Научная статья на тему 'Анализ нервно-психического состояния воспитанников учреждений для детей-сирот во время обучения и внeучебное время'

Анализ нервно-психического состояния воспитанников учреждений для детей-сирот во время обучения и внeучебное время Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
117
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / UNEASINESS / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHAN CHILDREN / ШКОЛЬНИКИ / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / SCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Нина Павловна, Ивженко Е. В.

Представлены результаты исследования нервно-психического состояния воспитанников учреждений для детей-сирот во время образовательного процесса и во внеучебное время. Установлены значимые параметры тревожности, познавательной активности и эмоционального состояния детей и подростков, характеризующие эмоционально-личностное благополучие, эмоциональное отношение к учебе, личностной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL CONDITION OF PUPILS OF ESTABLISHMENTS FOR ORPHAN CHILDREN DURING TRAINING AND OUT OF SCHOOL HOURS

In article results of research of a psychological condition of pupils of establishments for orphan children are presented during educational process and in out of school hours. Significant parameters of uneasiness, cognitive activity and an emotional condition of children and the teenagers, characterizing emotional and personal wellbeing, the emotional relation to the doctrine, personal adaptation are established.

Текст научной работы на тему «Анализ нервно-психического состояния воспитанников учреждений для детей-сирот во время обучения и внeучебное время»

40

ЗНиСО август №8 (233)

АНАЛИЗ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ И ВЖУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Н.П. Сетко1, Е.В. Ивженко2

THE ANALYSIS OF THE PSYCHOLOGICAL CONDITION OF PUPILS OF ESTABLISHMENTS FOR ORPHAN CHILDREN DURING TRAINING

AND OUT OF SCHOOL HOURS

N.P. Setko, E.V. Ivzhenko

'ГБОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия», 2Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области

Представлены результаты исследования нервно-психического состояния воспитанников учреждений для детей-сирот во время образовательного процесса и во внеучебное время. Установлены значимые параметры тревожности, познавательной активности и эмоционального состояния детей и подростков, характеризующие эмоционально-личностное благополучие, эмоциональное отношение к учебе, личностной адаптации.

Ключевые слова: тревожность, дети-сироты, школьники, подростки.

In article results of research of a psychological condition of pupils of establishments for orphan children are presented during educational process and in out of school hours. Significant parameters of uneasiness, cognitive activity and an emotional condition of children and the teenagers, characterizing emotional and personal wellbeing, the emotional relation to the doctrine, personal adaptation are established.

Keywords: uneasiness, orphan children, schoolers, teenagers.

В период социально-экономической нестабильности, социального расслоения населения наиболее уязвимы социально незащищенные группы населения, особенно, дети-сироты. Основной задачей государственных учреждений для детей-сирот является наиболее быстрая и максимальная адаптация ребенка к условиям интерната, его социальная адаптация среди государственных подопечных и в обществе. Помимо новой микросоциальной среды, на ребенка школьного возраста, при нахождении в государ-

ственном учреждении опеки, существенное влияние оказывает учебная нагрузка.

Вместе с тем, успешность социальной адаптации воспитанников во многом связана с их эмоционально-личностным благополучием. При этом благополучие личности рассматривается как предпосылка его адаптационного потенциала и достижения согласованности со средой. Актуальные свойства и состояния личности (познавательная активность, мотивация достижения, тревожность и гнев) определяют

АВГУСТ №8 (233)

41

Таблица 1. Распределение воспитанников младшего школьного возраста учреждений для детей-сирот по уровню тревожности

Уровень тревожности Проценты Средние показатели

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Нормальный 0 11 9 60 20,05 ± 13,53

Несколько повышенный 50 23 55 33 40,02 ± 7,48

Явно повышенный 40 22 27 0 22,38 ± 8,34

Очень высокий 10 44 9 7 17,55 ± 8,99

эмоциональное отношение ребенка к учению [1]. Трудности процесса адаптации наиболее выражены в подростковом периоде, особенностью которого являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития [2].

Одним из интегральным показателей, характеризующим социальную дезадаптацию детей-сирот, является высокий уровень тревожности, отражающий «переживания эмоционального дискомфорта».

В связи с этим проведена оценка уровня тревожности у 155 детей в возрасте 7—12 лет с использованием шкалы явной тревожности в адаптации A.M. Прихожан (1994) и старшеклассников на определение показателей тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний с использованием шкалы тревожности Ч.Д. Спилбергера,

адаптированной А. Д. Андреевой (1988) и А.М. Прихожан (2007).

Результаты проведенных исследований показали, что среди воспитанников начальных классов в группе риска с очень высоким уровнем тревожности находятся 16 % детей, из них наибольший процент из группы риска — это дети второго года обучения (44 %). Максимальный процент детей с явно повышенной тревожностью отмечается среди первоклассников (40 %), при среднем показателе среди детей начальных классов 20 %.

Наибольший процент детей с несколько повышенным уровнем тревожности наблюдается среди учащихся третьего года обучения в учреждениях государственной опеки (55 %). Среди учащихся 4-х классов установлены наименьшие значения показателей явно повышенной и очень высокой

Проценты Средние

Уровень познавательной активности 7 класс 8 класс 9 класс показатели

обычно на уроке обычно на уроке обычно на уроке обычно на уроке

Высокий 48 71 40 40 35 30 40,87 ± 3,67 47,14 ± 12,48

Средний 52 29 40 47 65 70 52,46 ± 7,22 48,41 ± 11,99

Низкий 0 0 20 13 0 0 6,67 ± 6,67 4,44 ± 4,44

Уровень гнева

Высокий 24 29 33 13 10 0 22,38 ± 6,77 13,97 ± 8,25

Средний 62 67 60 73 65 95 62,30 ± 1,46 78,33 ± 8,55

Низкий 14 5 7 13 25 5 15,32 ± 5,32 7,62 ± 2,86

Таблица 2. Распределение воспитанников среднего школьного возраста учреждений для детей-сирот по уровню познавательной активности и негативны эмоциональных переживаний (гнева

42

ЗНиСО август №0 (233)

уровней тревожности с максимальным процентом детей с нормальным уровнем тревожности (60 %). Процент детей с нормальным уровнем тревожности среди учащихся начальных классов составил 20 %, при этом детей с нормальным уровнем тревожности среди учащихся 1 класса не выявлено. Большинство детей начальной школы имеют несколько повышенную тревожность (40 %) (табл. 1).

Основа психического здоровья — полноценное, соответствующее возрасту развитие психофизиологических функций ребенка. Проведено анкетирование детей-сирот на определение уровня тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний во время учебного процесса и в обычном режиме.

Установлено, что воспитанников среднего школьного возраста с высоким уровнем тревожности в учебное время выявлено 8,25 ± 6,03 %, с низким уровнем тревожности — 39,60 ± 16,48, при этом во внеучебное время воспитанников данного возраста с аналогичными уровнями тревожности 18,65 ± 4,01 и 21,59 ± 9,11 соответственно. Наибольший процент детей с высоким и средним уровнями тревожности как во время уроков, так и во вне учебное время отмечается среди учащихся 8 класса. Так, среди воспитанников 8 класса в учебное время выявлено 20 % детей с высоким уровнем тревожности и 73 % — со средним уровнем тревожности, в обычном режиме восьмиклассников с высоким и средним уровнем тревожности установлено 27 и 67 % соответственно. Среди учащихся 7 классов отмечен наибольший процент детей с низким уровнем тревожности как в учебное, так и во внеучебное время, при этом среди семиклассников установлено подавляющее количество детей с высоким уровнем познавательной активности в анализируемых периодах (71 % — на уроке, 48 % — обычное время). Среди учащихся 7 и 9-х классов не установлено ни одного воспитанника с низким уровнем познавательной активности как во время уроков, так и в повседневном режиме.

Большинство воспитанников с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний отмечено во время учебного процесса в 7-м классе (29 %), а в обычном режиме — среди воспитанников 8-го класса (33 %) (табл. 2).

Среди учащихся 10 классов в учреждениях для детей-сирот более половины имеют средние уровни тревожности, познавательной активности и гнева как на уроке (50, 64 и 57 % соответственно), так и во внеучебное время (57 % по всем трем критериям).

В сочетании показателей по всем трем шкалам наиболее часто встречающейся является набор средних уровней тревожности, познавательной активности и негативных эмоциональных переживаний, что свидетельствует о диффузном эмоциональном отношении со сниженной познавательной мотивацией. Наибольший процент детей с диффузным эмоциональным отношением во время учебного процесса отмечен среди учащихся

9 классов (93,3 %), при среднем показателе среди учащихся средних классов 72,2 %. Во внеучебное время наибольший процент детей-сирот с диффузным эмоциональным отношением в 9 классах — 64,3 % и 8 классах — 62,5 %, при среднем показателе в средних классах — 60,5 %. Самый низкий процент детей с диффузным эмоциональным отношением как во время уроков, так и во внеу-чебное время выявлен среди учащихся 7-х классов (50 и 56,3 % соответственно). Среди учащихся 10-х классов детей-сирот с диффузным эмоциональным отношением во время уроков составил 61,5 %, а во внеучебное время — 63,6 %.

Наибольшее количество учащихся с продуктивной мотивацией и позитивным эмоциональным отношением к обучению выявлено среди воспитанников 10-х классов на уроке (9,1 %), во внеучебное время — среди учащихся 9-х классов (28,6 %). Среди учащихся 10-х классов также установлена наиболее часто встречающаяся комбинация показателей, характеризующих переживание «школьной скуки» как в учебное, так и во внеучебное время — 27,3 и 23,1 % соответственно.

Наибольшее количество детей со школьной тревожностью в обычном режиме выявлено среди учащихся 7-х и 8-х классов — 12,5 %. Во время учебного процесса детей среднего и старшего школьного возраста с такой комбинацией показателей не встречается.

Детей-сирот с сочетанием показателей, характеризующих негативное эмоциональное отношение или резко отрицательного отношения к школе и обучению, не установлено.

Полученные данные, вероятно, свидетельствуют о том, что повышенный уровень тревожности среди учащихся начальных классов связан с незавершенной социальной адаптацией воспитанников. Низкий процент детей с продуктивной мотивацией и позитивным эмоциональным отношением к обучению, преобладание учащихся с диффузным, осредненным эмоциональным отношением в учебное и внеучебное время свидетельствует о проблемах социальной адаптации, что усугубляется длительным пребыванием в закрытом учреждении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонова О.И. Значимые параметры эмоционально-личностной сферы подростков в школах с разной степенью психологической безопасности образовательной среды //Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011, № 1.

2. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007, 56 с.

Контактная информация: Сетко Нина Павловна, тел.: 8 (3532) 77-62-21

Contact information: Setko Nina,

р^ис: 8 (3532) 77-62-21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.