Научная статья на тему 'Анализ основных режимов работы асинхронного вентильного каскада'

Анализ основных режимов работы асинхронного вентильного каскада Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
338
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Аристов Е. В.

В статье рассматриваются анализ основных режимов работы асинхронного вентильного каскада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Аристов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ основных режимов работы асинхронного вентильного каскада»

ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА, ЭЛЕКТРОПРИВОД И АВТОМАТИКА ПРОМЫШЛЕННЫХ УСТАНОВОК

УДК 621.314.64

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ АСИНХРОННОГО ВЕНТИЛЬНОГО КАСКАДА

Е. В. Аристов, аспирант каф. ЭАГП Пермский государственный технический университет

В статье рассматривается анализ основных режимов работы асинхронного вентильного каскада.

Двигательный режим при скорости ниже синхронной является основным режимом работы привода ABK. Характерные условия, определяющие этот режим, следующие. В статорной цепи поток энергии имеет направление от сети к двигателю, в роторной цепи - от двигателя в сеть.

Мощность, потребляемая двигателем из сети Рпотр, за

исключением потерь в статоре ДРСТ, передается ротору двигателя как электромеханическая мощность Рэм . В двигательном режиме асинхронная машина работает как двигатель и как трансформатор. При неподвижном роторе вся электромеханическая мощность трансформируется в ротор в виде электрической и расходуется во вторичной цепи двигателя. При работе асинхронного двигателя с малыми скольжениями почти вся электромеханическая мощность передается ротору в виде механической и идет на совершение полезной работы. При работе двигателя скольжением 0 < s < 1 часть мощности

Рэмs (мощность скольжения) трансформируется в ротор

и расходуется в цепи ротора, другая же часть Рэм (1 - ^) затрачивается на совершение полезной работы. Мощность скольжения, за исключением потерь в роторе ЛРрот, вентилях

ЛРВ и трансформаторе ЛРтр , рекуперируется в сеть.

Таким образом, при работе в схеме асинхронного вентильного каскада асинхронный двигатель потребляет из сети больше энергии, чем необходимо для совершения полезной работы, и остаток возвращает в сеть. Благодаря этому КПД асинхронного вентильного каскада существенно не снижается при работе с пониженными скоростями вращения.

Работа вентильного каскада в режиме противовклю-чения (режим торожения) характеризуется теми же условиями, что и для двигательного режима при подвинхронной скорости.

Мощность, потребляемая двигателем из сети Рпотр, за

исключением потерь в статоре, передается в виде электромагнитной мощности Рэм ротору, в котором выделяется в виде электрической. Механическая энергия, передаваемая рабочим органом валу двигателя, превращается в роторе в электрическую энергию. Таким образом, роторную цепь асинхронного двигателя в режиме противовключения можно рассматривать как вторичную цепь трансформатора и как нагрузочную цепь генератора. Суммарная мощность, трансформируемая Рэм и генерируемая Рэм (^ -1), за исключением

потерь в роторе АРрот, вентилях АРВ и трансформаторе АРтр ,

возвращается обратно в сеть. При работе в режиме противовключения, когда скольжение ^ > 1, противо-ЭДС в цепи ротора в 2 раза больше, чем при работе в двигательном режиме, что приводит к значительному увеличению мощности трансформатора и вентильного преобразователя.

В схеме вентильного каскада генераторное торможение возможно в двух режимах: при скорости выше синхронной и при скорости ниже синхронной.

Для осуществления режима динамического торможения обмотка статора отключается от сети трехфазного переменного тока и подключается к источнику постоянного тока. Постоянный ток, проходя по обмоткам статора, создает неподвижный в пространстве магнитный поток. При вращении ротора в его обмотках наводится ЭДС переменной частоты, зависящей от скорости вращения ротора. Таким образом, в этом режиме асинхронный двигатель работает как неявно-полюсный синхронный генератор, возбуждаемый постоянным током со стороны статора. Механическая энергия, поступающая на вал двигателя, преобразуется в электрическую энергию переменного тока и за вычетом потерь в приводе передается в питающую сеть.

В режиме генераторного торможения, при скорости выше синхронной, поток активной энергии в статорной цепи направлен от двигателя в сеть, а реактивной мощности - от сети в двигатель. В роторной цепи энергия направлена от двигателя в сеть.

Механическая мощность Рмех , поступающая на вал двигателя со стороны приводного механизма, преобразуется в электрическую. Часть этой мощности, пропорциональная разности между скоростями вращения ротора и электромагнитного поля статора (мощность скольжения), генерируется в обмотках ротора Ю, преобразуется вентильным преобразователем и за вычетом потерь поступает в питающую сеть. Другая часть, пропорциональная синхронной скорости двигателя, отдается в статорную цепь двигателя в виде электромагнитной мощности Рэм, и за вычетом потерь в статоре,

рекуперируется в сеть.

Следует иметь в виду, что при работе в режиме генераторного торможения двигатель отдает в сеть только активную

мощность. Для создания магнитного поля статора и компенсации потоков рассеивания необходима циркуляция реактивной мощности в статорной цепи двигателя. Поэтому электродвигатель должен быть подключен к питающей сети и не может работать как автономный генератор.

Генераторный режим асинхронного двигателя обусловлен тем, что ЭДС ротора меняет свой знак на противоположный по сравнению с двигательным режимом. В режиме генераторного торможения привода АВК, при скорости ниже синхронной, это достигается введением противо-ЭДС, превосходящей по величине ЭДС ротора. При этом ток в обмотках ротора изменяется по фазе на (90—1000), т. е. будет направлен против ЭДС ротора. Это означает, что роторная группа вентилей должна работать в инверторном режиме. При этом энергия от сети поступает в двигатель со стороны ротора. В приводе асинхронного вентильного каскада вентили роторной группы должны быть управляемыми и работать в режиме зависимого инвертора. При этом управление вентилями должно осуществляться с переменной частотой, соответствующей частоте тока ротора. Трансформаторная группа вентилей работает в выпрямительном режиме.

Направление потока энергии в этом случае противоположно тому, которое имеет место в двигательном режиме, т.е. мощность из сети через трансформатор и вентильные преобразователи передается в ротор двигателя. Механическая мощность Рмех, получаемая валом двигателя при торможении, и электрическая мощность, получаемая ротором из сети в виде электромагнитной Рэм, передаются статору

и, за вычетом потерь в нем, рекуперируются в сеть.

Двигательный режим при скорости выше синхронной является не свойственным асинхронному двигателю, но возможен в каскадных схемах асинхронного привода. При этом режиме скольжение отрицательно, вследствие чего и ЭДС ротора имеет обратный знак, противоположный знаку в дви-

гательном режиме. Для того чтобы активная составляющая тока и приведенная ЭДС ротора совпадали по знаку с напряжением сети (что характеризует двигательный режим), в цепь ротора должна быть подана добавочная ЭДС, направленная навстречу приведенной ЭДС ротора и превосходящая ее по величине. При этом, несмотря на отрицательное значение ЭДС ротора, активная составляющая тока, проходящая под действием добавочной ЭДС, будет положительной, и асинхронная машина будет развивать двигательный момент.

В этом режиме энергия должна поступать в роторную цепь из сети, вследствии чего трансформаторная группа вентилей должна работать в выпрямительном режиме, а роторная - в инверторном режиме и управляться с частотой скольжения (вентили роторной группы управляемые).

В данном режиме двигатель потребляет мощность как со стороны статора, так и со стороны ротора, которую преобразует за исключением потерь, в механическую мощность. Практически такой режим работы асинхронного вентильного каскада аналогичен режиму работы машин двойного питания*.

Получено 08.12.06.

* Онищенко Г. Б. Асинхронный вентильный каскад. - М.: Энергия, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.