Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ДОСТАТОЧНОСТИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ'

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ДОСТАТОЧНОСТИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК ПРЕДПРИЯТИЯ / ЦИФРОВОЙ ДВОЙНИК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багрин Павел Петрович, Зуйков Ян Павлович, Самосудов Михаил Владимирович

В данной статье рассматривается возможность автоматизации процесса управления деятельностью предприятия с помощью набора имеющихся на рынке информационных систем, которые позиционируют свою основную функцию как управление деятельностью предприятия или его отдельными процессами. Для этого были определены сущность процесса управления социальной системой и автоматизации процесса управления, сделан анализ функциональных возможностей более чем 150 существующих типов информационных систем на примере ряда ИТ-продуктов, определены реальные возможности информационной системы и возможность её использования для автоматизации управления деятельностью предприятия. На основе результатов анализа существующих программных продуктов делается вывод о невозможности реализовать функцию управления социальной системой в полном объёме. В заключение характеризуются текущие ИТ-продукты и формируются общие рекомендации по их развитию в соответствие с целью автоматизации управления деятельностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Багрин Павел Петрович, Зуйков Ян Павлович, Самосудов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MAIN INFORMATION SYSTEMS TO DETERMINE THEIR SUFFICIENCY FOR AUTOMATION OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT PROCESS

This article considers the possibility of automatization of the enterprise activity management process using a set of information systems available on the market, which position their main function as the management of the enterprise or its individual processes. For this purpose the essence of the process of managing the social system and automating the management process was determined an analysis of the functionality of more than 150 existing types of information systems. Based on the results of the analysis of existing software products it is concluded that it is impossible to implement the function of managing the social system in full. In conclusion the current IT products are characterized and general recommendations for their development are formed in accordance with the purpose of automating the management of the enterprise’s activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ ДОСТАТОЧНОСТИ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ»

Анализ основных информационных систем для определения их достаточности для автоматизации процесса управления предприятием

Багрин Павел Петрович,

генеральный директор ООО < E-mail: bagrush11@yandex.ru

ТД "СмартВес"»

Зуйков Ян Павлович,

студент, Государственный университет управления E-mail: 343434349999@mail.ru

Самосудов Михаил Владимирович,

д.э.н., доцент Государственный университет управления E-mail: samosudov@mail.ru

В данной статье рассматривается возможность автоматизации процесса управления деятельностью предприятия с помощью набора имеющихся на рынке информационных систем, которые позиционируют свою основную функцию как управление деятельностью предприятия или его отдельными процессами. Для этого были определены сущность процесса управления социальной системой и автоматизации процесса управления, сделан анализ функциональных возможностей более чем 150 существующих типов информационных систем на примере ряда ИТ-продуктов, определены реальные возможности информационной системы и возможность её использования для автоматизации управления деятельностью предприятия. На основе результатов анализа существующих программных продуктов делается вывод о невозможности реализовать функцию управления социальной системой в полном объёме. В заключение характеризуются текущие ИТ-продукты и формируются общие рекомендации по их развитию в соответствие с целью автоматизации управления деятельностью предприятия.

Ключевые слова: цифровой двойник предприятия; цифровой двойник социальной системы; имитационная модель; имитационная модель социальной системы; цифровизация экономики; цифровая трансформация.

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-11458, https://rscf.ru/pro-ject/22-28-11458/).

Сегодня на рынке информационных технологий (далее ИТ) существует много информационных систем (далее ИС), которые используются для поддержки процесса управления социальными системами. Для решения задач цифровой трансформации предприятия, обеспечения его прозрачности и управляемости рассматривается вопрос достаточности существующих продуктов для полного покрытия деятельности предприятия и определяется возможность автоматизации процесса управления ею.

Для начала определим, что такое процесс управления деятельностью предприятия (социальной системы). Далее определим, что такое автоматизация. На основе этого сделаем анализ существующих программных продуктов для определения их соответствуем задачам автоматизации управления.

«Управление - это влияние субъекта управления на объект управления, приводящее к получению заданного результата взаимодействия объекта со средой. То есть это деятельность (функция) в социальной системе, обеспечивающая изменение её параметров в соответствии с условиями функционирования» [9, 11]. Реализуется управление в соответствии с алгоритмом управления (последовательность событий, изменяющих ситуацию объекта и обеспечивающих изменение его состояния таким образом, чтобы минимизировать его отклонение от заданной траектории движения). «В общем виде алгоритм управления выглядит так: 1. Получить информацию о состоянии объекта управления.

Вычислить отклонение от эталонной траектории движения.

Принять решение о необходимости управляющего воздействия для коррекции траектории движения объекта. а. Если не требуется - перейти к 1. Рассчитать управляющее воздействие. Реализовать управляющее воздействие. Перейти к 1.» [9, 11] Объектом управления в нашем случае будет деятельность предприятия. «Деятельность - это совокупность действий, приводящих к изменению ресурсной базы» [10]. Здесь мы рассматриваем деятельность социальной системы - системы, неотъемлемым элементом которой является человек и/ или группа людей. Социальные системы являются строго динамическими активными системами, действующими в строго динамической активной среде. А деятельность предприятия - совокупность процессов, реализуемых людьми.

2.

3.

4.

5.

6.

сз о

со £

m Р

сг

от А

о. в

Автоматизация процесса предполагает «применение энергии неживой природы для выполнения и управления им без непосредственного участия человека. В зависимости от количества автоматизированных этапов процесса можно выделить частичную, комплексную и полную автоматизацию» [1]. Важным для решения поставленной задачи здесь является деление автоматизации на комплексную и полную, комплексная автоматизация в отличие от полной не всегда включает автоматизацию управления процессом. Так как управлением, как и любой другой деятельностью, тоже можно и нужно управлять (обоснование данного высказывания в рамках текущей работы не осуществляется), то, как будет рассмотрено далее, ИС могут автоматизировать не сам процесс управления, а управление процессом управления или его организацию (то есть создание организационных ресурсов в активной форме, обеспечивающих согласованность и своевременность действий участников, информационных и материальных потоков, реализацию необходимого алгоритма деятельности) [6].

Для определения, справляется ли ИС со своими задачами, нужно определить основные цели автоматизации деятельности. Основной целью автоматизации деятельности является её оптимизация. Оптимизировать деятельность можно либо по эффективности, либо по устойчивости (способности сохранять возможность функционирования при изменении условий). А степень автоматизации процесса управления будет определяться количеством этапов данного алгоритма, которое будет осуществляться автоматически. То есть, для автоматизации управления деятельностью предприятия, ИС должна реализовывать алгоритм управления, вследствие которого будет осуществляться воздействие на людей, приводящее к получению заданного результата деятельности.

Чтобы определить возможность ИС реализо-вывать процесс управления в социальной системе должны быть реализованы критерии управляемости:

1. «Наличие субъекта управления.

2. Наличие в системе информации, позволяющей вычислить состояние объекта и сравнить его с эталонным состоянием для вычисления отклонения (условие наблюдаемости объекта).

3. Наличие у субъекта возможности за время, не превышающее максимально допустимое по условиям задачи (с учётом необходимости расчёта, проектирования и осуществления управленческого воздействия), на основе имеющейся информации, вычислить состояние объекта и сравнить его с эталонным состоянием для вычисления отклонения, (условие идентифицируемости объекта).

4. Наличие у субъекта возможности осуществить управляющее воздействие на объект.» [9]

Для определения достаточности существующих продуктов для полного покрытия деятельности предприятия и определения возможности автоматизации процесса управления ею, мы считает необходимым провести анализ существующих ти-

пов ИС на примере их конкретных продуктов, чтобы определить, реализуют ли алгоритм управления, в следствие которого будет осуществляться воздействие, приводящее к получению заданного результата деятельности людей, путём сравнения их функциональности с алгоритмом управления (в данном случае мы говорим об управление с объектом управления - деятельность людей) и определить возможность соблюдения проанализированными ИС критериев управляемости.

Для этого необходимо проанализировать существующие ИС, основных по масштабу деятельности компаний, занимающихся их разработкой, определить классификацию ИС, проанализировать конкретные ИС для определения уровня их соответствия технологиям, реализацию которых они должны обеспечивать. В перечень рассматриваемых типов систем вошли типы, принятые в едином реестре российских ПО классификаторы № 486 и № 621 [8, 9]. Также важно подчеркнуть, что в данный перечень вошли только те ИС, которые разрабатывались для автоматизации управления определённым процессом или ресурсом предприятия. Всего в рамках данного перечня было рассмотрено более 150 ИС. Для исследования ИС мы рассмотрели сайт вендора ИС, руководство пользователя ИС и при необходимости саму систему с помощью её эксплуатации.

Анализ сформированного списка ИС выходит за рамки формата статьи по своему объёму, поэтом в статье мы рассмотрим лишь подход и сделанные выводы. Анализ ИС проводился на основание фиксации описания функции ИС, которую позиционирует его производитель или автор методики, в соответствии с которой работает данная ИС. Далее из документации конкретных информационных продуктов или с помощью тестирования самого продукта были выделены его фактические функции. Поскольку формат журнальной статьи ограничен по объёму, привести полностью результаты рассмотрения более чем 150 программных продуктов не представляется возможным. При желании, с результатами рассмотрения ИС можно ознакомиться по следующей ссылке на документ в сети Интернет: https://disk.yandex.ru/i/3vsTcQN-pQz0AIw. В документе приводится перечень продуктов, а также информация о них.

На основание проведённого исследования в рамках данной статьи сформулируем основные выводы по функциональности ИС:

Средство управления проектами (далее ИСУП) позволяет фиксировать информацию о деятельности в проекте в единой информационной среде, обмениваться её между всеми участниками проекта в едином информационном канале, визуализировать в виде различных графиков, схем и типовых документов и преобразовывать в режиме реального времени с помощью различных фильтров и изменение прогнозируемых значений параметров проекта [3].

Интеллектуальное средство управления экспертной деятельностью/система поддержки приня-

тия решений (СППР) позволяет интерпретировать данные, идентифицировать объекты по эталону, прогнозировать динамику объекта, аккумулировать и уточнять данные об объекте на основание новой информации [4].

Система управления жизненным циклом изделия (PLM) позволяет проектировать, конфигурировать, проверять и оптимизировать производственный процесс и изделие, а также собирать информацию с оборудования и управлять производственным процессом [5].

Средство управления бизнес-процессами (BPM) позволяет формировать модели бизнес-процессов и привязывать к ним уведомления, информационные панели о состоянии процесса, составлять единый план предприятия и автоматически собирать данные о фактическом состоянии процессов.

Средство управления лабораторными потоками работ и документов (LIMS) позволяет фиксировать и идентифицировать лабораторные образцы, экспортировать результаты их исследований с оборудования и рассчитывать необходимые показатели в соответствие с целями исследования.

Средство управления эффективностью предприятия (CPM/EPM) позволяет автоматически формировать консолидированную финансовую и управленческую отчётность, прогнозировать финансовые результаты компании и формировать его планы.

Средство управления основными фондами предприятия (EAM) позволяет автоматически собирать информацию о состоянии оборудования, формировать план мероприятий по его обслуживанию и ремонту, контролировать бюджеты и планы по работе с ними и формировать.

Средство финансового менеджмента, управления активами и трудовыми ресурсами (ERP) позволяет автоматически формировать планы продаж и производства на основание статистического прогноза учётной информации.

Средство электронного документооборота (EDMS) позволяет вести документопоток через единый электронный канал, включая формирова-

ние, согласование, подписание и учёт документов в деятельности предприятия.

Средство управления отношениями с клиентами (CRM) позволяет собирать информацию о клиентах на всех этапах продажи и использовать её для прогнозирования поведения клиента [2].

Средство управления ИТ-службой, иТ-инфраструктурой и ИТ-активами (ITSM) позволяет формировать сценарии работы по типовым обращениям и вести по ним оператора или пользователям.

Средство управления и складом и цепочками поставок (WMS, SCM) позволяет моделировать цепочки поставок и определять наиболее выгодные варианты поставки необходимых ресурсов.

Определив фактические функции существующих типов ИС на примерах их реализации и сравнив их с необходимыми для автоматизации процесса управления деятельностью предприятия, можно сделать вывод, что система может частично автоматизировать процесс управления отдельными процессами. Поэтому в соответствие с определённой ранее целью автоматизации - оптимизация деятельности по эффективности или по устойчивости проведём анализ возможности повышения устойчивости предприятия за счёт внедрения ИС. Для этого, в соответствие с уже определённым списком ИС, определим надёжность поступающих от ИС данных, зафиксировав способ их получения системой - либо человек, либо сама система может что-то идентифицировать. Дале определим алгоритмы обработки поступивших данных. Здесь оценим методику функционирования системы, её адекватность. Затем оценим необходимую для устойчивого управления функцию ИС - возможность прогнозирования и формирования рекомендаций по деятельности для пользователя. И в конце, в соответствии с выявленными ранее функциями, определим потенциальный эффект от внедрения ИС на предприятии. Таким образом определим степень автоматизации управления отдельными функциями предприятия в таблице 1 «Анализ получаемых от использования ИС эффектов».

Таблица 1. Анализ получаемых от использования ИС эффектов

ИС Надёжность данных Обработка данных Прогнозирование и возможность формирования рекомендаций Основной эффект для бизнеса

ИСУП Источником большинства вводных данных является исполнитель, поэтому данные ненадёжные Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам, сокращающим время менеджера по проектам ИС просто переносит данные за прошлый период, предполагая, что новый период будет аналогичен старому Оптимизация процесса управления проектом при условии того, что пользователи будут вносить в систему истинную информацию

Интеллектуальные средства управления экспертной деятельностью / системы поддержки принятия решений (СППР) Источники данных зависят от конкретной системы и решений, которые она поддерживает Сложные алгоритмы обработки данных (семантический анализ и имитация экспертных действий) Прогнозирует за счёт наличия сложных факторных моделей и статистического анализа Оптимизация процесса принятия решения при условии наличия качественных и полных данных, а также реалистичности используемой ИС модели

Окончание

ИС Надёжность данных Обработка данных Прогнозирование и возможность формирования рекомендаций Основной эффект для бизнеса

Средства управления жизненным циклом изделия (PLM) Большинство данных поступают автоматически от датчиков Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам Прогнозирует и корректирует свой анализ за счёт постоянного сравнения прогноза и реального состояния оборудования При наличие сопутствующих продуктов исключает

Средства управления бизнес-процессами (BPM) Источником большинства вводных данных является исполнитель, поэтому данные ненадёжные Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам ИС просто переносит данные за прошлый период, предполагая, что новый период будет аналогичен старому Оптимизирует управление процессами предприятия, при условии того, что пользователи будут вносить в систему истинную информацию

Средства управления лабораторными потоками работ и документов (LIMS) Часть данных вводятся человеком,зависит от специфики конкретной ИС и целевой функции Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам ИС просто переносит данные за прошлый период, предполагая, что новый период будет аналогичен старому Оптимизация лабораторных процессов и централизованный сбор информации об их результатах

Средства управления эффективностью предприятия (CPM/ EPM) Работает с данными из других систем, поэтому всё зависит от специфики конкретной ИС и её целевой функции Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам Прогнозирует за счёт наличия сложных факторных моделей и статистического анализа Оптимизация процесса управления предприятия при развитых инструментах управления

Средства управления основными фондами предприятия (EAM) Большинство данных поступают автоматически от датчиков Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам Прогнозирует и корректирует свой анализ за счёт постоянного сравнения прогноза и реального состояния оборудования Оптимизирует процесс обеспечения предприятия основными фондами при условии наладки соответствующего оборудования и организации деятельности, при которой сотрудники слушаются систему

Средства финансового менеджмента, управления активами и трудовыми ресурсами (ERP) Источником большинства вводных данных является исполнитель, поэтому данные ненадёжные Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам ИС просто переносит данные за прошлый период, предполагая, что новый период будет аналогичен старому Оптимизация процесса функционирования ресурсов компании при своевременном поступление полной информации о ресурсах предприятия

Средства управления отношениями с клиентами (CRM) Источником большинства вводных данных является исполнитель, поэтому данные ненадёжные Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам ИС просто переносит данные за прошлый период, предполагая, что новый период будет аналогичен старому Оптимизация процесса взаимодействия

Средства электронного документооборота (EDMS) Источником большинства вводных данных является исполнитель, поэтому данные ненадёжные Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам ИС просто переносит данные за прошлый период, предполагая, что новый период будет аналогичен старому Оптимизация процессов обмена, согласования, подписания и хранения документов предприятия

Средства управления ИТ-службой, ИТ-инфраструктурой и ИТ-активами (ITSM-ServiceDesk, SCCM, Asset Management) Часть данных вводятся человеком, зависит от специфики конкретной ИС и целевой функции Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам ИС просто переносит данные за прошлый период, предполагая, что новый период будет аналогичен старому Оптимизация процесса функционирования ИТ-службы предприятия и управления им

Средства управления содержимым (CMS), сайты и портальные решения Источником большинства вводных данных является исполнитель, поэтому данные ненадёжные Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам Нет прогнозирования Инструмент управления сайтом предприятия как каналом информирования потенциальных клиентов и потребителей

Средства управления складом и цепочками поставок (WMS, SCM) Большинство данных поступают автоматически от датчиков Данные обрабатывают по достаточно простым алгоритмам Прогнозирует за счёт наличия сложных факторных моделей и статистического анализа Оптимизация процесса поставок и хранения ресурсов предприятия

На основании рассмотрения более 150 программ можем сделать вывод, что существующие сегодня ИС не позволяют комплексно автоматизировать процесс управления деятельностью всего предприятия. Так как:

• Большинство существующих ИС, позиционируемых как системы управления деятельностью, лишь обеспечивают менеджеров необходимой, но недостаточной для управления информацией. К тому же, поскольку источником данной информации в большинстве случаев является человек, то получаемая менеджером информация о текущей ситуации может не соответствовать действительности. Из-за чего устойчивость предприятия будет лишь снижаться, так как не будет обеспечиваться выполнение условия управляемости (в соответствии со строгими критериями управляемости);

• Только при наличии большого количества статистической информации система может прогнозировать ситуацию в будущем и в зависимости от желаемых пользователем результатов формировать рекомендации. При этом важно понимать, что, говоря о социальных системах, мы не можем сформировать необходимую и достаточную статистику, так как практически каждая социальная система в каждый момент времени будет уникальна, а во-вторых, сегодня отсутствуют распространённые и отработанные механизмы сбора такой статистики;

• Существующие для управления деятельностью предприятия ИС не учитывают зависимости человеческого поведения и рассчитаны на чёткую формализованную логику исполнения деятельности;

• Ряд ИС, которые в какой-то степени автоматизируют процесс управления, затрагивают либо отдельный процесс, причём не учитывая все ресурсы (чаще всего это материальные ресурсы или временные, но вообще не учитываются организационные или социальные ресурсы, которые являются ключевыми в деятельности многих предприятий, где основные процессы выполняются человеком).

Хотя, следует отметить, что если деятельностью предприятия является одна или несколько простых и чётко формализованных функций, то мы не исключаем возможность полной автоматизации управления деятельностью такого предприятия.

Конечно, для более качественного анализа необходимо рассмотреть не только коробочные ИС, но и продукты заказной разработки, а также внутренние разработки предприятий.

Также в рамках данной работы на основе анализа существующих продуктов ИТ хочется обозначить основные направления развития продуктов автоматизации управления деятельностью предприятия:

• Для получения информации о состояние предприятия нужны данные, учитывающие поведение человека, конечно, с текущим уровнем технологий могут быть получены за счёт подклю-

чения к человеку датчиков, но далее необходимо наличие чётко определённых взаимосвязей между показателями, отражающими поведение людей и состоянием предприятия [5];

• Необходима ИС, которая будет комплексно управлять деятельностью предприятия;

• Прогнозирование деятельности за счёт строго определённых взаимосвязей между состоянием среды и предприятия, а также их динамики - данная функция нужна больше для обеспечения управления, чтобы формировать эталон в соответствие с которым ИС сможет сравнивать фактические состояние предприятия и принимать решение о необходимости управленческого воздействия, которое по нашему мнению на текущий момент развития ИТ будет необходимо согласовывать с руководителем, так как он может учесть ряд дополнительных факторов [10];

• Сами алгоритмы принятия решения уже достаточно развиты в системах СППР, но требуют учёта указанной выше модели, чтобы иметь возможность рассчитать управленческое воздействие, которое будет соответствовать возвращению объекта управления на эталонную траекторию движения;

• На сегодняшний день ИС достаточно эффективно воздействуют на людей за счёт информирования и в соответствие с определёнными механизмами могут воздействовать на ресурсы, получаемые сотрудником, но, по нашему мнению, часть управленческого воздействия на текущий момент точно должна реализовы-ваться руководителем.

Развитие данной концепции может быть реализовано в форме цифрового двойника предприятия как социальной системы, который будет включать в себя имитационную модель, рассчитывающую и прогнозирующую деятельность предприятия, дополняя себя за счёт сравнения с фактическим состоянием.

Литература

1. Бородин И.Ф. Адреев С.А. Автоматизация технологических процессов и система автоматического управления: - М.: КолосС, 2006. -352с.: ил. - (Учебник и учеб. пособия для средних специальных учеб. Заведений).

2. Джеентаева, К.М. Анализ применения CRM-систем на предприятиях / К.М. Джеентаева, В.С. Зимина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 1111. - № 11 (301). - С. 237239. - Режим доступа: https://moluch.ru/ar-chive/301/68089/ (дата обращения: 28.11.2022).

3. Информационные технологии управления проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/5854248/page:13/ (дата обращения: 28.11.2022).

4. Интеллектуальные системы: монография / А.В. Остроух. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 1111. - 316 с.

сз о со от m Р от

от А

5. Кузин Е.И., Кузин В.Е. Управление жизненным циклом сложных технических систем: история развития, современное состояние и внедрение на машиностроительном предприятии. Инженерный журнал: наука и инновации, 1116, № 1. URL: http://engjournal.ru/catalog/mesc/ meng/1457.html

6. Макаров, Р.И. Анализ и синтез информационных систем: учеб. пособие / Р.И. Макаров, Е.Р. Хорошева; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 1119. - 251 с.

7. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 22 сентября 1111 г. № 486 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

8. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 декабря 1115 г. № 621 «Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных»

9. Самосудов М.В. Глоссарий терминов по управлению [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.samosudov.ru/glossary (дата обращения: 28.11.2022).

10. Samosudov M.V. Formalization of controlling influence for digitalization and automation of social systems management / International Journal of Grid and Distributed Computing, Vol. 13, No. 1, (2020), pp. 1268-1275 (http://sersc.org/journals/index. php/IJGDC/article/view/21371) - (21.07.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Samosudov M.V. Comprehensive mathematical agent-based model of social system for management automation purposes. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V., Vochozka M. (eds) Proceedings of the International Scientific Conference "Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy". Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, vol 397. Springer, Cham. - pp. 346-353. https://doi. org/10.1007/978-3-030-94873-3_43

ANALYSIS OF THE MAIN INFORMATION SYSTEMS TO

DETERMINE THEIR SUFFICIENCY FOR AUTOMATION

OF THE ENTERPRISE MANAGEMENT PROCESS

Bagrin P.P., Zyukov Ya.P., Samosudov M.V.

State University of Management, Moscow

This article considers the possibility of automatization of the enterprise activity management process using a set of information sys-

tems available on the market, which position their main function as the management of the enterprise or its individual processes. For this purpose the essence of the process of managing the social system and automating the management process was determined an analysis of the functionality of more than 150 existing types of information systems. Based on the results of the analysis of existing software products it is concluded that it is impossible to implement the function of managing the social system in full. In conclusion the current IT products are characterized and general recommendations for their development are formed in accordance with the purpose of automating the management of the enterprise's activities.

Keywords: Digital twin of the enterprise; digital twin of the social system; simulation model; simulation model of the social system; digitalization of the economy; digital transformation.

References

1. Borodin I.F. Adreev S.A. Automation of technological processes and automatic control system: - M.: KolosS, 2006. - 352s.: ill. -(Textbook and textbook. manuals for secondary special studies. Establishments).

2. Dzheentaeva, K.M. Analysis of the use of CRM systems in enterprises / K.M. Dzheentaeva, V.S. Zimina. - Text: direct // Young scientist. - 1111. - № 11 (301). - Pp. 237-239. - Address: https://moluch.ru/archive/301/68089 / (accessed: 27.09.1122).

3. Information technologies of project management [Electronic resource]. - Access mode: https://studfile.net/preview/5854248/ page:13/

4. Intelligent systems: a monograph / A.V. Ostroukh. - Krasnoyarsk: Scientific and Innovation Center, 1111. - 316 p.

5. Kuzin E.I., Kuzin V.E. Life cycle management of complex technical systems: history of development, current state and implementation at a machine-building enterprise. Engineering Journal: Science and Innovation, 1116, No. 1. URL: http://engjour-nal.ru/catalog/mesc/meng/1457.html

6. Makarov, R.I. Analysis and synthesis of information systems: textbook. manual / R.I. Makarov, E.R. Khorosheva; Vladimir State University named after A. G. and N.G. Stoletov. - Vladimir: Publishing House of the VlSU, 1119. - 251 p.

7. Order of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation No. 486 dated September 22, 1111 "On approval of the classifier of programs for electronic computers and databases"

8. Order of the Ministry of Communications and Mass Communications of the Russian Federation No. 621 dated December 31, 1115 "On Approval of the classifier of programs for electronic computers and databases"

9. Samosudov M.V. Glossary of management terms [Electronic resource]. - URL: https://www.samosudov.ru/glossary

10. Samosudov M.V. Formalization of controlling influence for digitalization and automation of social systems management / International Journal of Grid and Distributed Computing, Vol. 13, No. 1, (2020), pp. 1268-1275 (http://sersc.org/journals/index.php/ IJGDC/article/view/21371) - (21.07.2020).

11. Samosudov M.V. Comprehensive mathematical agent-based model of social system for management automation purposes. In: Ashmarina S.I., Mantulenko V.V., Vochozka M. (eds) Proceedings of the International Scientific Conference "Smart Nations: Global Trends In The Digital Economy". Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, vol 397. Springer, Cham. - pp. 346-353. https://doi.org/10.1007/978-3-030-94873-3_43

e

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.