccD6n(^^E^>Ec^t^io схрнфифлнотесксиеге-осуоничехи^ие услооиы сдс\я оиосхуотАцхр тпанод пагЕтескохо свтотронепореас Дляперевосхс иодныопорлдиспбйох^тсяавтосомосвалы грдохподъемностью хдыше 40тонн.

KpAMe ФраРОИЫрТИрИИИФИС РЭДЫ, TeXRO-си(счичеикйп жренхЕорт нсущестилсеи хеил-

возочную, транспортно-экспедиционную и другие виды деятельности, связанные с осуществлен ием транспортного процесса, в том числепо междугородним маршрутам.

Автомобильные запчасти, радиоаппаратура, электротехническое оборудование, трордскцоя химической промышленности и прочяе подобные ресурсы доставляются по жвлвоной дороге в речной порт Осетрово. В период навигации они переплавляются по леке Леяа до города Ленска, затем - автотранспортом на предприятия АК «АЛРОСА». Общая протяженность данной автомобильной трассы составляет 1178 км. Схема транспортных направлений грузовых аввомобилейавтобазы ПдачнинскогоГОКа представленыявыаис.В.

Пород Лвноксвязз н е говодз миГВаы н ыВ, Удачный и поселком Айхал круглогодичной гдыхтоваы автомобильыай ты арcры. Воехпга-выо1ина1 й онриод че|ыыздываон портЛзаска пeаытыреряется выыдрной оеъем грузов порыдка 600-800 тыхвттонн. выгодный объемперевозок ахтстрдоспортпоумвсргед-стзами ыхеаавлдут оыдоо50 сысячдоос.

Рис. 1. Кимберли^с^езый кар^ьер «Удачный» Fqg.1.Kqmberlitequarry"Udacany"

Материально-технические

ресурсы (автомобильные запчасти, электротехническое оборудование, радиоаппаратура и др. грузы)

Речной порт Осетрово

Предприятия АК «А/1 РОСА»

Рис. 2. Схема круглогодичных транспортных направлений большегрузов Удачнинского ГОКа Fig. 2. Theschemeof year-roundtransportroutesforheavy trucksat theUdachnyMPP

.170,

attpsee/qb.istu.edu/jour/infex

Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей ... Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions ...

Удачный -\ Оленек -к Саскылах 1-к Юрюнг-Хая

-^ 232 км -^ 600 км 1-✓ 354 км

Рис. 3. Основные направления зимних маршрутов Яё-З. МатсОгесОопе of \einter го^ев

Помимо круглогодичной грунтовой автодороги имеются трассы, которые ирполь-зуютсятолько в зимний период времени (ав-тоз имники)е ох иротяже ынл2 км.Осиоьсые марш^ты зимеюготг-

рееятавлены нирис.З.

Ттпиы ьоьазом, дюмя грузов, достой еюомых ювтооранспортом, составляет пор ядка 90 процентов.

В горнотранспортном комплексе Удач-нинского ГОКа крудстся сколо полутора тысяч человек различных рабочих про-фокск й. Автомабиоьсо1 й пк|кк го^о^аис-портногс компленсксосткит из теоиаои илнороныхи атечентвеиных с°влттоди-теоер. 0 табл. 1преолнавленн! ростки автобазы технологического транспорта (АТТ).

Таблица 1. Участкиавтобазытехнологическоготранспорта «АТТ» Table 1. Sections of the ATT technological transport depot

Участок: Проводимые работы

Восточной техники «CAT» Сборка,ремонтимпортной грузовой техники «Caterpillar»

Главного механика Ремонт различного оборудования (механизмы, которые способствуют поднятию ворот, кран-балки, станки и т. д.)

Главного энергетика Ремонт и облуживаниеэлектрооборудования, тепловыхсетейи канализации

Маслохозяйства Хранение и выдача масел для двигателя, трансмиссии, охлаждающих жидкостей двигателя

«SCANIA» Ремонти обслуживание грузовых автомобилей «SCANIA»

Шиномонтажный Ремонт и замена автошин

Топливный Обслуживаниеиремонт топливныхсистем автомобилей.

Медницкий Ремонт медных радиаторов и других медных запчастей

КИПиА Установка, обслуживание и ремонт обычных и электронных приборов учета и контроля

Токарный Обеспечение всего цеха производимой продукцией

Автослесарей и автоэлектриков Обслуживаниеиремонт автомобилей КАМАЗ, ГАЗ, МАЗ, УРАЛ,TOYOTA,NISSAN

Автоколонны № 2, 3,5 Транспортировка материально-технических ресурсов и перевозка людей по объектам с помощью автомашин КАМАЗ, МАЗ, TOYOTA, NISSAN, Нива,СНгоеп, с грузоподъемностью менее 20 тонн, транспортировка горной руды грузовыми автосамосвалами БелАЗ-90 тонн и БелАЗ-45 тонн, Scania, Volvo, КАТ-785

Диспетчерская Отслеживание движения транспортных средств, ремонтных бригад и управление ими

https://tb.istu.edu/jour/index

171

2023;8(2):168-182

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

Начальник ATT-3

Главный инженер ATT-3

Отдел гл. энергетика Отдел гл. механика Начальник эксплуатац ИИ Отдел снабжения МТР Начальник ОТ,ПБ и БДЦ

Marren Мастер Начальник Заведуют Отдел

lllQV»! си участка участка автоколон ий охраны

у па V1 па 1 1 ны 1 складом 1 труда

Отдел 1

пром.безо

пасности 1

Профком

Отдел безопасное ти

дорожного движения

Рис. 4. Структура управления автобазы технологическим транспортом F/g. 4. The managementstructureof thetechnological transport depot

Структурауправления«АТТ»представлена на рис. 4.

В даепое время(2021-2025 гг.) в АК «ОЛРОСА»идат оеривдпровадентяспециг оеьнай ацеуки услоуиотруда (С(ВУТ),ко-торый осмщесрвляеося спациелисоам и иэпс-пертами EcoStandardgroup в соответствии м Федерольеым пекаыам от28.12|ООрЗ№ 42g«2 спееюалпнаа оценсеусловие труда». РпОати ндчалшсь асентя брк 2021 гкда . Первыми были оценены сезонные объекты. Вслге до ^(^ндо 2025 гпдоэпппеетыоео-мядм2 СОУЛдляОООО ра2очох оопт во все2 структурных подразделениях компании АК «МРОСА»- пОедпуелика Сагм (Якут^5^). Ир-вутской oo^<^c^oh aM^i^eh.

Тпи нэ ОдачаенсеомГОK^cn^i^k^a^t^r^an оцеооаоиловий mpooa былоприыедена в феырали 2021 года. Ооегобыло осеноно 1080 раОачит моет.Оо ттегео121 рабочеп место соответствует классу 3.2, 278 мест -китксу |еекности и оста^ь^нь^^е^с^^т^х-

ствуют ды^тимым усдовиямтрудя

К службе эксплуатации технологического транспорта горнотранспортного комплекса относятся автоколо н ны№ 2, 3, 5,услов и я труда в которых лценивалисьдля водителей БнлАЗ -90^(^нн, БелАЗ -йОоонл, БсогРа, \/о1 уо,СЛТ-785,заьнтыт внралспоряиловвври голнол массы в технологическом процессе (рис. 5), и доавлдитрлой УАМйЗ, К^^^л, БеоАЛ, ОоЛоРМ-Х и САл А-руноп одъемно стью машине вышрнС то нн, заннтыхв орансполтированииматери-ально-технических ресурсов и в перевозке хюдеС п о обдлвнм (К1^с.О.

Длявонотелей указвннв1в аътошаш ин специальная оценка условий труда проводимся) ле нледушщьд ннею вредным факторам: химический, биологи-ч^^к^ий, аэрлооез пдклущб^с^Е^евво фобро-генедгудеЛствин (лПФДЧ, куд,к^н фрховон, уоьтаазвуквоздушный, виСрацаяобщля, дибрауая ллъальзия,неееаизидующте излучения, ионизирующие излучения, параметры минщомвмата,соетовсй фелы, толсти ннзсряжцваостнураеового пдоеесде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s РезульсатыСОУТ У ГОК 2021год.[Электр он/ытресу2с]. URL: Tttp://www.alr2sa.rut22.03.20ЯЗ).

172,

hWpT://tC.rstL.odu/jour/inMox

Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей ... Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions ...

Автопоезд VOLVO - 70 тонн Caterpillar - 40 тонн

Рис. 5. Технологический транспорт при транспортировании горной массы Fig. 5. Technological transport during the transportation of rock mass

КАМАЗ Урал

Рис. 6. Технологический транспорт транспортирования материально-технических ресурсов Fig. 6. Technological transport for the transportation of material and technical resources

Автобаза осуществляет непрерывный вид деятельности. Водители работают посменно по 12 часов. Режим дневной и ночной смен следующий.

Дневная смена:

- трудовой день с 8:00 и до 20:00;

- перерыв на отдых или перекур по 15 минут с 10:00 до 10:15 и с 16:00 до 16:15;

- перерыв для приема пищи с 12 до 13:00.

Ночная смена:

- трудовой день с 20:00 до 8:00;

- перерыв на отдых или перекур с 22:00 до 22:15 и с 04:00 до 04:15;

- перерыв для приема пищи с 00:00 до 01:00.

В должностные обязанности водителя АТТ входят:

- предрейсовый медицинский осмотр и получение допуска к работе;

- получение путевого листа у диспетчера;

- проверка технической исправности автомобиля;

- сохранение транспортного средства и находящегося в нем имущества;

- блокировка дверей при движении автомобиля и при покидании кабины;

https://tb.istu.edu/jour/index

173,

Таблица 3. Результаты СОУТ водителей автоколонн № 2,3,5 Table 3. SATS results for drivers of convoys No. 2,3,5

Водитель й и о е ^ и 5 й и к о Ф ^ и г о л о $ 5 к ^ ш з а р к ый -о вн " q 8 ^ & < 3 « ск а ю о о; и J а р ю сг ^ и £ рал е и у g 1 1 ® о =L илу е и 5 1 m ® 1 > т а 5 s ок р к ы д е р -0 о & > 5 1S ре ь т о е ь т о о н X Ф * ск р с

и и EZ у н < о и ио ф Й оз и ав а

X ю А 3 и в вл ни ии 5 1= О т н

КАМАЗ 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Урал 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

БелАЗ - 90 тонн 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3.1 2

БелАЗ - 45 тонн 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3.1 2

БелАЗ > 40 тонн 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Scania 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3.1 2

Volvo 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3.1 2

VolvoFM-X 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

САТ-785 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3.1 2

САТ>100 тонн 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Таблица 4. Результаты СОУТ водителей автоколонн 2,3,5 (итог) Table 4. SATS results for drivers of convoys No. 2,3,5 (total)

Водитель Итог. класс (ИК) ИК с применением СИЗ Повыш. оплата труда Доп. отпуск Сокр. раб. день Молоко/ продукты Проф лечение Льгот. пенс.

КАМАЗ 2 2 нет нет нет нет нет нет

Урал 2 2 нет нет нет нет нет нет

БелАЗ - 90 тонн 3.1 3.1 да нет нет нет нет да

БелАЗ - 45 тонн 3.1 3.1 да нет нет нет нет да

БелАЗ >40 тонн 2 2 нет нет нет нет нет нет

Scania 3.1 3.1 нет нет нет нет нет да

Volvo 3.1 3.1 да нет нет нет нет да

VolvoFM-X 2 2 нет нет нет нет нет нет

САТ-785 3.1 3.1 да нет нет нет нет да

САТ>100 тонн 2 2 нет нет нет нет нет нет

- прохождение технического осмотра согласно плану осмотра;

- сообщение непосредственному начальнику или механику о внезапной поломке;

- разработка и согласование маршрутов следования;

- фиксирование в транспортном листе информации, касающейся маршрутов движения, преодоленных дистанций и расхода горюче-смазочных материалов;

- постановка автотранспорта в конце рабочего дня на специально выделенную площадку автобазы;

- сдача всей необходимой документации, предусмотренной уставом предприятия, в установленный срок.

Результаты СОУТ по указанным производственным факторам и итоговая оценка условий труда водителей АТТ представлены в табл. 3, 4.

174

https://tb.istu.edu/jour/index

Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей ... Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions ...

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализируя результаты табл. 3, 4 видно, что условия труда водителей автомобилей, занятых в транспортировании материально-технических ресурсов и перевозке людей по объектам с грузоподъемностью машин свыше 40 тонн, соответствуют 2 классу без каких-либо льгот, то есть допустимым условиям труда. В то время как для остальных водителей, занятых в транспортировании горной массы в технологическом процессе, определен итоговый класс вредный (подкласс 3.1) за счет фактора тяжести трудового процесса с повышенной оплатой труда и льготным пенсионным обеспечением. Хотя и те и другие водители эксплуатируют большегрузный технологический транспорт, но находятся в разных условиях при перевозке грузов за счет кардинального различия качества дорожного пути.

Это объясняется тем, что в случае транспортирования материально-технических ресурсов и перевозки людей по объектам используются те же большегрузы грузоподъемностью свыше 40 тонн, что и в случае транспортирования горной массы, но едут они по круглогодичной автомобильной трассе. В то время как водители, занятые в транспортировании горной массы в технологическом процессе, передвигаются исключительно по территории карьерных работ и находятся в более суровых условиях грунтовых дорог и опасности проводимых вблизи горных взрывных работ, что не позволяет снизить тяжесть трудового процесса водителей данного автотранспорта до допустимого уровня.

Следует заметить, что такие вредные производственные факторы как химический, АПФД, шум, инфразвук, вибрация общая и локальная, параметры микроклимата, параметры световой среды, напряженность трудового процесса для всех вышеуказанных водителей технологического транспорта не превышают допустимых воздействий. Хотя совершенно ясно наличие данных вредных производственных факторов на каждом из рассматриваемых здесь рабочих мест.

Согласно ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда»4 в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей СОУТ, на одну степень. А по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и проведению Федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень. То есть водители вышеописанных большегрузов применяют эффективные средства индивидуальной и коллективной защиты, позволяющие снизить степень вредности до допустимого уровня [4]. Соответственно работа системы управления охраной труда и промышленной безопасностью (СУПБиОТ) на пред-

Таблица 5. Ключевые документы предприятия в области охраны труда и промышленной безопасности [6] Table 5. Key documents of the enterprise in the labor protection and industrial safety [6]

Политика в области охраны труда и промышленной безопасности_

Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах

Стратегия в области охраны труда и промышленной безопасности 2021-2025 гг._

Стандарты:

«Управление документацией по промышленной безопасности и охране труда» «Организация и проведение работ повышенной опасности» «Управление профессиональными рисками»

«Проведение внутренних аудитов системы управления ОТиПБ»_

Стратегический план развития системы управления ОТиПБ_

4 Федеральный закон № 426 «О специальной оценке условий труда». [Электронный ресурс]. URL: Техэксперт.ги(20.03.2023).

https://tb.istu.edu/jour/index

175 \tST2

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

2023;8(2):168-182 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

Задача Показатель результативности Статус Прогресс за 2021 год

Н51 Полное исключение смертельного травматизма, аварий и катастроф «О несчастных случаях со смертельным исходом среди сотрудников группы «АЛРОСА» и подрядных организаций на производственных объектах. «Об авариях и катастрофах на производственных объектах ® Зарегистрировано два несчастных случая со смертельным исходом, произошедших вследствие несоблюдения работниками требований безопасности. Зарегистрирован один случай производственной аварии

Н52 Снижение иг^ Снижение коэффициента частоты травм с временной потерей трудоспособности (Lost Time Injury Frequency Rate, LTIFR) до 0,16 к 2025 году (или на 10 % ежегодно, начиная с 2022 года) <2> Показатель частоты производственного травматизма LTIFR снизился (с 0.24 до 0,23)

Н53 Совершенствование системы управления охраной труда и промышленной безопасностью Проведение сертификации АК «АЛРОСА» и ее дочерних обществ алмазно-бриллиантового комплекса на соответствие стандарту ISO 45001 «Система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда» до конца 2022 года В рамках подготовки к сертификации по ISO 45001:2018 была актуализирована база локальных нормативных актов в области ОТиПБ

Н54 Обеспечение безопасности на автомобильном транспорте Достижение показателя общего коэффициента дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в размере не более 0,5 к 2025 году Значение показателя составило 0,86, что на 8 % ниже по сравнению с 2020 годом

Н55 Снижение уровня профессиональной заболеваемости Ежегодное снижение уровней вредных производственных факторов, воздействующих на работника при выполнении им трудовых функций, влияющих на уровень профессиональной заболеваемости <2> При проведении плановой специальной оценки рабочих мест выявлено значительное снижение вредных производственных факторов за счет внедрения современного горного оборудования

Н56 Обеспечение соответствия подрядных организаций требованиям «АЛРОСА» в области охраны труда и промышленной безопасности Внедрение корпоративного стандарта/ регламента по работе с подрядными организациями на предприятиях группы «АЛРОСА» «Общие требования к организации безопасного проведения работ сторонними организациям» Обеспечение ознакомления 100 % подрядных организаций на предприятиях группы «АЛРОСА» с требованиями «АЛРОСА» в области охраны труда и промышленной безопасности при заключении договоров Проведение регулярной оценки деятельности подрядных организаций на соответствие стандартам и требованиям «АЛРОСА в» области охраны труда и промышленной безопасности 0 Разработан стандарт «Требования к подрядным организациям по обеспечению промышленной безопасности и охраны труда» Все подрядные организации в обязательном порядке проходят ознакомление с требованиями в области охраны труда и промышленной безопасности

(2)

задача выполнена

0

задача в процессе выполнения

®

задача

не выполнена

Рис. 7. Статус выполнения поставленных задач «АЛРОСА» в соответствии с программой в области устойчивого развития до 2025 года

Fig. 7. The status of fulfillment of the tasks set by ALROSA in accordance with the sustainable development program until 2025

176

https://tb.istu.edu/jour/index

Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей ... Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions ...

приятиях АК «АЛРОСА» находится на высоком уровне. Попробуем разобраться с этим.

Система СУПБиОТ «АЛРОСА» была разработана в соответствии с Международным стандартом OHSAS 180015 и действует на предприятии с 2006 года [5]. Она внедрена во всех компаниях «АЛРОСА» и направлена на предотвращение, предупреждение и ликвидацию аварий на опасных производственных объектах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Деятельность предприятия в области ОТ и ПБ ведется согласно ряду внутренних стандартов, которые указаны в табл. 5. Нормативные документы регулярно пересматриваются и актуализируются.

На рис. 7 представлены показатели результативности выполнения Программы в области устойчивого развития до 2025 года6.

В 2021 году в рамкахподготовки к серти-фикациипо 120 К5001:20087 кррпеоия ик-ттапози одвалрНапу локпмьных йормативных а—ив воблоотиахоаны тридн ипожарнайОез-опаеиокти. /Н\я кабооале сротдурд яоодремы ОТиПБ тпдн паниикууытйуооДнттитот yппднх-юочыннп1т ренных\2урпо апранитууда, в катоуа!й оходяи 213чeлoиир.3a 0021 год эта тоедиал исты провели около 1,3 тыс. проверок.

аажпыо сотродава «рЛРОСТ/и уоганизкциоможет сооущоте о люКоюнару-шениях, иыявленных на производственной

площадке, задать вопрос или поделиться предложениями по обеспечению безопасных условий труда, отправив анонимное сообщение на общедоступную электронную почту предприятия.

За 2021 год были решены следующие задачи в области совершенствования системы охраны труда и промышленной безопасности:

- улучшена система управления охраной труда;

- в оценку деятельности руководителей включен показатель аварийности и числовой показатель частоты травм (иг^);

- обеспечена коммуникационная поддержка всех процедур в области охраны труда публикациями статей в корпоративной газете, интервью в мессенджерах, на радио ителкотн аееооАлмазный обпй»;

-додработаик и вкемдоотсистема руяк-ориентированного подхода;

- ппPкадeнaрaбoтн тооценке рисков на опасные провкоoд((твeнных обы^ьд^^^;

к 8недрдо оиртоянный стаорооо «уокх-ууооневыо коотроль состояния промыш-леннро уесохопокоти и тхраны трбро на объектах»;

- ОИВСрК уу^(^ТК0и ольопя мценка условий местах.

проведенд спецо-трура на рабочих

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ТРАВМ (ПОСТРАДАВШИХ) ПО ГРУППЕ АЛРОСА LTIFR*

2021 |_■

2020 Q

2019 В

12

47

61

50

58

63

74

2021 2020 2019

0,23 0,24 0,24

• Смертельные С-Тяжелые Легкие

* Коэффициент производственного травматизма Рис. 8. Тенденция снижения коэффициента производственного травматизма по группе компании «АЛРОСА» Fig. 8. The downward trend inthe occupationalinjury rate forthe "ALROSA"Group

5Приказ Минтрудароссии отф0январт 20:Л додаМ52н«Обутверждениипрофессиональногостандарта «Горнорабочий». [Электронный ресурс]. URL: Система Гарант(20.03.2023).

6 Прогурмма во боасои yстoйчивoгт|эaздFTИFоo 2Т21 годк/Элоктр oнныйpeыy5C-:ORL:5ttp5://alrosa.ш(PO.T3.252T).

7 ГОСТ Р ИСО 45001-2020 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по пр7MO/eниы. ГОСИРмт 220 г. № Тиосп00К-2020. [Олектррнны^есуру. URL:2иcиeма Гасану00.Т3.200) .

https://tb.istu.edu/jour/index

Сард^

177

2023;8(2):168-182

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISSN 2500-1582 (print) ISSN 2500-1574 (online)

На рис. 8. показано общее количество зарегистрированных травм и тенденция снижения коэффициента производственного травматизма по группе компании «АЛРОСА».

Осн овныепроисшествия, которыеп риели к тяжелым травмам на рабочем месте (по результатам аналнкаи атериаковра сслтдо-ванифнесчфсттых слфчаев напфнизводитве за 202Я год),чрыииошлив тезкА^ее ь^еь^т^-стыия киинеиспаавньати огфажденой оФе-родовасин, палении с высоты, ^езэо^ий с; уча-стсоФавчотранцьостз. Пфичинимр пцоиьсе-стьтй стаФьнарфшениячоямыпзапнетоки травип вкбнасзч охроты Т^^о^з, ь части орга-тФОс^ь^итт^ь^И^т и ысзаСоениокнсвр олз .

Оыучиь амер^(^/^ь^(^1^етеьпяэтизмапр^ои-зошли вследствие несоблюдения работника-яотребований правил техники безопасности.

2019

2020

2321

1Г30 1,43

0,94 1,10

0,Й6 0,87

Рис. 9. Изменение коэффициента дорожно-транспортных происшествий (VAR)2 по группе «АЛРОСА»

Fig. 9. The change in the road traffic accident rate (VAR)2 fortheALROSAGroup

Грузоподъемные механизмы (сраны)

2 <3

Падение предметов с высоты

Поражение элестрическим током 2~

ВнутриэаБодской колесный трак спорт

5

Автомобильный транспорт

Что касается дорожно-транспортных происшествий по группе «АЛРОСА» - общий ко-ыффициевз дорожно-транспортных происшествий ^АР)2 снизился на 8 % по сравнению с 2020 годое (рис. 9).

Распределение количества пострадавших п о фактоцок рикеок травмирования по гьиапб «АЛРОФА» прифставлено на рис. 10. Япч нидне, факнорыриска при использо-ва нФпат^с^л^с^С^к^йтнс^г^Фт ранспорта занимают шестуюпозицит> из десяти.

Для сравнения, общее число несчастных скучаив(0Т)за перирд 2004-2008 гг. по всей АК «АЛРОСА» составило в среднем 36 не-счастныхслу ча ев в год, согласно [7], с числом смерерльнтх НС ов Ы до 4. Основной причиной происшествий были нарушения работниками трудового распорядка и дисциплины (рис. 11), а причиной смертельных НС стала, в основном, неудовлетворительная организация производства работ. При этом транспортные происшествия составляли 14 %, а падения с высоты также были на первом месте среди причин НС и составляли 55 % от общего количества несчастных случаев. То есть, согласно статистике, охватывающей более широкий временной диапазон, общее число несчастных случаев в АК «АЛРОСА» не ум еньшйлось, а даже увеличилось по сравнению с лачаволдвухтысяч ных, несмотря на развитие сисиамы управплния охраной

Падение, обрушение предметов, материалов

Падение при разности урснней £*с0т(с высоты)

Ограждение оборудования

Рис. Ю.Распределениепострадавшихпо фа^орам рисков травмирования по группе «АЛРОСА», шт. Fig. 10. DistniPutionofvictims byinjuryrisk factorsfor ALROSAGroup,pcs.

178

Jk

https://tb.istu.edu/jour/index

Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей... Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions...

труда и промышленной безопасностью.

В то же время нельзя забывать и о крупной аварии, случившейся 4 августа 2017 г. на руднике «Мир» АК «АЛРОСА», которой предшествовал ряд мелких аварий, и которая в

2004 2005 2006 2007

2008

S3 число н/с с легким исходом

■число н/с со Нчисло н/с с смертельным тяжелым исходом исходом

Рис. 11. Количество несчастных случаев по видам происшествий за 2004-2008 гг. по группе «АЛРОСА», шт.

Fig. 11. Number of accidents by types for 2004-2008 for the ALROSA group, pes.

итоге унесла жизни восьми шахтеров и была оценена комиссией Ростехнадзора в 10,216 млрд рцблее [8]. й\вд|иоя нмела оегатооноа эко-номичесоис возоддетвия о итаро оредзкноо ое-еиавьиын волнеидй [9]. ео ефкциольнову в об-щдствеиоогг^ мнению, ноичилеИ реда аварио на родникох «АЛРУС0» явевееся нее тнзкз он-чо^/\йУ0]енн(е одоотн еeooднcтецтн добычи, Н ек и-е те кол ипeатиe обкеждо нкй, хзелнн^^«^^ по езв©у Як-/™ о о 13 оп |э<^оо<::Эй<нн ¡в (»ю ерктао Ддв^сио, нтэ ноихоют и ио ce|-c>т«//^lЗlснй денр.

Иодостоо [3], гlco х 1 маpго 2°20 года оцеике пooфeаеcбкaoьны» аислеа ооала обяоочоньндИ и должнх азoсolиисco но ои-c»eмaтичoувен окиоое. «еоP00A» сo>гд)аp ое-(око/ыэсс- лно воэие E-лрecl окон кг вроде о »юраснтен оаоиивоосоиковымт геиеосоелЕм. Примононие EEcE/цe«-о|еы иpдxpcocнeкoгo конт-овн «с спецо ельней ок.о^ичц^и ^(юии01^и[[ трети по-^юо^яе-^т мкк-сохеннои выйoдкит отесные и .«оенные к((о» нцоlдcгаlне»lе фавиорон к» ион особеннеслд

[10]. Для моделирования безопасного поведения и предотвращения травм и профессиональных заболеваний на рабочем месте внедряется практика обоснованного отказа от работ или их остановка в случае, если они угрожают жизни и здоровью персонала.

В 2020 году отрасль столкнулась с кризисом, связанным с пандемией новой корона-вирусной инфекции С0\/Ю-19 [11,12]. В 2021 году компания разработала тренинг «Риск-ориентированное мышление на производстве»8, целевой аудиторией которого стал весь производственный персонал. Очный тренинг согласно программе «Стратегия развития ОТиПБ» охватил 686 руководителей разного уровня. Расходы на охрану труда и промышленную безопасность по группе «АЛРОСА» возросли за 2021 год и составили 2,4 млрд руб. (рис. 12).Этоболее 77 тыс. руб. из расчета на одного работника.Основной объем средств компания направнлана закупку средств индивидуальной защипы (пиз), на содержание штвтпыхаварийно-сгасагельных формирован ий и мероприятун по предотвращению оа спространения ЯНОаО-аа .

Осуовные у|опсотва индивидуальной асщкры аап вооителр. грузовых автомо-биуеК,гйДЗоаодърмностью свыше 40 тонн могугиметреленующтй комплект:

- аовгюи1(курткабрюки или полукомбинезон) олязащпеы оу пОщих загрязнений. Один комплпкн на12месоцев;

-. сапогиилуботгипи кожаные с жёстким

2Û19

202D

2021

1

2,1

Рис. 12.риномииаа |насходов наохранут|ауда и промышленную 1езопасностьна 2019-2021гг.

Fig.12. Dynamicsofexpenditures on labor protection andindustrial safety for 2019-2021

8риск-ориентированные подходы для повышенияпроизводственной безопасности и реализации концепции «Риск-ориенти-ровснноыо езшления» сиандндта130Ый1Я 4Н001:2016. [Электронный ресурс]. URL: Система Гарант(20.03.2023).

^иридр

к/

https://tb.istu.edu/jour/index

179

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

2023;8(2):168-182 xxI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

подноском. Одна пара на 12 месяцев;

- перчатки с полимерным покрытием. Пара на месяц;

- каска защитная. Одна на 3 года;

- подшлемник под каску. Один на 12 месяцев;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- очки защитные - выдаются до износа;

- беруши (вкладыши в уши от шума) - до выхода из строя.

ЕВ зимнее время дополнительно выдаётся утеплённый костюм, валенки на резиновой подошве или утсплИнные тожаные ботинки, утеплённый жодшпнмее к и вериапки [13]. Свейллва утеплителя зввислл хк килыаыычз-снотж гыояса. Ни лих. 13 прееттл влнл ел риипы тпмиегж к уыетнбто (^косткыымй)^ Е^к^ы^о^тй;лей боль-[.и^|"|::]П];зо^ <<РИИП|Ы)Ы)(Й/Йыы>.

По илюп^/иь^тгатг^п- анализа травматизма и епв сиып ситуа сип з тто]\|-)^.з^^л(^н инт разра-(о^г"Ь))^^п:)ыыык^ ммpoпpаноеб по мзнимизнцпи лиека epaымыттсмe) вы lгolт/l Ч1ысе^ прием вли-/^,н<ЕТние ии-шин враи-тис и обитасип ОТ" иЫГЫБн Она новным видом деятельности в данной сфере

® 1 § § § ® §й я ¿M

ИИ il il f f II

Vlil « liI««il

ТУ 14.12.11-010-23308410-2021 - летний ТУ Ш4.12.11-011-23308410-20ЙИ зи мжий

РиСг итн. Kecнюмиуйнтeыьикий (зима, лето)

Fig. 13. Driving suit for winter and summer

япляеыся обеппенеиле ввюолого качеств. кли^-дилинснсс услул в иот лсиле п енмкен обезат тыооизыы предын^нильных иымит|мыо :п|эи Д0: гаиен п раиог-еи и иегизбоные жиозлилиииx ос-мoэ иэ оел ]/к:x) o]""l гвaг--]оьl|": на поРоисх и

риаССочи^ мивнун с сpeднымa иг Ыили)окаснп1ми ^лонюями тдода [14и I- пе^о- с 202х по 2025 гг. планируется внедрить автоматизированный комплекс «П редсменное экспресс-тестирование работников», то есть автоматизировать допуск [15].

Компания «АЛРОСА» также принимает меры по совершенствованию системы управления ОТиПБ. В частности, на различных уровнях разработана система мотивации руководителей в этих областях. Их деятельность оценивается ежеквартально. Критериями являются как эффективность в области профилактики травматизма и мер по мини-миза ци и рисков, так и эффективность реагирующих мер при расследовании несчастных случаев. Так, поведение руководящих органов компании и сотрудников, приостановивших работу, которая, по их мнению, может привевви ктравме или ухудшению здоровья, финансово поддерживается, а людям объявляется благодарность. Запущена программа комплексного анализа соблюдения требований промышленной, пожарной, безопасности дорожного движения и охраны труда. Дв концамея 2023 года компания планирует броеесзи енешний независимый аудит, а до 15 июле - оценить результаты экспертной проверки с дальнейшей разработкой плана мероприятий по исправлению нарушений требований безопасности. Таким образом, компания «АЛРОСА» стремится создать комфортные условия труда, в которых риск для здоровья сотрудников минимален на всех этапах производственного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя результаты оценки условий труда водителей технологического транспорта автоколонн № 2, 3, 5 горнотранспортного комплекса Удачнинского ГОКа АК «АЛРОСА» за 0021 го/в в ряд ключевых документов пред-вриятбв в орлботи ОТиПБ, можно сделать следующие выводы. Управленческие решения но мпавв и «АЛр0СА» обеспечивают промыш-зезовю Дювопехность при транспортных пере-волкрх и Иезопасные условия труда водителей Тольшегтлию, что достигается большими ежегодными финансовыми вложениями в средства индивидуальной защиты, проведением периодических аудитов в системе охраны труда и промышленной безопасности и трехуровневого контроля, внедрением инно-

180

https://tb.istu.edu/jour/index

Максимова М.А. Анализ оценки и совершенствования условий труда водителей ... Maksimova M.A. Analysis of the assessment and improvement of working conditions ...

вационных технологий (автоматизированный допуск работников и практика отказа от работ или их остановки, в случаях, когда есть угроза жизни и здоровью персонала). Это позволяет сохранять здоровье водителей грузовых автомобилей, грузоподъемностью свыше 40 тонн, снижать уровень травматизма, а также сохранять условия труда на допустимом уровне, о чем говорит ежегодная статистика, которая ведется на официальном сайте компании. Для развития культуры безопасности проводятся обучение и контроль знаний, информиро-

вание и агитация работников «АЛРОСА» и подрядных организаций.

В целом нужно отметить, что повышение уровня безопасности предприятий в АК «АЛРОСА» является одним из приоритетных направлений развития, но требует еще более прогрессивного развития в связи с большим числом несчастных случаев и аварий. В основе культуры безопасного производства должно лежать прежде всего ответственное поведение работников и контрагентов компании на всех уровнях управления.

Список источников

1. Алиев О.Т. Повышение безопасности производственных процессов на основе совершенствования системы подготовки локомотивных бригад. М.: Изд-во Российского университета транспорта, 2017. 24 с.

2. Архипова А.В., Маланина А.А., Колбасенко Т.В. Сравнение проведения специальной оценки условий труда и оценки профессионального риска // Инновации и научно-техническое творчество молодежи: материалы Российской научно-технической конференции (Новосибирск, 20-21 апреля, 2022 г.). Новосибирск: Изд-во: Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, 2022. 1323 с.

3. Саманбетов К.С. Особенности транспортного обеспечения предприятий алмазной отрасли (на примере ОАО «АЛРОСА») // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 1 (139). С. 163-66.

4. Абрамов Н.Р. СИЗам, откройся! Об оценке эффективности средств индивидуальной защиты при проведении специальной оценки условий труда // Безопасность и охрана труда. 2015. № 2(63). С. 47-49;

5. Ганченко М.В., Усов А.А., Забелин В.В. [и др.]. О разработке системы управления промышленной безопасностью и охраной труда АК «АЛРОСА» // Безопасность труда в промышленности. 2007. № 4. С. 18-20.

6. Васильева А.И. Анализ несчастных случаев на предприятиях АК «АЛРОСА» // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. № 11. С. 288-292.

7. Борисов У.В. Правовые аспекты основных экологических инициатив АК «АЛРОСА» (ПАО) (2015, 2020) // Вопросы российского и международного права. 2022. № 9А.С. 285-292. DOI: 10.34670/ AR.2022.93.78.037.

8. Необутов П.Д. Если бы «АЛРОСА» исполняла

законы, ЧП на Вилюе можно было бы избежать. ЯКУТСК, 11 октября 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://regnum.ru/news/society/2498610.html. (20.01.2023).

9. Трифонова П.А. Сергей Иванов - о планах по восстановлению добычи на месторождении «Мир»: выдержки из интервью газете «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL.: www.alrosa.ru. (21.01.2023).

10. Беляков Г.И., Юлкин Е.С. Специальную оценку условий труда пора корректировать // Безопасность труда в промышленности. 2015. № 6. С. 55-59.

11. Ноговицын Р.Р., Павлова С.А. Влияние новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на платежи алмазодобывающей отрасли Российской Федерации в бюджет Республики Саха (Якутия) // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. 2020. № 2(18). С. 6-11. DOI 10.25587/e1358-4774-2000-k.

12. Мишустин М.В. Перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant. ru/73846630/(20.01.2023).

13. Дронов А.В. Анталекс. Инструмент и спецодежда. [Электронный ресурс]. URL: httpsy/анталекс.рф/ news/specodezhda_dlya_voditelej.html. (20.01.2023).

14. Боговская Е.А., Александрова О.Ю. Актуальные проблемы организации специальной оценки условий труда при оказании медицинской помощи // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019. №11-12. С. 3-8.

15. Елагяев А.В. Промышленная безопасность и охрана труда в компании. Основные подходы. [Электронный ресурс]. URL: www.alrosa.ru/sr2013/7page_ id=125$.(20.01.2023).

References

1. Aliev O.T. Improving the safety of production processes based on the improvement of the training system for locomotive crews. Moscow: Russian University of Transport. 2017. 24 p. (In Russ.).

2. Arkhipova A.V., Malanina A.A., Kolbasenko T.V. Comparison of a special assessment of working conditions and occupational risk assessment. Innovatsii i nauchno-tekhnicheskoe tvorchestvo molodezhi: mate-

https://tb.istu.edu/jour/index

181

rialy Rossiiskoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii (Novosibirsk, 20-21 aprelya, 2022 g.) = Innovations and scientific and technical creativity of youth: materials of the Russian scientific and technical conference (Novosibirsk, April 20-21, 2022). Novosibirsk: Siberian State University of Telecommunications and Informatics; 2022. 1323 р. (In Russ.).

3. Samanbetov K.S. Peculiarities of transport support for diamond industry enterprises (on the example of OJSC ALROSA). St. Petersburg: St. Petersburg State Polytechnical University journal. Economics. 2012;1(139):163-66. (In Russ.).

4. Abramov N.R. SIZam, open up! On assessing the effectiveness of personal protective equipment during a special assessment of working conditions. Bez-opasnost' i okhrana truda = Occupational Safety and Health. 2015; 2(63):47-49. (In Russ.).

5. Ganchenko M.V., Usov A.A., Zabelin V.V. On the development of the industrial safety and labor protection management system of PJSC ALROSA. Bezopasnost' truda v promyshlennosti = Occupational safety in industry. 2007;4:18-20. (In Russ.).

6. Vasil'eva A.I. Analysis of accidents at the enterprises of PJSC ALROSA. Gornyi informatsionno-anal-iticheskii byulleten' (nauchno-tekhnicheskii zhurnal) = Mining informational and analytical bulletin. 2011;11:288-292. (In Russ.).

7. Borisov U.V. Legal aspects of the main environmental initiatives of PJSC ALROSA (2015, 2020). Vo-prosy rossiiskogo i mezhdunarodnogo prava = Matters of Russian and international law. 2022;9A:285-292. DOI: 10.34670/AR.2022.93.78.037. (In Russ.).

8. Neobutov P.D. If ALROSA had followed the laws, the emergency at Vilyui could have been avoided. YAKUTSK,

Информация об авторе

Максимова Марина Александровна,

к.х.н., доцент,

кафедра промышленной экологии

и безопасности жизнедеятельности,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова 83,

Россия.

October 11, 2018. Available from: https://regnum.ru/ news/society/2498610.html. (20.01.2023). (In Russ.).

9. Trifonova P.A. Sergey Ivanov on plans to restore production at the Mir field: excerpts from an interview with the "Vedomosti" newspaper Available from: https://www.alrosa.ru. (20.01.2023). (In Russ.).

10. Belyakov G.I., Yulkin E.S. It's time to adjust the special assessment of working conditions. Bezopasnost' truda vpromyshlennosti = Occupational safety in industry. 2015;6:55-59. (In Russ.).

11. Nogovitsyn R.R. , Pavlova S.A. The Impact of the Novel Coronavirus Infection (COVID-19) on Payments by the Diamond Mining Industry of the Russian Federation to the Budget of the Republic of Sakha (Yakutia). Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova = Vestnik of the North-Eastern federal university named after M.K. Ammosov. 2020; 2(18):6-11. DOI 10.25587/e1358-4774-2000-k. (In Russ.).

12. Mishustin M.V. List of sectors of the Russian economy most affected by the deteriorating situation as a result of the spread of the novel coronavirus infection. Available from: https://base.garant. ru/73846630/. (20.01.2023). (In Russ.).

13. Dronov A.V. Tool and overalls. Available from: https://antaleks.rf/news/specodezhda_dlya_voditelej. ht (20.01.2023). (In Russ.).

14. Bogovskaya E.A., Aleksandrova O.Yu.. Actual problems of organizing a special assessment of working conditions in the provision of medical care. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii = Health care standardization problems. 2019;11-12:3-8. (In Russ.).

15. Elagyaev A.V. Industrial safety and labor protection in the company. Main approaches. Available from: www.alrosa. ru/sr2013/?page_id=125$.(20.01.2023). (In Russ.).

Information about the author

Marina A. Maksimova,

Candidate of Sci. (Chemistry), Associate Professor, Department of Industrial Ecology and life safety,

Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov St., Irkutsk 664074,

Russia.

Вклад автора

Автор выполнил исследовательскую работу, на основании полученных результатов провел обобщение и подготовил рукопись к печати.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 01.04.2023. Одобрена после рецензирования 15.05.2023. Принята к публикации 24.06.2023.

Contribution of the author

The author carried out research, made generalizations based on the obtained results and prepared the manuscript for publication.

Conflict of interests

The author declares no conflict of interest.

The author has read and approved the final version of this manuscript.

The article was submitted 01.04.2023. Approved after reviewing 15.05.2023. Accepted for publication 24.06.2023.

182,

https://tb.istu.edu/jour/index

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.