Научная статья на тему 'АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИЛ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ'

АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИЛ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА (ЛС) / МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (МО) / ФОРМУЛЯРНАЯ СИСТЕМА / ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ФОРМУЛЯР (ЛФ) / ФАРМАКОЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сергалиев Т.С., Айтжанова А.Б., Болатбекова А.А.

В статье рассматриваются основные нормативы правил лекарственного обеспечения медицинских организаций, которые оказывают высокоспециализированную медицинскую помощь. Необходимость усовершенствования информационно-методологической доктрины путем согласования нормативно-правовых актов имеют большое значение. В свою очередь, нормативно-правовые акты в сфере лекарственного обеспечения и Формулярной системы также нуждаются в разработке. На практике организации здравоохранения при разработке собственных формуляров определяются на лекарственные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Сергалиев Т.С., Айтжанова А.Б., Болатбекова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИЛ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ»

Использованные источники:

1. Ажибеков М. А., Физиологическая адаптация крупного рогатого скота в аридной зоне Приаралья. Автореф. дис. д-ра наук. М., 1991 с. 33

2. Абдиров Ч. А., Агаджанен Н. А., Северин А. Е. Экология и здоровье человека. Нукус, 1993. с. 184

3. Бахтиярова Ш. К. Кишечная гемо-лимфодинамика и состава крови и лимфы у крыс при действии экофакторов Приаралья. Автореф. дис. канд. биол. наук. Алматы 1996 с. 24

4. Бондаров Д. Л., Стунжас Н. М. Осмотическая и кислотная резистентность эритроцитов при общем перегревании организма. "Патобиохимия и патогистология перегревания". Смоленск 1978. с. 35-44

5. Васильев Н. В., Захаров, Коледа Т. И. Система крови и неспецифическая резистентность в экстремальных климатических условиях. Новосибирск: Наука, 1992. с. 257

6. Bessis M, Brecher G. A "Second look at stress erythopoiesis" Blood cells. 1975. Vol. 1 №3 p. 409-414

7. Юнусов А. Ю. Адаптация человека и животных к высокой температуре Ташкент. Дан. 1971 с. 124

Сергалиев Т.С., к.м.н. и.о. доцента

кафедра «общественного здоровья и здравоохранения»

Айтжанова А.Б. магистрант II-года обучения кафедра «общественного здоровья и здравоохранения»

Болатбекова А.А. магистрант II-года обучения кафедра «общественного здоровья и здравоохранения» Карагандинский государственный медицинский университет

Республика Казахстан, г. Караганда АНАЛИЗ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВИЛ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЫСОКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ Аннотация. В статье рассматриваются основные нормативы правил лекарственного обеспечения медицинских организаций, которые оказывают высокоспециализированную медицинскую помощь. Необходимость усовершенствования информационно-методологической доктрины путем согласования нормативно-правовых актов имеют большое значение. В свою очередь, нормативно-правовые акты в сфере лекарственного обеспечения и Формулярной системы также нуждаются в разработке. На практике организации здравоохранения при

разработке собственных формуляров определяются на лекарственные

средства.

Ключевые слова: лекарственные средства (ЛС), медицинская организация (МО), формулярная система, лекарственный формуляр (ЛФ), фармакоэконом ика.

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», Правительством Республики Казахстан были отменены ряд прежних постановлений в области лекарственного обеспечении и утверждено Постановление Правительства РК от 15.12.2009 г. №2135 «Об утверждении Правил обеспечения лекарственными средствами граждан».

Реализация Постановления насчет организации обеспечения ЛС при оказании скорой, стационарной помощи в рамках ГОБМП предполагается в формате функционирования формулярной системы. [1]

Формирование лекарственного формуляра и определение потребности в ЛС проводится формулярной комиссией медицинской организации (МО) в пределах бюджетных средств, которые предусмотрены администратором бюджетной программы МО. При этом в МО всегда осуществляется анализ использования (назначения) лекарственных средств, результатов мониторинга побочных реакций и регулирование вопросов рационального использования ЛС.

Необходимость в ЛС в МО определяется с помощью:

- лекарственного формуляра (ЛФ) МО;

- данных динамики заболеваемости и эпидемиологической ситуации в регионе;

- регистров пролеченных больных;

- фактического потребления лекарственных средств за предыдущий год, прогнозируемого остатка на 1 января следующего финансового года.

МО предоставляет список ЛС в уполномоченный орган под международными непатентованными наименованиями для последующего закупа их единым дистрибьютором.[2,3]

Согласовав с Постановлением, список единого дистрибьютора формируется и утверждается уполномоченным органом в области здравоохранения, на основании потребностей ЛС с уточнением указаний дозировки и лекарственной формы, изделий медицинского назначения, необходимых при медицинских процедурах для обеспечения больных на стационарном уровне и в соответствии с Республиканским лекарственным формуляром.

Главным возникают и требования по раздельному хранению и учету ЛС, которые приготовлены для оказаний медицинской помощи в рамках ГОБМП, и ЛС, приобретенных за средства МО, чтобы оказывать платные услуги.

Из этого следует, что Постановление прописывает порядок организации обеспечения ЛС для оказания скорой, стационарной и

стационарнозаменяющей помощи, а также амбулаторно-поликлинической помощи в рамках ГОБМП, также не определяет особенности лекарственного обеспечения МО, хотя по последнему сопровождению инновационной и высокотехнологической медицинской помощи могут отличаться от других МО.

Функционирование ЕНСЗ корректирует работу, как и для органов, так и для организаций здравоохранения с точки зрения оптимального взаимодействия с формулярной системой. ЕНСЗ обеспечивает рациональную разработку, использование медико-экономических протоколов, фармацевтический менеджмент и надлежащее использование лекарственных средств, экспертизу в формате принятия решений по соответствию качества оказываемых медицинской организацией медицинских услуг. [4,5]

Работа организаций, направлена на конечный результат в условиях конкуренции их между собой, тоже самое происходит и с частными клиниками, т.е. невозможна без повышения эффективности затрат. Данная реформа ориентирует медицинские организации на конечный результат, что стимулирует их мотивацию на развитие ресурсов в области клинической фармакологии, доказательной медицины, фармакоэкономики, рационального фармацевтического менеджмента на фоне надлежащего методологического сопровождения внедрения формулярной системы.

В нашей республике хорошо известны цели внедрения, задачи и функции формулярной системы.

На основе Приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 24.12.2008 года №677 «О внедрении формулярной системы». Формулярная система, по данному Приказу, определяется как система, обеспечивающая рациональное лекарственное обеспечение и использование медикаментозных средств в организациях здравоохранения.

ВОЗ определяет ФС, как «комплекс структур и управленческих мероприятий в здравоохранении, обеспечивающий применение рациональных, т.е. организационно и экономически эффективных, методов снабжения и использования лекарственных средств целью, которой является обеспечение максимально высокого, с учетом конкретных условий, качества медицинской помощи и оптимального использования имеющихся ресурсов».

Европейская комиссия определяет цели ФС как «совершенствование системы стандартов диагностики и лечения, а также регулирование стоимости услуг гражданского здравоохранения (медицинского страхования). Для достижения этой цели врачи обладают определенной свободой в назначении лекарственных препаратов, но в пределах определенного регламента или в рамках финансирования предоставленного системой страхования (непрямой контроль)».

Таким образом, имеют место некоторые методологические различия в понимании Формулярной системы.

В Приказе излагаются положения только о Формулярных комиссиях организаций и органов здравоохранения, а Формулярная система рассматривается, как разработка лекарственных формуляров. Также не представлены общие положения и взаимодействие компонентов Формулярной системы. Нормативно-правовые акты (НПА) по функционированию Формулярной системы не гармонизированы с ЕНСЗ. Отметив данный факт, можно сказать, что данный Приказ «О внедрении формулярной системы» издан до внедрения ЕНСЗ и изменения в Приказ в соответствии с требованиями не были.

Внесенные изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся функционирования Формулярной системы в республике, были направлены на демократизацию процесса разработки лекарственного формуляра организациями здравоохранения и республиканского лекарственного формуляра (РЛФ). Формат РЛФ предполагает рекомендательный характер, и МО могут включать в свой формуляр лекарственные средства, не входящие в него. Организации здравоохранения имеют право самостоятельно определять свой лекарственный формуляр независимо от РЛФ. Т.е. обеспечивается оперативный простор для принятия решений медицинскими организациями в области лекарственного обеспечения в рамках их ответственности.

Главным вопросом считается то, что на практике организации здравоохранения при разработке собственных формуляров определяются, на ЛС, которые интегрированы в медико-экономические протоколы. В связи с данным, растет роль следующего фармацевтического сопровождения медико-экономических протоколов. Этим образом, Формулярную систему не стоит рассматривать порознь - лишь только как устройство для регламентации фармацевтического обеспечивания. Формулярная система важна для стандартизации и

регламентации предложения врачебной поддержке (протоколы ведения болезненных, медико-экономические стандарты).

Функционирование Формулярной системы «дезориентировано» в критериях интеграции ЕНСЗ, собственно связано с отсутствием гармонизации нормативно-правовых актов, системного расклада. Чисто рекомендательно в области Формулярной системы не применим для ее функционирования и поддержания.

В связи с данным, возможно предсказывать нивелирование роли Формулярной системы, в формате, в каком она в данный момент представлена в нашей республике.

Представленная ситуация нуждается в усовершенствовании информационно-методологической доктрины путем согласования нормативно-правовых актов, учитывая ее работоспособность в условиях ЕНСЗ. При этом необходимо учитывать, что ЕНСЗ влияет на правильный расход лекарственных средств через механизмы активизации

ресурсосбережения, повышения качества медицинских услуг.

Учитывая все это, есть необходимость в разработке нормативно-правовых актов в сфере лекарственного обеспечения и Формулярной системы с имеющейся правовой базой и динамическими процессами изменения системы здравоохранения, включая и новые подходы к усовершенствованию ВСМП.

В список основных лекарственных средств (ОЛС), включалось 1200 лекарственных средств, и поэтому он являлся списком государственных закупок, который составлялся до внедрения практики РЛФ (или Национальный формуляр). Из-за определенных нужд медицинских учреждений возникали проблемы дополнительного закупа ЛС, что и усложнило качества оказания медицинской помощи.[6,7]

На основе Приказа МЗ РК и международных подходов, осуществился отбор ЛС для РЛФ. Условия для отбора ЛС для включения в формуляры, включая и РЛФ: 1) обоснованная потребность использования ЛС, учитывая эпидемиологические данных; 2) ЛС в МЭП; 3) клинически доказанная эффективность, безопасность, качество, стоимость и экономическая эффективность ЛС; 4) плюсы и преимущество ЛС по сравнению с существующими аналогами; 5) наличие ЛС в формулярах европейских стран и модельном формуляре ВОЗ.

РЛФ составлялся на основании лекарственных формуляров МО, включая и научные медицинские центры, и институты. Региональные формуляры, которые в последующем сводились в РЛФ, включая ЛС, составлялись органами здравоохранения. ЛС, используемые в амбулаторной, так и в стационарной практике. Количество ЛС и включенных в него препаратов не уменьшилось. ЛС, включенный в РЛФ расширяются благодаря клиницистам, реально заинтересованных в рациональном использовании ЛС и оказании качественной медицинской помощи, и представителей фармацевтических производителей ЛС для продвижения через включение в РЛФ. Этот парадокс возник из-за различного понимания формата РЛФ и отсутствия согласования НПА в сфере лекарственного обеспечения в условиях ЕНСЗ.

Использованные источники:

1. Послание Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной нации», 2004.

2. Послание Президента народу Казахстана «Новый Казахстан в Новом мире», 2006.

3. Послание Президента страны народу Казахстана «Стратегия «Казахстан -2030» на Новом этапе развития Казахстана», 2007.

4. Послание Президента народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики», 2008.

5. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 520 с.

6. Касымова Г.П., Кузнецова Л.А. Совершенствование организационных форм лекарственного обеспечения населения // Материалы II научно-практической конференции: «Опыт, проблемы и перспективы реформирования системы здравоохранения в Республике Казахстан». -Алматы: ВШОЗ, 2002. - С.155-156.

7. Аппазов А.Д. Перспективы формирования аптечной сети в современных условиях //Сборник тезисов докладов 11 международной специализированной выставки «Аптека-95». - М., 1995. - С.1-3.

Уваров Д. М. инженер Васильев П. П. инженер Степанова А. В. инженер-исследователь кафедра биохимии и биотехнологии Северо-Восточный федеральный университет

Россия, г. Якутск МОДИФИКАЦИЯ ЛИШАЙНИКОВОГО ПОРОШКА МЕХАНОАКТИВАЦИОННОГО СПОСОБА ПОЛУЧЕНИЯ ДИОКСИДОМ КРЕМНИЯ

В статье представлены результаты по усовершенствованию биотехнологии получения двухкомпонентного препарата путем совместной механоактивации талломов лишайника и вспомогательной добавки диоксида кремния с целью модификации технологических свойств для дальнейшего капсулирования или таблетирования.

Ключевые слова: лишайник, механоактивация, порошок, сыпучесть, капсул ирование

D.M. Uvarov, engineer P.P. Vasilyev., engineer

А. V. Stepanova, engineer researcher of the Department of biochemistry and biotechnology North-Eastern Federal University, Russia, Yakutsk MODIFYING OF LICHEN POWDER BY CO-MECHANOACTIVATION WITH SILICON DIOXIDE

The article presents the results of biotechnology improvement of two-component preparation by co-mechanoactivation of lichen thalli and silica auxiliary additive to modify the processing properties for further encapsulation or tableting.

Key words: lichen, mechanoactivation, powder, agent, incapsulation

Измельчение твердых лекарственных форм в виде ультрадисперсных порошков стало возможным благодаря механоактивационным технологиям,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.