в мировом учебно-воспитательном пространстве: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. С. Чернова. М., 2017; с. 46-9).
4. Kalabina EG. Policy of the stimulating compensation in the budgetary medical institutions. Herald of Omsk University. Series "Economics" 2016; (1): 120-8. Russian (Калабина Е. Г. Политика стимулирующей оплаты труда в бюджетных медицинских учреждениях. Вестник Омского университета. Серия: Экономика 2016; (1): 120-8).
5. Kostikova AJu, Cherkasov SN. Motivational unit of the heads of medical organizations. Health and Education in the XXI Century 2017; 19 (4): 78-80. Russian (Костикова А. Ю., Черкасов С. Н. Мотивационные установки руководителей медицинских организаций. Здоровье и образование в XXI веке 2017; 19 (4): 78-80).
6. Panchuk EJu. To the Problem of Labor Motivation of a Medical Institution Staff. The Bulletin of Irkutsk State University. Series "Psychology" 2017; 20: 44-53. Russian (Панчук Е. Ю. К проблеме мотивации труда персонала медицинского учреждения. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология 2017; 20: 44-53).
7. Reprinceva EV. Directions of increase in efficiency of activity of the medical organization. Fundamental research 2017; (2-2): 254-7. Russian (Репринцева Е. В. Направления повышения эффективности деятельности медицинской организации. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2017; (2-2): 254-7).
8. Tehterekova N. S. Problems of professional motivation of employees of the medical organizations. Scientific magazine 2016; 7 (6): 138-9. Russian (Техтерекова Н. С. Проблемы профессиональной мотивации работников медицинских организаций. Научный журнал 2016; 7 (6): 138-9).
9. Butova VG, Olesov AE, Zuev MV, et al. The monitoring of dental organization's medical workers competences according to the new system of wage payments. Russian Journal of Dentistry 2017; 21 (4): 211-6. Russian (Бутова В. Г., Олесов А. Е., Зуев М. В. и др. Мониторинг компетентности медицинских работников стоматологических организаций в новой системе оплаты труда. Российский стоматологический журнал 2017; 21 (4): 211-6).
10. Litvishko AV. Motivation of pharmaceutical personnel. Bulletin of Medical Internet Conferences 2017; 7 (5): 714. Russian (Литвишко А. В. Мотивация фармацевтического персонала. Бюллетень медицинских интернет-конференций 2017; 7 (5): 714).
11. Pankevich VI, Shkol'nikova MA, Jugaj MT. Physicians' job satisfaction in public and private healthcare organizations. Vestnik Roszdravnadzora 2015; (5): 69-78. Russian (Панке-вич В. И., Школьникова М. А., Югай М. Т. Удовлетворенность врачей своим трудом в государственных и частных медицинских организациях. Вестник Росздравнадзора 2015; (5): 69-78).
12. Cvetkova SB, Cvetanova KT, Hristova IR, Petrova DJu. Studying of influence of a working environment on motivation of medical experts: the standard project. Eurasian Union of Scientists 2016; 24 (3-4): 73-7. Russian (Цветкова С. Б., Цве-танова К. Т., Христова И. Р., Петрова Д. Ю. Изучение влияния рабочей среды на мотивацию медицинских специалистов: типовой проект. Евразийский Союз Ученых 2016; 24 (3-4): 73-7).
13. Paniotto VI, Maksimenko VS. Statistical analysis of sociological data. Kiev: ID "KM Akademija", 2004. Russian (Па-ниотто В. И., Максименко В. С. Статистический анализ социологических данных. Киев: ИД «KM Академия», 2004).
УДК 614.2:616.1-052-082]:001.8 (045) Оригинальная статья
анализ обеспеченности ресурсами лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь пациентам с болезнями системы кровообращения
Г.Ю. Сазанова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), доцент, кандидат медицинских наук; Н. Ю. Шульпина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины); Е. М. Долгова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), доцент, кандидат медицинских наук; Д. В. Тупикин — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры медбиофизики им. профессора В. Д. Зернова, доцент, кандидат биологических наук.
ANALYSIS OF RESOURCES OF THERAPEUTIC INSTITUTIONS PROVIDING MEDICAL CARE TO PATIENTS WITH DISEASES OF THE CIRCULATORY SYSTEM
G. Yu. Sazanova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health Care (with the Courses of Law and History of Medicine), Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences; N. Yu. Shulpina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health Care (with the Courses of Law and History of Medicine), Post-graduate; E. M. Dolgova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Public Health Care (with the Courses of Law and History of Medicine), Assistant Professor, Candidate of Medical Sciences; D. V. Tupikin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Medical Biophysics n.a. Professor V. D. Zernov, Assistant Professor, Candidate of Biological Sciences.
Дата поступления — 14.03.2018 г. Дата принятия в печать — 17.05.2018 г.
Сазанова Г.Ю., Шульпина Н.Ю., Долгова Е.М., Тупикин Д.В. Анализ обеспеченности ресурсами лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь пациентам с болезнями системы кровообращения. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (2): 293-296.
Цель: провести анализ обеспеченности койками и врачебными кадрами лечебных учреждений региона, оказывающих медицинскую помощь пациентам с болезнями системы кровообращения. Материал и методы. Материалом исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики за 2016 год. Расчет оптимальных объемов предоставления стационарной медицинской помощи, необходимого числа коек и штатных единиц врачей-кардиологов в регионе проводился в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Результаты. В медицинских организациях развернуто избыточное количество круглосуточных коек по профилю «Кардиология» (больше на 186 коек) и недостаточное количество кардиологических коек в дневных стационарах (меньше на 40 коек); выявлено недостаточное количество утвержденных штатных единиц врачей-кардиологов (в сравнении с расчетным числом на основании Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-
сосудистыми заболеваниями) для работы в кардиологических кабинетах поликлинических медицинских организаций, кардиологических диспансерах и дневных стационарах. Заключение. Перераспределение коечного фонда, материальных, финансовых ресурсов в медицинских организациях региона приводит к оптимизации потоков пациентов и способствует рациональному использованию ресурсов здравоохранения, увеличению доступности и улучшению качества медицинской помощи взрослому населению региона.
Ключевые слова: медицинская помощь, болезни системы кровообращения, ресурсы системы здравоохранения.
Sazanova GYu, Shulpina NYu, Dolgova EM, Tupikin DV. Analysis of resources of therapeutic institutions providing medical care to patients with diseases of the circulatory system. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (2): 293-296.
Objective: to conduct an analysis of the provision of beds and medical personnel of medical institutions in the region that render medical care to patients with circulatory disorders. Material and Methods. Calculation of the optimal volume of inpatient medical care, the required number of beds and staff units of cardiologists in the region was carried out in accordance with regulatory legal acts. Results. In medical organizations, an excessive number of round-the-clock beds on the "cardiology" profile (more for 186 beds) and insufficient number of cardiac beds in day hospitals (less than 40 beds) were deployed; the number of cardiologists working in cardiological rooms of polyclinic medical organizations, dispensaries for cardiology and daily hospitals has been identified. Conclusions: Redistribution in the region's medical organizations of the bed fund, material, and financial resources leads to the optimization of patients' referrals and promotes rational use of resources of health care, increasing the availability and improvement of quality of medical care to adult population of the region.
Key words: medical care, diseases of the circulatory system, resources of the health care system.
Введение. В современных условиях нестабильного социального и экономического положения населения одной из целей здравоохранения является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи всем категориям граждан и повышение эффективности медицинских услуг [1, 2]. Ее реализация предполагает решение ряда приоритетных задач развития здравоохранения. При этом необходимо учитывать региональные различия в обеспечении ресурсами и показателях деятельности системы здравоохранения [3].
Действующие нормативные акты указывают на обязательность обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению РФ, в том числе на основе обязательного выполнения порядков и стандартов этой помощи [4]. В то же время они не учитывают определенную специфику регионов РФ и медицинских организаций (материально-технические условия, ресурсное обеспечение, организация медицинской помощи и др.), которые влияют на выполнение компонентов стандарта [5, 6].
Цель: провести анализ обеспеченности койками и врачебными кадрами лечебных учреждений региона, оказывающих медицинскую помощь пациентам с болезнями системы кровообращения (БСК).
Материал и методы. Материалом исследования послужили данные Федеральной службы государственной статистики за 2016 год. Расчет оптимальных объемов предоставления стационарной медицинской помощи и необходимого числа коек в регионе проводился в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. №1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» и на основании письма Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2015 г. №11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» [7, 8]. Для определения объема медицинской помощи на 1 жителя по условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий (ПГГ) средние нормативы объема медицинской помощи корректируются с по-
Ответственный автор — Сазанова Галина Юрьевна Тел.: +7(927)2239406 E-mail: [email protected]
мощью поправочных коэффициентов, учитывающих, в частности, региональные особенности возрастного состава населения. При обосновании размера средних нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя (застрахованного), установленных программой, принято следующее соотношение детей (в возрасте от нуля до семнадцати лет включительно) и взрослых: 19% (коэффициент 0,19) и 81% (коэффициент 0,81) соответственно. Поправочные коэффициенты рассчитывались путем деления удельного веса (в %) численности детей и взрослых в структуре населения территории на соответствующие показатели по Российской Федерации. В 2016 г. в структуре населения (2496552 человека) дети составляли 15,7% (393859 человек), взрослые 84,2% (2092764 человека). Поправочные коэффициенты составили 0,81 и 1,04 соответственно. В основе алгоритма расчета необходимого количества коечного фонда, посещений специалистов, штатных единиц лежат нормативные показатели ПГГ, представленные в виде объемных показателей (число посещений, число госпитализаций, число пролеченных в дневном стационаре в расчете на 1 жителя в год). От потребности населения в госпитализации через показатель средней длительности пребывания больного на койке и показатель числа дней работы койки в году определено оптимальное количество специализированных коек по следующей формуле:
где N — число койко-дней на 1000 жителей (утвержденный норматив по территориальной программе государственных гарантий, равный произведению уровня госпитализации на 1000 жителей на средние сроки лечения одного больного в стационаре); Н — численность населения; Д — среднегодовая занятость койки.
Результаты. По данным Минздрава России, в 2016 г. в медицинских организациях региона было развернуто 826 коек кардиологического профиля. Средняя занятость койки составила 347 дней. Средняя длительность пребывания больного в стационаре 9,2 дня, оборот койки 33,9 пациента. На основании официальных данных Росстата РФ установлено, что в 2016 г. в стационарах региона на койках кардиологического профиля пролечились 28027 пациентов
с патологиеи сердечно-сосудистом системы, проведя там 257848 коИко-днеИ.
Нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат формируются в регионе с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости. С учетом среднего норматива числа койко-дней по ПГГ по профилю «Кардиология» на 1000 взрослого населения (100,85 койко-дня), поправочного коэффициента 1,04 скорректирован объем койко-дней по указанному профилю на 1000 жителей Саратовской области старше 18 лет: 104,9 дня на 1000 (221 957 койко-дней на 2116222 человека взрослого населения).
При рекомендованной средней длительности пребывания в медицинских организациях кардиологических больных 12,5 дня в профильные отделения стационаров региона должен был госпитализироваться 16441 пациент с заболеваниями органов кровообращения (56,5% от фактического числа госпитализированных пациентов с указанной патологией в 2016 г). Однако в 2016 г. средние сроки пребывания пациентов с БСК на кардиологических койках составили 9,2 койко-дня. В этом случае в круглосуточные стационары региона с учетом скорректированного числа койко-дней должны были быть госпитализированы 23364 пациента с БСК (80% фактически госпитализированных). В данном случае экономический ущерб от лечения 5415 пациентов составил 88,8 млн рублей.
Учитывая численность взрослого населения на 01.01.2016 г (2116222 человека), среднегодовую занятость койки кардиологическими больными (347 дней), скорректированный объем койко-дней для региона (104,9 койко-дня) на 1000 взрослого населения, определили, что для лечения этой категории больных в регионе необходимо развернуть 640 коек по профилю «Кардиология» (72% от имеющихся на 01.01.2016 г). Дневной кардиологический стационар создается для осуществления первичной специализированной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, не требующим круглосуточного медицинского наблюдения. Исходя из норматива числа мест кардиологических коек в дневных стационарах (0,28 на 10 тыс. взрослого на-
селения), в регионе необходимо развернуть 59 коек для указанной группы пациентов. Фактически же в регионе в дневных стационарах развернуто 19 коек кардиологического профиля.
Порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденный приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 г. №918н, регламентирует штатные нормативы врачей-кардиологов для кардиологических кабинетов амбу-латорно-поликлинических медицинских организаций, кардиологических диспансеров, дневных стационаров, кардиологических отделений круглосуточных стационаров, кардиохирургического отделения и отделения хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции (таблица).
В соответствии с нормативными расчетами в регионе необходимо иметь 263 ставки врачей-кардиологов, работающих в кардиологических кабинетах и диспансерах, и 4 ставки врачей, работающих в кардиологических дневных стационарах. Фактическое число ставок составляет 38% (99,25 ставки) от необходимого количества.
Обсуждение. В регионе установлены структурные диспропорции при оказании медицинской помощи пациентам с БСК, которые свидетельствуют о нерациональном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения при оказании медицинской помощи пациентам с указанной патологией. При рекомендованной средней длительности пребывания в медицинских организациях кардиологических больных 12,5 дня в профильные отделения стационаров региона должен был госпитализироваться 16441 пациент с заболеваниями органов кровообращения (56,5% от фактического числа госпитализированных пациентов с указанной патологией в 2016 г.).
В регионе развернуто лишних 186 кардиологических коек, на которых было пролечено 8214 пациентов. При средней стоимости законченного случая кардиологического больного по ПГГ на 2016 г. 16,4±1,2 тыс. рублей ^>2) на их лечение в кардиологических отделениях затрачено 134,7 млн рублей.
Расчетное и фактическое число штатных единиц врачей-кардиологов в медицинских организациях региона
(абс. и %)
Структурные подразделения Рекомендованные штатные Расчетное Фактическое число ставок в регионе Физ. лица
Абс. %
Кардиологические кабинеты 0,5 ст. на 10 тыс. взрослого населения 105
Кардиологические диспансеры 0,75 ст. на 10 тыс. взрослого населения 158 99,25 37 59
Дневные кардиологические стационары 1 ст. на 15 пациенто-мест 4
Круглосуточные кардиологические отделения с палатой интенсивной терапии 1 ст. на 15 коек и 4,75 (для обеспечения круглосуточной работы) 144
Кардиохирургическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии 4,75 ст. на 15 коек (для круглосуточной работы) 20,25 183 100 113
Отделение хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции 1 ст. для работы в отделении; 4,75 на 20 коек (для круглосуточной работы) 18,5
ВСЕГО 449,75 282,25 63 172
В круглосуточных кардиологических отделениях, кардиохирургическом отделении и отделении хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции для обеспечения качественного оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистой патологией необходимо 182,75 ставки врачей-кардиологов, фактически же утверждены 183 ставки (100%).
Заключение. Таким образом, на основании полученных данных можно сформулировать ключевые задачи совершенствования медицинской помощи пациентам с БСК в регионе:
1. Провести реструктуризацию коечного фонда Саратовской области, направленную на сокращение излишне развернутых коек терапевтического профиля с последующим перераспределением финансовых потоков в системе ПМСП.
2. В целях предупреждения необоснованной госпитализации, обеспечения преемственности между амбулаторными и стационарными медицинскими организациями и повышения экономической эффективности здравоохранения важно определить критерии обоснованности перевода пациентов на другие этапы оказания медицинской помощи.
3. Создать условия для повышения квалификации медицинских работников, направленного на реализацию Программы государственных гарантий к обоснованности госпитализации, исполнение стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций, обеспечение обоснованности перевода пациентов на другие этапы оказания медицинской помощи.
Перераспределение коечного фонда, материальных, финансовых ресурсов в медицинских организациях региона приведет к оптимизации потоков пациентов и будет способствовать рациональному использованию ресурсов здравоохранения, увеличению доступности и улучшению качества медицинской помощи взрослому населению.
Конфликт интересов отсутствует.
Авторский вклад: концепция и дизайн исследования, утверждение рукописи для публикации — Г Ю. Сазанова, Е. М. Долгова, Д. В. Тупикин; получение и обработка данных, написание статьи — Г. Ю. Сазанова, Н. Ю. Шульпина; анализ и интерпретация результатов — Г. Ю Сазанова, Н. Ю. Шульпина, Е. М. Долгова.
References (Литература)
1. Akopov VS, Otstavnov SS, Breusov AV. Russian system's problems of the training personnel for the medical industry.
Meditsinskaya tehnika 2013; (6): 1-4. Russian (Акопов В. С., От-ставнов С. С., Бреусов А. В. Проблемы российской системы подготовки кадров для медицинской промышленности. Медицинская техника 2013; (6): 1-4).
2. Aleksandrova OYu, Grigoriev IYu, Arzhantseva OM. Quality of medical care is assessment in the light of new legislation. Problems of standardization in health care 2012; (1/2): 18-24. Russian (Александрова О. Ю., Григорьев И. Ю., Аржанцева О. М. Качество медицинской помощи: оценка в свете нового законодательства. Проблемы стандартизации в здравоохранении 2012; (1/2): 18-24).
3. Skvirskaya GP, Gorbunova VL. Resource support's actual problems of activity of hospitals: the way of solution. Health 2011; (6): 24-34. Russian (Сквирская Г. П., Горбунова В. Л. Актуальные проблемы ресурсного обеспечения деятельности ЛПУ: пути решения. Здравоохранение 2011; (6): 24-34).
4. Reimer VV, Breusov AV. Economics and resources of the Far East Region's agroindustrial complex: state and innovation. Russian Entrepreneurship 2012; (5): 117-123. Russian (Рей-мер В. В., Бреусов А. В. Экономика и ресурсы АПК Дальневосточного региона: состояние и инновации. Российское предпринимательство 2012; (5): 117-123).
5. Sazanova GYu. To a question of delivery of health care by the patient with arterial hypertension in the region. Arterial hypertension 2013; 19 (6): 520-524. Russian (Сазанова Г. Ю. К вопросу оказания медицинской помощи больным артериальной гипертензией в регионе. Артериальная гипертензия 2013; 19 (6): 520-524).
6. Sazanova GYu, Vlasova MV. Dolgova EM, Razdevilova OP. Problems of quality of delivery of health care to patients with diseases of bodies of blood circulation at the regional level and possible ways of their overcoming. Fundamental research 2015; 1 (5): 1038-1041. Russian (Сазанова Г. Ю., Власова М. В., Долгова Е. М, Раздевилова О. П. Проблемы качества оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями органов кровообращения на региональном уровне и возможные пути их преодоления. Фундаментальные исследования 2015; 1 (5): 1038-1041).
7. The Government of the Russian Federation's resolution of December 19, 2015 №1382 "About the program of the state guarantees of free rendering medical care to citizens for 2016 and for planning period of 2017 and 2018" Russian (Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. №1382 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». URL: http://www.consultant.ru)
8. The letter of the Russian Federation's Ministry of Health from 12/21/2015 №11-9/10/2-7796 "About formation and economic justification of the territorial program of the state guarantees of free rendering medical care to citizens for 2016". Russian (Письмо Министерства здравоохранения РФ от 21.12.2015 №11-9/10/2-7796 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год». URL: http://www.consultant.ru).