мелкими фирмами. Например, 96% фирм Великобритании являются мелкими. Очевидно, что с мелкого предпринимательства начинается всякое производство, всякий бизнес, основанный на применении возможностей свободного человека. При этом производство можно наращивать за счет внедрения техники, передовой технологии, одним из основных направлений которой в настоящее время считается внедрение информационных технологий на базе интегрированной информационной системы управления бизнесом.
Трудности и сложности применения информационной системы для малого бизнеса заключаются в большом многообразии предприятий, в разных формах организации производства, в широком ассортименте выпускаемой продукции. Хотя для отдельного предприятия число видов изделий и услуг весьма ограничено. Все это обуславливает создание информационной системы для малого бизнеса, по объему и функциональным возможностям соизмеримых с информационной системой крупных корпораций, поэтому, с одной стороны, можно проектировать информационную систему для отдельных компаний, учитывая их специфику. Но разработка индивидуальной информационной системы для каждого предприятия экономически невыгодна. Особенно это касается малых предприятий, когда практически каждое из них несет особенность организации процессов, позволяющих ему быть конкурентоспособным. С другой стороны, более радикальным можно считать построение
универсальной интегрированной системы, позволяющей уменьшить масштаб данной системы для конкретного заказчика путем исключения и перевода в пассивное состояние не задействованных модулей. При этом панели управления этими модулями также переводятся в «скрытое» состояние.
Опросы показывают, что к решению о необходимости внедрения информационных технологий приходит все большее число руководителей предприятий самых разных сфер бизнеса. Хотя внедрение системы обходится весьма дорого, сохранение существующего порядка, (а, как правило, беспорядка) может обойтись еще дороже. Конкуренция не дает возможности остановиться и расслабиться. В то же время, только информационные системы как таковые и технические средства, применяемые для их внедрения, не являются достаточными для достижения конкурентного преимущества. Эффективность от их внедрения проявляется лишь при должном внимании к вопросам менеджмента и организационным аспектам бизнеса.
Литература:
1. Васильев В.М. Управление строительным производством. - Л.: Стройиздат, 1990.
2. Информационные системы в управлении производством/ Под ред. Васильева Ю.П. -М.: Прогресс, 1973.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТНИКОВ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Кадыров Р.А., к.э.н., соискатель Дагестанского государственного технического университета
Проводится анализ основных проблем организации эффективного взаимодействия основных участников строительного производства. Предлагается оригинальная методика оценки возможностей строительных предприятий, претендующих на подряд с точки зрения эффективности реализации ими конкретного строительного проекта.
Ключевые слова: участники строительного производства, подрядные торги, качественная оценка показателей.
ANALYSIS OF THE PARTICULARITIES OF THE INTERACTION DIFFERENT PARTICIPANT BUILDING PRODUCTION
Kadyrov R., k.e.n., competitor Dagestanskogo state technical university
It Is Conducted analysis of the main problems to organizations of the efficient interaction of the key contributorses building production. It Is Offered original methods of the estimation of the possibilities building enterprise, pretending on contract with standpoint of efficiency to realization them concrete building project.
Keywords: participants building production, subcontract tenders, qualitative estimation of the factors.
Строительство представляет собой сложный производственный процесс, в котором помимо строительного предприятия участвует большое количество различных партнеров. В строительстве любого объекта принимают участие десятки, а при строительстве крупных сооружений - и сотни проектно-изыскательских, научно-исследовательских, строительных и монтажных организаций, заводы-изготовители основного технологического оборудования, поставщики строительно-монтажного оборудования и строительных материалов, банки и другие субъекты экономики, чей капитал, тем или иным образом участвует в строительстве. Несмотря на то, что конечная цель у всех участников инвестиционного процесса одна и заключается в получении максимально возможной прибыли, в процессе строительства каждый из участников имеет свои частные интересы и вытекающие из них цели и задачи. Однако опыт показывает, если частные интересы начинают доминировать над общими интересами, то такая ситуация приводит к потере прибыли для всех участников строительства. В связи с этим возникает объективная необходимость создания таких оптимальных экономических критериев, которые бы объединяли всех участников инвестиционного процесса в деле достижения общей цели - завершении строительства в заданные сроки с минимальными затратами, а не соблюдение только собственных интересов.
Кооперирование связей в процессе строительства осуществляется, как в сфере поставок и услуг (предусматривает обязательные поставки определенного количества, комплектность и сроки поставки изделий и материалов), так и в сфере производства, т. е. непос-
редственно на объекте строительства путем разделения единого технологического процесса на составные взаимосвязанные элементы, выполнение которых производится различными исполнителями - субподрядчиками. Это требует согласования во времени, пространстве, по видам применяемых средств механизации, степени готовности отдельных элементов зданий и сооружений для продолжения работ другими исполнителями. Большое число организаций, сложность взаимных связей требуют четкой организации и координации работы всей участников строительного процесса с целью получения максимальной прибыли.
Учитывая, что связи взаимодействия в строительстве реализуются в условиях динамично развивающихся производственных процессов, воздействия на которые носят случайный характер (погодные условия, сбои поставок и др.), система организации и управления строительством должна предусматривать эффективную систему регуляторов, которая призвана обеспечивать надежность связей взаимодействия и придание им максимально возможной степени гибкости и устойчивости. Это может быть достигнуто путем создания оптимальных резервных мощностей, производственных запасов, резервных фондов, а также эффективных договорных отношений между всеми участниками инвестиционного процесса. Основными участниками строительства являются[1]:
1. Застройщики - предприятия и специализированные организации, осуществляющие строительство. В их функции входят:
- организация строительства;
- заключение договоров с поставщиками основных средств и материалов, с финансирующими организациями (инвесторами), подрядчиками, проектными и другими организациями, непосредственно занятыми в строительстве;
- контроль над ходом строительства и вводом в действие объектов, наличием и использованием источников финансирования;
- ведение бухгалтерского учета затрат, связанных со строительством;
2. Заказчики (инвесторы) - потребители продукта строительства. Ими могут выступать физические и юридические лица, использующие для финансирования собственные или заемные (привлеченные) средства. Заказчик и застройщик могут представлять одно юридическое лицо, например, когда предприятие имеет собственный отдел капитального строительства (ОКС), который ведет капитальные строительные работы. Застройщики могут выполнять строительно-монтажные работы собственными силами, а также с привлечением сторонних подрядных организаций;
3. Подрядные организации (подрядчики) - специализированные организации, выполняющие строительные, монтажные и другие виды работ для застройщика по договору на строительство. Общестроительные работы выполняет, как правило, генподрядная организация, ответственная за весь ход строительства и ввод объекта в эксплуатацию. Отдельные (специализированные) виды строительно-монтажных работ по заказам генерального подрядчика, а также заказчика с согласия генподрядчика выполняют субподрядные организации;
4. Проектные организации, специализирующиеся на разработке проектов для объектов строительства. Выполнение проектноизыскательных работ по сложным комплексам разбивается на ряд этапов: проектные изыскания; разработка технико-экономического обоснования (ТЭО); выбор и утверждение площадки для строительства; выдача задания на проектирование; инженерные изыскания; проектирование;
5. Поставщики, в том числе иностранные фирмы, осуществляющие поставку оборудования (как требующего, так и не требующего монтажа), включенного в сметы на строительство, а также поставку материалов.
6. Финансовые структуры, кредитующие при необходимости участников строительного производства. В частности выдающие кредиты строительному предприятию при отсутствии у него средств для скорейшего завершения строительства.
Таким образом, ядром взаимоотношений между всеми участниками строительства является застройщик, организующий строительство, например, администрация города. В самом общем случае основные производственно-экономические связи застройщика с партнерами можно определить с помощью следующего пятиугольника (см. рис. 1).
Углубление рыночных отношений между заказчиками и подрядчиками в строительстве в рыночных условиях связано, прежде всего, с внедрением практики подрядных торгов (тендеров). Основная цель таких торгов сводится к заключению контракта на строительство с партнером, который, по мнению заказчика, являет-
Заказчики
ся самым надежным и способным наиболее эффективным образом реализовать подрядный проект.
В настоящее время в отечественной практике имеются серьезные недостатки при заключении договоров. Прежде всего, заказчиками допускается упрощенный подход к подготовке и проведению торгов, не проводится предварительная квалификация претендентов, что приводит к ошибкам в выборе подрядчика и как следствие к срыву договорных обязательств. С другой стороны в ряде регионов крупные подрядные организации проявляют монополизм, все чаще сохраняют стремление диктовать заказчику свои условия и предпочитают получение подряда на правах приоритета местной строительной организации[2].
Углубление рыночных отношений между заказчиками и подрядчиками в строительстве в рыночных условиях связано, прежде всего, с внедрением практики подрядных торгов (тендеров). Основная цель таких торгов сводится к заключению контракта на строительство с партнером, который, по мнению заказчика, является самым надежным.
Очень часто договора составляются по упрощенной схеме, на принципах взаимного амнистирования, без использования мер имущественной ответственности. Существенным недостатком в договорных отношениях является и отсутствие практики банковских гарантий, финансового обеспечения строек и страхования рисков.
Отмеченные выше обстоятельства показывают необходимость разработки эффективных механизмов проведения торгов, позволяющих исключить субъективизм из процесса выбора подрядной строительной организации. Для этого требуется разработка методики оценки возможностей строительных предприятий, претендующих на подряд с точки зрения эффективности реализации ими конкретного строительного проекта. На наш взгляд, для решения данной задачи необходимо создание на временной основе дирекции торгов, куда входили бы представители заинтересованных сторон (заказчика и инвестора), представители контролирующих организаций и группа независимых экспертов. При этом выбор претендентов может выполняться по следующей схеме.
1. На первом этапе проводится выбор системы показателей, позволяющей оценить потенциальные возможности строительных предприятий, претендующих на заключение подрядного договора на строительство. Причем в эту систему должны входить не только показатели, раскрывающие потенциальные возможности предприятия, но и показатели, подтверждающие наличие таких возможностей, например, результаты периодической аудиторской проверки, перечень проектов, в реализации которых участвовало данное предприятие, а также показатели, определяющие состояние потенциала строительного предприятия в будущем, т.е. перспективы его развития и т.п.
2. На следующем этапе, используя принятую систему показателей оценки состояния потенциальных возможностей строительных предприятий, формируется модель гипотетического подрядного строительного предприятия наиболее полно удовлетворяющего требованиям подрядного проекта.
3. Далее разрабатывается специальная анкета-модель, которую
I______________
______________^ Подрядчики
Застройщик
Рис.1. Основные партнеры строительного производства.
заполняет претендент и предоставляет в дирекцию торгов.
4. После этого модель гипотетического предприятия сравнивается с моделями претендентов, причем такое сравнение должно заканчиваться оценкой, определяющей степень удовлетворения претендентов заданным требованиям. По результатам сравнения выбирается претендент, наиболее полно удовлетворяющий заданным требованиям, т.е. предприятие, модель которого наиболее близка модели гипотетического строительного предприятия. Причем задается пороговое значения данной оценки и, если не один из претендентов не превосходит этого порогового значения, то они все получают отказ и поиск наиболее подходящего претендента продолжается.
5. После отбора с выбранным претендентом заключается контракт на выполнение подрядных работ.
При этом все участники дирекции проведения торгов должны нести установленную в законодательном порядке ответственность за разглашение данных об экономическом состоянии претендентов любым заинтересованным в получении этой информации физическим и юридическим лицам.
Для реализации предложенной методики оценки и выбора наиболее подходящего подрядчика все показатели гипотетической и фактической модели строительного предприятия определяются в виде следующих троек «x, c(x), T» , где
х - количественное значение показателя;
с(х) - степень принадлежности количественного значения показателя х к интервалу численных значений терма Т (нечеткого значения) лингвистической переменной, определяющей различные качественные его значения[9]. Данная степень принадлежности определяется как отношение значения показателя к максимальному значению интервала численных значений соответствующего терма.
При этом значения одноименного показателя гипотетической и фактической моделей равны, если выполняется следующее условие:
X - X < &
где - £ допустимое отклонение фактического значения оттре-
буемого значения сравниваемого параметра.
Сравниваемые значения нечетко равны, если между ними выполняется соотношение:
и оба значения показателя попадают в интервал численных значений одного и того же терма Т.
В этом случае равенство показателей определяется через степень нечеткого равенства:
р(с(х),с(х/))= c(x)^c(x;) = min( max(c(x), 1- с(х7)), max (с(х7), 1- с(х)))
Пример. Пусть терм T, определяющий нечеткие значения фактического и гипотетического показателей определяется значением «большое значение параметра» с интервалом численных значений [70,100]. Значения параметра в фактической и гипотетической моделях соответственно равны 75 и 90. Отсюда степени принадлежности значений показателя к численным значениям терма Т соответственно равны 0,75 и 0,9. Следовательно, степень равенства сравниваемых значений показателя равна:
Тогда, если сравнивается в общем случае n параметров, то интегральная оценка степени равенства фактической и гипотетической моделей предприятий будет определяться согласно следующему выражению:
min(pi (Ci(x),Ci(x/))), i=l,n.
В случае же когда значения сравниваемого параметра попадают в интервалы различных термов, то принимается решение, что они не равны и степень различия в этом случае сравниваемых значений параметра определяется, как разность между номерами интервалов численных значений, куда они попадают. Например, если одно значение сравниваемого параметра попадает в первый интервал, а второе - в пятый интервал, то степень их различия равна четырем. В этом случае значения параметров ранжируются по значи-
мости, и выбирается подрядчик, имеющий наименьшую оценку степени различия для наиболее значимого параметра.
Что же касается внутрипроизводственных отношений, например, между различными производственными подразделениями строительного предприятия, то здесь особую роль играют арендный и коллективный подряд, позволяющие получить экономическую независимость его производственных подразделений.
Взаимодействие же строительного предприятия с финансовыми структурами определяется кредитными и договорными отношениями о финансовой аренде или лизинге. В частности после определения потенциальных возможностей строительного предприятия и ликвидности строительной продукции по завершению строительства, финансовые структуры могут финансировать строительное предприятие для завершения строительства. В свою очередь, строительное предприятие обязуется вернуть средства финансовой структуре с определенными процентами прибыли. При этом между ними заключается специальный договор, согласно которому финансовая структура финансирует строительство конкретного строительного объекта под определенные проценты и контролирует целевое использование строительным предприятием вкладываемых им средств. Для этого на строительном предприятии образуется проблемно-целевая группа, в состав которой входят представители финансовой структуры.
Учитывая, что в последнее время наметились устойчивые тенденции развития жилищного строительства, то определенный интерес представляет взаимодействие строительного предприятия жилищного профиля напрямую с заказчиками и с покупателями квартир. В самом общем случае для предприятий жилищно-строительного комплекса в основу деятельности в условиях рынка могут быть положены следующие формы взаимодействия с заказчиками, которые могут быть усовершенствованы следующим образом.
Заказчик, он же инвестор, для удовлетворения потребностей в заданном типе зданий и сооружений, на конкурсной основе выбирает подрядчиков, т.е. строительство осуществляется предприятием после выигрыша им торгов на выполнение проекта за счёт финансовых средств заказчика.
Строительное предприятие рекламирует и предлагает строительные проекты, пользующиеся спросом и услуги по их реализации с учётом его собственных потенциальных возможностей, выявляя заинтересованных потребителей (инвесторов), т.е. предприятием на рынке предлагается реализация под «ключ» различных оригинальных проектов жилых домов, офисов, магазинов, которые затем строятся за счёт финансовых средств найденных заказчиков.
Строительство жилых домов осуществляется строительным предприятием на основе собственных средств (например, взятых кредитов) и средств сторонних инвесторов, заинтересованных в получении прибыли. Затем построенное жильё реализуется на рынке, а полученная при этом прибыль перераспределяется между инвесторами и строительным предприятием в соответствии с объемами вложенных финансовых средств и стоимостью выполненных строительным предприятием работ.
В первом случае торги могут проводиться по выше описанному принципу, а заканчиваться заключением контракта на выполнение подряда. Важным достоинством такого подхода является участие заказчика на всех стадиях реализации подрядного проекта. При этом заказчик может наилучшим образом удовлетворить все имеющиеся у него требования к строящемуся объекту.
Во втором случае строительное предприятие планирует и непосредственно реализует все стадии строительства объекта. Важным при этом, как и в первом случае, является возможность активного участия заказчика на стадии реализации проекта, позволяющего обеспечить наиболее полное удовлетворение его потребностей.
В третьем случае все стадии реализации проектов выполняются самостоятельно строительным предприятием, а по их окончанию с вводом в действие объектов, предприятие реализует результаты своего труда в виде товарной строительной продукции покупателю. Такой принцип взаимодействия с потребителем строительной продукции требует от предприятия наличия мощной маркетинговой системы и устойчивых конкурентных преимуществ на рынке.
Каждый из рассмотренных принципов организации взаимодействия с потребителем товарной строительной продукции имеет свои недостатки и преимущества в сравнении друг с другом.
Основным достоинством первого способа организации хозяй-
ствования строительного предприятия является отсутствие необходимости вложения собственных денежных ресурсов (реально на практике в условиях рынка такие вложения обычно сопровождаются рядом факторов риска) в оборотные средства, требуемые для реализации принятых к исполнению подрядных проектов. Имеющиеся при этом у предприятия финансовые ресурсы могут быть использованы для простого воспроизводства и развития основных производственных фондов.
Наиболее существенным фактором риска рассмотренного способа хозяйствования, который необходимо постоянно учитывать при участии в торгах, является возможность возникновения ситуации, когда на рынке отсутствуют подряды на строительство жилых домов, которые могут быть выполнены согласно имеющегося у предприятия потенциала. Данное обстоятельство может привести к тому, что предприятие будет вынуждено брать подряды, которые не сможет выполнить в сроки, определяемые заказчиками проектов, что, в свою очередь, приводит к снижению его имиджа и конкурентоспособности.
Важным достоинством второго способа хозяйствования является возможность предварительного сбалансирования имеющихся у предприятия ресурсов и выполняемых им видов и объёмов строительных работ. К недостатку можно отнести наличие риска, связанного с возможным снижением на рынке спроса на реализуемую предприятием товарную строительную продукцию. Данное обстоятельство уже сегодня наблюдается, например, на строительном рынке г. Махачкала - столицы Республики Дагестан. Заметим, что возникающие при этом потери, вызванные непосредственными затратами на подготовку производства предлагаемых проектов, в принципе, можно считать относительно минимальными.
Третий способ хозяйствования, в зависимости от географического положения строительного предприятия (например, в Москве стоимость одного метра жилья составляет 750-2000 долл., а в Махачкале, столице Республики Дагестан она колеблется от 200 до 350 долл.) может оказаться высоко прибыльным в сравнении с первыми двумя видами деятельности. Это объясняется тем, что в третьем случае строительное предприятие получает прибыль не только за счёт объёмов выполненных строительных работ, но и за счёт реализации построенного жилья по рыночной стоимости.
Однако при этом имеет место высокая степень риска, связанная с неправильным определением объёмов спроса на различные типы построенного жилья и реализуемого строительным предприятием в виде товарной продукции. Данное обстоятельство может привести к большим финансовым потерям, связанным с возникновением условий, приводящих к вынужденной распродаже построенных домов по заниженным ценам.
Таким образом, для эффективной организации третьей формы хозяйствования строительного предприятия с потребителями товарной строительной продукции, планирование его финансовой деятельности должно сопровождаться выполнением высококачественного прогнозирования потребительского спроса на все виды строящегося им жилья. По крайней мере, такой прогноз должен строиться на период выполнения строительных работ и продажи построенных квартир, домов, коттеджей и другого вида зданий бытового и общественного типа. Следовательно, в этом случае оптимальное управление распределением финансовых средств между проектами должно выполняться не только с учётом ограниче-
ний на объёмы используемых предприятием ресурсов, но и с учётом ограничений на объёмы выпускаемой продукции, определяемые на основе прогнозирования рыночного спроса на различные виды строительной продукции.
Учитывая, что при строительстве объектов применяется большое количество разнообразных стройматериалов и конструкций особое место в эффективности строительного предприятия занимает его взаимодействие с поставщиками. Это связано, прежде всего, с сокращением простоев строительного предприятия из-за отсутствия необходимых стройматериалов и срывом на этой основе обязательств перед заказчиком. Поэтому для строительного предприятия жизненно важно сформулировать эффективную систему выбора и взаимодействия с поставщиками. Для оценки приоритетов в выборе строительными фирмами поставщиков материальнотехнических ресурсов обычно проводятся социологические исследования среди руководителей строительных организаций региона. Например, в работе [3] им было предложно оценить своих поставщиков по десятибалльной системе по таким критериям, как надежность, технологическая сопряженность, сервис, продажная цена, форма материалодвижения, имидж поставщика, закупочные издержки и кредитоспособность. Распределение ответов респондентов приведено в табл. 1.
Как и предполагалось, большинство респондентов абсолютный приоритет отдает надежности поставщика (каждый восьмой из проинтервьюированных руководителей строительных организаций на первое место при оценке поставщиков поставили критерий надежности). Правда, более детальная расшифровка критерия «надежность» поставщика показала неоднозначную трактовку его респондентами. Многие под надежностью поставщика понимают устойчивость хозяйственных связей, своевременное выполнение в полном объеме договорных обязательств по поставкам продукции производственно-технического назначения. Иные к этому добавляют способность удовлетворить непредвиденные нужды строительной фирмы. Но все, безусловно, сходятся во мнении, что надежным является поставщик, полностью выполняющий свои договорные обязательства.
Очевидно в силу кризиса платежей, среди критериев оценки поставщиков большинство респондентов на второе место ставят их кредитоспособность. Как правило, под кредитоспособностью поставщика понимается возможность закупки у него материальнотехнических ресурсов без предоплаты или иных гарантий платежеспособности строительной фирмы.
Предпочтение все без исключения руководители строительных фирм отдают системе расчетов с поставщиками в форме последующей оплаты счетов после поступления закупленных материально-технических ресурсов.
На третье место при оценке поставщиков респонденты поставили такой критерий, как «продажная цена».
Четвертое место занял критерий «сервис». Большинство из респондентов под сервисом понимают способность поставщика не только поставить необходимые материально-технические ресурсы, но и обеспечить комплекс услуг, сопровождающих эти поставки. Сервисный набор услуг, ожидаемых строительными фирмами от поставщиков, достаточно широк и включает доставку материально-технических ресурсов к месту потребления силами поставщика, подготовку закупаемых материалов к производственному по-
Табл. 1. Приоритеты критериев оценки строительными фирмами региона поставщиков
материально-технических ресурсов.
Критерии Средний бал
Надежность 7,9
Кредитоспособность 7,6
Продажная цена 6,6
Сервис 5,9
Технологическая сопряженность 5,8
Имидж поставщика 5,5
Закупочные издержки 4,4
Форма материалодвижения 3,3
треблению и т.д., вплоть до выполнения шеф-монтажных работ по поставляемому оборудованию и послепродажному техническому обслуживанию. Очень близким по смыслу с сервисом для многих респондентов является критерий оценки поставщика по технологической сопряженности. Технологическая сопряженность поставщика и строительной фирмы выражается в возможности организации материально-технического обеспечения строек материалами и оборудованием высокой степени готовности к производственному потреблению. Если поставщиком выступает коммерческий посредник, то под технологической сопряженностью понимают уже его способность организовать производственно-технологическую комплектацию строек.
Далее по мере снижения приоритетности респонденты разместили критерии оценки поставщиков в такой последовательности:
- технологическая сопряженность;
- имидж поставщика (обычно он имеет значение при первичном отборе поставщиков, при выборе новых каналов закупок и.т.п.);
- закупочные издержки (под закупочными издержками понимается совокупность затрат строительной фирмы на организацию материально-технического обеспечения);
- форма материалодвижения (как правило, существует альтернатива выбора между транзитной и складской формами материа-лодвижения).
Таким образом, методика выбора поставщиков может быть построена с высокой степенью достоверности при использовании
первых шести критериев выбора, и строится аналогично методике выбора подрядного строительного предприятия для реализации строительных проектов.
Вместе с тем основной задачей системы материально-технического обеспечения строительного предприятия в современных условиях хозяйствования является организация своевременного обеспечения строительства всей требуемой номенклатурой материальных ресурсов при минимальных затратах (издержках обращения). Следует отметить, что затраты МТО строительной фирмы составляют 55-60 % в общем объеме совокупных затрат на производство строительной продукции. Решение задачи по минимизации этих затрат является одним из основных резервов снижения себестоимости строительно-монтажных работ, а следовательно, одной из основных проблем оптимального управления строительным производством.
Литература:
1. Черняк В.З. Экономика строительства и коммунального хозяйства . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами: Справочник для профессионалов / Под ред. Мазура Н.И., Шапиро В.Д. -М.: Высшая школа, 2001.
3. Дронь А.В. Формы организации материально-технического
обеспечения строительства в современных условиях//Экономика строительства, 1999, № 4.
АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Кадыров Р.А., к.э.н., соискатель Дагестанского государственного технического института
Предлагается методика организации арендного подряда производственных подразделений строительного предприятия с управлением их взаимодействия на основе информационной системы. Приводится оригинальная методика оценки эффективности информационной системы управления в условиях арендного подряда.
Ключевые слова: крупное строительное предприятие, арендный подряд, эффективность управления.
LEASE RELATIONS IN CONSTRUCTION AND THEIR INFLUENCE UPON INCREASING OF EFFICIENCY BUILDING PRODUCTION
Kadyrov R., k.e.n., competitor Dagestanskogo state technical institute
It Is Offered methods to organizations of the lease contract of the production subdivisions of the building enterprise with management of their interaction on base of the information system. Happens to the original methods of the estimation to efficiency information managerial system in condition of the lease contract.
Keywords: large building enterprise, lease contract, efficiency of management.
Для эффективного функционирования крупного строительного предприятия в современных условиях хозяйствования и сохранения имеющегося у него производственного потенциала при отсутствии крупных подрядных проектов, целесообразно создание на нем арендных производственных подразделений в виде малых предприятий на условиях внутрифирменного предпринимательства. Для этого, прежде всего, требуется четкое определение задач и функций, реализуемых его высшим руководством, а также выработка правил, определяющих его взаимодействие с самостоятельно действующими производственными подразделениями на договорной основе.
Согласно заключенному договору об аренде, каждое отдельное малое предприятие должно обладать определенным уровнем автономии, которая может обеспечиваться правилами взаимодействия арендатора и арендодателя. Учитывая, что основной целью создания на строительном предприятии экономически самостоятельных производственных подразделений является развитие инициативы и предприимчивости, а также выполнение на этой основе эффективного строительства объектов, то при этом арендодатель ни под каким предлогом не должен вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность арендатора - малого предприятия, созданного на основе производственных подразделений. Поэтому только руководство малого предприятия должно принимать окончательное решение по направлению его деятельности, которая может привести либо к увеличению прибыли, либо к ее сокращению.
Любое вмешательство высшего руководства строительного предприятия, которое приводит к негативным последствиям, должно сопровождаться возмещением издержек, которые понесло малое предприятие в сочетании со значительным штрафом в его пользу. Ни одно из малых предприятий не должно решать проблемы, возникающие в результате плохой хозяйственной деятельности за счет других арендаторов. Для этого все имущество арендатора, взятое в аренду, должно быть защищено от всех посягательств, включая и арендодателя. Арендная договоренность должна предусматривать то, что имущество может быть изъято у арендатора только в судебном порядке. Данное требование должно также распространяться и на имущество арендатора, приобретенное на его собственные средства[1].
С этой же целью должны создаваться устойчивые определенные отношения на весь срок аренды, т.е. действие договора об аренде должно сохранять свою силу, и в случае, когда после заключения договора законодательством устанавливаются правила, предусматривающие изменение положения арендатора.
Очевидно, что принцип внедрения на строительном предприятии внутрипроизводственных арендных отношений должен быть направлен на приумножение прибыли всего предприятия в целом. В этом случае высшее руководство строительного предприятия и подразделения управленческого аппарата могут взять на себя функции обеспечения эффективной работы малых арендных предприятий путем поиска для них инвестиций, выгодных подрядов, вы-