Научная статья на тему 'Анализ организации двигательной деятельности в программе «Детская легкая атлетика ИААФ» в аспекте утверждения ее новых форм – двигательных (тренировочных) заданий'

Анализ организации двигательной деятельности в программе «Детская легкая атлетика ИААФ» в аспекте утверждения ее новых форм – двигательных (тренировочных) заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ИААФ / ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КАРТОЧКИ ЗАДАНИЙ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ (ТРЕНИРОВОЧНЫЕ) ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Машошина Ирина Викторовна, Васенин Георгий Андреевич

Программа «Детская легкая атлетика ИААФ» может стать составной частью новой школьной учебной программы нового поколения. Она построена преимущественно на спортивно-соревновательных игровых легкоатлетических комплексах. Предлагаемый образовательный проект знакомит с передовым опытом массового привлечения детей к занятиям легкой атлетикой, где в эмоциональной и увлекательной форме они учатся основам спортивной «грамоты». Данная программа несет в себе черты инновационного проекта, представляет новые формы организации двигательной деятельности на уроках физической культуры в школе в форме двигательных (тренировочных) заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Германов Геннадий Николаевич, Цуканова Екатерина Геннадьевна, Машошина Ирина Викторовна, Васенин Георгий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the organization of motor activity in the IAAF program “Kid’s track and field athletics” in aspect of its new forms – motor (training) tasks

The IAAF program “Kids track and field athletics” may became the compound part of the new school curriculum of the new generation. It has been built mainly on the sporting and competitive gaming athletics complexes. The proposed educational project familiarizes with the best experiences in mass involvement of children in athletics, where they learn the basics of sports “literacy” in emotional and fascinating way. This program has the features of the innovative project and represents completely new forms of organization of motor activity at the physical culture lessons in the school in the form of motor (training) tasks.

Текст научной работы на тему «Анализ организации двигательной деятельности в программе «Детская легкая атлетика ИААФ» в аспекте утверждения ее новых форм – двигательных (тренировочных) заданий»

3. Farbey, V.V. (2011), “Structure of competitive activity and special physical readiness of winter polyathlonists with various sports qualification”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 119-125.

Контактная информация: v.marik.n-@bk.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2013.

УДК 796.42

АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОГРАММЕ «ДЕТСКАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА ИААФ» В АСПЕКТЕ УТВЕРЖДЕНИЯ ЕЕ

НОВЫХ ФОРМ - ДВИГАТЕЛЬНЫХ (ТРЕНИРОВОЧНЫХ) ЗАДАНИЙ

Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор. Екатерина Геннадьевна Цуканова, соискатель, мастер спорта РФ по легкой атлетике, Ирина Викторовна Машошина, соискатель, мастер спорта РФ по легкой атлетике, Георгий Андреевич Васенин, аспирант,

Московский городской педагогический университет,

Педагогический институт физической культуры и спорта (ПИФКС МГПУ)

Аннотация

Программа «Детская легкая атлетика ИААФ» может стать составной частью новой школьной учебной программы нового поколения. Она построена преимущественно на спортивносоревновательных игровых легкоатлетических комплексах. Предлагаемый образовательный проект знакомит с передовым опытом массового привлечения детей к занятиям легкой атлетикой, где в эмоциональной и увлекательной форме они учатся основам спортивной «грамоты». Данная программа несет в себе черты инновационного проекта, представляет новые формы организации двигательной деятельности на уроках физической культуры в школе в форме двигательных (тренировочных) заданий.

Ключевые слова: детская легкая атлетика ИААФ, школьные программы по физической культуре, инновационный проект, новые формы организации двигательной деятельности, карточки заданий, двигательные (тренировочные) задания.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p25-28

ANALYSIS OF THE ORGANIZATION OF MOTOR ACTIVITY IN THE IAAF PROGRAM “KID’S TRACK AND FIELD ATHLETICS” IN ASPECT OF ITS NEW FORMS - MOTOR (TRAINING) TASKS

Gennady Nikolaevich Germanov, the doctor of pedagogical sciences, professor;

Ekaterina Gennadievna Tsukanova, the competitor,

Irina Viktorovna Mashoshina, the competitor,

Georgiy Andreevich Vasenin, the post-graduate student,

Moscow City Teacher Training University

Annotation

The IAAF program “Kids track and field athletics” may became the compound part of the new school curriculum of the new generation. It has been built mainly on the sporting and competitive gaming athletics complexes. The proposed educational project familiarizes with the best experiences in mass involvement of children in athletics, where they learn the basics of sports “literacy” in emotional and fascinating way. This program has the features of the innovative project and represents completely new forms of organization of motor activity at the physical culture lessons in the school in the form of motor (training) tasks.

Keywords: kid’s track and field IAAF athletics, school-based physical education, innovative project, new forms of organization of motor activity, job cards, motor (training) tasks.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в теории и методике школьной физической культуры широкую популярность приобрела концепция спортизации физического воспитания. Несмотря на ее теоретическую разработанность, во многих научных исследованиях редко выдерживается основная направленность данного подхода - использование спортивносоревновательного метода в практике физического воспитания. В этом отношении интересным проектом выступает программа Международной Федерацией легкой атлетики -«Детская легкая атлетика ИААФ», построенная преимущественно на спортивносоревновательных игровых легкоатлетических комплексах [1, 4]. Есть несколько особенностей, которые отличают «Детскую легкую атлетику ИААФ» от обычных соревнований: - соревнования проводятся для команд, что делает их эмоционально насыщенными, привлекательными, зрелищными, интересными; - не играет большой роли уровень предварительной подготовки юных спортсменов - комплексы соревновательных упражнений доступны любому ребенку, независимо от его спортивной специализации, будь то легкоатлет, борец, гимнаст, игрок; - в этих соревнованиях нет проигравших - все становятся победителями или призерами.

Предлагаемая программа «Детская легкая атлетика ИААФ» может стать составной частью новой школьной учебной программы нового поколения. Она доступна, понятна и интересна детям, где на уроках физкультуры они с удовольствием играют в легкую атлетику и одновременно очень многому учатся. Предлагаемый образовательный проект знакомит с передовым опытом массового привлечения детей к занятиям легкой атлетикой, где в эмоциональной и увлекательной форме они учатся основам спортивной «грамоты». Несомненным достоинством данной программы является факт, что для ее реализации не требуется никаких особых условий. Соревнования по программе «Детская легкая атлетика ИААФ» можно проводить не только на стадионе или в легкоатлетическом манеже, но на любой школьной площадке или спортивном зале.

Данная программа несет в себе черты инновационного проекта, представляет новые формы организации двигательной деятельности на уроках физической культуры в школе.

МЕТОДИКА

Опыт педагогической работы, накопленный за последние годы по программе «Детская легкая атлетика ИААФ», показывает, что планирование и реализация подготовительных тренировочных программ основаны на использовании стандартных карточек [5]. В карточках представлены наборы двигательных (тренировочных) заданий - ДЗ (ТЗ), в основе которых лежит двигательный функциональный запрос, где оперативная задача (цель), количественно характеризуемая, достигается в результате точного сочетания воздействующих факторов - длительности, интенсивности упражнения, числа повторений, интервалов отдыха. При разработке ДЗ учитываются ведущие факторы: во-первых, определяющие спортивный результат, а, во-вторых, - конкретная направленность тренировочного процесса, специализированность средств подготовки, методы выполнения, нагрузочность, организационные условия и оснащенность мест проведения занятий. Каждая карточка содержит предлагаемую ситуацию по выбору компонентов нагрузки, инструкции по выполнению упражнений, методические и педагогические рекомендации, прогрессию трудности заданий. Почти во всех комплексах ДЗ дается дополнительная информация о технике и вариациях упражнения, которую можно рассматривать как основные опорные точки обучения.

Карточки представлены в виде комплексов заданий - обучающих, развивающих физические качества, специализированной подготовки, соревновательных достижений. Материал для практических занятий определен в виде ДЗ, сгруппированных в отдельные блоки-модули: ДЗ разминки, ДЗ для избирательного развития двигательных способно-

стей, ДЗ для комплексного развития физических качеств, ДЗ для изучения, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков, ДЗ сопряженного воздействия в физической и технической подготовке в виде спорта, ДЗ для контроля подготовленности и другие.

Нами предлагается алгоритм [2, 3] в разработке ДЗ, который представляет собой комплекс последовательных мероприятий:

- выбор упражнений на основе передового практического опыта;

- классификацию этих упражнений по преимущественной направленности на воспитание определенных двигательных качеств;

- составление из них двигательных заданий в виде подвижных игр или комплексов легкоатлетических игровых упражнений;

- регламентация способов их выполнения;

- экспертиза составленных заданий, определение их преимущественной направленности и соответствия возрастным особенностям контингента юных школьников-легкоатлетов;

- экспериментальная проверка ДЗ и оценка эффективности их воздействия на детский организм (например, по динамике ЧСС);

- коррекция ДЗ,

- включение их в каталог тренировочных воздействий.

Для легкоатлетов 7-12 лет представлены 165 основных тренировочных заданий, разделенных на 3 группы в зависимости от специфики решаемых микрозадач:

1) комплексы упражнений ДЗ для воспитания основных двигательных качеств;

2) специфические легкоатлетические подвижные игры, эстафеты с преимущественной направленностью на достижение определенного результата;

3) специальные комплексы упражнений с направленностью как на воспитание двигательных качеств, так и на формирование рациональной техники бега на короткие дистанции, барьерного бега, на выносливость, прыжков в длину с разбега, высоту, с шестом, метании диска, копья.

При разработке двигательных заданий на этапе начальной подготовки юных легкоатлетов в условиях внеклассных занятий и режиме продленного дня, предлагается применять в тренировочном процессе преимущественно повторяющиеся ДЗ, разработанные на основе метода вариативного воздействия. Отметим, что стандартизация ведет к жесткой стабилизации структуры двигательных действий, снижению темпов развития физических качеств. Вариативный подход в применении стандартных ДЗ заключается в том, что целостность упражнения сохраняется, а более широкому варьированию подвержена структура движений и параметры тренировочной нагрузки, в которых видоизменяются условия выполнения смежных попыток по темпу, интенсивности, амплитуде, исходному положению в пределах целесообразной техники. Такое варьирование компонентов двигательных заданий дает возможность значительно повысить эффективность физической и спортивно-технической подготовки юных легкоатлетов, сохраняя при этом структурную определенность заданий и их специфическую педагогическую направленность.

Планирование учебно-тренировочной работы на основе каталогизации заданий помогает освободить школьных учителей-тренеров от необходимости трудоемкого по времени написания планов-конспектов занятий, позволяет расширить возможности творческого участия тренера и спортсменов в занятии. Использование каталога стандартных тренировочных заданий содействует унификации средств подготовки и соблюдению единых подходов в методике подготовки большого контингента юных легкоатлетов, а вместе с тем повышению качества учета и анализа учебно-воспитательного тренировочного процесса.

ВЫВОДЫ

1. Определим, что ведущий формой занятий в рамках школьного физического воспитания остается урок физической культуры, при этом структурно-функциональными единицами организации двигательной деятельности в его рамках должны стать «двигательные (тренировочные, учебные) задания - ДЗ (ТЗ)», рациональное комплексирование которых обеспечит последовательное решение задач текущей, этапной и долговременной подготовки.

2. Рассматривая новые подходы к организации двигательной деятельности на уроках физической культуры в школе, мы признаем ДЗ как конструирующую основу целостного процесса, как первичную функциональную единицу в организации двигательной деятельности, включенную в структурные составляющие более крупных единиц учебной деятельности. Указываем на первичные звенья в конструкции урока и микроциклов - отдельное задание, блок заданий, линейную совокупность блоков, модулей заданий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бегай! Прыгай! Метай! Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / под ред. В.В. Балахничева, В.Б. Зеличенок. - М. : Советский спорт, 2013. - 216 с.

2. Германов, Г.Н. Тренировочное (двигательное) задание - структурнофункциональная единица спортивно-педагогического процесса (теоретико-методический аспект проблемы) / Г.Н. Германов // Теория и практика физической культуры. - 2011. -№ 5. - С. 94-99.

3. Германов, Г.Н. Тренировочное задание как первичная единица микроструктуры спортивной тренировки / Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 29-34.

4. Детская легкая атлетика : программа международной ассоциации легкоатлетических федераций. - М. : Терра-спорт : Олимпия Пресс, 2002. - 80 с.

5. Стрижак, А.П. Активизация познавательной деятельности школьников на уроке физической культуры при использовании карточек-заданий в освоении техники прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» / А.П. Стрижак, Г.Н. Германов // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 5 (41). - С. 27-31.

REFERENCES:

1. Ed. Balahnichev, V.V. and Zelichenok V.B. (2013), Run! Jump! Throwing! Official guide of IAAF to training in track and field athletics, publishing house “Soviet sport”, Moscow, Russian Federation.

2. Germanov, G.N. (2011), “Training (motive) task - structurally functional unit of sports and pedagogical process (theoretical-methodical aspect of a problem)”, Teorija i praktika fizicheskoj kultury, No. 5, pp.94-99.

3. Germanov G.N. and Tsukanova E.G. (2011), “Training tasks as primary unit microstructures of sports training”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp.29-34.

4. Children’s track and field athletics. Program of the international association of track and field athletics federations (2002), publishing house “Terra-Sport”, Moscow, Russian Federation.

5. Strizhak, A.P. and Germanov, G.N. (2012), “Activation of informative activity of schoolboy at the lesson of physical culture when using tasks in development technicians of the high jump in the way «Fosberi-flop», ^ltura fizicheskaya I zdorove, Vol.41, No.5, pp.27-31.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.04.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.