3. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах от 13 июня 2013 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
4. Иванов, С. А., Мартышевская, А. В. Система экономической безопасности организации: структура и основные функциональные направления обеспечения // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2009. - № 2.
5. Литвиненко, А. Н. Экономическая и национальная безопасность: проблема соотнесения понятий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2013. - № 3 (173). - С. 9-15.
6. Шапошников, А. А., Лутов, Д. С. Границы достоверности в аудите // Аудиторские ведомости. - 2003. - № 4.
Literature
1. Byudzhetnyiy kodeks RF ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ // Rossiyskaya gazeta. - 1998. - № 153-14. - 12 avgusta.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 «Gosudarstvennaya strategiya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (osnovnyie polozheniya)» // SZ RF. - 1996. - № 18. - St. 2117; № 20. - St. 2444.
3. Byudzhetnoe Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii o byudzhetnoy politike v 2014-2016 godah ot 13 iyunya 2013 goda. [Elektronnyiy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/18332.
4. Ivanov, S. A., Martyishevskaya, A. V. Sistema ekonomicheskoy bezopasnosti organizatsii: struktura i osnovnyie funktsionalnyie napravleniya obespecheniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii. - 2009. - № 2.
5. Litvinenko, A. N. Ekonomicheskaya i natsionalnaya bezopasnost: problema sootneseniya ponyatiy // Nauchno-tehnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. - 2013. - № 3 (173). - S. 9-15.
6. Shaposhnikov, A. A., Lutov, D. S. Granitsyi dostovernosti v audite // Auditorskie vedomosti. -2003. - № 4.
УДК 338.07 О.П. Толкачева*
Анализ оптимизации ведения бухгалтерского учета при помощи аутсорсинга
В статье рассматриваются вопросы, связанные с оптимизацией бухгалтерского учета при помощи аутсорсинга. Для поддержания конкурентоспособности руководству хозяйствующего субъекта необходимо больше уделять внимания своей основной деятельности, поэтому возникла необходимость перевода второстепенных (непрофильных) видов деятельности на аутсорсинг. Автором проанализированы положительные и отрицательные стороны аутсорсинга и даны рекомендации для дальнейшего развития аутсорсинговых услуг в России.
Ключевые слова: аутсорсинг, рыночные отношения, хозяйствующий субъект, бухгалтерский учет, налоговый учет.
O.P. Tolkachyova*. The analysis of optimization of conducting accounting by means of outsourcing. In article the questions connected with optimization of accounting by means of outsourcing are considered. For competitiveness maintenance the guide of the managing subject needs to give more than attention of the primary activity and therefore there was a need of transfer of minor (non-core) kinds of activity on outsourcing. The author analyzed positive and negative sides of outsourcing and recommendations for further development of outsourcing services in Russia are made.
Keywords: outsourcing, the market relations, the managing subject, accounting, tax accounting.
В современных условиях рыночные отношения характеризуются высокой конкуренцией и динамично развивающимися технологиями. В данных условиях хозяйствующим субъектам приходится
* Толкачева, Ольга Петровна, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский Университет МВД России. Адрес: Россия, 190121, Санкт-Петербург пл. Репина, 1. Тел. (812) 714-29-20, моб. 8 (911) 26744-39. E-mail: olg-ol@mail.ru.
* Tolkachyova, Olga Petrovna, docent of chairs of accounting, the analysis and audit, candidate of economical science. The St.-Petersburg University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190121 Saint-Petersburg, Repin sq., 1. Ph. (812) 714-29-20, mob. 8(911)267-44-39. E-mail: olg-ol@mail.ru.
© Толкачева О.П., 2013
задействовать все большие материальных ресурсов, а это, в свою очередь ведет к возрастанию расходов. Руководству хозяйствующего субъекта приходится решать такие вопросы, как повышение эффективности работы, снижение издержек, улучшение качества производимой продукции, покупать или производить самостоятельно необходимые в производстве составляющие.
Все это требует от руководства хозяйствующего субъекта больше сосредоточиваться на развитии своей основной деятельности, а второстепенные виды деятельности, непрофильные, только «мешают». В связи с этим назрела необходимость передачи непрофильных видов деятельности стороннему исполнителю.
В последнее время одной из наиболее эффективных форм ведения бизнеса стал аутсорсинг, т.е. передача функций стороннему исполнителю.
Согласно проведенному исследованию компанией E-xecutive, из 400 опрошенных российских хозяйствующих субъектов 63 % применяют аутсорсинг в своей деятельности. Если принять за 100 % данные хозяйствующие субъекты, то 63,8 % из них расположены в Москве, 11,2 % в Санкт-Петербурге, а 23 % приходится на остальные регионы страны [7].
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001, ОКВЭД) нет такого вида деятельности, как «аутсорсинг», в Гражданском Кодексе РФ не дается понятия «аутсорсинг», а отношения между потребителем услуг и аутсорсинговой компании оформляются обычным договором возмездного оказания услуг либо договором подряда.
Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка («outsourcing») и означает «использование чужих ресурсов». Данное понятие стало использоваться в российских сферах относительно недавно, в основном в малом и среднем бизнесе.
К аутсорсингу не относятся все услуги, которые оказываются внешними исполнителями, а только те непрофильные для хозяйствующего субъекта, которые можно передать на длительное время.
Если хозяйствующий субъект прибегает к услугам аутсорсинговой компании, то он получает, с одной стороны, что-то вроде дополнительного структурного подразделения, с другой стороны, юридически независимое подразделение.
В научной литературе в основном описывают два вида аутсорсинга:
- производственный;
- бизнес-процессов.
Производственный аутсорсинг характеризуется передачей части производственных процессов (всего цикла производства аутсорсинговой компании) или продажей только части своих подразделений другим хозяйствующим субъектам, а затем взаимодействование с ними уже в рамках аутсорсинга.
В 1997 г. Американская ассоциация менеджмента (American Management Association) исследовала рынок аутсорсинговых услуг, и данные исследования показали, что более половины промышленных предприятий передали на аутсорсинг хотя бы один элемент своего производственного процесса [7].
Данный вид аутсорсинга позволяет хозяйствующему субъекту:
- во-первых, сосредоточиться на разработке новых технологий, продуктов и услуг, что очень важно для обеспечения конкурентного преимущества;
- во-вторых, повысить гибкость производства: небольшой организации значительно проще заниматься расширением ассортимента выпускаемой продукции или оказанием услуг, преобразованием производственного цикла.
Аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает передачу аутсорсинговой компании отдельных бизнес-процессов, которые для хозяйствующего субъекта являются непрофильными - таких как логистика, маркетинг, реклама, бухгалтерский учет.
В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете» руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета [3].
Из данного закона следует, что хозяйствующий субъект вправе самостоятельно решать, как вести учет: при помощи собственной бухгалтерии или прибегнуть, например, к аутсорсинговым услугам.
Еще недавно «бухгалтерский аутсорсинг» использовали в основном иностранные организации, работающие в Российской Федерации, или совместные предприятия, т.к. иностранным бизнесменам было тяжело разобраться во всех тонкостях российского законодательства, в связи с чем они прибегали к услугам аутсорсинговых фирм, и это носило больше вынужденный характер.
Современное бухгалтерское обслуживание предприятий состоит из:
- ведения бухгалтерского учета организаций;
- обработки всей документации;
- ведения регистров бухгалтерского и налогового учета;
- подготовки налоговой декларации и бухгалтерской отчетности для внутренних и внешних пользователей;
- расчета зарплаты каждый месяц;
- изучения налогового законодательства и изменений в нем:
- расчета и перечисления налогов и мн. др.
Цель применения «бухгалтерского аутсорсинга» - это прежде всего снижение издержек на
обслуживание собственной бухгалтерии, получение профессиональных консультаций от сотрудников аутсорсинговой компании по бухгалтерским и налоговым вопросам.
Аутсорсинг бизнес-процессов, по решению специалистов Института аутсорсинга (США), является динамичным и развивающимся видом оптимизации деятельности организаций, причем самый большой рост аутсорсинговых услуг используется в сфере финансов и бухгалтерского учета. В 1997 г. Американской ассоциацией менеджмента было проведено исследование, которое показало, что из 600 опрошенных фирм 1/5 их передала на аутсорсинг частично или полностью финансовые и бухгалтерские операции, а 4/5 фирм - частично и административные функции [7].
Исследования проведенные компанией BDO и РБК рейтинг, показали что хозяйствующие субъекты в России в основном передают на аутсорсинг не ключевые функции в области: обеспечение безопасности (охрана), услуги в сфере логистики и транспорта, а типичные функции по аутсорсингу бизнес-процессов, например, учетные функции, российские хозяйствующие субъекты реализуют, используя внутренние ресурсы (табл. 1) [10].
Таблица 1
Рейтинг популярности различных видов аутсорсинга в российских компаниях
Виды услуг Популярность, %
Расчет заработной платы 32
Документальный кадровый учет 38
Экономическая и информационная зашита 40
Бизнес планирование 46
Бухгалтерский учет (частично) 50
Са11-центр 50
Бухгалтерский учет (полностью) 51
1Т - ипфр а структур а, хостинг 59
Подбор, обучение персонала 62
Юридическое обслуживание 63
Сфера услуг 66
Транспорт, логистика 67
Обеспечение безопасности 67
Преимущества аутсорсинга очевидны:
1. Стандартные преимущества, которые присуще аутсорсингу любого вида деятельности:
а) возможность для руководства уделять больше внимания основному бизнесу хозяйствующего субъекта и не отвлекаться на управление второстепенными функциями;
б) возможность сократить расходы на содержание собственной бухгалтерии за счет отсутствия:
- заработной платы;
- пособий, отпускных, больничных;
- налогов с зарплаты;
- необходимости повышать квалификацию бухгалтера;
- затрат на покупку специальной бухгалтерской программы и ее регулярного обновления;
- иных расходов.
в) возможность получать профессиональные консультации в области бухгалтерского и налогового учета.
На примере приведенной таблицы можно рассмотреть экономию, которую получит организация, заключившая договор с аутсорсинговой компанией (табл. 2).
Из приведенной таблицы видно, что экономия организации составит от 487040 руб. в год. И это при том, что в анализ не вошли такие расходы организации, как:
- отпускные;
- расходы на социальные нужды;
- на медицинское обеспечение;
- расходы на командировку и т.д.
2. Специфичные преимущества, которые применимы именно для аутсорсинга финансовой функции и заключаются в том, что ответственность за организацию бухгалтерского и налогового учета и правильность его ведения ложатся полностью на аутсорсинговую компанию, при условии, что такая возможность возмещения оговорена в договоре на оказание аутсорсинговых услуг.
Грамотная постановка бухгалтерского и налогового учета, а также их дальнейшее профессиональное ведение - это одно из главных условий успешного функционирования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях. Организация бухгалтерского и налогового учета - это множество операций, от разработки учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, составление финансового плана деятельности, организация учета первичных бухгалтерских документов, формирование налоговых регистров, ведение бухгалтерского и налогового учета до
Экономия, которую получит организация, заключившая договор с аутсорсинговой компанией
Таблица 2
Статьи расходов на бухгалтерию Расход на штатного бухгалтера Расход по договору аутсорсинга бухгалтерских услуг Тип расхода
Органичания рабочего песта от 70 ООО руб. 0 руо, разовый
Обслуживание рабочего места от 2 400 руб. (28800) 0 руб. ежемесячно
Покупка бухгалтерского программного обеспечения от 11 000 руб. 0 руб, разовый
Покупка правовой базы от 5 000 руб. 0 руб. разовый
Обслуживание программного обеспечения от 2 500 руб. (30000) 0 руб. ежемесячно
Минимальная зарплата/ стоимость услуг от 30 000 руб. (360000) от 10 000 руб. (120000) ежемесячно
Повышение квалификации от 4 500 руб. (9000) 0 руб. 2 раза б год
Налог с ФОТ от 7 770 руб. (93240) 0 руб. ежемесячно
Прочие условия и критерии
Ответственность за проделанную работу на руководителе по договору
Уверенность в квалификации персонала не всегда. есть
Итого: от 607040 120000
формирования и сдачи необходимой отчетности в контролирующие органы, а в случае необходимости и восстановление бухгалтерского и налогового учета. От того, как качественно и своевременно это будет сделано, зависит функционирование самого хозяйствующего субъекта.
Поэтому возмещение убытков, связанных с неправильным ведением бухгалтерского и налогового учета, которые производятся аутсорсинговой компанией за счет своих средств или по страховому договору (в настоящее время большинство крупных аутсорсинговых компаний страхуют свою профессиональную ответственность) является несомненным преимуществом аутсорсинга.
Еще одно преимущество данного вида деятельности заключается в том что, приобретая услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, клиент получает доступ к юридическим и налоговым ресурсам аутсорсинговой компании.
Схема взаимодействия аутсоринговой компании и заказчика проста.
После заключения договора на предоставление услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета сотрудники хозяйствующего субъекта (заказчик) передают все полномочия аутсорсинговой компании.
Аутсорсинговые компании, как правило, при определении цены на свои услуги устанавливают дифференцированный подход к заказчикам. При бухгалтерском аутсорсинге, в основном, используются несколько видов тарифов:
- «нулевой» тариф, который предлагается организациям вновь образованным, имеющим нулевой баланс;
- «базовый» тариф, который используется в отношении хозяйствующих субъектов, имеющих небольшой объем учетной работы;
- тариф, который используется в отношении хозяйствующих субъектов, нуждающихся в полном спектре бухгалтерских и налоговых услуг.
Хозяйствующий субъект также может заказать и любые другие дополнительные услуги, например, оптимизацию налоговых платежей.
Опыт, высокая квалификация, профессиональные знания специалистов аутсорсинговой компании помогут решить проблемы, которые возникают в процессе работы в бухгалтерии, отстоять интересы организации-заказчика во взаимоотношениях с третьими лицами, что в значительной степени позволит снизить издержки хозяйствующего субъекта, приобрести в лице аутсорсинговой компании надежного партнера и значительно повысить эффективность своей деятельности.
Не существует для всех хозяйствующих субъектов единого подхода к аутсорсингу, который гарантировал бы наивысший результат. Однако, выбирая определенный вид аутсорсинга, хозяйствующий субъект способен влиять не только на управление рисками, но и на всю хозяйствующую деятельность. Необходимо рассматривать аутсорсинг как возможность для создания новых мощностей, определения четкой позиции хозяйствующего субъекта на рынке и повышения его конкурентоспособности.
Почему же, несмотря на все рассмотренные выше достоинства, «бухгалтерский аутсорсинг» пока не очень распространен?
Во-первых, многие просто не знакомы с принципами работы бухгалтерского аутсорсинга.
Во-вторых, организации боятся потерять контроль над финансовой ситуацией, избегают доверять коммерческие тайны посторонним организациям.
В-третьих, могут останавливать дополнительные расходы сил и средств, связанных с передачей бухгалтерии на аутсорсинг.
В-четвертых, некоторые хозяйствующие субъекты ведут полулегальный бухгалтерский и налоговый учет, что в свою очередь ведет к незаинтересованности в какой бы то ни было открытости.
В-пятых, для крупных хозяйствующих субъектов передача бухгалтерского и налогового учета на аутсорсинг, как правило, ведет к снижению оперативности в учете.
Еще один «минус» использования бухгалтерского аутсорсинга - это отсутствие контроля над деятельностью аутсорсинговой компании, хотя данный «минус» может стать и «плюсом». Заключая договор с аутсорсинговой компанией, необходимо предусмотреть порядок, при котором данная компания будет отчитываться перед организацией-заказчиком.
И, наконец, аутсорсеры не всегда могут досконально разобраться в специфике работы организации-заказчика, что часто влияет на отражение информации в учете.
Все рассмотренные недостатки никаким образом не снижают преимущества аутсорсинга. При правильном выборе аутсорсинговой компании, при правильном заключении договора с ней можно до минимума сократить все возможные риски аутсорсинговой деятельности.
Все вышеперечисленные достоинства и недостатки аутсорсинга можно сгруппировать следующим образом (табл. 3).
Таблица 3
Достоинства и недостатки аутсорсинга
Преимущества Недостатки
Не нужно оборудовать рабочие места и платить зарплату бухгалтеру. Нар^'шение конфиденциальности
НДС по аутсорсинговым услугам можно принять к вычету Непосредственно нет контроляза составлением и сдачей отчетности.
Аудит может проводить та же фирма, с которой заключен договор аутсорсинга. Если в договоре не прописано возмещение ущерба из-за ошибок аутсорсинговой компании, то не ясно кто будет возмещать их.
Налоговые службы с проверкой будут приходить в аутсорсинговую компанию. Трудности в получении сведений о профессиональном уровне специалистов из аутсорсинговой компании.
Штрафные санкции, начисленные налоговыми службами можно возместить с аутсорсинговой компании (если б ошибках виновата аусорсинговая компания и условия возмещения прописаны в договоре). Может встретиться мошенничество на рынке аутсорсинговых услуг.
Возможность для руководства уделять больше внимания основному бизнесу компании и не отвлекаться на управление обслуживающими функциями: Аутсорсинговые компании при ведении учета не всегда могут разобраться в специфике работы организации -заказчи ка.
Возможность получать профессиональные консультации в области бухгалтерского и налогового учета
Развитие аутсорсинга дает шанс создать в России новую и инновационную индустрию, способную интегрировать достижения зарубежных специалистов в области бухгалтерских услуг для создания собственных высокотехнологичных продуктов и услуг. Систематическая подготовка профессионалов аутсорсинга приведет не только к появлению в России новой интересной и перспективной профессии, но и к формированию профессионального сообщества экспертов, реально востребованных сегодня на глобальном рынке услуг.
Дальнейшее развитие аутсорсинговых услуг дает хороший шанс для создания в России новой инновационной индустрии, которая станет внедрять достижения зарубежных специалистов в области бухгалтерских и налоговых услуг, необходимых для создания собственных высококонкурентных и высокотехнологичных товаров, продуктов и услуг. Постоянная подготовка профессионалов аутсорсинга приведет не только к появлению в России новой и перспективной профессии, но и к созданию профессионального сообщества экспертов, которые реально востребованы сегодня на рынке услуг.
Данное направление может быть полезным не только в коммерческой сфере, но и для подразделений системы МВД России: это должно повысить степень прозрачности в данном секторе экономики.
Для дальнейшего развития аутсорсинговых услуг в России необходимо осуществить целый комплекс мер, который будут направлен на создание соответствующих благоприятных условий:
1) разработка законопроектов, которые будут регламентировать аутсорсинговые отношения. С юридической точки зрения, необходимо отрегулировать все условия взаимодействия сторон в рамках оказания аутсорсинговых услуг в договорах, а также узаконить порядок разрешения споров;
2) создание, а в дальнейшем и развитие организаций, как например, международных институтов аутсорсинга и Ассоциации профессионалов в области аутсорсинга. Вхождение в международные ассоциации российских аутсорсеров, что должно в дальнейшем привести к использованию российскими компаниями международных стандартов аутсорсинга;
3) оптимизация налогообложения и предоставление налоговых льгот, т.к. процесс развития аутсорсинговых услуг требует государственной поддержки, например, посредством льготного налогообложения;
4) предложений в области образования - подготовка специалистов в области аутсорсинга;
5) создание общей базы для нахождения партнеров - заказчиков и поставщиков аутсорсинговых
услуг.
В заключение еще раз хочется отметить, что в настоящее время целями для применения аутсорсинговых услуг должны стать не только снижение доли издержек, но и повышение качества оказываемых услуг, повышение капитализации хозяйствующего субъекта, высвобождение ресурсов, расширение бизнеса, повышение имиджа и обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта[11]. Таким образом, аутсорсинговые услуги способны не только качественно улучшить показатели по прибыли хозяйствующего субъекта, но и перевести его из числа выживающих в число инвестирующих в новое развитие. Поэтому аутсорсинг - это своего рода уникальный шанс для преобразования хозяйствующего субъекта.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации : ч. 1 и 2. - М: Омега-Л, 2012.
2. Конституция РФ с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации и вступительной статьей. - М: Инфра-М, 2011.
3. Федеральный закон № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г. «О бухгалтерском учете».
4. Применение Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. - Т. 3. Право на обращение в суд в практике Верховного Суда РФ. - 2010.
5. Постановление Госстандарта Российской Федерации от 6 ноября 2001 года №454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД».
6. Грачев, А. В., Максимова, О. Ю. Расчет оптимального уровня ресурсной обеспеченности органов внутренних дел МВД России в системе обеспечения экономической безопасности страны // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - № 11. - С. 38-45.
7. Курбанов, А. К., Плотников, В. А. Аутсорсинг: история, методология, практика : монография.
- М.: Инфра-М, 2013. - 112 с.
8. Самсонова, Е. К. Обеспечение сбалансированности государственного бюджета в современных условиях: проблемы и пути решения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России.
- 2011. - № 1. - С. 152-155.
9. Толкачева, О. П. Анализ исполнительской дисциплины по уплате налогов и сборов в системе факторов, влияющих на экономическую безопасность России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2012. - № 4. - С. 152-155.
10. Итоги рейтинга популярности видов аутсорсинга в иностранных компаниях в России. РБК Рейтинг [Электронный ресурс] // Сайт журнала «Goodlancer». - 2011. - Режим доступа: http://www. goodlancer.com.
11. Литвиненко, А. Н., Очередько, В. П. Безопасность хозяйствующего субъекта: опыт экономико-правового анализа : монография. - СПб.: ОЦ «Советникь», 2011. - 132 с.
Literature
1. Nalogovyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii : ch. 1 i 2. - M: Omega-L, 2012.
2. Konstitutsiya RF s kommentariyami Konstitutsionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii i vstupitelnoy statey. - M: Infra-M, 2011.
3. Federalnyiy zakon № 402-FZ ot 6 dekabrya 2011 g. «O buhgalterskom uchete».
4. Primenenie Grazhdanskogo protsessualnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii. - T. 3. Pravo na obraschenie v sud v praktike Verhovnogo Suda RF. - 2010.
5. Postanovlenie Gosstandarta Rossiyskoy Federatsii ot 6 noyabrya 2001 goda № 454-st «O prinyatii i vvedenii v deystvie OKVED».
6. Grachev, A. V., Maksimova, O. Y. Raschet optimalnogo urovnya resursnoy obespechennosti organov vnutrennih del MVD Rossii v sisteme obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti stranyi // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2010. - № 11. - S. 38-45.
7. Kurbanov, A. K., Plotnikov, V. A. Autsorsing: istoriya, metodologiya, praktika : monografiya. - M.: Infra-M, 2013. - 112 s.
8. Samsonova, E. K. Obespechenie sbalansirovannosti gosudarstvennogo byudzheta v sovremennyih usloviyah: problemyi i puti resheniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2011. -№ 1. - S. 152-155.
9. Tolkachyova, O. P. Analiz ispolnitelskoy distsiplinyi po uplate nalogov i sborov v sisteme faktorov, vliyayuschih na ekonomicheskuyu bezopasnost Rossii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2012. - № 4. - S. 152-155.
10. Itogi reytinga populyarnosti vidov autsorsinga v inostrannyih kompaniyah v Rossii. RBK Reyting [Elektronnyiy resurs] // Sayt zhurnala «Goodlancer». - 2011. - Rezhim dostupa: :http://www. goodlancer.com.
11. Litvinenko, A. N., Ocheredko, V. P. Bezopasnost hozyaystvuyuschego sub'ekta: opyit ekonomiko-pravovogo analiza: Monografiya. SPb: OT «Sovetnik», 2011. 132 s.