Научная статья на тему 'Анализ основных сфер присутствия туристских транснациональных корпораций'

Анализ основных сфер присутствия туристских транснациональных корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ / СФЕРА ПРИСУТСТВИЯ / ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / TOURISM / MULTINATIONAL CORPORATION / SPHERE OF THE PRESENCE / TYPE OF ACTIVITY / COMPETITIVE ADVANTAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яндовский Александр Николаевич

В статье рассмотрены основные сферы присутствия туристских транснациональных корпораций, в частности, виртуальная сфера, технологическая сфера; материальная и нематериальная сферы. Показаны особенности наложения видов деятельности внутри туристских транснациональных корпораций на примере трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the main areas of the presence of tourist multinationals in particular the virtual sphere, the technological sphere, material and immaterial spheres. The author showed the overlap of activities within the tourism multinational corporations on the example of work.

Текст научной работы на тему «Анализ основных сфер присутствия туристских транснациональных корпораций»

УДК 338.482.2:339.923

I АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ СФЕР ПРИСУТСТВИЯ I ТУРИСТСКИХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Яндовский Александр Николаевич, кандидат социологических наук,

ректор ГОУ ВПО «Московский государственный институт индустрии туризма им. Ю.А. Сенкевича», yandovskiia@mail.ru

The article considers the main areas of the presence of tourist multinationals in particular the virtual sphere, the technological sphere, material and immaterial spheres. The author showed the overlap of activities within the tourism multinational corporations on the example of work.

В статье рассмотрены основные сферы присутствия туристских транснациональных корпораций, в частности, виртуальная сфера, технологическая сфера; материальная и нематериальная сферы. Показаны особенности наложения видов деятельности внутри туристских транснациональных корпораций на примере трудовой деятельности.

Keywords: tourism, multinational corporation, sphere ofthe presence, type ofactivity, competitive advantage

Ключевые слова: туризм, транснациональная корпорация, сфера присутствия, вид деятельности, конкурентное преимущество

Глобализация международного туризма обусловила появление в этой отрасли крупных интегрированных структур — туристских транснациональных корпораций (ТНК), для которых характерны: специфическая организационная структура, реализуемая в глобальном масштабе стратегии; внутрикорпоративные взаимосвязи; коммуникации, основанные на специфике туристского производства, внешних условий и факторов, определяющих направленность и ширину международных туристских потоков, мерах и инструментах национального и межгосударственного регулирования туризма и туристского бизнеса, а также исторических этапов, пройденных туристскими ТНК.

Исследование особенностей функционирования таких ТНК, организации их структуры, взаимодействия с другими игроками международного туристского рынка и правительствами национальных государств актуально, поскольку способствует определению инструментов «выращивания» конкурентоспособных на мировом туристском рынке отечественных корпораций и выстраивания принципиально новых моделей и схем взаимодействия российского государства с западными туристскими ТНК, учитывающих как требования либерализации отрасли, так и приоритет национальных интересов.

ТНК стали центральной организующей силой в современной мировой экономике, на-

кладывающей внутрикорпоративные интересы на традиционное разделение труда между государствами. Для этих организаций международные экономические отношения — внешняя среда функционирования. Действуя в соответствии со своей основной целью — максимизация прибыли, ТНК постоянно модифицируют свои стратегию и структуру и оказывают тем самым огромное влияние на формирование международных экономических отношений.

Основные особенности ТНК, выделяющие их из общей массы предприятий, оперирующих на внешних рынках [2]:

• отрыв от национальной почвы, глобальный характер внутрифирменного планирования, операции по снабжению и сбыту под централизованным частным контролем;

• использование международного единичного разделения труда в рамках системы технологически взаимосвязанных предприятий в разных странах мира, обменивающихся незавершенной продукцией по некоммерческим, трансфертным ценам;

• раздел рынков между филиалами и их централизованное технологическое обеспечение.

Предпосылки становления и развития ТНК весьма многообразны, но все они в той или иной степени обусловлены: несовершенством рынка; ограничениями на пути развития мировой торговли; сильной монопольной властью произво-

дителей; валютным контролем, значительными транспортными издержками; различиями в налоговом законодательстве разных стран.

Транснационализация производства — первопричина образования ТНК — дает компаниям неоспоримые преимущества, в том числе [1]:

• повышение эффективности и усиления конкурентоспособности крупных производств, интегрирующих в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;

• высокая мобильность «неосязаемых» активов компании (управленческий, маркетинговый и другой опыт). Такие активы могут быть оперативно перенесены в другие страны. При этом внешние эффекты их использования не уходят за пределы компании, оставаясь ее собственностью;

• дополнительные возможности повышения эффективности и усиления своей конкурентоспособности путем доступа к ресурсам иностранных государств (использование более дешевой и/или квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей стороны);

• близость к потребителям продукции иностранного филиала компании и возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны. Филиалы ТНК получают важные преимущества перед фирмами принимающей страны в результате использования научно-технического и управленческого потенциала материнской компании и ее филиалов;

• использование в своих интересах особенностей налоговой политики в различных странах, разницу в курсах валют и т. п.;

• способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, сбрасывая их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской компании на разработке новых технологий и изделий;

• посредством прямых инвестиций ТНК преодолевают разного рода барьеры на пути внедрения на рынок той или иной страны путем экспорта.

Предпосылки становления и развития ТНК весьма многообразны, но все они в той или иной

степени обусловлены: несовершенством рынка; ограничениями на пути развития мировой торговли; сильной монопольной властью производителей; валютным контролем, значительными транспортными издержками; различиями в налоговом законодательстве разных стран.

Современные ТНК контролируют две трети мировой торговли, доминируют в разработке и распространении по всему миру новых технологий. Их огромные потребности в капиталах и периодически возникающие излишки наличных средств сделали их ключевыми игроками на международных финансовых рынках. Они существенно воздействуют на глобализацию — экономическую и культурную. Но самое большое воздействие многонациональные корпорации оказывают на интернационализацию производства и предоставление услуг.

В последнее десятилетие усилилась тенденция к укрупнению ТНК, обусловленная увеличением числа слияний и поглощений. В результате ТНК получают возможность наиболее оперативного и эффективного доступа на интересующие их рынки; их присутствие на нескольких рынках одновременно обеспечивает им большую устойчивость при ухудшении конъюнктуры на одном или даже нескольких из них; крупным ТНК более доступны финансовые ресурсы для обеспечения современного технологического уровня производства и возрастающих затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Перечислим предпосылки, побуждающие компании к слияниям и поглощениям: 1) стремление занять доминирующее положение на рынке; 2) расчет на краткосрочный рост рыночной капитализации компании, вызванный повышением цен на ее акции.

Туристские корпорации — интегрированные структуры, объединяющие широкий круг фирм, предоставляющих различные виды туристских услуг, — в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие в себя: предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристский бизнес; транспортные, банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагентств в разных странах. Учитывая специфику туристского производства, можно выделить основные сферы, в которых осуществляется ком-

плекс творческих, управленческих и исполнительных работ: виртуальную, технологическую, нематериальную и материальную.

Виртуальная сфера присутствия современных туристских транснациональных корпораций (ТНК) становится все более значимой ввиду глобального распространения интернет-технологий и практической невозможности динамичного развития туристского и гостиничного бизнеса вне виртуальных сетей. Виртуализация туристского и гостиничного бизнеса не ограничивается традиционным формированием устойчивого и недорогого информационного канала. В виртуальной сфере осуществляются следующие мероприятия: бронируются туристские услуги; формируется туристский продукт (в том числе и самостоятельно потребителем); распределяются туристские и финансовые потоки, формируется необходимая для туриста и турагента документация; происходит ее превращение в глобальную биржу туристских услуг. Аналогично традиционной сырьевой или финансовой бирже, она способна устанавливать биржевую цену на туристский или гостиничный продукт вне зависимости от места его производства.

Технологическая сфера присутствия туристских ТНК определяется необходимостью постоянного совершенствования задействованных в туристском производстве технологий — от схем сотрудничества поставщиков и туроператоров в составе ТНК до разработки новых методик формирования массового сознания потребителей, стимулирования спроса с целью реструктуризации и перераспределения туристского потока в угоду стратегическим и тактическим целям корпорации или ее структурного подразделения. Присутствие в технологической сфере — объективная необходимость для корпорации, желающей выжить и периодически получать необходимые в конкурентной борьбе внутренние и внешние стимулы своего развития.

Виртуальная и технологическая сферы «вышли» из нематериальной ввиду их обладания определенными чертами и характеристиками, а также возрастающей важности как факторов развития и приобретения конкурентных преимуществ корпорацией.

В традиционной нематериальной сфере «остались»: бренды и маркетинговые технологии, направленные на продвижение компании в отношении отдельных сегментов по-

требительского рынка, формирование лояльной клиентской аудитории, дифференциации в конкурентной борьбе и коррекции позиционирования брендов корпорации; технологии организации внутренних бизнес-процессов (например, мотивации труда, формирования компетенций исполнителей и менеджеров, ответственности, командообразования и т. д.).

Материальная сфера присутствия ТНК — это традиционные объекты реального мира, непосредственно обеспечивающие туристское или гостиничное производство (здания, транспортные средства, сооружения, технические средства), эффективное управление которыми необходимо для постоянного поддержания должного и требуемого качества, а также развития.

Наложение зон деятельности внутри туристской ТНК (творческая, управленческая и исполнительная) на сферы присутствия корпорации свидетельствует о постепенном снижении доли творческого труда и о возрастании доли управленческого и исполнительного труда при движении от виртуальной к материальной сфере (рис. 1).

Творческие и инициативные группы (команды) в основном заняты проблемами виртуального присутствия и технологического совершенствования организации. Их включение в управление нематериальными активами корпорации также существенно, тогда как на уровне материальной сферы большая часть ответственности и действий перекладывается на исполнительных работников.

Это вполне соответствует особенностям современного туристского производства и спроса на туристском рынке. Для современных потребителей туристского продукта (большинство из них жители благополучных стран Европы, США, Канады и Японии) свойственны постматериалистические ценности, главный постулат которых — индивидуализация обслуживания и разработка индивидуального подхода к каждому потребителю. Современные туристские корпорации должны постоянно участвовать в разработке новых методик и технологий индивидуализации сервиса на фоне растущего туристского потока.

Это возможно только при наличии эффективно работающего технологического или виртуального сектора, а также благодаря управлению маркетингом и брендами компании. Клиента интересует индивидуальный подход

А - зона творческой, инициативной деятельности; Б - зона исполнительской деятельности; В - зона управленческой деятельности.

Рис. 1. Виды трудовой деятельности в различных сферах туристской ТНК

при выборе туристского продукта, проявление заботы со стороны туристского предприятия, учет его индивидуальных особенностей при проектировании туристского продукта и т. д., и современная туристская ТНК должна гарантировать это.

С другой стороны, в непосредственном потреблении туристского продукта (в максимальной близости к материальной базе туризма), наоборот, царит полная стандартизация в результате унификации потребительских предпочтений в ходе глобализации туристского бизнеса и экономики в целом. Предоставить туристу качественное гостиничное обслуживание сегодня означает соблюдение всех известных и традиционных для отелей данной торговой марки стандартов качества. Клиент, которому понравилось обслуживание в «Marriott» в Праге или Париже, должен понравиться и сервис в «Marriott» в Москве или в Нью-Дели.

Организация обслуживания клиентов — стандартизированная часть внутрикорпоративных работ, не нуждающаяся в активном применении инициативных и творческих групп. Но функционирование корпорации в технологичном или виртуальном секторе требует наличия проектных групп и команд, способных к креативному мышлению и формированию соответствующих требований рынка и опережающих конкурентов технологий различного содержания и сфер применения.

Таким образом, можно сделать вывод, что для современных туристских ТНК характерно: • расширение присутствия в виртуальном

пространстве, обеспечивающее достижение

глобальных конкурентных преимуществ транснационального туристского бизнеса;

• географическое рассредоточение центров прибыли, благодаря технологиям сбора и хранения информации, коммуникации, моделирования и т. д.;

• трансформация туристского производства и продажи туристского продукта в вид электронной коммерческой деятельности;

• приобретение функций глобальной туристской биржи, оторванной от непосредственного производителя туристской услуги, максимально доступной всем потребителям турпродукта, а также предоставляющей возможности для активного участия в работе биржи многочисленным посредникам (в виде туристских брокеров и традиционных агентов).

Движущей силой транснационализации туристского производства признана синергия. Основной принцип, лежащий в основе синергии, — совместная деятельность двух и более объектов, в результате которой появляется эффект их взаимодействия в дополнение к результатам, получаемым каждым из них по отдельности. В рамках классической синерге-тической теории рынка интеграция и транснационализация порождает синергию в виде дополнительной стоимости нового участника. Это происходит за счет использования интегрированным участником широкого спектра преимуществ в результате интеграции.

Достижение синергии в процессе транснационализации туристского производства возможно благодаря реализации следующих мер:

• увеличение экономического веса туристской корпорации и возможности получения более выгодных предложений и условий в связи с новыми мощностями, объемами продаж, долей на потребительском рынке;

• появление у ТНК возможностей более эффективного использования всех имеющихся ресурсов.

Синергетические эффекты транснационализации туристского бизнеса одновременно воздействуют на процесс туристского производства. Они способны: перевести корпорацию на принципиально новый уровень хозяйствования; придать ее продукции свойства, необходимые для достижения глобальных конкурентных преимуществ с приставкой «гипер-»: гиперприбыль, гиперконкурентоспособность, гиперприсутствие, гиперпозиционирование, гипермобильность и гиперперспективность. Это означает: глобальный масштаб этих конкурентных преимуществ, то есть способность компании использовать их на любом региональном или мировом туристском рынке планеты; колоссальные возможности, которые предоставляют данные преимущества ТНК в ее стратегической и/или тактической деятельности; низкую вероятность достижения аналогичных конкурентных преимуществ малыми или средними предприятиями туристской отрасли.

Наиболее активно туристские ТНК используют свои гиперпреимущества в отношении государства и самой туристской отрасли.

Туристские ТНК, осуществляя свою зарубежную деятельность, гарантируют государству базирования: масштабную реализацию эгоистической модели выездного туризма (экономически выгодную для страны базирования); полную защиту внутреннего туристского рынка от проникновения иностранных представителей туристской отрасли.

Экспансия корпораций на зарубежные туристские рынки временно выводит определенные средства из экономики стран базирования, развивая выездной туризм, стимулирующий отток капитала. Вместе с тем, такая экспансия существенно улучшает финансовые показатели деятельности корпораций. ТНК, расширяясь географически, увеличивает не

круг своих поставщиков и партнеров за рубежом, а лишь ассортимент своего туристского предложения. Государство базирования, учитывая важное значение деятельности туристских ТНК для собственной экономики, будет только поощрять и содействовать зарубежной экспансии своего крупного туристского бизнеса, используя все инструменты, включая и политическое давление.

Более спорные и противоречивые отношения туристских ТНК с принимающими государствами. Капитал, инвестированный корпорациями в экономику принимающих государств, становится составной частью их воспроизводственного процесса.

Интегрируя рабочую силу различных государств и предъявляя ей одни и те же требования, ТНК играют важную роль в распространении международных стандартов подготовки квалифицированных кадров. Все это способствует качественному росту туристского производства принимающей страны и, как следствие, — росту производительности труда. ТНК влияют и на местные органы власти для улучшения налогового режима или снижения степени бюрократизации отдельных процедур, связанных с инвестированием и/или приватизацией.

Существует множество проблем, связанных с деятельностью ТНК, противоречащей интересам принимающих государств. К таким проблемам относятся:

• подавление своей мощью местных туристских фирм;

• установление монопольных цен;

• нарушение законов, например укрытие доходов от налогообложения путем перекачки их из одной страны в другую;

• хищническая эксплуатация туристских ресурсов;

• загрязнение окружающей среды;

• организация «утечки умов» в материнскую компанию;

• противодействие реализации экономической политики принимающих государств. Крупный туристский бизнес сегодня может регулировать мировой туристский рынок гораздо эффективнее, чем политики и национальные правительства с учетом собственных коммерческих интересов.

Литература

1. Михайлушкий А., Шимко П. Экономика транснациональной компании. М.: Высшая школа, 2005. С. 22.

2. Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.