Научная статья на тему 'Анализ, оценка, прогноз гибели и травмирования людей при пожарах в Российской Федерации'

Анализ, оценка, прогноз гибели и травмирования людей при пожарах в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / последствия пожаров / пожарный риск / риск гибели и травмирования людей / Russian Federation / consequences of fires / fire risk / risk of fatal and injury accidents

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Светлана Семеновна, Хамидуллина Елена Альбертовна, Гармышев Владимир Викторович

Дан анализ показателей последствий пожаров: по количеству, гибели, травмирования людей на территории Российской Федерации в период с 1993 по 2015 гг. Представлена динамика риска, а также краткосрочный прогноз гибели и травмирования людей при пожарах. Установлено, что уровень безопасности людей, проживающих на территории России, не соответствует требованиям пожарной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеева Светлана Семеновна, Хамидуллина Елена Альбертовна, Гармышев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS, ASSESSMENT AND FORECAST OF FATALITIES AND INJURIES IN FIRES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The indicators of the consequences of fires, namely numbers of persons harmed and numbers of fatalities in the Russian Federation between 1993 and 2015, were given. The dynamic of risk and short-term forecast of fatal and injury accidents in fire was presented. It was determined that fair safety for people in the Russian Federation does not satisfy fire protection requirements.

Текст научной работы на тему «Анализ, оценка, прогноз гибели и травмирования людей при пожарах в Российской Федерации»

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЧС

АНАЛИЗ, ОЦЕНКА, ПРОГНОЗ ГИБЕЛИ И ТРАВМИРОВАНИЯ ЛЮДЕЙ ПРИ ПОЖАРАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.С. Тимофеева, доктор технических наук, профессор; Е.А. Хамидуллина, кандидат химических наук, доцент; В.В. Гармышев, кандидат технических наук.

Иркутский национальный исследовательский технический университет

Дан анализ показателей последствий пожаров: по количеству, гибели, травмирования людей на территории Российской Федерации в период с 1993 по 2015 гг. Представлена динамика риска, а также краткосрочный прогноз гибели и травмирования людей при пожарах. Установлено, что уровень безопасности людей, проживающих на территории России, не соответствует требованиям пожарной безопасности.

Ключевые слова: Российская Федерация, последствия пожаров, пожарный риск, риск гибели и травмирования людей

ANALYSIS, ASSESSMENT AND FORECAST OF FATALITIES AND INJURIES IN FIRES IN THE RUSSIAN FEDERATION

S.S. Timofeeva; E.A. Khamidullina; V.V. Garmyshev. Irkutsk national research technical university

The indicators of the consequences of fires, namely numbers of persons harmed and numbers of fatalities in the Russian Federation between 1993 and 2015, were given. The dynamic of risk and short-term forecast of fatal and injury accidents in fire was presented. It was determined that fair safety for people in the Russian Federation does not satisfy fire protection requirements.

Keywords: Russian Federation, consequences of fires, fire risk, risk of fatal and injury accidents

Современный мир становится все более уязвимым. Резко возрастает число чрезвычайных ситуаций (ЧС), приводящих к гибели людей, уничтожению материальных ценностей и экономическим потерям. В XXI в. больше внимания уделяется вопросам безопасности.

Большинство развитых стран, и Россия в том числе, переходят на стратегию обеспечения безопасности анализа, оценки и прогноза ЧС. В этой связи формируется и развивается новое направление - рискология, призванная стать фундаментальной научной основой достижения устойчивого развития общества.

Исследования рисков, создаваемых пожарами, в настоящее время крайне актуальны, так как необходимость сокращения потерь от пожаров в нашей стране очевидна. В России

ежегодно в среднем происходит 160 тыс. пожаров с ущербом более 13 млрд руб. На пожарах погибает около 11 тыс. и травмируется свыше 12 тыс. человек [1-3].

Анализ работ [1-5] позволил сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации наблюдается самый высокий в мире уровень риска гибели и травмирования людей на пожарах. За последние десять лет (2006-2015 гг.) он составил - 94,810-6 1/чел. год по гибели и 88,4-10 1/чел. год по травмированию людей. Гибель людей на пожарах в России по абсолютному значению на один миллион человек и одну тысячу пожаров уже давно обогнала многие развитые страны мира [6].

Целью работы является оценка и прогноз риска гибели и травмирования людей при пожарах в Российской Федерации на основе многолетних статистических данных о количестве пожаров и их последствий.

На основании данных [1-9], в представленной работе были проанализированы статистические данные по количеству пожаров, гибели, травмирования людей и численности населения в Российской Федерации в период с 1993 по 2015 гг. (табл. 1).

Таблица 1. Анализ количества пожаров, гибели людей и численности населения в Российской Федерации за 1993-2015 гг.

Год Количество жителей, млн чел. Количество пожаров, тыс. ед. Погибло при пожаре, тыс. чел. Травмировано при пожаре, тыс. чел.

1993 148,4 332,4 13,7 12,1

1994 148,4 325,2 15,7 13,8

1995 148,3 294,3 14,8 13,5

1996 148,1 293,8 15,8 14,4

1997 147,9 272,6 13,7 14,1

1998 147,6 266,0 13,6 14,0

1999 147,2 259,4 14,8 14,5

2000 146,5 246,7 16,8 14,2

2001 145,3 246,3 18,2 14,2

2002 145,3 259,8 19,9 14,1

2003 146,6 239,2 18,8 14,0

2004 144,0 231,4 18,3 13,6

2005 143,5 226,9 18,1 13,1

2006 143,0 218,5 17,1 13,3

2007 142,9 211,1 15,9 13,6

2008 142,7 200,3 15,1 12,8

2009 142,7 187,2 13,8 13,1

2010 142,8 179,1 12,9 13,0

2011 142,9 168,2 11,9 12,4

2012 143,2 162,9 11,6 11,9

2013 143,5 152,9 10,6 11,0

2014 143,2 150,4 10,0 10,9

2015 146,5 145,6 9,3 10,9

В соответствии со ст. 79 Технического регламента «О требованиях пожарной безопасности» [10], а также ГОСТом 12.1.004-91* [11], нормативное значение индивидуального пожарного риска регламентируется на уровне не выше 10-6 в год. Это значит, что в течение года от воздействия опасных факторов пожара в стране допускается гибель не более одного человека на миллион жителей.

Необходимо отметить, что согласно Приложению к Приказу МЧС России от 21 ноября 2008 г. № 714 [12] (гл. 38 р. 38.3 «Методы анализа рисков») при использовании статистических методов анализа и оценки риска, период наблюдений может приниматься

равным от трех до пяти лет. В представленной работе период наблюдений составляет 23 года, что вполне может считаться достаточно объективным для формирования обоснованных выводов в оценке индивидуального пожарного риска. Принимая во внимание работу [13], на рис. 1 представлена динамика расчетных значений индивидуального пожарного риска в Российской Федерации за период с 1993 по 2015 гг.

Годы

Рис. 1. Динамика значений риска для любого человека погибнуть в результате пожара

на территории Российской Федерации

Анализ расчетных значений, представленных на рис. 1, позволяет сделать вывод, что

2002 г. являлся наиболее рисковым по гибели людей, при этом фактическое значение

индивидуального риска в этот год превышало нормативное в 137 раз. Для иллюстрации

тенденции изменения уровня риска и составления прогноза на ближайшие два года на рис. 1

добавили график аппроксимирующей функции. Поскольку уровень риска - это нестабильная

величина, подверженная резким колебаниям (для линейной аппроксимации достоверность

низкая, R2=0,19), опробовали полиномиальную аппроксимацию. Высокий уровень 2 и достоверности ^ =0,95) был получен для полинома шестой степени [14], уравнение

которого имеет вид:

y=-1e-05x6+0,0009x5-0,0236x4+0,294x3-1,6769x2+4,0639x+6,7895.

Прогноз, полученный на основе этого уравнения, дает величину риска в 2016 г. -3-10"5 1/чел.год, а в 2017 г. - 6-10"6 1/чел.год, что также не соответствует величине допустимого риска [10]. Однако этот факт не вызывает удивления, учитывая, что допустимые величины не достигались ни разу за рассматриваемый 23-летний период.

В табл. 2 представлены сравнительные количественные значения фактического (Ы?) и нормативного (Ы^) значения гибели людей при пожарах за период с 1993 по 2015 гг. в Российской Федерации.

Таблица 2. Сравнение фактических и нормативных значений гибели людей при пожарах

в Российской Федерации

Год тыс. чел. NrH, чел. Сравнение показателей Год тыс. чел. NrH, чел. Сравнение показателей

1993 13,7 148 Увеличение в 93 раза 2005 18,1 144 Увеличение в 126 раз

1994 15,7 148 Увеличение в 106 раз 2006 17,1 143 Увеличение в 120 раз

1995 14,8 148 Увеличение в 100 раз 2007 15,9 143 Увеличение в 111 раз

1996 15,8 148 Увеличение в 107 раз 2008 15,1 143 Увеличение в 106 раз

1997 13,7 148 Увеличение в 93 раза 2009 13,8 143 Увеличение в 97 раз

1998 13,6 148 Увеличение в 92 раза 2010 12,9 143 Увеличение в 90 раз

1999 14,8 147 Увеличение в 101 раз 2011 11,9 143 Увеличение в 83 раза

2000 16,8 147 Увеличение в 114 раз 2012 11,6 143 Увеличение в 81 раз

2001 18,2 145 Увеличение в 126 раз 2013 10,6 144 Увеличение в 74 раза

2002 19,9 145 Увеличение в 137 раз 2014 10,0 143 Увеличение в 70 раз

2003 18,8 147 Увеличение в 128 раз 2015 9,3 147 Увеличение в 63 раза

2004 18,3 144 Увеличение в 127 раз

Таким образом, еще раз хочется отметить, что наблюдаемый на практике уровень индивидуального пожарного риска в Российской Федерации на протяжении 23 лет находится на уровне, значительно превышающем нормативные требования. Как отмечается в работах [4, 13], нормативное значение индивидуального пожарного риска - 10-6 впервые в нашей стране было зафиксировано в ГОСТе 12.1.004-76 [15], а в последующем это значение указано в ГОСТе 12.1.004-91* [11] и Техническом регламенте [10]. Представленные исследования и работы авторов [4, 14] позволяют сделать вывод, что ни в 1976 г. так и в последующие 39 лет индивидуальный пожарный риск в нашей стране не снижался до нормативного и не снизится в ближайшие два года.

В последние годы в России все больше и больше внимания стали уделять исследованию и оценке последствий пожаров, связанных с травмированием людей [1-3, 12, 16]. Исследование показателей травмирования людей при пожарах в Российской Федерации за 1993-2015 гг. позволило дать в динамике оценку риска этих последствий (рис. 2).

<Ц 8

К ' СР о

с ^ 10

ьч к

£ « _

0

л «

1 ^

£ * СР

Гр <ц

И л

И о? £ °

9,7 9,8 9,5 9,3 9,3

9,2

8,1

9,5 9,5 9,7 9,7 9 4 * 7, 9 5 ^ 9,1 9,4 9,1 9,5 8,

9,2 9,1

7,6 7,4

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

"Т"

Т-1-1-1-г

гм со ^ 1Л

010101010101010000000000*-1'-1'-1'-1'-1'-1 010101010101010000000000000000 1111111222222222222222

Годы

0

Рис. 2. Динамика значений риска для любого человека травмироваться при пожаре

на территории Российской Федерации

На рис. 2 помимо кривой риска травмирования людей при пожарах также показана кривая аппроксимирующей функции ^ =0,93), уравнение которой имеет вид [14]:

y=1e-05x5-0,0009x4+0,0229x3-0,2659x2+1,3911x+7,0284.

Прогноз на основе этого уравнения показал, что риск травмирования людей при пожарах в 2016 г. составит - 7,Ы0-5 1/чел.год, а в 2017 г. - 7-10"5 1/чел.год.

Сопоставление скорости снижения риска гибели человека при пожаре с этой же величиной для риска травмирования показывает, что риск травмирования снижается в 14,25 раз медленнее, чем риск гибели человека при пожаре. Причины такой динамики кроются в разном отношении к погибшим и травмированным при пожарах со стороны основного законодательного акта, определяющего требования пожарной безопасности -Технического регламента о требованиях пожарной безопасности [10].

В этом законе индивидуальный пожарный риск определяется пожарным риском, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара [10] и является показателем, по которому судят о состоянии пожарной безопасности объекта защиты. В то же время количество травмированных (риск травмирования человека при пожаре) не нормируется законодательными и иными нормативно-правовыми актами и, следовательно, является тем показателем, который хоть и учитывается в отчетности, но не влияет на показатели пожарной безопасности.

В качестве обобщенного показателя пожарной опасности техносферы можно предложить рассмотрение отношения числа травмированных к числу погибших при пожаре людей. В работе [16] отмечается, что этот показатель никогда не учитывался в статистических сборниках и при оценке состояния противопожарной защиты. На рис. 3 представлено отношение значений числа травмированных к числу погибших при пожарах людей в Российской Федерации за 1993-2015 гг.

Годы

Рис. 3. Динамика отношения количества травмированных к числу погибших людей при пожарах в Российской Федерации за период 1993-2015 гг.

Аппроксимирующая кривая динамики рассматриваемого отношения количества

травмированных к числу погибших при пожаре людей с высокой степенью достоверности 2 и ^ =0,94) [14] соответствует полиному шестой степени (показано на рис. 3,

уравнение y=1e-06x6-0,0123x5+61,698x4-16484x3+2e+08x2-2e+11x+13) и прогнозирует

продолжающийся рост этого показателя в 2016 г. - до 1,5; а в 2017 г. - до значения 2. Эта

тенденция также является свидетельством того факта, что скорость уменьшения

травмированных при пожарах значительно отстает от скорости уменьшения количества

погибших людей при пожарах.

Таким образом, полученные результаты исследования говорят о низкой эффективности функционирования системы пожарной безопасности в России. Разное отношение к погибшим при пожаре и травмированным в той же ситуации людям со стороны Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ [10] противоречит определению «пожарной безопасности», формулируемому этим же федеральным законом. Как известно, пожарная безопасность определяется как состояние защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара. Осознание этого факта требует введения нормирования на риск травмирования людей от опасных факторов пожара, ведь и в этом случае приоритетом является человеческая жизнь - высшая ценность на земле.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Полученные расчетные значения индивидуального пожарного риска показали, что уровень безопасности людей, проживающих на территории Российской Федерации, не соответствует требованиям пожарной безопасности.

2. Установлено, что фактическое значение индивидуального пожарного риска, наблюдаемого за 23 года в Российской Федерации, существенно выше устанавливаемого

ГОСТом 12.1.004-91* [11] и Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности [10] допустимого пожарного риска.

3. Прогноз, составленный на основании статистических данных, показывает, что нормативные значения индивидуального пожарного риска не будут достигнуты в 2017 г., а отношение количества травмированных к числу погибших при пожаре людей может достичь значения 2, что сигнализирует о необходимости учета количества травмированных при пожаре людей при оценке пожарной безопасности объекта защиты, введения нормирования на риск травмироваться людям при пожаре.

4. Назрела необходимость проведения всесторонних исследований, чтобы в последующем можно было бы говорить о корректировке нормативного значения индивидуального пожарного риска, а также нормирования риска травмирования людей при пожарах в России.

Литература

1. Анализ обстановки с пожарами и последствиями от них на территории Российской Федерации за 2015 год. М.: Департамент надзорной деятельности МЧС России, 2016.

2. Лупанов С.А., Зуева Н.А. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2015 г. // Пожарная безопасность. 2016. № 1. С. 174-193.

3. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Современные проблемы обеспечения пожарной безопасности в России: монография. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2014.

4. Зимонин А.А., Фирсов А.В., Бутенко В.М. Допустимый (приемлемый) индивидуальный пожарный риск - зарубежный и отечественный опыт // Технологии техносферной безопасности. 2014. Вып. 5 (57).

5. Лупанов С.А., Зуева Н.А. Обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2008 году // Пожарная безопасность. 2009. № 1. С. 128-135.

6. Brushlinsky N.N., Ahrens M., Sokolov S.V., Wagner P. World fire statistics // CTIF. 2015. № 20. P. 8-61.

7. Серебренников Е.А. Пожарная безопасность в Российской Федерации // Пожарная безопасность. 1999. № 5. С. 71-77.

8. Пожары и пожарная безопасность в 2000 году: стат. сборник / под общ. ред. Е.А. Серебрянникова, А.Г. Матюшина. М.: ВНИИПО, 2001.

9. Пожары в России и в мире. Статистика, анализ, прогнозы / Н.Н. Брушлинский [и др.]. М.: Акад. ГПС МЧС России, 2002.

10. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности: Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3. М.: ФГУ ВНИИПО, 2009.

11. ГОСТ 12.1.004-91*. Пожарная безопасность. Общие требования. М.: Стандарт,

1992.

12. Порядок учета пожаров и их последствий: Приложение к Приказу МЧС России от 21 нояб. 2008 г. № 714. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».

13. Брушлинский Н.Н., Соколов С.В. Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков // Проблемы безопасности в ЧС. 2012. № 1. С. 112-124.

14. Белов П.Г. Управление рисками, системный анализ и моделирование. М.: Юрайт,

2014.

15. ГОСТ 12.1.004-76. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования. М.: Госкомстандартов СМ СССР, 1976.

16. Зимонин А.А., Фирсов А.В., Бутенко В.М. Травмирование людей при пожарах // Технологии техносферной безопасности. 2014. Вып. 5 (57).

References

1. Analiz obstanovki s pozharami i posledstviyami ot nih na territorii Rossijskoj Federacii za 2015 god. M.: Departament nadzornoj deyatel'nosti MCHS Rossii, 2016.

2. Lupanov S.A., Zueva N.A. Obstanovka s pozharami v Rossijskoj Federacii v 2015 g. // Pozharnaya bezopasnost'. 2016. № 1. S. 174-193.

3. Brushlinskij N.N., Sokolov S.V. Sovremennye problemy obespecheniya pozharnoj bezopasnosti v Rossii: monografiya. M.: Akad. GPS MCHS Rossii, 2014.

4. Zimonin A.A., Firsov A.V., Butenko V.M. Dopustimyj (priemlemyj) individual'nyj pozharnyj risk - zarubezhnyj i otechestvennyj opyt // Tekhnologii tekhnosfernoj bezopasnosti. 2014. Vyp. 5 (57).

5. Lupanov S.A., Zueva N.A. Obstanovka s pozharami v Rossijskoj Federacii v 2008 godu // Pozharnaya bezopasnost'. 2009. № 1. S. 128-135.

6. Brushlinsky N.N., Ahrens M., Sokolov S.V., Wagner P. World fire statistics // CTIF. 2015. № 20. P. 8-61.

7. Serebrennikov E.A. Pozharnaya bezopasnost' v Rossijskoj Federacii // Pozharnaya bezopasnost'. 1999. № 5. S. 71-77.

8. Pozhary i pozharnaya bezopasnost' v 2000 godu: stat. sbornik / pod obshch. red. E.A. Serebryannikova, A.G. Matyushina. M.: VNIIPO, 2001.

9. Pozhary v Rossii i v mire. Statistika, analiz, prognozy / N.N. Brushlinskij [i dr.]. M.: Akad. GPS MCHS Rossii, 2002.

10. Tekhnicheskij reglament o trebovaniyah pozharnoj bezopasnosti: Feder. zakon Ros. Federacii ot 22 iyulya 2008 g. № 123-FZ. M.: FGU VNIIPO, 2009.

11. GOST 12.1.004-91*. Pozharnaya bezopasnost'. Obshchie trebovaniya. M.: Standart,

1992.

12. Poryadok ucheta pozharov i ih posledstvij: Prilozhenie k Prikazu MCHS Rossii ot 21 noyab. 2008 g. № 714. Dostup iz inform.-pravovogo portala «Garant».

13. Brushlinskij N.N., Sokolov S.V. Rol' statistiki pozharov v ocenke pozharnyh riskov // Problemy bezopasnosti v ChS. 2012. № 1. S. 112-124.

14. Belov P.G. Upravlenie riskami, sistemnyj analiz i modelirovanie. M.: Yurajt, 2014.

15. GOST 12.1.004-76. SSBT. Pozharnaya bezopasnost'. Obshchie trebovaniya. M.: Goskomstandartov SM SSSR, 1976.

16. Zimonin A.A., Firsov A.V., Butenko V.M. Travmirovanie lyudej pri pozharah // Tekhnologii tekhnosfernoj bezopasnosti. 2014. Vyp. 5 (57).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.