Научная статья на тему 'Анализ организации образовательной деятельности студентов – участников Кампусных курсов Томского государственного университета'

Анализ организации образовательной деятельности студентов – участников Кампусных курсов Томского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ / КАМПУСНЫЕ КУРСЫ / CAMPUS COURSES / ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PERSONAL EDUCATIONAL AMBITIONS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / SELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безносова Екатерина Дмитриевна

Рассматривается и описывается проект «Кампусные курсы Томского государственного университета» как один из способов организации для студентов курсов по выбору. Данный проект был разработан проектной группой Центра развития качества образования Томского государственного университета, в которую входили О. Н. Калачикова, П. Киселева, А. Морозова, А. Балабанова. Приведены результаты эмпирического исследования по изучению отношения студентов к кампусным курсам (мотивация выбора, наиболее востребованные курсы, их образовательные ресурсы и др.). Результаты исследования в форме анкетирования показали, что большинство учащихся испытывают недостаток в формировании общекультурных и коммуникативных навыков, а также творческих способностей, что мотивирует их посещать курсы по выбору. Установлено, что большинство студентов делают осознанный выбор курса, а многообразие курсов и направлений позволяет им реализовать свои личностные образовательные интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Безносова Екатерина Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ORGANIZATION FOR STUDENTS ATTENDING TSU CAMPUS COURSES

The paper looks at the “Campus courses of TSU” project and describes it as one of the methods for organizing selective courses for students. The project was developed by the project group of the Center of education quality development, including O. N. Kalachikova, P. Kiseleva, A. Morozova, A. Balabanova. It is implemented in the National Research Tomsk State University from the 2015 academic year. Unlike traditional elective courses, Campus courses mean having a general catalog of courses in different subjects, regardless of the student’s faculty and specialization. The paper presents the results of this survey-based analysis and show that most of the students lack the opportunity to develop their general cultural competences and communicative skills as well as artistic creativity, and all that serves as motivation to attend selective courses. It was established that most of the students make careful choice of courses. The variety of courses and activities allows students to fulfill their educational ambitions. It was revealed that the majority of students are satisfied with the quality of the courses, the form of conducting classes, the interaction with the teacher.

Текст научной работы на тему «Анализ организации образовательной деятельности студентов – участников Кампусных курсов Томского государственного университета»

УДК 378.14.014.13

00! 10.23951/1609-624Х-2018-5-183-188

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - УЧАСТНИКОВ КАМПУСНЫХ КУРСОВ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е. Д. Безносова

Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Рассматривается и описывается проект «Кампусные курсы Томского государственного университета» как один из способов организации для студентов курсов по выбору. Данный проект был разработан проектной группой Центра развития качества образования Томского государственного университета, в которую входили О. Н. Калачикова, П. Киселева, А. Морозова, А. Балабанова. Приведены результаты эмпирического исследования по изучению отношения студентов к кампусным курсам (мотивация выбора, наиболее востребованные курсы, их образовательные ресурсы и др.). Результаты исследования в форме анкетирования показали, что большинство учащихся испытывают недостаток в формировании общекультурных и коммуникативных навыков, а также творческих способностей, что мотивирует их посещать курсы по выбору. Установлено, что большинство студентов делают осознанный выбор курса, а многообразие курсов и направлений позволяет им реализовать свои личностные образовательные интересы.

Ключевые слова: курсы по выбору, кампусные курсы, личностные образовательные интересы, взаимодействие.

Усиление внимания общества к проблемам образования является особенностью современной социальной ситуации. Важными характеристиками глобальных социальных изменений являются новая роль теоретического знания, рост технологических нововведений, переход от производства товаров к производству услуг, появление интеллектуальных технологий, создание и использование которых основано на коммуникации и взаимодействии людей. Глобальные социальные процессы стимулируют изменения в образовании, становление представления об образовании как смысловой коммуникации, совместной деятельности, формируют контекст понимания нового качества образования, которое связывается с достижением образовательных результатов, развитием общекультурных и профессиональных компетенций [1].

Одной из актуальных задач современного высшего образования является подготовка выпускников к многофункциональной профессиональной деятельности. Наряду с базовыми дисциплинами задачи такой подготовки призваны решать дисциплины вариативной (профильной) части стандарта, устанавливаемые вузом. Для базовой части определен перечень обязательных дисциплин и сформулированы требуемые результаты обучения: студент должен знать, уметь и владеть определенными общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. На вариативную часть отводится 50 % учебного времени, основной целью которой является расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин [2].

Только увеличение количества учебного времени, отводимого на вариативную часть, позволяет полноценно решить поставленную задачу. Правильно сформированная вариативная часть позволяет учитывать современные требования профессионального образования и осуществлять оперативную корректировку содержания образовательных программ с учетом изменяющихся требований рынка труда, и главным образом через вариативность отражается специфика подготовки специалиста именно в каждом конкретном образовательном учреждении [3].

Вариативная часть делится на две составляющие: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору (курсы по выбору). Отличием курсов по выбору от обязательных дисциплин является более углубленное и расширенное изучение учебного материала, подробное, максимально обоснованное изложение того или иного вопроса.

В настоящее время нет четкого определения курса по выбору, существуют различные трактовки. Наиболее емким, по мнению авторов, является определение курсов по выбору как совокупность организационных структур обучения в вузе, основанных на привлечении студентов к активному участию в науке, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие профессиональных знаний, умений и навыков, являющихся базой формирования профессионального мастерства [3].

Одной из разновидностей курсов по выбору в рамках Томского государственного университета (ТГУ) является проект «Кампусные курсы ТГУ». Данный проект реализуется в Национальном исследовательском Томском государственном

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)

университете с 2015 учебного года. Кампусные курсы - это учебные курсы по различным направлениям подготовки, которые могут посещать студенты любых факультетов, курсов, образовательных программ. В ходе обучения в ТГУ у студента появляется возможность создавать свою собственную индивидуальную образовательную траекторию, которая дает шанс получить знания именно в тех областях, которые интересны студенту, значимы для его личностного и профессионального развития [4].

В отличие от традиционных курсов по выбору студентов на факультетах Кампусные курсы предполагают общий каталог курсов с различными дисциплинами (например, секреты эффективной коммуникации, иностранные языки, астрономия, Еуей-маркетинг, комикс: мифология современности и т. д.), доступными всем студентам университета независимо от направления подготовки и факультета. Само название было предложено проектной группой в составе директора Центра развития качества образования О. Н. Калачиковой, П. Киселёвой, А. Морозовой, А. Балабановой.

Не только преподаватель ТГУ, но и сотрудник другой организации может открыть свой Кампус-ный курс. Для того чтобы открыть запись на курс, преподавателю необходимо:

- подать заявку с аннотацией курса;

- подготовить рабочую программу, соответствующую требованиям ФГОС третьего поколения;

- затем программа должна пройти оценку независимых экспертов;

- после одобрения программы независимыми экспертами курс включают в общий каталог Кампусных курсов, для того чтобы с ним могли ознакомиться не только студенты (слушатели), но и представители факультетов и институтов, а также руководители образовательных программ [5].

Данный проект был рассчитан на три года. С 2015 по 2018 г. данным проектом активно занимался Центр развития качества образования при ТГУ, а в 2018 г. Кампусные курсы были включены в Учебное управление ТГУ, что свидетельствует о несомненном успехе данной инициативы. Для проведения занятий и для того чтобы все желающие могли посещать Кампусные курсы, университетом выделено учебное окно по субботам с 16:35 до 20:00. А для того чтобы записаться на курс, слушателю необходимо зарегистрироваться на сайте campus-courses.tsu.ru.

Приоритетными направлениями для Кампус-ных курсов были выбраны курсы, направленные на развитие проектных, исследовательских, коммуникативных и общекультурных компетенций. Эти компетенции входят в состав феде-

ральных государственных образовательных стандартов абсолютно по всем направлениям подготовки [6].

В каталоге Кампусных курсов представлены курсы по филологии (например, античное искусство, современная зарубежная проза рубежа XX-XXI вв.), иностранным языкам (английская грамматика: просто о важном, турецкий язык, французский язык для повседневных целей), психологии (психология парных отношений, самопрезентация: практикум для студентов и молодых специалистов), социальным и историческим наукам (социальные медиа), естественным наукам и физико-математическому циклу (астрономия для всех), междисциплинарному циклу (мастерство переговоров в бизнесе, основы семиотики, основы фандрайзин-га в учреждениях высшего образования, семь шагов к хорошему исследованию, школа эффективного трудоустройства), курсы по развитию общекультурных компетенций (философия). За три года реализации проекта каждый семестр открывалось более 30 групп в рамках различных курсов и направлений [7].

Изначально, в 2015 г., на Кампусные курсы могли записаться не только студенты ТГУ, но и все желающие, от школьников и студентов других вузов до сотрудников других университетов и организаций. Для слушателей курсы также были бесплатными. В первом семестре 2016/17 учебного года для слушателей, не являющихся студентами ТГУ, курсы стали платными. Например, в три группы, в которых проводятся занятия по французскому языку каждый семестр уже на протяжении трех лет, с 2016/17 учебного года не было записано ни одного стороннего слушателя.

Для того чтобы посещать Кампусный курс, слушателю необходимо:

- зарегистрироваться на сайте campus-courses. tsu.ru;

- выбрать из каталога интересующий курс;

- записаться на один или несколько интересующих курсов при помощи сайта;

- прийти на пробное занятие и подтвердить свое намерение посещать курс;

- регулярно посещать курс;

- пройти промежуточную аттестацию;

- пройти итоговую аттестацию.

После прохождения итоговой аттестации преподаватель ставит отметку о сдаче зачета и прохождении курса в зачетную книжку студента. Впоследствии информация о прохождении курса идет в приложение к диплому студента, что является несомненным плюсом в мотивации учащихся.

В целях выявления потребностей студентов и удовлетворенности ими курсами было проведено

анкетирование слушателей Кампусных курсов. Вопросы анкеты были взяты из опросников Центра развития качества образования. В опросе приняли участие 103 студента, посещавших ранее минимум один семестр Кампусный курс по одному из приоритетных направлений, нацеленных на развитие проектных, исследовательских, коммуникативных или общекультурных компетенций. Опрос проходил в декабре 2017 г. и феврале 2018 г. Следует отметить, что по просьбе Центра развития качества образования подобную, но более развернутую анкету заполняют большинство слушателей Кампус-ных курсов каждый семестр в целях улучшения организации курсов [6].

Анкета включала в себя следующие вопросы: на каком факультете Вы обучаетесь? По какой программе обучаетесь? Какой процент курсов от общего числа курсов Вашей основной образовательной программы Вы хотели бы выбирать самостоятельно? Почему Вы решили пойти на Кампусные курсы? Запишитесь ли Вы еще на какой-либо Кампу-сный курс? Какая форма организации занятий была предложена в рамках Кампусного курса? Довольны ли Вы формой проведения занятий? Использовались ли различные мультимедийные средства представления материала? Довольны ли Вы тем, как было организовано взаимодействие с преподавателем на занятии? Насколько преподаватель доступен для коммуникации во внеурочное время? По большей части на развитие каких навыков был направлен курс? Перечислите положительные и отрицательные стороны курсов. Курс на развитие каких компетенций Вам бы хотелось посещать? Какой Кампусный курс Вам хотелось бы посетить в будущем? Какие у вас есть пожелания к организации Кампусных курсов, перечислите проблемы, с которыми Вы столкнулись при прохождении курса?

Наибольшее число опрошенных студентов, посещавших кампусные курсы, обучаются на факультете психологии (18 опрошенных), историческом факультете - 11 человек, в Институте экономики и менеджмента - 11 человек, филологическом факультете - 9 человек, философском факультете - 8 человек, факультете иностранных языков - 7 человек, в Юридическом институте - 7 человек, на геолого-географическом факультете - 6 человек, физическом факультете - 6 человек, в Институте биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства - 4 человека, на химическом факультете - 4 человека, в Институте прикладной математики и компьютерных наук - 4 человека, физико-техническом факультете - 2 человека, факультете журналистики - 2 человека, в Институте искусств и культуры - 2 человека, на радиофизическом факультете - 1 человек, на международном факультете управления - 1 человек.

Большинство опрошенных обучаются по программе бакалавриата (73 человека), по программе магистратуры - 24 человека, по программе специ-алитета обучаются 6 человек. Полученные результаты вполне обоснованны, так как большинство студентов ТГУ являются бакалаврами, в университете осталось всего несколько программ специ-алитета.

Для того чтобы определить готовность студента самостоятельно выбирать курсы, был задан вопрос «Какой процент от общего числа курсов основной образовательной программы Вы хотели бы выбирать самостоятельно?». Были получены следующие результаты: 40-60 % - 31 человек, 20-40 % - 27 человек, 60-80 % - 20 человек, 10-20 % - 16 человек, менее 10% - 5 человек, больше 80 % -4 человека. Таким образом, видно, что большинство студентов готовы самостоятельно выбирать по меньшей мере половину курсов в своей основной образовательной программе.

Чтобы выявить дефициты студентов, им было предложено ответить на вопрос, почему они решили пойти на Кампусные курсы. Большинство слушателей хочет изучать иностранный язык (48 человек), для личного развития, развития кругозора и из-за интереса к предмету (36 человек), для изучения курса, которого нет в основной образовательной программе (27 человек), для того чтобы общаться с преподавателями и студентами других факультетов (23 человека), потому что бесплатно (12 человек), для применения полученных знаний на практике (4 человека). Согласно полученным данным, практически половина студентов имеет мотив, связанный с образовательной коммуникацией. Они охотно выбирают изучение иностранного языка, так как, по их мнению, в их основных образовательных программах недостаточно часов выделено для его изучения. Также они хотят общаться с преподавателями и студентами других факультетов и направлений подготовки. Немаловажную роль играет интерес к предмету и мотив личностного развития. По мнению студентов, большинство курсов направлено на общекультурное развитие (31 ответ), на развитие коммуникативных навыков (28 ответов), на развитие практических навыков и навыков критического мышления (20 ответов), на развитие профессиональных навыков (16 ответов), на развитие творческих способностей (8 ответов). Таким образом, можно сделать вывод, что большинство курсов, которые посетили опрошенные, направлены на общекультурное развитие и формирование коммуникативных навыков.

Для того чтобы выявить отношение учащихся к курсам, был задан вопрос, запишутся ли они в следующем семестре на Кампусный курс.

Вестник ТГПУ (ТБРБВиНеПп). 2018. 5 (194)

Большинство опрошенных продолжат уже начатый курс (48 человек), запишутся на новый курс (30 человек), порекомендуют друзьям и знакомым пройденный курс (13 человек), не будут посещать курс, так как закончат обучение (12 человек). Чтобы подтвердить результаты и определить отношение к форме организации занятий, был задан вопрос «Довольны ли Вы формой проведения занятий?». 87 слушателей оказались полностью довольны, 16 учащихся вполне довольны, недовольных формой проведения занятий не выявлено. Таким образом, видно, что студенты удовлетворены качеством курсов, формой проведения занятий и охотно продолжат посещать их. Отрицательных ответов не было, что свидетельствует о заинтересованности слушателей и о качестве курсов и преподавания на них.

При этом в качестве основных достоинств учащиеся отметили расширение кругозора и получение новых знаний на занятиях - 26 ответов, общение и знакомство с новыми людьми (студентами и преподавателями) - 16 ответов. 13 человек отметили, что курсы являются бесплатными для студентов ТГУ, возможность посещения курса и получения знаний по предмету, которого нет в основной образовательной программе (ООП) - 12 ответов, возможность выбора из большого количества курсов в каталоге - 11 ответов, 11 человек отметили качество преподавания, возможность получения практических знаний - 9 ответов, удобное время проведения - 8 ответов, курсы менее формальны -5 ответов, занятия развивают уверенность в себе -2 ответа.

Большинство опрошенных (49 человек) не видят недостатков в Кампусных курсах. 14 человек указали некорректную работу сайта и систему оповещений в качестве недостатка. 13 человек ответили, что минусом Кампусных курсов является проведение занятий в субботу, 12 опрошенных считают, что двух часов в неделю недостаточно и хотелось бы больше часов, отведенных курсам, а 11 человек отметили неудобное расписание курсов и в некоторых случаях накладки в расписании с основной программой обучения. 5 учащихся отметили в качестве недостатка посещение только двух Кампусных курсов. Небольшой выбор курсов в каталоге указали в ответах 5 человек, 3 человека отметили закрытость курсов для других вузов. Таким образом, можно сделать вывод, что у Кампусных курсов намного больше достоинств, чем недостатков. Перечисленные недостатки вполне можно устранить, например, не всегда корректную работу сайта и системы оповещений. На взгляд авторов, выявленные проблемы в организации курсов являются вполне логичными и совершенно нормальными для новых проектов.

На вопрос о форме проведения занятий получены следующие результаты: лекции и практические занятия заняли лидирующую позицию (65 ответов), семинары (21 ответ), творческие мастер-классы и тренинги (13 ответов), проекты (4 ответа). При этом в 94 случаях на занятиях использовались различные мультимедийные средства.

Для того чтобы оценить удовлетворенность взаимодействием с преподавателем, был задан вопрос, довольны ли учащиеся тем, как было организовано взаимодействие с преподавателем на занятии. Все респонденты положительно ответили на данный вопрос (103 положительных ответа). А на вопрос, насколько преподаватель доступен для коммуникации во внеурочное время, большинство слушателей ответили: доступен (72 человека), не было необходимости связываться с преподавателем во внеурочное время (22 человека), недоступен или недостаточно доступен (9 человек). Таким образом, в большинстве случаев преподаватель охотно помогает учащимся во внеурочное время, а студенты полностью удовлетворены взаимодействием с преподавателем. Вероятно, это может быть связано с возрастом преподавателей курсов, большинство из них молодого и среднего возраста. Кроме того, можно предположить, что преподаватели используют не только ИКТ, но и другие образовательные интерактивные технологии.

В отечественной педагогике высшей школы нет единого подхода к содержанию термина «интерактивная форма», и тем не менее федеральные государственные образовательные стандарты предписывают отводить для таких форм занятий от 20 % (у отдельных направлений подготовки бакалавров) до 50 % (как правило, у магистрантов) от аудиторных занятий по всем дисциплинам. Можно лишь с определенной долей уверенности говорить о некоторой синонимичности понятий «активные» и «интерактивные» методы обучения. Совпадение этих терминов можно констатировать в том, что и те и другие направлены на обеспечение максимальной активности обучающихся, на переход от субъект-объектного взаимодействия к субъект-субъектному в рамках педагогического процесса [8].

В педагогической теории и практике к интерактивным технологиям относят следующие методы обучения:

- интерактивные методы, способствующие формированию образовательной мотивации: мозговой штурм, проблемные вопросы, свободное письмо;

- интерактивные методы, способствующие осмыслению новой информации: продвинутая лекция, учебная дискуссия, дебаты, метод проектов, ролевые (деловые) игры, кейс-метод, совместный поиск;

- интерактивные методы, способствующие размышлению обучающихся: круглый стол, беседы, эссе, тренинговые технологии развития критического мышления, обсуждение видеофильмов [9].

Например, в рамках курса «Французский язык для повседневных целей» авторы активно используют не только ИКТ, но и мозговые штурмы, анализ конкретных ситуаций, диалоги, обсуждения в группе. Большую роль играет разработка проектов и их презентация.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск [10].

Также интересовало, какие курсы хотели бы посещать учащиеся в будущем. 56 опрошенных выбрали иностранные языки, 18 - курсы по психологии, 16 человек указали курсы творческой направленности, например музыка, кинематограф, фотоискусство, рисование, 12 человек затруднились ответить на этот вопрос, 6 респондентов выбрали спорт, 4 - философию, 2 - литературу, 1 - астроно-

мию. Таким образом, большинство учащихся испытывают недостаток в формировании общекультурных и коммуникативных навыков, а также в формировании творческих способностей.

По результатам анкетирования можно сформулировать некоторые выводы:

- большинство учащихся испытывают недостаток в формировании общекультурных и коммуникативных навыков, творческих способностей, и курсы по формированию таких навыков пользуются и будут пользоваться особым спросом у студентов;

- большинство студентов делают осознанный выбор курса, а многообразие курсов и направлений позволяет им реализовать свои личностные образовательные интересы;

- большинство студентов удовлетворены качеством курсов, формой проведения занятий, взаимодействием с преподавателем и охотно продолжат их посещать.

Проект «Кампусные курсы ТГУ» является новой инициативой для университета, и за три года его реализации он показал себя как хорошо организованный и слаженный проект, что доказано его включением в Учебное управление университета. Он пользуется большой популярностью среди студентов и сотрудников ТГУ.

Список литературы

1. Калачикова О. Н. Исследование содержания и опыта использования понятия «управленческая поддержка» в управлении образованием // Вестн. Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 149-152. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/ vtls:000466668/SOURCE1?viewPdfInternal=1 (дата обращения: 20.03.2018).

2. Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (дата обращения: 21.03.2018).

3. Артюхин О. И. Система дисциплин курсов по выбору при подготовке бакалавров направления «педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-4. С. 842-846. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18376670_45545937.pdf (дата обращения: 20.04.2018).

4. Что такое Кампусные курсы и зачем гуманитариям и физикам ходить вместе на лекции? URL: http://www.tsu.ru/podrobnosti/kak_postroit_ svoe_obrazovanie/ (дата обращения: 05.04.2018).

5. Сайт Национального исследовательского Томского государственного университета. URL: http://www.tsu.ru/education/campus_courses. php (дата обращения: 10.04.2018).

6. Сайт Центра развития качества образования. URL: http://crko.tsu.ru/_(дата обращения: 21.03.2018).

7. Сайт Кампусных курсов ТГУ. URL: http://campus-courses.tsu.ru/ (дата обращения: 23.03.2018).

8. Левина Л. В., Левин А. И. Ролевая игра как интерактивная образовательная технология на занятиях по иностранному языку в магистратуре // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2013. № 4. С. 132-138. URL: https:// elibrary.ru/download/elibrary_21240996_57588326.pdf (дата обращения: 09.03.2018).

9. Добровольский А. В. Место активных и интерактивных форм обучения в современных образовательных технологиях // Актуальные проблемы модернизации высшей школы: материалы Междунар. науч.-метод. конф. 2014. С. 83-85. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_22300239_88085000.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

10. Прошина А. Н. Использование интерактивных технологий в высшей школе как условие интенсификации образовательного процесса // Труды Санкт-Петербургского гос. института культуры. 2013. С. 287-296. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20658347_52213265.pdf (дата обращения: 02.04.2018).

Безносова Екатерина Дмитриевна, аспирант, преподаватель, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: edbeznosova@gmail.com

Материал поступил в редакцию 27.04.2018.

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2018. 5 (194)

DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-183-188

ANALYSIS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES ORGANIZATION FOR STUDENTS ATTENDING TSU CAMPUS COURSES

E. D. Beznosova

National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation

The paper looks at the "Campus courses of TSU" project and describes it as one of the methods for organizing selective courses for students. The project was developed by the project group of the Center of education quality development, including O. N. Kalachikova, P. Kiseleva, A. Morozova, A. Balabanova. It is implemented in the National Research Tomsk State University from the 2015 academic year. Unlike traditional elective courses, Campus courses mean having a general catalog of courses in different subjects, regardless of the student's faculty and specialization. The paper presents the results of this survey-based analysis and show that most of the students lack the opportunity to develop their general cultural competences and communicative skills as well as artistic creativity, and all that serves as motivation to attend selective courses. It was established that most of the students make careful choice of courses. The variety of courses and activities allows students to fulfill their educational ambitions. It was revealed that the majority of students are satisfied with the quality of the courses, the form of conducting classes, the interaction with the teacher.

Key words: selective courses, Campus courses, personal educational ambitions, interaction.

References

1. Kalachikova O. N. Issledovaniye soderzhaniya i opyta ispol'zovaniya ponyatiya "upravlencheskaya podderzhka" v upravlenii obrazovaniyem [A study of the content and experience of using the concept of "management support"' in the management of education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2013, no. 376, pp. 149-152 (in Russian). URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/ access/manager/Repository/vtls:000466668/SOURCE1?viewPdfInternal=1 (accessed 20 March 2018).

2. Federal'nyyportal "Rossiyskoye obrazovaniye"["Russian education" Federal portal] (in Russian). URL: http://www.edu.ru/abitur/act.82/index.php (accessed 21 March 2018).

3. Artyukhin O. I. Sistema distsiplin kursov po vyboru pri podgotovke bakalavrov napravleniya "pedagogicheskoye obrazovaniye" [The system of disciplines of elective courses for the preparation of bachelors in the field of "pedagogical education"]. Fundamental'nyye issledovaniya- Fundamental Research, 2012, no. 9-4, pp. 842-846 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18376670_45545937.pdf (accessed 20 April 2018).

4. Chto takoye Kampusnyye kursyizachem gumanitariyam ifizikam hodit'vmeste nalektsii? [What are campus courses and why should humanists and physicists attend lectures together?] (in Russian). URL: http://www.tsu.ru/podrobnosti/kak_postroit_svoe_obrazovanie/ (accessed 5 April 2018).

5. Sayt Natsional'nogo issledovatel'skogo Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [The site of the National Research Tomsk State University] (in Russian). URL: http://www.tsu.ru/ (accessed 10 April 2018).

6. Tsentr razvitiya kachestva obrazovaniya [Center of Education Quality Development] (in Russian). URL: http://crko.tsu.ru/ (accessed 21 March 2018).

7. Sayt Kampusnykh kursov TGU [Site of Campus courses of TSU] (in Russian). URL: http://campus-courses.tsu.ru/ (accessed 23 March 2018).

8. Levina L. V., Levin A. I. Rolevaya igra kak interaktivnaya obrazovatel'naya tekhnologiya na zanyatiyakh po inostrannomu yazyku v magistrature [Role-playing game as an interactive educational technology in the foreign language master's classes]. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Lingvistika i pedagogica - Proceedings of Southwestern State University. Series Linguistics and Pedagogical, 2013, no. 4, pp. 132-138 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21240996_57588326.pdf (accessed 9 March 2018).

9. Dobrovol'skiy A. V. Mesto aktivnykh i interaktivnykh form obucheniya v sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiyakh [The place of active and interactive forms of education in modern educational technologies]. Aktual'nyye problemy modernizatsii vysshey shkoly: materialy Mezhdunar. nauch.-metod. konf. [Actual problems of modernization of the higher school. Materials of the International Scientific and Methodological Conference]. 2014. Pp. 83-85 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22300239_88085000.pdf (accessed 10 March 2018).

10. Proshina A. N. Ispol'zovaniye interaktivnykh tekhnologiy v vysshey shkole kak usloviye intensifikatsii obrazovatel'nogo protsessa [Use of interactive technologies in higher education as a condition for the intensification of the educational process]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gos. instituta kul'tury [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Culture]. 2013. Pp. 287-296 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/download/eli-brary_20658347_52213265.pdf (accessed 2 April 2018).

Beznosova E. D., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: edbeznosova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.