Научная статья на тему 'Анализ опыта применения программно-целевого планирования в интересах технологического развития оборонно-промышленного комплекса'

Анализ опыта применения программно-целевого планирования в интересах технологического развития оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / MILITARY ECONOMY / STATE DEFENSE ORDER / PROGRAM-TARGET PLANNING / DEFENSE-INDUSTRIAL COMPLEX / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Князьнеделин Радислав Алексеевич, Смуров Александр Михайлович

Существующая методология программно-целевого планирования доказала свою эффективность в различных сферах деятельности, в том числе и в тех, которые связаны с обеспечением национальной безопасности государства. Она определяет принципы, приёмы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений. Реализация данного подхода, как свидетельствует российский и зарубежный опыт, позволяет обеспечить достижение синер-гетических эффектов в процессе социально-экономического развития страны, однако требует наличия административных ресурсов, призванных выполнять организационные и контрольные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курбанов Артур Хусаинович, Князьнеделин Радислав Алексеевич, Смуров Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF APPLICATION OF THE PROGRAM-TARGET PLANNING FOR TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE DEFENSE AND INDUSTRIAL COMPLEX

The existing methodology of program-target planning has proved its effectiveness in various spheres of activity, including those related to ensuring national security of the state. It defines the principles, methods and methods of developing software and reflects the sequence of making program decisions. The implementation of this approach, as evidenced by Russian and foreign experience, allows to achieve syn-ergetic effects in the process of social and economic development of the country, but requires the availability of administrative resources designed to perform organizational and monitoring functions.

Текст научной работы на тему «Анализ опыта применения программно-целевого планирования в интересах технологического развития оборонно-промышленного комплекса»

АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО

ПЛАНИРОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация. Существующая методология программно-целевого планирования доказала свою эффективность в различных сферах деятельности, в том числе и в тех, которые связаны с обеспечением национальной безопасности государства. Она определяет принципы, приёмы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений. Реализация данного подхода, как свидетельствует российский и зарубежный опыт, позволяет обеспечить достижение синер-гетических эффектов в процессе социально-экономического развития страны, однако требует наличия административных ресурсов, призванных выполнять организационные и контрольные функции.

Ключевые слова. Военная экономика, государственный оборонный заказ, программно-целевое планирование, оборонно-промышленный комплекс, экономическое развитие.

Kurbanov A.H., Knyaznedelin R.A., Smurov A.M.

ANALYSIS OF EXPERIENCE OF APPLICATION OF THE PROGRAM-TARGET PLANNING FOR TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE DEFENSE AND INDUSTRIAL COMPLEX

Abstract. The existing methodology of program-target planning has proved its effectiveness in various spheres of activity, including those related to ensuring national security of the state. It defines the principles, methods and methods of developing software and reflects the sequence of making program decisions. The implementation of this approach, as evidenced by Russian and foreign experience, allows to achieve syn-ergetic effects in the process of social and economic development of the country, but requires the availability of administrative resources designed to perform organizational and monitoring functions.

Keywords. Military economy, state defense order, program-target planning, defense-industrial complex, economic development.

Развитие мировых политических и экономических процессов неизбежно приводит к смещению полюсов возможного силового воздействия на те страны, которые обладают значительными природными богатствами, технологиями или имеют выгодное географическое расположение. В сложившихся

ГРНТИ 06.71.67

© Курбанов А.Х., Князьнеделин Р.А., Смуров А.М., 2017

Артур Хусаинович Курбанов - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург).

Радислав Алексеевич Князьнеделин - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник 33 ЦНИИИ Минобороны России (Саратовская обл., г. Вольск).

Александр Михайлович Смуров - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с авторами (Смуров А.М.): 191000, Санкт-Петербург, Макарова наб., 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). Е-mail: a.smurow@mail.ru.

Статья подготовлена при поддержке гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ № НШ-9726.2016.6 «Реализация государственной экономической политики посредством развития инструментов стратегического и индикативного планирования». Статья поступила в редакцию 18.06.2017 г.

условиях Российской Федерации необходимо не только обладать развитой экономикой, но и особое внимание уделять состоянию военной организации государства. При этом основным поставщиком современных систем вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), радиоэлектроники, авио-ники, оптических приборов и другой продукции военного назначения, изготовляемой и поставляемой военным потребителям, является оборонно-промышленный комплекс (ОПК).. В современных условиях проектирование и реализация устойчивой динамики развития сложных социально-экономических систем, к числу которых относится ОПК, становится одной из важнейших задач государства [1].

Отечественный ОПК в последние годы характеризуется устойчивыми темпами роста. Одной из основных причин является величина финансирования мероприятий по разработке и производству продукции в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ). Несмотря на это, основные отрасли ОПК России по уровню своего технологического развития находятся в четвертом технологическом укладе, либо на начальной стадии пятого технологического уклада, а соответствующие отрасли в промышленно развитых странах - на начальной стадии шестого технологического уклада. Таким образом, имеет место технологическое отставание российской оборонной промышленности практически на один технологический уклад (25-30 лет) [18].

В этой связи мы полагаем, что повышение производительности труда и других показателей эффективности деятельности предприятий ОПК за счёт только мер экономического воздействия вряд ли возможно. Необходимо согласование целого комплекса организационных, логистических, производственных, финансовых процессов, призванных обеспечить реализацию интересов государственного заказчика и исполнителей государственного контракта. Решение этой задачи возможно путем применения программно-целевой методологии.

По мнению Б.А. Райзберга и А.Г. Лобко, программно-целевая деятельность представляет собой систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели (см. рис.) [15]. Определенная подобным образом программно-целевая деятельность имеет самые разные формы, получившие названия «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическое программирование».

Составлено авторами.

Рис. Содержание программно-целевой деятельности

Широкое распространение программно-целевое планирование (ПЦП) как методология организации разработки и реализации долгосрочных программ развития ВВСТ получило в США ещё в середине 50-х годов ХХ века, а в конце 60-х годов начало внедряться и в СССР (однако есть мнение, что отечественная практика программно-целевого планирования берет свое начало с работы Комиссии по созданию плана ГОЭЛРО (1920 г.) - план был рассчитан на 10-15 лет и предусматривал перевод экономики на новую технологическую базу [16]). Данный метод продолжает широко использоваться при перспективном планировании развития ВВСТ в США, непрерывно совершенствуясь и развиваясь. При этом изменяется не только методология ПЦП, но и сама система планирования и управления поставками ВВСТ, а также органы управления в министерстве обороны США в целом: начиная с 1950-х годов проведено

свыше 100 нововведений в этой сфере деятельности. Существенные изменения происходят и в настоящее время.

В СССР первым ярким примером эффективного государственного программного планирования в рассматриваемой сфере стала программа создания ядерно-ракетного щита. Национальное программирование в то время стало для Советского Союза основным инструментом восстановления экономики страны, а также обеспечения военно-технического паритета с Западом [16]. В 70-80-е годы ХХ века широкое распространение в СССР получили такие программы, как продовольственная программа, программа мелиорации земель, программа развития транспорта, комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. Все они были в той или иной степени реализованы на практике. Это стало возможным благодаря тому, что Советское государство обеспечивало концентрацию основных ресурсов.

Становление программно-целевого механизма, в современном его понимании, происходило на фоне смены курса государственного управления, отказа от государственного плана и соответствующих традиционных инструментов планирования, применение которых оказывало прямое централизованное воздействие на экономику. С переходом к рыночным условиям хозяйствования в России не было создано механизма, адекватного рыночным условиям, при помощи которого происходило бы согласование действий государства и предприятий [18]. Для восстановления баланса хозяйственные проблемы общегосударственного значения начали решаться путем реализации программ, которые в настоящее время стали одним из основных источников прямых инвестиций из федерального бюджета. В определенной степени это отразилось на деятельности ОПК.

В современных условиях геополитического противостояния одним из направлений развития Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) в ближайшей перспективе является кардинальное совершенствование их технической оснащенности, в том числе и системы материально-технического обеспечения (МТО) военной организации государства. Решение данной проблемы рассматривается высшим военно-политическим руководством РФ как одна из основных стратегических задач обеспечения безопасности государства на длительную перспективу. В связи с этим, при планировании развития ВС РФ большое внимание уделяется развитию ВВСТ, обеспечению военных потребителей всеми видами необходимых материальных средства с учётом возможного использования самых современных технологий [5].

Основным руководящим документом, содержащим конкретные мероприятия по разработке, поставкам и ремонту ВВСТ, является Государственная программа вооружения (ГПВ), которая реализуется в формате ежегодных ГОЗ. В основе разработки ГПВ используется методология ПЦП, обеспечивающая увязку целей развития системы вооружения с потребными ресурсами и ограничениями на их использование [3]. Опыт разработки и выполнения российских ГПВ в условиях рыночной экономики выявил ряд проблем, нерешенность которых не позволила достичь существенного изменения в оснащении ВС РФ, несмотря на рост ассигнований, направляемых на развитие ВВСТ в последние десять лет. Одной из системообразующих причин срывов в выполнении программ развития ВВСТ является недостаточное научно-методическое обеспечение прогнозирования стоимости работ (запланированных мероприятий), включаемых в ГПВ, с учетом особенностей ценообразования в программном периоде. Это порождает необходимость постоянного перераспределения имеющихся ресурсов с учётом приоритетов и возможности реализации тех или иных мероприятий [3].

Особенности исполнения ГОЗ предприятиями ОПК позволяют сделать вывод, что ПЦП в рассматриваемой области осуществляется на основе ряда принципов, основными из которых являются [9, 7, 8, 11]: государственное регулирование, научное обоснование, сбалансированность, сочетание централизации и децентрализации, сквозное планирование, поэтапность планирования и др. (см. табл. 1). Реализация данных принципов позволяет заблаговременно (с упреждением в 10-15 лет) ориентировать российский ОПК на создание новых образцов ВВСТ, планировать и осуществлять мероприятия, обеспечивающие реализацию целей, поставленных руководством страны. Вместе с тем, не всё, что связано с функционированием предприятий ОПК, работает как единый слаженный механизм. На это есть как объективные, так и субъективные причины.

Одной из актуальных задач в современных условиях является поиск подходов к решению системных проблем при приобретении и использовании электронной компонентной базы (ЭКБ) в ОПК. Это связано с тем, что ЭКБ играет ключевую роль в обеспечении надёжности большинства видов современной продукции военного (впрочем, и гражданского) назначения. Качеством и надёжностью электронного оборудования во многом определяются тактико-технические характеристики современ-

ных систем вооружения, коммуникаций и управления. В настоящее время, в связи со значительными ограничениями поставок электроники из-за рубежа, перед отечественным ОПК остро встал вопрос перехода на компоненты российского производства. Однако на рынке практически отсутствуют конкурентоспособные ЭКБ, производимые внутри страны.

С момента распада Советского Союза прошло уже около 30 лет, однако многие производства так и не были восстановлены на территории РФ. Мы были вынуждены покупать оборудование и ЭКБ в других странах (Эстонии, Латвии, Литве, Украине и др.), которые постепенно пересмотрели свою внешнюю политику по отношению к России. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости в ОПК и других секторах экономики возможно только за счёт инноваций и стимулирования инвестиций в технологическое развитие и создание новых производств. Безусловно, это потребует времени и обязательного соблюдения принципов программно-целевой методологии, доказавших свою эффективность. Научно-исследовательский и опытно-конструкторский заделы в отдельных отраслях ОПК при повышении уровня финансирования исследовательских организаций и испытательных полигонов позволят снизить отставание нашей страны от развитых стран по отдельным стратегическим направлениям развития вооружений и ВВСТ [7].

Таблица 1

Принципы реализации программно-целевой методологии в ходе технологического развития в интересах исполнения ГОЗ предприятиями ОПК

Наименование Содержание и особенности проявления

Государственное регулирование Для эффективной реализации мероприятий в рамках ПЦП, как правило, необходимо использовать инструменты государственного регулирования. Несмотря на то, что это может привести к бюрократизации процессов ПЦП, без государственного управления и контроля достижение поставленных целей в большинстве случаев не представляется возможным. При этом аудит программ должен осуществляться компетентным органом, обладающим всей необходимой информацией

Научное обоснование Установление количественных зависимостей между целевыми характеристиками ВВСТ, а также необходимыми ресурсами для их достижения требует разработки полных и адекватных военно-технических, экономико-математических моделей и методик, составляющих единую научно-методическую и информационную базу ПЦП и управления

Сбалансированность потребностей и возможностей Сбалансированность потребностей в развитии ВВСТ и возможностей по их ресурсному обеспечению заключается в рациональном планировании и организации производственных процессов с учетом имеющихся бюджетных и ресурсных ограничений

Сочетание централизации и децентрализации Сочетание централизации разработки общей стратегии военно-технической политики в высшем звене МО РФ и децентрализации осуществления этой политики в видах ВС РФ. Реализация данного принципа на практике позволяет конкретизировать отдельные мероприятия ввиду их видовой (отраслевой) специфики

Сквозное планирование Все процессы, связанные с производством и эксплуатацией изделия, рассматриваются на всех стадиях жизненного цикла ВВСТ (от разработки изделия до его утилизации)

Поэтапность планирования Принятие решений о целесообразности продолжения программы или её прекращении производится на так называемых контрольных рубежах (реперных точках). На каждом контрольном рубеже осуществляется проверка на предмет отклонения фактических параметров выполнения программы от запланированных перед началом программы

Конкурентность Руководители программ осуществляют выбор исполнителей работ (возможно - на каждом из этапов или по каждой из подпрограмм) на конкурсной основе. В условиях рыночной экономики, а также в связи с принятым в РФ антимонопольным законодательством и законодательством о государственных и муниципальных закупках (в том числе в интересах обороны и безопасности), этот принцип является одним из важнейших

Непрерывность Развитие организационной системы ПЦП осуществляется непрерывно. Организационная и функциональная структура системы планирования, а также отношения между соответствующими органами в процессе управления постоянно совершенствуются. Расширение теоретической основы обоснования программ за счет синергетического подхода может привести к преобразованию методологии ПЦП

Разработано авторами на основе изучения работ С.Ф. Викулова, А.И. Буравлева, В.Л. Гладышевского, В. А. Плотникова, Г.В. Федотовой, Е.Ю. Хрусталёва и др. [3, 5, 7, 8, 9, 14].

Следует отметить, что опыт реализации ПЦП в отечественном ОПК целесообразно использовать в тех отраслях народного хозяйства, которые обеспечат рост национальной экономики в долгосрочной перспективе и сократят степень зависимости от иностранных источников снабжения. Речь идёт о металлургии, станкостроении, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, сельском хозяйстве и др. [2, 13].

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса возможного использования опыта ПЦП в ОПК для решения важных задач, связанных с развитием соответствующих отраслей народного хозяйства, проведем сравнительный анализ специфики деятельности предприятий ОПК и предприятий промышленности, производящих продукцию гражданского назначения (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ условий деятельности предприятий ОПК и предприятий промышленности, производящих продукцию гражданского назначения

Сравнительный признак Производство продукции военного назначения Производство продукции гражданского назначения

Характер деятельности Исследования и разработки в области создания ВВСТ происходят в условиях постоянного соперничества с вероятным противником Создание новых образцов продукции и запуск их в серийное производство осуществляется в условиях конкурентной борьбы и удержания рынка

Статус производственной деятельности Работы по созданию материальных ресурсов для военных потребителей, как правило, имеют важное государственное значение, осуществляются в рамках государственной поддержки путем создания системы дополнительных льгот и преференций Производство гражданской продукции осуществляется, как правило, самостоятельно. Её характеристики и объемы зависят от спроса. В некоторых случаях можно рассчитывать на временную государственную поддержку

Территориальные особенности организации производства Повышение уровня живучести военной экономики осуществляется путём рассредоточения научно-экспериментальной и производственной базы промышленности Территориальное размещение производственных мощностей осуществляется на основе двух основных факторов: близость к потребителям (рынкам сбыта) или источникам сырья (поставщикам). В основе принятия решения о размещении производства - задача минимизации логистических издержек

Сроки разработки новой продукции Сроки создания новых образцов ВВСТ определяются, как правило, динамикой внешней угрозы. В некоторых случаях возможно значительное повышение стоимости отдельных этапов и работ, проводимых в условиях временных ограничений Разработка новой продукции осуществляться как эволюционным, так и революционным путем. Особое значение уделяется замедлению основных стадий жизненного цикла изделия для увеличения времени присутствия его на рынке

Возможность проведения испытаний новых образцов Натурные испытания ряда образцов ВВСТ либо невозможны, либо запрещены международными соглашениями Испытания осуществляются как в лабораторных, так и в «полевых» условиях. Результаты позволяют скорректировать технические характеристики

Соблюдение режима секретности Условия режима секретности делают практически невозможным использование результатов исследований в области военной техники, проводимых вероятным противником Сохранение режима ограниченного распространения информации обеспечивается за счет наличия специальных отделов (служб), противодействующих промышленному шпионажу

Составлено авторами на основе изучения работ Ю.В. Вертаковой, О.В. Вагановой, С.Ф. Викулова, Т.Х. Кур-банова, В. А. Плотникова, Е.Ю. Хрусталёва, результатов собственных исследований [4-7, 11-13].

Следует подчеркнуть, что практическая реализация ПЦП ввиду её командно-административной природы, получила широкое распространение именно на предприятиях оборонной сферы. Руководители подобных производств, как правило, интегрированы в систему военного управления и понимают всю специфику организации деятельности в интересах военного заказчика (сжатые сроки проведения НИОКР, неравномерное поступление денежных средств, неравномерная загрузка производственных мощностей, высокие требования к качеству производимой продукции, отсутствие компонентов ино-

странного производства в готовых изделиях и др.) [10]. Вместе с тем, ввиду результативности методологии ПЦП в оборонной сфере, представляется возможным рассматривать вопрос её дальнейшего развития и расширения спектра применения, начиная от повышения эффективности использования бюджетных средств до тотального использования в различных областях деятельности, связанных с планированием. Этапы реализации методологии ПЦП в интересах решения прикладных задач народного хозяйства страны (региона), определенные на основе анализа применения ПЦП в рамках реализации ГОЗ, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Этапы реализации методологии ПЦП в интересах развития отрасли (предприятия), решения прикладных задач народного хозяйства страны (региона)

Этап Наименование этапа Используемые методики и определяемые показатели Исходные данные

1 Определение приоритетных направлений развития Направления развития, как правило, могут определяться путём использования метода экспертных оценок. За основу могут быть взяты отраслевые критерии: социально-экономическое состояние, ресурсный потенциал, степень государственного участия, позиционирование производимой продукции на рынке и др. Документы, регламентирующие развитие экономики страны (региона) в среднесрочной и долгосрочной перспективе; отечественный и зарубежный исторический опыт решения подобных задач; информация, характеризующая предприятия (отрасль)

2 Оценка потребных ресурсов для реализации мероприятий в рамках ПЦП Применение расчетно-калькуляционных и оценочных методов, принятие решений о степени кооперации (аутсорсинга) и возможности использования собственных ресурсов, величине создаваемых запасов и т.д. Сведения о доступных материальных, финансовых, трудовых, информационных, интеллектуальных и прочих ресурсах с учетом их неоднородности и невозможности соизмерения в единой шкале

3 Оптимальное распределение имеющихся ресурсов для реализации мероприятия ПЦП Проблема заключается в оптимальном распределении экономических ресурсов и производимых благ в целях достижения наибольшей эффективности рассматриваемой экономической системы. Могут быть использованы: метод Ла-гранжа, модель динамического программирования, метод экспертных оценок в различных вариациях и др. При решении задачи по распределению ресурсов необходимо исходить не только из достижения краткосрочных целей, но и учитывать степень воздействия принимаемых решений на дальнейшее развитие производственного потенциала задействованных предприятий промышленности и отрасли в целом

4 Определение целевых показателей (индикаторов), отражающих состояние объекта воздействия Определяется расчетным методом. В качестве основных показателей, подлежащих оценке, могут быть: доля современного оборудования; количество создаваемых современных и перспективных образцов готовой продукции; количество создаваемых (развиваемых) базовых технологий и др. Данные выполнения производственных планов и программ, отчеты по продажам производимой продукции, результаты аудита и другая необходимая информация

Разработано авторами на основе изучения работ А.И. Буравлева, В.Л. Гладышевского, Г.В. Федотовой, А.Л. Шульдешовой и др. [3, 17, 18].

Подводя итог, отметим, что ПЦП, несмотря на наличие положительного опыта его использования, как в России, так и за рубежом, в различных сферах деятельности имеет определенные ограничения практического применения. К основным из них отнесены:

• в некоторых случаях отсутствуют однозначные и точные зависимости между затратами ресурсов и достигаемым эффектом. Это затрудняет получение адекватных оценок потребных ресурсов для достижения желаемого эффекта [3], создает ситуацию, при которой невозможно обеспечение безубыточного функционирования производства;

• существующая методология ПЦП нуждается не только в наличии соответствующего инструментария (модели, методики, методы, алгоритмы), но и в формировании единой системы исходных

данных для моделирования и прогнозирования процессов развития не только современных систем вооружения, но и отраслей народного хозяйства на федеральном и региональном уровне в рамках интеллектуальных систем поддержки принятия управленческих решений;

• неоднородность социально-экономического пространства страны делает практически невозможным государственное регулирование реализации соответствующих процессов в рамках ПЦП на федеральном уровне - система государственного планирования может выступать в качестве базовой для формирования системы целей и ограничений в рамках общей стратегии, а реализация непосредственных мероприятий по управлению развитием отраслей (предприятий) должна происходить на региональном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Мерзлякова А.П. Оптимизация программ инновационного развития предприятий радиопромышленности // Радиопромышленность. 2011. № 3. С. 20-31.

2. Балашов А.И., Котляров И.Д. Аутсорсинг и эволюция парадигмы функционирования фармацевтической промышленности // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 45. С. 49-56.

3. Буравлев А.И., Гладышевский В.Л. Оптимальное распределение ресурсов в задачах программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники // Вооружение и экономика. 2014. № 2 (27). С. 21-36.

4. Вертакова Ю.В., Ваганова О.В. Выделение приоритетов инновационного развития региона на основе интегральной оценки // Регион: системы, экономика, управление. 2012. № 1. С. 85-89.

5. Викулов С.В., Хрусталев Е.Ю. Методология оценки и повышения эффективности оборонного потенциала государства // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 108 (04).

6. Князьнеделин Р.А., Наружный В.Е., Смуров А.М. Государственный заказ: теория, механизм исполнения, специфика реализации в оборонной сфере: монография / под ред. В.А. Плотникова. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. 159 с.

7. Ерасова Е.А., Плотников В.А. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций // Экономика и управление. 2015. № 3 (113). С. 22-28.

8. Козин М.Н. К вопросу о необходимости структурной перестройки функционирования системы государственного оборонного заказа на региональном уровне // Региональная экономика. 2007. № 8. С. 75-84.

9. Козин М.Н., Яковлев С.С. Государственное регулирование управления инновационным развитием страны: оптимальные пути и перспективы // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Рязань: Академия права и управления ФСИН, 2016. С. 1224-1228.

10. Князьнеделин Р.А. Научно-методическое сопровождение процессов конверсии, диверсификации и технологического трансфера на предприятиях оборонно-промышленного комплекса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 69-76.

11. Курбанов А.Х., Юрьев А.В. Принципы программно-целевого планирования развития оборонно-промышленного комплекса // Наука и образование в XXI веке: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 28 февраля 2014 г.: в 12 частях. Часть 8. Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2014. С. 70-72.

12. Курбанов Т.Х. Факторный анализ эволюции логистики с учётом специфики её применения в военной сфере (на примере развития складской инфраструктуры) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. Т. 49. № 49. С. 200-209.

13. Курбанов Т.Х., Курбанова З.К. Оптимальность производственных процессов (на примере предприятий молочной продукции) // Менеджмент предпринимательской деятельности: сборник научных трудов по материалам 14-й международной научно-практической конференции 7 апреля 2016 г. Симферополь: Ариал, 2016. С. 128-130.

14. Плотников В.А., Федотова Г.В. Программно-целевой метод в управлении экономикой региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 7. C. 2-9.

15. РайзбергБ.А., Лобко А.Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: ИНФРА-М, 2002. 428 с.

16. Субботская А.С. Исторические аспекты развития программно-целевого планирования в России и за рубежом // Регион: государственное и муниципальное управление. Электронный научный журнал. 2015. № 3 (03).

17. Федотова Г.В. Программно-целевое управление экономикой региона: проблемы контроля: монография. СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2013. 339 с.

18. Шульдешова А.Л. Применение программно-целевого подхода в системе планирования развития радиоэлектронной промышленности Российской Федерации // Актуальные вопросы экономических наук. 2016. № 502. С. 158-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.