Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОПЫТА США И СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ПОЛИТИКЕ САМОЗАНЯТОСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ'

АНАЛИЗ ОПЫТА США И СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ПОЛИТИКЕ САМОЗАНЯТОСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / УРОВЕНЬ ЗАНЯТОСТИ / РЫНОК ТРУДА / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ САМОЗАНЯТОСТИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SELF-EMPLOYMENT / EMPLOYMENT LEVEL / LABOR MARKET / TAX POLICY / SELF-EMPLOYMENT DEVELOPMENT PROGRAM / SMALL BUSINESS / INDIVIDUAL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берцинская Вероника Алексеевна, Захарова Мария Александровна

Статья посвящена исследованию опыта зарубежных стран в политике самозанятости и возможности применения положительных аспектов в Российской Федерации. Проведен анализ реализации программ по содействию самозанятым в странах США и Евросоюза за многие годы. Рассмотрены налоговые ставки в приведенных странах и процедура по становлению самозанятым. Выполнено сравнение с введенной политикой в Российской Федерации. На основе проделанного исследования сделаны выводы о необходимости введения новых инструментов по развитию и стимулированию уровня самозанятости в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF US AND EU EXPERIENCE IN SELF-EMPLOYMENT POLICY FOR USE IN RUSSIA

The article is devoted to the study of the experience of foreign countries in the policy of self-employment and the possibility of applying positive aspects in the Russian Federation. The analysis of long-term implementation of programs to assist the self-employed in the United States and the European Union has made. Tax rates in the above countries and the procedure for becoming self-employed are considered. The comparison with the introduced policy in the Russian Federation is carried out. Based on the study, conclusions are made about the need to introduce new tools for the development and promotion of the level of self-employment in the country.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОПЫТА США И СТРАН ЕВРОСОЮЗА В ПОЛИТИКЕ САМОЗАНЯТОСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РФ»

Берцинская Вероника Алексеевна

студент отделения Национальной экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва 15nika1@gmail.com

Захарова Мария Александровна

студент отделения Национальной экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва mariazakh8499@gmail.com

Анализ опыта США и стран Евросоюза в политике самозанятости для использования в РФ

Аннотация

Статья посвящена исследованию опыта зарубежных стран в политике самозанятости и возможности применения положительных аспектов в Российской Федерации. Проведен анализ реализации программ по содействию самозанятым в странах США и Евросоюза за многие годы. Рассмотрены налоговые ставки в приведенных странах и процедура по становлению самозанятым. Выполнено сравнение с введенной политикой в Российской Федерации. На основе проделанного исследования сделаны выводы о необходимости введения новых инструментов по развитию и стимулированию уровня самозанятости в стране.

Ключевые слова:

самозанятость, уровень занятости, рынок труда, налоговая политика, программа развития самозанятости, малый бизнес, индивидуальное предпринимательство

Veronika A. Berzinsky

student of the Department of National economy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia 15nika1@gmail.com

Maria A. Zakharova

student of the Department of National economy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia mariazakh8499@gmail.com

Analysis of US and EU experience in self-employment policy for use in Russia

Abstract

The article is devoted to the study of the experience of foreign countries in the policy of self-employment and the possibility of applying positive aspects in the Russian Federation. The analysis of long-term implementation of programs to assist the self-employed in the United States and the European Union has made. Tax rates in the above countries and the procedure for becoming self-employed are considered. The comparison with the introduced policy in the Russian Federation is carried out. Based on the study, conclusions are made about the need to introduce new tools for the development and promotion of the level of self-employment in the country.

Keywords

self-employment, employment level, labor market, tax policy, self-employment development program, small business, individual entrepreneurship

В настоящее время самозанятость представляет собой наиболее осуждаемую форму занятости в России. Правительство РФ принимает меры по установлению правового статуса самозанятых для выведения их из теневого сектора. Авторы полагают, что целесообразно использовать многолетний зарубежный опыт для более эффективной реализации политики самозанятых в России. Именно учитывая этот опыт, появляется возможность использовать положительные аспекты их политики и усовершенствовать ее, применив внутри своей страны.

Данная проблема является

© В.А. Берцинская, М.А. Захарова, 2019

актуальной, так как самозанятость даёт возможность множеству людей выбрать подходящую для них форму и вид деятельности, при этом решая вопрос безработицы.

В России уже несколько лет существует такое понятие как самозанятость. Самозанятое население -это индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой, и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также с 1 января 2019 года к

данной категории отнесены лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (уплачивающие профессиональный налог) [1]. В России по новой экспериментальной системе налогообложения, введенной в отдельных регионах до 2028 года, налог составляет 4% при переводах от физических лиц и 6% при переводах от юридических лиц и ИП 1. При переходе на данную систему граждане освобождаются от уплаты НДФЛ, различных страховых взносов и прочих налогов, которые должны платить предприниматели. Однако в Пенсионный фонд России никаких отчислений с этого налога не идет. На данный момент это самый низкий и простой в исполнении налог на доходы в России.

В государствах Европы и Соединенных Штатах Америки налог для самозанятых граждан - устоявшаяся и успешная практика, которую в последние годы Россия активно заимствует. Следует отметить, что в каждом государстве существуют свои особенности налогообложения самостоятельно занятых.

В США к самозанятым относят лиц, которые, как правило, работают на себя, если к ним неприменимо одно из следующих условий: они занимаются торговлей или бизнесом в качестве индивидуального предпринимателя или независимого подрядчика, являются членом партнерства, которое осуществляет торговлю или бизнес [2]. Европейская комиссия определяет самозанятое лицо как лицо, «осуществляющее приносящую доход деятельность за свой счет на

1 Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ: "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120 1811270056 (дата обращения 12.12.2019).

условиях, установленных национальным законодательством» [3].

В Великобритании для того, чтобы быть самозанятым, нужно зарегистрироваться в налоговой службе и получить статус самозанятого. 31 июля и 31 января, дважды в год, осуществляется уплата налогов. Ниже приведен подоходный налог для самозанятых граждан, который с трудом можно отличить от налогообложения других категорий граждан:

- минимальный доход, который не облагается налогом, составляет 10 600 фунтов стерлингов;

- если доход не превышает 31 785 фунтов стерлингов, то применяется базовая ставка налогообложения в размере 20%;

- на доход, составляющий от 31 786 до 150 000 фунтов стерлингов, применяется ставка higher rate, равная 40%;

- налог в 45% взимается с доходов, превышающих 150 000 фунтов стерлингов;

Обязательные взносы социального страхования:

- 12% при доходе от 772 до 4 062 фунтов стерлингов в месяц;

- с прибыли от 8 060 до 42 385 фунтов стерлингов в год - 9%;

- с прибыли более 42 385 фунтов стерлингов в год - 2%.

C 1970-х годов многие развитые страны подверглись процессам реструктуризации промышленности, которые спровоцировали временный рост безработицы. Высокий уровень безработицы серьезно влияет на систему государственного обеспечения, из-за чего многие страны приняли решение предпринять меры по развитию индивидуального предпринимательства в форме самозанятости. По мнению стран Европейского союза, одним из эффективных решений для выхода из подобной ситуации является помощь безработным путём вовлечения их в экономическую деятельность, а именно создание индивидуальных рабочих мест и самозанятости. Существует большой выбор

специализации в сфере самозанятости. Так, консультанты Кентского Университета в Великобритании предлагают свыше 400 видов деятельности для индивидуальных предпринимателей [4].

В каждой стране создаются специальные программы поддержки и развития самозанятости, ориентированные, на безработных, инвалидов и молодёжь, которая ищет себя в сфере бизнеса. Так, в 1970-1980 в Европе появились первые программы развития и поддержки самозанятости.

Франция была первой страной, где появились модели программ по развитию самозанятости среди безработных, направленные на приобретение общих навыков для индивидуальной деятельности. В 1979 году, основываясь на формировании стартового капитала для своего ИП с помощью средств из пособий по безработице, были реализованы экспериментальные программы, и уже в 1980 году была принята государственная программа «Безработные предприниматели».

Второй страной, которая начала национальную программу развития самозанятости, была Великобритания (Enterprise Allowance Scheme - EAS). Британская модель основана на периодических выплатах по безработице. Она позволяет безработному получать необходимые знания и в последующем времени создавать собственный бизнес. В данной программе самозанятости отсутствует принудительный отбор претендентов для оказания помощи. Участниками британской модели развития самозанятости EAS могут быть лица, которые имеют дополнительные льготы и получают пособия по безработице в возрастной категории от 18 лет до пенсионного возраста и являющиеся безработными не менее 8 недель, или получившие уведомление о сокращении штатов. Кроме того, такие претенденты

должны иметь личные сбережения в размере не менее 1000 фунтов стерлингов для инвестирования в будущее ИП.

С 1979 г. по 1990 г. именно благодаря активной поддержке со стороны государства в сочетании с национальной программой EAS количество самозанятых в Великобритании увеличилось со 1,72 млн. до 3,25 млн.

По мнению авторов, в России также можно использовать практику Соединенных Штатов Америки. По данным Федерального бюро статистики труда в США к самозанятым в 2016 году относилось 9,6 миллионов работников. По прогнозам эта цифра должна увеличиться к 2026 году до 10,3 миллионов [5]. Наиболее высокая доля самозанятых в общей рабочей силе приходится на сельское хозяйство, строительство и услуги. В США самозанятые должны платить так называемый Self-employment tax («налог на самозанятость»), в него включаются платежи в системы социального страхования и здравоохранения. Его размер составляет 15,3% от прибыли, из которых 12,4% приходится на платежи в социальные фонды, а 2,9% - на платежи в систему медицинского страхования [2]. Половина от суммы, уплаченной по Self-employment tax, позволяет сократить декларируемую прибыль. Это уменьшает выплаты по федеральному подоходному налогу. Ставки подоходных налогов для самозанятого населения в США прогрессивные и зависят от размера прибыли.

Стоит отметить, что в США на суммарный объем всех выплат самозанятых могут влиять налоги штатов и муниципалитетов. На протяжении многих лет там реализуется программа, основывающаяся на опыте реализации национальных проектов по привлечению безработных в сферу индивидуального предпринимательства и самозанятости европейскими странами. Программа содействия самозанятости (SEA)

предназначена для поощрения и поддержки безработных в создании собственных рабочих мест путем открытия собственного малого бизнеса. В рамках этой программы государство выплачивает пособия по самозанятости вместо обычных пособий по страхованию от безработицы, чтобы помочь безработным, когда они создают бизнес и становятся самозанятыми [6]. Данная программа отличается в некоторых штатах, но везде она нацелена в первую очередь на безработных, которые обладают высокой квалификацией и опытом работы. Программа включает меры финансовой поддержки (гранты, пособия или кредите) и техническую помощь (консультирование, обучение и др.).

Таким образом, налоги на самозанятость в США значительно выше, чем в России, тем не менее исследования показывают, что доля самозанятого населения в США постоянно растет, и это оказывает положительный эффект как на средний уровень дохода граждан, так и на занятость. Это во многом можно объяснить существующими программами по поддержке самозанятых.

Таким образом программы мотивирования безработных к развитию самозанятости, применяемые в разных странах, различны по своей структуре и используемым механизмам. Однако в них присутствуют и общие черты, заключающиеся в использовании мер финансовой поддержки и нацеленности на определённые группы безработных. В свою очередь следует отметить, что в России в сравнении с рассмотренными странами ставки налогообложения меньше, однако отсутствуют программы поддержки, необходимые для реализации людей в качестве самозанятых. Авторы полагают, что в России возможно использование положительного опыта и практики стран Европейского союза и США для развития и стимулирования практики самозанятости и малого бизнеса для успешного

экономического роста и решения проблемы безработицы.

Научный руководитель работы:

Иорданова Вероника Григорьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры национальной экономики, ФГОБУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Москва, iordanova-vg@ranepa.ru.

Scientific supervisor of the article: Veronika G. Iordanova, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences the Department of National economy, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, iordanova-vg@ranepa.ru

Литература

1. Кто относится к самозанятому населению? Официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/ strahovatelyam/samozaniatoe/kto_otnos/ (дата обращения 12.12.2019).

2. Nation's tax collection agency [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.irs.gov/businesses/small-businesses-self-employed/self-employed-individuals-tax-center (дата обращения 12.12.2019).

3. The European Parliament [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.europarl.europa.eu/portal/en (дата обращения 12.12.2019).

4. Кентский университет, Великобритания [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kent.ac.uk/ (дата обращения 12.12.2019).

5. The Bureau of Labor Statistics (BLS) of the U.S. Department of Labor [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bls.gov/careeroutlook/2018/a rticle/self-employment.htm (дата обращения 12.12.2019).

6. WorkforceGPS [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sea.workforcegps .org/ (дата обращения 12.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.