Научная статья на тему 'Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника'

Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1141
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИК / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МОНИТО­РИНГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КРИТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА / РАЗВИТИЕ / ПАРАМЕТРЫ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ДОМИНАНТНОСТЬ / КОГЕРЕНТНОСТЬ / ЭКСПАНСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

В статье на основе рефлексивно-средового подхода обоснована система оценивания образовательной среды (ОС) разви­тия субъектности старшеклассника в условиях дополнительного образования детей. Определены содержательные ориенти­ры для оценки ОС. Представлены алгоритм изучения ОС, авторская разработка критериальной базы ее оценивания, названы методики диагностики. Критериальная база и методики оценивания были апробированы на региональной эксперименталь­ной площадке «Развитие социальной активности старшеклассника» в шести образовательных учреждениях Ярославской об­ласти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the educational sphere as a means of development of the senior pupil's subjectivity

In the article the evaluation system of the educational environment of a senior pupil's development in additional education is grounded on the basis of reflective-environmental approach. The author of the article determines substantial criteria for educational environment evaluation. The article represents the algorithm of educational environment studies, the author's elaboration of the criterial base for educational environment evaluation, enumerates the methods of diagnostics. The criterial base and methods of evalu­ation were put into practice during a regional experiment entitled "The development of a senior pupil's social activity" that took part in 6 educational institutions of Yaroslavl.

Текст научной работы на тему «Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника»

Анализ образовательной среды как средства развития субъектности старшеклассника

Т. Н. Гущина

В статье на основе рефлексивно-средового подхода обоснована система оценивания образовательной среды (ОС) развития субъектности старшеклассника в условиях дополнительного образования детей. Определены содержательные ориентиры для оценки ОС. Представлены алгоритм изучения ОС, авторская разработка критериальной базы ее оценивания, названы методики диагностики. Критериальная база и методики оценивания были апробированы на региональной экспериментальной площадке «Развитие социальной активности старшеклассника» в шести образовательных учреждениях Ярославской области.

Ключевые слова: субъектность, старшеклассник, образовательная среда, дополнительное образование детей, мониторинг, эффективность, критериальная база, развитие, параметры, интенсивность, доминантность, когерентность, экспансия.

The analysis of the educational sphere as a means of development of the senior pupil's subjectivity

T. N. Gushchina

In the article the evaluation system of the educational environment of a senior pupil's development in additional education is grounded on the basis of reflective-environmental approach. The author of the article determines substantial criteria for educational environment evaluation. The article represents the algorithm of educational environment studies, the author's elaboration of the cri-terial base for educational environment evaluation, enumerates the methods of diagnostics. The criterial base and methods of evaluation were put into practice during a regional experiment entitled "The development of a senior pupil's social activity" that took part in 6 educational institutions of Yaroslavl.

Key words: subjectivity, senior pupil, educational environment, additional education, monitoring, effectiveness, criterial basis, development, parameters, intensity, dominance, coherence, expansion.

Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом.

А. С. Макаренко

Субъектность индивида во многом определяется особенностью социальной среды. Среда, как отмечал Л. С. Выготский, выступает источником развития человека, следовательно - развития его субъектности. В контексте данной статьи мы будем опираться на определение «образовательная среда», данное В. А. Ясвиным: «Образовательная среда - система влияний и внешних условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития личности, содержащихся в ее окружении» [7, с. 16]. С функциональной точки зрения, среда определяется как «то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется его образ жизни, что опосредует его развитие и "осредняет" личность» [3, с. 98-110]. При этом всегда предполагается присутствие обучающегося в образовательной среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом (в нашем случае - с обучающимся). Когда речь идет об образовательной среде, следует иметь в виду и влияние условий образования на обучающегося, и влияние обучающегося на условия осуществления образовательного процесса.

Психологические особенности старшеклассников таковы, что они сознательно ищут пространство приложения своих сил, стремятся усовершенствовать окружающую их действительность. Развитие субъектности старшеклассников

в дополнительном образовании детей требует создания особой образовательной среды, которая, исходя из предназначения системы дополнительного образования детей, должна мотивировать обучающихся к познанию и творчеству, служить средством для раскрытия и развития природных задатков и способностей детей. Для этого образовательная среда должна быть максимально вариативной, разнообразной по своему содержанию и представленным в ней культурно-историческим способам человеческой деятельности. Попадая в такую среду, ребенок должен иметь выбор деятельности, детского объединения, педагога, иметь возможность получить «социальные пробы», в том числе - допрофессио-нальные.

Изучение образовательной среды прежде всего позволяет самому образовательному учреждению проанализировать свои цели и оценить усилия по их достижению, а значит - развиваться. Кроме того, оформление результатов изучения образовательной среды предоставляет возможность самим обучающимся и их родителям получить достоверную информацию об образовательном учреждении, в том числе - при его выборе.

Как же изучать и объективно оценивать образовательную среду в дополнительном образовании детей (ДОД)? В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах эффективности образовательного

учреждения как социальной системы - эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса [4, с. 99-105; 7]. При этом подчеркивается, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые определили бы эту эффективность, поскольку каждое образовательное учреждение уникально и одновременно является отражением процессов, происходящих в обществе.

В отечественной психологии в отношении к проблеме оценивания образовательной среды наиболее теоретически проработанным представляется подход В. И. Слободчикова, который не только встраивает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое назначение, но и выделяет ее истоки в предметности культуры общества: «Эти два полюса - предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимопо-лагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [6, с. 181].

В. П. Лебедева, В. А. Орлов и В. И. Панов также соотносят оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, фиксируя при этом внимание на технологическом уровне ее оценки. В качестве научных предпосылок оценки развивающих образовательных сред ученые используют показатели, выделенные В. В. Давыдовым:

-каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

- обучение организовано на основе ведущей деятельности;

- продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;

- в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса [2, с. 26].

Опираясь на представленные выше подходы, мы акцентировали свое внимание именно на решении задачи диагностики образовательной среды как фактора развития субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей. Безусловно, образовательную среду нельзя оценить чисто количественными показателями. Одна и та же образовательная среда может быть оптимальной для развития ребенка на одном возрастном этапе или при одних индивидуальных особенностях и препятствовать эффективному развитию в другом возрасте или при других индивидуально-личностных особенностях. Поэто-

му в целях определения содержательных ориентиров для оценки образовательной среды развития субъектности старшеклассника нам видится наиболее адекватной задача представления конкретного опыта ее изучения в условиях деятельности региональной экспериментальной площадки (РЭП) «Развитие социальной активности старшеклассника», которая работала под нашим научным руководством в течение двух последних лет. Алгоритм изучения образовательной среды, критериальная база и методики ее оценивания, приведенные ниже, были апробированы на шести образовательных учреждениях Ярославской области: два учреждения дополнительного образования детей, гимназия малого города, две сельские школы, городская школа (всего около 300 старшеклассников).

Теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве принципов построения деятельности педагогов по изучению образовательной среды как условия развития субъектно-сти старшеклассника в ДОД, таковы:

1. Методологическим основанием этой деятельности является парадигма личностно-ориен-тированного образования детей, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат образовательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения образовательной среды необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценивания с целями, содержанием и способами организации педагогического процесса.

3. Диагностика результатов развития субъект-ности обучающегося является главным содержанием деятельности по изучению образовательной среды.

4. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения.

5. Диагностический инструментарий не должен требовать большого количества времени и сил для подготовки, проведения изучения и обработки результатов.

6. Необходима максимальная включенность педагогов в процесс диагностики.

7. Процесс изучения эффективности образовательной среды не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или обучающегося [1].

Алгоритм изучения образовательной среды можно представить так:

- определение цели и задач изучения;

-разработка критериальной базы оценивания образовательной среды;

- выбор и разработка методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- проведение по заданным критериям исследования, внутренней и внешней экспертизы;

- обработка и интерпретация результатов исследования;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Опираясь на рефлексивно-средовой подход, разрабатываемый в научной школе М. И. Рожко-ва, мы исследуем социально-педагогическое сопровождение субъектности старшеклассника в дополнительном образовании детей, педагогическую деятельность «по оптимизации отношений

всех компонентов среды, направленную на усиление воспитательного воздействия на объект воспитания» [5, с. 48].

Вслед за М. И. Рожковым, мы признаем интегра-тивным критерием сформированности образовательной среды «ее влияние на социальность молодого человека (то есть на адаптацию его к окружающей среде, сохранение его автономности в этой среде и проявление социальной активности)» [5, с. 48].

Основная цель изучения образовательной среды в условиях нашей РЭП - содействовать выявлению способности среды влиять на развитие субъектности старшеклассников. С учетом этого и разрабатывается критериальная база оценивания образовательной среды, представленная ниже.

Критериальная база оценивания образовательной среды (авторская разработка)

Параметры Критерии Показатели Диагностические средства

Направленность образовательной среды (типология: «догматическая», «безмятежная», «карьерная», «творческая» - создана Я. Корчаком; методика векторного моделирования - В. А. Ясвиным) Наличие условий для развития активности ребенка Наличие приоритета ценностей личности или группы Взаимодействие ребенка и взрослого (кто к кому подстраивается) Формы образовательного процесса (индивидуальные / коллективные) Фокус-группы (педагоги, обучающиеся, родители). Экспертные оценки

Наличие условий для развития личной свободы ребенка Наличие /отсутствие наказаний и санкций Наличие /отсутствие поощрения инициативы ребенка Наличие/отсутствие стимулирования творчества ребенка

Ресурсная насыщенность образовательной среды (на основе анализа подходов к структуре ОС: Г. А. Ковалёва, Е. А. Климова, Н. Н. Авдеевой и Г. Б. Степановой, В. И. Слободчикова) Степень готовности педагогов к развитию социальной активности Знания Умения Желание Опросник

Собственная активная жизненная позиция педагогов Проявление активной жизненной позиции в деятельности Инициативность Самоанализ

Ценностные ориентиры Методика М. Рокича

Работа детских организаций и объединений, в которых дети могут проявить свою активность: — органы самоуправления; — временные творческие группы; — детские общественные организации; — детская пресса; — добровольческие объединения Количество объединений Количество детей, задействованных в них Количество объединений, созданных по инициативе детей Стат. анализ

Результаты деятельности этих объединений Социальное взаимодействие Отчеты объединений

Педагогическое сопровождение Нормативная база Экспертиза

Возможность повышения квалификации педагогов в учреждении Семинары Круглые столы Занятия Взаимопосещение занятий Анализ профессиональной деятельности Анализ нормативной, плановой документации

Параметры Критерии Показатели Диагностические средства

Программное обеспечение деятельности по развитию субъектности старшеклассников Методическая база (банк методик) Экспертиза

Программы сопровождения (в том числе лидеров)

Характер внутренней организации образовательной среды (на основе системы психодиагностических параметров, разработанных для анализа отношений: В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) Широта образовательной среды Использование ресурсов социума. Взаимодействие с другими ОУ (в том числе контакты, обмены). Возможность выбора микросред. Широта материальной базы. Практика приглашения гостей для целей ОП Фокус-группы (педагоги, обучающиеся, родители). Экспертные оценки

Интенсивность использования имеющихся ресурсов Уровень требований к обучающимся. Организация активного отдыха. Учебная нагрузка. Использование интерактивных форм ОП

Осознаваемость ОС субъектами ОП Уровень осведомленности об ОУ. Наличие символики. Формирование осознаваемо-сти в (том числе через историю ОУ). Взаимодействие с выпускниками. Активность субъектов ОП

Степень координации действий всех субъектов ОП Степень включенности всех субъектов ОП в осознание и реализацию единой стратегии, понимание и поддержка концепции. Наличие команды единомышленников. Наличие специальных усилий, направленных на повышение включенности. Реализация авторских идей и программ

Характер взаимодействия образовательной среды с другими средами (на основе системы психодиагностических параметров, разработанных для анализа отношений: В. Н. Мяси-щев, Б. Ф. Ломов, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин) Доминантность ОС Значимость данной ОС для субъектов ОП Фокус-группы (педагоги, обучающиеся, родители). Экспертные оценки

Когерентность (согласованность влияния на личность) ОС с другими средами Преемственность с другими ОС. Интеграция в более глобальные образовательные процессы. Широта социальной интеграции (возможность учащимся и выпускникам интегрироваться в широкий социум). Взаимодействие с другими ОУ

Социальная активность (экспансия) ОС Трансляция опыта. Социальная значимость выпускников. Работа со СМИ. Социальные инициативы. Использование опыта в работе других ОУ (в том числе через интеграцию)

Мобильность ОС Мобильность целей и задач; методов ОП; кадрового обес-

Параметры Критерии Показатели Диагностические средства

печения; средств образования

Примечания: ОС - образовательная среда; ОП - образовательный процесс; ОУ- образовательное учреждение.

Результаты мониторинга образовательной среды развития субъектности старшеклассников могут быть представлены в форме пакета диаграмм, отражающих личностное развитие каждого старшеклассника образовательного учреждения; пакета самоотчетов и диаграмм, отражающих характеристики образовательной среды учреждения; портфолио обучающегося и др. Со-

Изучение образовательной среды необходимо прежде всего для развития субъектности самих обучающихся в условиях этой среды как «динамической целенаправленной системы отношений, опосредованных доминирующими нравственными нормами» [5, с. 48].

Результаты мониторинга образовательной среды позволяют видеть, каким образом развивается и проявляется субъектность старшеклассников в образовательном учреждении и за его пределами, какие особенности и формы проявления она приобретает в образовательной среде данного учреждения. Проведение исследований и результаты изучения образовательной среды дают толчок активизации этих процессов, способствуют осознанию ситуации личностного развития самим старшеклассником и осмыслению ситуации развития всего учреждения педагогическим

отнесение оценок образовательной среды учреждения различными субъектами образовательного процесса - старшеклассниками, педагогами, родителями обучающихся - позволяет выявить наиболее выраженные характеристики среды, менее свойственные этой среде особенности и понять разность восприятия характеристик среды ее субъектами.

коллективом образовательного учреждения и более широким сообществом.

Библиографический список

1. Лебедева, В. П. Психодидактические аспекты развивающего образования [Текст] / В. П. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 25-30.

2. Мануйлов, Ю. С. Опыт освоения средового подхода в образовании [Текст] : учебно-методическое пособие / Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шеек. - М. - Н. Новгород, 2008. - 220 с.

3. Майнулов, Ю. С. Средовой подход в воспитании: к определению понятия [Текст] / Ю. С. Майнулов // Воспитательные системы массовой школы: проблемы гуманизации. - 1992. - С. 98-110.

4. Маклафлин, К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса [Текст] / К. Маклафлин // Новые ценности об-

21

Характеристики образовательной среды учреждения

широта бразовательной

среды

мобильность

социальная активность

согласованность среды с другими средами

доминантность

интенсивность использования ресурсов

осознаваемость образовательной среды

степень координации действий

Педагоги

Обучающиеся

Родители

разования: забота - поддержка - консультирование. -Инноватор. - 1996. - Вып. 6. - С. 99-105.

5. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / М. И. Рожков. -М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

6. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры

[Текст] / В. И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. - Инноватор-Bennet college. - 1997. - Вып. 7. - С. 177-184.

7. Ясвин, В. А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст] / В. А. Ясвин // Дополнительное образование. - 2000. - № 2. - С. 16-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.