Научная статья на тему 'Анализ организационных форм взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО'

Анализ организационных форм взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / SPORTS AND SPORTS ORGANIZATIONS / SPORTS AND SPORTS ACTIVITIES / REGULATIONS / ORGANIZATIONAL AND MANAGERIAL TERMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зюрин Э.А., Матвеев А.П.

Успешное внедрение и функционирование комплекса ГТО во многом зависит от эффективного взаимодействия всех заинтересованных субъектов этого процесса, которое позволит создать единые организационно-управленческие системы в рамках внедрения и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Исходя из анализа практической реализации внедрения комплекса ГТО решать вопросы по поиску наиболее эффективных форм и методов работы на разных уровнях власти федеральном, региональном, местном, межведомственного взаимодействия и максимально использовать потенциал общественных организаций и движений все это будет способствовать созданию условий для равного обеспечения прав граждан при подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО на предприятиях различных отраслей экономики и форм собственности. Создание единой организационно-управленческой системы является первоочередной задачей. Важнейшим элементом в создании системы организационно-управленческих условий является четкое распределение функций между заинтересованными сторонами процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зюрин Э.А., Матвеев А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the organizational forms of interaction of the software management process introduction of the GTO

The successful implementation and operation of complex GTO is largely dependent on effective cooperation between all stakeholders of the process that will create a unified organization and management system as part of the implementation and realization of the All-Russian sports complex «Ready for Labor and Defense». Based on the analysis of the practical implementation of the implementation of the complex GTO solve problems to find the most effective forms and methods of work at different levels of government -federal, regional, local, inter-agency cooperation, maximize the potential of social organizations and movements, will help create conditions for equal ensure the rights of citizens preparation for the implementation of standards at the enterprises of various branches of economy and ownership. Creating a unified organizational and management systems is a priority. The most important element in creating a system of organizational and managerial terms is a clear division of responsibilities between the interested parties of the process.

Текст научной работы на тему «Анализ организационных форм взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО»

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССОМ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО

Э.А. ЗЮРИН, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

А.П. МАТВЕЕВ,

Российский государственный социальный университет

Аннотация

Успешное внедрение и функционирование комплекса ГТО во многом зависит от эффективного взаимодействия всех заинтересованных субъектов этого процесса, которое позволит создать единые организационно-управленческие системы в рамках внедрения и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Исходя из анализа практической реализации внедрения комплекса ГТО решать вопросы по поиску наиболее эффективных форм и методов работы на разных уровнях власти - федеральном, региональном, местном, межведомственного взаимодействия и максимально использовать потенциал общественных организаций и движений - все это будет способствовать созданию условий для равного обеспечения прав граждан при подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО на предприятиях различных отраслей экономики и форм собственности. Создание единой организационно-управленческой системы является первоочередной задачей. Важнейшим элементом в создании системы организационно-управленческих условий является четкое распределение функций между заинтересованными сторонами процесса.

Ключевые слова: физкультурно-спортивные организации, физкультурно-спортивная деятельность, нормативно-правовые акты, организационно-управленческие условия.

Abstract

The successful implementation and operation of complex GTO is largely dependent on effective cooperation between all stakeholders of the process that will create a unified organization and management system as part of the implementation and realization of the All-Russian sports complex «Ready for Labor and Defense». Based on the analysis of the practical implementation of the implementation of the complex GTO solve problems to find the most effective forms and methods of work at different levels of government -federal, regional, local, inter-agency cooperation, maximize the potential of social organizations and movements, will help create conditions for equal ensure the rights of citizens preparation for the implementation of standards at the enterprises of various branches of economy and ownership. Creating a unified organizational and management systems is a priority. The most important element in creating a system of organizational and managerial terms is a clear division of responsibilities between the interested parties of the process.

Keywords: sports and sports organizations, sports and sports activities, regulations, organizational and managerial terms.

Актуальность

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Указе от 24 марта 2014 г. № 172 дал четкое направление совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта через создание эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, программную и нормативную основу которой составляет Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее - комплекс ГТО).

Успешное внедрение и функционирование комплекса ГТО во многом зависит от эффективного взаимодействия всех заинтересованных субъектов этого процесса. Данное взаимодействие позволяет в ходе практического внедрения комплекса ГТО решать вопросы по поиску наиболее эффективных форм и методов работы на разных уровнях власти - федеральном, региональном, местном, межведомственного взаимодействия. Максимальное использование потенциала общественных организаций

и движений будет способствовать созданию условий для равного обеспечения прав граждан при подготовке к выполнению нормативов на предприятиях различных отраслей экономики и форм собственности.

Таким образом, становится актуальным формирование механизмов эффективного взаимодействия между органами исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, органами местного самоуправления, общественными организациями по управлению процессом внедрения комплекса ГТО в части нормативно-правового регулирования, материально-технического, кадрового, финансового, научно-методического и информационного обеспечения условий по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований комплекса.

Цель исследования. Дать характеристику механизмов взаимодействия между органами исполнительной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта, образования, здравоохранения, органами местного самоуправления, общественными

организациями по управлению процессом внедрения комплекса ГТО.

Методы исследования. Изучение и анализ нормативно-правовых актов, научно-методической литературы, оценка работы ФСО, наблюдения в сфере физической культуры и спорта, социологический опрос.

Результаты исследования и их обсуждение

Под организационными формами взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО понимаются механизмы взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций, которые непосредственно занимаются внедрением комплекса ГТО, организуют в пределах своих полномочий мероприятия, направленные на взаимодействие по вопросам комплекса ГТО.

Под механизмом исполнительной власти понимается совокупность субъектов государственно-управленческих отношений в процессе их взаимодействия, а также отношения между органами исполнительной власти (должностными лицами этих органов) и гражданами (их общественными формированиями).

Основываясь на принципе разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти, закрепленном в ст. 11, 78 Конституции, исполнительная власть на уровне субъекта Российской Федерации не имеет существенных отличий в полномочиях и компетенциях от федерального, так как компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов. Разница лишь в уровнях управления и масштабах деятельности (с учетом социально-экономических, национально-культурных, географических различий

и традиций в разных регионах Российской Федерации). Приводим усредненную модель взаимодействия при управлении на уровне государственной власти субъекта Российской Федерации при внедрении комплекса ГТО (рис. 1). Каждый элемент модели обладает определенным функциональным свойством, то есть, способен осуществлять только присущий ему комплекс функций.

Федеральным органом, ответственным за внедрение и реализацию комплекса ГТО, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.14 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"» является Министерство спорта Российской Федерации, ответственный исполнитель и координатор введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Основными задачами Министерства спорта России является осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО.

Общественно-профессиональным коллегиальным органом, как одним из механизмов управления процессом внедрения комплекса ГТО, является Координационная комиссия по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», образованная в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с введением в действие в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Рис. 1. Модель управления процессом внедрения комплекса ГТО на федеральном уровне

Основными задачами Координационной комиссии являются:

• подготовка предложений по выработке и реализации мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО;

• подготовка предложений по выработке основных направлений совершенствования законодательства Российской Федерации, связанных с введением в действие комплекса ГТО;

• рассмотрение вопросов, связанных с участием общественных объединений в мероприятиях по поэтапному внедрению комплекса ГТО;

• обсуждение иных вопросов, связанных с поэтапным внедрением комплекса.

По итогам первого заседания Координационной комиссии (23 июля 2014 г.) были приняты следующие решения:

• об организации медицинского обеспечения при проведении тестовых мероприятий комплекса ГТО в образовательных организациях,

• об информационном освещении в средствах массовой информации мероприятий по введению и реализации комплекса ГТО;

• рассмотрен и одобрен Перечень мероприятий общероссийского движения «Спорт для всех», включающий мероприятия комплекса ГТО на федеральном уровне;

• одобрены проекты Методических рекомендаций по выполнению видов испытаний (тестов) и организации проведения испытаний (тестов), входящих в комплекс ГТО;

• определена организация, на которую возложены функции федерального оператора по организации и проведению мероприятий, направленных на внедрение комплекса ГТО в Российской Федерации;

• рассмотрена и одобрена концепция интернет-портала и электронной базы данных комплекса ГТО.

На региональном уровне субъектам Российской Федерации рекомендовано создать аналогичный координационный орган по внедрению и реализации комплекса ГТО.

Наиболее близким к непосредственной работе с населением звеном в системе взаимодействия при управлении сферой физической культуры и спорта в регионе является муниципальный уровень.

Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта на соответствующих территориях.

В управлении развитием физической культуры и спорта муниципальные органы власти исходят из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций.

Основная цель - ориентация деятельности физ-культурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры и спорта, в том числе и внедрение комплекса ГТО. Акценты в системе управления процес-

сом внедрения комплекса ГТО смещаются на решение конкретных проблем материально-технического и кадрового обеспечения.

На первое место выходит проблема обеспечения населения условиями для занятий физической культурой и возможностями для подготовки к выполнению видов испытаний и нормативов комплекса ГТО.

Необходимо обеспечить условия для занятий физической культурой и спортом, помощь квалифицированных специалистов, а также информирование каждого жителя муниципального образования об условиях предоставления услуг спортивных сооружений, сведений о возможности участия в мероприятиях комплекса ГТО.

Кроме того, успех работы по внедрению комплекса ГТО на местах зависит от правильно подобранных организационных форм работы, к которым на муниципальном уровне можно отнести:

^ создание и деятельность различных координационных советов и комиссий по межведомственному взаимодействию в рамках реализации комплекса ГТО;

проведение праздников, спартакиад, фестивалей, игр, районных и городских массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий по видам испытаний комплекса ГТО.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016 г.) «Об общественных объединениях» органы управления в области физической культуры и спорта взаимодействуют с общественными объединениями спортивной направленности по всем вопросам развития данной сферы, в частности:

- совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;

- оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;

- осуществляют в установленном законодательством порядке сбор информации, предоставляемой физкуль-турно-спортивными организациями в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по ним заключения и рекомендации.

Совершенствование научно-методического обеспечения процесса апробации и дальнейшего внедрения комплекса ГТО осуществляется через уполномоченные организации (ФГБОУ ВПО «СГАФКСТ», ФГБУ ФНЦ ВНИИФК), осуществляющие работу во взаимодействии с профильными научными организациями и учреждениями, образовательными организациями высшего профессионального образования, подведомственными

Министерству спорта Российской Федерации, профильными кафедрами образовательных организаций высшего образования, региональными институтами развития образования, повышения квалификации работников физической культуры, спорта и образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, органами местного самоуправления.

Задачами научно-методического обеспечения процесса апробации и дальнейшего внедрения комплекса ГТО являются:

❖ анализ эффективности мероприятий по внедрению и реализации комплекса ГТО в субъектах Российской Федерации;

❖ разработка предложений по дальнейшему совершенствованию структуры, содержания и нормативов комплекса ГТО;

❖ проведение мониторинга и анализа состояния физической подготовленности населения Российской Федерации;

❖ разработка предложений по совершенствованию организационной и управленческой модели внедрения и реализации комплекса ГТО;

❖ подготовка информационных, инструктивно-методических материалов по проведению мероприятий комплекса ГТО в образовательных, физкультурно-спор-тивных организациях и трудовых коллективах;

❖ проведение научно-методических семинаров и конференций по актуальным проблемам и перспективам развития физической культуры и массового спорта, реализации комплекса ГТО;

❖ разработка предложений по организации в субъектах Российской Федерации курсов повышения квалификации в очной, очно-заочной и дистанционной форме обучения в рамках программы дополнительного профессионального образования «Всероссийский физкуль-турно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Таким образом, анализ организационных форм взаимодействия по управлению процессом внедрения комплекса ГТО показал, что в системе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за поэтапное внедрение комплекса ГТО, разрабатывают и по согласованию с Министерством спорта Российской Федерации утверждают региональный план мероприятий по поэтапному внедрению комплекса ГТО.

Документом и условием участия субъекта Российской Федерации в организационно-экспериментальном этапе внедрения комплекса ГТО является Соглашение между Министерством спорта Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, утвержденное нормативным актом государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и подписанное соответственно министром спорта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Предметом Соглашения является взаимодействие сторон по осуществлению организационно-экспериментального этапа внедрения Всероссийского физкуль-

турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» по следующим направлениям:

О проведение тестирования физической подготовленности населения в рамках комплекса ГТО;

О создание центров тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;

О совершенствование научно-методического обеспечения процесса апробации и дальнейшего внедрения комплекса ГТО;

О формирование единой электронной базы данных комплекса ГТО;

О разработка моделей и механизмов внедрения комплекса ГТО;

О информационно-пропагандистское сопровождение физкультурно-спортивных мероприятий, предусматривающих выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов комплекса ГТО;

О обобщение и распространение опыта внедрения комплекса ГТО в субъектах Российской Федерации.

Внедрение комплекса ГТО требует принятия мер по:

> нормативно-правовому, финансово-экономическому и организационно-методическому обоснованию внедрения комплекса ГТО;

> созданию или наделению полномочиями регионального органа, ответственного за внедрение комплекса ГТО;

> разработке и внесению дополнений и изменений в действующие законы субъекта Российской Федерации о бюджете;

> разработке и внесению в установленном порядке необходимых дополнений и изменений в государственные программы (социально-экономического развития, развития физической культуры и спорта, патриотического воспитания и др.).

Для организации работы с населением в муниципальных образованиях органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта необходимо запланировать и провести следующие мероприятия:

^ определить на территории субъекта Российской Федерации список муниципальных образований, осуществляющих организационно-экспериментальную апробацию внедрения комплекса ГТО;

^ подготовить и заключить Соглашения между органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации и администрацией муниципальных образований, осуществляющих организационно-экспериментальную апробацию внедрения комплекса ГТО;

^ оказать содействие муниципальным образованиям в создании и оборудовании малобюджетных спортивных площадок по месту жительства и учебы в целях подготовки населения к испытаниям по программе комплекса ГТО;

^ оказать финансовую поддержку муниципальным образованиям в целях софинансирования мероприятий по тестированию населения в рамках внедрения комплекса ГТО;

Массовая физическая культура и оздоровление населения

^ оказать содействие в повышении квалификации учителей физической культуры, работников образовательных организаций, медицинских учреждений и организаторов физкультурно-спортивной работы (в том числе волонтеров) для работы с населением по внедрению комплекса ГТО;

^ разработать и утвердить совместно с органом управления образованием в субъекте Российской Федерации систему мер поощрения обучающихся в образовательных организациях, выполнивших нормативы и требования золотого, серебряного и бронзового знаков отличия комплекса ГТО;

^ разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению доступности для населения спортивных сооружений муниципальных образований для подготовки и выполнения нормативов комплекса ГТО.

Приведенный выше перечень организационных мер, требующих решения на территории субъекта Российской Федерации, носит рекомендательный характер, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения и в отношении иных вопросов в пределах своих полномочий.

Литература

1. Зюрин, Э.А. Нормативно-правовая база, регламентирующая внедрение комплекса ГТО, как элемент создания организационно-управленческих условий работы с населением в физкультурно-спортивных организациях и клубах, а также трудовых коллективах по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Т.Ю. Коляскина, В.В. Ново-крещенов, Э.А. Зюрин // Вестник спортивной науки. -2016. № 4. - С. 61-66.

2. Новокрещенов, В.В. Взаимодействие сторон в управлении региональной системы физической культуры и спорта / Новокрещенов В.В. - Ижевск, ИжГТУ, 2006. - 380 с.

3. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации: реализация стратегии развития отрасли. Документы и материалы (2011-2014 годы) / Н.В. Паршикова, П.А. Виноградов // под общей ред. В.Л. Мутко; Министерство спорта Российской Федерации. - М.: Советский спорт, 2014. - 1592 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30 «О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры

и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"» / http: www.minsport.gov.ru

5. Приказ Минспорта России «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 8 июля 2014 г. № 575 / http: www.minsport.gov.ru

6. Сборник нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // изд. 2-е, дораб. и дополн.; Министерство спорта Российской Федерации. - Казань: АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», 2016. - 335 с.

7. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года / утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р / http: www. minsport.gov.ru

8. Указ Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» от 24 марта 2014 г. № 172.

References

1. Zyurin, E.A. Regulatory framework governing the introduction of the TRP, as an element of organizational and management conditions of work with the population in sports and sports organizations and clubs, as well as labor groups for the implementation of nationwide sports complex "Ready for Labor and Defense" / T.Yu . Kolyaskina, V.V. Novokreschenov, E.A. Zyurin // Vestnik sportivnoy nauki. - 2016. - No. 4. - Pp. 61-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Novokreschenov, V.V. Interaction of the parties in the management of physical culture and sports of the regional system / V.V. Novokreschenov. - Izhevsk, Izhevsk State Technical University, 2006. - 380 p.

3. Normative legal maintenance of sphere of physical culture and sports in the Russian Federation: the implementation of the development strategy of the industry. Documents and Materials (2011-2014 years) / N.V. Parshikova, P.A. Vinogradov // under the general editorship V.L. Mutko; Russian Federation Ministry of Sports. - M.: Soviet Sport, 2014. - 1592 pp.

4. Resolution of the Russian Government dated 21 January 2015 No. 30 "On the Federal Target Program

'Development of the Russian Federation of Physical Culture and Sport in the 2016-2020'" / http: www.minsport. gov.ru

5. Order of the Ministry of Sports of Russia "On approval of the state requirements for the physical fitness of the population in the performance standards of the All-Russian sports complex 'Ready for Labor and Defense' (GTO)" on July 8, 2014 No. 575 / http: www.minsport.gov.ru

6. Collection of normative-legal acts regulating the issues of implementation of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" // 2 edition, revised and supplemented; Russian Federation Ministry of Sports. -Kazan: ANO "Directorate of sports and social projects", 2016. - 335 p.

7. Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020 / Approved by the Federal Government on August 7, 2009. No. 1101-p / http: www.minsport.gov.ru

8. Presidential Decree "On the All-Russian sports complex 'Ready for Labor and Defense' (GTO)" from March 24, 2014. No. 172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.