ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332.2/7(075.8)
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ
Н. А. Киселёва, канд. соц. наук, доцент;
М. С. Терешкина, ст. преподаватель
Пензенский ГУАС, т. 8 (412) 494-847
В статье дается анализ особенностей перехода от земельного кадастра к государственному кадастру недвижимости. Рассматриваются принципиальная новизна федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и некоторые другие правовые акты, которые показывают новые аспекты в системе земельно-имущественных отношений.
Ключевые слова: государственный кадастр объектов недвижимости, земельный участок, государственный кадастровый учет.
Долгое время в России земля и объекты капитального строительства, расположенные на ней, рассматривались отдельно, отдельно велся учет и предоставлялись сведения о них. Описание объектов недвижимости, их идентификация и привязка к местности зачастую не соответствовали друг другу. Такой разброс сведений представлял большую проблему для тех, кто работает с недвижимостью, так как они не всегда владели полной и достоверной информацией об объекте недвижимого имущества. Принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» было уточнено понятие недвижимого имущества. Согласно закону к нему относятся земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы. Окончательно понимание земельного участка и расположенного на нем здания, строения, сооружения как единого объекта недвижимого имущества закреплено в федеральном законе от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который, однако, исключа-
ет участки недр. Данный нормативно-правовой акт также служит основанием для создания единого информационного ресурса об объектах недвижимого имущества.
Период с 01.03.2008 г., даты введения в действе закона «О государственном кадастре недвижимости», до 1 января 2010 года определен как переходный период применения данного закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Системы учета земли и расположенных на ней объектов капитального строительства по-прежнему будут вести раздельно. Обусловлено это техническими трудностями объединения систем учета, необходимостью разработки и принятия ряда дополнительных нормативно-правовых актов, регламентирующих создание единой информационной системы о недвижимом имуществе.
Проанализируем некоторые принципиальные положения создания государственного кадастра недвижимости и переходного периода его ведения. Необходимо отметить, что несмотря на то, что федеральный закон от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» утратил силу, понятие «земельный кадастр» является базовым для понимания сути кадаст-
Нива Поволжья № 1 (14) февраль 2010 95
ра недвижимости, так как земельный кадастр составляет основу последнего. Согласно названному закону государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов [3]. Государственный кадастр недвижимости определен как систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных законом сведений [2]. Как видно из последнего определения, законодатель уже не разделяет землю и строения на ней, говоря о недвижимом имуществе.
Необходимо обратить внимание на уточнение понятия земельного участка как объекта земельных отношений, который понимается ныне как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке [ст. 6 ЗК РФ]. В законе «О государственном земельном кадастре» определение земельного участка дополнялось словами «а также все то, что находится над и под поверхностью ЗУ, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными», которые, на наш взгляд, затрудняли правильное толкование понятия земельного участка и порождали юридические неточности. В связи с этим в законе «О государственном кадастре недвижимости» подчеркивается, что положения закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов, то есть это как раз все то, что находится над и под поверхностью земельного участка.
Принципиальным является уточнение в законе «О государственном кадастре недвижимости» оснований проведения государственного кадастрового учета. Отмечается, что он будет осуществляться в связи с образованием или созданием объекта
недвижимости, а также прекращением его существования (чего не было в законе «О государственном земельном кадастре») либо с изменением как уникальных, так и иных характеристик объекта недвижимости.
Закон «О государственном кадастре недвижимости» вводит ряд новых понятий и категорий: кадастровые отношения, кадастровый инженер, межевой план. Кадастровыми именуются отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности. Кадастровый инженер - физическое или юридическое лицо (бюро кадастровых инженеров), соответствующее требованиям закона и имеющее право осуществлять деятельность по формированию объектов кадастрового учета. (В переходный период функцию «кадастрового инженера» выполняют землеустроители). Межевой план -документ, который составляется на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках [2].
Существенно изменены сроки постановки на учёт и снятия с учета объектов недвижимости, теперь они осуществляются в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов.
Если ранее плата за проведение государственного кадастрового учета не взималась, а только за копирование документов и предоставление сведений государственного земельного кадастра, то теперь за постановку на учет будет взиматься государственная пошлина. Кадастровый учет
изменений объекта будет осуществляться бесплатно.
Вместо кадастрового плана земельного участка, выдававшегося ранее, сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; кадастровой справки.
Большое значение для повышения эффективности управления земельно-имущественными отношениями, на наш взгляд, имеет заложенная в законе о кадастре недвижимости идея создания отлаженной процедуры информационного взаимодействия государственных и муниципальных органов власти, учреждений по учету и регистрации объектов недвижимого имущества, иных организаций и учреждений.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями.
Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета представляет документы о данном учете в государственные органы, определенные Правительством Российской Федерации. При этом в случае, если в соответствии с кадастровыми сведениями право на объект недвижимости зарегистрировано, орган кадастрового учета в срок не более чем три рабочих дня со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в статье 7 закона о кадастре недвижимости сведений о таком объекте недвижимости (если изменение этих
сведений требует внесения соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним) или прекращением существования такого объекта недвижимости, представляет документ об указанном учете в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Состав сведений, содержащихся в представляемых органом кадастрового учета в соответствии с настоящей частью документах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Орган кадастрового учета регулярно предоставляет на безвозмездной основе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления кадастровые сведения в виде кадастровых карт соответственно территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований в порядке, определенном соглашениями об информационном взаимодействии, которые заключены между органом кадастрового учета и указанными органами.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект недвижимости и сделок с ним представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий сведения:
1) о зарегистрированном праве на такой объект недвижимости и об обладателях или обладателе этого права в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано право на такой объект недвижимости);
2) о зарегистрированном ограничении (обременении) вещного права на такой объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган
Нива Поволжья № 1 (14) февраль 2010 97
кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих актов об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком установлении или изменении.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
Орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах представляет документы о данных природных объектах в орган кадастрового учета. Состав содержащихся в этих документах сведений о данных при-
родных объектах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, в связи с которым требуется внесение изменений в кадастровые сведения, представляет в орган кадастрового учета копию такого решения.
Анализ положений закона «О государственном кадастре недвижимости» показал, что Россия шагнула далеко вперед в понимании недвижимого имущества и создании правового государства, основу земельно-имущественных отношений которого составит единый полный и достоверный информационный ресурс. Создание кадастра недвижимости имеет целью не только упрощение и повышение эффективности управленческих действий, но и прежде всего заботу государства о своих гражданах, защите их прав, обеспечении благоприятных условий жизни и деятельности. Однако кадастр недвижимости в Росси находится только на начальной стадии своего развития, предстоит немалая работа по реализации положений принятого закона и разработка дополнительных подзаконных актов, детально разъясняющих особенности деятельности кадастрового инженера, подготовки им документов на государственный кадастровый учет.
Литература
1. Земельный кодекс. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
2. ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г.
3. ФЗ № 28 «О государственном земельном кадастре» от 2.01.2000 г.