Научная статья на тему 'Анализ нормативно-правового регулирования деятельности технопарка в сфере высоких технологий'

Анализ нормативно-правового регулирования деятельности технопарка в сфере высоких технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОПАРК В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОПАРКА / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евлоева Мадина Микаиловна

В статье анализируется нормативно-правовое регулирование деятельности технопарка в сфере высоких технологий на основе действующего законодательства для улучшения финансово-хозяйственной деятельности технопарков. На основе проведенного анализа законодательных актов по технопаркам сделан вывод о том, в каком направлении необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование деятельности технопарков в сфере высоких технологий регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ нормативно-правового регулирования деятельности технопарка в сфере высоких технологий»

Анализ нормативно-правового регулирования деятельности технопарка в сфере высоких технологий Евлоева М. М.

Евлоева Мадина Микаиловна /Еу1овуа Ма&па М1каИоупа - аспирант, кафедра менеджмента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ингушский государственный университет, г. Назрань, Республика Ингушетия

Аннотация: в статье анализируется нормативно-правовое регулирование деятельности технопарка в сфере высоких технологий на основе действующего законодательства для улучшения финансово-хозяйственной деятельности технопарков. На основе проведенного анализа законодательных актов по технопаркам сделан вывод о том, в каком направлении необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование деятельности технопарков в сфере высоких технологий регионального уровня.

Ключевые слова: технопарк в сфере высоких технологий, нормативно-правовое регулирование, деятельность технопарка, оптимизация налогообложения, налоговые льготы.

В России одной из важных проблем является повышение эффективности функционирования экономики страны. Она тесно связана с быстрым развитием инновационной сферы. В таких условиях особое значение приобретает нормативно -правовое регулирование деятельности инновационных кластеров и технопарков в сфере высоких технологий.

Много внимания уделяется вопросам развития и формирования инновационной деятельности в России, но при этом мало акцентирует внимание проблемам правового регулирования деятельности организаций не только инновационной деятельности и технопарков.

Нормативно-правовое регулирование есть определение системы правил, порядка и процедур общественной жизнедеятельности в сфере осуществления государственной власти и управления посредством обеспечения реализации функций права уполномоченными субъектами властно-управленческих отношений и легитимированных доверием и признанием общества [1].

Нормативно-правовое регулирование деятельности технопарков - это определенная система норм, правила, взаимосвязанная последовательность действий для осуществления и выполнения деятельности технопарка, что должно привести инновационному росту не только организаций, но и экономическому росту страны.

Технопарки в сфере высоких технологий, курируемые Минкомсвязью России, которые имеют финансовую поддержку и государственное стимулирование рассмотрены в таблице 1.

Технопарк представляет собой систему экономически, юридически, информационно и научно взаимосвязанных субъектов экономики, эффективное взаимодействие которых друг с другом позволяет малым инновационным компаниям производить научные разработки, коммерциализировать их, что способствует росту данных компаний в крупные компании и корпорации, а так же ведет к инновационному прогрессу государства.

№ п/п Действующие технопарки Строящиеся технопарки

1 Технопарк «Западно-Сибирский инновационный центр», г. Тюмень Технопарк высоких технологий, г. Пенза

2 Технопарк «Химград», г. Казань Технопарк высоких технологий, Республика Ингушетия, г. Магас

3 Технопарк «Ремеев», г. Пенза Технопарк «Зеленая долина», Тамбовская обл., г. Мичуринск

4 «Технопарк-Мордовия», г. Саранск Технопарк «Обнинск», г. Обнинск

5 Технопарк «Физтехпарк», г. Москва

6 «Технопарк-Мордовия», г. Саранск

7 «Кузбасский технопарк», г. Кемерово

8 Технопарк «ИТ-парк», г. Казань

9 «Технопарк Новосибирского Академгородка» («Академпарк»), г. Новосибирск

10 Технопарк «Университетский», г. Екатеринбург

11 Технопарк «ИТ-Парк», г. Набережные Челны

12 Технопарк «Жигулевская долина», г. Тольятти

13 Технопарк «ИТ-парк Анкудиновка», г. Нижний Новгород

Для организации технопарка и развития кластеров необходимо ввести ряд нормативно-правовых актов. Технопарки создаются для того, чтобы приносить прибыль, т.е. «делают деньги» на высоких технологиях и инновациях. В связи с этим стоит уделить особое внимание налоговым аспектам технопарка.

Правительство РФ приняло постановление, позволяющее региональным технопаркам получать государственную поддержку в виде налоговых льгот.

Одним из налоговых льгот для технопарков регионального уровня является сниженная региональной части ставка налога на прибыль до 13,5 %, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и резиденты технопарка могут применять ставку 5 % по УСН [2]. Одним из ярких примеров применение налоговых льгот и успешного развития является «Технопарк-Мордовия», Республика Мордовия.

Таким образом, для строящихся технопарков рассмотреть ряд нормативно-правовых актов регионального и федерального уровня, предоставляющих льготу для обеспечения функционирования деятельности технопарков. В соответствии с региональным законодательством для технопарков регионального уровня (на примере строящихся технопарков: Республики Ингушетия (г. Магас), г. Пензы, «Обнинск» и «Зеленая долина») необходимо предусмотреть предоставление налоговых льгот в виде снижения ставки на налог на прибыль до 13,3 %, УСН по ставке 5 % и освобождения от уплаты налога на имущество организаций.

Для рационального функционирования технопарков, необходимо начиная с момента строительства технопарка рассмотреть в своей деятельности планирование и прогнозирование организации, исследовать положительные и отрицательные факторы риска, риски бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности. По данному направлению занимаются отдел внутреннего контроля и отдел аудита.

Отделы внутреннего контроля и внутреннего аудита создаются с целью обеспечение эффективной деятельности и работы технопарка, соблюдения внутренних правил и процедур, анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности технопарка.

Литература

1. Козбаненко В. А. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. М., 2002. С. 74.

2. Научная электронная библиотека. Викторова Н. Г., Борисоглебская Л. Н., Миронова В. И. Проблемы правового регулирования деятельности технопарков: управленческий и налоговый аспекты. http://elibrary.ru/ (журнал №7, 2013г.).

Технопарки в России Евлоева М. М.

Евлоева Мадина Микаиловна /Еу1овуа Ма^па М1каИоупа - аспирант, кафедра менеджмента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ингушский государственный университет, г. Назрань, Республика Ингушетия

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и тенденция развития технопарка в России. Анализируется определение «технопарка» различных ученых и по данным анализа научно-исследовательской базы понятия «технопарка» предложено свое определение «технопарка».

Ключевые слова: технопарк, проблемы развития, аккредитация, управление, ученые экономисты, понятие «технопарка».

Основное направление наукоградов в образе технопарков в СССР появился не в результате большого желания властей предоставить ученым возможность заниматься наукой, а для решения одной определенной научной задачи, от чего зависела тогда как обороноспособность страны, так и самоуправление и целостность советского атомного проекта. И в отличии от западной модели основной базой для технопарков были заводы и предприятия, а не высшие учебные заведения. Еще одной отличительной чертой являлась их закрытость.

После второй мировой войны в СССР возникли первые наукограды (технопарки). Одним из первых наукоградов стал поселок Саров в Мордовской АССР (Арзамас-16). В данном поселке размещался завод по производству боеснарядов.

9 апреля 1946 г. было принято постановление (которое в свою очередь было секретным) Совета министров СССР о создании в Сарове конструкторского бюро при лаборатории № 2 АН СССР, а 21 июня 1946 г. В Сарове для реализации научного проекта (атомный) по решению Совета министров СССР было принято постановление о строительстве научно - исследовательской базы и в феврале 1947 г. было отнесено к особо секретным предприятиям с превращением его территории в закрытую зону постановлением Совета министров КБ.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в современной Российской Федерации началось формирование первой волны технопарков. Эти технопарки не имели развитой отрасли экономики, научно-технических знаний, подготовленных специалистов и менеджеров. Основная их часть была организована при университетах. Они не были действующими организациями, которые поддерживают инновационные предприятия и создавались в качестве структурного подразделения ВУЗа. В настоящее время большая часть технопарков также создаются в качестве структурного подразделения ВУЗов и только отдельные технопарки были образованы в форме отдельных организаций. Первый технопарк был открыт в 1990г. в Томске. После этого технопарки начали открываться почти во всех университетских городах страны: 1990г. - 2 технопарка, 1991г. - 8, 1992г. - 24, 1993г. - 43.

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.