артериолы, но и венулы, которые также как и артериолы неоднородно реагируют на «острое» курение в молодом возрасте и при ИБС.
Выводы. Выявлены разнонаправленные реакции микрососудов в ответ на курение 1 сигареты, у молодых практически здоровых лиц и у пациентов с ИБС. Расширение резистивных микрососудов в ответ на курение требует дальнейших углубленных исследований и может дать новое представление о патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний, которые могут быть не очевидны из более традиционных исследований макроциркуляции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давидович И.М., Жарский С.Л. Влияние курения табака на микроциркуляцию в сосудах бульбарной конъюнктивы у практически здоровых людей молодого возраста // Кардиология - 1982. - №8. - С. 115—116.
2. Сиротин Б.З., Шевцов Б.П., Давидович И.М., Жарский С.Л. Влияние курения табака на микроциркуляцию сосудов бульбарной конъюнктивы у молодых больных ишемической болезнью сердца // Терапевтический архив - 1982. - №3. - С. 70—73.
3. Rangemark С, Wennmalm А. Endothelium-dependent and -independent vasodilation and reactive hyperemia in healthy smokers // J Cardiovasc Pharmacol. - 1992. - №20. - P.198-201.
4. Santo-Tomas M., Lopez-Jimenez F., Machado H., et al. Effect of cigar smoking on endothelium-dependent brachial artery dilation in healthy young adults // American Heart Journal. -2002. - V.143, №1. - Р. 83-86.
УДК: 612.13
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ МИКРОЦИРКУЛЯТОРНОГО КРОВОТОКА КОЖИ ЛБА
И ПАЛЬЦА ЧЕЛОВЕКА Красников Г.В., Красникова И.В., Тюрина М.Й, .Пискунова Г.М.
ФГБОУВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого», Тула, Россия
gvkrasnikov@gmail.com
Резюме
Методом лазерной допплеровской флоуметрии исследовали регионарные особенности микроциркуляторного кровотока кожи лба и пальца человека. Показано, что регионарная специфика кровотока кожи пальца и лба преимущественно обусловлена различным участием симпатических механизмов регуляции перфузии.
Ключевые слова: микроциркуляторный кровоток, лазерная допплеровская флоуметрия, функциональные пробы, вейвлет-преобразование.
ANALYSIS OF CHARACTERISTICS OF MICROCIRCULATORY BLOOD FLOW OF FOREHEAD AND FINGER SKIN OF THE OF A PERSON
Krasnikov G.V., Krasnikova I. V., Tyurina M.J., Piskunova G.M.
Tula State Pedagogical University Leo Tolstoy, Tula, Russia
gykrasnikov@gmail.com
Abstract
The regional features of the microcirculatory blood flow of human forehead and finger skin were investigated by laser Doppler flowmetry. It was shown that the regional specificity of the blood flow of the skin of the finger and forehead is mainly due to the different participation of sympathetic mechanisms for the regulation of perfusion.
Keywords: microcirculatory blood flow, laser Doppler flowmetry, functional tests, wavelet transform.
Введение. Для практической оценки вегетативной регуляции сосудов с помощью лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ), обычно используют кожу акральных зон конечностей (ладони, стопы, пальцы). Вегетативная иннервация сосудов кожи акральных зон представлена постганглионарными симпатическими адренергическими и холинергическими волокнам. При этом, функция холинергических эфферентов клинически значима только в неакральных зонах конечностей и на туловище [1, 3]. Парасимпатическая нервная система не участвует в периваскулярной иннервации конечностей. Отчётливые морфологические доказательства наличия парасимпатической периваскулярной иннервации в коже человека отсутствуют за исключением кожи лица, в том числе лба [2]. Симпатические механизмы, таким образом, играют главную роль в контроля тонуса сосудистой сети кожи, в то время как парасимпатическая нервная система считается «изгоем» на уровне контроля гладкой мускулатуры сосудов, с незначительной ролью в периферической вазорегуляции и практически не влияет на периферическое сопротивление [4].
Целью работы являлось сравнительное исследование особенностей микроциркуляторного кровотока кожи лба и пальца человека обусловленных различным характером нейрогенных механизмов регуляции.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 8 практически здоровых, некурящих студентов обоего пола 20-22 летнего возраста. Все испытуемые перед началом эксперимента были полностью информированы о процедурах и методах исследования и давали добровольное согласие на участие в эксперименте.
Регистрацию микроциркуляторного кровотока проводили методом ЛДФ в коже руки с помощью двухканального флоуметра ЛАКК-ОП (ЛАЗМА, Россия). Зонды флоуметра располагали на ладонной поверхности дистальной фаланги указательного пальца левой кисти и на поверхности кожи центральной части лба. Для каждого испытуемого были последовательно проведены 5-минутные регистрации сигналов: в нативном состоянии и в условиях следующих функциональных проб. 1) Проба с глубоким управляемым дыханием с частотой 0.1 Гц. 2) Проба с резким глубоким вдохом (гасп). 3) Проба с 30-секундной задержкой дыхания.
Сравнительный анализ сигналов проводили на основе взаимного спектрального анализа, на базе вейвлет-преобразования. Выявление общих частотных компонент сигналов проводили на основе расчета кросс-спектра сигналов и оценки их когерентности. Кросс-спектральный анализ выполнялся в программной среде вычислений с открытым исходным кодом «R» версии 3.3.3 с помощь пакетов WaveletComp (версия 1.0) и Signal (версия 0.7-6).
Результаты и их обсуждение. В нативном состоянии в спектрах ЛДФ-гамм обеих зон показаны выраженные пики в частотном диапазоне кардиоритма (С, 0.6-1.6 Гц). Амплитуда пульсовых колебаний практически одинакова. Респираторно-зависимые колебания (R, 0.15-0.6 Гц), напротив, практически не выражены. Амплитуда колебаний, обусловленных спонтанной активностью гладкомышечных клеток сосудистой стенки (М, 0.06-0.15 Гц) достоверно различалась для кровотока кожи пальца и лба. Спектральный максимум для кровотока кожи пальца находится на частоте 0.065 Гц, в то время как для кровотока кожи лба он сосредоточен в области 0.15 Гц. При этом амплитуда колебаний в последнем случае достоверно ниже (0.45 и 0.71 пф. ед., соответственно). Колебания в диапазоне нейрогенной активности (N, 0.02-0.06 Гц) для кровотока кожи пальца и лба также достоверно различались по амплитуде и частоте. В кровотоке кожи пальца показан пик на частоте 0.032 Гц (0.66 пф. ед.). В спектре ЛДФ-грамм кровотока кожи лба выраженный пик в диапазоне N отсутствовал, максимум амплитуды находится на частоте 0.045 Гц (0.26 пф. ед.).
Для оценки роли симпатических механизмов контроля сосудистого тонуса мы использовали функциональные тесты на основе управляемого дыхания. Ритмичное дыхание с частотой 0.1 Гц вызывало достоверное увеличение амплитуды колебаний на частоте дыхания и в диапазоне нейрогенных колебаний (0.04 Гц) в кровотоке кожи пальца. Для кровотока кожи лба достоверное увеличение колебаний наблюдали только на частоте
С М О Л Е Н С К И Й М Е Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х
2 0 1 8, № 4
| 164
навязанного дыхательного ритма. Кросс-спектральный анализ и оценка когерентности ЛДФ-грамм демонстрировали, что в данных условиях общими частотными компонентами являются только колебания на частоте контролируемого дыхания (0.1 Гц) и пульсовые колебания.
Вазомоторный рефлекс, запускаемый быстрым глубоким вдохом, вызывал кратковременное уменьшение кожного кровотока (на 30-40%) в коже пальца, что является типичной реакцией микроциркуляторного русла для акральных зон конечностей. Однако для кровотока кожи лба выраженная реакция на гасп полностью отсутствовала.
Проба с 30-секундной задержкой также демонстрировала различный характер реакции. Для кровотока кожи пальца типична вазоконстрикторная реакция, сопровождавшаяся значительным (до 60%) снижением кровотока. Для кровотока кожи лба, так же как в случае с гаспом, видимая реакция отсутствовала. В некоторых случаях, напротив, отмечена небольшая вазодилатация с увеличением базального уровня на 10-15% в течение 15-20 с.
Выводы. Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что регионарная специфика кровотока кожи пальца и лба преимущественно обусловлена различным участием симпатических механизмов регуляции перфузии. Несмотря на то, что для кровотока кожи лба нами показано наличие колебаний тождественных колебаниям симпатического генеза, результаты функциональных проб свидетельствуют о незначительном участии симпатических механизмов в регуляции сосудистого тонуса кровотока данного региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Крупаткин А.И. Функциональная оценка периваскулярной иннервации кожи конечностей с помощью лазерной допплеровской флоуметрии // Физиология человека. -2004. - Т.30. - №1. - С.99-104.
2. Izumi H. Nervous control of blood flow in the orofacial region // Pharmacol Ther. - 1999. -V.81. - P.141-161.
3. Mayrovitz HN. Inspiration-induced vasoconstrictive responses in dominant versus nondominant hands // Clin Physiol Funct Imaging. - 2005. - V.25. - P.69-73.
Podgoreanu M, Stout R, El-Moalem H, Silverman D. Synchronous rhythmical vasomotion in the human cutaneous microvasculature during nonpulsatile cardiopulmonary bypass. Anesthesiology. -2002. - V.97. -№5. - P.1110-1117.
УДК 616.833.15-009.7-085.38
КЛИНИКО-БИОХИМИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ЛЕЧЕНИИ НЕВРАЛГИИ ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ЛАЗЕРНОЙ ГЕМОТЕРАПИИ
12 1 Нечипуренко Н.И. , Танин А.Л. , Пашковская И.Д. ,
Василевская Л.А.1, Алексеевец В.В.1
1 Государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр неврологии и нейрохирургии» Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Минск,
Беларусь
2Государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия
последипломного образования», Минск, Беларусь
prof_NIN@mail.ru
Резюме
Цель работы - оценить результат комплексного лечения, включающего лазерную гемотерапию при выполнении высокочастотной селективной ризотомии, у пациентов с невралгией тройничного нерва. Исследование проведено на 36 пациентах, разделенных на