Дашков Р.Ю.
главный исполнительный директор, компания «Сахалинская Энергия»
Комков Н.И.
д.э.н., профессор, зав. лабораторией ИНП РАН
Кротова М.В.
к.э.н., доцент, с.н.с. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
АНАЛИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРИСУТСТВИЕ РОССИИ НА НОВЫХ РЫНКАХ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ (НА ПРИМЕРЕ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА)
Ключевые слова: национальные интересы России, Азиатско-Тихоокеанский регион, Китайская народная республика, рынки природного газа, сжиженный природный газ, танкерный флот, управление проектами, управление рисками, импортозамещение.
Ретроспективное рассмотрение первых СРП В Российской Федерации
Условия и факторы, оказывающие влияние на деятельность российских поставщиков природного газа в Азиатско-Тихоокеанском регионе, можно рассматривать с точки зрения двух перспектив - ретроспективной и рыночной, текущей. То, что рынки углеводородного сырья, включая газ, на Востоке и Юго-Востоке Азии могут оказаться перспективными для России1 как страны, обладающей мощным нефтегазовым комплексом, прогнозировалось еще в начале 1970-х гг. Геологоразведочные работы на о. Сахалин велись при привлечении японских специалистов, а сама Япония, несмотря на наличие геополитических сложностей (отсутствие мирного договора, присутствие в стране американских военных, сложная деловая культура), справедливо рассматривалась со стороны СССР не просто как высокоразвитая капиталистическая страна, но и как потенциальный рынок углеводородного сырья, способный по своей привлекательности для экспортеров сравниться с такими покупателями как Германия или Великобритания. Подобное партнерство в стратегической отрасли ТЭК СССР, очевидно, не вписывалось ни в советскую идеологическую догматику, ни в государственно-монополистическую экономическую модель. Формальные возможности для сколько-нибудь масштабных работ на месторождениях Российского Дальнего Востока открылись только в 1992-1994 гг., в результате чего в апреле 1994 года для освоения Пильтун-Астохского и Лунского месторождений на северо-восточном шельфе о. Сахалин была создана первая совместная компания с иностранным капиталом, получившая название «Сахалин Энерджи» (СЭ). Правительство Российской Федерации и администрация Сахалинской области подписали с «СЭ» соглашение о разделе продукции (СРП) «Сахалин-2»2 на освоение Пильтун-Астохского и Лунского нефтегазовых месторождений). Уже с момента заключения СРП нового участника рынка можно было рассматривать как принципиально новую для отечественной практики управления ТЭК структуру в силу следующих критериев:
• создание юридического лица в ТЭК при ограниченном участии иностранного капитала как совладельца компании, но достаточно активном привлечении зарубежных кредитных линий, технологий и методов менеджмента;
• на момент основания - технологическая изолированность от Единой системы газоснабжения, объединяющей технологически связанные между собой сухопутные газопроводы РФ;
• отсутствовало ведомственное разделение добываемых углеводородов на нефтяную и газовую подотрасли;
• изначально в проект закладывались технологии морской добычи углеводородов, «доводки» сырья до потребителя на базе танкерного флота и сжижение природного газа, в предшествующие исторические этапы развития ТЭК нашей страны нехарактерные для отрасли;
• сложное и вписанное в международные стандарты юридических и финансовых отношений между участниками рынка организационно-правовое оформление в качестве СРП с компанией-оператором, основанной, в свою очередь, с несколькими зарубежными соучредителями, среди которых на момент подписания были Royal Dutch Shell и ведущие промышленные компании Японии.
Здесь требуется сделать ретроспективное отступление. Первые СРП появились в 1960-х гг. в Индонезии, где они считались существенным шагом вперед по сравнению с исторически более старой организационно-правовой
1 Козьменко С.Ю. Обоснование экономического преимущества морской транспортировки арктического природного газа в виде СПГ / С.Ю. Козьменко и др. // Записки Горного института. 2018. - Т. 233. - С. 554-560.
2
Заметим для неспециалистов, что проект «Сахалин-1» также существовал и был введен в эксплуатацию в конце 1990-х гг. Именно на этих участках недр в начале 1970-х гг. совместно работали советские и японские специалисты. Проект «Сахалин-2» готовился позже, но быстрее вышел на стадию заключения соглашения.
формой отношений недропользования - концессионными соглашениями, в которых инвестору принадлежало все добываемое сырье, а в ряде случаев - и сами участки недр.
«Индонезийский» вариант СРП можно рассматривать в контексте мирового антиколониального и постколониального процесса 1960-1970-хх гг., сопровождавшегося в политике созданием Движения неприсоединившихся стран, а в экономике - волной национализаций частных и совместных с иностранным капиталом компаний в развивающихся странах1. Прежде всего декларировался конституционный суверенитет над недрами. Одновременно правительства учреждали национальные нефтяные компании (ННК), которые принадлежали на 100% или в размере контрольного пакета государству; как правило, такие компании декларировали себя собственниками всего добываемого на подвластной территории углеводородного сырья, находящегося физически в системах магистральных нефте- и газопроводов.
Однако не обладая на тот момент финансовым и технологическим потенциалом, достаточным для самостоятельной текущей деятельности, ННК вынуждены были частично открыть деятельность по добыче нефти и газа для иностранных участников из числа западных компаний на условиях, при которых государство делит продукцию между собой как собственником недр, и инвестором. Стандартный для мировой практики перечень существенных юридических условий для СРП включает в себя следующее:
• зарубежная компания, или инвестор, не наделена правом собственности на сырье, находящееся в недрах, и функционирует по аналогии с договором подряда, она несет ответственность за весь цикл работ, обеспечение оборудованием, подбор персонала и т.д.;
• все материальные активы, созданные инвестором в процессе разведки и (или) добычи нефти и газа, по прошествии срока окупаемости либо заранее оговоренной даты переходят в собственность государства;
• государство определяет объемы предстоящих работ на месторождении: объемы и виды геологоразведочных работ, проект разработки, инвестиции в инфраструктуру и иные, требуемые национальным законодательством о недрах и технической политике (регулировании);
• государство формирует стабильный налоговый режим для инвестора, выходящий за стандартные требования гражданского и налогового законодательства, с довольно простой системой обязательных платежей;
• изначально вложения инвестора характеризуются как рисковый капитал, при котором инвестору причитается компенсация в виде части дохода будущих периодов - это создает ему привлекательные условия в том случае, если требуется проведение поисково-разведочных работ или доразведки;
• инвестор получает от национального правительства в качестве оплаты его издержек нефть или газ в натуральной форме, что гарантирует если не окупаемость проектов СРП на стадии поиска и разведки ресурсов, то хотя бы наличие у инвестора ликвидного актива с возможностью хеджирования;
• в случае обнаружения коммерчески значимых запасов нефти и (или) газа, СРП становится коммерческим проектом по добыче и экспорту, при этом инвестор получает свою долю дохода, либо прибыли в натуральной форме -собственно, этот процесс и дал название соглашениям такого рода. Пропорции раздела колеблются от 60:40 до 85:15 в пользу государства. Государство при этом может экспортировать свою долю, что оно чаще всего и делает.
Специфика соглашения СРП в том виде, в котором оно появилось в конце ХХ века, состоит в том, что государство получало доход от вовлечения в промышленную эксплуатацию новых, мало освоенных нефте- и газоносных территорий и не отвлекало на развитие ТЭК средства национальных компаний, а благодаря экспорту обеспечивало быстрое поступление твердой валюты в бюджет. Безусловно, что для зарубежной практики второй половины ХХ века СРП как юридический режим недропользования представлял существенный шаг вперед по сравнению с концессиями. В России СРП были юридически оформлены только в период рыночных преобразований экономики.
Закон Российской Федерации «О соглашениях о разделе продукции» был принят в 1995 г., спустя год после подписания «Сахалина-2». В нашей стране, в силу наличия советского опыта государственной монополии на нефтедобычу, отношение профессионального сообщества и общественного мнения к новым организационно-правовым формам в ТЭК достаточно долгое время оставалось неоднозначным2. С политической точки зрения, СРП изначально рассматривалось как атрибут развивающихся стран, что на фоне общего экономического спада и частичной деиндустриализации 1990-х гг. создавало ощущение сокращения у отечественной нефтяной промышленности финансовых и технологических ресурсов для самостоятельного развития. Существовала точка зрения, что новый, экспортный сектор экономики РФ, созданный благодаря иностранным инвестициям и технологиям, будет слабо сообщаться с той частью бывшего советского народнохозяйственного комплекса, которая ориентирована на внутренний рынок. Ожидались также и риски дефицита нефтепродуктов и недостаточности лимитов газа в отдельных регионах, хотя в масштабах всей страны подобная угроза не была реализована в самые сложные моменты реформ 1990-х гг.
Еще одна группа критических замечаний в адрес СРП, звучавших в 1990-е гг.3 была связана не с политико-стратегическими, а с технико-экономическими проблемами реализации договоров о натуральной оплате добытыми нефтью и газом работ инвестора (подрядчика). В них оценивалась упущенная выгода государства от ожидаемых масштабов привлечения зарубежных (западных и японских) кредитов, технологий и специалистов с ключевыми компетенциями. Большинство материалов базировалось на анализе значительного числа юридических и бухгалтерских до-
1 https://mining-media.ru/ru/article/ekonomic/12978-resursnyj-natsionalizm. См. также: Дмитриевский А.Н., Комков Н.И., Мас-тепанов А.М., Кротова М.В. Ресурсно-инновационное развитие экономики России. - М.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2013.
2 Этапы большого пути и люди, создавшие СРП. - Ч. 1-8 // Вести «Сахалин Энерджи» (серия публикаций декабрь 2018 -декабрь 2019). - www.konoplyanik.ru/ru/publications/articles/html#tab=0
3Там же.
кументов, а также прогнозов конъюнктуры рынков сырья и оборудования, а их выводы можно сгруппировать по следующим направлениям:
• потери обязательных платежей в бюджет из-за завышения инвестором издержек на этапах разведки и начальной добычи;
• возможная несогласованность темпов роста кредиторской задолженности инвестора и мировых цен на углеводородное сырье;
• массовый завоз в РФ дорогостоящего импортного оборудования, экспортная ориентация инфраструктуры в ущерб внутреннему рынку;
• расхождения в оценках того, насколько выгоден в долгосрочной перспективе стабильный налоговый режим СРП для федерального центра и регионов, часто носившие противоречивый характер как за, так и против подобных налоговых режимов, особенно для предприятий с иностранными инвестициями.
С точки зрения обеспечения интересов России даже в сложный период 1990-начала 2000-х гг. критическая позиция экспертов второй группы важна была уже тем, что с ней, в отличие от догматических сторонников тотальной национализации ТЭК, можно было работать, чтобы совершенствовать законодательно-нормативную базу СРП, равно как и усиливать переговорные позиции непосредственно российских компаний - НК «Роснефть» и «Газпрома». Последний в середине 2000-х гг. вошел в состав оператора проекта «Сахалин-2» в качестве совладельца компании «Сахалин Энерджи».
Современный статус и тенденции развития проекта «Сахалин-2»
В настоящее время компания «Сахалин Энерджи» принадлежит ПАО «Газпром» с пакетом 50%+1 акция, что позволяет рассматривать ее как продолжение отрасли, исторически отстаивавшей интересы Российской Федерации на мировых газовых рынках. Остальные акционеры - Royal Dutch Shell (27,5%), Mitsui &Co LTD (12,5%), Mitsubishi Corporation (10%). Все иностранные компании являются участниками проекта «Сахалин-2» с 1990-х гг. В 2022 г. крупнейший нероссийский акционер, Shell, заявлял о возможности выхода из проекта; японские компании, напротив, подтверждают свою заинтересованность оставаться в проекте.
Согласно действующим условиям СРП, государство оставляет за собой право собственности на месторождения, предоставляет «СЭ», или инвестору исключительное право на разработку недр, а инвестор, принимая на себя обязательство вести эту разработку своими силами и на свой риск, вкладывает необходимые средства в разведку и разработку этих месторождений. Раздел продукции функционирует таким образом, что вместо ряда налогов, включая НДПИ и на имущество и пошлин и сборов, «СЭ» с начала добычи осуществляет распределение углеводородов в форме роялти, а после начала раздела продукции - в форме роялти и доли прибыльной продукции. Поступления в пользу российской стороны включают уплачиваемый компанией налог на прибыль и ряд обязательных платежей, взносов и сборов. Кроме того, Российская сторона получает доходы по акции класса R, т.е., специальная привилегированная акция, дающая право на получение дивидендов.
Ниже приводятся последние показатели деятельности «СЭ»1, по состоянию на начало 2021 года. Компания произвела рекордное за всю историю количество сжиженного природного газа, 11,6 млн тонн2. Доля сахалинского СПГ составила более 3,2% от общемирового спроса на СПГ, около 4,6% от спроса на СПГ в АТР, около 7,9% от спроса на СПГ в Японии, около 4,7% от спроса на СПГ в Южной Корее, более 11,3% от спроса на СПГ в Тайване, более 2,4% от спроса на СПГ в Китае, более 1,6% от спроса на СПГ в Сингапуре.
Для освоения нефтегазовых месторождений компания «Сахалин Энерджи» построила крупномасштабный комплекс для добычи, транспортировки, переработки и последующей реализации углеводородов, в состав которого входят три стационарные морские платформы, морская и наземная трубопроводные системы нефти и газа, объединенный береговой технологический комплекс, две насосно-компрессорные станции, терминал отгрузки нефти с выносным причальным устройством, завод по производству СПГ и причалом отгрузки СПГ.
Сейчас действуют две технологические линии по производству СПГ по 5 млн тонн в год каждая. Однако для дальнейшего ускоренного и эффективного развития завода СПГ необходимо расширение производственных мощностей. В настоящее время строится третья технологическая линия по производству СПГ мощностью 5 млн т в год, а общая мощность проекта - 15 млн т. Ожидаемая дополнительная прибыль составит порядка 700 млн долл. США в расчете на год.
Всего за отчетный год «Сахалин Энерджи» направила Российской Федерации 2,5 млрд долл. США, в натуральной и денежной формах. Сумма выполненных обязательств по роялти (предусмотренная к исполнению в денежной и натуральной формах) составила 232 млн долл. США. Сумма выплаченной компанией доли российской стороны в прибыльной продукции составила около 272 млн долл. США. Сумма выплаченных компанией дивидендов на акцию класса R составила 339 млн долл. США. Помимо этого в 2020 г. был перечислен налог на прибыль по итогам 2019 финансового года в размере около 1,6 млрд долл. США. Кроме того, компания произвела доплату в бюджет РФ в сумме 13,7 тыс. долл. США по налогу на прибыль. Налог на прибыль компании за 2020 г., который подлежит уплате в 2021 г., оценивается порядка 1,0 млрд долл. США. Общая сумма средств, направленных российской стороне от «Сахалин Энерджи» за время реализации проекта «Сахалин-2) (1995-2020), составила более 30,9 млрд долл. США.
1 Все данные основаны на открытых материалах, предоставленных компанией «Сахалин Энерджи».
2 Отчет об устойчивом развитии «Сахалин Энерджи». 2022.
Согласно непосредственным оценкам, опубликованным «СЭ», в соответствии с СРП, российское участие определяется объемами трудозатрат в человеко-часах; а также материалов и оборудования в весовом отношении, поставляемых российскими юридическими и физическими лицами. «Сахалин Энерджи» стремится к достижению участия отечественных компаний на уровне 70% в течение всего срока реализации проекта.
В 2020 г. компания достигла уровня 85% по объемам трудозатрат и 91% по количеству использованных материалов и оборудования. «Сахалин Энерджи» определила основные направления и инструменты увеличения вовлечения в проект отечественных предприятий и изложила их в собственной корпоративной Стратегии развития российского участия, где основной акцент делается на сближение и гармонизацию отечественных и международных стандартов технического регулирования. Был разработан комплекс внутрикорпоративных мероприятий, направленных на увеличение числа инициатив и проектов в области импортозамещения, включая:
• проведение ознакомительных сессий для сотрудников компании, включая работников на удаленных объектах;
• внутрикорпоративные программы, связанные с подготовкой информационных материалов об успешной реализации проектов с участием отечественных специалистов и технологий;
• внедрение мотивационной программы поощрения сотрудников за вклад в развитие российского участия;
• разработка и включение требований к привлечению отечественных технологий в индивидуальные планы работ сотрудников.
Внедрение этих мероприятий способствовало формированию позитивного имиджа и повышения конкурентоспособности отечественных производителей и поставщиков. С начала реализации проекта и до конца 2020 г., общая стоимость присужденных (по итогам тендеров) контрактов и изменений стоимости действующих контрактов с российскими компаниями составила около 26,9 млрд долл. США. В 2020 г. стоимость контрактов этих категорий достигла примерно 475,76 млн долл. США, или 64% стоимости всех новых контрактов и изменений стоимости действующих контрактов). По уровню затрат с российской стороны, или фактического освоения денежных средств, в 2020 г. компания «СЭ» достигла показателя 56%. В течение 2020 г. портфель компании составил 7603 контрактов и заказов, 5563 из них относятся к российским компаниям.
По итогам 2020 г., согласно данным, подготовленным в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), выручка «Сахалин Энерджи» составила 4383 млн долл. США, чистая прибыль - 1080 млн долл. США.
Бюджетная эффективность проекта оценивается следующими цифрами. За время реализации проекта поступления в адрес Российской Федерации от деятельности «Сахалин Энерджи» составили более 30,9 млрд долл. США. В бюджет Сахалинской области перечислено около 10,8 млрд долл. США. Стоимость контрактов с российскими предприятиями и организациями составила 26,9 млрд долл. США.
Взаимовлияние технологической структуры продавца СПГ, рынка и системы принятия решений
Процесс поставки СПГ отличается по своим технико-экономическим условиям от торговли газом через Единую систему газоснабжения. «СЭ», в соответствии с условиями СРП, приобретает природный газ по цене, согласованной с государством, и находящейся на уровне цены для сторонних покупателей, находящихся вне предприятий ПАО «Газпром». Собственно, здесь и проявляется право государства контролировать сырьевые ресурсы на устье скважины. В дальнейшем газ проходит через технологический процесс сжижения по запатентованной технологии RD Shell, и отгружается в танкеры.
Данный блок технологий и оборудования, являясь импортным (как это и предусматривалось условиями СРП «Сахалин-2»), тем не менее, сыграл существенную роль тем, что обеспечил первый доступ российским компаниям к прежде не имевшимся у них технологиям. Другим стратегическим приобретением являлось получение доступа к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно к его «океанской» части - Японии, Южной Кореи, Тайваня и потенциально других стран. Также существуют технические и торговые возможности для наращивания экспорта с «Сахалина-2» на наиболее промышленно развитое восточное побережье Китайской народной республики, находящееся вне досягаемости газотранспортной системы ПАО «Газпром».
Экономическая эффективность всех современных проектов по поставке СПГ по методологии ее определения ближе скорее к деятельности торгово-закупочных компаний, где уровень доходности рассчитывается отдельно для каждой поставки газа. При этом «СЭ» обладает собственной производственной базой и береговой инфраструктурой, необходимость обеспечить окупаемость и поддержание потенциала которых требует особого внимания к уровню и динамике цен на СПГ.
Отдельный интерес с точки зрения обеспечения окупаемости инвестиций представляет собой уже осуществляемое расширение производственных мощностей «СЭ» за счет строительства третьей технологической линии по сжижению и отгрузке СПГ. Для максимального увеличения доходов и потенциала кредитования, компании необходимо обеспечить наличие предварительных обязательств на максимально возможный объем. Любые объемы свыше номинальной производительности должны оставаться без предварительных обязательств, и «Сахалин Энерджи» будет их продавать на краткосрочной основе сверх долгосрочных контрактов, чтобы иметь возможность компенсировать возможные колебания цен и производительности технологических линий.
Основы проектного подхода и управления ценовыми рисками при реализации СПГ
Уже сформировавшийся опыт поставок позволил компании «СЭ» сформировать собственный подход к маркетингу, являющемуся в деятельности такого рода центром прибыли. В основу маркетинга СПГ заложен принцип стадийности взаимодействия с основными категориями покупателей:
• покупатели СПГ в странах Северо-Восточной Азии, включая Японию, Корею и Тайвань, с которыми у «Сахалин Энерджи» существуют долгосрочные деловые отношения;
• трейдинговые компании, аффилированные с акционерами (GM&TS, SETL, Mitsui и DGI).
Стратегия продаж уже имеющихся поставок СПГ производственных линий завода должна быть взаимно адаптирована со стратегией продаж объемов будущей третьей линии. Это означает, что переход к большим объемам продаж будет происходить на основе имеющейся системы продаж СПГ в компании. На первом этапе, объемы продаж будут предлагаться уже существующим покупателям в Японии, Южной Корее и на Тайване, а затем новым покупателям в тех же странах.
Применительно к компании «Сахалин Энерджи» по расширению производства СПГ за счет строительства третьей технологической линии наиболее перспективными являются рынки СПГ Японии, Южной Кореи и Тайваня. Обоснованием данного выбора являются конкурентные преимущества, которые имеет «СЭ» на этих рынках, в том числе:
• установившиеся взаимоотношения с перспективными покупателями в этих странах. У компании заключены долгосрочные договоры купли-продажи со всеми крупными покупателями СПГ в Японии и Южной Корее, а также рамочный договор купли-продажи и среднесрочный контракт с тайваньской компанией CPC;
• географическая близость компании «Сахалин Энерджи» к рынкам сбыта, продолжительность рейса с грузом до Японии составляет всего 3-6 дней, до Кореи - 4 дня и до Тайваня - 5 дней;
• формирование у «СЭ» собственной репутации надежного и обеспеченного ресурсами поставщика СПГ.
Компания решила сосредоточить свои стратегии продаж на организации сбыта СПГ на этих премиальных рынках.
Учитывая географическое месторасположение острова Сахалин, маловероятно, что продукция будущей третьей
технологической линии (за исключением особых обстоятельств) будет поставляться за пределы Азиатско-Тихоокеанского региона. Разумеется, неазиатские рынки будут по-прежнему влиять на объемы закупок СПГ, производимого за пределами АТР и импортируемого с Ближнего Востока, Африки, Северной Америки или Австралии.
Оценка потенциального спроса не учитывает конкурирующих поставщиков и основывается на тех объемах, которые в настоящее время поставляются по долгосрочным контрактам, срок действия которых истекает до 2021-2023 гг. Хотя существует вероятность того, что эти контракты будут продлены, считается, что они в то же время представляют собой возможность выхода на рынок для новых поставщиков.
Как показал собственный анализ рынка «СЭ», подход к работе с потребителями газа в АТР прежде всего предполагает предложение по цене для покупателя, которое основано на уникальных характеристиках данного покупателя. Основные характеристики следующие:
Первое. Условия поставки FOB/DES1 : Покупатели, которые либо не контролируют флот газовозов СПГ, либо имеют очень ограниченный доступ к транспортным мощностям, вероятнее всего согласятся только на условия поставки DES. Следует учитывать то, что поставки с Сахалина на условиях FOB требуют использования судов ледового класса, что обеспечивает определенные преимущества здесь у российских компаний. Другие покупатели могут обеспечивать объемы своих закупок на условиях FOB, отличающейся эксплуатационной и маршрутной гибкостью.
Интересы поставщика при работе на условиях обоих типов справедливо учитываются в том случае, когда разница в цене корректно отражает его затраты на перевозку. Таким образом, количество дополнительных судов для перевозки СПГ, необходимых проекту, будет зависеть от законтрактованных объемов на условиях DES и тех незакон-трактованных объемов, которые будут предположительно проданы на условиях DES.
Второе. Удачная географическая близость «Сахалин-2» к непосредственным покупателям в Японии, Южной Корее и на Тайване. Сравним с тем, что другой относительно близкий поставщик расположен в Брунее. Важно и то, что наличие в непосредственной близости от потребителя поставщика, обеспеченного ресурсами, позволяет поэтапно наращивать и корректировать объемы продаж, связывая эффективность поставок и окупаемость своих вложений в инфраструктуру на базе принципов проектного управления.
Третье. Учет фактора сезонности и гибкость поставок. Для покупателя СПГ представляет определенную ценность тот факт, что продавец может учесть эту сезонность в контракте. Более холодные температуры зимнего периода способствуют увеличению производительности завода СПГ зимой, т.е. совмещается сезонность контрактования продаж (в целом) с сезонностью производства. Умение использовать «зимний фактор» выгодно отличает поставщиков газа из России от южных стран.
Гибкость по пунктам доставки означает, что покупатели, (особенно те, которые покупают на условиях FOB), имеют свободу выбора пункта доставки СПГ. Технологически она зависит от наличия у поставщика газа судов для потенциально более долгих рейсов, технической совместимости с терминалами в новых пунктах назначения, равно
1 FOB - условия поставки СПГ, когда к покупателю переходит право собственности на сжиженный газ в момент погрузки газа на суда в порту экспорта. Покупатель отвечает за доставку газа либо на свои суда, либо на зафрахтованные им суда. Контрактная цена продажи в этом случае не включает расходы на транспортировку газа. DES - к покупателю переходит право собственности на сжиженный газ в порту приемки. Продавец отвечает за доставку сжиженного газа и контрактная цена продажи в этом случае включает расходы на транспортировку и страхование газа.
как и необходимость специальных юридических обоснований при использовании инфраструктуры. Разумеется, возможности каждой из компаний, поставляющих СПГ, здесь различны, и чем дольше поставщик работает на этом рынке, тем большими возможностями для этого обладает. Непосредственно для «СЭ» интересен японский рынок Японии, где исследуется практика торговли СПГ, включая изучение вопроса гибкости маршрутов.
Гибкость не менее важна и в отношении объемов поставок и их корректировки объемов поставки как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, возможно, без обязательства компенсации недопоставки, или возможности структурирования годового контрактного объема на базовую и опционную части. Но здесь существуют и определенные финансовые риски из-за снижения прибыли, что усложнит для инвестора обслуживание кредитов, взятых ранее на расширение масштабов деятельности и модернизацию.
Наконец, относительно некрупные потребители считают для себя выгодным перейти к поставщику, который предлагает возможности частичной выгрузки: СПГ не загружается в танкер полностью, либо доставляется более чем в один пункт назначения. За счет этого, доля рынка «СЭ» может расширяться, охватывая все большее число мелких и средних покупателей.
Тем самым, формируется способ реализации СПГ как на действующих мощностях по сжижению газа, так и на строящихся, т.е. третьей линией, с постепенным наращиванием продаж, причем структура компании «СЭ» также будет совершенствоваться эволюционным путем: элементы новой системы продаж всех трех линий зарождаются в уже существующей системе продаж газа с первых двух линий завода СПГ. Этот подход максимально увеличивает экономическую эффективность будущих продаж СПГ за счет активного использования деловых отношений с существующими покупателями и позволяет установить четкие сроки принятия предварительных обязательств покупателями. Он также не накладывает на компанию ограничения в части объемов продаж дополнительным новым покупателям и позволяет выполнить потенциальное размещение объемов между трейдинговыми, т.е. торговыми компаниями, аффилированными с акционерами на более позднем этапе. Более того, такой подход имеет самую высокую вероятность получения одобрения от кредиторов на финансирование.
В рамках проектного подхода к маркетингу, руководством и экспертами «СЭ» разработан ряд квалификационных критериев для новых потенциальных покупателей в Японии, Южной Корее и на Тайване, которые позволят включить покупателей в первый этап с позиций обеспечения окупаемости проекта. Это учет репутации самого покупателя, наличие потенциального спроса, равно как и технические возможности - мощности по регазификации СПГ и удобное географическое положение. В дальнейшем, будущие объемы СПГ будут предлагаться трейдинговым (торговым) компаниям, аффилированным с акционерами проекта «Сахалин-2».
Важно подчеркнуть, что подобная стратегия продаж согласована и взаимосвязана с принципами проектного финансирования.
Существуют и другие стратегии продаж. Например, возможно распределение объемов продаж между трейдин-говыми компаниями, аффилированными с акционерами пропорционально долям в уставном капитале, либо перенос продажи на период после принятия организационных инвестиционных решений. Преимуществом продаж трейдинго-вым компаниям, аффилированным с акционерами, является то, что поставщик гарантирует полную реализацию намеченных объемов СПГ. Тем не менее, у этого способа есть очевидный ограничитель эффективности, связанный с исключением механизмов трансфертного ценообразования. Еще один потенциальный недостаток такой стратегии - рыночные риски, связанные с недостатком интереса кредиторов, т.к. исключение трансфертного ценообразования несколько снижает эффективность поставок, хотя в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры на СПГ и здесь возникают дополнительные возможности. Вместе с тем, уверенность покупателей в исполнении поставщиком СПГ обязывающих основных условий соглашений (договоров) возрастает.
Выводы
1. Россия, в качестве глобального поставщика природного газа, обладает уникальным естественным преимуществом в виде ресурсов природного газа и их относительной географической близости к двум мировым премиальным рынкам - Европы, с одной стороны, и Китая плюс Азиатско-Тихоокеанского региона - с другой. Современные формы международного нефтегазового бизнеса, такие как СРП, производство и маркетинг СПГ, формирование трейдинговых компаний со сложной структурой интересов акционеров, оказались доступными для российских компаний только с начала 1990-х гг. Компании, оперирующие на данном сегменте рынка, по характеру своей деятельности оказались новыми и не во всем вписывающимися в традиционную структуру отечественного ТЭК.
В свете этого стратегический результат для России и ее газовой отрасли от реализации проекта «Сахалин-2», заключенного в 1990-е гг. с объединением иностранных компаний, и реализованный при участии «Газпрома» в последующие два десятилетия, можно расценивать следующим образом:
• своего рода стратегический размен уступки части капитала оператора проекта на доступ к рынкам, закрытым для тогдашней России в силу неготовности инфраструктуры и отсутствия технологий производства и доставки СПГ;
• стратегический размен отказа от монополии и ограниченного привлечения компаний, представляющих ведущие страны с рыночной экономикой (Япония, Великобритания, Нидерланды), на деполитизацию доступа России к газовым рынкам там, где отношения в советский период были сложными и неоднозначными (Ю.Корея, Тайвань, Япония), что в целом отвечает евразийскому вектору в экономическом и внешнеполитическом курсе России;
• курс на постепенное импортозамещение всех возможных производственных технологий, начиная от подрядчиков, переходя на совершенствование системы технического регулирования и заказы конкурентоспособного отечественного оборудования и технологий.
2. Стратегия продаж сжиженного природного газа ориентируется в уровне цен на так называемые биржевые «ценовые сигналы», но не следует им механически, т.к. речь идет о более сложном процессе формирования цены, соотношении контрактных и фактических условий поставки, а также о необходимости экспортеру «чувствовать» своего потребителя. В свою очередь, последний при изменении рыночной ситуации, меньше ограничен инфраструктурой в вопросах выбора своего поставщика, чем потребители трубопроводного газа. Показательно, что во всех странах АТР сформирована особая деловая культура, в которой существенную роль играют такие факторы, как обычаи делового оборота, гибкость ценовой политики и своеобразный «размен» скидок и иных как ценовых, так и нефинансовых условий поставки газа, на долгосрочную репутацию компании-поставщика. Применение проектного принципа к организации управлением компании, работающей на столь сложном рынке, позволяет российскому поставщику реализовывать стратегии глубокого проникновения на рынок, или «звезды» по матрице «Бостон консалтинг групп» среди покупателей СПГ в Японии, Южной Корее и на Тайване, равно как и на индустриально развитом восточном побережье Китайской Народной Республики.
Столь значительное присутствие, подкрепленное ресурсами и авторитетом ПАО «Газпром» как контролирующего акционера компании-поставщика, позволяет оказывать влияние на деловой климат в регионе, способствуя его развитию в сторону формирования газового рынка восточной части Евразийского континента. При располагаемых ресурсах России не требуется делать выбор между европейским и азиатским премиальными газовыми рынками, следует работать над проектными технологиями управления единой системы газоснабжения Евразийского континента.