Оригинальная статья / Original article УДК: 657.47
DOI: 10.21285/1814-3520-2016-12-215-224
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ЦЕЛЕВЫХ ЗАТРАТ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СТОИМОСТЬ ВЛАДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
_ л о
© Д.С. Фадеев1, И.А. Горчаков2
Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
РЕЗЮМЕ. ЦЕЛЬ. Целью исследования является оценка стоимости владения транспортным средством с точки зрения интенсивности его использования. МЕТОДЫ. Для проведения исследования была выбрана методика TCO (Total Cost of Ownership), отражающая общую величину целевых затрат, которые вынужден нести владелец с момента начала реализации вступления в состояние владения до момента выхода из этого состояния, при исполнении владельцем полного объема обязательств, связанных с владением. В результате анализа ее параметров выявлена структура расходов на владение автомобилем. На основе ее и системного подхода была определена методика оценки стоимости владения транспортным средством. В связи с большим объемом вычислений был создан определенный набор формул в программе Excel, который позволяет оценить динамику изменения удельных показателей владения автомобилем за год в зависимости от изменения величины пробега. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. На примере конкретной модели автомобиля произведен экспериментальный расчет и определены общие и удельные показатели стоимости владения, а также установлена зависимость удельных показателей стоимости владения от годового пробега (цели использования) и возраста транспортного средства (срока владения). ВЫВОДЫ. По результатам расчетов установлено, что с увеличением годового пробега общие затраты на владение растут, однако удельные показатели снижаются.
Ключевые слова: совокупная стоимость владения, транспортное средство, затраты, удельные показатели себестоимости, расходы на эксплуатацию, безопасность движения.
Формат цитирования: Фадеев Д.С., Горнаков И.А. Анализ основных параметров целевых затрат и их влияние на стоимость владения транспортным средством // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2016. Т. 20. № 12. С. 223-232. DOI: 10.21285/1814-3520-2016-12-215-224
ANALYSIS OF MAIN PARAMETERS OF TARGET COSTS AND THEIR EFFECT ON THE VEHICLE OWNERSHIP COST D.S. Fadeev, I.A. Gornakov
Irkutsk National Research Technical University,
83, Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russian Federation.
ABSTRACT. The PURPOSE of this study is to estimate the cost of vehicle ownership in terms of its operation intensity. METHODS. The research is carried out with the application of the method of TCO (Total Cost of Ownership) that reflects the total value of target costs which the owner has to bear from the moment of taking the possession of the vehicle till the end of this state under the owner's discharge of all obligations associated with the ownership. The analysis of various parameters reveals the structure of expenditures for vehicle ownership. Based on this structure and the systematic approach the authors define the methodology for vehicle ownership cost estimation. Due to the large amount of calculations a certain set of formulas in Excel has been developed, which allows to estimate the annual dynamics of changes in the specific performances of vehicle ownership depending on mileage change. RESULTS AND THEIR DISCUSSION. On example of a particular vehicle model, an experimental calculation has been carried out and general and specific indices of the ownership cost have been determined. The dependence of the specific indicators of the ownership cost on the annual mileage (the intended use) and the vehicle age (possession period) has been determined as well. CONCLUSIONS. The calculation results have shown that the costs of total ownership grow with the rise in annual mileage, while specific performances fall.
Keywords: total cost of ownership, vehicle, costs, specific indices of prime cost, maintenance costs, traffic safety
1
Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, e-mail: [email protected]
Dmitriy S. Fadeev, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, e-mail: [email protected]
2Горнаков Иван Александрович, магистрант, e-mail: [email protected] Ivan A. Gornakov, Master's Degree student, e-mail: [email protected]
For citation: Fadeev D.S., Gornakov I.A. Analysis of main parameters of target costs and their effect on the vehicle ownership cost. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2016, vol. 20, no. 12, pp. 223-232. (In Russian) DOI: 10.21285/1814-3520-2016-12-215-224
Введение
В современном мире существует огромное разнообразие автомобилей, и выбор при приобретении в большинстве случаев основывается исключительно на первоначальной стоимости и внешнем виде транспортного средства. Многие даже не подозревают о существовании и размере косвенных затрат на автомобиль, исходя из которых к решению о покупке следовало бы подходить более обоснованно. В настоящее время единой методики оценки совокупной стоимости владения транспортным средством не существует, а ведь удельные показатели стоимости владения можно назвать одними из важнейших характеристик автомобиля.
Цель данного исследования - оценка стоимости владения транспортным средством с точки зрения интенсивности его использования. Для ее достижения были определены и выполнены следующие шаги:
- изучение теоретических основ расчета совокупной стоимости владения и выявление структуры расходов на содержание транспортного средства;
- экспериментальный расчет;
- анализ и интерпретация полученной информации;
- представление результатов исследования.
Изучение теоретических основ и выявление структуры расходов
Как было сказано ранее, основными критериями выбора автомобиля для большинства потенциальных покупателей являются его стоимость и внешний вид. Для того чтобы получить представление о затратах, связанных с приобретением и владением транспортным средством, был проведен анализ существующих подходов к оценке стоимости владения и выявлена структура неизбежных основных расходов, которые понесет каждый автовладелец.
Существует небольшое количество методик, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки. Часть из них слишком упрощена и выполнена с большим количеством допущений, что существенно влияет на точность расчетов. Однако есть методики, которые включают в себя множество параметров, ориентированных на конкретного водителя. К сожалению, единого подробного алгоритма, понятного каждому потенциальному автовладельцу, нет.
Для расчета была выбрана методика TCO (Total Cost of Ownership), позволяющая определить общую величину целевых затрат, которые вынужден нести вла-
делец с момента начала реализации вступления в состояние владения до момента выхода из состояния владения при исполнении владельцем полного объема обязательств, связанных с владением [1].
Наиболее комплексная методика была предложена в работе В.А. Зобнина [2]. С учетом задач исследования было принято решение определить методику, учитывающую только все обязательные затраты, которые понесет абсолютно каждый человек, приобретающий автомобиль. В табл. 1 представлен минимум затрат, которые понесет каждый автовладелец.
Структура затрат может изменяться в зависимости от пожеланий и предпочтений владельца автомобиля.
Совокупная стоимость владения автомобилем определяется по формуле
ТСО = Р — СВОЗМ , (1)
где ТСО - стоимость владения АТС, руб.; Р - расходы на владение, руб.; СВ0ЗМ - возмещенная стоимость АТС, руб.
Таблица 1
Основные параметры методики
Table 1
The main parameters of the methodology_
Этапы / Steps Учитываемые параметры / Parameters taken into consideration
Приобретение/ Purchase Стоимость приобретения транспортного средства (ТС) / The cost of vehicle purchase
Эксплуатация / Operation - Затраты на получение допуска к эксплуатации ТС / The cost of obtaining the admission to vehicle operation: • затраты на регистрацию ТС в ГИБДД / The cost of vehicle registration in traffic police; • затраты на ОСАГО / The cost of compulsory third party liability; • затраты на технический осмотр ТС / The costs of vehicle inspection; • затраты на оснащение ТС согласно требованиям правил дорожного движения (ПДД) / The cost of equipping the vehicle according to the requirements of traffic rules; • затраты на уплату транспортного налога / The cost of vehicle tax. - Затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и рабочие жидкости / The cost of combustibles and lubricants and working fluids. - Затраты на компоненты с ограниченным сроком службы (КОСС) -затраты на автошины / The cost of the components with a limited service life (CLSL) - the cost of tires. - Затраты на техническое обслуживание (ТО) / Maintenance costs. • Затраты на ТО и ремонт / Maintenance and repair costs. • Затраты на сезонную смену автошин / The cost of season tire change. - Затраты на дополнительное оснащение - сигнализацию / The cost of additional equipment - security system. - Прочие затраты / Other expenses: • мойка / Washing; • хранение ТС / Vehicle storage
Продажа / Sale - Комплексная подготовка автомобиля / Complete vehicle preparation; - Потеря стоимости ТС при перепродаже / The loss of vehicle cost under resale
Сумма всех расходов и будет представлять расходы на владение автомобилем. Это отображено формулой
Расходы на эксплуатацию состоят из нескольких групп и определяются по формуле
Р = Рщтб + Р'
Экспл
+ р
Прод,
(2)
где РПриоб - расходы на приобретение, руб.; ^Экспл - расходы на эксплуатацию, руб.; РПрод - расходы на перепродажу, руб.
Под расходами на приобретение понимается цена автомобиля.
Рэ = РОД + Ргсы + РКОСС
+^ТОиР + ^лп + + Р]
ДО
(3)
где РОд - затраты на оформление документов, руб.; РГСМ - затраты на ГСМ и рабочие жидкости, руб.; РКОСС - затраты на компоненты с ограниченным сроком службы,
руб.; РТОиР - затраты на техническое обслу- ные затраты, руб.; РПр - прочие затраты, живание и ремонт, руб.; РдО - дополнитель- руб.
Экспериментальный расчет
Для проверки методики был произведен экспериментальный расчет стоимости владения легковым автомобилем TOYOTA COROLLA в комплектации СТАНДАРТ 2016 года выпуска с двигателем 1,33 л. Dual VVT-i 6 МКП при эксплуатации сроком 1 год в г. Иркутске. Необходимо иметь в виду, что все цены берутся на момент
осуществления расчета без учета изменения во времени. Набор статей расходов и исходные данные для их определения не являются постоянными, так как зависят от конкретных условий эксплуатации.
Результаты экспериментального расчета представлены в табл. 2.
Таблица 2
Статьи расходов на владение ТС
Table 2
Expenditure items of vehicle ownership_
Статья расходов / Expenditure item Сумма, руб. / The sum, rubles. Доля, % / Part, %
Расходы на приобретение / The cost of purchase 891000 -
Стоимость продажи / The cost of sales 740000 -
Потеря стоимости / The loss of cost 151000 45,77
Расходы на эксплуатацию, в том числе / Operation costs including: 178189,2 54,23
• оформление документов (регистрация ТС, страхование ОСАГО, уплата транспортного налога, техосмотр) / • Official registration (vehicle registration, compulsory third party liability, vehicle tax, vehicle inspection) 12200 3,91 (6,85)
• ГСМ и рабочие жидкости / The cost of combustibles and lubricants and working fluids; 59839,2 18,14 (33,58)
• КОСС (зимние автомобильные шины) / The cost of winter tires 14000 4,24 (7,86)
• ТО и Р (в соответствии с регламентом и ценами официального дилера) / The costs of vehicle maintenance and repair (in accordance with the rules and official dealer prices) 17650 5,35 (9,91)
• дополнительное оборудование (приобретение и установка охранной сигнализации) / The cost of additional equipment (security system purchase and installment) 14000 4,24 (7,86)
• прочие расходы (затраты на мойку, оплата услуг п • о паркированию) / Other costs (the costs of washing, parking services)3 60500 18,34 (33,95)
Итого расходы на владение / Total 1069889,2 -
Совокупная стоимость владения / The total cost of ownership 329889,2 100
3Фадеев Д.С. Разработка методов оценки и моделирование инвестиционной деятельности в парковочном комплексе крупных городов: дис. ... канд. эконом. наук: 08.00.05. ИрГТУ, Иркутск: 2005. 152 с. / Fadeev D.S. Development of assessment methods and modeling of investment activities in the parking complex of major cities: Candidate's dissertation in Economics: 08.00.05. Publ., Irkutsk: ISTU 2005. 152p.
Стоимость покупки нового автомобиля у официального дилера на момент расчета составила 891 000 руб. [3]. Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», средний пробег легкового автомобиля в России составляет 16,7 тыс. км в год. При этом эксперты отмечают, что с увеличением возраста автомобиля среднегодовой пробег уменьшается. Так, вели-
чина среднего пробега для новых автомобилей (в возрасте до трех лет) составляет порядка 20 тыс. км в год [4].
По результатам расчетов можно сделать вывод о стоимости одного километра и одного дня владения автомобилем. Один километр обойдется хозяину Toyota Corolla в 16,49 руб., одни сутки владения -в 903,81 руб. (37,66 руб./ч.).
Анализ и интерпретация
В результате проведенных расчетов были получены данные по следующим параметрам: общие расходы, совокупная стоимость владения транспортным средством,
удельные показатели себестоимости.
Это позволило выявить наиболее весомые статьи затрат, структура которых представлена на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Статьи расходов Fig.1. Expenditure items
я Дополнительное оборудование (сигнализация) / The cost of additional equipment (security system)
7,86%
i Прочие расходы / Other expenses
Рис. 2. Расходы на эксплуатацию Fig. 2. Operation costs
5;5?:444!---&555?
На рис. 3 представлены затраты на оформление документов и транспортный налог. Самой затратной частью является приобретение полиса ОСАГО, причем стоимость оформления страховки может варьироваться в довольно большом интервале, так как при расчете учитывается много параметров. Для того чтобы понять, как сильно может измениться доля страхового по-
лиса в структуре затрат, был рассмотрен минимальный и максимальный варианты, после чего проведено сравнение и оценка влияния на расходы по эксплуатации.
На рис. 4 показано, как влияет изменение стоимости ОСАГО на стоимость оформления документов и стоимость владения в целом.
Рис. 3. Структура затрат на оформление документов и транспортный налог Fig. 3. The structure of official registration costs and transport tax
Рис. 4. Влияние стоимости ОСАГО на эксплуатационные расходы на эксплуатацию Fig. 4. Influence of the cost of compulsory third party liability on the cost of operating expenses
По результатам анализа можно сделать вывод, что изменение стоимости полиса ОСАГО может существенно повлиять на стоимость владения автомобилем. Наиболее значимыми коэффициентами при определении стоимости полиса являются: бонус-малус, возраст-стаж водителя и количество допущенных к управлению лиц. Дешевле полис ОСАГО будет стоить для человека старше 22 лет со стажем более
3-х лет, не бывавшего в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) в течение 10 лет, ограниченный для одного водителя. Существующая на сегодняшний день методика расчета стоимости полиса ОСА-ГО требует кардинального изменения и пересмотра факторов, действительно влияющих на уровень безопасности движения и стимулирующих водителя к соблюдению ПДД [5].
Результаты исследования
Для проведения расчетов был создан определенный набор формул в программе Excel, который позволяет оценить динамику изменения удельных показателей стоимости владения автомобилем за год в зависимости от изменения величины пробега и срока использования.
Для каждого вида использования были определены и представлены средние удельные показатели стоимости владения. Исходя из полученных данных и в зависимости от изменения годового пробега автомобиля, представленных на рис. 5, потенциальный или действительный автовладелец может сделать вывод о целесообразности приобретения или использова-
ния своего автомобиля.
Однако если рассматривать индивидуальное использование автомобиля на более продолжительный срок, то с увеличением возраста автомобиля удельные показатели снижаются при условии, что годовой пробег равен 20 000 км, что отображено на рис. 6. В расчете потеря стоимости автомобиля принимается равной 10% в год.
На рис. 7 представлен график зависимости изменения удельных показателей от изменения годового пробега. В зависимости от величины годового пробега использование транспортного средства было условно разделено на 3 типа: индивидуальное, полукоммерческое и коммерческое.
180
^ J*
л«
Пробег, км / Mileage, km
» 1 км / km
> 1 час / hour
Рис. 5. Стоимость владения в зависимости от изменения годового пробега автомобиля Fig. 5. Cost of ownership depending on changes in the annual vehicle mileage
■ (□nil Транспорт
UÉÉÉËJ Transport
Срок владения, мес. / Ownership period, months
^■ 1 км / km ™ ™ • 1 час / hour
Рис. 6. Стоимость владения в зависимости от срока владения автомобилем Fig. 6. Cost of ownership depending on the vehicle possession period
Ичдчвнд^пьвде Пшфкоыиерчеекое испопългезнне тспмлыоЕанн^
Individual l s e Under commercial use
Рис. 7. Зависимость расходов на владение от годового пробега Fig. 7. Cost of ownership - annual mileage dependence
С ortmie nciâl us e
Таким образом, можно сделать вы- бега общие затраты на владение растут, вод о том, что с увеличением годового про- однако удельные показатели снижаются.
Заключение
Исследование в области оценки стоимости владения автомобилем дает ясное представление о структуре затрат на владение автомобилем: затраты на приобретение, затраты на эксплуатацию, затраты, связанные с продажей автомобиля.
Проведенное исследование показало, что за приобретением автомобиля скрываются немалые затраты на его содержание и обслуживание. Конечно, личное транспортное средство может подарить комфорт передвижения и чувство свободы, и тут уже каждый сам для себя должен решить, готов ли он переплачивать за эти ощущения или все-таки на этом можно немало сэкономить, воспользовавшись услугами, например, общественного транспорта. Постоянный рост парка индивидуальных транспортных средств приводит к серьезным последствиям, которые связаны не только со снижением скорости передвижения и увеличением эксплуатационных расходов. Тенденция создания приоритета для личного транспорта приводит к снижению уровня безопасности движения и росту
1. Свободная энциклопедия «Википедия» [Электронный ресурс] // Совокупная стоимость владения. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (22.02.2016).
2. Зобнин В.А. Расчет и оптимизация стоимости владения легковым автомобилем в некоммерческой эксплуатации. М., 2012. 74 с.
3. Тойота Центр Иркутск [Электронный ресурс] // Тойота Королла. URL: http://toyota-irkutsk.ru/new-cars/corolla/index.json#/publish/compare_engines/selec tion=1 NR-FE-1006M (28.04.2016).
4. Аналитическое агентство «Автостат» [Электронный ресурс] // Средний пробег легкового автомобиля в России - 16,7 тыс. км в год. URL: https://www.autostat.ru/news/6069/ (27.04.2016).
5. Карюкин В.С., Фадеев Д.С. Предложения по совершенствованию системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Авиамашиностроение и транспорт Сибири: сб. статей VI Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, 26 февраля, 2016 г.). Иркутск. 2016. С. 203-208.
6. Фадеев Д.С. Анализ показателей аварийности на
числа и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий [6]. Рост перегруженности дорожного движения и числа ДТП вызывает отрицательные социально-экономические последствия, влияющие, в свою очередь, на прирост национального дохода [7]. Данная задача требует со стороны государства разработки и реализации грамотной транспортной и градостроительной политики (приоритетное развитие общественного транспорта [8], установление оптимальных тарифов за перевозку [9, 10], создание комплексной инфраструктуры для индивидуального транспорта [11] и выделение пешеходных зон [12]). Со стороны каждого автовладельца требуется обоснованная ответная реакция на реализуемые меры (выбор способа передвижения, частота использования собственного автомобиля, понимание величины расходов на его содержание). Представленная методика и определенные удельные показатели призваны помочь принять решение каждому потенциальному покупателю и пользователю транспортного средства.
кий список
автомобильных дорогах Иркутской области // Вестник гражданских инженеров. 2016. № 2 (55). С. 232-239.
7. Фадеев Д.С. Оценка социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий в Иркутской области. Вестник ИрГТУ. 2011. № 11 (58). С. 151-156.
8. Левашев А.Г., Куприянова А.Б., Фадеев Д.С. Оптимизационная модель транспортного обслуживания центра крупных городов в условиях приоритета общественного транспорта и системы перехватывающих стоянок // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: сборник докладов 8-й международной конференции СПб.: 2008. С. 271-276.
9. Фадеев Д.С., Моисеева М.А. Определение тарифа на перевозку пассажиров городским общественным транспортом в городе Иркутске // Вестник ИрГТУ. 2015. № 12 (107). С. 287-295.
10. Фадеев Д.С., Моисеева М.А. К вопросу ценообразования на городском общественном транспорте
// Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. 2015. Т. 10. № 4 (162). С. 90-93. 11. Фадеев Д.С., Прокофьева О.С. Мировые тенденции в формировании политики паркирования транспортных средств // Вестник ИрГТУ. 2012. № 12
(71). С. 170-176.
12. Чикалина С.Л., Фадеев Д.С., Прокофьева О.С. Практика формирования пешеходных зон в центрах крупных городов // Вестник ИрГТУ. 2013. № 7 (78). С. 100-104.
References
1. Svobodnaya entsiklopediya "Vikipediya" [Wikipedia: free encyclopedia]. Sovokupnaya stoimost' vladeniya [Total cost of ownership]. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Sovokupnaya_stoimosf_vla deniya/ (accessed 22 February 2016).
2. Zobnin V.A. Raschet i optimizatsiya stoimosti vladeniya legkovym avtomobilem v nekom-mercheskoi ekspluatatsii [Calculation and optimization of ownership cost of a car in a non-commercial exploitation]. Moscow, 2012, 74 p. (In Russian)
3. Toiota Tsentr Irkutsk [Irkutsk Toyota Center]. Toiota Korolla [Toyota Corolla]. Available at: http://toyota-irkutsk.ru/new-cars/corolla/index.json#/publish/ com-pare_engines/selection=1NR-FE-1006M (accessed 28 April 2016).
4. Analiticheskoe agentstvo "Avtostat" ["Avtostat" analytical agency]. Srednii probeg legkovogo avtomobilya v Rossii - 16,7 tys. km v god [Passenger car average mileage in Russia is 16.7 thousand km per year]. Available at: https://www.autostat.ru/news/6069/ (accessed 27 April 2016).
5. Karyukin V.S., Fadeev D.S. Predlozheniya po sovershenstvovaniyu sistemy strakhovaniya gra-zhdanskoi otvetstvennosti vladel'tsev transportnykh sredstv [Proposals on improvement of the system of civil liability insurance of vehicle owners]. Sb. statei VI Vseros. nauch.-prakt. konf. "Aviamashinostroenie i transport Sibiri" [Collection of articles of VI All-Russia scientific and practical Conference "Aircraft Engineering and Transport in Siberia"]. Irkutsk, 2016, pp. 203-208. (In Russian)
6. Fadeev D.S. Analiz pokazatelei avariinosti na avto-mobil'nykh dorogakh Irkutskoi oblasti [Analysis of the road traffic accident rate on the roads of the Irkutsk region]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov [Bulletin of Civil Engineers]. 2016, no. 2 (55), pp. 232-239. (In Russian)
7. Fadeev D.S. Otsenka sotsial'no-ekonomicheskogo ushcherba ot dorozhno-transportnykh pro-isshestvii v Irkutskoi oblasti [Estimation of socio-economic damage
from road accidents in the Irkutsk region]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2011, no. 11 (58), pp. 151-156. (In Russian)
8. Levashev A.G., Kupriyanova A.B., Fadeev D.S. Op-timizatsionnaya model' transportnogo obsluzhivaniya tsentra krupnykh gorodov v usloviyakh prioriteta ob-shchestvennogo transporta i sistemy perekhvatyvay-ushchikh stoyanok [Optimization model of transport services in the center of major cities under conditions of public transport priority systems and the system of in-terceptive parking]. Sbornik dokladov 8-i mezhdunarod-noi konferentsii "Organizatsiya i bezopasnost' dorozh-nogo dvizheniya v krupnykh gorodakh" [Proceedings of VIII International Conference "Traffic organization and safety in major cities"]. St.-Peterburg., 2008, pp. 271-276. (In Russian)
9. Fadeev D.S., Moiseeva M.A. Opredelenie tarifa na perevozku passazhirov gorodskim obshchestvennym transportom v gorode Irkutske [Determination of passenger transportation rate for Irkutsk urban public transport]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2015, no. 12 (107), pp. 287-295.
10. Fadeev D.S., Moiseeva M.A. K voprosu tsenoobra-zovaniya na gorodskom obshchestvennom transporte [On the problem of urban public transport pricing]. En-ergo- i resursosberezhenie: promyshlennost' i transport [Energy and Resource Saving: Industry and Transport]. 2015, vol. 10, no. 4 (162), pp. 90-93. (In Russian)
11. Fadeev D.S., Prokof'eva O.S. Mirovye tendentsii v formirovanii politiki parkirovaniya transportnykh sredstv [Global trends in forming vehicle parking policy]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2012, no. 12 (71), pp. 170-176. (In Russian)
12. Chikalina S.L., Fadeev D.S., Prokof'eva O.S. Praktika formirovaniya peshekhodnykh zon v tsentrakh krupnykh gorodov [Practice of pedestrian zone formation in city centers]. Vestnik IrGTU [Proceedings of Irkutsk State Technical University]. 2013. No. 7 (78). pp. 100-104. (In Russian)
Критерии авторства
Фадеев Д.С., Горнаков И.А. имеют на статью равные авторские права и несут равную ответственность за плагиат.
Authorhip criteria
Fadeev D.S., Gornakov I.A. have equal authors rights and bear equal responsibility for plagiarism.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interests
The authors declare that there is no conflict of interests regarding the publication of this article.
Статья поступила 28 ноября 2016 г.
The article was received 28 November 2016