Научная статья на тему 'Анализ особенностей системы налогообложения областей Центрально-Черноземного региона в целях развития отраслей АПК'

Анализ особенностей системы налогообложения областей Центрально-Черноземного региона в целях развития отраслей АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЦЧР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болычева Е.А.

В настоящее время налоговая политика, реализуемая в Российской Федерации, в том числе в областях Центрально-Черноземного региона (ЦЧР) в целях развития отраслей агропромышленного производства направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятий данного сектора экономики, повышение их рентабельности, аккумулирование инвестиционных ресурсов и преодоление зависимости от импортного продовольствия. Кроме того, в агропромышленном комплексе (АПК) из-за введения экономических санкций, с одной стороны, обострились проблемы обеспечения продовольственной безопасности, а с другой стороны появилась возможность более эффективного их решения, что связано с такими факторами как вступление России в ВТО и участие во многих региональных интеграционных объединениях в рамках экономического пространства СНГ. Однако финансовая нестабильность экономики, обуславливающая ограниченность бюджетных ресурсов, не обеспечивает устойчивое развитие АПК за счет прямого бюджетного субсидирования, что определяет необходимость активного применения косвенных методов государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей, среди которых наиболее значимую роль играют налоги. Вместе с этим, учитывая специфику и особенности функционирования АПК, необходимо отметить недостаточную эффективность действующего механизма налогообложения данного сектора экономики. Такая проблема предопределяет актуальность дальнейшего изучения влияния налогообложения на результаты деятельности агропромышленных экономических субъектов, учитывая их организационные и отраслевые особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей системы налогообложения областей Центрально-Черноземного региона в целях развития отраслей АПК»

2. Sergeev P.V., Kolmykova G.S. On the necessary conditions for the growth of the regional economy // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - № 5. - P. 46-51.

3. Karamnova N.V. Development of the agricultural sector of the economy on the basis of innovations // Collection of materials of the scientific and methodological conference with international participation, dedicated to the 100th anniversary of Academician D.K. Belyaev. - 2017. - Pp. 57-62.

4. Ilyin A.E., Ilyina I.V. The standard of living of the population as the basis for the growth of the agricultural sector // Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. - 2017. - № 8. - P. 47-51.

5. Belousov V.M. The system of economic interests of agricultural producers // Agricultural and Food Policy of Russia. - 2017. - № 9 (69). - Pp. 11-15.

6. Belousov V.M. Ensuring the sustainable development of the agrarian sector of the economy // Theory and practice of world science. - 2017. - № 2. - P. 42-47.

7. Karamnova N.V. Information technologies in the management of agro-industrial production // Nikon readings. -2012. - № 17. - P. 86-88.

8. Pigorev I.Y. Agricultural science in the real Sector of Economy of Agriculture of Kursk Region and the challenges Ahead // Actual Problems and innovation in agricultural Production: Materials of International scientific-practical Conference. - Kursk state agricultural Academy named after I.I. Ivanov. - 2015. - P. 3-7.

УДК 336.226

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЛАСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО РЕГИОНА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ АПК

БОЛЫЧЕВА Е.А.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, ФГБОУ ВО «ЮЗГУ»; e-mail: boly4eva2012@yandex.ru; тел. 8-904-527-48-85.

Реферат. В настоящее время налоговая политика, реализуемая в Российской Федерации, в том числе в областях Центрально-Черноземного региона (ЦЧР) в целях развития отраслей агропромышленного производства направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятий данного сектора экономики, повышение их рентабельности, аккумулирование инвестиционных ресурсов и преодоление зависимости от импортного продовольствия. Кроме того, в агропромышленном комплексе (АПК) из-за введения экономических санкций, с одной стороны, обострились проблемы обеспечения продовольственной безопасности, а с другой стороны - появилась возможность более эффективного их решения, что связано с такими факторами как вступление России в ВТО и участие во многих региональных интеграционных объединениях в рамках экономического пространства СНГ. Однако финансовая нестабильность экономики, обуславливающая ограниченность бюджетных ресурсов, не обеспечивает устойчивое развитие АПК за счет прямого бюджетного субсидирования, что определяет необходимость активного применения косвенных методов государственного регулирования деятельности сельхозтоваропроизводителей, среди которых наиболее значимую роль играют налоги. Вместе с этим, учитывая специфику и особенности функционирования АПК, необходимо отметить недостаточную эффективность действующего механизма налогообложения данного сектора экономики. Такая проблема предопределяет актуальность дальнейшего изучения влияния налогообложения на результаты деятельности агропромышленных экономических субъектов, учитывая их организационные и отраслевые особенности.

Ключевые слова: налоговые доходы, налоговое регулирование, бюджетная обеспеченность, налоговые поступления, сельскохозяйственное производство, ЦЧР.

ANALYSIS OF THE PECULIARITIES OF THE SYSTEM OF TAXATION OF REGIONS OF THE CENTRAL BLACK EARTH REGION FOR THE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL INDUSTRIES

BOLYCHEVA E.A.,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and the World Economy, FSBEI of HE "UZGU"; e-mail: boly4eva2012@yandex.ru; t.8-904-527-48-85

Essay. At present, the tax policy implemented in the Russian Federation, including in the regions of the Central Black Earth Economic Area (CAC) for the development of agro-industrial sectors, is aimed at ensuring the financial sustainability of enterprises in this sector of the economy, increasing their profitability from imported food. In addition, due to the introduction of economic sanctions, on the one hand, the problems of food security exacerbated in the agro-industrial complex (AIC), and on the other hand, it became possible to solve them more effectively, due to factors such as Russia's accession to the WTO and participation in many regional integration associations within the framework of the CIS economic space. However, the financial instability of

the economy, causing limited budgetary resources, does not ensure sustainable development of the agro-industrial sector through direct budget subsidies, which necessitates the active use of indirect methods of state regulation of agricultural producers, among which taxes play the most significant role. At the same time, taking into account the specifics and peculiarities of the functioning of the agro-industrial complex, it is necessary to note the insufficient effectiveness of the current tax mechanism in this sector of the economy. Such a problem predetermines the relevance of further study of the impact of taxation on the results of the activities of agro-industrial economic entities, given their organizational and industry characteristics.

Keywords: tax revenues, tax regulation, fiscal security, tax revenues, agricultural production, Central Black Earth Region.

Введение. Оценивая основные макроэкономические показатели российской экономики за последние несколько лет, можно сделать вывод, что положительная динамика их роста была обеспечена в первую очередь увеличением налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации. Так, в консолидированном бюджете РФ, согласно форм статистической отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации (форма № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации»), в 2015 г. сумма налоговых поступлений составила 13707,1 млрд. руб., а в 2017 г. она увеличилась на 25,3 % и составила 17194,2 млрд. руб. [1].

Следует отметить, что доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции). При этом в структуре доходов бюджетов регионов наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (50-70 %), безвозмездные перечисления составляют до 30 %, иные неналоговые доходы имеют незначительную долю в доходах региональных бюджетов. Стабильное и динамичное расширение налогового потенциала ре-

гионов Российской Федерации будет стимулировать рост финансовой самостоятельности и экономической эффективности субъектов хозяйствования аграрного сектора экономики.

Материал и методика исследования. Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов всех уровней бюджетной системы на определенной территории, за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов. Федеральный бюджет - это совокупность всех бюджетов бюджетной системы РФ. Региональный уровень представлен общим бюджетом региона вместе с бюджетами муниципальных образований, входящих в его состав. Местный уровень бюджета обеспечен совокупностью бюджетов муниципального образования и бюджетов, включенных в него поселений. Проанализировав показатели статистической отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, («Отчет по форме № 1-НОМ «О поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности») [1], можно сказать, что налоговые доходы распределены в структуре доходов бюджетов регионов ЦЧР неравномерно (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура налоговых поступлений в бюджеты различных уровней областей ЦЧР в 2017 году, %

Таблица 1 - Показатели бюджетной обеспеченности субъектов ЦЧР в 2017 г.

Субъект ЦЧР Численность постоянного населения на 01.01.2017, тыс.чел Индекс налогового потенциала Индекс бюджетных расходов Уровень реальной бюджетной обеспеченности

Российская Федерация 146804,4 1,0 1,0 1,0

Воронежская область 2335,4 0,620 0,832 0,812

Белгородская область 1552,9 0,686 0,836 0,866

Курская область 1122,9 0,650 0,898 0,794

Тамбовская область 1040,3 0,468 0,881 0,723

Липецкая область 1156,2 0,780 0,832 0,977

Таблица 2 - Показатели структуры налоговых поступлений в консолидированном бюджете областей ЦЧР в 2015-2017 гг.

______В процентах

Вид Курская область Белгородская область Воронежская область Липецкая область Тамбовская область

(н (н (н (н (н (н (н (н (н (н (н (н (н (н (н

налога ЧО г- ЧО г- ЧО г- VI ЧО г- VI ЧО г-

01 01 г^ 01 01 01 г^ 01 01 01 г^ 01 01 01 г^ 01 01 01 г^ 01

Налог на

прибыль

организаций 27,8 24,3 29,3 17,8 19,3 29,8 21,5 22,0 21,7 45,3 44,3 43,6 22,5 16,6 18,7

НДФЛ 27,9 28,9 26,0 33,9 32,4 25,9 34,8 33,0 31,9 30,6 31,5 34,6 36,4 43,8 37,8

НДС 21,3 22,2 21,9 18,5 16,9 18,9 18,5 19,4 21,1 - - - 17,3 13,8 16,6

Налог на

имущест-

во организаций 6,5 7,5 7,3 9,9 9,4 8,5 8,8 9,2 9,7 9,9 10,7 9,5 7,2 7,8 8,2

Специа-

льные

налого-

вые режимы 4,3 4,4 4,0 3,9 4,0 3,4 5,8 5,6 5,9 3,3 3,6 3,4 5,4 5,7 6,2

Акцизы 4,7 5,8 5,3 5,3 7,8 4,9 2,5 2,9 2,6 3,1 3,0 2,6 1,3 1,7 1,7

Транс-

портный налог 1,8 1,9 1,7 2,2 2,3 1,8 2,3 2,8 2,7 1,9 2,0 1,8 3,1 3,2 3,5

Прочие налоги 5.7 5,0 4,3 8,5 7,9 6,8 5,8 5,1 4,4 5,9 4,9 4,5 6,8 7,3 7,3

Приоритетным инструментом оценки объема бюджетных ресурсов в регионе является показатель бюджетной обеспеченности, под которым понимаются доходы бюджета конкретного региона, приходящиеся на каждого жителя этого субъекта с учетом индекса цен и стоимости потребительской корзины, сложившейся в данном регионе. Величина данного показателя, зависит от налоговой базы региона, а также объема поступлений и федеральных дотаций. Но в действительности каждая структура бюджетной обеспеченности и ее величина индивидуальны по разным регионам, что приводит к определенным сложностям при реализации эффективной региональной бюджетной политики, противоречиям при перераспределении денежных дотаций на федеральном уровне и проблемам при осуществлении планирования долго-

срочной деятельности органов управления субъектов.

Проанализировав значение показателя бюджетной обеспеченности субъектов ЦЧР, мы видим, что данный показатель, а также индекс налогового потенциала рассматриваемых регионов имеют невысокий уровень, что обуславливает значимую роль налоговых доходов для региональных бюджетов областей ЦЧР (таблица 1) [2].

Рассмотрим удельный вес основных налогов в общей сумме налоговых доходов в областях ЦЧР (таблица 2) [1]. Лидерами налоговых доходов в регионах ЦЧР в 2017 году явились налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Удельный вес этих налогов в структуре налоговых доходов рассматриваемых областей составил: в Курской области - 29,3 % и 26,0 %, в Белгородской области - 29,8 % и 25,9 %, в Воронеж-

ской области - 21,7 % и 31,9 %, в Тамбовской области 18,7 % и 37,8 %, в Липецкой области - 43,6 % и 34,6 %, соответственно. При этом необходимо отметить важную специфику налогообложения Липецкой области: НДС в этом регионе находится на уровне возмещения, что объясняется высокой инвестиционной привлекательностью этой области.

Проанализировав статистическую отчетность Федеральной налоговой службы Российской Федерации (форма № 1-НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» по субъектам ЦЧР), можно сделать вывод, что, в 2015 году налоговые поступления, собираемые с территории Курской области, составили 46 млрд. руб., а к 2017 году их объем вырос в 1,2 раза и составил 56,4 млрд. руб., что говорит о положительной динамике данного показателя за рассматриваемый период. Аналогичная ситуация складывается в Белгородской области: объем налоговых доходов за рассматриваемый период увеличился в 1,3 раза и составил 91,1 млрд. руб. Налоговые доходы в Воронежской области в 2015 году достигли 78,8 млрд. руб., а в 2017 году увеличились на 24 % и составили 97,8 млрд.руб. В

Тамбовской и Липецкой областях, напротив, за рассматриваемый период наблюдается отрицательная динамика в сумме налоговых поступлений: в Тамбовской области в 2017 году по сравнению с 2015 годом налоговые доходы сократились на 2,8 % и составили 28,9 млрд. руб., в Липецкой области - на 4,7 % и составили 43,8 млрд. руб. Причиной такой ситуации явилось ухудшение финансовых результатов основных налогоплательщиков данных регионов, поэтому наибольший объем снижения налоговых доходов приходится на самые уязвимые доходные источники - налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

Согласно данным статистической отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации «Отчет по форме № 1-НОМ «О поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности» [1] по субъектам ЦЧР, на протяжении нескольких лет налоговые поступления в бюджетную систему, как России в целом, так и областей ЦЧР, были обеспечены такими отраслями, как промышленность, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, транспорт и связь (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика налоговых поступлений в бюджетную систему РФ с территории ЦЧР по основным видам экономической деятельности в 2015-2017 гг.

В миллиардах рублей

Регион ЦЧР д о 1-4 Обрабатывающее производство Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов Добыча полезных ископаемых Деятельность по операциям с недвижимым имуществом Строительство Транспорт и связь Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство

Курская область 2015 10,3 6,3 9,2 5,1 2,7 2,0 1,5

2016 12,2 5,7 8,0 3,0 2,1 1,5 -0,4

2017 12,1 7,1 15,3 1,2 2,3 1,9 -0,2

Белгородская область 2015 20,3 6,8 5,9 5,7 4,4 3,1 7,9

2016 20,5 6,6 6,4 5,4 4,6 3,0 6,3

2017 26,3 6,7 20,5 2,2 3,8 3,2 6,8

Воронежская область 2015 18,9 15,2 0,98 12,5 5,1 5,3 0,8

2016 19,6 16,8 1,49 11,2 5,4 5,5 1,9

2017 21,4 18,1 1,7 3,5 5,0 5,5 1,6

Липецкая область 2015 20,7 7,3 0,57 3,2 2,0 2,3 1,2

2016 15,9 7,1 0,61 3,1 2,2 2,4 0,7

2017 11,1 7,3 0,64 1,4 2,6 2,3 0,9

Тамбовская область 2015 7,7 4,8 -0,12 5,5 1,1 2,2 1,2

2016 7,2 3,5 0,02 2,2 1,3 2,5 1,3

2017 7,6 3,4 0,05 0,8 2,6 2,5 0,1

Рисунок 2 - Динамика задолженности по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям и страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации в областях ЦЧР в 2015-2017 гг., млрд. руб.

Отрасли сельского хозяйства субъектов ЦЧР в настоящее время обеспечивают в среднем только около 2,3 % налоговых поступлений в бюджетную систему РФ, что является специфической особенностью в целом по РФ. Такая ситуация объясняется тем, что многие современные аграрные субъекты хозяйствования находятся в достаточно тяжелых финансовых условиях: низкий уровень заработной платы, большая изношенность материально-технической базы не дают возможность увеличивать налоговые отчисления в бюджет.

Проанализировав суммы задолженности по налогам и сборам в областях ЦЧР в 2017 году (Отчет по форме № 4-НМ о задолженности по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям и страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации) [1], можно отметить, что из всех областей этого региона наибольшую сумму задолженности имеет Воронежская область - 33,2 % всего объема задолженности по областям ЦЧР. При этом данный показатель имеет тенденцию к увеличению за рассматриваемый период: в 2015 году задолженность составила 6,46 млрд. руб., в 2016 году — 7,26 млрд. руб. а в 2017 году - 7,79 млрд. руб.

Динамика задолженности по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям и страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации в областях ЦЧР в 2015-2017 гг. представлена на рисунке 2.

В Белгородской области несмотря на то, что задолженность по налоговым платежам увеличивается, ее суммы в абсолютном выражении меньше, чем в Воронежской области. В Курской, Тамбовской, Липецкой областях в целом за рассматриваемый

период объем задолженности уменьшается, однако ее динамика имеет разнонаправленный характер. Наименьшее количество долгов перед бюджетами всех уровней добилась в 2017 году Тамбовская область: задолженность по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям и страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации составила 11 % от всей задолженности ЦЧР.

Увеличение объема налоговой задолженности перед бюджетом объясняется, в первую очередь, ухудшением финансового состояния субъектов налогообложения вследствие экономического кризиса в стране, а также рост уровня налогового бремени. Налоговая задолженность негативно влияет на экономику страны, так как не в полной мере обеспечивает бюджет финансовыми ресурсами и ограничивает государство в реализации социальных программ.

Проанализировав современное состояние системы налогообложения областей ЦЧР можно сделать выводы о том, что среди областей ЦЧР наиболее перспективное положение для наращивания налогового потенциала имеет Белгородская область, которая, несмотря на меньшие размеры и численность населения, по сравнению с Воронежской областью, показывает значительно лучшие результаты.

Неравномерность налоговых доходов, в том числе от отраслей АПК, в регионах ЦЧР связана с тем обстоятельством, что на развитие позитивных процессов в сельском хозяйстве существенное влияние оказывают не только федеральные, но и региональные органы власти. В Белгородской области в настоящее время в отношении агропромышленных предприятий администрация реализует масштабный проект по поддержанию сельскохозяйст-

венных товаропроизводителей области, а также по привлечению инвестиций в регион. С этой целью областной властью были разработаны и внедрены целый ряд эффективных мероприятий, направленных на повышение социально-экономического развития АПК.

Воронежская область является наиболее крупным субъектом Российской Федерации по экономическому потенциалу, территории, численности населения в составе Центрально-Черноземного экономического района, обладает сбалансированной промышленной и аграрной структурой экономики. Главное богатство области - плодородные черноземные почвы. Основными факторами, сдерживающими развитие Воронежской области, являются дисбаланс развития рынка труда, демографические и социальные проблемы, ограниченность бюджетных средств и низкая эффективность бюджетных расходов, снижение инвестиционной и социальной привлекательности региона на фоне других субъектов РФ, неустойчивость сельских поселений, связанная с неопределенностью основных параметров развития сельского хозяйства и пищевой промышленности в области, следствием чего является проблемная социально-экономическая и социально-психологическая ситуация в сельских поселениях области. При этом основную долю доходов Воронежской области обеспечивают НДФЛ, налог на прибыль организаций и НДС, что обеспечивает устойчивую базу для финансирования необходимых

бюджетных расходов региона. Важно отметить, что лидирующими отраслями по налоговым поступлениям с территории Воронежской области являются обрабатывающая промышленность, сфера торговли, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, а также предприятия транспорта и связи. Однако Воронежская область имеет самую высокую задолженность по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям и страховым взносам в бюджетную систему Российской Федерации среди областей ЦЧР. Кроме этого наблюдается тенденция к ее увеличению, что свидетельствует о необходимости более тщательного администрирования налогов налоговыми органами.

Вывод. Оценивая особенности современного состояния системы налогообложения в областях ЦЧР, можно сделать вывод, что для каждого субъекта характерны как свои тенденции развития, так и причины, вызывающие стагнацию. Такая ситуация обуславливает необходимость государственного регулирования основных направлений развития АПК с целью направленного воздействия на основные факторы роста производства агропромышленной продукции и стимулирования инвестиционной активности в каждой сфере, отрасли и сегменте АПК. Поставленные задачи формируют специфические принципы налогового регулирования АПК, включающие в себя системность, комплексность, функционально-целевое единство, селективность, социальную направленность.

Список использованных источников

1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: www.nalog.ru.

2. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] // URL:www.minfin.ru.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая // СПС «Консультант Плюс».

4. Болычева Е.А. Особенности администрирования НДФЛ в Курской области // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции / Юго-Зап.гос. ун-т., Изд-во ЗАО «Университетская книга», Курск, 2018. - С 5-9.

5. Гашенко И.В. Сущность, принципы и специфика налогового регулирования АПК в России // Налоги и налогообложение. - 2015. - № 1. - C. 44-51.

6. Гираев В.К. Региональная налоговая политика в контексте стимулирования инвестиций // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 2. - C. 124-137.

7. Ерух С.А. Налоговое администрирование как фактор повышения налогового потенциала региона // Управленческий учет. - 2014. - № 8. - С. 37-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Иванова Ю.Н. Развитие механизма государственного регулирования деятельности предприятий АПК посредством налогообложения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2012. - № 1. - С. 67-69.

9. Оробинская И.В. Характеристика налогового потенциала субъектов аграрного сектора России на примере областей ЦЧР // Налоги и налогообложение. - 2014. - № 6. - С. 579-587.

10. Рощупкина В. В. Теория и методология комплексной оценки налогового потенциала региона: дисс. ... канд. экон. наук. - Ставрополь, 2014. - 367.

11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] / URL:www.gks.ru

List of used sources

1. Official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation [Electronic resource] // URL: www.nalog.ru.

2. Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation [Electronic resource] / URL: www.minfin.ru.

3. Tax Code of the Russian Federation. Parts One and Two // ATP Consultant Plus.

4. Bolycheva E.A. Features administration of personal income tax in the Kursk region / / Actual problems of the development of socio-economic systems: theory and practice: materials of the International scientific-practical conference / South-West. Univ., Publishing House of the University Book, Kursk, 2018. - C 5-9.

5. Gashenko I.V. The essence, principles and specifics of tax regulation of the agro-industrial complex in Russia // Taxes and taxation. - 2015. - № 1. - C. 44-51.

6. Giraev V.K. Regional tax policy in the context of stimulating investment // Taxes and taxation. - 2014. - № 2. -P. 124-137.

7. Erukh S.A. Tax administration as a factor in increasing the tax potential of the region // Management accounting. - 2014. - № 8. - P. 37-47.

8. Ivanova Yu.N. The development of the mechanism of state regulation of the activities of agricultural enterprises through taxation // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2012. - № 1. - P. 67-69.

9. Orobinskaya I.V. Characteristics of the tax potential of the subjects of the agricultural sector of Russia on the example of the regions of the Central Black Earth Region // Taxes and taxation. - 2014. - № 6. - P. 579-587.

10. Roshchupkina V.V. Theory and Methodology of the Complex Assessment of the Taxable Capacity of a Region: Diss. ... Cand. econ sciences. - Stavropol, 2014. - 367.

11. Official site of the Federal State Statistics Service [Electronic resource] / URL: www.gks.ru

УДК 368.5

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА АГРОСТРАХОВАНИЯ

НОСОВ А.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы», проректор по научно-исследовательской работе ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, e-mail:nosov.a.v@pgau.ru, тел. 89022047771.

ТАГИРОВА О.А.,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Финансы», ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, e-mail:tagirova2008@mail.ru, тел. 89656385748.

Реферат. Современная система агрострахования с государственной поддержкой не способствует обеспечению максимальной страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей и не обеспечивает массовый охват застрахованных площадей. Это обусловлено в первую очередь отсутствием заинтересованности аграриев в страховании и слабым развитием страховой инфраструктуры. Сложившаяся ситуация во многом связана с включением сельскохозяйственного страхования с 2017 года в состав «единой субсидии» для сельскохозяйственных товаропроизводителей и сужением рынка агрострахования в 2,3 раза. С целью активизации агрострахования с государственной поддержкой необходима новая программа развития данного рынка. В статье предложены основные принципы построения новой системы, предусматривающие финансовую доступность и массовый характер агрострахования, разнообразие страховых продуктов и гибкость тарифной политики, страхование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Обязательным условием для получения государственной поддержки должно стать наличие обязательного полиса страхования от катастрофических рисков. Введение данного вида страхования обеспечит первичную защиту аграриев и сохранность резервного фонда государства. Для аккумулирования информации о погодных явлениях, фиксации опасных метеоявлений и улучшения качества их прогнозирования в границах субъекта необходимо развитие современной сети метеостанций.

Ключевые слова: государственная поддержка, страхование урожая, страхование сельскохозяйственных животных, субсидии, страховой случай, франшиза, страховое возмещение.

DEVELOPMENT PROBLEMS OF THE MODERN AGRICULTURAL INSURANCE NOSOV. A.V.,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department "Finance", Vice Rector for Scientific and Research FSBEI of HE Penza State Agrarian University, e-mail:nosov.a.v@pgau.ru, тел. 89022047771.

TAGIROVA O.A.,

candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department "Finance", FSBEI of HE Penza State Agrarian University, e-mail:tagirova2008@mail.ru, тел. 89656385748.

Essay. The modern system of agricultural insurance with state support does not contribute to its wide distribution among agricultural producers and does not contribute to ensuring maximum insurance protection. This situation is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.