Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЕМЫХ'

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЕМЫХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЕМЫЕ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ВНЕДРЕНИЮ КУРСОВ ПО ОСНОВАМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Наталья Николаевна, Высоцкая Татьяна Петровна, Саидов Заурбек Асланбекович

Рассмотрены основные процессы, связанные с формированием у обучающихся компетенций, необходимых в области искусственного интеллекта. Анализ проводится с учётом основных особенностей текущей социально-политической, экономической и культурной ситуации. В статье делается вывод о том, что для практической реализации масштабного государственного проекта по реализации программы по формированию основ искусственного интеллекта у обучаемых в условиях общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования школьников, необходимо создать условия для подготовки будущих педагогов и повышения квалификации уже осуществляющих профессиональную деятельность учителей в заданном направлении. Следующим этапом считаем необходимым создание комплексной углубленной программы по формированию основ искусственного интеллекта в условиях высшего образования и повышения квалификации работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DOMESTIC EXPERIENCE IN THE FORMATION OF COMPETENCIES IN THE FIELD OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE AMONG TRAINEES

The main processes related to the formation of students' competencies necessary in the artificial intelligence field by general education system means are considered. The article concludes that for the practical implementation of a large-scale state project for the implementation of a program to form the foundations of artificial intelligence among students in the conditions of general educational institutions and institutions of additional education of schoolchildren, it is necessary to create conditions for the training of future teachers and advanced training of teachers already engaged in professional activities in a given direction. The next stage is the need to create a comprehensive in-depth program to form the foundations of artificial intelligence in the conditions of higher education and advanced training of educators.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЕМЫХ»

уровне, который мог бы им позволить не только проходить аттестацию, но и быть готовым к непредвиденным обстоятельствам во время несения службы, а также повысить их общий уровень здоровья и физического состояния. Во-вторую очередь уделять больше внимания теоретической составляющей дисциплины, для формирования мотивации, понимания и осознания ее важности. Существует множество альтернативных подходов, которые также могут обеспечить добиться более высоких результатов, все что нужно сделать это начать работать над решением существующей проблемы и приложить этого большие усилия. Главным образом решение этого вопроса должны быть озадачены преподаватели (руководители занятий), так как именно на их плечи возложена задача по подготовке квалифицированных кадров, и во многом успешность их работы зависит от уровня, на котором они организуют свою работу [4; 5; 12].

Выводы. Подводя итог, отметим, что есть ряд проблем помимо обозначенных выше, которые также предстоит решить. Также не следует забывать и об актуализации методик, которыми сегодня пользуется преподавательский состав образовательных организаций МВД России, поскольку как нами было замечено основная задача профессионально-прикладной физической подготовки состоит в обучении квалифицированных, многопрофильных специалистов, которые способны выполнять поставленные перед ними задачи не смотря на внешние и внутренние факторы.

Литература:

1. Афов, А.Х. Роль физической подготовки и спорта в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / А.Х. Афов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 1. - С. - 126-128

2. Бауаев, Ш.Х. Роль профессионально-прикладной физической подготовки в служебной деятельности сотрудников ОВД / Ш.Х. Бауаев // Евразийский юридический журнал. - 2022. - №9(172). - С. 456-457

3. Галкин, В.Н. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел: проблемы и перспективы развития / В.Н. Галкин // В сборнике: Физическая подготовка сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Сборник научных статей Всероссийского конкурса. Редколлегия: Р.В. Камнев, О.С. Панова, Д.Г. Овечкин [и др.]. - Волгоград. - 2022. - С. 24-26

4. Дадов, А.В. Основы профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организации МВД России / А.В. Дадов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 2. - С. 182-184

5. Канукоев, А.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД: организационно-методический аспект / А.М. Канукоев // Культура физическая и здоровье. - 2022. - № 1 (81). - С. 16-19

6. Сидлецкий, А.В. К вопросу о физическом воспитании сотрудников ОВД в рамках их профессиональной подготовки /

A.В. Сидлецкий // В сборнике: Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов. Сборник статей Всероссийского круглого стола. Редколлегия: С.Н. Баркалов (председатель) [и др.]. - Орел. - 2021. -С. 173-176

7. Сидорова, М.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников полиции, проходящих первоначальную профессиональную подготовку / М.М. Сидорова // В книге: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов международной научно-практической конференции. -2020. - С. 311-313

8. Тхагалегов, А.А. Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел комплексным силовым действиям в оперативно-служебных ситуациях / А.А. Тхагалегов // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - Т. 15. - № 4. - С. 105-109

9. Хажироков, В.А. Специфические характеристики профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / В.А. Хажироков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 2. - С. 220-222

10. Хажироков, В.А. Специфические особенности профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных организациях МВД России / В.А. Хажироков // В сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Ответственные редакторы

B.М. Баршай, А.А. Тащиян. - 2019. - С. 138-143

11. Цыбизова, М.В. Значение физической подготовки для сотрудников ОВД / М.В. Цыбизова // В книге: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 329-331

12. Ярославский, М.А. Актуальные вопросы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД / М.А. Ярославский // В сборнике: Социально-экономические, историко-правовые, философские концепции современности. Материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь. - 2022. - С. 200-203

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); старший преподаватель кафедры физического воспитания Высоцкая Татьяна Петровна ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва); доктор юридических наук, профессор, ректор Саидов Заурбек Асланбекович

ФГБОУ Чеченский государственный университет (г. Грозный)

АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВЕННОГО

ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЕМЫХ

Аннотация. Рассмотрены основные процессы, связанные с формированием у обучающихся компетенций, необходимых в области искусственного интеллекта. Анализ проводится с учётом основных особенностей текущей социально-политической, экономической и культурной ситуации. В статье делается вывод о том, что для практической реализации масштабного государственного проекта по реализации программы по формированию основ искусственного интеллекта у обучаемых в условиях общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования школьников, необходимо создать условия для подготовки будущих педагогов и повышения квалификации уже осуществляющих профессиональную деятельность учителей в заданном направлении. Следующим этапом считаем необходимым создание комплексной углубленной программы по формированию основ искусственного интеллекта в условиях высшего образования и повышения квалификации работников образования.

Ключевые слова: обучаемые, искусственный интеллект, информационные технологии, подготовка кадров для реализации проекта по внедрению курсов по основам искусственного интеллекта.

Annotation. The main processes related to the formation of students' competencies necessary in the artificial intelligence field by general education system means are considered. The article concludes that for the practical implementation of a large-scale state project for the implementation of a program to form the foundations of artificial intelligence among students in the conditions of general educational institutions and institutions of additional education of schoolchildren, it is necessary to create conditions for the training of future teachers and advanced training of teachers already engaged in professional activities in a given direction. The next stage is the need to create a comprehensive in-depth program to form the foundations of artificial intelligence in the conditions of higher education and advanced training of educators.

Key words: trainees, artificial intelligence, information technology, training for the implementation of the project on the introduction of courses on the basics of artificial intelligence.

Введение. Новое технологическое поколение цифровой экономики и новое общество знаний должно быть актуализировано компетенциями XXI века, в основе которых развитие интеллектуальных информационных ресурсов, имитирующих когнитивные функции человека. Устройства для усиления возможностей разума, предложенные в позапрошлом веке русским дворянином Семёном Николаевичем Корсаковым, в XXI веке стали основой для решения мировых технологических задач и маркёром глобальной конкуренции. Уже сегодня новое поколение людей, вступившее в мир всеобщей цифровизации, решает и будет решать эту амбициозную задачу.

Термин искусственный интеллект относится к области компьютерных технологий. Их задача - создать сходные с человеческим мышлением интеллектуальные машины, способные реагировать как люди и демонстрировать человеческие поведенческие паттерны.

На сегодняшний день представляются очевидными следующие факты:

- проникновение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни человеческого общества;

- неуклонный рост их значения [10, С. 99-100].

Естественно, что в таких условиях взгляды на содержание компетенций выпускника учреждения системы общего образования также должны претерпеть определённые трансформации (О.В. Белявский, Н.Ю. Блохина, Т.О. Гордеева, Г.А. Кобелева, А.Е. Пальтов, О.А. Шляпникова). Важное место среди них займут знания, умения и навыки, имеющие отношение к эффективному применению ИКТ в профессиональной и иных видах деятельности [12, С. 34].

Перспективным направлением развития таких технологий является совершенствование искусственного интеллекта (Е. Адеyемон, М. Йунyент, А.Е. Пальтов, Г. Цебриан). Соответственно, необходимым представляется формирование у учащихся системы компетенций в данной области [8, С. 60]. Наша статья посвящена анализу соответствующего опыта.

Изложение основного материала статьи. Упоминание понятия «Искусственный интеллект» (англ. - Artificial Intelligence) сегодня достаточно часто применяется в самых различных областях науки и практики (В.В. Алтухов, И.В. Арендачук, Д.Н. Шаповалова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова). При этом, однако, в силу сложности и многогранности данного феномена дать ему однозначное и всеобъемлющее определение нелегко [7, С. 124-125]. С точки зрения наиболее полного раскрытия темы настоящей статьи оптимальным представляется его трактовка как свойства, присущего сложно организованной информационной системе, заключающегося в её способности к реализации функций, характерных для разумных существ [2, С. 11].

К таким функциям обычно относят:

- проявление творческих способностей;

- обобщение;

- синтез и анализ;

- обучение на основании опыта, полученного ранее (Н.Ю. Блохина, Т.О. Гордеева, Н.В. Седых) [1, С. 98].

Сегодня вышеперечисленные функции интеллектуальных систем широко используются для автоматизации производственных и иных процессов. На территории Российской Федерации их применяют, главным образом, для решения задач контроля [8, С. 59]. При этом в рамках Московского Международного Салона Образования (ММСО), прошедшего в 2018 г., весьма популярным и обсуждаемым направлением было их применение в досуговой деятельности школьников и в качестве виртуальных компаньонов при обучении дома [10, С. 101].

Таким образом, на настоящей стадии развития системы общего образования в РФ можно с уверенностью говорить о необходимости внедрения основ искусственного интеллекта в качестве обязательного компонента её содержательной стороны (И.В. Арендачук, О.В. Белявский, И.И. Илюхин, Г.А. Кобелева, Н.В. Седых, А.Ю. Хачай, Г. Цебриан) [7, С. 127].

Из вышеизложенного следует необходимость интеграции курсов, направленных на освоение основ искусственного интеллекта, в учебный процесс общеобразовательной школы [3, С. 7]. Их реализация с первого по одиннадцатый класс с большой вероятностью позволит обеспечить интенсификацию процесса формирования компетенций в области искусственного интеллекта [11, С. 18].

В 2021 г. в рамках реализации Федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5] было проведено комплексное исследование, направленное на разработку структуры УМК, направленной на формирование у школьников основных представлений о рациональном применении искусственного интеллекта в будущей профессиональной и иных видах деятельности.

В рамках такого курса, учебная нагрузка планируется на каждом уровне образования в зависимости от количества часов, отведённых на освоение дисциплин, относящихся к части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Далее, в целях непрерывного формирования компетенций учащихся Учебно-методический комплекс включает пять модулей (Табл. 1).

Таблица 1

Модули УМК, ориентированного на развитие компетенций учащихся, связанных с рациональным использованием искусственного интеллекта

№ п/п Модули

1 Начальное общее образование.

2 Основное общее образование (базовый уровень).

3 Основное общее образование (углубленный уровень).

4 Среднее общее образование (базовый уровень) [1, С. 99].

5 Среднее общее образование (углубленный уровень). [9, С. 17-18].

В целом предлагаемый учебно-методический комплекс охватывает нормативные и дидактические аспекты обучения. Так же был выделен перечень результатов её освоения школьниками на каждом из упоминавшихся выше уровней (Табл. 2).

Таблица 2

Результаты освоения школьниками предлагаемого УМК

Этап Результаты

Начальное общее образование Учащиеся характеризуются наличием способности к выделению ключевых составляющих машинного обучения, таких, как алгоритмы, данные или признаки.

Младшие школьники демонстрируют комплекс умений и навыков, связанных с проектировкой и описанием продуктовых решений на основе искусственного интеллекта [10, С. 102].

Ученики могут называть основные задачи, которые могут быть решены путём рационального использования современных интеллектуальных систем.

Правильно определяют роль систем искусственного интеллекта в жизни члена общества, характеризующегося переходом на постиндустриальную ступень развития [4, С. 7-8].

Способны к дифференциации различных технологий искусственного интеллекта, применяемых в тех или иных сферах человеческой деятельности.

Основное общее образование (базовый уровень) Выпускники основной школы способны к определению роли систем искусственного интеллекта в различных аспектах жизни члена современного общества.

Обладают системой знаний, умений и навыков, позволяющих программировать с использованием алгоритмических конструкций, условий и циклов на языке Python [6, С. 490].

Демонстрируют знание основных видов машинного обучения, применяющихся в интеллектуальных системах.

Обладают знаниями, умениями и навыками, необходимыми для визуализации результатов анализа данных.

Могут проводить анализ имеющихся данных с широким использованием средств электронных таблиц [3, С. 11-12].

Умеют выявлять и анализировать основные составляющие машинного обучения.

Основное общее образование (углубленный уровень) Учащиеся могут эффективно анализировать предоставленные данные с использованием библиотек Python [3, С. 13].

Демонстрируют уровень развития системы знаний, умений и навыков, достаточных для осуществления полного цикла проекта по исследованию данных, начиная с формирования гипотез и заканчивая интерпретацией результатов.

Способны осуществлять разработку моделей машинного обучения в целях эффективного решения задач регрессии, классификации.

Среднее общее образование (базовый уровень) Обладают системой компетенций, достаточной для осуществления эффективного анализа и последующей визуализации данных на языке Python [6, С. 496].

Могут назвать основные понятия и виды машинного обучения, применяемые в интеллектуальных информационных системах.

Владеют навыками разработки моделей машинного обучения для решения задач регрессии, классификации, кластеризации [9, С. 69-70].

Выпускники демонстрируют умения и навыки, позволяющие выполнять полный цикл проекта по исследованию данных от формирования гипотез до интерпретации полученных результатов.

Среднее общее образование (углубленный уровень Учащиеся умеют выявлять основные составляющие разработки и обучения нейросетей.

Как уже отмечалось выше, в настоящий момент, в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5]. УМК для общеобразовательных школ по искусственному интеллекту уже разработаны, на данном этапе идёт их активная апробация в общеобразовательных учреждениях России.

Однако, перед образовательной общественностью встанет вопрос относительно сформированных профессиональных компетенций у работников образования. Проведённые ранее опросы учителей подтверждают высказанные опасения.

В 2021 году, в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5] был проведён опрос учителей образовательных учреждений России. В опросе приняли участие (N=1750 ) При обработке данных были получены следующие результаты ( Табл. 3).

Таблица 3

Кадровое обеспечение образовательной организации, которое позволило успешно реализовать образовательный процесс по изучению дисциплин/курсов, связанных с вопросами искусственного интеллекта

Количество учителей, имеющих компетенции в области изучения искусственного интеллекта (%) (N=1750) Количество учителей, имеющих опыт преподавания курсов по вопросам ИИ (%) (N=1750) Количество учителей, прошедших в течение последних 3 лет обучение по программам повышения квалификации в области изучения ИИ (%) (N=1750)

61,6 79,3 89,7

34,2 7,4 1,6

1,7 1,9 0,2

1,0 0,1 0,1

0,4 0,3 0,1

В таблице 3 и на рис. 1 представлены варианты ответов участников исследования, касающихся вопросов кадрового обеспечения образовательных организаций педагогами.

Из 1750 ответов респондентов на вопрос о наличии у педагогов компетенций в области изучения искусственного интеллекта 61,6% ответили «нет». Еще больший процент участников отрицательно ответили на вопрос об опыте преподавания дисциплин, в которых рассматриваются вопросы искусственного интеллекта (79,3%).

Около двух процентов учителей прошли курсы повышение квалификации по программе изучения вопросов искусственного интеллекта. На вопрос, сколько учителей прошли повышение квалификации, касающихся программ по изучению искусственного интеллекта за последние три года, отрицательно ответили 89,7% респондентов. Данные были получены на 29 мая 12:05 по московскому времени.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10

89,7

79,3

61,6

Л -1

7,4

3,1 2,3 1,6 о,4

Процент учителей, имеющих Процент у ч ит елей, им ею щ их опыт, Процент учителей, прошедших в компетенции, позволяющие позволяющий применять в своей течение последних^ лет обучение по применять в своей профессиональной деятельности программам повышения

профессиональной деятельности системы искусственного интеллекта квалификации, связанных с системы искусственного интеллекта преподаванием и использованием

иску сст в ен н о го ин т еллект а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Нет -;ацэов

Не более 1С человек

От 11 и более человек

Рисунок 1. Распределение ответов респондентов образовательных организаций ОО, касающихся кадровой подготовки педагогических работников по теории и методике обучения искусственному интеллекту (% от общего

количества анкет N=1750)

Тем самым становится очевидным, что для практической реализации масштабного государственного проекта по реализации программы по формированию основ искусственного интеллекта у обучаемых в условиях общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования школьников, необходимо создать условия для подготовки будущих педагогов и повышения квалификации уже осуществляющих профессиональную деятельность учителей в заданном направлении.

Следующим этапом считаем необходимым создание комплексной углубленной программы по формированию основ искусственного интеллекта в условиях высшего образования и повышения квалификации работников образования.

Выводы. Подводя итоги исследования мы с определённой долей уверенности можем утверждать: сегодня представляется очевидным как проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни человеческого общества, так и неуклонный рост их значения.

В таких условиях взгляды на содержание компетенций выпускника учреждения системы общего образования также должны претерпеть определённые трансформации. Важное место среди них займут знания, умения и навыки, имеющие отношение к эффективному применению ИКТ в профессиональной и иных видах деятельности.

Перспективным направлением развития таких технологий является совершенствование искусственного интеллекта. Соответственно, необходимым представляется формирование у учащихся системы компетенций, необходимых в данной области.

Вышеописанная тенденция обуславливает необходимость интеграции курсов, направленных на освоение основ искусственного интеллекта, в учебный процесс общеобразовательной школы. Их реализация с первого по одиннадцатый класс с большой вероятностью позволит обеспечить интенсификацию процесса формирования компетенций в области искусственного интеллекта.

Дальнейший этап этого масштабного проекта нами видится в следующем направлении, направленном на создание комплексной углубленной программы по формированию основ искусственного интеллекта в условиях высшего образования и повышения квалификации работников образования.

Литература:

1. Авуза, А.А. Формирование практико-ориентированной среды средствами информационно-коммуникационных технологий в военных вузах ВС РФ / А.А. Авуза, О.В. Блохина, Е.И. Федак // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 2(93). - С. 98-100

2. Адаменко, А.А. Потребность в формировании эффективной инновационной системы в форме кластеров в развитии регионов России / А.А. Адаменко, Т.А. Литвинюк // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50(3). - С. 10-12

3. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 3-13

4. Ичэн, В. Исследование «информационного кокона» интеллектуальной платформы распространения контента с точки зрения сетевой информационной экологической цепочки / В. Ичэн, П. Пин, Ч. Лу // Журнал библиотечных научных исследований. - 2018. - №9. - С. 7-13

5. Искусственный интеллект - национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». -[Электронный ресурс]: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/tsifrovaya-ekonomika/p-iskusstvennyy-intellekt

6. Костоусов, С.А. Инструменты визуального моделирования для реализации проблемно-ориентированного подхода для обучения программированию старших школьников / С.А. Костоусов, И.В. Симонова // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2020. - Т. 16, № 2. - С. 490-499

7. Ляшевская, Н.В. Актуальность информального образования в контексте непрерывного образования / Н.В. Ляшевская // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - № 4. - 2018. - С. 124-129

8. Молчанова, И.И. Проектно-цифровая деятельность как средство формирования цифровой компетентности студентов гуманитарных специальностей / И.И. Молчанова, С.А. Макушкин, Н.А. Серикова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 59-60

9. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - М.: РосНОУ, 2022. - 177 с.

10. Роберт, И.В. Стратегические направления развития информатизации отечественного образования в условиях цифровой трансформации / И.В. Роберт // Человеческий капитал. - 2021. - № 5-3(149). - С. 16-40

11. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

12. Рябикина, В.М. Педагогические условия использования цифровых технологий как средства формирования мотивации у младших школьников к учебной деятельности / В.М. Рябикина // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 1(98). - С. 34-36

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (г. Москва);

исполняющий обязанности заведующего кафедрой

«Физическое воспитание» Башхаджиев Тамерлан Данельбекович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный);

старший преподаватель кафедры физического воспитания Ефремова Надежда Георгиевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

РАБОТА В ВОЛОНТЁРСКОМ ЦЕНТРЕ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация. На страницах настоящей статьи деятельность студентов в волонтёрских центрах рассматривается в качестве действенного средства повышения конкурентноспособности студенческой молодёжи в будущей профессиональной и иных видах деятельности. Перед этим говорится об особенностях текущей социально-политической, экономической и культурной ситуации. На основании их изучения доказывается необходимость формирования у будущих профессионалов системы надпредметных компетенций. Далее говорится о развитии спорта и спортивного волонтёрства в нашей стране. Демонстрируется важность деятельности волонтёрских центров, функционирующих при отечественных вузах, для формирования такого рода черт профессионального портрета их будущих выпускников. Приводятся результаты исследования, доказывающие вышеприведённое высказывание.

Ключевые слова: высшее образование, развитие надпредметных навыков, конкурентноспособность выпускника вуза, спортивное волонтёрство, волонтёрский центр.

Annotation. On the given article's pages, the activity of students in volunteer centers is considered as an effective means of increasing the students' competitiveness in future professional and other activities. Before that, it is said about the current sociopolitical, economic and cultural situation peculiarities. Based on their study, the necessity of forming a supra-subject competencies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.