А.С. ШПАК,
М.В. ЦЫПЛЕНКОВА
Анализ основных факторов, определяющих проблемы развития и функционирования лесопромышленного комплекса Приморского края
Анализируются основные факторы, обусловившие появление системных проблем в развитии лесопромышленного комплекса Приморского края.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс (ЛПК), проблемы ЛПК, эксплуатационные запасы, оценка лесоресурсного потенциала, нелегальный оборот древесины, продукция лесопереработки, инфраструктура ЛПК, объемы производства ЛПК.
Analysis of the main factors that are specifying the problems of development of functioning of timber industry complex of Primorskyi region. A S. SHPAK, M.V. TSYPLENKOVA
Here are analyzing the main factors that were the reason of appearing of system problems in development of timber industry complex of Primorskyi region.
Key Terms: timber industry complex (TIC), TIC problems, exploitation reserves, estimation of timber resources potential, illegal turn of the timber, production of timber recycling, TIC infrastructure, TIC production values.
Площадь лесного фонда Приморского края составляет 11,833 млн га (1 % лесного фонда России) с запасом древесины 1709 млн м3 (2 % от общероссийского объема). На долю лесной и деревообрабатывающей промышленности в общем объеме производства в крае приходится около 8,5 %. Эксплуатационные леса размещаются на площади 8,7 млн га (65 % от площади всех лесов) [2, 5]. Отличительная особенность лесов - их многопородность. На территории края можно выделить четыре основных лесопромышленных зоны, где ведутся заготовки древесины, в том числе под реализацию инвестиционных проектов и переработку, - Светлинско-Самаргинская, Тернейская, Чу-гуевско-Лазовская и Лесозаводская.
К проблемам в развитии ЛПК Приморского края, сдерживающим экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов, можно отнести слабый контроль над использованием лесов, недостаточную точность оценки лесоресурсного потенциала, недостаточную эффективность охраны лесов от пожаров,
вредителей и болезней, слабо развитую дорожно-транспортную инфраструктуру, недостаточное развитие мощностей по глубокой переработке древесины и др. Рассмотрим эти проблемы детальнее.
Слабый контроль над использованием лесов. В настоящее время предприятия лесопромышленного комплекса полностью приватизированы, но все они используют государственные лесные ресурсы. Задача сегодня состоит в изменении принципов лесопользования [7]. Основной идеей нового лесного законодательства стало исключение возможности хозяйственной деятельности для структур, призванных охранять лес. Сегодня лесхозы и лесничества уже не смогут заниматься лесозаготовками, в том числе рубками ухода и санитарными рубками (ст. 55 п. 2 ЛК РФ). В соответствии с новым законодательством эти функции находятся исключительно в компетенции лесопользователей, т. е. арендаторов. Именно они должны следить за состоянием вверенного им леса, а лесники, количество которых в крае сокращенно более чем наполовину, сосредоточатся на охране леса и контроле лесопользования. В результате должны исчезнуть предпосылки для безнаказанного браконьерства и повыситься прозрачность лесохозяйственной отрасли.
Наделение предприятий ЛПК правом пользования и последующий контроль исполнения арендных договоров является мощным инструментом управления их деятельностью. Таким образом государство сохраняет контроль над лесопромышленным комплексом, а следовательно, должно обеспечивать условия его функционирования.
Государственный лесной контроль и надзор в крае осуществляет Управление лесным хозяйством администрации Приморского края. Работает Управление по следующим направлениям:
- контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению требований лесного законодательства при использовании лесов;
- контрольно-надзорные мероприятия по соблюдению требований лесного законодательства в процессе осуществления деятельности по использованию лесов на основании договоров аренды лесных участков, проектов освоений лесов и лесных деклараций обязательных требований;
- проведение рейдов по пресечению фактов незаконной рубки деревьев и транспортировки древесины, в том числе совместных с правоохранительными и иными контрольно-надзорными органами, с работниками филиалов КГУ «Приморское лесничество».
Внеплановые проверки осуществляются на основании требований Федерального закона РФ от 26.12.2008 № 294-ФЗ [9]. Проводятся они при поступлении жалоб и обращений граждан, обращений органов государственной власти и органов местного самоуправления, представлений и требований надзорных и правоохранительных органов в Управление лесным хозяйством Приморского края в случаях установления фактов нарушений требований лесного законодательства при использовании лесов на основании договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи насаждений, лесных деклараций.
В 2009 г. в соответствии с планом было проверено 100 предприятий. В 2010 г. плановые поверки будут проведены на 68 предприятиях [2]. Других данных о деятельности лесного контроля на уровне Приморского края у авторов нет, поэтому дать оценку эффективности государственного лесного контроля сложно. Но если предположить, что контролю подвергается только четвертая часть предприятий, то установление всех фактов нарушений требований лесного законодательства, допущенных при использовании лесов на основании договоров аренды лесных участков, становится проблематичным.
Недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала. Таксация, осуществляемая по всем возможным ходам в лесу (дорогам, тропам, минерализованным полосам и др.) с заходом в массивы спелых и перестойных лесов напрямую в условиях бездорожья, весьма трудоемка, ее сложно проверить и использовать в привязке к местности. Качество аэрофотоснимков в последние годы также ухудшилось (увеличилась их давность, стал более мелким масштаб).
Возникшая в результате такой ситуации разноречивость оценок состояния эксплуатационных лесов является основной причиной споров лесовладельцев, лесоустроителей и лесопользователей о величине запасов древесины и качестве древесного сырья.
Неточности в лесоустроительных материалах попадают в ежегодные материалы учета лесного фонда. Проследить же все изменения лесов за год в результате естественного развития, вследствие пожаров, рубок главного и промежуточного пользования, содействия естественному возобновлению на огромной территории невозможно. В дальнейшем неточности перекочевывают и множатся в единовременных ежегодных материалах учета лесного фонда.
Недостаточная эффективность охраны лесов от пожаров, вредителей и болезней. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. Для Приморского края характерны резкие колебания числа пожаров и величины пройденной ими площади (табл. 1).
В зависимости от погодных условий и климата различных территорий края, а особенно в периоды сезонных засух, последствия пожаров приобретают катастрофический характер.
По данным краевого комитета государственной статистики в 2008 г. Гослесфондом было отмечено 360 случаев лесных пожаров, из них 131 - по вине населения, 85 - от сельскохозяйственных палов, 10
- от грозовых разрядов, 4 - по вине других организаций. Из общего числа пожаров только 3 % произошло из-за воздействия природных факторов, остальные - вследствие деятельности предприятий и населения. Площадь, пройденная пожарами, занимает 48 тыс. га, увеличившись по сравнению с предыдущим годом в 11,9 раза. Сгорело и повреждено на корню 1 172,6 тыс. м3 леса, что почти в 56 раз больше, чем в 2007 г. Данную проблему также можно рассматривать в русле
Таблица 1
Лесные пожары в Приморском крае (на 1 ноября)
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Число лесных пожаров, ед. 295 137 222 166 360
Лесная площадь, пройденная пожарами, га 11 053 10 737 11 437 4 088 48 744
Запасы леса, сгоревшего и поврежденно- >к 3 го на корню*, тыс. м 253,4 57,6 159,8 20,9
Запасы леса, сгоревшего на корню, 3 тыс. м Нет дан. Нет дан. Нет дан. Нет дан. 1 172,6
* С 2008 г. показатель отменен.
Источник: [5].
низкой эффективности государственного лесного контроля на региональном уровне. Связано это прежде всего с недостаточным финансированием.
С учетом отсутствия статистических или иных данных, касающихся защиты лесов от вредителей и болезней, можно сделать вывод, что таковая в Приморском крае за последние шесть лет не осуществлялась.
Слабо развитая дорожно-транспортная инфраструктура лесопользования сдерживает возможности более полного освоения эксплуатационных лесов и снижает экономическую доступность древесных лесных ресурсов Приморского края. Решение этой проблемы требует от предприятий повышенных финансовых вложений, что ведет к удорожанию конечной продукции и снижению ее конкурентоспособности.
Недостаточное развитие мощностей по глубокой переработке древесины. В ЛПК края включается около 550 предприятий и организаций с общей численностью работающих более 14 тыс. чел. Специалисты задействованы в лесозаготовках, лесопилении, деревообработке, производстве щепы, древесного угля, картонной продукции, мебели. Самые крупные из лесопромышленных предприятий края: объединения «Тернейлес» и «Приморсклеспром», Уссурийский картонный комбинат, ЗАО «Лес-Экспорт», ООО «Форест-Стар», ОАО ГРК «Аир», «Гефест», «Рощинский КЛПХ». На их долю приходится около 60 % ежегодно заготавливаемой древесины, 56 % пиломатериалов, 30 % мебели, 80 % товарной продукции [1, 6].
Анализ деятельности организаций, занимающихся обработкой древесины и производством изделий из дерева в Приморском крае за последние пять лет по таким показателям, как «индекс промышленно-
го производства» и «сальдированный финансовый результат», свидетельствует об их кризисном состоянии (табл. 2).
Таблица 2
Основные показатели работы организаций Приморского края, занимающихся обработкой древесины и производством изделий из дерева
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Число действующих организаций, ед Нет дан. 280 268 260 245
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн руб. 1333 1587 1635 1925
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году 117,5 109,0 107,7 114,0 93,4
Сальдированный финансовый результат (прибыль, убыток), млн руб. 3,3 56,9 25,8 - 0,6 - 44,7
Источник: [5].
Если рассмотреть спектр продукции по виду деятельности «обработка древесины и производство изделий из дерева», то основным является производство пиломатериалов и шпона. Стабильностью характеризуется только объем выпуска блоков деревянных (табл. 3).
Таблица 3
Производство основных видов продукции в лесопромышленном комплексе Приморского края
Продукция 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Пиломатериалы, тыс. м3 254 274 298 342 313
Шпон строганый, тыс. м2 1328 1731 1491 1813 889
Блоки деревянные, тыс. м2 5,8 6,0 6,7 7,0 16,9
Блоки оконные, тыс. м2 ,8 8, 21,0 21,0 21,9 16,2
Паркет, тыс. м2 1,2 38,3 86,4 78,1 216,5
Источник: [5].
Анализ показателей работы организаций, занимающихся целлюлозно-бумажным производством и полиграфической деятельностью (табл. 4, см. также табл. 7), показывает, что при постоянном росте числа предприятий среднесписочное количество работников сокращается, а объем отгруженной продукции и прибыль растут. Индекс промышленного производства за последние пять лет имеет ус-
тойчивую тенденцию к снижению. В крае, чья территория на 77 % покрыта лесами, нет ни одного целлюлозно-бумажного комбината.
Таблица 4
Основные показатели работы организаций Приморского края, занимающихся целлюлозно-бумажным производством, издательской и полиграфической деятельностью
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Число действующих организаций, ед. Нет дан. 224 239 266 282
Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млн. руб. _ “- 1288 1427 1578 1798
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году 126,2 109,7 111,8 100,0 88,5
Сальдированный финансовый результат (прибыль, минус убыток), млн руб. 111,5 131,1 148,9 149,9 124,1
Источник: [5].
Рентабельность производства во всех секторах приморского ЛПК продолжает снижаться. Примером могут служить изменения ее уровня по двум видам деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (рис. 1).
Одной из причин такого положения можно считать отсутствие резервов производственных мощностей по глубокой переработке древесины. К началу 2008 г. в ЛПК края достигнут практически предельный уровень загрузки мощностей по глубокой переработке древесины.
Проблемы лесопромышленного комплекса Приморского края не ограничиваются перечисленными выше, к их числу также относятся:
- снижение качества лесных ресурсов;
- низкая эффективность использования лесных ресурсов;
- постоянный рост транспортных тарифов и т. д.
Рассмотрим основные факторы, обусловившие появление проблем в развитии ЛПК Приморского края.
Первый фактор (Ф 1) - сокращение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики в Приморском крае общий запас древесины в период 1988-2008 гг. сократился на 211 млн. м3 (11 %) [5]. За последние десять лет он имеет устойчивую тенденцию к падению в среднем по 1 % в год (рис. 2).
Рис. 1. Уровень рентабельности продукции в лесном комплексе Приморского края, %: 1 - обработка древесины и производство изделий из дерева; 2 - целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность
2000
1900
1800
1700
1600
1500
1920 1893 1881 1935
1988
1993
1998
2003
1709
I
2008
Год
Рис. 2. Общий запас древесины в Приморском крае, млн м3
Второй фактор (Ф 2) - невысокое качество лесовосстановления.
В целях повышения качества лесов, расположенных на землях лесного фонда, прежде всего необходимо обеспечить сбалансированность объемов лесовосстановления в зависимости от площади вырубленных, погибших и поврежденных лесов, поскольку это основной показатель, характеризующий рациональность природопользования.
Кроме того, необходимо улучшить санитарное состояние лесов; своевременно проводить противопожарное обустройство, снизить опасность лесных пожаров; обеспечить ежегодную оценку состояния лесов путем проведения государственной инвентаризации.
По данным Управления лесным хозяйством Приморского края (табл. 5) лесовосстановление имеет устойчивую динамику к снижению.
Таблица 5
Лесовосстановление и предоставление услуг в области лесоводства в Приморском крае
Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Лесовосстановление, га 24,5 18,8 18,7 15,6 16,3
В том числе посадка и посев леса 4,4 2,3 3,7 3,7 1,7
Ввод молодняка в категорию ценных лесных насаждений*, тыс. га 23,5 20,8 10,5 9,6
Охрана лесов от пожаров с помощью авиации, млн га 7,8 7,8 7,8 10,9 11,9
*С 2008 г. показатель отменен.
Источник: [5].
Вероятно, это стало последствием принятия Лесного кодекса Российской Федерации [8], в соответствии с которым все функции лесопользователей находятся исключительно в компетенции арендаторов. Здесь видна прямая взаимосвязь с вышерассмотренными проблемами.
Упорядочение управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Приморском крае, а также развитие рыночных отношений требуют совершенствования деятельности лесничеств и лесопарков. С целью создания благоприятных условий, обеспечивающих устойчивое лесовосстановление, должны быть приняты дополнительные меры развития лесного хозяйства по следующим направлениям: разграничение полномочий органов государственной власти России, администрации Приморского края и органов местного самоуправления Приморского края в области лесных отношений; совершенствование организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов арендаторами; совершенствование регионального лесного контроля и надзора, введение мониторинга реализации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, осуществление которых передано администрации Приморского края.
Третий фактор (Ф 3) - высокий уровень нелегального оборота древесины.
Под незаконной заготовкой леса понимаются правонарушения, связанные с заготовкой древесины и торговлей ею. Это понятие включает такие экономические преступления, как неуплата налогов и коррупция. В течение последних 10-15 лет незаконные лесозаготовки стали в Приморском крае серьезной проблемой. Эта проблема многолика, оценить истинный масштаб ее влияния очень трудно. Незаконные лесозаготовки происходят во всей России, но особенно часто в лесоэкспортирующих регионах. Они наносят серьезный ущерб природной среде, поскольку нередко приводят к деградации экологически ценных лесных массивов. При оценке объема нелегального оборота древесины экологические организации утверждают, что сегодня незаконный оборот составляет 30 % от общего. Одновременно существует и оценка контролирующих органов. Но поскольку нет единого центра учета движения заготовленного леса, точной статистики в принципе быть не может. Сейчас оценить реальный объем можно только исходя из разницы между объемами заготовки и экспорта. По оценкам независимых экспертов, доля незаконно заготавливаемой древесины в Приморье составляет 20-25 % всего оборота лесоматериалов. Остальное приходится примерно поровну на легальные лесозаготовки и лесозаготовки по «серым» схемам [3].
Отметим, что товар может считаться легально поставленным только в случае, когда достоверно документированы три аспекта: древесина заготовлена на законном основании и на разрешенной лесосеке; с нее уплачены все платежи и налоги; она экспортируется на законных основаниях.
Среди основных причин незаконных рубок в Приморском крае можно назвать следующие: несовершенство законодательства и лесной политики; недостаточный контроль за ведением лесного хозяйства; низкий уровень жизни и высокий уровень безработицы в лесозаготавливающих регионах.
Четвертый фактор (Ф 4) - высокая степень износа основных фондов.
Состояние основных производственных фондов лесопромышленного комплекса оценивается по состоянию материальнотехнической базы, качественных характеристик используемого оборудования. Степень износа основных производственных фондов в деревообрабатывающем и целлюлозно-бумажном производстве Приморского края постоянно увеличивается и приближается к критической (табл. 6).
Таким образом, наибольший износ основных фондов наблюдается на деревообрабатывающих предприятиях (до 58,8 %), в лесозаготовках его степень несколько ниже, но все равно находится на высоком уровне (51,6 %).
Для обновления основных фондов и наращивания производственных мощностей необходимо привлечение достаточно большого объема инвестиций.
Таблица 6
Износ основных фондов лесопромышленного комплекса Приморского края (в % от полной стоимости фондов на конец года)
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Лесопромышленный комплекс 51,1 54,2 54,6 54,2
В том числе:
лесозаготовки 53,8 54,2 54,8 51,6
обработка древесины и производство изделий из дерева 45,1 52,1 56,6 58,8
целлюлозно-бумажное производство 32,7 37,1 41,4 39,8
Источник: [5].
Пятый фактор (Ф 5) - недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень оплаты труда.
За период с 2004 по 2008 г. численность занятых в лесопромышленном комплексе работников сократилась на 17,5 %, в том числе в лесозаготовках - на 22,1 %, целлюлозно-бумажном производстве - на 10,1 %, в обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 8,1 % (табл. 7), что обусловлено:
- слабым развитием социального партнерства;
- низким по сравнению с другими отраслями экономики уровнем оплаты труда работающих;
- ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов;
- возрастающим дефицитом квалифицированных кадров по разным направлениям лесохозяйственной и лесопромышленной деятельности.
Таблица 7
Среднесписочная численность работников по видам экономической деятельности лесопромышленного комплекса
Показатель Среднесписочная численность, чел.
2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Лесопромышленный комплекс 13 622 12 989 12 540 11 854 11 238
В том числе:
лесозаготовки 9 100 8 000 7 700 7 400 7 100
обработка древесины и производство изделий из дерева 3 508 4 013 3 882 3 502 3 225
целлюлозно-бумажное производство 1 014 976 958 952 913
Источник: [4, 5].
В лесопромышленном комплексе края в 2008 г. было занято 11,2 тыс. чел., их среднемесячная заработная плата составила 11 873,7 руб. (70,7 % среднекраевой заработной платы) [5]. На протяжении пяти лет наиболее высокая зарплата у работников целлюлознобумажного производства (в 2008 г. на 21,6 % выше, чем в целом по лесопромышленному комплексу), самая низкая - в деревообрабатывающем производстве (в 2008 г. в 1,4 раза ниже, чем в целом по лесопромышленному комплексу).
Отсутствие необходимого количества высококвалифицированных кадров в лесопромышленном комплексе является основной проблемой не только Приморского края, но и всей России. Связано это в первую очередь с развалом советской системы подготовки кадров для лесной промышленности. В настоящее время по стране 83 учебных заведения готовят специалистов, основная часть из них расположена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Архангельской и Свердловской областях, Иркутске. Сейчас в Дальневосточном регионе действуют две лесные школы - в Приморском крае (г. Лесозаводск) и Хабаровском крае (г. Бикин).
Особенно остро в регионе ощущается нехватка работников со средним специальным образованием. Сами же лесопромышленные предприятия не считают нужным вкладывать денежные средства в подготовку и оплату труда отечественных специалистов, предпочитая привлекать иностранных работников, обходящихся гораздо дешевле.
Наблюдающаяся в последние 15-20 лет тенденция оттока экономически активного населения в западные регионы страны также оказывает негативное влияние на обеспечение промышленности Приморского края трудовыми ресурсами [10].
Шестой фактор (Ф 6) - недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность.
Технологическое отставание от мирового уровня характеризуется отсутствием внедрения «прорывных» инновационных проектов в ЛПК края, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции. Система поддержания инноваций в ЛПК края отсутствует. Темпы технологического обновления в несколько раз меньше по сравнению с принятыми в мире стандартами, что является одним из главных препятствий для обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров и причиной утраты ими конкурентных преимуществ на мировом рынке.
Сегодня в ЛПК Приморского края реализуются три инвестиционных проекта. На их выполнение лесопромышленным компаниям предоставлены 50 %-ные льготы по арендной плате. Кроме того, им выделены лесные участки в аренду для заготовки древесины и создания инфраструктуры.
В пос. Пластун работают два завода ОАО «Тернейлес» по производству пиломатериалов. В 2010 г. в Дальнереченске вводится в
действие завод «Лесэкспорт» по изготовлению трехслойного паркета. С 2008 г. в пос. Светлая работает завод по производству пиломатериалов ОАО «Приморсклеспром». Это предприятие планирует открыть лесопильный завод в пос. Ольга в 2010 г., а к 2012 г. запустить завод по производству пиломатериалов и клееного бруса в Чугуевке. Полный ввод всех мощностей в эксплуатацию позволит в 2 раза увеличить объем переработки круглого леса в Приморском крае.
Недостаточная инвестиционная привлекательность обусловлена недостатком финансовых средств для развития капиталоемких производств по химической переработке древесины с высокими сроками окупаемости; отсутствием развитой транспортной инфраструктуры; непрозрачным рынком лесного сырья.
Для активизации инновационного развития ЛПК края необходимы:
- создание программ технологического развития, ориентированных на поддержку лесного хозяйства;
- поддержка малых предприятий, занятых инновационной деятельностью;
- защита интеллектуальной собственности и введение ее в хозяйственный оборот.
Очевидно, что проблемы лесопромышленного комплекса Приморского края не исчерпываются представленным перечнем. Их значительно больше, все они требуют практически одновременного устранения, неравнозначны по объему, порядку в причинноследственной цепи и реальным возможностям решения.
Произведенный анализ факторов, воздействующих на существующие проблемы ЛПК Приморского края, позволяет сделать вывод, что наибольшее влияние оказывают факторы 5 (недостаток квалифицированных кадров и низкий уровень оплаты труда) и 6 (недостаточная инновационная активность и инвестиционная привлекательность), без устранения которых невозможно дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса Приморского края. Не менее важным является сокращение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий (фактор 1), для ликвидации которого требуется осуществлять не только качественное лесовосстановление (фактор 2), эффективную охрану лесов от пожаров, но и внедрять технологии по глубокой переработке древесины. Для проведения данных мероприятий, в свою очередь, необходимо высококачественное оборудование, отвечающее всем современным требованиям (фактор 4). На экономическое развитие края оказывает существенное влияние высокий уровень нелегального оборота древесины (фактор 3), что связанно в первую очередь со слабым контролем за использованием лесов.
Для выхода из кризиса и обеспечения дальнейшего развития ЛПК Приморского края необходимы мероприятия по антикризисному управлению, которые устраняли бы факторы, обусловившие появление основных проблем лесопромышленного комплекса Приморского края.
Литература
1. Лесная промышленность. - Режим доступа: http: //www.exponet. ru/. [Дата обращения 05.03.2010 г.].
2. Официальный сайт администрации Приморского края. - Режим доступа: http: //www.primorsky.ru/. [Дата обращения
11.03.2010 г.].
3. Попов Э. Особенности приморской лесопереработки. - Режим доступа: http: //www. zrpress.ru/. [Дата обращения 04.03.2010 г.].
4. Приморский край. Основные показатели деятельности городских округов и муниципальных районов: стат. ежегодник. -Владивосток: Приморскстат, 2009. - 256 с.
5. Приморский край. Социально-экономические показатели: стат. ежегодник. - Владивосток: Приморскстат, 2009. - 318 с.
6. Программа развития лесопромышленного комплекса Приморского края на 2004-2010 гг. / под общ. ред. С.М. Дарькина. -Владивосток: Изд-во «ТЦСР», 2004. - 112 с.
7. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. - М., 2008.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации».
9. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора».
10. Шмидт В.Ю. О современном состоянии лесопромышленного комплекса Приморского края // Вестн. ТГЭУ. 2009. № 2. С. 4751.
© Шпак А.С., Цыпленкова М.В., 2010 г.