Научная статья на тему 'Анализ нового лесного кодекса Российской Федерации'

Анализ нового лесного кодекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1732
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нового лесного кодекса Российской Федерации»

Анализ нового Лесного кодекса Российской Федерации

С.М. Матвеева

главный юрист по загородной недвижимости компании «МИЭЛЬ-недвижимость»

Общие положения

С 1 января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ). Основными в новом кодексе являются следующие положения:

1) лесные участки в составе земель лесного фонда остаются в федеральной собственности;

2) земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков (это основные территориальные единицы управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов);

3) основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, составляется на срок до десяти лет и является обязательным для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

• виды разрешенного использования лесов;

• возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

• ограничение использования лесов;

• требования к охране, защите, воспроизводству лесов;

4) в рамках нового Л К РФ субъекты Российской Федерации наделяются большим объемом прав и полномочий в использовании, воспроизводстве, охране и защите лесов

(в федеральном ведении сохраняется крайне ограниченный перечень функций, но обеспечивающих контроль за состоянием, использованием и воспроизводством лесов - нормативное правовое регулирование по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, надзор и контроль за исполнением законодательно установленных норм и правил по использованию лесов и ведению лесного хозяйства, мониторинг состояния леса, государственная инвентаризация, бюджетное планирование и т. п.);

5) расширяются права и обязанности арендаторов - арендатор, заключивший договор аренды на условиях новой редакции ЛК РФ, приобретает следующие права:

• сдача участка в субаренду (ранее субаренда участков лесного фонда была запрещена);

• передача своих прав и обязанностей по договору третьим лицам;

• осуществление залога арендных прав;

• внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал.

Арендатор обязан обеспечивать противопожарную и санитарную профилактику леса, осуществлять меры по воспроизводству лесов (в соответствии с утвержденным проектом освоения леса);

6) лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются:

• юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование;

• гражданам - в аренду и безвозмездное срочное пользование.

По старому Лесному кодексу участки предоставлялись на праве аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткос-

рочного пользования, в соответствии с новым кодексом для заключения договора аренды должен проводиться аукцион на право заключения договора аренды лесного участка (ранее участки лесного фонда предоставлялись в аренду по результатам лесных конкуров). Срок договора аренды лесного участка может составлять от одного года до 49 лет (ранее максимальный срок договора аренды составлял 99 лет);

7) арендатору, надлежащим образом исполнившему договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставляется возможность по истечении срока договора аренды заключить его на новый срок, используя свое преимущественное право;

8) приобретение прав аренды лесных участков возможно без проведения аукциона в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;

9) при осуществлении рекреационной деятельности в лесах (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности) новый ЛК РФ, как и прежний кодекс, допускает возможность возведения временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства;

10) появился новый вид договора купли-продажи - договор купли-продажи лесных насаждений, который заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора (при этом граждане могут заключать договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации);

11) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются путем проведения лесоустройства при проектировании лесных участков (при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков), при проведении государственного кадастрового учета лесных участков, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 2

января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (последнее условие является новеллой). Новеллой также является то, что лесной участок является земельным. Старый Лесной кодекс к участкам лесного фонда относил участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Ранее к лесному законодательству был неприменим термин «земельный участок», так как предметом договорных отношений становился именно участок лесного фонда.

Для реализации многих статей Лесного кодекса Российской Федерации потребуется разработка специальных нормативных актов, например:

• Перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение (осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации);

• Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (устанавливается Правительством Российской Федерации);

• Правила заготовки древесины, живицы и сбора недревесных лесных ресурсов (устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);

• Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства (устанавливаются законом субъекта Российской Федерации);

• Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений, осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, а также для осуществления рекреационной деятельности (устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Согласно Федеральному закону от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) Правительство Российской Федерации до 1 июля

2007 года обязано издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализа-

цию положений Лесного кодекса Российской Федерации.

Вводный закон

Вводным законом установлено, что Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после дня введения его в действие. Однако в отношении договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенных до вступления в силу нового ЛК РФ, установлены следующие ограничения. До истечения срока действия лесорубочного билета и (или) лесного билета указанные договоры должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации.

Для приведения указанных договоров в соответствие с ЛК РФ лесопользователем (арендатором) должна осуществляться подача заявления о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование, на основании которого с арендатором заключается новый договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. При этом у арендаторов, заключивших договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ по истечении срока действия этого договора, к сожалению, отсутствуют льготные условия для продления договора в соответствии с новым кодексом.

Дело в том, что Вводный закон устанавливает правило, согласно которому указанный арендатор не вправе будет заключить договор аренды лесного участка на новый срок, основываясь на новом ЛК РФ. Статья 72 ЛК РФ предусматривает возможность арендатору, надлежащим образом исполнившему договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по истечении его срока иметь преимущественное право на

заключение договора аренды на новый срок. То есть возможность на использование преимущественного право на заключение договора будет только у новых арендаторов (заключивших договор аренды после вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации).

Вводным законом также установлены ограничения в отношении арендаторов, заключивших договор аренды до вступления в силу нового кодекса и не приведших договор в соответствие с ним. Так, арендатор участка лесного фонда до приведения договора аренды в соответствие с новым ЛК РФ не вправе:

1) сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

Согласно Вводному закону до 1 января

2008 года лесхозы подлежат преобразованию в соответствии с гражданским законодательством (то есть они подлежат преобразованию из статуса бюджетных учреждений в иные организационно-правовые формы, предположительно - в государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации). Правительство Российской Федерации до 1 февраля 2007 года было обязано обеспечить переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Российской Федерации. Так, по данным Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), по состоянию на 1 февраля 2007 года Рослесхоз завершил передачу лесхозов в ведение субъектов Российской Федерации (в ведение субъектов Российской Федерации были переданы 1 704 лесхоза, включая 7 743 лесничества1).

Включение в Вводный закон далее изложенных изменений обусловлено в том чис-

2 Письмо от 1 февраля 2007 года «Федеральное агентство лесного хозяйства завершило передачу лесхозов в ведение субъектов Российской Федерации» // Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства.

ле тем обстоятельством, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с ЛК РФ относятся к защитным лесам.

Итак, Вводным законом внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В частности, в пункт 4 статьи 15 «Режим особой охраны территорий национальных парков» добавлен новый абзац: «По решению Правительства Российской Федерации в соответствующих функциональных зонах допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры». В статью 15 указанного Федерального закона Вводным законом также внесены изменения, заключающиеся в расширении понятия рекреационной зоны, являющейся функциональной зоной на территории национального парка - теперь, помимо отдыха, рекреационная зона может использоваться и для развития физической культуры и спорта.

Напомним, что согласно пункту 4 статьи 15 рассматриваемого Федерального закона на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение хозяйственных объектов и строительство новых (теперь слово «запрещается» заменено на слово «ограничивается»). Таким образом, по решению Правительства Российской Федерации начиная с 1 января 2007 года на указанных землях стало возможным осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

Кроме того, в связи с внесением изменений в статью 17 указанного Федерального закона начиная с 1 января 2007 года в целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в

соответствии с земельным законодательством. Однако для реализации этой статьи Правительство Российской Федерации должно установить порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон.

Отметим, что ранее было возможно осуществление регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков. При наличии соответствующих лицензий ее владельцам могли быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков.

Вводным законом внесены изменения и в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Из перечней документов (схем, проектов и т. п.), подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, исключены проекты схем охраны и использования водных и лесных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации, а также материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные.

Подразделение лесов по целевому назначению, виды использования лесов

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются:

а) на защитные леса,

б) на эксплуатационные леса,

в) на резервные леса.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Защитные леса

Согласно Вводному закону леса первой группы и категории защитности лесов пер-

вой группы признаются защитными лесами и категориями защитных лесов в соответствии с новым ЛК РФ. Напомним, что согласно старому кодексу в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями разделение лесного фонда производилось по группам, то есть ранее в лесном фонде выделялись леса первой, второй и третьей групп. К лесам первой группы относились леса, основным назначением которых являлось выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий. При этом леса первой группы разделялись на следующие категории защитности: запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; про-тивоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды; леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.

Таким образом, согласно Вводному закону указанные леса относятся к защитным лесам. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных

функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В защитных лесах запрещается создание лесоперерабатывающей инфраструктуры (для переработки древесины и иных лесных ресурсов). В защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

ЛК РФ защитные леса распределяет на следующие категории:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

4) ценные леса:

К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

Особо защитные участки лесов могут

быть выделены в защитных лесах и эксплуатационных лесах.

К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях госу-

дарственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещаются проведение сплошных рубок лесных насаждений, использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, расположенных в водоохранных зонах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, лесов, расположенных на особо защитных участках, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Эксплутационные леса

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов лесопользования.

Резервные леса

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам.

Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и ус-

тановление их границ, а также отнесение лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам и установление их границ отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.

Статьей 25 ЛК РФ установлены следующие виды использования лесов:

1) заготовка древесины;

2) заготовка живицы;

3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

5) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

6) ведение сельского хозяйства;

7) осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности;

8) осуществление рекреационной деятельности;

9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;

10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений;

11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

13) строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

15) осуществление религиозной деятельности;

16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 ЛК РФ.

Новеллами видов пользования в новом ЛК РФ являются:

• осуществление религиозной деятельности;

• строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

• создание лесных плантаций и их эксплуатация;

• осуществление образовательной деятельности.

Новый кодекс допускает возможность строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда в следующих целях:

1)для осуществления работ по геологическому изучению недр;

2) для разработки месторождений полезных ископаемых;

3) для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

4) для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

5) для переработки древесины и иных лесных ресурсов;

6) для осуществления рекреационной деятельности;

7) для осуществления религиозной деятельности.

При этом по истечении сроков выполнения соответствующих работ возведенные объекты подлежат консервации или ликвидации.

В старом Лесном кодексе был предусмотрен такой вид пользования, как пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Такой вид лесопользования остался, но теперь он именуется «осуществление рекреационной деятельности». Возможность осуществления строительства временных строений на участках, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, была предусмотрена и прежним кодексом, однако размещение временных строений на участке лесного фонда под указанные цели допускалось только на нелесных землях лесного фонда или на лесных землях, не покрытых лесной растительностью либо занятых кустарниками или малоценными насаждениями, только после перевода этих земель в нелесные земли.

Порядок предоставления лесных участков

Как уже отмечалось, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются:

• юридическим лицам - в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование;

• гражданам - в аренду и безвозмездное срочное пользование.

Исчез такой вид предоставления, как предоставление участка лесного фонда по договору концессии (по договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязывалась предоставить другой стороне на срок от 1 года до 99 лет право возмездного пользования на определенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лесного фонда; при этом участки лесного фонда, должны были быть неосвоенными, без сложившейся инфраструктуры и требующими значительных средств для их вовлечения в эксплуатацию).

Аренда

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, а в случаях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - на срок от одного года до сорока девяти лет.

Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением

следующих случаев предоставления лесных участков:

• для выполнения работ по геологическому изучению недр;

• для разработки месторождений полезных ископаемых;

• для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов;

• для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов;

• в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются Правительством Российской Федерации (сегодня такой порядок пока не утвержден).

ЛК РФ детально устанавливает порядок проведения аукциона. Так, организатор аукциона не менее чем за шестьдесят дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен опубликовать извещение о проведении аукциона в периодическом печатном издании, определяемом высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, а также разместить это извещение на официальном сайте высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в сети «Интернет». Аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на «шаг аукциона». Если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. На основании ука-

занного протокола с победителем заключается договор аренды. Информация о результатах аукциона подлежит опубликованию организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодическом печатном издании, в котором было опубликовано извещение о проведении аукциона, и размещению на официальном сайте в сети «Интернет».

Согласно старому кодексу участки лесного фонда предоставлялись в аренду по результатам лесных конкурсов, которые организовывались и проводились территориальными органами Рослесхоза. Победителем признавался участник лесного конкурса, конкурсное предложение которого содержало условия, соответствующие критериям, определенным конкурсной документацией. К критериями отбора победителей лесного конкурса в том числе относились:

• размер арендной платы;

• проведение мероприятий по охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов;

• объемы инвестиций для увеличения глубины переработки древесины, создание новых рабочих мест;

• участие в решении социальных вопросов в районах проведения лесозаготовок и т. п.

Постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование

Предоставление лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ).

Согласно ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Перевод земель лесного фонда из одной категории в другую

Изменения коснулись и порядка перевода земель лесного фонда. Как уже указывалось, из перечней документов (схем, проектов и т. п.), подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, исключены материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные земли.

Из ЗК РФ Водным законом исключен пункт 6 статьи 58, в котором устанавливалось следующее: «при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, или при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий возмещаются потери лесного хозяйства». Таким образом, при переводе земель не требуется осуществление государственной экологической экспертизы и возмещение потерь лесного хозяйства.

Статьей 9 Вводного закона установлено, что земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли поселений в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Водным законом пункт 6 статьи 86 ЗК РФ изложен в новой редакции: «Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны и лесопарки, в земли иных категорий запрещается» (ранее в этом пункте указывалось, что «перевод земель в границах пригородных и зеленых зон, занятых лесами первой группы, в земли иных категорий допускается на основании решения Правительства Российской Федерации»). Мы уже отмечали, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким об-

разом, новая редакция пункта 6 статьи 86 устанавливает императивное правило, согласно которому зеленые зоны и лесопарки не могут быть переведены в другую категорию земель.

Вводным законом внесены изменения и в статью 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»:

«Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.».

Ранее перевод был возможен, если изменение целевого назначения предусмотрено лесоустроительной документацией или документами территориального планирования и документацией по планировке территории для строительства и эксплуатации объектов здравоохранения, объектов культурно-бытового, жилищно-коммунального, социального назначения, дорог и других линейных объектов. Кроме того, перевод допускался только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществлялся в соответствии с лесоустроительной документацией в следующих случаях:

1) в связи с невозможностью дальнейшего использования по целевому назначению;

2) в связи с прекращением нужд лесного хозяйства;

3) в связи с необходимостью обеспечения обороны страны и безопасности государства, нужд сельского хозяйства, энергетики, содержанием объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также добычей полезных ископаемых при невозможности в установленном порядке осуществить меры по рекультивации земель для нужд лесного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.