Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОБОБЩЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОКОЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

АНАЛИЗ ОБОБЩЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОКОЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория поколений / профессиональное образование / проектирование образовательного пространства / поколение Миллениум и Зуммеров / образовательный потенциал Миллениумов и Зумеров / generational theory / vocational education / designing an educational space / generation Millennium and Zoomers / the educational potential of Millennium and Zoomers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яна Николаевна Поддубная, Анастасия Алексеевна Котова, Константин Сергеевич Котов

Рассматриваются характеристики различных поколений в педагогическом дискурсе с целью планирования наиболее эффективной, с точки зрения результативности, образовательной траектории для студентов поколений Y «Миллениум» и Z «Зуммеров». Авторы работы уделяют особое внимание образовательному потенциалу того или иного поколения с точки зрения психолого-педагогических особенностей. Предлагаются наиболее эффективные методы и технологии обучения, учитывающие особенности определенных поколений, а также наиболее известные методы и приемы, которые могут быть с высокой эффективностью использованы в процессе обучения студентов различных поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of generalized characteristics in pedagogical context: reality and perspectives

The purpose of this study is to consider the characteristics of different generations in pedagogical discourse in order to plan the most effective, in terms of performance, educational trajectory for students of generations Millennium and Zoomers. The authors of the work pay special attention to the educational potential of a generation in terms of psychological and pedagogical features. Thus, the scientific novelty of research lies in the selection of the most effective training methods and technologies that take into account the features of certain generations. The result of the study is also in the selection of the most famous methods and techniques that can be used with high efficiency in the learning process of students of different generations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОБОБЩЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОКОЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 372.881.111.1

doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-179-183

АНАЛИЗ ОБОБЩЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОКОЛЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© Яна Николаевна Поддубная1, Анастасия Алексеевна Котова2, Константин Сергеевич Котов3

1Педагогический институт филиала ВВГУ в г. Уссурийске, г. Уссурийск, Россия; 2 3Дальне-восточный федеральный университет (Школа педагогики), г. Владивосток, Россия 1underoak@mail.ru 2nastyaslukina@mail.ru 3kotov.ks@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются характеристики различных поколений в педагогическом дискурсе с целью планирования наиболее эффективной, с точки зрения результативности, образовательной траектории для студентов поколений Y «Миллениум» и Z «Зуммеров». Авторы работы уделяют особое внимание образовательному потенциалу того или иного поколения с точки зрения психолого-педагогических особенностей. Предлагаются наиболее эффективные методы и технологии обучения, учитывающие особенности определенных поколений, а также наиболее известные методы и приемы, которые могут быть с высокой эффективностью использо -ваны в процессе обучения студентов различных поколений.

Ключевые слова: теория поколений; профессиональное образование; проектирование образовательного пространства; поколение Миллениум и Зуммеров; образовательный потенциал Миллениумов и Зумеров.

Для цитирования: Поддубная Я.Н., Котова А.А., Котов К.С. Анализ обобщенных характеристик поколений в педагогическом контексте: реальность и перспективы // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 179-183. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-179-183

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Analysis of generalized characteristics in pedagogical context: reality and perspectives © Yana N. Poddubnaya1, Anastasia A. Kotova2, Konstantin S. Kotov3

Pedagogical Institute of the VGGU branch in Ussuriysk, Ussuriysk, Russian Federation; 2 3Far Eastern Federal University (School of Pedagogy), Vladivostok, Russian Federation 1underoak@mail.ru 2nastyaslukina@mail.ru 3kotov.ks@mail.ru

Abstract. The purpose of this study is to consider the characteristics of different generations in pedagogical discourse in order to plan the most effective, in terms of performance, educational trajectory for students of generations Millennium and Zoomers. The authors of the work pay special attention to the educational potential of a generation in terms of psychological and pedagogical features. Thus, the scientific novelty of research lies in the selection of the most effective training methods and technologies that take into account the features of certain generations.

The result of the study is also in the selection of the most famous methods and techniques that can be used with high efficiency in the learning process of students of different generations.

Key words: generational theory; vocational education; designing an educational space; generation Millennium and Zoomers; the educational potential of Millennium and Zoomers.

For citation: Poddubnaya Ya.N., Kotova A.A., Kotov K.S. Analysis of generalized characteristics in pedagogical context: reality and perspectives. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 179-183. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-179-183.

Введение

Актуальность данного исследования обосновывается необходимостью принятия во внимание глобальных изменениях в экономической, политической, социокультурной и научно-образовательной сферах жизни общества с целью прогнозирования развития современного глобально-

го образования. Аккумулирование таким объемом информации является непростой задачей, в связи с чем авторы считают возможным использовать теорию поколений Н. Хоува и В. Штрауса для анализа наиболее эффективных подходов к обучению студентов различных поколений.

Для достижения выше поставленных целей были сформулированы следующие задачи исследования: первая - рассмотреть теорию поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Вторая задача - сравнить обобщенные характеристики поколений Y и Z. Третья задача, которая также является практической значимостью исследования - подбор наиболее эффективных методов и технологий обучения, учитывающих особенности поколений Y и Z в образовательном контексте. Для решения данных задач были использованы такие методы исследования, как: аналитико-синтетический метод пространственно-средовой подход к анализу информации.

Теоретической базой исследования послужили работы Ю.А. Воронцовой [1], Н.А. Зайцева [2] и И.А. Иванова [3], посвященные теоретическим основам теории поколений, и публикация Е.М. Ожиганова [7], рассматривающая особенности поколений в практическом дискурсе.

Обсуждение

Вопросу теории поколений посвящено большое количество работ заслуженных деятелей науки. Популярность данного вектора научного познания обосновывается стремлением человеческого мышления к систематизации информации. Так, принимая во внимание разнообразные теории развития определенных социальных, экономических и культурологических явлений, можно утверждать, что развитие человеческого общества представляет собой циклический процесс [9, с. 33].

Существуют разнообразные теории развития человеческого общества, но в рамках данной работы, авторов в первую очередь интересует теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса (1991). Данная теория была разработана в 1991 г. экономистом и специалистом в области демографии Н. Хоувом и историком В. Штраусом. Социальное поколение, по мнению исследователей, представляет собой совокупность рожденных в определенный промежуток времени людей, которые объединены историческим возрастом, единством веры, поведенческими моделями и чувством причастности к исследуемому поколению [9, с. 34; 1, с. 94].

Основываясь на теории Н. Хоува и В. Штрауса, принято выделять следующие поколения:

1. Поколение GI, люди, родившиеся в 1900-1923 гг.;

2. «Молчаливое поколение» 1923-1943 гг.;

3. «Беби-бумеры» 1943-1963 гг.;

4. «Поколение Х» 1963-1983 гг.;

5. «Поколение Y (Миллениум)» 1983-2000 гг.;

6. «Поколение Z» 2000-2011 гг.;

7. «Поколение альфа» с 2011 года [2, с. 3-4; 6, с. 45-48].

Данная иерархия основывается на представлении о том, что системы ценностей у людей, выросших в различные исторические периоды, существенно различаются. Таким образом, в классификации Н. Хоува и В. Штрауса в первую очередь отражены общественные события, так или иначе повлиявшие на жизнь людей. Центральное место в данной теории занимает идея смены двух противоположных периодов рецессии и подъема. При этом люди, рожденные на стыке поколений (плюс минус 3 года), выступают частичными носителями ценностей окружающих групп [8, с. 55; 1, с. 269; 4, с. 293].

Рассматривая периодизацию Н. Хоува и В. Штрауса в срезе настоящего времени и проводя параллели с уровнями образования, установленными в Российской Федерации, авторов данной работы, в первую очередь интересуют представители поколения Y и Z, так как именно данный контингент составляет большую часть современных бакалавров, специалистов, магистрантов и аспирантов. Рассматривая данные поколения, можно выделить обобщенные характеристики, представляющиеся важными для организации индивидуальной образовательной траектории и образования в целом [10].

Основные маркеры и характеристики поколений, важные для построения образовательной траектории, приведены в таблице [1, с. 271-272; 5, с. 122; 7, с. 96; 3, с. 130]:

Маркеры и характеристики поколений

Поколение Y Поколение Z

Маркеры техника, компьютеры, глобализация, экономический подъем интернет, экономическая нестабильность, социальное равенство

предпочтение использования компьютерных сетей в качестве коммуникации, приводящее к трудности изложения собственных мыслей на публике граница между реальной и виртуальной жизнью практически стирается

склонность к командной работе предпочтение самостоятельной работы

ки т с и важность чувства свободы эгоцентрический взгляд на окружающих

адаптация к стрессовым ситуациям, способность принимать решения в короткие сроки многозадачность

а (D етк а гибкость мышления склонны к поиску нестандартных и инновационных методов работы

ра X сложность долгосрочного планирования глобальное мышление

скептицизм к продолжительному процессу труда, склонность к быстрому достижению результата экономическая ориентированность и прагматизм, интерес к знаниям исключительно прикладного характера

предпочтение восприятия информации посредством изображений, фильмов и аудиофайлов нежели текстовых документов. доминирование цифрового формата используемых ресурсов.

Анализируя представленный материал, можно утверждать, что обобщенные характеристики представителей поколений Y и Z имеют больше различий, нежели сходств, что свидетельствует о неэффективности реализации идентичных курсов для представителей данных поколений. Мы, в свою очередь, считаем возможным предложить следующие технологии, методики и подходы к обучению представителей данных поколений для обеспечения наилучшей результативности обучения, отобранные в соответствии с обобщенными характеристиками определенного архетипа.

I. Результативность обучения представителей поколения Y «Миллениум» может повыситься в случае:

1. Использования аутентичного материала в преподавании: аутентичных аудио, видеотекста, инфографики и функциональных текстов. Данное утверждение обосновывается тем, что использование аутентичного материала, в совокупности с условиями восприятия, приближенными к реальным, позволяет погрузить обучающихся в атмосферу реальной коммуникации на иностранном языке и придать обучению практическую направленность.

2. Интеграции технологии СЬГЬ для введения нового материала, обеспечивающую формирование межпредметных связей и развитие мышления обучающихся.

3. Применением технологии самообучения. Данная технология, по мнению авторов, помогает создать позитивное отношение студента к обучающему материалу, посредством предоставления определенной свободы студенту и раскрытием его образовательного потенциала.

II. Наилучшие результаты обучения студентов поколения Z «Зуммеров» можно достичь посредством:

1. Интеграции достижений современных технологий и культуры в процессе обучения. Так, мы предлагаем использовать современные социальные платформы и аутентичные интернет-мемы в обучение, что позволит повысить мотивацию обучающихся и сконцентрировать их внимание на обучающем материале.

2. Использования и чередования различных форматов работы. Принимая во внимание обобщенные характеристики представителей поколения Z, можно утверждать, что чередования индивидуальной и групповой работы студентов с большой вероятностью благотворно скажется как на результатах обучения, так и на психологическом климате в целом.

3. Применением технологии гейминга и учебной автономии. Данные технологии представляются наиболее эффективными ввиду того, что «Зуммеры» склонны к поиску нестандартных решений задач и проектированию собственной образовательной траектории. Выводы

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что, действительно, для достижения наилучшей результативности обучения представителей различных поколений, необходимо методом проб и ошибок подбирать наиболее подходящие методы, подходы и технологии, которые будут способствовать достижению результативности обучения. Данный вопрос, несомненно, нуждается в дальнейшем исследовании, так как каждое поколение является уникальным и несет в себе социальные и гуманитарные установки, что является неким вызовом для преподавателей и мотивирует на постоянный поиск наилучшего построения образовательной траектории для представителя каждого поколения.

Список источников

1. Воронцова Ю.А. Теоретическая основа теории поколений // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3(72). С. 268-273.

2. Зайцева Н.А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. С. 1-16.

3. Иванова И.А. Теория поколений: проблемы обучения и адаптации молодых специалистов в XXI веке // Транспортное дело России. 2016. № 1. С. 103-105.

4. Исаева М.А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290-295.

5. Минакова В.Ф. Различия и сходства в периодизации теории поколений // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 12-2 (31). С. 122-124.

6. Мухаметаянова Ф.Г., Степанова К.И. Размышления о новых поколениях обучающихся и особенности поколения альфа в глобальном образовании // Глобальная экономика и образование, 2021. № 1 (2). С. 42-50.

7. ОжигановаЕ.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № 1 (1). С. 94-97.

8. ПономареваЕ.С. Теория поколений // Достижения науки и образования. 2017. № 8 (21). С. 55-56.

9. РостоваА.Т. Циклическое воспроизводство социальных тенденций в теории поколений В. Штрауса и Н. Хоува // Juvenis scientia. 2018. № 7. С. 33-35.

10. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

References

1. Vorontsova Yu.A. Theoretical basis of generational theory // Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2016. Vol. 72. No 3. P. 268-273.

2. Zaitseva N.A. Theory of generations: are we different or the same? // Russian regions: a look into the future. 2015. P. 1-16.

3. Ivanova I.A. Theory of generations: problems of training and adaptation of young specialists in the XXI century // Transport affairs of Russia. 2016. № 1. P. 103-105.

4. IsaevaM.A. Generations of crisis and rise in the theory of V. Strauss and N. Hove // Knowledge. Understanding. Skill. 2011. No 3. P. 290-295.

5. Minakova V.F. Differences and similarities in the periodization of generational theory // International Research Journal. 2014. Vol. 31. No 12-2. P. 122-124.

6. Mukhametayanova F.G., Stepanova K.I. Reflections on new generations of students and features of generation alpha in global education // Global Economy and Education. 2021. Vol. 2. No 1. P. 42-50.

7. Ozhiganova E.M. Theory of generations N. Hove and V. Strauss. Practical applications // Business education in knowledge economics. 2015. Vol. 1. No 1. P. 94-97.

8. PonomarevaE.S. Theory of generations // Achievements of science and education. 2017. Vol. 21. No 8. P. 55-56.

9. Rostov A.T. Cyclical reproduction of social trends in the theory of generations of V. Strauss and N. Hove // Juvenile science. 2018. No 7. P. 33-35.

10. Federal Law No. 273 "On Education in the Russian Federation" of 29.12.2012.

Статья поступила в редакцию 20.01.2024; одобрена после рецензирования 03.03.2024; принята к публикации 03.03.2024.

The article was submitted 20.01.2024; approved after reviewing 03.03.2024; accepted for publication 03.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.