ANALYTICAL REVIEW I АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Статья поступила в редакцию 14.11.2013 УДК 006.9:53.089.68:629.3.054.235
АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СТАНДАРТНЫМИ ОБРАЗЦАМИ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЙ ПАРАМЕТРОВ ПРОДУКЦИИ, УСТАНОВЛЕННЫХ В ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА «О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ» ТР ТС 013/2011
В статье приведены результаты анализа Технического регламента (ТР) Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» ТР ТС 013/2011 в части обеспеченности стандартными образцами методик измерений, приведенных в «Перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора проб, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции». Приведен перечень стандартных образцов, необходимых для разработки в целях формирования условий метрологического обеспечения измерений параметров топлив, установленных ТР ТС 013/2011.
Ключевые слова: технический регламент, стандартный образец утвержденного типа, методика измерений, Таможенный союз.
Студенок В.В.
Инженер отдела ГССО ФГУП «УНИИМ» 620000, г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 4 Тел.: (343) 350-72-42
Осинцева Е.В.
Заведующий отделом ГССО ФГУП «УНИИМ», канд. хим. наук 620000, г. Екатеринбург, ул. Красноармейская, 4 Тел.: (343) 350-60-68 E-mail: [email protected]
Нефтеперерабатывающая отрасль Российской Федерации в настоящее время вырабатывает более 500 наименований готовой продукции, которая занимает особое положение в экономике страны. Надежность эксплуатации разнообразной техники, ее безопасность в большой степени определяется качеством применяемых нефтепродуктов. Следует учесть также, что нефтепродукты по своей химической природе представляют повышенную опасность для человека и окружающей среды. Требования к качеству нефтепродуктов многообразны и диктуются постоянно изменяющимися условиями применения и эксплуатации отдельных продуктов, поэтому роль и значение
нефтяного товароведения в условиях рыночных отношений приобретает особое значение.
В настоящее время к новой отечественной и зарубежной технике предъявляются все возрастающие требования по надежности, долговечности, экологичности и экономичности. Поэтому знание состава, свойств, областей применения, эксплуатационных характеристик, токсикологических и экологических показателей таких эксплуатационных материалов, как топливо, масла, смазки, приобретают первостепенное значение [1].
Решением Комиссии Таможенного союза № 826 от 18 октября 2011 г. принят Технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011) (далее - Технический регламент).
Технический регламент распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо1 и устанавливает предельно допустимые уровни серы, ароматических и олефиновых углеводородов, железа, свинца и других показателей качества нефтепродуктов, а также методы исследований (испытаний) и измерений, представленные в стандартах, включенных в «Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции» (далее - Перечень технического регламента).
Несмотря на то что Технический регламент вступил в силу 31 декабря 2012 г., окончательно не сформированы условия для его внедрения. Одним из важных обстоятельств внедрения технических регламентов является наличие аттестованных методик (методов) измерений показателей продукции, а также их метрологическое обеспечение, гарантирующее получение достоверных результатов.
Научным методическим центром Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов ФГУП «УНИИМ» проведен анализ обеспеченности стандартными образцами (СО) методик измерений, представленных в Перечне технического регламента, в целях формирования предложений по созданию номенклатуры недостающих стандартных образцов. Анализ проведен с учетом:
- показателей, регламентированных в топливах, их методик измерений;
- номенклатуры стандартных образцов (СО чистых веществ, матричных СО), представленных в Государственном реестре утвержденных типов стандартных образцов Российской Федерации [2].
Техническим регламентом установлены предельно допустимые уровни серы, ароматических и олефиновых
1 Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
углеводородов, железа, свинца и других показателей качества нефтепродуктов (приложения 2, 3, 4, 5, 6, 7 к Техническому регламенту).
Особое внимание к упомянутым соединениям связано с перечисленными ниже обстоятельствами. Сера и ее соединения являются постоянными составляющими частями сырой нефти. Соединения серы токсичны, имеют неприятный запах, способствуют отложению смол, в соединениях с водой вызывают интенсивную коррозию оборудования НПУ и топливной арматуры двигателей. Особенно в этом отношении опасны сероводород и меркаптаны. Кроме того, соединения серы в топливе приводят к загрязнению окружающей среды [3].
Эксплуатационные свойства топлив определяются их химическим составом, в частности содержанием олефиновых углеводородов. Наличие в последних реакционно-способной двойной связи значительно снижает показатели стабильности топлив, масел и других товарных продуктов [4]. Так, большое применение получила присадка ферроцен - железоорганическое соединение. Применение этих железосодержащих антидетонационных добавок к бензинам приводит к износу деталей двигателя, снижению работоспособности свечей зажигания. В этом случае на электродах свечей образуются соединения оксидов железа, которые также отлагаются в камере сгорания в виде нагара, накапливаются в масле и на трущихся поверхностях, вызывая повышенный износ деталей двигателя [5]. Металлосо-держащая присадка на основе свинца - тетраэтилсвинец. Это ядовитое металлоорганическое вещество относится к первому (наиболее высокому) классу опасности, запрещено во многих странах мира, в том числе и в России, по экологическим соображениям. Тетраэтилсвинец широко применялся как антидетонационная присадка. Эта присадка отравляет окружающую среду. В России эта присадка запрещена для использования в бензинах [5].
Согласно Техническому регламенту не допускается выпуск в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза топлива, если содержание в нем серы, ароматических и олефиновых углеводородов, железа, свинца и другие показатели качества нефтепродуктов превышают допустимые уровни. Концентрацию перечисленных соединений устанавливают с применением методик измерений, приведенных в Перечне технического регламента.
Проверка наличия в Государственном реестре утвержденных типов стандартных образцов (ГСО), в Реестре межгосударственных стандартных образцов (МСО) [6] и базах данных СО зарубежного выпуска [7-8] стандартных образцов состава топлив, аттестованных на содержание соединений и показатели качества, приведенных в приложениях 2-7 Технического регламента, свидетельствует о том, что
СегйАес! |^егепсе Магепак № 4, 2013
в Государственном реестре утвержденных типов стандартных образцов имеется 213 стандартных образцов утвержденных типов (ГСО) состава нефтепродуктов, которые могут быть использованы только для градуировки, калибровки, поверки средств измерений, используемых при проведении испытаний продукции, и не могут быть использованы для контроля точности измерений соответствующих показателей безопасности матричной продукции; и 42 матричных стандартных образца утвержденных типов (ГСО) состава топлив, которые могут быть использованы для контроля точности измерений соответствующих показателей безопасности матричной продукции, но не покрывают всех необходимых показателей качества топлив.
В странах СНГ применяются 115 межгосударственных стандартных образцов (МСО) состава нефтепродуктов, которые могут быть использованы для градуировки, калибровки, поверки средств измерений, используемых при проведении испытаний продукции, и не могут быть использованы для контроля точности измерений соответствующих показателей безопасности; и 26 матричных межгосударственных стандартных образцов (МСО) состава топлив, которые могут быть использованы для контроля точности измерений соответствующих показателей безопасности матричной продукции, но также не покрывают всех необходимых показателей качества топлив.
Базы данных СО зарубежного выпуска [7-8] содержат более 30 матричных СО и более 20 СО состава нефтепродуктов, включающих в качестве аттестованной характеристики величину, приведенную в Техническом регламенте.
Таким образом, для метрологического обеспечения измерений, проводимых на территории Российской Федерации и Таможенного союза при подтверждении соответствия продукции требованиям ТР ТС 013/2011, необходимо:
• создание 6 матричных ГСО состава топлив (СО авиационного бензина и др.) с аттестованными характеристиками, указанными в табл. 1, для контроля точности измерений соответствующих показателей безопасности продукции (рис. 1);
• 12 СО нефтепродуктов (например, СО объемной доли третбутанола в нефтепродуктах), которые могут быть использованы для градуировки, калибровки, поверки средств измерений, используемых при проведении испытаний продукции.
Отсутствие соответствующих стандартных образцов и соответствующих аттестованных
Таблица 1
Общие сведения о номенклатуре стандартных образцов, разработка которых необходима для метрологического обеспечения методик измерений показателей, установленных в Техническом регламенте Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011)
Наименование материала СО Аттестуемая характеристика
Автомобильный бензин Массовая доля серы Массовая доля кислорода Концентрация марганца Объемная доля метанола Объемная доля этанола Объемная доля изопропанола Объемная доля третбутанола Объемная доля изобутанола Объемная доля эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле
Дизельное топливо Объемная доля метиловых эфиров жирных кислот Температура вспышки в закрытом тигле Смазывающая способность
Мазут Массовая доля серы Температура вспышки в открытом тигле Содержание сероводорода
Топливо для реактивных двигателей Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °С Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °С Температура начала кристаллизации Температура замерзания Содержание механических примесей и воды Высота некоптящего пламени Температуры вспышки в закрытом тигле Объемная доля ароматических углеводородов Массовая доля ароматических углеводородов Массовая доля общей серы Массовая доля меркаптановой серы
Авиационный бензин Сортность Температура начала кристаллизации Содержание механических примесей и воды Давление насыщенных паров Массовая доля общей серы
Судовое топливо Массовая доля серы Температура вспышки в закрытом тигле
методик измерений не позволит странам Таможенного союза обеспечить надежное обоснование достоверности результатов измерений российских испытательных лабораторий, осуществляющих измерения в целях оценки соответствия продукции установленным требованиям. Последнее может быть использовано при демпинге цен на товары стран Таможенного союза на международном рынке и при завозе товаров ненадлежащего качества в страны Таможенного союза.
Возможные формы создания стандартных образцов:
- внутренние планы предприятий (статический режим, длительные сроки работ, малая эффективность с точки зрения обеспечения потребности рынка в ближайшем будущем);
- в рамках ведомственных целевых и государственных программ стран Таможенного союза (динамический режим, относительно быстрые сроки работ (например, до 2020 г.), высокая эффективность с точки зрения обеспечения потребности рынка в ближайшем будущем).
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитин Е.Е. Нефтяное товароведение: учеб. пособие. СПб., 2008. 92 с.
2. ПР 50.2.020-2007 ГСИ. Государственный реестр утвержденных типов стандартных образцов. Порядок ведения.
3. Влияние свойств нефти на процесс переработки и на качество получаемых нефтепродуктов / А.Ф. Сайфутдинов, Г.А. Нестеров, О.Е. Бекетов, В.С. Ладошкин [Электронный ресурс]. URL: www.linas.ru/public/oil.htm (дата обращения: 22.10.2013).
4. Калабин Г.А. Количественная спектроскопия ЯМР природного органического сырья и продуктов его переработки. М.: Химия, 2000. 408 с.
5. О запрещенных присадках [Электронный ресурс]. URL: www.test-way.ru/index.php?id=54&pid=5&leng=rus (дата обращения: 22.10.2013).
6. ПМГ 26-98 «Реестр межгосударственных СО состава и свойств веществ и материалов. Основные положения».
7. Международная база данных по стандартным образцам COMAR [Электронный ресурс]. URL: www.comar.bam.de/en (дата обращения: 15.10.2013).
8. Analytical reference materials standards and high purity solvents. Catalog LGC Standards. URL: www.lgcstandards.com/epages/ LGC.sf/en_GB/?ObjectPath=/Shops/LGC/Categories/Catalogues (дата обращения: 16.10.2013).
ANALYSIS OF CERTIFIED REFERENCE MATERIAL AVAILABILITY FOR PROCEDURES FOR MEASURING PRODUCT PARAMETERS, SPECIFIED
IN TECHNICAL REGULATIONS OF THE CUSTOMS UNION "ON THE REQUIREMENTS FOR MOTOR AND AIRCRAFT GASOLINE, DIESEL AND MARINE FUEL, JET FUEL AND FUEL OIL" TR TS 013/2011
V.V. Studenok, E.V. Osintseva
The contribution presents the results from the analysis of the Technical Regulations (TR) of the Customs Union "On the Requirements for Motor and Aircraft Gasoline, Diesel and Marine Fuel, Jet Fuel and Fuel Oil" TR TS 013/2011, relating to CRM availability for measurement procedures, specified in "The List of standards, containing the rules and methods of research (tests) and measurements, including the rules of sampling, needed to apply and fulfill the requirements of the Technical Regulations of the Customs Union "On the requirements for motor and aircraft gasoline, diesel and marine fuel, jet fuel and fuel oil" (TR TS 013/2011) and to assess (confirm) the conformity of products". The list of certified reference materials to be developed for measurement assurance of fuel parameters, specified in TR TS 013/2011 is presented.
Key words: Technical Regulations, certified reference material of approved type, measurement procedure, Customs Union.
45 40 ■ 35 ¡30 125 I 20 ¡15 ! 10 5
общее число видов продукции, предусмотренных TP ТС 013/2011
число существующих матричных ГСО в РФ, включающих по 1 аттестованной характеристике в каждом ГСО
необходимо создать матричных ГСО, включающих до 10 аттестованных характеристик в каждом ГСО
Рис. 1. Сведения о существующих матричных ГСО и матричных ГСО, разработка которых необходима для метрологического обеспечения измерений при подтверждении соответствия продукции требованиям ТР ТС 013/2011
Certified Reference Materials № 4, 2013