Научная статья на тему 'Анализ основных видов стилистических ошибок в студенческой среде'

Анализ основных видов стилистических ошибок в студенческой среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОШИБКА / АНАЛИЗ / ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ / ПЛЕОНАЗМЫ / ТАВТОЛОГИЯ / STYLISTIC ERRORS / ANALYSIS / LEXICAL COMPATIBILITY / PLEONASM / TAUTOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина Е. Р.

Статья направлена на выявление основных типов стилистических ошибок среди студентов. Выделены основные виды ошибок. Приведены примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF MAIN STYLISTIC ERRORS AMONG STUDENTS

The article aims to identify the main types of stylistic errors among students. The basic types of errors are described. The examples of errors are given.

Текст научной работы на тему «Анализ основных видов стилистических ошибок в студенческой среде»

Мухина Е.Р.

Старший преподаватель, Пермский национальный исследовательский политехнический университет АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ВИДОВ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Аннотация

Статья направлена на выявление основных типов стилистических ошибок среди студентов. Выделены основные виды ошибок. Приведены примеры.

Ключевые слова: стилистическая ошибка, анализ, лексическая сочетаемость, плеоназмы, тавтология.

Mukhina E.R.

Senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University THE ANALYSIS OF MAIN STYLISTIC ERRORS AMONG STUDENTS

Abstract

The article aims to identify the main types of stylistic errors among students. The basic types of errors are described. The examples of errors are given.

Keywords: stylistic errors, analysis, lexical compatibility, pleonasm, tautology.

В студенческой среде присутствует очень много различных речевых стилистических ошибок в числе которых можно отметить и нарушение благозвучия речи, речевую недостаточность/избыточность, злоупотребление речевыми штампами и пр.

По нашим наблюдениям чаще всего встречаются морфолого-стилистические ошибки. Прежде всего, речь идет об ошибках в употреблении числительных. На наш взгляд, можно выделить три наиболее распространенных типа ошибок:

• неправильное склонение числительных. К примеру: “Информатика будет проходить в ста семьдесят первой аудитории” (вместо: “Информатика будет проходить в сто семьдесят первой аудитории”). “Правило написано на двухсот восемнадцатой странице” (вместо: ”Правило написано на двести восемнадцатой странице”).

• смешение основ мужского и женского рода оба-обе: “По обоим сторонам...” (вместо: “По обеим сторонам...”), “Обоими руками.. .’’(вместо: ’’Обеими руками.”).

• неправильное употребление сочетаний числительных с существительными: “Да здесь недалеко. В полуторах километров” (вместо: ”В полутора километрах”); “С праздником Восьмым мартом!” (вместо: ”С праздником Восьмого марта!”).

Много ошибок можно заметить и в употреблении форм глагола:

• неправильное использование форм первого лица единственного числа настоящего и будущего времени недостаточных глаголов. “Я, конечно, убедю его пойти с нами” (вместо: ”Я конечно, смогу убедить его пойти с нами”).

• использование форм первого лица единственного числа от некоторых глаголов с основами на чередующиеся согласные. “Я сейчас пылесошу ковер. Перезвоню тебе через 5 минут” (вместо: ”Я сейчас чищу пылесосом ковер. Перезвоню тебе через 5 минут”).

• использование форм третьего лица единственного числа: “Она сейчас полоскает белье”(вместо: ”Она сейчас полощет белье”).

• использование форм бесприставочных глаголов прошедшего времени с суффиксом -ну-: “Плащ так долго сохнул.” (вместо: ”Плащ так долго сох.”).

• использование форм бесприставочных глаголов с корнем -лож-: “Не ложи тетрадь в шкаф! Она мне сейчас понадобится” (вместо: ”Не клади тетрадь в шкаф. Она мне сейчас понадобится”).

• использование глаголов повелительного наклонения. К примеру: “Ты едь домой. Не жди меня.”( вместо: ”Ты поезжай домой. Не жди меня”).

Нередко встречаются ошибки в употреблении форм существительных. Речь идет о неверном употреблении падежных форм существительных. “Я купила килограмм абрикос, пять мандарин и связку бананов” (вместо: ”Я купила килограмм абрикосов, пять мандаринов и связку бананов ”).

Очень распространенными являются ошибки в употреблении местоимений. При этом одна из наиболее часто встречающихся ошибок - это неправильное образование формы притяжательных местоимений третьего лица множественного числа: “Ихняя дача далеко. Поехали лучше в другое место” (вместо: ”Их дача далеко.”).“Это евонная ручка” (вместо: ”Это его ручка”).

Анализ ошибок в студенческой среде позволил выявить и группу собственно стилистических ошибок. Прежде всего, речь идет о речевой избыточности, появлении плеоназмов - речевых излишеств, вкраплений слов, ненужных со смысловой точки зрения. Чтобы избежать плеоназма, необходимо отсечь все лишнее. Достаточно следовать простому правилу: если какое-либо слово можно вычеркнуть из текста без снижения качества, то это следует сделать. “Примеры, имеющиеся в таблице, показывают.” (вместо: ”Примеры показывают.”). Очень часто встречаются такие плеоназмы, как: август месяц, период времени, впервые дебютировать, коллеги по работе. Часто плеоназм формируется с помощью “слов-паразитов”: некий, правильный, некоторый. Если проговорить фразу без сомнительного слова, становится очевидным, что оно лишнее.

Помимо плеоназмов, можно отметить еще один недостаток речи - тавтологию. Тавтологией называется определение, повторяющее в иной форме ранее сказанное, повторение однокоренных слов [1]. “В этом рассказе рассказывается о.”(вместо: ”В этом рассказе говорится о.”). Тавтология легко обнаруживается при чтении текста вслух. К непомерно часто употребляемым словам и словосочетаниям относятся: который, чтобы, можно, народный фольклор, спросить вопрос.

Нередкими становятся случаи появления лексических ошибок. Так, очень часто наблюдается смешение паронимов - близких по звучанию, но разных по смыслу слов[1]. В качестве примеров могут быть приведены следующие пары: отличие (чего-то от чего-то) — различие (между чем-то и чем-то), усвоить — освоить (второе употребляется в значении более высокой степени проявления действия), равный (одинаковый) —ровный (без выступов, неровностей), предоставить (отдать в пользование) — представить (предъявить), языковый (от языка в значении орган) — языковой (от языка в значении речь) и многие другие.

Для студенческой среды характерно нарушение лексической сочетаемости. Наиболее распространенным примером является путаница словосочетаний “иметь значение” - “играть роль”. “Это открытие сыграло огромное значение в.”(вместо: ”Это открытие сыграло огромную роль в (имело огромное значение в ).”).

Помимо морфолого-стилистических, собственно стилистических и лексических ошибок имеют место стилистикосинтаксические ошибки, в частности ошибки в строе предложения. К примеру, смещение конструкций: “Главное, на чем следует акцентировать внимание, - это на признаках сходимости рядов”(вместо: “Главное, на чем следует акцентировать внимание, - это признаки сходимости рядов”).

В этой группе ошибок встречается также и Рразрушение структуры сопоставительных союзов и создание новых пар, разделение союзных сочетаний. Не только.. .а (нужно: не только.. .но и ), как.а также (нужно: как.. .так).

Можно отметить следующие виды нарушений:

• нарушение норм согласований определений и приложений, если определение относится к сочетанию существительного с числительным. “Первых два места принадлежат.” (вместо: “Первые два места принадлежат.”).

70

• нарушение норм согласований определений и приложений, если приложения - географические названия. “Я приехала поступать из города Добрянки”( вместо: “Я приехала поступать из города Добрянка”).

• нарушение норм управления: неправильный выбор падежной формы зависимого слова с предлогами согласно, вопреки, благодаря. “Согласно распоряжения...” (вместо: “Согласно распоряжению...”). “Вопреки предсказаний...” (вместо: “Вопреки предсказаниям...”).

Таким образом, в студенческой среде встречаются различные виды стилистических ошибок, причинами которых выступают недостаточно развитое чувство языкового слуха, недостаточное владение синонимикой языка, неточное знание лексического значения слова, незнание стилистических пластов лексики и т.д.

Литература

1. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учеб пособие.- Пермь: Перм.ун-т, 2000.

References

1. Ivanova T.B., Bazhenova E.A., Duskaeva L.R. Orfograficheskie, punktuatsionnyie, rechevyie normyi russkogo yazyika v tablitsah i testah: Ucheb posobie.- Perm: Perm.un-t, 2000.

Нарекая О.И

Аспирант. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТИ И СОКРАЩЕНИЯ СРОКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация

В статье проведен анализ проблем, с которыми сталкивается действующее предприятие при организации строительства и реконструкции основных фондов, определены направления сокращения сроков строительства и реконструкции основных фондов, сформулированы задачи в рамках каждого из направлений.

Ключевые слова: стоимость строительства; сроки строительства, действующее предприятие, основные фонды.

Narskaya O.T

Post Graduate Student. Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering KEY TRENDS IN COST AND TIME REDUCTION DURING CONSTRUCTION AND RECONSTRUCTION OF THE MAIN

ASSETS OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Abstract

The paper analyses the problems which industrial enterprise faces during its activities in the construction and reconstruction of the main assets. The key trends in the cost and time reduction during the construction and reconstruction of the main assets are defined and tasks to be solved in the frames of each trend are elaborated.

Keywords: construction cost, construction time, industrial enterprise, main assets.

Капитальное строительство является особой сферой материального производства, целью которого является производство и ввод в эксплуатацию строительной продукции, включающей здания и сооружения промышленного, жилого, коммерческого назначения, а также инженерное и технологическое оборудование. Процесс строительства, как правило, имеет длительную протяженность во времени и подвержен широкому кругу внешних и внутренних рисков. Специфика строительного производства также заключается в том, что оно реализуется в форме строительных (инвестиционно-строительных) проектов, управление которыми осуществляется с использованием особых методов, относящиеся к дисциплине «управление проектами».

Строительство и реконструкция основных фондов (ОФ) действующих предприятий характеризуется следующими особенностями:

- привязка к долгосрочной стратегии развития предприятия и зависимость от успехов его развития;

- выполнение строительно-монтажных работ (СМР) в условиях действующего предприятия, часто без прерывания основных производственных процессов;

- потребность в существенных объемах инвестиционных ресурсов;

- специфичность строительной продукции, определяющаяся содержанием и особенностями основного производства.

Тесная связь воспроизводства основных фондов с общей стратегией развития предприятия, его фактическим положением на рынке, уровнем доходности производства, состоянием и перспективами бизнеса в целом делает строительство и реконструкцию ОФ уязвимыми от многих рисков, с которыми сталкивается предприятие, и эта зависимость негативно влияет на стоимостные и временные характеристики СМР. Прежде всего, предприятия, не занимающиеся строительством в качестве основной деятельности, часто не обладают необходимыми знаниями и опытом в организации СМР и управлении ими. По оценке российских специалистов [1,3], сфера управления является, наряду со стратегическим планированием, главной проблемной сферой при воспроизводстве ОФ.

Проведенный анализ показал, что перед предприятиями, осуществляющими строительство и реконструкцию основных фондов в современных условиях Российской Федерации, стоят два комплекса проблем:

1. Проблемы, лежащие в плоскости стратегического планирования и реализации расширенного воспроизводства основных фондов в рамках базовой корпоративной и инвестиционной стратегий развития предприятия.

К таковым относятся проблемы следующего характера:

- подверженность деятельности по воспроизводству основных фондов предприятия внешним рискам, связанным с развитием основного бизнеса компании;

- наличие инвестиционных рисков в связи с изменениями в макроэкономической и рыночной ситуациях, вызывающих неритмичность финансирования работ, что приводит к увеличению их стоимости и продлению сроков строительства, а также к конфликтам с подрядчиками;

- недостаток собственных средств для инвестирования в воспроизводство основных фондов и увеличение доли заемных средств.

- сложность организации выполнения СМР в условиях действующего производства.

2. Проблемы, связанные с ресурсно-институциональным обеспечением строительства и реконструкции основных фондов предприятия, прежде всего в сфере организации СМР и управления строительными проектами. Источником этих проблем является отсутствие у большинства промышленных предприятий опыта и ресурсов для выполнения полного объема функций заказчика (заказчика застройщика), в том числе:

- отсутствие профессиональной службы технического надзора над строительством;

- недостаток ресурсов, необходимых для формирования технического задания, предпроектных проработок и проектирования;

- отсутствие опыта применения эффективных процедур конкурентного отбора подрядчиков;

- недостаток опыта и специалистов для изучения рынков общестроительных и специальных работ, а также формирования подрядных и иных договоров и управления договорными отношениями (в том числе урегулирования споров с подрядчиками).

Направления решения указанных проблем включают комплексы мер по двум важнейшим направлениям:

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.