УДК 339.3(470.55)
Региональная экономика
АНАЛИЗ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В ОЦЕНКЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2014 Курьянова Екатерина Викторовна
студент
Южно-Уральский государственный университет Email:[email protected]
Ключевые слова: розничная торговля, оборот розничной торговли, оборот розничной торговли на душу населения, товарная структура, показатели динамики.
На примере Челябинской области рассмотрено применение статистических методов для анализа важнейших показателей экономического и социального развития региона - оборота розничной торговли и оборота розничной торговли на душу населения. Особая значимость данных показателей объясняется тем, что российская экономика находится в процессе коммерциализации.
ANALYSIS IN RETAIL TURNOVER IN ASSESSING THE DEVELOPMENT
CHELYABINSK REGION
© 2014 Ekaterina Viktorovna Kuryanova
student
South Ural State University Email: [email protected]
Keywords: retail, retail trade, retail trade turnover per capita, commodity composition, rate dynamics.
This report was considered by the use of statistical methods for the analysis of one of the most important indicators of the plan for economic and social development of the region - the retail trade and retail sales per capita. The special significance of this indicator is explained by the fact that the Russian economy is in the process of commercialization. They show the influence, both on the production and consumption.
Целью данной работы является анализ динамики оборота розничной торговли в Челябинской области в период с 2000 по 2012 г.
В соответствии с поставленной целью рассмотрены следующие задачи:
- исследование теоретических аспектов розничной торговли;
- выявление состава оборота розничной торговли;
- анализ динамики изменения оборота розничной торговли за указанный период времени как в абсолютном, так и в относительном выражении;
- определение доли оборота Челябинской области в общем обороте как по Уральскому федеральному округу, так и по Российской Федерации в целом;
- выявление товарной структуры оборота розничной торговли Челябинской области;
- оценка степени развитости Челябинской области по данному показателю.
Известно, что оборот розничной торговли служит основным показателем, характеризующим деятельность розничной торговли региона, содержанием которой является обмен товаров на деньги. По своему содержанию он соответствует международным стандартам в области статистики розничной торговли и представляет собой выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физических лиц без открытия счета, посредством платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет1.
15
Региональное развитие • № 2 • 2014
Оборот розничной торговли приводится в фактических продажных ценах, включающих в себя торговую наценку, налог на добавленную стоимость и аналогичные обязательные платежи.
На федеральном уровне показатель оборота розничной торговли используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка.
Челябинская область входит в состав Уральского федерального округа, который занимает 10% всего оборота розничной торговли по Российской Федерации. Среди субъектов Уральского ФО Челябинская область занимает 1-е место по темпам роста оборота розничной торговли. В настоящее время Челябинская область по показателю "оборот розничной торговли" занимает 12-е место по Российской Федерации .
На основе официальных данных3 проведены расчеты как на цепной, так и на базисных основах, и выяснилось, что в начале 2000 г. розничная торговля на потребительском рынке Челябинской области развивалась очень стремительно. Большой скачок в росте оборота розничной торговли наблюдался в 2005 г., по сравнению с 2004-м увеличившись на 42 417 тыс. руб. В Челябинской области наблюдается абсолютный при-
рост оборота розничной торговли в период с 2000 по 2012 г.
Однако можно заметить, что в 2002, 2003, 2006, 2007, 2009 и 2012 гг. показатели абсолютного прироста ниже, чем в предшествующих им годах, что означает снижение темпов роста оборота розничной торговли в данные периоды времени. В целом, в период с 2000 по 2012 г. оборот розничной торговли в области вырос почти в 13,5 раза. Самые высокие показатели абсолютного прироста наблюдались в 2005 г. по сравнению с 2004 г. Оборот розничной торговли увеличился почти на 40,58%.
На основе анализа темпов роста оборота розничной торговли в Челябинской области4 сделан вывод о том, что наиболее низкие темпы роста оборота розничной торговли характерны для 2009 г. и составляют 2,15 %, что логично объясняется кризисными явлениями в данный период времени. В 2002 г. наблюдается снижение темпов роста на 7,44 %, по сравнению с 2001 г., в 2003 г. этот показатель снизился на 2,24 %, в 2006 г. - на 5,54 %, в 2007 г. - на 8,83 %, в 2009 г. - на 34,69 %, а в 2012 г. - на 4,9 %. Наиболее быстрые темпы роста в исследуемом периоде розничная торговля набрала в 2005 г. Но несмотря на рост оборота розничной торговли в абсолютном выражении в 2009 г., темпы роста в этот период времени снизились почти в 1,5 раза по
■ Челябинская область
УФО
РФ
16
Рис. 1. Темпы роста оборота розничной торговли
Региональная экономика
сравнению с 2008 г. В среднем за исследуемый период для данного показателя характерно значение, равное 124,79 %. Данное значение достаточно велико, в целом по Российской Федерации оно составляет 120,78 %, а по УФО - 124,5 %.
Если говорить о темпах роста в целом по Российской Федерации и по Уральскому федеральному округу, то тенденция первоначального роста показателей, а затем их резкого снижения, стабилизации, роста и вновь снижения сохраняется, что можно проследить на рис. 1, построенном по анализируемым данным.
Особое место в анализе занимают средние показатели ряда динамики. Средний аб-
солютный прирост оборота розничной торговли Челябинской области за период исследования составил 41 211 млн руб., что указывает на положительную тенденцию увеличения данного показателя, средний темп роста -124,79 %, а средний темп прироста, соответственно, составил 24,79 %.
Расчет относительного показателя структуры показал, что доля Челябинской области в обороте розничной торговли по УФО в 2000 г. составляла 23,3 %, а в 2012 г. - 23,8 % (рис. 2 и 3).
В целом по РФ Челябинская область в 2000 г. имела удельный вес 1,69 %, а в 2012 г. -2,4 %. Эти значения достаточно хорошие, указывающие на то, что Челябинская область
Ш Челябинская область
□ Курганская область ^ Свердловская область Ш Тюменская область
О Ханты-Мансийский АО
□ Ямало-Ненецкий АО
Рис. 2. Удельный вес Челябинской области в УФО по показателю "оборот розничной торговли" в 2000 г.
S Челябинская область ЕЗ Курганская область □ Свердловская область Ш Тюменская область Ш Ханты-Мансийский АО
Рис. 3. Удельный вес Челябинской области в УФО по показателю "оборот розничной торговли" в 2012 г.
17
Региональное развитие • № 2 • 2014
играет значительную роль в общем объеме товарооборота.
Самостоятельным микропоказателем выступает оборот розничной торговли на душу населения. Этот показатель выполняет двойную функцию: обеспечивает сравнимость региональных показателей оборота розничной торговли, а также используется в динамических сопоставлениях, характеризуя средний индивидуальный уровень покупки товаров, т.е. является показателем социальной эффективности торговли5. Оборот розничной торговли на душу населения в Челябинской области в 2012 г. в фактически действовавших ценах составил 153 599 руб., в том числе по пищевым продуктам, включая напитки и табачные изделия, - 83 865 руб., по непродовольственным - 63 734 (23-е место среди регионов РФ), по УФО этот показатель равен 185 147 руб. на человека, по РФ -155 861 руб. Основными причинами отставания Челябинской области от других регионов по этому показателю можно назвать не очень высокий уровень урбанизации, способствующей развитию розничной торговли и экономики в целом, а также наличие "теневой" торговли, которую не может учитывать статистика.
Наглядно динамика темпов роста оборота розничной торговли на душу населения за период 2000-2012 гг. представлена на рис. 4.
По рис. 4 можно сделать вывод о том, что данный показатель по Челябинской области сохраняет общую тенденцию роста как по УФО, так и по Российской Федерации. С 2001 г. по 2004 г. наблюдается снижение темпов роста, затем их скачок в 2005 г. и сокращение до 2007 г. В 2008 г. опять наблюдается резкое повышение темпов роста оборота розничной торговли на душу населения, затем ее резкий упадок в 2009 г. До 2011 г. вновь отмечалось повышение данных показателей и снижение в 2012 г.
Расчет показателей темпов роста душевого оборота показал, что для кризисного 2009 г. характерно резкое снижение темпов. Но уже в 2010 послекризисном году наблюдается значительное повышение данного показателя. В этом проявляется специфика развития розничной торговли и потребительского рынка в целом в периоды экономического кризиса.
Динамику оборота розничной торговли в абсолютном выражении можно проследить по рис. 5.
Из расчетов показателей абсолютного прироста на цепной основе можно отметить, что за период с 2000 по 2012 г. прирост душевого оборота оставался положительным. Снижений по данному показателю не наблюдается. В целом за период с 2000 по 2012 г. оборот розничной торговли на душу населения возрос почти в 14 раз, что составляет 142 742 тыс. руб.
■Челябинская область
УФО
РФ
18
Рис. 4. Темпы роста оборота розничной торговли на душу населения
Региональная экономика
Челябинская область И УФО ^ РФ
Рис. 5. Обороты розничной торговли на душу населения
Следует отметить, что в 2010 г. абсолютный прирост оборота на душу населения увеличился почти на 14,6 % по сравнению с 2011 г., что составляет 19 619,18 руб.
Рост покупательной способности населения в последнее десятилетие положительно сказался на товарной структуре оборота розничной торговли (рис. 6).
В кризисном 2009 г. наблюдается увеличение доли продаж продовольственных товаров по сравнению с непродовольственными на 3,4 %, а в 2010 г., наоборот, выросли продажи непродовольственных товаров на 1,2 %.
% 100,0
90.0
80.0
70.0
60.0
50.0
40.0
30.0
20.0
10,0
0,0
Итак, по всем выше приведенным расчетам можно сделать следующие выводы:
- в развитии оборота розничной торговли как в целом, так и по душевому обороту по Челябинской области наблюдаются только положительные тенденции;
- в Уральском федеральном округе Челябинская область в общем обороте занимает 3-е место (23,36 %), уступая только Тюменской области и Ханты-Мансийскому АО;
- по товарной структуре можно отметить следующее: распределение в товарообороте по продовольственным и непродоволь-
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Годы
□ Продовольственные товары
Ш Непродовольственные товары
Рис. 6. Товарная структура оборота розничной торговли Челябинской области
за период 2000-2012 гг.
19
Региональное развитие • № 2 • 2014____
ственным товарам в Челябинской области примерно равное.
Данный анализ выявляет динамику развития региона по показателю "оборот розничной торговли". Так как используемый показатель развития региона оказывает влияние не только на потребление, но и на производство, он позволяет сформировать общую картину развития региона. Проведя аналогичные исследования по другим регионам РФ, можно сделать межрегиональные сравнения, оценить экономическую ситуацию на той или иной территории или группы регионов, а также сделать выводы о развитии страны в целом.
1 Заварина Е.С., Чобану К.Г. Основы региональной статистики: учебник / под ред. Е.С. За-вариной. - М. : Финансы и статистика, 2009.
2 Башина О.Э. Анализ оборота розничной торговли в Оренбургской области // Госу-дарственная статистика как общественное благо: стоимость, качество, использование: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 30 янв. - 1 февр. 2012 г. - СПБ.: Нестор-История, 2012.
3 URL: www.gks.ru;chelstat.gks.ru.
4 Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник / под ред. И.И. Елисеевой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2004.
5 Башина О.Э. Указ. соч.
20