Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА (УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА (УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
205
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА (УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

числом предприятий (0,97), а также ожидаемой продолжительности жизни с числом малообеспеченных (0,88) и числом больниц (0,75) [1].

Далее данные были обработаны методами статистического моделирования. Данная обработка осуществлялась на СПОР (Система Поиска Оптимальных Регрессионных Моделей) и в программе Statistica. По результатам обработки были получены математические модели, был произведен их анализ[2,3]. В результате выяснилось, что наибольший вклад в динамику численности населения вносит размер доходов населения и размер назначенных пенсий. По полученным данным также можно сказать о том, что между качественными признаками существует значимая корреляционная связь. Полученные регрессионные модели позволяют выявить некоторые статистические зависимости между социально-экономическими параметрами. С другой стороны необходимы дополнительные исследования в области нелинейных моделей, изучения существующих трендов и расширения количества параметров обработки. Также можно отметить, что на продолжительность жизни населения влияет численность населения с доходами ниже прожиточного минимума и размер пенсий.

Следовательно, можно сделать вывод, что на качество жизни оказывает наибольшее влияние материальное благосостояние - уровень доходов, пенсий, занятость населения, число предприятий в области, предоставляющих рабочие места. С экономической точки зрения такая связь очевидна - занятое население имеет большие доходы, от того может позволить себе лучшее питание, отдых, медицинское обслуживание и условия жизни. Аналогичное объяснение и для нетрудоспособного населения, получающего социальные пенсии. Таким образом, для повышения качества и уровня жизни населения необходимо решение целого комплекса различных проблем, как экономического, так и социального характера. Основными из них являются: сохранение политической стабильности в обществе, дальнейший рост производства, снижение цен, повышение заработной платы, совершенствование системы социального обеспечения. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения региона. Это приведет к росту налоговых отчисле-

ний и таким образом увеличению доходной части бюджета. Также доходы населения в определенной степени служат базой формирования уровня образования, и в значительной степени оказывает воздействие на продолжительность жизни населения.

В регионе основными направлениями повышения реального уровня доходов населения заключаются в создании условий для восстановления роли оплаты труда как основного источника денежных доходов. Также важно увеличение доходов населения региона от предпринимательской деятельности, постепенном приближении минимальных и других фиксированных государственных социальных гарантий к прожиточному минимуму.

В этой связи необходимо в регионе повысить удельный вес заработной платы в структуре денежных доходов населения. Важно ввести опережающую ежеквартальную индексацию заработной платы в зависимости от роста индекса потребительских цен на товары и услуги. В настоящее время в регионе рост потребительских цен по-прежнему опережает рост заработной платы. В связи с этим нужно продолжить регулирование цен на основные виды товаров и услуг первой необходимости.

Литература

1. Рыбкина М.В., Родионова Т.Е Анализ зависимости качества жизни от развития социальных структур // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 51. С. 051-053.

2. Родионова Т.Е., Рыбкина М.В. Исследование взаимозависимостей между социально-экономическими показателями методами регрессионного анализа данных / «Региональная экономика: актуальные вопросы и новые тенденции» Сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции (23-25 апреля 2014 года, Россия, Ульяновск) том 2, с.196-201.

3. Родионова Т.Е., Рыбкина М.В. Применение математического моделирования для анализа влияния социальной сферы на качество жизни населения (на примере Ульяновской области) / Научно-практический и аналитический журнал «Экономический анализ: теория и практика» выпуск 32(383) август 2014 с.61-66.

4. Статистический ежегодник. Ульяновская область, 2013: Стат.сб. в 2-х томах - Ул., 2013 -434 с.

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

(УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Рыбкина Мария Васильевна

доцент, кандидат экономических наук, кафедра «Экономика и менеджмент», Ульяновский государственный

технический университет г. Ульяновск студентка группы Мбд 22 - Бедова Ю.Н., студент группы Мбд 22 - Коптилов Д.А.,

студентка группы Мбд 22 - Алюшева Р.М.

Рост числа бедных в России был отмечен впервые (цифры Росстата) с 2008 года. В эту категорию попало 18,8 млн. человек или 13,4% населения страны. В последующие годы количество малоимущих несколько снизилось.

В значительной степени динамика численности бедных носит чисто статистический характер, так как выделение данной категории граждан зависит от того, какая

планка прожиточного уровня установлена на данный момент в стране. В случае, когда происходит пересмотр прожиточного уровня в сторону увеличения, то, как правило, статистика фиксирует увеличение доли бедных. Расчеты обосновываются на уровне минимального потребительского бюджета, установленного показателя прожиточного минимума с учетом размеров потребительской корзины.

Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума.

Прожиточный минимум - минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на про-

дукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

Потребительская корзина - это совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина разработана в среднем на душу населения и отдельно для мужчин (16-60 лет) и женщин (16-55 лет), пенсионеров и детей.

Величина прожиточного минимума по России устанавливается Правительством РФ исходя из потребительской корзины, которая рассчитывается на основании данных Росстата об уровне потребительских цен.

Величина прожиточного минимума за III квартал 2014 года в целом по всей России установлена в следующем размере:

• в расчете на душу населения -8086 рублей;

• для трудоспособного населения — 8731 рублей;

• для пенсионеров — 6656 рублей;

• для детей — 7738 рублей.

При этом по Ульяновской области величина прожиточного минимума составила (Рис. 1.1):

• в расчете на душу населения - 7171 рублей;

• для трудоспособного населения — 7737 рублей;

• для пенсионеров — 5928 рублей;

• для детей — 7072 рубль. [ 1]

14 12 10 8 6 4 2 0

-433-

-434-

10,7

10,8

□ Россия

□ Ул. Обл.

2012 г. 2013 г.

Рис. 1.1 Соотношение уровня бедности в Российской Федерации и Ульяновской области в 2012-2013гг.

Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России в 2013 году составила 15,5 млн. человек или 10,8% от общей численности населения.

Масштабы бедности в стране в значительной степени связаны с неравномерным распределением доходов между группами и с межрегиональной и межотраслевой дифференциацией уровня экономического развития и зарплат. Среднемесячная начисленная заработная плата в 2015 достигла по России более 31071 рублей. Однако существует более чем четырехкратный разрыв между регионами по этому показателю. При этом зарплаты менее средней величины получает примерно 61% населения. Таким образом, задача борьбы с бедностью во многом заключается в создании высокооплачиваемых рабочих мест.

Для российского общества характерна дифференциация по уровню материального положения различных

слоев и групп. Поляризация населения высока. Разрыв в доходах 10% наиболее и 15% наименее обеспеченного населения за последние пять лет увеличился с 4 до 15 раз. В настоящее время общество состоит из четырёх социальных слоев. По литературным данным это выглядит так:

• Бедные (с доходом не более одного прожиточного минимума)

• Малообеспеченные - прожиточный минимум от 2 до 2,5 (на сегодняшний день это 25% населения);

• Средние - 5-6 прожиточных минимумов;

• Обеспеченные и богатые - более 10 прожиточных минимумов.

Почти две трети населения имеют доходы ниже среднего уровня. Действующие программы, направленные на изменение качества жизни, однобоко учитывают статус малообеспеченности. Предоставляемые услуги и льготы, социальные поощрения (компенсации и выплаты)

озвученные в программах социальной защиты, предполагают оказание помощи на заявительной основе, с обязательным подтверждением статуса малоимущих.

В различных регионах Российской Федерации признание заявителя и отнесение его к малоимущим существенно разнятся [2, с. 109]

В Ульяновской области с 2005 года наблюдается снижение уровня бедности с 30% до 13,4% в 2013 году.

Непосредственно в Ульяновской области численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 170,4 тыс. человек или 13,4% от общей численности.

На борьбу с бедностью и повышение благосостояния социально незащищенных граждан в Ульяновской области ежегодно тратится до 30% регионального бюджета, а также средства федерального, муниципального бюджетов и средства внебюджетных фондов.

Качество жизни является одной из важнейших социально-экономических категорий, которая характеризует благосостояние население страны. [3, с. 51]

Необходимо отметить, что принимаемые меры для преодоления бедности недостаточны. Доля бедных жителей Ульяновской области остается высокой и значительно превышает общероссийские показатели. Об этом косвенно говорят данные о численности граждан, имеющих право на меры социальной защиты, а также число заявлений от жителей города, обратившихся в органы социальной защиты по вопросам предоставления льгот. В рамках действующих городских программ в 2013 году единовременные выплаты предоставлены 17549 жителям города Ульяновска.

Функции в области социальной защиты населения г. Ульяновска области осуществляются структурным подразделением Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения, которое в свою очередь является бюджетным и находится в ведении Департамента социальной защиты населения Ульяновской области.

Основными задачами Учреждения, в соответствии с Уставом, являются:

- осуществление деятельности по реализации мер социальной поддержки инвалидов, пенсионеров и граждан пожилого возраста, семьи, женщин и детей;

- оказание информационно-консультативных услуг населению, осуществление работы с обращениями граждан и приём населения;

В соответствии с возложенными задачами, учреждение осуществляет ряд функций:

Однако в нашем регионе этот показатель по-прежнему превышает среднероссийский.

Так, в Российской Федерации уровень бедности составлял: в 2012г.-10,7%, в 2013г.- 10,8%.

В Ульяновской области уровень бедности составлял: в 2012 г.- 13,3%, в 2013 г.-13,4%.

Среди регионов ПФО по уровню бедности Ульяновская область занимала: в 2012 г.- 10 место, в 2013 г.- 9 место.

□ Республика Татарстан

□ Республика Башкортостан

□ Ульяновская область

□ Республика Мордовия

□ Чувашская Республика

1. Участвует в реализации федеральных и областных целевых программ;

2. Организует приём граждан по вопросу получения мер социальной поддержки и другим вопросам социальной защиты населения;

3. Организует и проводит социальные мониторинга и анкетирование отдельных категорий граждан;

4. Участвует в проведении социально-значимых мероприятий, благотворительных акций;

5. Рассматривает предложения и жалобы граждан в сроки, установленные законодательством;

6. Участвует в реализации государственной семейной политики в области социальной поддержки и укрепления института семьи, создания условий для улучшения качества жизни семьи, обеспечения прав и законных интересов детей;

Учреждение социальной защиты по Ульяновской области также ведет учет граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, социальное обслуживание, предоставление компенсаций.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области № 78-П от 28.02.2011 «О предоставлении социальных услуг населению в Ульяновской области» утверждён:

- порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания;

- порядок и условия предоставления социальных услуг несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, в государственных учреждениях социального обслуживания;

- порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, лицам без определённого места жительства и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в полустационарной форме в государственных учреждениях социального обслуживания;

- порядок и условия оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания.

Деятельность системы социальной защиты населения направлена на поддержание приемлемого уровня и качества жизни малообеспеченных и малоимущих жителей, смягчение отрицательного влияния социально-экономической нестабильности на их жизнедеятельность. В настоящее время в области действует ряд программ по социальной поддержке, большая часть которых ориентирована на конкретные категории граждан. Например, имеется программа социальной поддержки малообеспеченных граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В соответствии со структурной схемой Администрации города Ульяновска на уровне города функционирует Управление по реализации социально значимых программ и проектов.

Управление в рамках, возложенных на него задач, выполняет следующие функции.

Осуществляет реализацию муниципальных нормативных правовых актов по созданию условий для оказания медицинской помощи населению на территории городского округа в соответствии с территориальной программой, государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Предоставляет установленные решениями Ульяновской Городской Думы дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Участвует в разработке и реализации мероприятий по созданию условий, способствующих укреплению роли семьи в обществе, повышению качества жизни.

Участвует в реализации социальной политики в отношении инвалидов на территории муниципального образования «город Ульяновск».

Осуществляет фиксацию различных категорий граждан, с целью выявления нуждающихся в дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи.

Уменьшение рождаемости оказывается в большей зависимости от социально - политического положения в обществе, сложного материального положения, семей и высокого уровня безработицы. [4, с. 63]

В связи с такими сложными ситуациями управление участвовала в реализации городских программ: «Семья и дети» на 2012-2014 годы; «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста г. Ульяновска» на 20122014 гг; «Доступная среда для маломобильных граждан г. Ульяновска» на 2012-13 гг.

В рамках средств городского бюджета Управление оказывает населению ряд мер дополнительной социальной поддержки.

Особенности бедности в Ульяновской области и на территории г. Ульяновска соответствует ситуации в целом по России. Характерной ее особенностью являются:

- нуждаемость граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- в зоне бедности остаются пожилые люди и инвалиды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- за чертой бедности находится часть семей с детьми, а также многодетные и неполные семьи;

- имеется высокая доля бедных среди трудоспособных граждан, что определяется низким уровнем оплаты труда, как в бюджетной сфере, так и в реальном секторе экономики, отсутствием или не востребованностью профессий, отсутствием вакансий по месту жительства безработных граждан. Основной целью социальной защиты населения

следует считать обеспечение социальных гарантий, доступности социальных услуг, предоставляемых социально-незащищенным категориям населения города, внедрение новых технологий обслуживания и улучшение их качества, повышение эффективности социальной помощи населению за счет усиления её адресности. Во многом это связано с разработкой современных структур управления социальной защиты населения, в первую очередь, на муниципальном уровне, позволяющих в полной мере осуществлять необходимые функции управления, такие как: координация; прогнозирование; проектирование; программирование.

Помощь, оказываемая малоимущим гражданам, требует усиления адресности, это подразумевает точный учет, анализ (мониторинг) всех категорий жителей, нуждающихся в социальной помощи, а также, соответственно, необходима разработка эффективной методики оценки материального положения семьи, либо отдельного гражданина. На этой основе возможна разработка региональных либо муниципальных программ социальной помощи бедным слоям населения.

На основании результатов анализа можно утверждать, что недостаточно высокий уровень жизни населения города Ульяновска обуславливает необходимость принятия дополнительных мер социальной защиты населения со стороны органов местного самоуправления. Особое внимание органам местного самоуправления при разработке целевых программ по социальной защите населения необходимо обратить на такие незащищенные категории населения как малоимущие граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и семьи с детьми. Данные программы должны быть направлены на оказание помощи длительного (а не единовременного) характера на точной адресной основе и охватывать все категории бедных слоев населения города, что подразумевает постепенный отход от принципа заявительности.

Список литературы

1. и^: www.gks.ru

2. Шарков Ф.И. Социальная политика в субъектах Российской Федерации: Вопросы теории и практики / Ф.И. Шарков. - Чебоксары, 2008. - 190 с.

3. Рыбкина М.В. Анализ зависимости качества жизни от развития социальных структур / М.В. Рыбкина, Т.Е.Родионова // - Сборник конференции НИЦ Со-циосфера. Актуальные вопросы социальных исследований и социальной работы, 2013 № 51 - 51с.

4. Каймакова М.В. Социально - демографические проблемы сельских муниципальных образований / М.В. Каймакова - Экономист, 2007 № 5 - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.