АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ В ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Саргсян С.Г., аспирант кафедры Общего менеджмента и предпринимательства МЭСИ
В статье рассматриваются факторы внешней макро и микросреды предприятий пищевой промышленности, влияние которых имеет ключевую значимость при формировании системы стратегического управления компании. Показана экономическая закономерность влияния отдельных компонентов внешней среды на предприятия пищевой промышленности в Республике Армения и Российской Федерации.
Ключевые слова: Пищевая промышленность, внешняя среда предприятия, факторы макросреды предприятия, факторы микросреды предприятия, система стратегического управления в предприятиях пищевой промышленности.
ANALYSIS OF SPECIFICS OF IMPACT OF EXTERNAL ENVIRONMENT’SFACTORS ON
COMPANIES OF FOOD INDUSTRY
Sargsyan S., The post-graduate student, the Department «General Management and Entrepreneurship» at Moscow State University of
Economics, Statistics and Informatics(MESI)
The main components of the external macro and micro environment of the companies offood industry, which have a key influence on forming of the system of strategic management of the companies are discussed in the article. The economic regulatory of the impact of particular components of the external environment on the companies of food industry in the Republic of Armenia and Russian Federation is demonstrated.
Keywords: Food industry, external environment of the company, factors of macro environment of the company, factors of micro environment of the company, system of strategic management in companies of food industry.
Введение
Особенность системы стратегического управления в предприятиях пищевой промышленности обуславливается внешней средой, свойственной данной отрасли. Под внешней средой понимаются все условия и факторы окружающей среды, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют его соответствующего реагирования.
Внешнюю среду можно условно разделить на две части: макроокружение и микроокружение.[1]
Факторы внешней и внутренней среды являются ключевыми при формировании системы стратегического управления в компании.
В компаниях пищевой промышленности факторы внешней и внутренней среды имеют свою особенность, которая предопределяется особенностью хозяйственной деятельности данных видов компаний.
Анализ особенностей факторов внешней макросреды предприятий пищевой промышленности
Для анализа тенденций изменения внешней макросреды и ее факторов используется техника анализа ПЭСТ, позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную организацию.
Данная методика предполагает изучение четырех основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических и технологических.
Основными особенностями внешней макросреды пищевой промышленности являются:
1. В макросреде компаний пищевой промышленности большое влияние, в основном, имеет государственно-правовой фактор. Потребителем продуктов компаний пищевой промышленности является население государства. Одной из функций государства - защитить население от вредоносных продуктов и контролировать оборот отдельных видов продуктов пищевой промышленности. Примерами такого контроля являются акцизный налог, правовые акты регулирующие обороты производимых табачных изделий, а также производства этилового спирта, обязательные санитарно-эпидемические проверки продуктов. Для отдельных видов продуктов пищевой промышленности в некоторых странах существуют более жесткие ограничения или более сильный контроль. Например, в большей части арабских стран не разрешается производство и продажа алкогольных напитков. В России из-за большого количества компаний производящих и реализующих алкогольную продукцию, и со сложностью регулирования данной деятельности, был создан отдельный государственный институт, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка [2,3], который занимается выдачей лицензий и регулированием оборотов производимого и реализуемого этилового спирта. В Республике Армении регулированием алкогольной продукции занимается Министерство сельского хозяй-
ства Республики Армения, а также Министерство финансов РА.
2. Экономические, технологические факторы макросреды имеют гораздо меньшее влияние на формирование стратегии компаний пищевой промышленности. В некоторых отраслях пищевой промышленности, в частности, в производстве алкогольной продукции, технологические факторы имеют минимальное влияние, так как по большей части, во время производственного процесса используется технология, которая остается неизменной в течении нескольких, а в некоторых случаях, даже, нескольких десятков лет.
Социокультурные факторы также имеют малое влияние, так как, в основном, продукция компаний пищевой промышленности предназначена для всех социальных групп, за исключением тех продуктов, которые имеют более узкую нишу (детские йогурты, варенье для диабетиков), либо ограничиваются существующими законами (алкогольная и табачная продукция).
3. Анализ факторов конкурентной среды предприятий пищевой промышленности
При анализе факторов внешней среды, влияющих на формирование системы стратегического управления, важным является анализ ситуации в отрасли и конкуренции, изучение идущей в отрасли конкуренции, определение ее источников [4].
По большей части предложенная М. Портером система конкурентной среды представляет из себя внешнюю микросреду предприятия.
Майкл Портер выделяет пять основных факторов внешней среды которые непосредственно влияют на организацию и которые формируют основные конкурентные силы отрасли. К ним относят:
1. Рыночная власть покупателей;
2. Рыночная власть поставщиков;
3. Уровень конкуренции на рынке;
4. Угроза появления новых участников;
5. Угроза предложения субститутных продуктов и услуг. [5]
Ниже указаны компоненты внешней микросреды предприятий
пищевой промышленности, которые имеют ключевое значение на формирование системы стратегического управления предприятий.
1. Большая зависимость от поставщиков. Утверждение обосновывается тем, что поставщиком сырья, в основном, для компаний пищевой промышленности является сельское хозяйство. Деятельность последнего напрямую зависит от нерегулируемых природных условий, которые имеют прямое влияние на формирование цены сырья.
Ниже представлены официальные статистические данные по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в пищевой промышленности в РФ и РА, а также общую продукцию сельского хозяйства в миллиардах рублей, по данным Федеральной Службы Государственной Статистики РФ и Национальной Статистической Службой РА за 2005 по 2011 года [6, 7, 8, 9].
Таблица 2. Производство пищевой промышленности включая производство табака и общая продукция сельского хозяйства в Республике Армении по годам за 2005-2011гг.
Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в п и шевой 11 ром ы шл ен ности, млрд. руб. 1380.9 1570,6 1931,6 2461,4 2515,9 2587,8 3261,7
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 1486 1729 2143 2656 2822 3262 3602
Таблица 1. Производство пищевой промышленности включая производство табака и общая продукция
сельского хозяйства в Российской Федерации по годам за 2005-2011гг.
Наименование 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в нишевой промышленности, млрд. драм. 200476 204570 222450 251460 235482 278068 340266
Продукция сельского хозяйства, млрд. драм. 493 556 634 628 552 637 795
Ниже представлен расчет коэффициента линейной корреляции, основываясь на вышеуказанных данных. [10]
е(я — х)(у -у)
г =---------------------------------
ДС\' - ХУ Щт ~уу
Гдех и у - среднеарифметические значения массива данных
Коэффициент корреляции (г) объема отгруженных товаров собственного производства пищевой промышленности от объема продукции сельского хозяйства в Российской Федерации составляет
0,98, а в Республике Армении 0,92, что говорит о высокой положительной зависимости объема производимой продукции пищевой промышленности от экономических показателей сельского хозяйства.
2. В конкурентной микросреде компаний пищевой промышленности большое влияние также имеют покупатели. Это обусловлено тем, что в пищевой промышленности производимые товары, в основном, имеют идентичные свойства. С другой стороны, хотя потребителями и конечными покупателями для пищевой промышленности являются физические лица и население страны, однако каналами сбыта и прямыми покупателями являются компании оптовой и розничной торговли. Среди них самые крупные имеют прямое влияние на формирование цены для продукции компаний пищевой промышленности. Примерами таких компаний являются большие сетевые супермаркеты, как Ашан, Икс 5 Ритэйл групп и Магнит в России, Ереван Сити, Сас и Стар супермаркеты в Армении, Wal-Mart в США и т.д.Идентичность товаров и существование крупных покупателей влияющих на ценовую политику компаний являются условием конкурентной силы покупателей по М. Портеру.
Помимо влияния на цену продукции, вышеуказанные компании также используют разные инструменты получения дополнительной прибыли, в частности суммы выплачиваемые поставщиками сетевым торговым сетям, за присутствие товара в торговорозничной точке и рассчитывается в процентном соотношении от суммы отгружаемого товара. Такие выплаты называются ретробонусами. Допустимые проценты ретробонусов компаний розничной торговли регулируются в РФ законом о торговли[11], который запрещает устанавливать ретробонусы более 10% от стоимости отгружаемой продукции. В Республике Армении не существуют правовые нормативные акты, запрещающие либо ограничивающие размеры скидок и ретробонусов.
3. Появление новых конкурентов и товары субституты имеют влияние на формирование конкурентной микросреды компаний пищевой промышленности гораздо меньше, чем указанные выше. Однако, при формировании стратегии отдельных компаний пище-
вой промышленности данные факторы внешней среды могут иметь гораздо большее влияние, в зависимости от типа компаний, выпускаемой продукции, региона и других факторов.
4. Влияние изменений факторов макросреды на изменение конкурентной микросреды предприятий пищевой промышленности.
Важность анализа внешней среды для формирования стратегии обусловливается в большей степени в прогнозировании изменении факторов внешней среды и их влиянием на компанию, с одной стороны, и их влиянием на другие компоненты внешней среды, с другой.
Так как на формирования стратегии компании в большей степени влияние имеет ее конкурентную микросреду отрасли, а именно, изменение в существующих конкурентах, поставщиках и покупателях, а также возможные изменения в товарах субститутах, большое значение имеет прогнозирование данных изменений[12].
Так как внешняя микро и макросреда компании представляют из себя систему, компоненты которой тесно взаимодействуют и имеют прямое или косвенной влияние друг на друга, для прогнозирования изменений в микросреде компании, руководству необходимо правильно понимать какое влияние будут иметь изменения внешней макросреды.
Изменение во внешней макросреде экономических и государственно-правовых факторов влияют на изменение конкурентов компании [15]. Примером такого рода изменений в пищевой промышленности стало изменение на рынке производства алкогольных продуктов в РФ за 2008 - 2011гг.
Мировой экономических кризис 2008 года стал причиной спада рентабельности и прибыльности множества компаний, в том числе компаний производящих алкогольную продукцию, что стало причиной спада ликвидности и капитализации (экономический фактор).
Вступившие изменения законодательства в лицензировании компаний занимающихся производством, хранением и реализацией этилового спирта, повышением акцизного налога на ликеро-водочную продукцию, а также новая государственная структура, созданная в 2008 году, контролирующая деятельность данных компаний - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, при спаде рентабельности, стало причиной невозможности многих компаний продолжения их деятельности. [13]
В результате неблагоприятные изменения в экономических и государственно-правовых факторах стали причиной изменения в микроокружении алкогольных компаний, а именно, в уменьшении общего количества конкурентов и увеличению барьеров для входа новых конкурентов. За 2011 год число производителей алкогольной продукции сократилось на треть и составляет 341 предприя-тие.[14]
Изменения в технологических и социокультурных факторов макросреды являются индикаторами появления новых видов про-
дуктов, тем самым влияют на микроокружение компании, в частности на появление продуктов субститутов.
Таким примером является рынок слабоалкогольных напитков и коктейлей, который был сформирован в середине 90-ых годов прошлого века. Данные виды продуктов стали продуктами субститутами для алкогольных компаний, производящие пивную продукцию.
Причиной появления данных продуктов является изменение социокультурных и идеологических систем, а именно появлению новых, западных идеалов у молодежи 90-ых, с одной стороны, и возможностью отечественных предпринимателей перенять новые зарубежные технологии, с другой.
Экономическая сравнительная стабильность в начале 2000-ых и возможность новых западных технологий позволило создавать парники по новым технологиям, выращивать новые сорта сельскохозяйственных продуктов, что повлияло на появление новых поставщиков для компаний пищевой промышленности с более низкой себестоимостью.
Изменения в социокультурных и экономических факторах в свою очередь влияет на изменения у покупателей в микросреде компании.
Изменение стиля жизни у населения и, с учетом, сравнительного роста экономики в РФ, большую популярность начали получать большие супермаркеты и сетевые розничные магазины. Последнее повлияло на то, что конкурентная сила покупателей для пищевой промышленности увеличилось, так как количество основных покупателей для компаний данной отрасли стало меньше, что повлияло на общую систему экономических отношений между компаниями производителями и торгово-розничными магазинами, в частности для присутствия в супермаркетах компании должны снизить цену на продукцию, а также выплачивать ретробонусы.Это стало причиной снижения рентабельности у компаний пищевой промышленности.
Все факторы макросреды и микросреды компании влияют на формирование стратегии компании. Сила влияния отельных компонентов может разнится в зависимости от отрасли и особенностей компании.
Заключение
Пищевая промышленность является ключевой отраслью экономики как в Республике Армении, так и в Российской Федерации. Совершенствование системы стратегического управления в предприятиях пищевой промышленности является важным приоритетным направлением.
Изучение и анализ факторов внешней среды, которые влияют на компании данной отрасли является ключевой и фундаментальной частью создания системы стратегического управления и, соответственно, для предприятий данной отрасли критично важным является формирование системы информационного обеспечения и прогнозирования изменений, которые влияют на экономические показатели предприятий данной отрасли.
Литература:
1. Боумен К.Основы стратегического менеджмента. / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1883 “Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка”.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 154 “О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка”.
4. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с. англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - М: Банки и биржы, ЮНИТИ 1998.
5. Стивен П. Роббинз, Мэри Коултер.Менеджмент. Восьмое издание. -Москва - 2007.
6. Статистический ежегодник Армении, 2012.
7. Статистический ежегодник Армении, 2009.
8. Официальный сайт «Национальной Статистической Службы Армении» -http://www.armstat.am.
9. Официальный сайт «Федеральной Службы Государственной Статистики РФ», Промышленность России - 2012^Нр:// www.gks.ru/bgd/regl/b12_48/Main.htm.
10. Орлов А. И.«Прикладная статистика» - М.: Издательство «Экзамен», 2004.
11. Федеральный закон от 28.12.2009г. N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
12. Портер М.Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран: Перевод с английского. - Москва,1993.
13. Информационный портал «sostav.ru». «Коктейли понижают градус. Кризис на треть сократил рынок слабоалкогольных напитков» -http://www.sostav.ru/news/2007/07/27/64/.
14. Новостной интернет портал «Lenta.ru». Число производителей алкоголя в России сократилось на треть http://lenta.ru/news/ 2012/04/04/а1еоЫ1/.
15. Орехов С.А., Дарда И.В., Степанов С.С., Романова М.М. Менеджмент предприятий (организаций) [Текст]: учебник. -М.: Изд-во МНЭПУ, 2012