А.А. Константинова
АНАЛИЗ ОБРАЗА ГЕРОЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В статье рассматривается работа с образом героя как средством формирования нравственных преставлений у младших школьников. В статье представлены материалы, которые могут быть использованы педагогами в практической деятельности для формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: образ героя, младший школьник, нравственные представления.
Объект исследования - формирование нравственных представлений у младших школьников.
Предмет исследования - анализ особенностей образа героя для формирования нравственных представлений у младших школьников.
Цель исследования - проанализировать условия работы с образом героя как средством формирования нравственных представлений у младших школьников.
Гипотеза исследования - работа с образом героя как средством формирования нравственных преставлений у младших школьников определяется следующими условиями:
- выбором героев, соответствующих возрасту и интересам младших школьников;
- ситуацией эмоционального приятия героев художественных произведений (литературных произведений, кинофильмов и др.)
- применением приемов, способствующих осознанию нравственных представлений через характеристику героя (обсуждение поступков, сравнительный анализ разных героев и др.)
Задачи исследования
1) Провести анализ литературы по проблеме средств формирования нравственных представлений у младших школьников;
2)Проанализировать особенности средств формирования нравственных представлений у младших школьников;
3) Рассмотреть образ героя как средство формирования нравственных представлений у младших школьников;
4) Экспериментально проверить возможности работы с образом героя как средством формирования нравственных представлений у младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы педагогами в практической деятельности для формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
В первой части работы мы изучили теоретические основы формирования нравственных представлений у младших школьников. Анализ научной литературы по проблеме позволил сделать вывод о том, что нравственность - это характеристика личности, включающая в себя такие внутренние качества, которыми личность руководствуется в общении с окружающими, в повседневном поведении, а также нормы этики, связанные с данными качествами.
К нравственным качествам личности относятся ее устойчивые свойства, которые личность проявляет в ситуациях, относящихся к стремлению следовать нормам нравственности.
Нравственные представления представлены обобщенным образом, формой знаний о нормах нравственности, показателях необходимого, правильного и настоящего отношения к себе, к тем, кто рядом и окружающему миру.
В формировании нравственных представлений выделяются следующие возрастные особенности младшего школьного возраста: чувствительность к восприятию правил и норм нравственности; нравствен-
© А.А. Константинова, 2022.
Научный руководитель: Старостина Елена Николаевна -кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.
ные действия носят характер недостаточной осознанности и относительной несамостоятельности; ориентация на наказание или поощрение; отсутствие собственных нравственных убеждений; преобладание эмоционального мировоззрения над рациональным.
Во второй главе мы представили опытно-экспериментальное исследование, цель которого заключается в эмпирической проверке возможности работы с образом героя как средством формирования нравственных преставлений у младших школьников.
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровней и описание особенностей формирования нравственных представлений у младших школьников.
Мы выбрали две методики для определения качественных и количественных данных об уровне сформированности нравственных представлений у младших школьников.
Методика Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки».
Цель: выявить уровень сформированности эмоционального отношения младших школьников к нравственным нормам.
Ход исследования: ребенку предлагаются для изучения картинки с изображением отрицательных и положительных рисунков сверстников (Приложение А). Ему необходимо дать моральную оценку данных поступков.
Инструкция: разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.
Обработка результатов теста.
Необходимо фиксировать в протоколе эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.
На основе данных показателей были определены критерии для определения уровня сформирован-ности нравственных представлений у младших школьников:
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
Уровни сформированности эмоционального отношения к нравственным нормам:
7 - 8 баллов - высокий уровень. Присутствуют мотивы, связанные с чувством долга, ответственности перед другими людьми. Отмечается адекватная оценка поступков с точки зрения норм нравственности, устойчивая позиция по отношению к нравственным представлениям.
4 - 6 баллов - средний уровень. Отмечаются частично сформированные познавательные мотивы и интересы, присутствует ориентирование на справедливое распределение взаимопомощи между людьми. Ребенок способен говорить о нормах нравственности, но отношение к ним недостаточно устойчивое.
0 - 3 баллов - низкий уровень. Отмечаются приблизительные знания о нравственных представлениях и нормах, присутствует пассивное отношение к ним. Нравственные качества сложились не в полной мере, проявляются ситуативно, а нормы нравственности не выступают в качестве мотивов поведения ребенка.
Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение».
Цель: выявление уровня сформированности положительного отношения к нравственным нормам.
В ходе непринужденной беседы ребенку предлагается ряд предложений, которые необходимо закончить одним или несколькими словами.
Материал для диагностики:
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то...
2. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно...
3. Когда в моем присутствии обижают человека, я.
При затруднениях (длительное паузирование, трудность начать задание, перерыв в повествовании) необходимо оказать помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов.
Критерии оценки:
1 балл - неустойчивое отношение к нравственным нормам, неправильное объяснение поступков, отсутствие или неадекватность эмоциональных реакций.
2 балла - отмечается наличие нравственных ориентиров, присутствуют адекватные эмоциональные реакции и оценки поступков. Однако отношение к нравственным нормам является неустойчивым.
3 балла - присутствует обоснование выбора нравственными представлениями, отмечаются адекватные эмоциональные реакции и устойчивое отношение к нравственным представлениям.
Уровни сформированности положительного отношения к нравственным нормам:
7 - 8 баллов - высокий уровень. Присутствуют мотивы, связанные с чувством долга, ответственности перед другими людьми. Отмечается адекватная оценка поступков с точки зрения норм нравственности, устойчивая позиция по отношению к нравственным представлениям.
4 - 6 баллов - средний уровень. Отмечаются частично сформированные познавательные мотивы и интересы, присутствует ориентирование на справедливое распределение взаимопомощи между людьми. Ребенок способен говорить о нормах нравственности, но отношение к ним недостаточно устойчивое.
0 - 3 баллов - низкий уровень. Отмечаются приблизительные знания о нравственных представлениях и нормах, присутствует пассивное отношение к ним. Нравственные качества сложились не в полной мере, проявляются ситуативно, а нормы нравственности не выступают в качестве мотивов поведения ребенка.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты, свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности нравственных представлений у младших школьников и необходимости работы над их формированием.
В данной главе мы представили методику формирующего эксперимента, цель которого заключается в реализации на практике работы по формированию нравственных представлений у младших школьников, направленную на эмпирическую проверку гипотезы.
Формирующий этап эксперимента включает в себя следующие этапы: подготовительный, основной, итоговый.
В рамках подготовительного этапа мы проанализировали возможности УМК, реализуемого в классе, для достижения цели эксперимента, а также подобрали методы и приемы, направленные на формирование нравственных представлений у младших школьников, посредством работы с героем. Анализ рабочей программы по литературному чтению показал, что она является неотъемлемой частью нравственного воспитания младших школьников, поскольку в ней представлено значительное количество произведений, содержание которых направлено на формирование нравственных представлений у младших школьников.
В рамках реализации основного этапа мы реализовали на практике методы и приемы, направленные на формирование эмоционального и положительного отношения к нравственным представлениям.
На уроках, посвященных изучению сказки Одоевского «Мороз Иванович», учащимся было предложено задание составить кластер, посвященный качествам Рукодельницы. Учащиеся выделили такие ее качества как: трудолюбие, доброту, честность, отзывчивость, заботу об окружающих, терпение. Подобный кластер дети составили и по образу Ленивицы. В нем они выделили такие черты характера как: лень, злость, равнодушие к окружающим, эгоизм, стремление к наживе. На следующем этапе учащимся было предложено сравнить два кластера и сделать вывод о главной мысли сказки Одоевского. Все учащиеся пришли к выводу о том, что в сказке, как и в жизни, доброта и трудолюбие вознаграждаются, а лень и злость подвергаются наказанию.
Ещё один пример, на заключительном уроке, посвященном изучению сказки «Иван-царевич и серый волк», мы предложили учащимся игру «Алфавит». В ходе ее дети по очереди вытягивали по одной карточке с буквой, называли нравственную категорию, начинающуюся с этой буквы и присущую героям сказки, аргументировали свой ответ. Среди ответов учащихся чаще всего встречались следующие: лень, зависть, коварство, воровство, справедливость, четность, доброта, порядочность. После выполнения данного задания учащиеся пришли к выводу, что в сказке получили закономерное наказание братья, которым было свойственно лениться, завидовать, строить коварные планы, воровать. А Иван-царевич получил справедливую награду, поскольку был добрым, порядочным и честным.
Итогом формирующего эксперимента является проведение контрольного эксперимента, результаты которого позволят оценить эффективность условий работы с образом героя как средством формирования нравственных представлений у младших школьников.
Контрольный эксперимент был проведен по той же методике, которая была использована на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что присутствует положительная динамика в процессе формирования нравственных представлений у младших школьников, которой способствовало использование образа героя на уроках литературного чтения в рамках формирующего эксперимента.
Таким образом, наше предположение о том, что работа с образом героя как средство формирования нравственных преставлений у младших школьников определяется определенными условиями, подтвердилось. Полученные данные свидетельствуют о том, что представленные нами в рамках формирующего эксперимента методы и приемы могут быть использованы в работе учителя начальных классов.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (утв. приказом Мин. Обр. и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) [Электронный ресурс] / URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 24.05.2022 г.).
КОНСТАНТИНОВА АЛЁНА АЛЕКСЕЕВНА - студент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Россия.