развитие институтов, сервисов и законодательства отрасли, но и активность участников рынка и «продвинутое» использование цифровых ресурсов. Цифровизация позволяет улучшать качество, скорость и эффективность всех процессов.
Однако цифровая культура отстает от процессов цифровой трансформации, тормозит ее развитие. Наблюдается дефицит специалистов в области цифровых технологий. Эти проблемы важно решать в ближайшее время, создавая необходимые условия для подготовки высококвалифицированных кадров.
Как только люди получают доступ к интернету, они становятся активными участниками цифровой экономики. В настоящее время перестало быть проблемой совершать покупки через интернет, получать социальную поддержку людям с ограниченными возможностями. Ведется работа над созданием системы «Умный город». Создание МФЦ (многофункциональных центров), ЕИЦ (единых информационных центров) показывает, что очень большой поток населения стал переходить на получение электронных услуг. Деятельность таких центров реализуется по принципу «одного окна», т.е. получатель услуг максимально исключён из процесса сбора различных документов и предоставления их в различные инстанции.
Социальная сфера — это работа с людьми. В XXI веке для улучшения качества оказания услуг не обойтись без цифровых технологий, которые позволяют быстро собирать и эффективно обрабатывать информацию. Социальная эффективность выражает степень удовлетворенности получателей услуг. Она показывает, насколько деятельность услугодателя отвечает потребностям общества и повышает качество жизни населения. Заявитель, обращаясь за получением государственной услуги ожидает получить конечный результат высокого качества, с минимальным расходованием ресурсов и времени.
Список использованной литературы:
1. Адизес, И. На пороге управленческой эволюции [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://adizes. me/posts/na-poroge-upravlencheskoy-revolyutsii/
2. Цифровая экономика России 2017. Аналитика. Цифры. Факты. [Электронный ресурс] - URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/cifrovaya-ekonomika-rossii-2017-analitika-cifry-fakty/.
3. «Цифровая экономика: 2021» [Электронный ресурс] - URL: https://issek.hse.ru/news/420475066.html
© Джумаева Д., Байрамов Д., Байрамов М., 2023
УДК 336.02
Кулагина А.А.
магистрант НГУЭУ, Новосибирск Научный руководитель: Баликоев В.З.
доктор экон. наук, профессор кафедры ФРиФИ НГУЭУ,
Новосибирск, РФ
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ МОДЕЛЕЙ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ИХ ВНЕДРЕНИЯ В РОССИЙСКУЮ ПРАКТИКУ
Аннотация
В статье рассматривается основные модели ипотечного кредитования, которые используются в зарубежной практике - в сравнении с моделью рынка ипотечного кредитования Российской Федерации. Делается вывод о достаточно распространённом в научной литературе предложении по возможности использования в этом контексте зарубежного опыта.
Ключевые слова:
рыночная модель США, двухуровневая ипотечная модель, накопительно-ипотечная модель, одноуровневая ипотечная модель, модели ипотечного кредитования.
Говоря о зарубежном опыте ипотечного кредитования, авторы публикаций, как правило, подразумевают две основных модели: рыночную -США и некоторых других развитых странах и накопительно-ипотечную или одноуровневую, распространённую в Германии, Франции, других странах.
Суть рыночной модели состоит в том, что ипотечные кредиты, предоставляемые населению на первичном рынке - секьюритизируются на вторичном специализированными организациями и превращаются в ипотечные производные ценные бумаги, которые размещаются среди инвесторов. Банки на первичном рынке через такой механизм получают дополнительные ресурсы для расширения кредитования, повышают ликвидность балансов и снижают кредитные риски.
При этом, поскольку организацией секьюртизации занимаются специализированные организации, поддерживаемые государством, выпускаемые ипотечные ценные бумаги считаются высоконадежными и их можно размещать на выгодных условиях, что снижает для банков на первичном рынке цену рефинансирования [2].
Особенности такой модели можно рассмотреть на примере США. Там банки могут работать на основании федерального законодательства либо на основании законодательства Штатов, по собственному выбору. Банки в США могут присоединяться или не присоединяться к Федеральной резервной системе, в которой Совет ФРС с административным аппаратом выполняет функции центрального банка, а кроме того существуют 12 резервных банков по округам, акционерами которых становятся депозитные организации, которые присоединяются к этой системе [6].
Эта система является аналогом кредитной системы в России, только объединяются депозитные организации не по принципу основных активных операций, кредитования, а по принципу фондирования, через привлечение депозитов.
Работу механизма ипотечного кредитования в США обеспечивают специализированные банки, входящие в Федеральную систему банков жилищного кредита, причем банками они являются только по названию.
Банки системы жилищного кредита подобны федеральным резервным банкам - их 11 по числу федеральных округов ипотечного кредитования, а депозитные организации первого уровня в этой системе являются их акционерами, что позволяет им получать на выгодных условиях рефинансирование кредитов через их секьюритизацию.
Финансирование банков системы жилищного кредита осуществляется не за счет привлечения депозитов, а за счет выпуска и размещения ценных бумаг, в том числе производных ипотечных, обеспеченных требованиями по ипотечным кредитам, а также за счет государственных субсидий.
Все организации Федеральной системы банков жилищного кредита, относятся к числу так называемых GSEs, субсидируемых Правительством США. Принадлежность к числу GSEs дает банкам и корпорациям системы жилищного кредитования США возможность размещения ценных бумаг на рынке на выгодных условиях, что дает возможность обеспечить льготное рефинансирование ипотечных кредитов для депозитных организаций первого уровня.
То есть целью функционирования Федеральной системы банков жилищного кредита является не извлечение прибыли, а минимизация стоимости ипотечного кредита для конечных заемщиков -физических лиц. Одновременно, за счет обращения на рынке ипотечных ценных бумаг повышается ликвидность фондового рынка США. Для конечного заемщика, помимо умеренных ставок, эта система дает возможность получения ипотечного кредита с минимальным первоначальным взносом или вообще без него - за счет того, что банки рефинансируют такие кредиты на вторичном рынке.
Альтернативой двухуровневой системе США, является европейская накопительно-ипотечная,
одноуровневая система. Основная особенность такой модели состоит в том, что стимулируются длительные предварительные накопления собственных средств гражданами под будущее приобретения жилья. При достижении объема от 30 до 50% стоимости жилья, государство предоставляет субсидию в размере 10-30% этой стоимости, а на оставшуюся часть специализированными банками и финансовыми организациями предоставляются ипотечные кредиты [4].
Варианты накопления гражданами собственных средств различны, один из них - строительно-сберегательные банки или небанковские кредитные организации. Они специализируются на аккумулировании жилищных сбережений, а в основе активных операций этих организаций - жилищное кредитование населения.
Субсидирование государством граждан на цели приобретения жилья, о котором говорилось выше, осуществляется через институты развития.
При этом ипотечным кредитованием в Германии могут заниматься и обычные банки, и небанковские кредитные организации, а будущий ипотечный заемщик может аккумулировать собственные накопления с применением любых инструментов финансового рынка.
У этой модели имеются свои преимущества по сравнению с рыночной моделью США.
Во-первых, она считается более устойчивой и в меньшей степени подверженной рыночным рискам, поскольку в этой модели ресурсная база специализированных накопительных организаций в гораздо меньшей степени зависит от рыночной конъюнктуры.
Во-вторых, многолетнее накопление гражданами собственных средств позволяет получать сведения о поведении потенциального заемщика, а значит оценки кредитоспособности будут более взвешенными.
В-третьих, в такой системе велика роль государства, которое не просто субсидирует эту систему, но предотвращает нецелевое использование средств, которые в данном случае предоставляются не субсидируемым организациям, как в США, а адресно ипотечным заемщикам [5].
Теперь рассмотрим Российскую модель, сочетающую в себе элементы и рыночной двухуровневой и европейской одноуровневой систем.
В России также, как и в американской модели, существуют первичный рынок ипотечного кредитования, на котором банки - кредиторы предоставляют жилищные ипотечные кредиты гражданам - заемщикам, и вторичный рынок, на котором банки могут рефинансироваться через выпуск ипотечных ценных бумаг. Существует аналог ипотечных корпораций - рефинансирующие организации такие, например, как Дом. РФ.
Имеется также и институт государственного субсидирования ипотечного кредитования. Также как в европейской модели у граждан существует возможность предварительного накопления собственных средств, а банки, также, как и в Европе, почти всегда требуют первоначальный взнос за счет собственных средств заемщика.
Однако организовано все это несколько иначе. Первичный рынок формируют в основном банки и граждане-заемщики. Вторую группу частников первичного рынка составляют граждане, которые могут претендовать на получение ипотечного кредита. Третьим участником первичного рынка ипотечного кредитования выступает Банк России [1].
Косвенное воздействие на ситуацию, участие в работе первичного рынка ипотечного кредитования принимает государство, инициируя программы субсидирования ставок по ипотечным кредитам, что выгодно для банков и повышает доступность ипотеки для достаточно широкого круга граждан.
Вторичный рынок ипотечного кредитования в России существует, но в отличие от США, он не выполняет функций ресурсного обеспечения ипотечного кредитования. Участниками этого рынка, с одной стороны, выступают те же банки, которые осуществляют кредитование ипотечных заемщиков на первичном рынке. Они могут получать рефинансирование под права требований по ипотечным кредитам, однако интересует оно их не с точки зрения расширения ресурсной базы или удешевления кредитов для
конечных заемщиков. Их интересуют вопросы управления собственными рисками, регулирования собственной ликвидности, выполнения установленных Банком России эконмических нормативов.
В научных публикациях последних лет в России достаточно популярной точкой зрения является развитие ипотечного кредитования в России через внедрение зарубежных моделей его организации [3].
По мнению автора настоящей работы, использование зарубежных моделей не решает проблем развития ипотечного кредитования в России.
Использование сложной с институциональной точки зрения двухуровневой американской модели ориентировано, с одной стороны, на обеспечение ресурсной базы ипотечного кредитования, с другой -на удешевление ипотечного кредита для конечных заемщиков через государственное субсидирование. В России, ограниченность ресурсов не является ключевой проблемой для банковской системы, а субсидирование уже осуществляется, только с использованием других механизмов.
Применение же европейской модели с длительным накоплением собственных средств потенциальными ипотечными заемщиками, упирается в проблему низких и постоянно падающих доходов населения Российской Федерации. Поэтому и эта модель никак не решает ключевой проблемы развития ипотечного кредитования в России, то есть проблемы доступности ипотечного кредита широком кругу граждан. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с изменениями и дополнениями [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/ 12127405/paragraph/292484/doclist/3214/showentries/0/highlight/Банк%20России
2. Горяева Е.А. Классификация моделей ипотечного кредитования // Научно-практические исследования -2017 - №4 - с. 34-39;
3. Дорохин Т.В. Становление рынка ипотечного кредитования. Опыт зарубежных стран // Administrative Consulting - 2018 - №1 - с. 14-23;
4. Дубинин Т.В. Становление рынка ипотечного кредитования. Опыт зарубежных стран // Administrative Consulting - 2018 - №1 - с. 14-23
5. Понька В.Ф. Ссудо-сберегательная модель ипотечного кредитования // Вопросы экономики и права -2019 - №3 - с. 23-26;
6. 12 U.S. Code Federal Reserve System [Электронный ресурс]. - URL: https://www.law.cornell.edu/ uscode/text/12/chapter-3
© Кулагина А.А., 2023
УДК 338.48
Овезов Д., преподаватель Туркменского государственного института экономики и управления.
Чуриева Г., студентка
Туркменского государственного института экономики и управления.
Чолукова У., студентка Туркменского государственного института экономики и управления.
Туркменистан, город Ашгабад
ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация
В статье рассматривается показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия и