Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правовой базы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений'

Анализ нормативно-правовой базы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
167
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Кочкина Т.Н., Потапова С.О.

В статье детально рассмотрен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №117 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; рассмотрен ряд нормативных документов, правил и рекомендаций, касающихся способов оценки безопасности гидротехнических сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правовой базы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений»

Для проведения ядерных испытаний на полигоне Новая земля были выделены три основные зоны:

район губы Черной (зона А) на Южном острове, где в течение 1955-1962 годов осуществлялись взрывы на акватории или на берегу (в зоне А, недалеко от губы Черной, в дальнейшем, после 1963 года, проводились и подземные испытания в скважинах);

южный берег пролива Маточкин Шар вблизи поселка Северный (зона В), где в период с 1964 по 1990 год проводились подземные испытания в штольнях;

полуостров Сухой Нос в районе губы Митюшихи (зона С, иногда ее называли и зоной Д), где в течение 1957-1962 годов осуществлялись только воздушные взрывы в "бомбовом режиме".

Таким образом, принятая в СССР в 1945 году десятилетняя послевоенная кораблестроительная программа, естественно, не могла учитывать возможность использования ядерного оружия в борьбе на море - его тогда просто не существовало.

В новой программе следовало учитывать новые представления военных о возможной будущей войне, а она виделась атомной.

Появившееся оружие невиданной разрушительной силы вызывало острейшие споры о роли флота в новых, еще никем не изученных условиях ведения боевых действий.

Ученым и военным важно было убедиться не только в работоспособности ядерного заряда и оценить его мощность, но и изучить поражающее действие подводного взрыва на объекты ВМФ в конкретных морских условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалев СЛ. Архипелаг Новая земля // Журнал Морской сборник. - 2009. - № 9. -С. 11-22.

2. [Электронный ресурс]: http: //nnm.ru/blogs/ russouth/ yadernyy _arhipelag_novaya_ zemlya (дата обращения 15.07.2018 г.).

УДК 340.1/614.8

Т.Н. Кочкина, С.О. Потапова

Воронежский институт-филиал ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

В статье детально рассмотрен Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №117 - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; рассмотрен ряд нормативных документов, правил и рекомендаций, касающихся способов оценки безопасности гидротехнических сооружений.

Ключевые слова: гидротехнические сооружения, нормативно-правовая база, федеральный закон, безопасность, регламент.

T.N. Kochkina, S. О. Potapova

THE ANALYSIS OF NORMATIVE-LEGAL BASE OF SAFETY OF HYDRAULIC STRUCTURES

The article considers in detail the Federal law of July 21, 1997 №117-FZ" on the safety of

hydraulic structures"; considered a number of régulations, rules and recommendations relating to methods for assessing the safety of hydraulic structures.

Key words: hydraulic structures, regulatory framework, Fédéral law, safety, régulations.

В Российской Федерации эксплуатируется более 65 тысяч ГТС, в том числе около 30 тысяч напорных. Для защиты населенных пунктов, объектов экономики и сельхозугодий используется порядка 10 тыс. км защитных сооружений - валов и водооградительных дамб с системами дренажа, насосными станциями и водоспусками.

ГТС находятся в различных формах собственности. Более половины напорных ГТС принадлежит хозяйствующим субъектам (предприятиям энергетики, металлургической, химической и других отраслей промышленности, а также сельского хозяйства), более четверти объектов находится в собственности субъектов Российской Федерации. К федеральной собственности относится 1930 ГТС (6,6 % от общего числа).

По техническому состоянию действующие напорные ГТС всех форм собственности могут быть разделены на две основные группы.

К первой группе относится около 400 напорных плотин, которые принадлежат ОАО «РусГидро» и другим энергетическим компаниям, как входившим ранее в РАО «ЕЭС России», так и находившимся вне его.

Собственники этих ГТС имеют квалифицированные, достаточно хорошо укомплектованные службы эксплуатации. На указанных сооружениях относительно регулярно проводятся необходимые ремонтно- профилактические работы, их безопасность продекларирована.

Ко второй группе относятся напорные сооружения малых и средних водохранилищ. Они составляют подавляющее большинство ГТС на территории Российской Федерации, эксплуатируются зачастую без реконструкции и должного ремонта, в значительной степени выработали свой ресурс и поэтому являются объектами повышенной опасности.

Из числа объектов второй группы состояние около 300 напорных сооружений крупных водохранилищ оценивается как критическое (опасное).

Почти все они поднадзорны Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору Российской Федерации (Ростехнадзору) и находятся в ведении Минсельхоза России либо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основные нормативно-правовые требования к методам и способам оценки безопасности объектов мелиорации и ГТС определяются Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №117 - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 1997 года.

Действие Федерального закона № 117 - ФЗ распространяется на все ГТС, аварии на которых могут создать чрезвычайные ситуации, сопровождающиеся угрозой для жизни и здоровья людей, нарушением условий их труда и жизнедеятельности.

Как известно, в советские годы все производственные и непроизводственные объекты находились в единой форме собственности - государственной, однако конкретное управление этими объектами осуществляли те организации, на балансе которых они находились.

В 90-е гг. прошлого века, когда происходила всеобщая приватизация, никто не хотел приватизировать ГТС, так как эти объекты по своему существу не могли приносить прибыли, хотя и выполняли важнейшие функции. Но эти функции - инфраструктурные, т.е. рассчитанные на обслуживание основного производства и населения, причем часто основного производства не одного предприятия, а целого города или даже экономического района.

В свете изложенного принятие в 1997 г. Федерального закона №117-ФЗ оказалось

поистине знаковым событием, обеспечивающим создание системы безопасности ГТС в новых, рыночных условиях.

Реализация данного закона позволила ввести систему обеспечения безопасности ГТС, которая основана на мировом и отечественном опыте, и в частности на многолетнем опыте, накопленном российскими мелиораторами. В первую очередь законом №117-ФЗ определялись полномочия органов государственной власти различного уровня в области безопасности ГТС.

Для обеспечения безопасности ГТС была установлена система мер на стадиях проектно-изыскательских работ, строительства и эксплуатации.

Помимо Федерального закона №117, существующая нормативно-правовая база, определяющая методы и способы обеспечения безопасности ГТС, включает постановления Правительства РФ «О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений», «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений».

Ряд нормативных документов, правил и рекомендаций, касающихся способов оценки безопасности ГТС, разработан и утвержден органами государственного надзора за безопасностью ГТС (Минтопэнерго России, Гостехнадзором России).

Это РД 153-34.2-21.342-00 «Методика определения критериев безопасности гидротехнических сооружений» (РАО «ЕЭС России», М., 2001); Пособие к Методике определения критериев безопасности гидротехнических сооружений (РАО «ЕЭС России», М., 2001); П-836-85 «Рекомендации по определению предельно допустимых значений показателей состояния и работы гидротехнических сооружений» (Минэнерго СССР, М., 1985); Методические рекомендации по оценке технического состояния и уровня безопасности СГТС (ЗАО «Гидротехэкспертиза», М., 2003); Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора.

Обращает на себя внимание отсутствие в перечисленных документах критериев, позволяющих выполнять обобщенную оценку состояния сооружений и уровня их безопасности, которые часто требуются для сопоставительной оценки объектов в процессе принятия управленческих решений по обеспечению безопасности ГТС. Кроме того, существуют и принципиальные противоречия в ведомственных отраслевых подходах энергетиков и речников к назначению предельных значений (у энергетиков принят термин «критериальные значения») для оценки технического состояния объекта.

Основным документом, обосновывающим безопасность ГТС, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер, масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации, является декларация безопасности.

За период, прошедший с начала правоприменения ФЗ- №117 и подзаконных актов, их неоднократно дорабатывали и дополняли, что обусловлено как недостаточной проработанностью принятых на момент их создания положений, так и появлением новых законодательных актов, в том числе в смежных с водохозяйственной областью отраслях экономики. Среди нововведений есть и такие, которые изменили условия осуществления мероприятий по безопасности ГТС в худшую сторону.

Например, разделение процедур рассмотрения и утверждения декларации безопасности органами экспертизы и органами надзора снизило ответственность собственника ГТС и эксплуатирующей организации за обеспечение безопасности ГТС.

Неприемлемым является вновь сформированный регламент утверждения критериев безопасности, согласно которому экспертные центры не привлекаются на этапе их

разработки и утверждения. При этом зачастую утверждаются настолько некачественные критерии, что экспертный центр, рассматривая декларацию безопасности, просто не имеет возможности ее оценить, поскольку критерии неадекватны, но уже утверждены.

Для устранения такой ситуации представляется необходимым:

- возвращение к опыту утверждения критериев безопасности вместе с декларациями в экспертных центрах, что повысит контроль обоснованности состава критериев и их предельных значений;

- разработка общих принципов определения предельных значений критериев, что позволило бы избавиться от значительной доли волюнтаризма в этой области.

Следовательно, решение проблемы совершенствования нормативно-методической базы для оценки состояния ГТС и мониторинга показателей технического состояния на основе установления адекватных критериев безопасности для функционирующих и реконструируемых мелиоративных систем и ГТС, безусловно, является одной из первоочередных задач стратегического и тактического уровней управления эксплуатацией ГТС.

Основные направления совершенствования нормативно-правовой и нормативно-методической документации в части требований к безопасности ГТС и безопасной эксплуатации мелиоративных систем связаны также:

- с решением юридических вопросов, касающихся критериев отнесения ГТС к федеральной, региональной, муниципальной собственности;

вопросами передачи и оформления права собственности на объекты мелиоративного водохозяйственного комплекса;

проблемами безопасности бесхозяйных сооружений и обретения ими собственника;

- определением санкций за нарушение собственниками и эксплуатирующими организациями правил эксплуатации ГТС;

- установлением предельных значений критериев безопасности ГТС;

- разработкой методик оценки безопасности состояния ГТС и допустимых уровней риска аварий на них;

- созданием положений преддекларационного обследования ГТС с учетом их класса и назначения.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой контроль оценки и определения безопасности объектов мелиорации требует:

осуществления эффективного государственного регулирования вопросов безопасности ГТС, реализуемого органом государственного надзора;

- обеспечения государственного надзора за выполнением правил и норм эксплуатации ГТС эксплуатирующими организациями, в том числе:

а) за регулярностью проводимых эксплуатирующими организациями наблюдений за ГТС, их осмотров и централизованных обследований;

б) декларированием безопасности ГТС и ведением их кадастра с учетом класса сооружений, в первую очередь с учетом особенностей низконапорных гидроузлов IV класса и бесхозяйных сооружений.

В настоящее время рассматривается очередной проект изменений в Федеральном законе №117-ФЗ, который предусматривает отмену декларирования сооружений низкой опасности, относящихся к IV классу, на стадии эксплуатации. Согласно этим предложениям владелец ГТС составляет и представляет в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности ГТС «для проектирования, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ;

2. РД 153-34.2-21.342-00 «Методика определения критериев безопасности гидротехнических сооружений» (РАО «ЕЭС России», М., 2001);

3. Пособие к Методике определения критериев безопасности гидротехнических сооружений (РАО «ЕЭС России», М., 2001);

4. П-836-85 «Рекомендации по определению предельно допустимых значений показателей состояния и работы гидротехнических сооружений» (Минэнерго СССР, М., 1985);

5. Методические рекомендации по оценке технического состояния и уровня безопасности СГТС (ЗАО «Гидротехэкспертиза», М., 2003);

6. Напетваридзе Ш.Г. Сейсмостойкость гидротехнических сооружений. М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959.

7. Авакян А.Б. Наводнения: причины, проблемы, защита // Военные знания (библиотечка «ВЗ»), - №5, 1998 г.;

8. Наводнения, связанные с разрушением гидротехнических сооружений. Методические указания к лабораторной работе по курсу «Природные стихийные явления» / Составитель Цвиленева Н. Ю. - Уфа, 1999.

9. Гупта X., Растоги Б. Плотины и землетрясения. М.: Мир, 1979 г. (1976, Elsevier Scientific Publishing Company, Amsterdam).

10. Юрченко И.Ф., Носов A.M. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, №4 (20), 2015 г., [262-277].

УДК 614.8

Т.Н. Кочкина, С. О. Потапова

Воронежский институт-филиал ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ Н СООРУЖЕНИЙ В ЗОНЕ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ АВАРИЙ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ

В статье рассмотрен Государственный стандарт ГОСТ Р 22.1.11-2002 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг состояния водоподпорных гидротехнических сооружений (плотин) и прогнозирование возможных последствий гидродинамических аварий на них. Общие требования»; представлен перечень основных прогнозируемых параметров аварии (волны прорыва) на водоподпорных ГТС, определяющих размеры бедствия и ущерб в зоне возможного затопления; разработаны и определены основные характеристики возможных последствий гидродинамических аварий на водоподпорных ГТС, прогнозируемых и контролируемых в процессе мониторинга.

Ключевые слова: гидротехнические сооружения, водные объекты, государственный стандарт, последствия гидродинамических аварий, прогнозирование последствий, размеры бедствий, зона возможного затопления, безопасность в чрезвычайных ситуациях.

T.N. Kochkina, S. О. Potapova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.