Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ'

АНАЛИЗ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
301
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шестопалов С.В., Иванникова А.И.

Исследование содержит анализ объёмно-пространственной структуры школ-интернатов на территории России. Актуальность тематики исследования связана с тем, что важным фактором комфортной организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате является обеспечение качественного проектирования его объёмно-пространственной структуры. Новизна исследования заключается в том, что на основе изученых школ-интернатов в России на предмет их типа объемнопространственной структуры, выявлены методические рекомендации по проектированию современных школ, которые дополнят существующие методические рекомендации. Показано, что 64% школинтернатов в России могут быть отнесены к линейным структурам, 22 % - к блочным, а 14% к периметральным объемно-пространственным структурам архитектурного строения. Также были выделены основные рекомендации по архитектурно-планировочной организации школ-интернатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF VOLUMETRIC AND SPATIAL STRUCTURE OF BOARDING SCHOOLS IN RUSSIA

The study contains an analysis of volumetric and spatial structure of boarding schools in Russia. Relevance of topics of research is associated with the fact that an important factor of comfortable organization of educational process in boarding school is to ensure high-quality design of its volumetric spatial structure. Novelty of research lies in the fact that on the basis of studied boarding schools in Russia for their type of volumetricspatial structure, identified methodological recommendations for the design of modern schools, which will complement existing methodological recommendations. It is shown that 64% of boarding schools in Russia can be classified as linear structures, 22% as block structures, and 14% as perimeter volumetric-spatial structures of architectural structure. The main recommendations for the architectural and planning organization of boarding schools were also highlighted.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

Рисунок 7 - Предлагаемый национальный общественный центр, Хамбантота, Шри-Ланка

Список использованной литературы:

1. Anitra Ratnayake. Nelum Pokuna, November 2013. URL: http://serendib.btoptions.lk/article.php?id=1208

2. Nelum Kuluna illuminates Colombo skyline today. Daily News E-Paper. (16.09.2019)

3. Colombo Lotus Tower. Civil and Structural Engineering Consultants private limited URL: http://csec.lk/colombo_lotus_tower.php

4. Sarbjit Bahga. Lotus Temple: A Symbol Of Excellence In Modern Indian Architecture // India Architecture News- Jun 9, 2017

5. About ArtScience Museum, Marina Bay Sands // URL: https://www.marinabaysands.com/museum/about.html

6. "The Lotus Building and People's Park / studio505" 07 Jul 2014. ArchDaily. URL: https://www.archdaily.com/521699/the-lotus-building-and-people-s-park-studio505(ISSN 0719-8884)

© Фонсека Эдирисингха Араччиге Гаавитхри, Войцевховская Е.Г., 2022

УДК 725

Шестопалов С. В.

профессор, факультет архитектуры и градостроительства, Московский государственный

университет геодезии и картографии (МИИГАиК),

г. Москва, РФ Иванникова А. И.

студент, магистратура 2 курс, факультет архитектуры и градостроительства, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК),

г. Москва, РФ

АНАЛИЗ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

Аннотация

Исследование содержит анализ объёмно-пространственной структуры школ-интернатов на территории России. Актуальность тематики исследования связана с тем, что важным фактором комфортной организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате является обеспечение качественного проектирования его объёмно-пространственной структуры. Новизна исследования заключается в том, что на основе изученых школ-интернатов в России на предмет их типа объемно-пространственной структуры, выявлены методические рекомендации по проектированию современных

школ, которые дополнят существующие методические рекомендации. Показано, что 64% школ-интернатов в России могут быть отнесены к линейным структурам, 22 % - к блочным, а 14% к периметральным объемно-пространственным структурам архитектурного строения. Также были выделены основные рекомендации по архитектурно-планировочной организации школ-интернатов.

Ключевые слова:

объёмно-пространственная структура, школа-интернат, проектирование, среда, эффективность

Shestopalov S. V.

Professor, Department of Architecture and Urban Planning, Moscow State University of Geodesy and

Cartography (MIIGAiK), Moscow Ivannikova A. I.

student, 2nd year master's degree, Department of Architecture and Urban Planning, Moscow State

University of Geodesy and Cartography (MIIGAiK), Moscow

ANALYSIS OF VOLUMETRIC AND SPATIAL STRUCTURE OF BOARDING SCHOOLS IN RUSSIA

The study contains an analysis of volumetric and spatial structure of boarding schools in Russia. Relevance of topics of research is associated with the fact that an important factor of comfortable organization of educational process in boarding school is to ensure high-quality design of its volumetric spatial structure. Novelty of research lies in the fact that on the basis of studied boarding schools in Russia for their type of volumetric-spatial structure, identified methodological recommendations for the design of modern schools, which will complement existing methodological recommendations. It is shown that 64% of boarding schools in Russia can be classified as linear structures, 22% as block structures, and 14% as perimeter volumetric-spatial structures of architectural structure. The main recommendations for the architectural and planning organization of boarding schools were also highlighted.

Keywords:

spatial structure, boarding school, design, environment, efficiency

Введение. Во всем мире организуются новые школы и учебные заведения, а существующие расширяются. При строительстве новой школы-интерната на территории России необходимо разработать генплан проекта так, чтобы в будущем было возможно расширение учебного заведения после нескольких лет эксплуатации, для достижения устойчивого развития здания [1]. Весьма важным фактором организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате является обеспечение качественного проектирования его объёмно-пространственной структуры [2]. Именно поэтому весьма актуальным направлением в сфере архитектурных особенностей школьного строительства является анализ объёмно-пространственной структуры школ-интернатов на территории России.

Цель статьи - проведение анализа объёмно-пространственной структуры школ-интернатов на территории России.

Материалы и методы. Материалом исследования служат особенности процессов развития объёмно-пространственной структуры школ-интернатов на территории России. Методологической основой исследования послужил системный подход к изучению процессов совершенствования объёмно-пространственной структуры школ-интернатов.

Результаты и обсуждение. Основные процессы формирования объемно-пространственной

композиции современных школ-интернатов разворачиваются в плоскости социальных и педагогических функций. В статье [3] дана модель пространственно-деятельностной организации школы.

Рисунок 1 - Модель пространственно-деятельностной организации школы-интерната

Общие процессы развития процессов проектирования архитектурных особенностей школьных заведений обусловлены необходимостью учитывать новые требования, к развитию человеческой личности, опирающейся на ментальные и эстетические предпочтения. Универсальное направление подчеркивает функционально планировочную особенность пространства школы, которое обладает «гибкими» возможностями учитывать изменения методов и технологий образования. Отражает социальную направленность на эффективное и устойчивое развитие образования, обеспеченное «универсальностью» архитектурного пространства.

Наиболее распространенными общими схемами расширения учебных заведений интернатного типа в мире являются [4]:

- молекулярная схема, как школа в города Йорк в Великобритании (York High School), при которой отделения и факультеты широко распределены по отдельным зданиям, и остается достаточно пространства для дальнейшего расширение;

- линейная схема, как в средней школе Суррея в Провинции Британская Колумбия (Surrey School District), которая реализуется в виде трех линий, образованных жилыми корпусами, домами общего назначения и академическими корпусами. Эти линии могут расширяться в обоих направлениях;

- радиальная схема, как в школе города Эссека в Великобритании (Brentwood School, Essex), при которой расширение возможно в любом направлении.

В России приняты три основные композиционные схемы объёмно-пространственной структуры школ-интернатов: линейные, блочные и периметральные - рис. 2 [5]:

issn 2410-6070

международный научный журнал «инновационная наука»

№ 5-1 / 2022

Рисунок 2 - Оновные композиционные схемы объёмно-пространственной структуры школ-интернатов

К основным помещениям и базовым модулям российских школ-интернатов относятся:

- аудитории;

- актовый зал;

- помещение администрации;

- помещения для проживания;

- также учреждения, которые занимаются помощью учащимся.

В рамках анализа российских школ-интернатов были выделены следующие группы помещений их объёмно-пространственной структуры:

а) группа учебных помещений:

- блоков начальных классов (БНК);

- блоков средних классов;

- блок старших классов.

б) группа общешкольных помещений:

- блок специализированных учебных классов (компьютерные классы, кабинеты черчения, лаборатории и т.д.);

- блок помещений спортивного зала;

- блок учебно-производственных мастерских;

- блок актового зала;

- пищевой блок;

- медицинский блок (кабинеты индивидуальной работы с учащимися по развитию зрительного, слухового восприятия, лечебно-восстановительной физкультуры);

- блок вспомогательных и хозпомещений;

- блок административных помещений.

В ряде помещений находятся также библиотеки, столовые, спортивные сооружения и пр. В рамках проведенного исследования был изучены школы-интернаты России на предмет их типа объемно-пространственной структуры на существующей базе данных [6], при этом была исследована

2371 школа-интернат. Ниже на рис. 3 представлена диаграмма соотношения различных объемно-пространственных структур школ-интернатов в России.

■ Линейные «Блочные I Периметральные

Рисунок 3 - Распределение школ-интернатов в России по типам различных объемно-пространственных структур

Из рис. 3 видно, что 64% школ-интернатов в России могут быть отнесены к линейным структурам, 22 % - к блочным, а 14% к периметральным объемно-пространственным структурам архитектурного строения.

Также был рассмотрен наиболее эффективный пример организации объёмно-пространственной структуры школов-интернатов на территории России - школа-интернат для детей-сирот в г. Кожухове (Москва) - рис. 4.

Рисунок 4 - Объемно-пространственная структура школы-интерната для детей-сирот в г. Кожухове (Москва)

В данном проекте школы-интерната архитекторы Антон Надточий и Вера Бутко, пожалуй, одними из первых в России претворили в жизнь идею о том, что архитектура школьных зданий несет не только эстетическую миссию в воспитании молодого поколения. Школьный комплекс объединяет в себе помещения разного целевого назначения, а также комфорт в использовании, надежность и простота играют важную роль.

Выделим наиболее важные принципы формирования эффективной объёмно-пространственной структуры школ-интернатов:

- принцип концептуального проектирования, который позволяет не только учитывать геометрические свойства помещений, которые необходимы для реализации учебно-воспитательной деятельности, но и становится основой, отражающей его духовое содержание и социальную часть [7-10].

- принцип ограниченности в архитектурном пространстве, когда существует особенность школ-интернатов, которая заключается в том, что все виды ментальной человеческой деятельности (восприятие, адаптация, игра, учеба) осуществляются, переживаются и усваиваются в их пространстве;

- принцип функциональной гибкости и функциональной емкости планировочной структуры, когда одно и то же пространство или помещение может выполнять целый ряд функций: обучающей, спортивной, рекреационной и т.п.;

- принцип трансформации и мобильности учебного пространства, который обеспечивает легкость изменения функциональных возможностей одного и того же пространства или помещения школы-интерната.

В проектировании пространства школ-интернатов такой подход все сильнее отражает социально-психологический характер современного образовательного пространства. Введение компонента должно соответствовать принципам проектирования школы, выведенным в ходе исследования.

Заключение. В современных условиях важным фактором оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в школе-интернате является обеспечение оптимального проектирования его объёмно-пространственной структуры. В архитектурном пространстве школ-интернатов все чаще осуществляется разнообразная деятельность: от восприятия окружающей среды до полноценной интеллектуальной работы. В рамках статьи было проведено исследование, в котором были изучены школы-интернаты в России на предмет их типа объемно-пространственной структуры. Показано, что 64% школ-интернатов в России могут быть отнесены к линейным структурам, 22 % - к блочным, а 14% к периметральным объемно-пространственным структурам архитектурного строения. Также было показано, что сегодня адаптация архитектурного пространства к быстро развивающимся новым формам, методам и технологиям современной педагогики создаст более благоприятные условия для длительного, устойчивого и гармоничного развития пространства школ-интернатов, расширит теорию архитектуры, интерпретируя ее в архитектурных концепциях инклюзивного образования и безбарьерной среды.

Список использованной литературы:

1. Анисимов В.Ю. Системный подход к проектированию школьных зданий [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. - 2012. - № 38. -URL: http:// archvuz.ru/2012_2/7(дата обращения: 06.04.2022).

2. Барабаш М.В. Системный подход к процессу формирования архитектурной среды школьных зданий // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. - 2015. - № 2. - С. 126-130.

3. Блиндер Ю.В., Головеров В.Т. Принципы проектирования пространственной структуры школьных зданий // Творчество и современность. 2018. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-proektirovaniya-prostranstvennoy-struktury-shkolnyh-zdaniy (дата обращения: 06.04.2022).

4. Клочко А.Р., Коровина Е.И. Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире // Архитектура зданий и сооружений. - 2017. - № 2 (39). - С. 98-113.

5. Клочко А.Р., Топаева П.А. Современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ // Строительство: наука и образование. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-

tendentsii-v-arhitekturnom-proektirovanii-inklyuzivnyh-shkol (дата обращения: 06.04.2022).

6. Лучшие компании России [Электронный ресурс]. - URL: https://www.orgpage.ru/rossiya/ (дата обращения: 06.04.2022).

7. Материалы выставки «BUILD SCHOOL» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.buildschool.ru/(дата обращения: 06.04.2022).

8. Моргун Н.А, Барабаш М.В. Основные принципы проектирования и архитектурной модернизации школьных зданий в Приднестровской Молдавской республике // Вестн. Кыргыз.-Рос. Славян. ун-та. - 2016. - № 5. - С. 132-135

9. Петрова М.М., Хафизов Р.Р. Принципы формирования функциональной и архитектурнопланировочной структуры учреждений для детей-сирот // Известия КазГАСУ. 2021. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-formirovaniya-funktsionalnoy-i-arhitekturnoplanirovochnoy-struktury-uchrezhdeniy-dlya-detey-sirot (дата обращения: 06.04.2022).

10.Поздняков А.Л., Позднякова Е.В., Скрипкина Ю.В., Ефанова Т.А. Тенденции и принципы проектирования современных общеобразовательных школ // Известия Юго-Западного государственного университета. -2018. - Т. 22. - Вып. 6 (81). - С. 72-80.

© Шестопалов С.В., Иванникова А.И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.