Научная статья на тему 'Анализ особенностей социально-экономического развития муниципальных образований Калужской области при разработке региональной стратегии'

Анализ особенностей социально-экономического развития муниципальных образований Калужской области при разработке региональной стратегии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
592
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тютин Д. В.

Формирование региональной стратегии должно осуществляться на основе оценки уровня социально-экономического развития регионов. В статье на основе многомерного кластерного анализа проведена оценка потенциала развития муниципальных образований Калужской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Socio-Economic Parameters in Regional Strategies (by the example of Kaluga municipal entities)

Regional development strategies should be built in accordance with socio-economic parameters. On the basis of multi-dimensional cluster analysis the author evaluates the potential of municipal development in Kaluga region.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей социально-экономического развития муниципальных образований Калужской области при разработке региональной стратегии»

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Д.В. Тютин

Кафедра экономики и менеджмента Северо-Западная академия государственной службы, филиал в г. Калуге

Формирование региональной стратегии должно осуществляться на основе оценки уровня социально-экономического развития регионов. В статье на основе многомерного кластерного анализа проведена оценка потенциала развития муниципальных образований Калужской области.

При формировании региональной стратегии социально-экономического развития региона необходимо учитывать уровень дифференциации внутренних территорий региона.

Игнорирование этого аспекта, во-первых, не позволяет создать механизм вовлечения муниципальных образований области и их ресурсов в реализацию региональной стратегии, во-вторых, обеспечит мотивацию лишь тех территорий, которые достигли определенного уровня развития и благодаря этому смогут встроиться в стратегический сценарий. Мотивы другой части муниципальных образований области и механизмы вовлечения их ресурсов в сценарии региональной стратегии менее транспарентны.

Анализ специфики социально-экономического развития территорий Калужской области невозможен без учета общего «фона», характерного в целом для региона. Структурные характеристики экономической базы определяют хозяйственный профиль территорий Калужской области. Профилем территории (региона, муниципального образования) является структура хозяйственного комплекса, отражающая ее функциональную специализацию. Профильными видами деятельности (отраслями) являются производства, формирующие экономическую базу и имеющие наибольший удельный вес в структуре производства и занятости.

Выявление структурных характеристик экономической базы Калужской области необходимо производить, основываясь на официальных статистических данных [2], которые были взяты за основу формирования многомерной классификации муниципальных образований региона с целью выявления типически однородных групп муниципальных образований методами кластерного анализа.

Калужская область имеет в своем составе 24 муниципальных района и 2 городских округа (таким образом, были исследованы 26 территорий области). Для

оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований Калужской области и определения многомерных типических групп, в которые входят отдельные внутриобластные территории, в настоящем исследовании была проведена многомерная классификация муниципальных образований области по основным структурным показателям местной экономики.

Классификация проводилась при помощи многомерного статистического метода — кластерного анализа, цель которого заключается в формировании однородных групп объектов (кластеров) по множеству разнообразных и несопоставимых показателей. Кластерный анализ позволяет производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору признаков. Кроме того, в отличие от большинства математико-статистических методов он не накладывает никаких ограничений на вид рассматриваемых объектов и позволяет рассматривать множество исходных данных практически произвольной природы.

Опишем алгоритм процедуры кластеризации. На начальном этапе осуществлялось деление изучаемой совокупности территорий Калужской области на группы (кластеры) по показателям структуры экономической базы муниципальных образований. Каждое из исследуемых муниципальных образований выступает в данном рассмотрении как объект, характеризуемый определенными значениями 12 показателей (табл.).

Таблица

Структурные характеристики территорий в кластерном анализе

Переменная Характеристики переменных по видам деятельности в муниципальной экономике

Структура организаций по видам деятельности в муниципальной экономике

Var 1 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, %

Var 2 обрабатывающие производства, %

Var 3 строительство, %

Var 4 оптовая и розничная торговля, %

Var 5 транспорт и связь, %

Структура занятости по видам деятельности в муниципальной экономике

Var 6 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, %

Var 7 обрабатывающие производства, %

Var 8 строительство, %

Var 9 оптовая и розничная торговля, %

Var 10 транспорт и связь, %

Показатели развития малого предпринимательства

Var 11 число малых предприятий в расчете на 1000 жителей, ед.

Var 12 число занятых на малых предприятиях в расчете на 1000 жителей, человек

В рассматриваемую совокупность муниципальных образований области входят территории с промышленной и/или сельскохозяйственной специализацией. Выделение третьей группы показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства, позволяет оценить уровень самозанятости населения.

Цель кластерного анализа заключается в формировании однородных групп объектов (кластеров) по множеству разнообразных и несопоставимых показателей [2. С. 36]. Многомерная классификация проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistika 5.5 по иерархической схеме методом Уорда, критерием объединения в котором является минимальное приращение внутригрупповой суммы квадратов отклонений, что чаще всего приводит к образованию типических групп объектов примерно одинаковых размеров.

Обобщенные результаты анализа матрицы можно представить в виде дерева сходства (дендрограммы), отражающего относительную близость всех рассматриваемых 26 муниципальных образований, которую можно представить в виде дендрограммы или диаграммы дерева (рис. 1).

Tree Diagram for 26 Cases Ward's method Euclidean distances

250

200

150

100

ГО

50

п

гЧ rh Л rh 1 ^ 1 1 Гл г-Ц 1 Г-1-!

о о о о

Jj Ш -О I

•=; Р ^ =

го а.

X X X

о О о

:,S >s

го го го

Q. о. о.

5S >s >s

S

о о о

о •у ш

>» S о

Q- X

го S

1- го о.

с;

го

О

ш

X

о о о о о

_а ш ш ш ш

с; О Ф О О

3 3- 3 g £

л ^ Ъ О 5

^ S ю X

<D CL <D

т

о о X ш

CD О

2 X

OJ <5

п 2

а:

о.

го

LQ

CD ^

СО О О

ГО х ш

С- S О

I * £■

CL Щ ^

I a

го

о

ООО ш ш I

О О S

х а. х

s о п

з in ^

£ ni

in

Рис. 1. Дендрограмма многомерной классификации муниципальных образований Калужской области по данным структуры экономической базы

На рис. 1 видно, что муниципальные образования Калужской области укрупнено образуют четыре кластера, которые, в свою очередь, составляют два мегакластера. С определенной долей условности можно сказать, что мегакластеры делят муниципальные образования Калужской области по критерию специализации экономической базы на относительно более сельскохозяйственные (кластеры 1, 2) или промышленные (кластеры 3, 4).

Распределение средних значений экономических показателей для кластеров отображено на рис. 2.

Plot of Means for Each Cluster

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-o- Cluster No. 1 -o Cluster No. 2

Cluster No. 3

a- Cluster No. 4

Variables

Рис. 2. График средних значений переменных для каждого кластера

Интерпретация полученных результатов кластеризации по важным параметрам структуры экономической базы муниципальных образований Калужской области позволяет сделать вывод об их специфике. На основе полученных характеристик можно выделить кластеры профильных муниципальных экономик.

Кластер 1 характеризуется достаточным уровнем развития промышленного потенциала и сельскохозяйственного производства (т.е. имеет промышленносельскохозяйственную специализацию). Однако соотношение показателей, характеризующих структуру экономической базы муниципальных образований, вошедших в данный кластер, показывает, что структурная перестройка этих экономик еще не завершена, имеют место диспропорции в экономической базе. Доминирующими в структуре занятости являются промышленные виды деятельности (63% общего числа занятых кластера), однако в структуре валового производства доля промышленности составляет 15%. Отмечается, что в отраслевой структуре предприятий кластера значительный удельный вес (20%) приходится на сельскохозяйственные предприятия, при этом их доля в валовом производстве составляет 42%. Экономическая база муниципальных образований данного кластера характеризуется наличием нескольких достаточно крупных для данных территорий промышленных предприятий с недостаточно эффективной специализацией и низкими объемами производства. Особенно это характерно для муниципального района «Сухиничский район», который менее типичен для совокупности объектов данного кластера, так как имеет наибольшее внутрикластерное расстояние. Сельскохозяйственное производство является преобладающей отраслью по числу организаций и объему производства. Не-

эффективная структура экономики и ограниченность рабочих мест в условиях рыночного радикализма негородских территорий приводят к росту сельскохозяйственного производства и самозанятости граждан в личных подсобных хозяйствах. При этом муниципальные районы данного кластера характеризуются наиболее низкими показателями развития малого предпринимательства.

Кластер 2 объединяет территории с выраженной промышленной специализацией, которые по структурным характеристикам относятся к монопрофильным: на долю промышленных видов деятельности приходится более 70% занятого населения и более 60% объема валового производства территорий. Необходимо отметить, что в зависимости от степени диверсификации промышленного производства, муниципальные образования кластера могут быть подвержены дальнейшей дифференциации. Относительно близкие кластерные расстояния, указывающие на типичность муниципальных образований, позволяют выделить территории, наиболее полно попадающие под определение монопрофильных. К ним относятся «Козельский район», «Бабынинский район», «Жуковский район». В структуре их экономической базы доминируют отдельные виды промышленного производства, экономическая сфера «привязана» к конкретным крупным предприятиям, функционирующим на территории данных муниципальных образований. Другую группу территорий кластера составляют муниципальные образования «Людиновский район», «Дзержинский район», имеющие наибольшее кластерное расстояние, что обусловлено менее выраженной моноцентричностью местной экономики. В частности, машиностроение в муниципальном районе «Людиновский район» имеет региональное и общероссийское значение (производство тепловозов, дизель-поездов, путевых машин), и определенный уровень диверсификации экономики достигается за счет развитой транспортной инфраструктуры. Муниципальный район «Кировский район» достигает похожих показателей за счет развития продуктовой зоны сельскохозяйственных предприятий, сосредоточенных возле промышленных центров.

Кластер 3 имеет ярко выраженную полицентричную промышленную структуру с высоким уровнем диверсификации экономической базы. В состав кластера вошли крупные промышленно-научные центры Калужской области — городские округа «г. Калуга» и «г. Обнинск», основу экономики которых составляют машиностроение и металлообработка, пищевая и легкая промышленность, инновационное производство, телекоммуникации и информационное обслуживание. Территории кластера являются центрами с высоким научным, техническим, производственным, кадровым потенциалом, достаточно развитой транспортной инфраструктурой. С точки зрения отраслевой структуры муниципальные образования этого кластера относительно мало отличаются друг от друга, поскольку имеют близкие кластерные расстояния. Специфическим отличием городского округа «г. Обнинск» являются более высокие показатели развития малого предпринимательства.

Муниципальные образования из кластера 4 по формальным критериям можно отнести к монопрофильным с сельскохозяйственной специализацией, так как свыше 40% занятых этих муниципальных образований работают в сель-

ском хозяйстве, на долю которого в структуре валового производства приходится почти 50%. Промышленность в данном кластере институционально оформлена, однако удельный ее вес в структуре производства составляет 5%. Промышленность этих муниципальных образований представлена в основном предприятиями мясо-молочной, пищевой, перерабатывающей промышленности, которые ориентированы на локальную сырьевую базу сельскохозяйственных организаций. Крупные промышленные предприятия отсутствуют.

Итоговую оценку условий развития можно дать на основе показателей текущей социально-экономической ситуации. Соответствие или несоответствие социально-экономической ситуации условиям развития муниципальных образований позволяет сравнить уровень использования накопленного социальноэкономического потенциала и в определенной степени судить о качестве управления территориями.

Основу итоговой оценки условий развития муниципальных образований Калужской области составляли базовые экономические показатели, а показатели социально-демографического благополучия выполняли корректирующую роль. Наиболее развиты в социально-экономическом отношении центральные, северо-восточные и юго-западные территории области, где сосредоточено большинство промышленных предприятий и успешно функционирующих сельхозпроизводителей (рис. 3). К этим территориям относятся преимущественно муниципальные образования кластеров 2 и 4.

Рис. 3. География размещения кластеров муниципальных образований

Калужской области

Для целей региональной политики представляется целесообразным объединить муниципальные образования в группы типичных объектов и соответственно определить характер мер по их социально-экономическому развитию.

Для муниципальных образований с максимальным для Калужской области потенциалом — кластер 3 (городские округи «г. Калуга» и «г. Обнинск» — территории с благоприятными и относительно благоприятными условиями развития) — могут быть рекомендованы преимущественно меры стимулирующей региональной политики, направленные на саморазвитие территорий. При современном состоянии региональных финансов эта политика должна носить скорее нормативный (разрешительный), чем затратный характер.

Для муниципальных образований с наименьшим собственным потенциалом (кластеры 1 и 4 — группы муниципальных образований с неблагоприятными условиями развития) необходимы, прежде всего, меры компенсирующей региональной политики, направленные на поддержку населения и реструктуризацию экономики путем выделения дополнительных средств на развитие социальной инфраструктуры и модернизацию производственных активов. Меры стимулирующей региональной политики для этой группы территорий также необходимы, но при этом следует учитывать заведомо низкую эффективность и преимущественно затратный их характер.

Для муниципальных образований со средней величиной собственного потенциала развития (кластер 2 — группа муниципальных образований со средними и относительно неблагоприятными условиями развития) целесообразно сочетание мер стимулирующей и компенсирующей региональной политики.

Основная задача, которую необходимо решать в рамках региональной социально-экономической политики, состоит в том, чтобы создать механизм изменения ситуации на территориях, адекватный рыночной экономической системе и потому обеспечивающий возможность саморазвития этих населенных пунктов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Боровиков В. Программа STATISTIKA для студентов и инженеров. — М.: Финансы и статистика, 2002.

[2] Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Калужской области в 2005—2006 гг. Статистический сборник. — Калуга, 2007.

ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC PARAMETRES IN REGIONAL STRATEGIES (BY THE EXAMPLE OF KALUGA MUNICIPAL ENTITIES)

D.V. Tiutin

Economics and Management Chair

Regional development strategies should be built in accordance with socio-economic parameters. On the basis of multi-dimensional cluster analysis the author evaluates the potential of municipal development in Kaluga region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.