Научная статья на тему 'Анализ основных направлений и литературных источников в исследовании народного календаря'

Анализ основных направлений и литературных источников в исследовании народного календаря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / ПОЛЕВОЙ МАТЕРИАЛ / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / RITUAL CULTURE / FOLK CALENDAR / FIELD MATERIAL / ETHNIC AND LINGUISTIC METHOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махрачева Татьяна Владимировна

В статье представлены основные аспекты исследования народного календаря русских, выделенные на основе методологических различий и с учетом хронологического принципа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Махрачева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MAIN STREAMS AND LITERARY SOURCES IN RESEARCH OF FOLK CALENDAR

The article represents main aspects of the research of the folk calendar of Russians picked out on the basis of methodological differences and with account of the chronological principle.

Текст научной работы на тему «Анализ основных направлений и литературных источников в исследовании народного календаря»

УДК 81.28

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ИССЛЕДОВАНИИ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ

© Татьяна Владимировна Махрачева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, e-mail: mahrachova@mail.ru

В статье представлены основные аспекты исследования народного календаря русских, выделенные на основе методологических различий и с учетом хронологического принципа.

Ключевые слова: обрядовая культура; народный календарь; полевой материал; этнолингвистический подход.

Этнографы, фольклористы, лингвисты в различное время обращались к теме народного календаря. Первые публикации в России появились в середине XIX в. Среди них следует прежде всего назвать работы А. Терещенко «Быт русского народа» [1], И.П. Сахарова «Сказания русского народа...» [2], М. Забылина «Русский народ в его обычаях, обрядах, поверьях.» [3]. Этнографический материал, собранный по центральным и северным губерниям России, обобщен и изложен авторами в трудах, имеющих преимущественно описательный характер.

Создание Императорского географического общества (1845 г.) стимулировало в России деятельность по сбору этнографического материала. Были разработаны программы и вопросники по отдельным темам духовной и материальной культуры. Результатом этой деятельности стали, например, работы В.Н. Добровольского [4]. С деятельностью общества был связан выпуск журналов «Этнографический сборник», «Этнографическое обозрение», «Киевская старина», «Русская старина» и «Живая старина», «Журнал Министерства Народного Просвещения», в которых были опубликованы программы и вопросники общества, а также первые результаты деятельности собирателей. Значимость этих работ заключается в том, что был собран богатейший материал по обрядам, фольклору, обрядовой выпечке, приуроченной к календарю. Их несомненным достоинством является детализованное описание обрядовой культуры, наличие фольклорных текстов, географические пометы, язык изложения материала, который отличается образностью и изяществом.

Наряду с исследованием русского народа велась работа по изучению славянских народов царской России: белорусов и украинцев. Заметное место в работах этих ученых отводится теме народного календаря. Например, в «Опыте.» Дембовецкого [5] и работе

A.Е. Богдановича «Пережитки.» [6] изложены приметы и поверья, связанные с календарем белорусов. В Смоленском словаре

B.Н. Добровольского [7] ряд статей посвящен календарным датам, обрядам и поверьям, бытующим на территории Смоленска и связанным с их празднованием. В трудах Н.Я. Ни-кифоровского [8] зафиксированы представления о народном календаре украинцев.

На рубеже XIX-XX вв. выходят работы М. Забылина [3], С. А. Максимова [9], А.А. Коринфского [10], а также исследования А. Потебни [11] и А.Н. Веселовского [12]. Две последние работы обращены к сюжетным истокам календарного фольклора, их символике в единстве сопровождающих их обрядов, интерпретации отдельных праздничных дат.

Крупные работы советского периода принадлежат В.И. Чичерову [13], В.Я. Проппу [14], В.К. Соколовой [15] и др. Отличительной чертой названных исследований становится их методологический характер, в них дается концепция описания народного календаря и интерпретация фактического материала, устанавливаются влияние и взаимосвязи календаря с другими темами духовной культуры. Рассматривая календарь как систему, авторы выявляют происхождение праздников, мотивируют закономерность их бытования, степень распространенности.

Появление в 80-90-е гг. XX столетия фундаментальных работ по духовной куль-

туре (в т. ч. и календарю) стало возможным благодаря планомерному сбору эмпирического (полевого) материала, осуществляемого в 1960-х гг. на основе нового методологического подхода, предложенного Н.И. и С.М. Толстыми. Комплексный подход позволил учесть лингвистические и экстралин-гвистические факторы и был успешно применен на территории Полесья. К настоящему времени большая часть архива опубликована в работах учеников Московской школы. Из значительного числа трудов этой школы наибольший интерес, применительно к нашей теме, представляет этнолингвистический словарь «Славянские древности», в котором даны основные единицы духовной и материальной культуры славян. В теоретическом плане особенно следует выделить монографии С.М. Толстой «Полесский народный календарь» [16], а также Т.А. Агапкиной «Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл» [17] и Л.Н. Виноградовой «Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования» [18]. В этих работах основное внимание уделяется смысловой стороне календаря, который подается как подсистема традиционной культуры славян.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. выходят издания, в которых народный календарь рассматривается как часть культуры, например, работы Т.А. Бернштам [19], О.А. Пашиной [20]. Все больше появляется исследований, целенаправленно описывающих и интерпретирующих локальную традицию, среди них монография Л.А. Тульцевой «Рязанский месяцеслов» [21], «Смоленский музыкально-этнографический сборник. Календарные обряды и песни» [20], «Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области» [22], диссертационное сочинение Л.О. Занозиной, посвященное лингвистической стороне календаря Курской области [23].

Региональные исследования, посвященные изучению народной культуры Тамбовской губернии и области, составляют неотъемлемую часть общего историографического фонда. В количественном отношении они незначительны, и сведения о народном календаре в них представлены скудно. Из дореволюционных изданий известны статья Бондаренко [24], в которой упоминается о

приметах, приуроченных к народному календарю, статья Пискарева [25], посвященная краткому изложению календарных праздников, обрядов и поверий, бытующих на территории нескольких уездов, среди них Лебедянский уезд, входящий в состав Тамбовской губернии и Козловский (ныне Мичуринский район области), а также работа Звонкова, посвященная описанию быта тамбовских крестьян [26]. Фрагментарные упоминания о народном календаре Тамбовской губернии содержатся и в известных трудах А. Терещенко, И.П. Сахарова и С.А. Максимова.

Первые попытки по целенаправленному сбору материала на территории области были предприняты лишь в 50-е гг. ХХ в. и осуществлялись под руководством сотрудников Института этнографии им. Миклухо-Маклая (г. Москва). Совместная деятельность московских и тамбовских коллег была направлена на изучение крестьянского быта и культуры конца XIX - середины XX в. на примере села Вирятино Сосновского района. Разрабатывались темы, связанные с описанием дома и надворных построек, одежды, семейной обрядности, народного календаря и праздников. Результатом совместной деятельности стала монография [27], в которой нашли отражение большинство исследуемых тем, в т. ч. и сведения по календарю: новогодние гадания, Масленичные гулянья, Пасха, Егорьев день, Проводы русалки.

Исследования, связанные с духовной и материальной культурой, а также с народным календарем Тамбовской области, возобновляются спустя почти полвека. Интерес к сбору регионального материала был во многом сформирован и простимулирован реализацией общероссийской Программы «Лексический атлас русских народных говоров» на территории области, которую возглавили ведущие лингвистические центры России -Институт славяноведения РАН (г. Москва) и Институт лингвистических исследований РАН (г. Санкт-Петербург). В результате в работах С.В. Пискуновой [28, 29], Л.С. Моисеевой [30], И.В. Поповичевой [31], В.В. Губаревой [32] и других нашли отражение многочисленные полевые тексты, записанные в разные временные периоды и посвященные темам духовной и материальной культуры. Эти темы и, в частности, отдельные празд-

ничные даты (Купальская обрядность; Масленица) отражены в кандидатских диссертациях П.Н. Алпатовой [33], Т.М. Никольской [34], написанных с привлечением регионального полевого материала. Сравнительнотипологический анализ полевого материала по народному православию и календарю представлен в монографиях и докторском исследовании С.Ю. Дубровиной [35, 36]. Оригинальными трактовками отличаются работы В.Г. Руделева [37, 38], посвященные этимологии христианского календаря. В последние пятнадцать лет этнолингвистический аспект народного календаря Тамбовской области активно исследуется Т.В. Мах-рачевой [39-43].

Несмотря на многообразие региональных работ, появившихся в последние два десятилетия, говорить об исчерпанности темы на региональном уровне нам представляется преждевременным. В настоящее время по-прежнему нет исследований, в которых бы материал излагался в совокупности с языковыми, этнографическими, музыковедческими компонентами. Нет словаря и атласа хроно-нимов, сюжетного индекса этиологических легенд календаря, недостаточно публикаций, репрезентирующих фольклорную составляющую календаря. Отсутствуют труды обобщающего характера на уровне южнорусской диалектной зоны. Такое положение вещей ставит перед исследователями первоочередную задачу планомерного сбора полевого материала, его классификацию и издание.

1. Терещенко А. Быт русского народа. СПб., 1848. Ч. 5-7.

2. Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым: сборник / вступ. ст., подгот. текста В. Аникина. М., 1990.

3. Русский народ. Его обычаи, обряды и предания, суеверия и поэзия / собр. М. Забылиным. М., 1880.

4. Добровольский В.Н. Культ зернового хлеба в поверьях крестьян Рязанской губернии. Спб., 1907.

5. Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико-географическом, этнографическом, промышленном, с/х, лесном, учебном, медицинском и статистическом отношениях, с 2-мя картами губернии и 17 резанными на дереве гравюрами видов и типов, в 3-х книгах / сост. по программе и под редакцией председателя могилевского губерн-

ского статистического комитета А. С. Дембо-вецкого. Могилев на Днепре, 1882. Кн. 1.

6. Богданович А.Е. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов. Гродно, 1895.

7. Добровольский В.Н. Смоленский областной словарь. Смоленск, 1914.

8. Обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Собрал в Витебской беларус-сии Н.Я. Никифоровский. Витебск, 1897.

9. Максимов С.В. Литературные путешествия / вступ. ст. и коммент. Ю.В. Лебедева. М., 1986.

10. Коринфский А.А. В мире сказаний. Очерки народных взглядов и поверий. Спб., 1905.

11. Потебня А.А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Варшава, 1883. Т. 1.

12. Веселовский А.Н. Разыскания в области русских духовных стихов. II: Св. Георгий в легенде, песне и обряде // Сборник Отделения русского языка и словесности. Спб., 1880. Т. 21. № 2. С. 1-288.

13. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков (Очерки по истории народных верований). М., 1957.

14. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М., 2006.

15. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979.

16. Толстая С.М. Полесский народный календарь. М., 2005.

17. Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весеннелетний цикл. М., 2002.

18. Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. Генезис и типология колядования. М., 1982.

19. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX-XX в. Л., 1988.

20. Смоленский музыкальный этнографический сборник. Т. 1. Календарные обряды и песни. М., 2003.

21. Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Рязань, 2001.

22. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области / сост. Т.Ф. Пухова, Г.П. Христова. Воронеж, 2005.

23. Занозина Л.О. Терминология календарных обрядов годичного цикла в этнолингвистическом освящении (на материале Курского региона): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Курск, 1991.

24. Бондаренко В. Поверья крестьян Тамбовской губернии // Живая старина. 1890. Вып. 1.

25. Тамбовсюя губернсюя ведомости. 1864. 11 апр.

26. Звонков А.П. Очерки верований крестьян Елатомского уезда Тамбовской губернии // Этнографическое обозрение. 1889. № 2.

27. Село Вирятино в прошлом и настоящем. Опыт этнографического изучения русской колхозной деревни. М., 1958.

28. Пискунова С.В. Говоры Тамбовской области. Текст (материалы к хрестоматии) // Диалектология и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. С. 138-153.

29. Пискунова С.В. Диалектная лексика на территории Тамбовской области (материалы к словарю) // Диалектология и фольклор Тамбовского края. Тамбов, 1989. С. 61-95.

30. Моисеева Л. С. Словарь диалектных глаголов Тамбовской области. Тамбов, 1998. С. 31.

31. Поповичева И.В. Тамбовская деревня в рассказах сельских жителей. СПб., 2004. Вып. 1.

32. Губарева В.В. Словарь тамбовских говоров (лексика питания). Тамбов, 2003.

33. Алпатова П.Н. Тамбовская Масленица как текст: семантика, символика и терминология обрядов (на общерусском фоне): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2002.

34. Никольская Т.М. Структура, семантика и лексика Купальского обряда (на тамбовском материале): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2003.

35. Дубровина С.Ю. Христианская лексика в диалектах русского народа: автореф. дис. . д-ра филол. наук. Тамбов, 2006.

36. Дубровина С. Ю. Тамбовщина в контексте духовной культуры: Филологические очерки. Тамбов, 2001.

37. Руделев В.Г. Что мы знаем о древних славянских буквах? (для учителей-словестников) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2000. Вып. 2 (18).

С. 74-82.

38. Руделев В.Г. Еще раз о древних славянских буквах // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2001. Вып. 2 (22). С. 58-67.

39. Махрачева Т.В. Лексико-семантический аспект народного календаря Тамбовской области (на примере праздника Пасхи) // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 2005. Ч. 3.

40. Махрачева Т.В. Южнорусский календарь: Масленица // Живая старина. 2006. Вып. 4.

41. Махрачева Т.В., Махрачев С.Ф. Структура и наполняемость народного календаря Тамбовщины (на примере праздника Благовещенье Пресвятой Богородицы) // Этнография Центрального Черноземья России: сборник научных трудов. Воронеж, 2006. Вып. 5.

42. Махрачева Т.В. Народное представление православных постов (на материале тамбовских говоров) // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2008. Вып. 2.

43. Махрачева Т.В. Народный календарь Тамбовской области (этнолингвистический аспект): монография. Тамбов, 2008.

Поступила в редакцию 9.07.2010 г.

UDC 81.28

ANALYSIS OF MAIN STREAMS AND LITERARY SOURCES IN RESEARCH OF FOLK CALENDAR Tatyana Vladimirovna Makhrachyova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Philology, Associate Professor of Russian Language Department, e-mail: mahrachova@mail.ru

The article represents main aspects of the research of the folk calendar of Russians picked out on the basis of methodological differences and with account of the chronological principle.

Key words: ritual culture; folk calendar; field material; ethnic and linguistic method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.