Научная статья на тему 'Анализ особенностей региональных миграционных процессов в Российской Федерации'

Анализ особенностей региональных миграционных процессов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ЭФФЕКТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / МИГРАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА / МИГРАЦИОННАЯ ГРУППА / МИГРАЦИОННЫЙ АНКЛАВ / МИГРАЦИОННОЕ КВОТИРОВАНИЕ / ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скрябина К.А.

Важнейшим достижением современной России в сфере миграции населения является предоставление российским гражданам свободы передвижения и места выбора места жительства внутри страны и свобода выезда за рубеж. Особенностью российской миграционной политики в последнем десятилетии можно считать формирование четко определенного миграционного канала для высококвалифицированных специалистов. Это явилось попыткой сделать Россию привлекательной для зарубежных профессионалов высокого уровня, которые могли бы принести в Россию новые знания для создания современных производств и перехода к современным формам управления. Важным, имеющим стратегическое значение в миграционной сфере, было решение о передаче функции регулирования притока трудовых мигрантов из стран СНГ российским регионам передача на региональный уровень полномочий по оформлению мигрантам патентов и регулированию миграционного притока посредством установления стоимости патента и его ежегодной корректировки [6 с. 809]. Таким образом, делегирование полномочий, представляет возможность региональным институтам, определять «экономическую плотность» миграционных потоков, в зависимости от особенностей региональных экономик. Однако, общеизвестен тот факт, что экономика регионов и различных субъектов Российской Федерации, в значительной степени, а порой и радикально, отличны друг от друга, что соответственно не может не отражаться на ключевых миграционных региональных индикаторов [6 с.15]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей региональных миграционных процессов в Российской Федерации»

Анализ особенностей региональных миграционных процессов в Российской Федерации

&

Б

а

2 о

Скрябина Карина Алексеевна,

аспирант Департамента экономической теории, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, karinochka_sun@mail.ru

Важнейшим достижением современной России в сфере миграции населения является предоставление российским гражданам свободы передвижения и места выбора места жительства внутри страны и свобода выезда за рубеж. Особенностью российской миграционной политики в последнем десятилетии можно считать формирование четко определенного миграционного канала для высококвалифицированных специалистов. Это явилось попыткой сделать Россию привлекательной для зарубежных профессионалов высокого уровня, которые могли бы принести в Россию новые знания для создания современных производств и перехода к современным формам управления. Важным, имеющим стратегическое значение в миграционной сфере, было решение о передаче функции регулирования притока трудовых мигрантов из стран СНГ российским регионам - передача на региональный уровень полномочий по оформлению мигрантам патентов и регулированию миграционного притока посредством установления стоимости патента и его ежегодной корректировки [6 с. 8-9]. Таким образом, делегирование полномочий, представляет возможность региональным институтам, определять «экономическую плотность» миграционных потоков, в зависимости от особенностей региональных экономик. Однако, общеизвестен тот факт, что экономика регионов и различных субъектов Российской Федерации, в значительной степени, а порой и радикально, отличны друг от друга, что соответственно не может не отражаться на ключевых миграционных региональных индикаторов [6 с.15]

Ключевые слова: миграционная стратегия, миграционный эффект, региональная миграция, миграционный коэффициент, миграционная привлекательность региона, миграционная группа, миграционный анклав, миграционное квотирование, отрицательная и положительная миграция.

Наблюдаемая в стране «региональная миграционная дифференциация», побуждает интерес к исследуемому вопросу и определяет необходимость комплексного обзора, для выявления регионов находящихся на стадии миграционной стагнации.

Отдельным проблемным вопросом является, как таковой, отсутствие государственных интересов в области внутренней миграции, в то время как стихийные тенденции, складывавшиеся во внутренней миграции в России в последние 25 лет - низкая внутренняя мобильность населения и стабильный отток населения из восточных и северовосточных регионов в Сибирь и европейскую часть России, что создает предпосылки для крайне неблагоприятных экономических, демографических и политических последствий [5].

Данные стихийные внутрироссийские миграции становятся фактором, способствующим еще более неравномерному, асимметричному распределению населения по территории России. У этой неравномерности есть объективные исторические и природно-климатические причины. Однако она усиливается неблагоприятными с точки зрения стратегического развития страны векторами миграции. Вместо того, чтобы вовлекать в хозяйственный оборот обширные территории азиатской части страны и развивать экономику регионов, имеющих стратегическое значение для России, население стягивается в европейские регионы и концентрируется в столичном регионе, что способствует новообразованию миграционных анклавов.

В частности, именно разработка комплекса государственных мер направленных на стабилизацию производственного потенциала и предотвращения негативных миграционных последствий, предполагает под собой наличие комплексного анализа региональных особенностей миграционных процессов наблюдаемых в субъектах Российской Федерации. В качестве единиц исследования, автором рассматриваются федеральные округа, в основе данного обзора включены сведения статистических показателей, которые включают в себя: коэффициент миграции, региональное процентво-не соотношение входящих миграционных потоков, показатели уровня занятости и безработици, средне региональный уровень оплаты труда, категория миграционных групп, сроки миграции, образовательный уровень миграционных групп [9 с. 379-381].

По данным ФСГС 1, за 2018 год в миграционных процессах участвовало порядка 5 млн. лиц, из них: 2.2 млн., участвовало во внутрирегиональной миграции, 2,3 млн., приходилось на межрегиональную миграцию, и порядка 500 тыс., являются иностранными трудовыми мигрантами [7].

Автором разработана обзорная таблица по федеральным округам, которая учитывает все вышеуказанные показатели, способствующие оказывать влияние на миграционные процессы (Табл. 1.)

Исходя из описанного, можно определить ряд регионов, являющиеся наиболее привлекательными для реализации внутренней и международной миграции, а так же определить ряд регионов, которые испытывают и склоны к «трудовому голоду», т.е. представлены отрицательным миграционным коэффициентом.

Очевиден, тот факт что ярко выраженными лидерами в данном обзоре являются Центральный и Северо-Западные федеральные округа, которое ежегодно притягивают миграционные потоки.

В данные регионы представлены высокими показателями занятости и доходности. В большинстве в данные регионы мигрируют трудовые мигранты, выходцы их других регионов и стран, как правило внутренние мигранты мигрируют на период от 1 до 3 лет, иностранные мигранты до 1-2 года.

Образовательная структура входящих групп, преимущественно представлена лицами, имеющими высшее образование. Следует отметить, что в исследуемых регионах, установлена максимальная концентрация мигрантов имеющих ученую степень. Что свидетельствует о значительном спросе на интеллектуальный и научный капитал.

Таблица 1

'Данные коэффициента регионального миграционного прироста; 2Доля распределения участников (всего по России) миграционных процессов (учитывается внутренняя межрегиональная, а так же иностранная миграция);

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации за 2018 г., (руб.);

4 Определение, в контексте регионального обзора, основных видов миграций и их первопричин;

5 Определение основных сроков время пребывания в регионе назначения;

6 Процент лиц прибывших в исследуемый регион, оформившие регистрацию на период 5 и более лет (т.е. определение процентного соотношения прибывших мигрантов всего, к лицам, которые прибыли в регион на длительный период времени.

И* пчгп >11 КЕииви ХВПИГГС! " —™ Осквв» груша М1ГР1ГГО»' Сроиыифишж «зврабытш» Обртэдшлиий уромп ншгрш!

ЦФО ЯК 3,1 ЙЗД5 Рабочая, прмнушкгтвени о чгдояарыкн 1-3 гиа 1«| ПрШЧЧЩКТКМИ '] нысшк

с»о 1НЧ «9 57474 Рабочая. 1Гр*вчушктв«1й о модиароднля Ыш 15Н ПрснмушктЕеяи »высшк

ЮФй ИЧ м ми Рабочая, пр«чушктвм1я о ншдгвародия Игм. □рошшктмп опыта»

«¡♦О ■■А 14 ¡и 164 3141! Рабочая. прячуиасггагли о чрал1! народная от 9 же до 1 года. 94 Лреичушгетмяи о выпит

МО и ич £ 4,6 Рабочая. ПрММУШКТВМЯ о чкЕдувародмя 1 Т01 Я* Прснчушктвсии о средам спсянльам

УФА 1 № (и ^ Рабочая; чилуш решая н «нутрсян» 1тоз 1«4 Премчушктьмш осрсин (»[«■иым

-Ц ж а,7 6 ям» Рабочая, пр»ичущ«твгми о чсжппрши 1 ги □рсямтшстмяя о ериям

1*а а 14 (¡О 6451] Рабочая, пргичушсспги* о чид\ народив от 9 мк. до 1 года. 1$Ц Прсичушктвмш овыпшт

Отмечается, что преимущественно входящая миграция (в отношении граждан страны) носит временный характер, таки образом 18-19 % из всего прибывших мигрантов, регистрируется на длительный период (от 5 лет). Мы объясняем это тем, что [7]:

1. Не все мигрирующие лица, располагают материальными возможностями для приобретения собственного жилья. В большинстве случаев, прибывшие мигранты живут в арендном жилье. С учетом требований девствующего законодательства, весьма проблематично найти лиц (арендодателей), которые согласятся зарегистрировать мигранта, на длительную или постоянную основу, т.к. это может привести к определенным рискам в первую очередь для арендодателя.

2.Мигранты располагающие семьей, как правило, мигрируют в одиночестве и на период не более 1 года. Это характеризуется значительными текущими издержками на переезд и социально-экономическую адаптацию всех членов семьи.

Исходя из изложенного, мы может отнести данные регионы к категории: миграционно- притягательным.

Второе место по привлекательности миграции в исследуемые регионы страны, занимают Южный и Уральский федеральные округа, которые представлены положительным и нейтральным миграционным приростом. Данные округа характеризуются достаточно высоким уровнем занятости, но весьма значимой разницей в уровне оплаты труда (Южный

уступает в данном показателе Уральскому).

Как показывает анализ, в данные регионы преимущественно мигрируют граждане страны, на период до 2 лет. Имеющие преимущественно высшее и средне специальное образование[7].

Отмечается, так же как и в первом случае, преимущественно входящая миграция (в отношении граждан страны) носит временный характер, таки образом 18-19% из всего прибывших мигрантов, регистрируется на длительный период (от 5 лет) [7].

В целом учитывая динамику преумножения миграции характерной для Южного округа и отсутствие отрицательной миграции в Уральской округе, данные регионы можно отнести к категории: миг-рационно- положительной.

Далее приступаем к обзору, менее привлекательных регионов для миграции, к которым относятся Приволжский и Сибирский Федеральные округа. Исследуемые регионы характеризуются отрицательным миграционным и естественным приростом.

Образовательная структура входящих групп, преимущественно представлена лицами имеющими среднее специальное образование, это свидетельствует о том что, в данных регионах относительно низкий уровень спроса на интеллектуальный и научный труд.

Регионы характеризуются средним уровнем оплаты труда. Структура миграционных потоков преимущественно состоит из международной рабочей силы.

Как показывает анализ, в данные регионы преимущественно мигрируют граждане страны, на период до 1 года.

Однако следует отметить, весьма важную отличительную черту для Сибирского округа, которая заключается в самом высоком показателе входящих мигрантов, которые регистрируется по месту жительства на длительный период времени (от 5 лет и выше), данный показатель составил 29%, в то время как в притягательных регионах данный показатель варьируется между 18 и 19% [7].

Такое явление можно объяснить возможностью получения районных коэффициентов к пенсии и социальным выплатам, таким образом, наличие «северной прописки» повышает пенсионное содержание, что стимулирует людей прописываться в северных регионах. Но как показывает практика, то количество лиц зарегистрированных в исследуемом регионе, фактически там не проживает. Таким образом, образуется эффект «мертвых душ». Проанализировав динамику миграционных процессов протекающих в исследуемых округах и наличие показателей отрицательной миграции, данные регионы можно отнести к категории: миграционно- отрицательной. Завершаем наш обзор, определением «миграционных аутсайдеров», к которым относятся Северо-Кавказский и Дальневосточный Федеральные округа. Исследуемые регионы характеризуются отрицательным миграционным приростом. Однако, справедливо будет отметить, что миграционные потери для СевероКавказского региона, сполна компенсируются показателями естественного прироста (рекордными для страны в целом).

Образовательная структура входящих групп, преимущественно представлена лицами имеющими высшее образование.

Регионы представлены дифференцированным уровнем оплаты труда, Дальневосточный значительно опережает Северо-Кавказский, а последний в свою очередь характеризуется самым высоким показателем безработицы по стране.

Структура миграционных потоков преимущественно состоит из международной рабочей силы. Как показывает анализ, в данные регионы преимущественно мигрируют граждане страны, на период от 9 мес., до 1 года.

Так же следует отметить, что социально-экономическое развитие и отсутствие миграционной привлекательности Северного Кавказа определяется этническими конфликтами.

О £

ю

5

V

2 е

9

«

сэ

сч

£

б

а

2 о

А мало привлекательность Дальневосточного округа, характеризуется территориальной отдаленностью и не самыми благоприятными климатическими условиями и т.д.

Проанализировав динамику миграционных процессов протекающих в исследуемых округах и наличие показателей отрицательной миграции, данные регионы можно отнести к категории: миграци-онно- депрессивными.

Так же, в рамках данного исследования проведен анализ миграционных структур по гражданской принадлежности в контексте регионального обзора, что позволит нам определить долю граждан страны (региональная миграция) и иностранных граждан, вовлеченных в миграционные процессы наблюдаемые в России (рис. 1) [7]..

В ходе анализа установлено, что показатель межрегиональной миграции значительно превышает показатель международной миграции, но в некоторых случаях показатель международной миграции превышает показатель внутренней миграции. Это свидетельствует о том, что международная миграция, как было установлено ранее носит рабочий характер, и способна существенно оказывать влияние на структуру региональных рынков труда .

Данный значимый показатель воздействия международных трудовых ресурсов на рынки труда, подлежит государственной координации в зависимости от квалификационных потребностей региональных рынков труда [4].

Т.к. в некоторых случаях плотное скопление внутренних и внешних трудовых мигрантов может привести к повышенной конкурентности на рынках труда, в особенности с учетом текущей тенденций к сокращению рабочих мест наблюдаемой в целом по стране (превышение ликвидации над созданием рабочих мест).

В целях максимизации доходов, посредством минимизации издержек работодатель вынужден снизить стоимость оплаты труда, что понижает привлекательность трудоустройства для внутреннего мигранта, и как следствие рабочее место занимает международный мигрант.

Описание данного сценария, имеет схожесть с моделью У.А. Льюиса «Экономическое развитие с неограниченным предложением труда», только в качестве неграничного предложения труда, можно рассматривать понятие «неограниченное предложение иностранного труда» [3 с.378-382].

Рис. 1. Сравнительный анализ межрегиональной и иностранной миграции в контексте регионального обзора [7].

Рис. 2. Анализ квотирования по привлечению иностранных трудовых мигрантов по федеральным округам за 2018 и 2019года [1,2].

Таким образом, отметим, что международная трудовая миграция, на ровне с внутренней миграцией, нуждается в институциональном количественном и качественном анализе, и определении оптимального инструментария по регулированию, стимулированию и сдерживанию, миграционных потоков межрегионального, а так же международного тип. Исходя из изложенного, можно отметить, что либерализация иностранной миграционной политики, может оказывать благоприятное экономическое воздействие, посредством внесения изменений в действующее законодательство. Таким образом, это приведет к прозрачности миграционной среды, не только для надзирающих органов, но так же со стороны экономического эффекта - миграционная рабочая сила, станет легальной. Помимо того что данная рабочая сила позволит «оживить» нуждающиеся производствен-

ные сектора экономики, но так же данная категория выступает налогоплательщиками, и пользователями финансового сектора. В качестве основного преимущества, так же можно отметить, что миграционная либерализация создает предпосылки для снижения показателя теневой экономики [10 с. 277-279].

Совершенствование механизма квотирования, способствует увеличению легальных трудовых мигрантов. Таким образом, увеличение доли квоты для «нуждающихся» в трудовом обеспечении субъектов, позволит компенсировать трудовую потребность трудодефицитных регионах, в контексте отраслевых направлений, что оказывает «живительный» эффект для экономики региона. Однако, целесообразно,ограничить квотирование для регионов «пожирающих» трудовые массы, без того с повышенными показателями населенности. Как показывает

анализ, наблюдается увеличение квотирования для привлечения иностранной рабочей силы, в 2018 году было утверждено 140423 квоты, в 2019 утверждено 144583 квоты, региональное распределение квот по Федеральным округам, приведено в рис. 2.[1,2].

Как можно отметить, что наблюдается незначительный рост квотирования в целом, а так же незначительно снижение квотирования в «пожирающих» регионах, и увеличения квотирования практически в половину (на 46%) в Дальневосточном федеральном округе [7]. Квалификационная структура миграционных потоков, преимущественно состоит из рабочих мигрантов, занятых на горных, горно-капитальных и строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах. Необходимо отметить, что система квотирования активно используется в экономически-развитых странах, как один из инструментов качественного (профессионального) регулирования миграционных потоков. Именно определение целевых производственных «нуждающихся» сфер приводит к экономическим выгодам и потерям для различных субъектов рынка. Например, в Российской Федерации иностранным трудовым мигрантам, запрещается заниматься розничной торговлей, а так же реализовать алкогольную и фармацевтическую продукцию [8 с.222-224].

В качестве мероприятий направленных на выравнивание миграционных региональных контрастов, можно рассматривать:

- своевременная разработка функциональных нормативных актов, межрегиональной и региональной сферы действия, регулирующих внутреннюю миграцию населения;

- восполнение информационного пробела в экономических оценках масштабов и проблем разного вида миграции, в частности маятниковой миграции и различных связанных с ней форм пространственной мобильности; повышение гибкости профессиональной подготовки и производственной ориентации граждан;

- разработка и внедрение опережающих механизмов распределения рабочей силы в зависимости от профильной востребованности регионов;

- ликвидация административных барьеров в регионах нуждающихся в производственной силе;

- принятие мер направленных на стимулирование населения к реализации миграции в другую местность и расширение государственных гарантий по со-

циальному обеспечению мигрированных лиц;

- активизация государственной поддержки целевых установок перераспределения трудовых ресурсов, а так же изучение и применение позитивного опыта внутренней и внешней миграции в зарубежных странах, разработка мер по совершенствованию урегулирования миграционных процессов, на основании полученного опыта.

Подводя итог данного исследования так же следует отметить что, миграционный процесс выступает социально-экономическим явлением, которое подлежит статистическому анализу посредством применения ключевых показателей миграции, таких как: определение интенсивность миграционного притока и оттока, сальдо внешней и внутренней миграции, коэффициента миграционного прироста и убыли, соотношение общей численности миграционного потока/притока к среднегодовой численности населения субъекта прибытия/выбытия [10 с. 277279].

Применение данного аналитического инструментария, позволяет определить текущую динамику миграционных процессов, для выявления проблемных вопросов и разработки мер по достижению оптимального миграционного уровня.

Следует отметить, что общегосударственный рынок труда, формируется за счет региональных рынков, структура которых определяется показателями занятости и безработицы населения, отраслевыми профессиональными сдвигами и движением рабочих мест (посредством создания и ликвидации рабочих мест и предприятий), межотраслевыми дифференциациями, наличием различий и порядке формирования номинальной заработной платы, институтами трудового законодательства, природой инфор-сментов, показателями, региональной кластеризацией и так далее. Все вышеперечисленное входит в структуры формирования рынков, которые выступают предпосылками миграционного предложения и спроса (push and pull) [8 с 222].

Таким образом, данная рыночная дифференциация, способствует реализации миграционных процессов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что миграция носит двойственный характер: первое, миграция способна сглаживать неравномерное распределение производственных сил, выступая «резервной трудовой армией».

Однако, имеет место быть и противоположное влияние, где миграция «сте-

кает» в экономические центры и агломерации, покидая регионы доноры, тем самым усугубляя экономическое состояние последних. Данный процесс, приводит к весьма серьезным социально-экономическим и демографическим последствиям.

Примером такого явления может служить начавшийся в 90-х годах «западный дрейф», в ходе которого население России в результате внутренней миграции перераспределяется из регионов востока страны в западные [3 с. 279-281].

Таким образом, вышеописанное определяет необходимость государственного воздействия и корректировки миграционных процессов, направленных на стабилизацию производственного потенциала и предотвращения негативных миграционных последствий.

Литература

1. Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2018 N 2496-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2019 год» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/ tzYAIMGINpr1Hw7Q5ANo6W1FALvOkHAO.pdf (дата обращения 19.03.2019)

2. Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2017 года №2581-р. «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2018 год» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ qMM1JEmbWjeiN6Ljb6EhRmsRVEyqfzpw.pdf (дата обращения 19.03.2019)

3. Ахмадеев Д.Р. Институциональная трансформация неформальной занятости в России «Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяйственного развития»/ Сб.статей Международной научно-практической конференции./Под ред. Г.Б. Клейнера - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014.-С.378-383.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гимпельсон В.Е. Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения - Центр Стратегических Разработок (ЦСР) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf (дата обращения: 05.04.2019).

5. Зайончковская Ж.А. Демографические вызовы России - Центр Стратегических Разработок (ЦСР) [Электронный ре-

0

Ю

S

*

2 е

9

сурс] - Режим доступаМрз://«ш.с8г.ги/ wp-content/uploads/2017/11/Report-Demography-web.pdf (дата обращения: 12.04.2019).

6. Ивахнюк И.В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года - Центр Стратегических Разработок (ЦСР) [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://csr.ru/wp-content/ uploads/2017/09/Migration-Strategy-RU-web-1.pdf (дата обращения: 17.04.2019).

7. Статистический бюллетень «Численность и миграция населения Российской Федерации» - Федеральной Службы Государственной Статистики (ФСГС)-[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_107/ Main.htm (дата обращения 12.03.2019)

8. Филатова Ю.М. Исследование эволюции научных взглядов на международную трудовую миграцию /Ю.М. Филатова. - М.: Тульский государственный университета, 2015. - С. 222-237.

9. Цхададзе Н.В. Ахмадеев Д.Р. Институциональная трансформация неформальной занятости в России//«Экономи-ко-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: реальные императивы динамичного социохозяй-ственного развития»/ Сб.статей Международной научно-практической конфе-ренции./Под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В.Соболева, В.В.Сорокожердьева, З.М.Хаше-вой.- Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014.-С.378-383.

10. Цхададзе Н.В. Богацкая К.А. Миграция рабочей силы и ее влияние на воспроизводственные процессы // «Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития» к 80-летию выхода в свет книги Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»: сборник тезисов докладов / под ред. Р.М.

ет Нуреева, М.Л. Альпидовской. - М.: Финансовый университет, 2016. - С.277-283.

£

Б

а

2 о

Analysis of the features of regional migration processes in the Russian Federation

Skriabina K.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The most important achievement of modern Russia in the field of population migration is the granting to Russian citizens of freedom of movement and place of choice of residence within the country and the freedom to travel abroad. A specific feature of the Russian migration policy in the last decade is the formation of a well-defined migration channel for highly qualified specialists. This was an attempt to make Russia attractive for highlevel foreign professionals who could bring new knowledge to Russia for the creation of modern industries and the transition to modern forms of management. Important, of strategic importance in the migration sphere, was the decision to transfer the function of regulating the influx of labor migrants from the CIS countries to the Russian regions - transferring to the regional level the powers to issue patents to migrants and regulating the migration inflow through establishing the value of the patent and its annual adjustment [6 p. 8-9].

The delegation of authority represents the opportunity for regional institutions to determine the "economic density" of migration flows, depending on the characteristics of regional economies. However, it is a well-known fact that the economies of the regions and various constituent entities of the Russian Federation, to a large extent, and sometimes radically, are different from each other, which consequently cannot but affect the key regional migration indicators[6 p. 15].

Keywords: migration strategy, migration effect, regional migration, migration coefficient, migration attractiveness of a region, migration group, migration enclave, migration quota, negative and positive migration.

References

1. Order of the Government of the Russian

Federation of 15.11.2018 N 2496-p "On the establishment of quotas for issuing permits for temporary residence in the Russian Federation for 2019 to foreign citizens and persons without citizenship" [Electronic resource] - Access mode: http: // static. government.ru/media/files/ tzYAIMGfNprIHw7Q5ANo6W1FALvOkHAO.pdf (appeal date 03/19/2019)

2. Order of the Government of the Russian

Federation of November 22, 2017 No. 2581-p. "On the establishment of quotas for issuing temporary residence permits to foreign citizens and stateless persons in the Russian Federation for 2018" [Electronic resource] -

Access mode: http://static.government.ru/ media/files/ qMMIJEmbWjeiN6Ljb6EhRmsRVEyqfzpw.pdf (date appeal 19.03.2019)

3. Ahmadeev D.R. Institutional transformation of

informal employment in Russia «Economic and legal aspects of the implementation of the strategy of modernization of Russia: the real imperatives of dynamic social development» / Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. / Ed. Gb Kleiner - Krasnodar: YUIM Publishing House, 2014.-P.378-383.

4. Gimpelson V.E. Russian labor market: trends,

institutions, structural changes - Center for Strategic Research (CSR) [Electronic resource]

- Access mode: https://csr.ru/wp-content/ uploads/2017/03/Doklad_trud.pdf (appeal date: 04/05/2019).

5. Zayonchkovskaya J.A. Russia's Demographic

Challenges - Center for Strategic Research (CSR) [Electronic resource] - Access mode: https: //www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/ 11/Report-Demography-web.pdf (access date: 12.04 .2019).

6. Ivakhnyuk I.V. Suggestions for the migration

strategy of Russia until 2035 - Center for Strategic Research (CSR) [Electronic resource]

- Access mode: https://csr.ru/wp-content/ uploads/2017/09/Migration-Strategy-RU-web-1 .pdf (appeal date: 04/17/2019).

7. Statistical bulletin «Number and migration of the

population of the Russian Federation» - Federal State Statistics Service (FSSS) - [Electronic resource] - Access mode: http://www.gks.ru/ bgd/regl/b18_107/Main.htm (date applications 12.03.2019)

8. Filatov Yu.M. Study of the evolution of scientific

views on international labor migration / Yu.M. Filatov. - M .: Tula State University, 2015. -C. 222-237.

9. Tskhadadze N.V. Akhmadeev D.R. Institutional

Transformation of Informal Employment in Russia // "Economic and Legal Aspects of Implementing the Strategy of Modernization of Russia: Real Imperatives of Dynamic Social Development" / Collected Articles of the International Scientific and Practical Conference. / Ed. Gb Kleiner, E.V. Sobolev, V.V. Sorokozherdjeva, Z.M.Hashevoi. -Krasnodar: YUIM Publishing House, 2014.-P.378-383.

10. Tskhadadze N.V. Bogatskaya K.A. Labor Migration and Its Impact on Reproduction Processes // "Reproduction of Russia in the 21st Century: Dialectics of Regulated Development" for the 80th anniversary of the publication of the book by G. M. Keynes "General Theory of Employment, Interest and Money": a collection of abstracts / under ed. R.M. Nureeva, M.L. Alpidovskoy. - M .: Financial University, 2016. - P.277-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.